Спустя 13 лет в Иерусалим пришел другой ревнитель Закона – Неемия, бывший виночерпием царя Артаксеркса. Он продолжал дело Ездры по восстановлению в народе Закона Моисеева. При Неемии разрушенный Иерусалим постепенно отстраивается и заселяется, вокруг него возводятся новые стены, чинятся поврежденные. При этом строители одновременно защищаются от набегов враждебных соседей. После окончания строительства народ был собран Неемией, Ездра читал всем закон Моисеев, народ при этом плакал и каялся. Впервые после времен Иисуса Навина, завоевателя Обетованной Земли, был отпразднован праздник Кущей. Основная мысль 1-й книги Ездры и книги Неемии: помощь Божия приходит к тем, кто верен Ему и исполняет Его Закон. Содержание 1-й книги Ездры. Первая партия переселенцев возвращается из плена под руководством Зоровавеля. Восстановление разрушенного храма. Возвращение второй группы с Ездрой. Заботы об очищении народа от следов язычества. Содержание книги Неемии. Возвращение Неемии в Иерусалим. Возведение городских стен при сопротивлении враждебных соседей. Возобновление Завета с Богом. Перепись людей из колена Иудина и колена Вениаминова, которые поселились в Иерусалиме. Торжественное освящение Иерусалимских стен. Восстановление праздника Кущей. Устранение нарушений в общественной жизни переселенцев. 2-я и 3-я КНИГИ ЕЗДРЫ. Эти книги – неканонические. 2-я книга Ездры сохранилась только в греческом переводе. Текст 2-й книги Ездры в основном повторяет изложение событий канонических книг: 2-й Паралипоменон, 1-й книги Ездры и книги Неемии. 3-я книга Ездры написана по-еврейски или арамейски. Современные исследователи считают, что она создана уже после Рождества Христова, в конце I века. В этой книге с большой силой проявляются скорбь и недоумение автора по поводу разрушения Иерусалимского храма. Книга полностью проникнута библейским духом. Митрополит Московский Филарет говорил о ней, что она “привлекает своим содержанием взоры любящих испытывать сокровенное”. В русской и славянской Библии текст этой книги переведен с латинского.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Отсюда обычное наименование «книга Неемии», вполне соответствующее указываемому еврейскому надписанию, соответствует и содержанию книги, обнимающему действительно «дела» и жизнь Неемии. В счислениях Свящ. книг, находящихся в древних памятниках православно-восточной Церкви: в 85 апостольском правиле, в 60 правиле Лаодикийского собора, у Мелитона, в 39 пасхальном послании Афанасия, у Кирилла Иерусалимского , Григория Богослова , Епифания Кипрского , Иоанна Дамаскина – эта книга называется «второю книгою Ездры». В катихизисе митр. Филарета сохранены оба названия: «…11) книга Ездры первая и вторая, или по греческому (точнее по еврейскому) наименованию, книга Неемии». В списках перевода LXX толковников эта книга называется, согласно православно-восточному наименованию, «второю книгою Ездры». У западных отцов Церкви: Августина, Иеронима и в счислениях древних западных соборов: Иппонского и Карфагенского, – эта книга называется «второю книгою Ездры», как и в православно-восточных счислениях. В постановлении Тридентского собора сделано пояснение: Esdrae I et II, qui dicitur Nehemias. (Cone. Tridentini Ses. 4. Cornely. Introd. gener. 27 р.). Поэтому в нынешних изданиях Вульгаты оба названия употребляются: Liber Nehemiae qui et Esdrae Secundus dicitur (Cornely. Introd. spec. 1, 351 р.). В Московском издании перевода LXX – Λγος Νεεμα, в славянском и русском переводах и в западных протестантских изданиях Библии и богословских трудах употребляется еврейское наименование – книга Неемии. Какому же наименованию современный православный богослов должен давать предпочтение: еврейскому или древнегреческому? Думаем, что первому. Несомненно: 1) книга Неемии имеет происхождение и характер содержания отличные от книги Ездры; 2) писатели этих двух книг смотрели на свои повествования, не как на продолжение одной книги другою (как в книгах Царств), а как на совершенно отличные одна от другой. Этим лишь можно объяснить двукратное помещение в этих книгах одинаковой именной таблицы иудеев, возвратившихся с Зоровавелем и Неемиею из вавилонского плена ( 1Езд.2 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

X., который (по общепринятому предположению, что Рождество Христово совершилось за 4 года до начала христианской эры) будет временем начала общественного служения Спасителя. Такое счисление 70 седмин, помимо того соображения, что указ Артаксеркса, данный Неемии, был лишь подтверждением того, который дан был Ездре в 7-й год царствования того же царя, обусловливается, очевидно, и тем еще, что указ Неемии, данный Артаксерксом в 20-й год его царствования, считают упадающим на 444-й или 445-й год общей хронологии до Р. X., а отсюда эти толкователи, за решительною невозможностью при таком счислении найти оправдание этому пророчеству Даниила в действительной истории, т. е. за невозможностью получить цифры 490 лет со времени начала седмин до их исполнения с указа Неемии, естественно и должны были отнести начало седмин к 7 году царствования Артаксеркса, издавшего эдикт Ездре, каковой год его царствования и будет падать на 457-й или 458-й до Р. X. Не отрицая возможности и правдоподобности указанных предположений, мы должны указать еще одно мнение, которое является не только общераспространенным, но не менее основательным и правдоподобным, чем вышеприведенное. По сему мнению, за исходный пункт начала счисления 70 седмин берут второй указ Лонгимана, данный на имя виночерпия Неемии, действительно обстроившего Иерусалим стенами. При этом многие, как из западных толкователей, так и наших отечественных 93 , считая за начало седмин второй указ Лонгимана, данный на имя Неемии в 20-й год царствования Артаксеркса, так как только в этом указе дано позволение воссоздать Иерусалим и обнести его стенами ( Неем.2:1–17 ), полагают, что 20-й год царствования Артаксеркса будет упадать не на 444-й или 445-й год до Р. X. 94 , а на 453-й. Этот второй указ Артаксеркса Лонгимана, говорит Арх. Макарий в своем введении в православное богословие 1847 года, дан был в лето двадесятое его царствования 95 , как свидетельствует сам Неемия ( Неем.2:1 ). Но Артаксеркс вступил на престол в 3-м году 76-й олимпиады 96 , который, по нашему счислению, соответствует 473-му году до Рождества Христова 97 . И, следовательно, 20-й год царствования Артаксеркса, по летосчислению греческому, есть 3-й год 81-й олимпиады, по летосчислению римскому 299-й г. от основания Рима 98 , по-нашему – 453-й г. до Р. X. Отселе и должно начинать счисление седмИн.Сделаем же это счисление и приложение седмин к событиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕЕМИЯ [Евр.  ,   - «Яхве утешил»], евр. наместник Иудеи в период персид. владычества, центральная фигура Книги Неемии, описывающей деятельность Н. по восстановлению Иерусалима . Авторство Книги в иудейской и христианской традициях также связывается с именем Н. Книга Неемии Взаимосвязь с Книгой Ездры Книга Неемии - вторичное образование внутри евр. Библии (Biblia Hebraica - BH). В МТ Библии Книга Неемии не выделена из Книги Ездры. В синодальном переводе древнеевр. имя  ,   передается как Ездра под влиянием греч. Εσδρας в Септуагинте и у Иосифа Флавия (в рукописях LXX встречаются также варианты Εσρας, Εζρας, Εζδρας - см. в ст. Ездра ). В совр. изданиях BH (BHK, BHS, BHQ и других - см. в ст. Масоретский текст Библии) Книга Ездры разделена на 2 части: 1 Езд и Неем. О вторичности этого разделения свидетельствует колофон, непосредственно следующий за Неем 13. 31 (masora finalis):                 («всего стихов в книге шестьсот восемьдесят пять»). Он относится ко всему тексту 1 Езд и Неем. О том же говорит и обозначение середины книги после Неем 3. 31:       («середина книги по числу стихов»). Это подтверждается и более поздней евр. традицией. Согласно Вавилонскому Талмуду (Санхедрин. 93b), все содержание Книги Ездры (      ) было рассказано Н., сыном Хакалии. Ответ на вопрос о том, почему Книга Ездры не названа его именем, дает раввин Иеремия бен Абба: потому что Н. заявлял о своих заслугах и т. д. Порядок книг (  ) в этой традиции таков: Руфь, Псалмы, Иов, Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней, Плач, прор. Даниила и свиток Есфирь, Ездра и Паралипоменон (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 14b). Из этих текстов ясно, что Книга Неемии - составная часть Ездры и без нее не существует. Раннехрист. свидетельство о каноне евр. Писания этот факт подтверждает (см. в ст. Канон библейский ). Мелитон Сардский ( не позднее 190) сообщает в «Эклогах» (цит. в: Euseb. Hist. eccl. IV 26. 14): «Я отправился на Восток и дошел до тех мест, где Писание было проповедано и исполнено, в точности разузнал о ветхозаветных книгах и послал тебе их список. Вот их названия: пять книг Моисеевых - Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Иисус Навин, Судьи, Руфь, четыре книги Царств; две Паралипоменон, Псалмы Давида, Притчи Соломоновы (или Книга Премудрости), Екклесиаст, Песнь Песней, Иов; пророки: Исаия, Иеремия и двенадцать в одной книге, Даниил, Иезекииль, Ездра».

http://pravenc.ru/text/2564830.html

§ 1. О книгах Ветхого Завета вообще I. Определение Книги Ветхого Завета суть те, священные книги, которые до Рождества Христова богодухновенными мужами написаны и преданы Церкви для всегдашнего правила веры и действий. II. Показание книг Ветхого Завета Оные суть: Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзакония, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1 Царств, 2 Царств, 3 Царств, 4 Царств, 1 Паралипоменон, 2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, 2 Ездры, Есфирь, Иов, Псалтирь, Притчей, Песни Песней, Премудрости Соломони, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Пророка Исаии, Пророка Иеремии, Плачь Иеремиев, Пророка Варуха, Пророка Иезекииля, Пророка Даниила, Пророка Осии, Пророка Иоиля, Пророка Аммоса, Пророка Авдии, Пророка Ионы, Пророка Михея, Пророка Наума, Пророка Аввакума, Пророка Софонии, Пророка Аггея, Пророка Захарии, Пророка Малахии, 1 книга Маккавейская, 2 книга Маккавейская, 3       книга Маккавейская, 3 книга Ездры. III. Разделение Сии книги суть двоякие: Одни суть правильные (Canonici) получившие наименование сие из Посл. к Гал. ( Гал.6:15,16 ) и Филип. ( Флп.3:16 ). Называются они правильными потому, что содержат в себе неизменное правило веры и действий человеческих. Таковые суть 5 книг Моисеевых, книга Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре Царств, две Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, Есфири, Иова, Псалмы 150, Притчей Соломоновых, Песни Песней, Екклесиаста, Пророка Исаии, Иеремии с плачем его, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Аммоса, Авдии, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Что сии, а не другие Церковь Иудейская и Христианская первенствующая правильными признавала, то свидетельствуют Правил Апостол. правило 85, Собора Лаодикийского правило 59, из св. отцов Афанасий в сокращении Священного Писания , Ориген у Евсевия кн. 6, Ист. цер. гл. 25, Кирилл Иерус. катех. 4, Иоанн Дамаскин кн. 4, гл. 18 и прочие; из Иудеев Иосиф, кн. 1 против Апиона, Мелитон у Евсевия Ист. церк. кн. 4, гл. 26 и другие. – И что они подлинно книги богодухновенные, то явствует из следующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице. Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия. По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо ( Быт.5:24 ), будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю. Три с половиной года святые Енох и Илия будут проповедовать покаяние и совершат много чудес. Своей проповедью они будут обращать людей к истинной вере. Им будет дана власть, как и при земной жизни пророка Илии, «затворити небо, чтобы не шел дождь во дни пророчествия их» ( Откр.11:6 ). Через три с половиной года их проповеди антихрист сразится с ними и убьет их, но силой Божией они воскреснут через три с половиной дня в ознаменование того, что владычество лжи и насилия перед кончиной мира будет недолговечным ( Откр.11:11 ). Иконописная традиция часто изображает святого пророка Илию возносящимся на огненной колеснице на Небо. К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей отечественной истории. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (†945) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т. е. главным. В Константинополе, где на службе у греческих императоров до X века было много варягов-руссов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещеных русских людей, о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году. После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В святом пророке Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового урожая. О глубине почитания праздника пророка Илии свидетельствуют рукописные церковные месяцесловы (календари), в которых этот праздник называется «святое восхождение пророка Илии» или «огненное восхождение святого пророка Илии». Обычно в день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где расположены Ильинские храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К пророку Илии, – столь ревностному проповеднику правды Божией и столь высокому орудию благодати, люди во все времена имели великое уважение и благоговение. Современники пророка, ясно видя в нём благодать Божию, называли его человеком Божиим ( 3Цар.17:18 ), во устех которого глагол Господень истинен ( 3Цар.17:24 ); в знак особенного благоговения к нему повергались перед ним на землю ( 3Цар.18:7 ; 4Цар.1:13 ); исповедали перед ним великую благодать Святого Духа, живущую и действующую в нём ( 3Цар.18:12 ; 4Цар.2:15–16 ). Сирах пишет о великом пророке: «востал Илия пророк, как огонь, и слово его, как свеща, горело. Он навёл на них глад, и ревностью своею умалил их. Словом Господним заключил небо и свёл трижды огонь с неба. Как ты прославился, Илия, своими чудесами, и кто сравнится с тобою в славе! Ты воздвигнул мёртвого от смерти и из ада, словом Вышнего. Ты низвёл царей в пагубу, и знаменитых с ложа их. Ты слышал на Синае обличение и на Хориве суд отмщения. Ты помазал царей для воздаяния и пророков преемниками по себе. Ты вознесён вихрем огненным на колеснице с огненными конями. Ты предопределён в обличительных пророчествах на времена будущие утишить гнев Божий при его воспламенении, обратить сердце отца к сыну, и восстановить колена Иаковлевы. Блаженны те, кои увидят тебя и украсятся любовью» ( Сир.48:1–11 ). Составитель первой книги Маккавейской с похвалой упоминает между прочими знаменитыми и благочестивыми мужами Ветхого Завета и о пророке Илии: Илия егда возревнова ревностью закона, взяся даже на небо (1Макк.2:58). Во время земной жизни Иисуса Христа Иудеи, взирая на великие чудеса Его, считали Его за пророка Илию ( Мф.16:14 ). В день преображения Господня Илия, как представитель пророков, во свете явился с Моисеем на горе и беседовал с Господом. Апостол Пётр, бывший очевидцем преображения Господня, желал между прочим сотворить едину сень и Илии. От времён Апостольских почитание пророка Илии продолжается в Церкви Христовой и даже вне её непрерывно. В III веке преп. Харитон на месте пустынного пребывания пр. Илии основал обитель Илиотов. В IV столетии, в день пророка Илии св. Амвросий Медиоланский , Августин и Златоуст говорили поучения, которые показывают, что праздник сему пророку в IV веке совершаем был в разных Церквах христианских. Св. Иоанн Златоуст , беседуя во храме св. мучеников в день пророка Илии, между прочим произнёс об нём: «множество времени не затмило его памяти, как и следовало. Такова добродетель». Даже и доселе, слишком через 2780 лет, благоговейные предания не затмились о пророке Илии; – доселе Палестинские предания с благоговением указывают места, освящённые стопами ног великого пророка Божия. В XI веке Иоанн, архиепископ Евхаитский, и позднее иеромонах Пахомий Логофет на день пророка Илии написали многие песнопения, доныне поемые Церковью в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Во времена Неемии проходил свое служение последний ветхозаветный пророк – Малахия. Он предсказывал пришествие Мессии во времена второго храма и явление его Предтечи. «Вот Я пошлю Вестника», говорил Малахия от имени Божия, «и Он приготовит путь Мой предо Мною. Вот, прежде наступления великого и страшного дня Господня, Я пошлю вам Илию пророка, который обратит сердца отцов к детям и сердца детей к родителям. И скоро придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы ожидаете». Возвращение иудеев из плена, создание Иерусалимского храма и города описываются в книгах Ездры и Неемии. § 101. Священные книги евреев Моисей, написавши свои книги, обнародовал их как книги божественные, велел положить их в Скинии подле Ковчега и по временам читать их для израильтян. Также поступили потом Иисус Навин, Самуил и последующие священные писатели. В последний же раз эти священные книги были собраны, рассмотрены и обнародованы за божественные Ездрою, при содействии Неемии. Всех освященных книг, собранных Ездрою, иудеи приспособительно к числу букв своего алфавита считают двадцать две, совокупляя для сего по две и далее по несколько книга, под одно число; на самом лее деле их 28. Они суть следующие: 1) книга Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ, 5) Второзаконие, 6) книга Иисуса Навина, 7) книга Судей и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь, 8) первая и вторая книга Царств, 9) третья и четвертая книга Царств, 10) первая и вторая книга Паралипоменон, 11) книга Ездры и Неемии, 12) Есфирь, 13) книга Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломоновы, 16) Екклесиаст, 17) Песнь песней, 18) книга пророка Исайи, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) двенадцати пророков. Кроме сих Боговдохновенных книг, у иудеев пользовались большим уважением еще следующие книги: 1) книга Товита, 2) Иудифь, 3) Премудрости Соломоновой, 4) Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 5) вторая и третья книга Ездры, 6) три книги Маккавейские. § 102. История Есфири и Мардохея Не смотря на указ Кира, дозволявший иудеям возвратиться в отечество, большая часть из них осталась в областях персидского царства. Между ними был некто Мардохей, из колена Вениаминова, человек добродетельный и благочестивый. У него воспитывалась в доме сирота – племянница, по имени Есфирь. Случилось, что персидский царь Ассуир (Ксеркс) был однажды весьма разгневан своенравием супруги своей Астини и в наказание отпустил ее от себя. Для избрания ему новой, более достойной супруги собраны были в Сузах лучшие девицы со всего государства. Мардохей, служивший при царском дворе, представил в числе их и свою племянницу. При этом он запретил ей до времени открывать о своем происхождении. Сверх всякого чаяния, Есфирь понравилась царю более всех прочих девиц и сделалась его супругою. Не смотря на такое возвышение, она продолжала жить в страхе Божием и по-прежнему чтила своего дядю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Краткая историческая справка – гора Кармил: Гора Кармил лежит в пределах колен Асирова и Манассиина, выдаваясь северным концом своим в Средиземное море. Это одна из самых красивых гор Палестины. Название Кармил означает “плодоносное поле”. Даже язычники, по свидетельству Тацита и Светония, называли ее святою и почитали ее жилищем Дия или Зевса. Гора Кармил имеет протяжение в 23 километра и кончается в Эздрилонской долине. Арабы называют в нестоящее время гору Кармил Джебель-Мар-Елиас, то есть гора пророка Илии. Здесь пророком были посрамлены жрецы Вааловы. Здесь пророк попалил двух пятьдесятоначальников с их отрядами, посланных от нечестивого царя Охозии. После святого Илии на Кармиле жил святой пророк Елисей. Ниже пещеры святого пророка Илии находится большая пещера, именуемая школою Пророков. По преданию, святые пророки обучали там юношество, приготовляя служителей истинному Богу. Существует предание, что и пресвятая Дева Мария с Богомладенцем Иисусом посещала пещеру пророка Илии, когда жила в Назарете. Во времена христианские обитало на горе Кармильской множество отшельников. Святую гору сравнивают с ульем, а отшельников ее с пчелами, собирающими духовный мед подвигов и добродетелей для вечности. Над пещерою святого пророка Илии ныне устроен католический монастырь кармелитов. Сама пещера находится внутри храма, под алтарем. 3Цар. 18, 30–40 : Огонь с неба на приношение Илии. Большой дождь в ответ на молитву Илии ( 3Цар. 18, 41–46 ). Пророк Илия на горе Хорив ( 3Цар. 19 ): 3Цар. 19, 1–3 : Намерение Иезавели отомстить пророку Илие; 3Цар. 19, 4–8 : Бегство Илии на гору Хорив 212 и промысел Божий над ним. 3Цар. 19, 9–18 : Явление Божие в “веянии тихого ветра”. 3Цар. 19, 19–21 : Призвание Елисея 213 . Кроме известного сравнения пророка Илии с Иоанном Предтечей мы видим в пророке прообраз и самого Спасителя: Илия подобно Спасителю кроме слова Истины совершает много поразительных чудес, подобно как в засуху пророк дал бедной вдове хлеба и воды так Господь дал каждому человеку истинный Хлеб Жизни; воскрешение сына сидонской вдовы подобно тому воскрешению, которое Господь дает каждому с верой обращающемуся к нему; подобно как побеждаемы языческие боги на горе Кармил, так и Иисус Христос низвергает ложные божества; “веяние тихого ветра” на горе Хорив есть прообраз Новозаветного времени – времени любви; повеление Божие помазать царя над Сирией – пророчество о принятии благодати языческими народами земли; призвание Елисея – прообраз призвания святых апостолов. Впоследствии вознесение пророка Илии на небо станет пророчеством о Вознесении Христа. Войны Ахава с Сирией

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

246 A потому Кауч очень легко разрешает, выкидывая вовсе слова: «(Александр воцарился) вместо него над Елладою», признавая их «позднее каким-либо читателем вставленною глоссою» 1. с. 34 s. 252 Lewy. Chald. Wörterbuch. Leipz. 1881 г. 2, 495 s. Сл. . Здесь указаны случаи употребления в таргумах и талмуде слова: небо в значении: Господь. У пророка Даниила есть выражение: власть неба, т. е. Господа ( Дан.4:23 ). 254 Тождественное имя Иасон Киренский встречается в надписях в храме Тотмеса в Египте в 3 в. до Р.Х. Andre. 1 с. 95 ρ. 257 Keil. Einl. 719–720 ss. – за 63 г. до Р.Х., католич. ученые к более ранней эпохе относят. Шольц и Корнели к 124 до Р.Х., Каулен к 154 и 123 до Р.Х., Вигуру к 123–106 или 67 гг. до Р.Х.; Рейш – к 100-му; Вельте к началу последнего века до Р.Х. Cornely. Introd. spec. I, 457–458 pp. Упоминаемое Кальметом мнение о принадлежности ее Филону или Фидию уже не повторяется (Dissert. prael. 2, 417 p.). 269 Нужно, впрочем, заметить, что Великими Вигуру называет двух Антиохов; на 208 стр. Антиоха III, а на 212 Антиоха IV Епифана 271 Апологетические доводы за достоверность 2 Мак. книги собраны в соч. Patrizi. De consemsu utriusque libii Maccabicorum 1856. Им пользуются новые католич. защитники Мак. книги. Cornely. 1. c. 642–664 pp. Вигуру. Указ. соч. 184 стр. прим. 272 По приведенным у Гримма (1 В. Мак. 92 s. и 2 В. Мак. 146 s.) историческим и географическим свидетельствам ясно, что эти города находидись в разных местах. Кориели прибегает к «порче текста» вм. ν περσδη πλις прочтено: ν περσεπλει (1. c. 467 р.). Но догадка его не подтверждается памятниками и бездоказательна. 276 Тем более суетны эти попытки, что столп католического богословия, бл. Августин, замечает, что « Церковь признает Маккав. писание не бесполезным, если оно будет читаемо или слушаемо благоразумно» (Contra Gavdent I, 31. – Христ. Чт. 1882, 60), а в сочинении «О чудесном» бл. Августин даже исключает Маккав. книги из канона Божественных писаний (De mirab. Sakr. Script. II). 278 Origen. Exhoit. ad. тагтуг. Opp· 1, 287. Cyprian. De exhort, тагтуг. 9 cap. Greg. Nazianz. Hom. XXII. У Златоуста есть три слова о Маккавеях. В катакомбах давние рисунки изображают их подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010