Таким образом, промыслитльная деятельность Божия направила даже и нечестивого Антиоха на истинный путь нравственной жизни, ибо Антиох, хотя с муками и карами, все же исповедал, что Он Един есть Бог (VII, 37, 38), и написал письмо иудеям (IX, 18–28). Итак, промыслительная деятельность Божия о мире, по учению 2-ой Маккавейской книги, выражается в сохранении тварей, в содействии или вспомоществовании им и в управлении ими. В тесной связи с последними двумя видами промыслительной деятельности Божией стоит промыслительная деятельность Бога к падшему человеку. Промышление Божие о падшем человеке, по учению 2-ой Мак. книги, совершается двумя способами: естественным и сверхъестественным. К естественному способу промышления Божия о падшем человеке относятся, 2-ю Мак. книгою, все роды промыслительной деятельности, оказываемой Богом и в отношении вообще к миру, как-то: сохранение тварей, содействие или вспомоществование им и управление ими. При разборе учения 2-ой Мак. книги о промыслительной деятельности Божией этого рода, мы уже и прежде отметили, что содействие или вспомоществование тварям и управление ими имеют в виду главным образом разумно-свободные существа, каковыми являются все люди. К сверхъестественному способу промышления Божия о людях 2-я Мак. книга относит средства сверхъестественные, чудесные. Эти средства употребляются Богом, по учению 2-ой Мак. книги, для поддержания в людях истинной веры в Единого истинного Бога; а так как носителем этой истинной веры, еще по завету Бога с Авраамом, Исааком и Иаковом (I,1–2), является еврейский народ, который, поэтому, в книге зовется народом святым (XV, 24), то он-то и является, по учению 2-ой Маккавейской книги, предметом особого промышления Божия – чудесного охранения. Достаточно припомнить хотя бы последнее нашествие Никанора и его поражение. «Маккавей, видя наступление многочисленного войска, пестроту приготовленного оружия и свирепость зверей, простер руку к небу и призывал Господа, творящего чудеса и всевидящего, зная, что не оружием одерживается победа, но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

книге, называется «всевидящим» (XII. 22; XV, 2). Ум Божий, в отношении к действиям Божиим, является высочайшей премудростью, которая состоит в совершеннейшем знании наилучших целей и наилучших средств и, вместе, в совершеннейшем искусстве прилагать последние к первым; таким образом премудрость Божия – это есть самый разум Божий, рассматриваемый с деятельной стороны. Указание на премудрость Божию можно видеть в речи матери мучеников-Маккавеев, когда она говорила сыну своему о сотворении Богом неба и земли и о природе человека (VII, 23, 28). Указание на премудрость Божию можем видеть мы и в речах Иуды Маккавея о том, как Бог оберегал всегда Свой еврейский народ (VIII. 18–20). Волю Божию, как и ум, 2-я Мак. книга рассматривает саму в себе и в отношении к тварям. В первом случае, 2-я Мак. книга воле Божией приписывает высочайшую свободу и, по свободной деятельности, совершеннейшую святость. Высочайшую свободу 2-я Мак. книга приписывает воле Божией в том смысле, что Бог определяет Себя к деятельности, совершенно независимо от всякой необходимости или принуждения, как внешнего. так и внутреннего, и единственно на основании представлений своего совершеннейшего разума. Бог избирает, что хочет, и осуществляет, избранное, как хочет. Про Иуду Маккавея говорится, что он перед сражением простер руки к небу и призывал Господа, творящего чудеса и всевидящего, зная, что не оружием одерживается победа, но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным (XV, 21). Совершеннейшую святость воле Божией 2-я Мак. книга приписывает в том смысле, что Бог совершенно чист от всякого греха и даже не может согрешать, во всех же тварях Бог любит только одно добро и ненавидит зло. Священники, в виду опасности, грозившей храму от Никанора, так молятся: «И ныне, Святый Господи всякой святыни, сохрани на веки неоскверненным сей недавно очищенный дом, и загради и уста неправедные (XIV, 36). Рассматривая волю Божию в отношении к тварям, 2-я Мак. книга приписывает ей бесконечную благость, совершеннейшую истинность и верность и бесконечное правосудие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Иуда рассказал им и о том заступлении, какое получали их предки (VIII, 18, 19; VII, 38; III, 28; XV, 24). Всемогущество Божие выразилось и в промышлении Его о храме Иерусалимском. Илиодор, за оскорбление храма, явно был наказан и познал на себе всемогущество Божие (III, 22–30). Антиоху удалось войти в святейший во всей земле храм, но это потому, что самое место, сделавшись причастным бывшим народным несчастиям, приобщилось, потом, благодеяний Господа и, быв оставлено Всемогущим во гневе, опять, с умилостивлением Владыки, воссияло во всей славе (V. 15–20). Тот же Антиох сокрушен был (IX, 11) за новую попытку разрушить священный город Иерусалим и храм Божий. Всемогущество Божие выражается, наконец, и во всех чудесах Божиих. Иуда Маккавей при наступлении Никанора «призывал Господа, творящего чудеса и всевидящего, зная, что не оружием одерживается победа, но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным». В молитве своей он так говорил: «Ты Господи, при Езекии, царе иудейском, послал ангела, и он поразил из полка Сеннахиримова сто восемьдесят пять тысяч. И ныне, Господи небес, пошли доброго ангела перед нами на страх и трепет врагам. Силою мышцы Твоей да будут поражены пришедшие с хулением на святый народ Твой» (XV, 21–24). Все приведенные нами свойства Божии: беспредельность, самобытность, независимость, неизмеримость и вездеприсутствие, вечность и всемогущество, по учению 2-ой Мак. книги, одинаково относятся как вообще к природе – существу Бога, так и к обеим силам ее – уму и воле. Но, кроме этих общих свойств Божия существа и Его сил – ума и воли, 2-я Мак. книга дает нам учение и особо о свойствах ума Божия и особо о свойствах воли Божией. Свойства ума Божия – это те, которые принадлежат только уму Божию. Ум Божий 2-я Мак. книга рассматривает с двух сторон: сам в себе и в отношении к действиям Божиим. Ум Божий сам в себе, 2-я Мак. книга называет всеведением и, под этим свойством, разумеет не только то, что Бог знает все, но что Он знает все совершеннейшим образом. Старец Елеазар в своей предсмертной речи прямо заявляет, что «Господу, имеющему совершенное ведение, известно» его внутреннее настроение (VI, 30; XV, 21); по этому свойству Бог, во 2-ой Мак.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

4. «Еще в те дни я видел иудеев, которые взяли себе жен азотянок, аммонитянок и моавитянок; и сыновья их в половину говорят по-азотски, или на языке других народов и не умеют говорить по-иудейски. И я сделал за это выговор, и проклинал их, и бил некоторых мужей из них, и рвал волоса у них, и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя. Не из-за них ли, говорил я, грешил Соломон царь Израилев? У многих народов не было такого царя как он; и любим он был Богом своим, и поставил его Бог царем над всем Израилем; и однако ж и его ввели в грех чужеземные жены. А что до вас, то можно ли слышать, что делается все это великое зло, что грешат пред Богом нашим, принимая в сожительство жен чужеземных? И из сыновей Иояды, сына великого священника Елияшива, один был зятем Санваллата Хоронитского. Я прогнал его от себя» (ст. 23–28). В заключение Неемия резюмирует: «и таким образом я очистил их от всего чужеземного, и восстановил службу священников и левитов, каждого в деле его» (ст. 30). Сколько времени продолжаюсь это второе штатгальтерство Неемии, совершенно неизвестно. Как шли дела после него, тоже неизвестно. С гипотезами же на этот счет мы познакомимся при разборе мнений, полагающих деятельность пророка Малахии после времени Неемии. Теперь же, рассмотрев известия книг Ездры и Неемии о состоянии иудейства в 5 веке до Р. Хр., мы должны исследовать, в каком отношении к этим известиям стоит книга пророка Малахии. Для этого мы должны сравнить те черты, характеризующие быт народный, которые отмечены в книге нашего пророка, с приведенными данными книг Ездры и Неемии. 3) Состояние иудейства по книге пророка Малахии. Вот те немногочисленные черты, рассеянные в книге пророка Малахии, какими характеризуется состояние современного ему иудейства. В общем, по-видимому, это было довольно жалкое состояние во всех отношениях. Народ сам сознавал, что ему живется весьма плохо и, под влиянием этого сознания, на увещание пророка исполнять закон Иеговы, который любит Израиля, свой народ, позволял себе даже дерзко спрашивать Бога: «в чем Ты возлюбил нас?» И пророк, в ответ на это, мог только указывать иудеям, что соседям их и давнишним историческим врагам, Эдомлянам, приходится еще хуже: хорошо и то, что вы еще целы, не совсем погибли (Мал.1:2–5) 214 . Какими внешними причинами было обусловлено это печальное положение, пророк не говорит; но мы не ошибемся, поставив это в связь с военными предприятиями персидских царей, близко касавшимися Палестины, а иногда и прямо происходившими в ней, о чем мы говорили выше 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Вновь рассказываю о том, как поминают в Болгарии каждый год Третьего Марта русских солдат освободителей, как в каждом храме слышится молитва о России. Как над Шипкой и Плевной стоит поминальный стон. Там шли самые ожесточенные бои. Там стоят русские храмы, построенные, как и собор Александра Невского, вдовами и матерями погибших русских воинов на средства, собранные в России… В каждом болгарском доме чтят память наших воинов. В каждом городе Болгарии улицы городов пестрят русскими именами: ул. Царя Освободителя, ул. Князя Церетели, ул. Генерала Гурко, ул. Генерала Радецкого, ул. Князя Вяземского, ул. Генерала Скобелева, ул. Тотлебена, ул. Генерала-адъютанта князя Николая Ивановича Святополк-Мирского… Поминают на всех службах русского Царя-Освободителя Александра II, поминают Великого князя Николая Николаевича Старшего, главнокомандующего Дунайской армией, его брата – Великого князя Михаила Николаевича. Поминают не только воинов, но и сестер милосердия баронессу Вревскую, Т. Толбухину, В. Новикову, С.С. Степанову, А. Мороз, А. Сапфирскую, А.А. Никольскую и всех тех, кто не щадил живота своего в боях за освобождение Болгарии. Специальный корреспондент английской газеты «Дейли Ньюс» Я.-А. Мак-Гахан писал о зверствах турок в Болгарии и о храбрости русских воинов. Когда читаешь его строки, волосы встают дыбом. В июне 1876 года издатель «Daily News» направил Мак-Гахана в Болгарию для расследования ужасов, которые совершались во времена османского ига над болгарами. Мак-Гахан проехал по всей разоренной турками стране, расспрашивал тех, кто остался в живых, и яркими красками описал бедственное положение болгар. Перед фактами, собранными правдивым корреспондентом, смолкли возражения против вооруженного вмешательства России в судьбы балканских славян. Во время войны 1877-78 гг. Мак-Гахан сопровождал русскую армию, присутствовал при первом сражении русских с турками и при переходе наших войск через Дунай; несмотря на перелом ноги, он примкнул к отряду генерала Гурко, шел впереди с генералом Скобелевым, четыре раза лежал в траншеях, больной лихорадкой. В корреспонденциях его, относящихся к этой эпохе, подробно описаны действия русской армии, начиная с боя под Шипкой и до взятия Плевны. Во время переговоров о мире Мак-Гахан умер от тифа в Константинополе (ныне – Стамбул) в 1878 году. Он был женат на русской женщине Варваре Николаевне Елагиной, корреспонденте русских, американских и даже австралийских газет. Журналист умер рано, но успел очень многое сделать для освобождения болгарского народа.

http://pravoslavie.ru/38185.html

Мак. Итак ты веруешь так же, как блаженный Лукиан? Прав. Я уже сказал, что мы веруем не только так как веровал блаж. Лукиан, но и так, как веровали все св. мученики и Апостолы. Мак. Значит ты подписался бы под символом Лукиана? Прав. Но что же ты осуждаешь в том, что изложено 318-тью отцами в Никее, Вифинском городе?.. Мак. А ты что осуждаешь в изложении Лукиана? Прав. Я осуждаю вашу прибавку, и я могу доказать, что эта прибавка сделана вопреки мысли того мученика. Мак. А разве вы ничего не прибавили к Никейскому изложению веры? Прав. Прибавили, но не противное ему. Мак. Всё-же прибавили. Прав. То, что в то время не было изследовано, что теперь благочестиво отцы истолковали (τ ττε μ ζητηθντα, νν ρμνευσαν ο πατρες εσεβς) 1557 . Какая здесь разумеется прибавка к символу Никейскому? – В свое время Гарнье видел здесь ясное указание на второй вселенский собор и составленный им символ, но Дрэзеке, принимая результаты изследования Гарнака о происхождении символа константинопольского, относит эти слова к тому, что сделано было на соборе Александрийском 362-го года, отцами которого Дух Св. был исповедан Богом и единосущным Отцу и Сыну. Следовательно, – заключает Дрэзеке, – слова православного о „ныне " истолкованном Никейском символе поставляют нас в 362 или 363-й год и указывают вообще на первую половину 60-х годов, как на время составления диалогов о Св. Троице. Переходя к вопросу об авторе этих диалогов, Дрэзеке рядом доказательств и хочет подробнее обосновать свое положение о принадлежности этого сочинения Аполлинарию. Эти доказательства состоят в сравнении учения и языка диалогов с учением и языком подлинных творений Аполлинария, – сравнении, часто сопровождаемым длинными выдержками и сопоставлениями текста 1558 , причем всегда в такой или иной мере обнаруживается сходство между теми и другими. Было бы слишком утомительно и излишне приводить эти сопоставления, – тем более, что в дальнейшем, при частичном разборе доказательств Дрэзеке, все они будут по существу изчерпаны, – и потому мы переходим к общей оценке гипотезы Дрэзеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Э. жил в Кондере, затем отправился в Миде и основал мон-рь Ланн-Эло. Впосл. его почитали как «второго покровителя» Кондере (ipse est secundus patronus eiusdem ciuitatis). Житие св. Мак Ниссе, основателя Кондере, сохранилось в поздней сокращенной версии; в нем сообщается, что Мак Ниссе, сопровождая святых Патрикия и Бригиту, посетил место, где впосл. был основан мон-рь Ланн-Эло, и увидел там ангелов, спускавшихся на землю и поднимавшихся на небеса. Св. Патрикий предложил ему возвести на этом месте церковь, но Мак Ниссе предсказал, что через 60 лет его родственник К. Э. построит здесь знаменитый монастырь ( Heist. Vitae. P. 406). По мнению исследователей, тесные отношения общин Ланн-Эло и Кондере были связаны с тем, что К. Э. принадлежал к туату Дал Сальни, управлявшему Кондере. По преданию, на землях соседнего туата Дал м-Буан некогда жил св. Патрикий; в юности он был рабом правителя (или друида) Милиукка мокку Буана. Считалось, что Мак Ниссе был учеником св. Патрикия. Поэтому К. Э. почитал св. Патрикия и, возможно, составил гимн в его честь ( Doherty. 1991. P. 89-90; Charles-Edwards. 2000. P. 54-67). Согласно Житию К. Э., воспитанником К. Э. был Димма Дуб, ставший «святым и ученым мужем, помощником и защитником всех церквей Ирландии» (sanctus et sapiens, et omnibus ecclesiis Hibernie adiutor et protector erit). Скорее всего речь идет о еп. Димме Дубе († 659), к-рый возглавлял Кондере; вместе с др. влиятельными церковными деятелями Сев. Ирландии он упоминается в послании администраторов Папского престола 640 г. ( Beda. Hist. eccl. II 19). В анналах о Ланн-Эло впервые говорится под 740 г. (кончина св. Брана из Ланн-Эло); в VIII-XI вв. церковные общины Ланн-Эло и Кондере нередко возглавлял один человек с титулом «аббат» (778, 867, 917), позднее - «наследник Мак Ниссе и Колмана Эло» (954, 956, 963, 976, 1038). Имя Ку Крутне († 817), «книжника» (scriba) и настоятеля (princeps) Ланн-Эло, означает «пес круитни» и указывает на его связь с племенами Дал н-Аради. К союзу Кондере и Ланн-Эло присоединилась община Латрах-Бриун (ныне Ларабрайан, графство Килдэр) (запись под 901 г.); ее основатель св.

http://pravenc.ru/text/1841768.html

Список первосвященников. Список является продолжением ( 1Пар. 6:10–14 ), где исчисляются первосвященники до Иоседека, отца Иисуса. Называемый в ст. 10 Елиашив был первосвященником во время Неемии (ср. Неем. 3:1, 13:4, 7, 28 ). О первосв. Иоиаде, называемом у И. Флавия Иудой (Иуд. Древн. XI, 2, 1), в ( Неем. 13:28 ) сообщается, что сын его вступил в родственные отношения с Санаваллатом и за это был изгнан из Иерусалима. Вместо имени сына Иоиады Ионафана, ввиду ст. 22 и 23, лучше читать имя Иоханана или Иоанна (Иуд. Древн. XI, 7, 1). И. Флавий рассказывает, что этот Иоханан умертвил своего брата Иисуса, и это послужило поводом к осаде Иерусалима Вагозом, полководцем Артаксеркса II-ro. Последний названный в ст. 11 первосвященник – Иаддуй. И. Флавий представляет его современником Александра Македонского (336–323). На этом основании некоторые исследователи отрицают даже принадлежность Неемии XII-й гл., а вместе с тем и всей книги. Но от времени Неемии до Александра Макед. (433–330) прошло не много более 100 л. Нет ничего невероятного в том, что Неемия видел Иаддуя в раннем детстве – и называет его в родословной, как кандидата на первосвященство. Если же такое предположение отвергнуть, то можно допустить, что первосвященническая родословная в ст. 11 продолжена уже после Неемии и доведена до Иаддуя. Неем.12:12 .  Во дни Иоакима были священники, главы поколений: из дома Сераии Мераия, из дома Иеремии Ханания, Неем.12:13 .  из дома Ездры Мешуллам, из дома Амарии Иоханан, Неем.12:14 .  из дома Мелиху Ионафан, из дома Шевании Иосиф, Неем.12:15 .  из дома Харима Адна, из дома Мераиофа Хелкия, Неем.12:16 .  из дома Иддо Захария, из дома Гиннефона Мешуллам, Неем.12:17 .  из дома Авии Зихрий, из дома Миниамина, из дома Моадии Пилтай, Неем.12:18 .  из дома Вилги Шаммуй, из дома Шемаии Ионафан, Неем.12:19 .  из дома Иоиарива Мафнай, из дома Иедаии Уззий, Неем.12:20 .  из дома Саллая Каллай, из дома Амока Евер, Неем.12:21 .  из дома Хелкии Хашавия, из дома Иедаии Нафанаил. Список священников, глав поколений, из времен первосв. Иоакима. Упоминаемый в ст. 16 Захария из дома Иддо, вероятно, тожествен с пророком Захарией ( Зах. 1:1 ; 1Езд. 5:1 ). В ст. 17-м после слов: " из дома Миниамина " , несомненно, утрачено имя главы поколения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На некоторое время Неемия возвращается в Персию, но скоро вновь приходит в Иудею. Как в первый, так и во второй приход Неемия много внимания уделяет очищению нравственности иудеев, равно как и укреплению их политического положения. В этом ему много помогает священник Ездра. Славное имя Неемии вошло и в другие библейские книги. Так, Иисус, сын Сирахов, восхваляет его за восстановление стены ( Сир.49:15 ), а автор Маккавейских книг – за составление библиотеки, в которой были собраны сказания о царях и пророках (2Макк.2:13). Цель написания книги двоякая: во-первых, продолжить историю Ездры, а во-вторых, показать промыслительное действие десницы Божией, избавляющей Свой народ от нужды и угнетения и сохраняющей его ради грядущего Мессии. Содержание можно условно поделить на 3 части. 1 часть – (с 1 по 7 главы). История возвращения Неемии в Иерусалим и восстановление под его руководством стен города. 2 часть – (с 8 по 10 главы). Описание обучения народа Закону Божию Ездрой и Неемией. 3 часть – (с 11 по 13 главы). Повествование об освящении городских стен и очищении нравов народа. Отношение книги Неемии к Первой книге Ездры Книга Неемии продолжает повествование об истории иудейского народа, начатое Ездрой. Но если Ездра рассказывает о построении Храма, то в книге Неемии подробно и обстоятельно говорится о гражданском устройстве народа на религиозных началах. 12. Книга Есфири Название книги Название книги заимствовано от имени главной героини повествования – иудеянки Есфири, из колена Вениаминова, которая из бедной сироты возвысилась до звания персидской царицы и послужила, по Промыслу Божию, делу спасения своих соотечественников. Есфирь (в Масоретском тексте – Эстер) – персидское слово и значит «звезда», еврейское же имя Есфири – Гадасса-Мирта (2:7). Состав и содержание книги По содержанию книга разделяется на 3 части: 1–2 главы – возвышение Есфири; 3–7 главы – замысел Амана против Мардохея и его крушение; 8–10 главы – возвышение Мардохея и спасение обреченных на истребление евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

V. Разделение Из двух частей состоит сия книга. В первой повествуется о восхождении Неемии из Сусан-Авира в Иерусалим для возобновления оного, от гл.1 до 8 ( Неем.1–7 ), где: 1) Причина шествия его; весть о разорении Иерусалима. Неем.1 . 2) Испрошение от царя отпущения; пришествие во Иерусалим, и осмотрение разорения Иерусалима. Неем.2 . 3) Созидание града, – где: 1. Созидания общие и особенные. Неем.5 . 2. Преодоление трех препятствий, которые суть следующие: а. Санаваллатово, первое зломышление. Неем.4 . б. Скудость в хлебе, и собирание оброков. Неем.5 . в. Санаваллатово последнее злоумышление. Неем.6 . 4) Восстановление градоправления, и исчисление жителей. Неем.7 . Во второй повествуется о двоекратном возобновления церкви, благополучно от Неемии учиненном – от гл. 8 до 11 ( Неем.8–10 ), где: 1) Возобновление первое, от гл. 8 до 11 ( Неем.8–10 ), где: а. Восстановление чтения закона. Неем.8 . б. Общественное народа при слушании закона покаяние. Неем.9 . в. Торжественное постановление завета от народа учиненное, во исполнении всех заповедей Божиих. Неем.10 . 2) Возобновление, соединенное с первым. гл. 11 до 13 ( Неем.11–13 ), где: а. Разделение обитаний народа во Иерусалиме, во градах Иудиных и в селах их. Неем.11 . б. Счисление священников, и преемство их до времен Александра великого и проч. Неем.12 . 3) Последнее возобновление церкви по втором пришествии Неемии во Иерусалим. Неем.13 . VII. Места особливого примечания достойные . § 19. О книге второй Ездры I. Надписание У греков надписывается σδρας β, то есть, Вторая книга Ездры; а у Римлян, Книга третья Ездры, потому что они книгу Неемии признают за вторую Ездры. II. Писатель Не Ездра, но неизвестный некоторый Священной Истории писатель; знающий греческий язык, сию книгу из книг Ездры, Неемии, Царств и Числ составил. III. Язык, на каком она писана Оный есть греческий; также находится перевод и сирский. IV. Содержание Некоторые истории о разорении и возобновлении храма, 2Пар.35; 36 гл., и в книге Ездры описанные, повторяются, а некоторые и новые внесены, 2Ездр.3; 4

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010