С самых первых времен христианской истории мир христианский разделился на две главные части: на восточную и западную. Восточная половина христианского мира, по преобладающему составу населения, языку, правам и характеру цивилизации была преимущественно греческою, западная – латинскою. 1 Основания церковной жизни и источники права церковного до разделения Церквей и на Восток и на Запад в общем были одинаковы. Одни и те же были в восточной и западной Церкви догматы веры, одни и тот же нравственные начала христианской жизни, одни и те же св. таинства, одни и те же основные правила церковного устройства и богослужения. Были, правда, некоторый разности в обрядах церковных напр., в постах, именно, на Западе утвердился пост в субботу, в память погребения Христова; между тем на Востоке поститься в субботу, кроме одной Великой Субботы, строго воспрещалось, потому что этот пост первоначально установлен был некоторыми еретиками с злонамеренной еретической мыслью. На Востоке постились в среду и пятницу; на Западе напротив, в среду и пятницу каждой недели и во всю первую неделю Великого Поста разрешалось есть молоко, сыр и яйца. Была разница и в совершении таинства миропомазания: на Западе оно совершалось непременно епископом, а на Востоке могло быть совершено и священником. По самому внешнему виду западное духовенство отличалось от восточного: на Западе духовные брили бороду, стригли волосы; на Востоке же бороды не брили, а волосы носили длинные. Далее, на Западе еще с 4 века замечается, а в последующие века более и более распространяется и утверждается обычай безбрачия духовных лиц: на Востоке же каждому из духовных лиц предоставлена была свобода – вступать в брак до рукоположения, или вести безбрачную жизнь. Были и другие разности. Но все эти разности не касались сущности веры и не нарушали союза Церквей. Надо при этом заметить, что в древней Церкви вообще допускалась значительная свобода и разнообразие во внешних обрядах; требовалось только, чтобы существенный основы церковной жизни – догматы веры, основные начала церковного устройства – везде были одни и те же, и чтобы во всех Церквах был один братский христианский дух. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Происхождение старокатоличества Причины, подготовлявшие собой появленье старокатоличества. Борьба в западной церкви двух направление – истинно-христианского с ложно-христианским. Внешний ход борьбы до открытия ватиканского собора включительно. Значение ватиканского собора в ходе борьбы. Столкновение на этом соборе двух вышеупомянутых направлений в их крайнем развитии. Сущность развития первого из направлений – ультрамонтанского – его всеподавляющий характер. Характер другого из направлений – антиультрамонтанского, как протеста первому. Мотивы, легшие в основу этого протеста. Мотивы религиозные, их сущность. Мотивы политические, их истинный смысл и значение. Мотивы научные, их содержание. Внешний ход борьбы между обоими направлениями пред самым открытием собора и на соборе. Внешний ход борьбы по окончании собора в южной Германии. Деятельность проф. Шульте. Протесты против ватиканских определений со стороны профессоров мюнхенского, бреславльского и мюнстерского университетов. Протест от лица собрания в городе Кёнигсвинтере (14 авг. 1870 г.). Нюренбергская конференция (25 авг. 1870 г.). Значение этой конференции в истории старокатолического движения. Протесты против нового догмата в Швейцарии, Франции, Австрии, Испании и Италии. Старокатолическое движение, возникшее в римско-католическом мире в начале семидесятых годов текущего девятнадцатого столетия, без сомнения представляет из себя в церковной жизни запада одно из наиболее замечательных, наиболее отрадных явлений новейшего времени. Что оно, это движение, является едва ли не самыми лучшим, видным звеном в проходящей чрез всю церковную историю запада цепи внутренних реакций против папизма и его абсолютизма, что оно лучше всех прежних движений подобного ему рода решает принятую на себя задачу – возрождение римской церкви в духе истинного христианства, все это признают в настоящее время даже многие такие ученые, которые по своими вероисповедными взглядами стоят совершенно в стороне от старокатоличества и от которых поэтому скорее всего можно ожидать беспристрастного слова об этом движении. 9

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

О старокатоликах русская публика почти забыла. А между тем еще так недавно к ним привлечено было внимание и даже сочувствие всей нашей прессы. О происхождении старокатолицизма, об его развитии и конечных тенденциях рассуждали не только в специальных богословских изданиях, но и в ежедневных газетах. Более выразительную и живую форму русские симпатии к старокатолицизму получили в сношениях с ними С.-Петербургского Отдела Общества любителей духовного просвещения по вопросу о вероисповедных разностях западной церкви и восточной. Сношения эти велись отчасти посредством переписки Отдела и его членов с вождями старокатолического движения, отчасти же посредством прямого участия делегатов Отдела в старокатолических конгрессах и конференциях. Понятен источник этих симпатий. Во главе старокатолического движения мы видим лучших людей католической интеллигенции, знаменитейших ученых и профессоров, оказавших богословской науке великие заслуги, людей с громадными знаниями и глубокими убеждениями. Одно это уже заставляет смотреть на старокатолицизм, как на явление серьёзное. Для нас, русских, в высшей степени важны и те причины, которыми порождено старокатолическое движение. Мотивы, по которым старокатолики отделились от римской церкви, до некоторой степени тожественны с теми мотивами, из-за которых восток вынужден был порвать церковный союз и общение с западом. Конечные цели старокатолицизма тоже должны были привлечь к себе наши симпатии. Уже в самом названии старокатолицизма выражается его тенденция отыскать и исправить потерянную и искаженную на западе идею древнего вселенского кафоличества. Первоначально собственно это название обозначало, что старокатолики хотят остаться при католицизме до ватиканском. Но потом задачи старокатолицизма выяснились глубже и шире. Было сознано, что еще до ватиканского собора в римской церкви явилось много учений, не согласных с учением церкви неразделенной. Отсюда и завязываются сношения старокатоликов не только с другими существующими на западе вероисповедными организмами, но и с С.-Петербургским Отделом Общества любителей духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Предисловие Модернизм несомненно является крупнейшим религиозным движением в католическом мире. Прежние оппозиционные течения или имели только местный интерес (напр. галликанизм) или, ограничиваясь отвержением одного какого-нибудь догмата римской церкви, имели лишь слабое влияние на мало интересующееся чисто богословскими вопросами современное общество и остались движениями кабинетными, а не жизненными. Как на более крупный пример можно указать здесь на старокатоличество. Другое дело модернизм. Модернизм – явление не национальное, хотя и окрашенное национальными особенностями, а явление обще-католическое, охватившее весь католический мир, начиная от центра этого мира – Италии и старшей дочери Церкви Франции, кончая полупротестантскими Германией, Англией и Америкой. Не остались чужды ему и славянские страны Австрии и русская Польша. Но не во внешней только распространенности значение модернизма. Он затрагивает и затрагивает до самых корней всю систему католического миросозерцания, вопросы не только чисто религиозные, но и нравственные, интеллектуальные и социальные и при том со стороны наиболее понятной, наиболее близкой современному обществу. „Первый шаг сделав протестантством, пишет папа в своей булле, второй делает модернизм“. Действительно модернизм по своему значению может быть поставлен на ряду с таким грандиозным движением, как протестантство. Модернизм можно сравнивать с протестантством не только по его значению, но и по характеру. Он основывается в своей метафизике на том же Канте, на котором основывается и новое протестантское богословие и который, по ходячему выражению, был продолжателем дела Лютера, а в учении о происхождении религии из чувства он следует великому протестантскому богослову – Шлейермахеру. Если модернизм является важнейшим религиозным движением на западе, то направленная против него булла „Pascendi Dominici“, по общему признанию является важнейшим событием в католичестве, определившем дальнейшее направление его жизни т, быть может, в значительной мере всю его дальнейшую судьбу. Эта булла всесторонне и бесповоротно выяснила отношение Ватикана к новому движению и не только к нему, а и отчасти ко всей послесхоластической мысли, отношение безусловно отрицательное в первом случае и несочувственное во втором и теперь католичеству придется нести все последствия такого решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедном отношении Источник Содержание Предисловие Происхождение старокатоличества История старокатолицизма Часть первая. Внешнее развитие старокатолицизма Глава I. Внешнее развитие старокатолического движения в Германии Глава II. Внешнее развитие старокатолицизма в Швейцарии, Австрии, Италии, Франции и других государствах Часть вторая. Внутреннее развитие старокатолицизма Глава I. Мюнхенский и Кёльнский конгрессы. Общие начала, положенные старокатоликами на этих конгрессах в основу их исторической деятельности Глава II. Раскрытие основных начал, положенных старокатоликами на Мюнхенском и Кёльнском конгрессах в основу их исторической деятельности. Старокатолическая иерархия Глава III. Раскрытие основных начал старокатолицизма в области церковной организации Глава IV. Раскрытие основных начал старокатолицизма в области вероучения Глава V. Раскрытие основных начал старокатолицизма в области церковной дисциплины и богослужения Глава VI. Внутреннее развитие старокатолицизма в последний период его исторической жизни Заключение     (Историко-критическое исследование основных начал старокатолицизма в их отношении к православию) Предисловие Разнообразие в суждениях о старокатоличестве. Причины этого разнообразия. Литература по вопросу о старокатолицизме. Литература иностранная. Труды, представляющие из себя сырой материал. Перечень их и их оценка. Историко- систематические исследования, посвященные разработке как вообще всей истории старокатолицизма, так и отдельных моментов её. Сравнительное достоинство этих исследований. Русская литература по вопросу о старокатоличестве. Перечень главнейших трудов, посвященных разработке указанного вопроса. Критические замечания на эти труды. Старокатолицизм, не смотря на краткость своей истории, достиг в своем развитии уже той степени, что представляет из себя если не совсем еще установившееся движение с ясно очерченным кругом деятельности, с известным значением, то во всяком случае такое движение, о котором все-таки можно составить более или менее определенный взгляд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

В следующую же затем эпоху – с XIV–XVIII в., когда папство, достигшее высоты своего величия в предшествующие века, начало быстро клониться к упадку и когда поэтому и ореол, окружающей папский престол, начал быстро уступать место печальной действительности, количество лиц, ратующих за это истинно-христианское, национальное направление в церкви усилилось на западе до небывалых размеров. Таковы напр. в XIV в. ученые юристы Марсилий Падуанский, Иоанн Яндунский, известный философ- номиналист Вильгельм Оккам, в XV в. – кардинал д’Альи (d’Ailly), Иоанн Жерсон и Николай Клеманжис, в XVI и XVII вв. – ученые Эдмунд Рихер, Петр Дюпюи и известный Боссюэт, в XVIII в. знаменитый канонист Бернард Эспен, трирский епископ Николай Гонтгейм, великий герцог Леопольд Тосканский и многие другие. С наступлением XIX века это направление лучших представителей римско-католической церкви, не смотря на значительное сравнительно с XVIII столетием усиление ультрамонтанства, продолжало существовать и развиваться, особенно в Германии и Швейцарии. В первой еще в двадцатых годах оно заявило себя в том характере, который приняла католическая богословская наука в университетах фрейбургском и тюбингенском и который нашел себе выражение в четырехмесячном (Quartalschrift) журнале, издаваемом тюбингенскими профессорами Дреем, Гербстом, Шригером и Фейльмозером. В журнале этом с одной стороны постоянно высказывалось осуждение все более и более усиливавшегося учения об абсолютной монархической власти и непогрешимости папства, с другой – желание реформ для возрождения и внутреннего обновления римской церкви, в роде введения в богослужение общедоступного, народного языка, распространения Библии среди мирян, уничтожения многих церемоний, вызывавших суеверие в народе и пр. В более позднее время, в 40-х и 50-х годах, это направление нашло себе выражение в движении, поднятом Черским и Ронге и известном под именем «немецкого католицизма». 11 Немецкий католицизм на первых порах его существования совершенно отвергал учение о наместничестве Иисуса Христа на земле, вычеркнув даже самое слово «папа» из своей вероисповедной системы, признавал св. Писание и никейский символ единственными источниками вероучения, принимал семь таинств, в евхаристии видел присутствие истинного тела и крови Христовой, которые приносятся не только за живых, но и за умерших, учение о чистилище заменил учением, что в дому Отца обители многи, что человек по степени своего усовершенствовала мало-помалу доходит до полного созерцания Бога и что поэтому молитвы за умерших полезны и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

В целом вновь объединённая община, сохраняя свои западные особенности, освящённые церковной древностью, не должна оставаться чем-то инородным, отделённым от общей жизни единого Тела принявшей её Церкви. 3. Несмотря на то что в русском православном богословии высказывались мнения в пользу признания Утрехтской и вообще Старокатолической иерархии, несмотря на её происхождение от одного епископа, тем не менее отсутствует концилиарное признание Старокатолической иерархии, обязательное для всех поместных Церквей. Это вынуждает Русскую Церковь принимать тех, кто приходит к ней из старокатоличества, как она принимает тех, кто приходит к ней из общин, не имеющих Священства, т. е. через крещение. 4. Также несмотря на ту или иную оценку старокатолических обрядов, епископская хиротония, полученная Виннартом от Веджвуда, сама по себе сомнительна. Её следует отнести к числу «бродячих» (vagans) хиротоний, которых в гетеродоксальном мире сейчас, видимо, немало. Веджвуд совершил это посвящение для общины, блуждающей на межцерковных просторах, и ни в коем случае не собирался через это посвящение ввести эту общину в порталы своей Церкви, а Виннарта — в тело своей иерархии. Веджвуд позволил им идти куда они пожелают и организовывать свою церковную жизнь по своему усмотрению. С другой стороны, сам Виннарт обратился к Веджвуду за посвящением лишь случайно и в качестве внешнего знака — думая найти в нём более или менее бесспорное посвящение и, похоже, не особенно заботясь о мере кафоличности общины Веджвуда в её доктрине или во всей её политике.  Из Меморандума Виннарта, по крайней мере, следует, что он не принял англиканскую хиротонию, несмотря на свою близость с епископом Бэри, не из-за разногласий с англиканством, а потому что англиканские обряды оспаривались Римской церковью. Святые обряды, однако, нельзя рассматривать как нечто отдельное от Церкви. Священство является собственностью Церкви, то есть существует только в ней и для неё. Вот почему постулант перед посвящением даёт обет верности посвящающей его Церкви и её учению.

http://bogoslov.ru/article/6172210

Выступивший на первых норах своего существования с такого рода воззрениями, очень близкими к старокатолическим, немецкий католицизм впрочем к концу сороковых годов совершенно отрешился от положительного христианства и примкнул к революционному движению 48-го года. Поэтому он мало способствовал подготовлению почвы для старокатолического движения и может быть, как выражается Гассе, назван лишь «карикатурой того, что должно было явиться в лоне будущего» и что, прибавим от себя, теперь явилось в старокатоличестве. Напротив другое религиозное движение, которое в еще более позднее время – в шестидесятых годах нашло себе место в Бадене, может быть признано предшественником старокатолического движения в самом лучшем смысле этого слова. 12 О характере его можно судить по тому, воззванию Бекка, вождя этого движения, которое было разослано им 27 августа 1865 г. ко всем (не ультрамонтанам конечно) гражданам Бадена и в котором о непогрешимости церкви говорилось между прочим следующее: «чистое церковное учение требует веры в непогрешимость церкви в том смысле.., как она была утверждена великими вселенскими соборами.... Это церковное учение покоится, на том христианском принципе, что весь вообще католический народ составляет видимую церковь и сам свои отношения упорядочивает и установляет»... Все зло в римской церкви, по мнению Бекка, происходит от той, хотя небольшой, но необычайно сильной парии иезуитско-ультрамонтанской, которая в настоящее время стремится низвратить все христианское вероучение, возведя церковное единовластие (Alleinherrschaft) папы на степень догмата и для сопротивления которой Бекк увещевал в своем «воззвании» «сплотиться (zusammentreten) всех либеральных католиков в великий союз». Хотя эта цель и не была достигнута, однако Бекк из многочисленных ответов в прессе узнал, что его мысли встретили себе сильное сочувствие в Бадене. В одном из этих ответов, появившемся в местном листке в форме корреспонденции, был в первый раз употреблен термин «старокатолик» в приложении к Бекку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Тогда-то лучше люди католической интеллигенции, знаменитейшие католические германские ученые-богословы, канонисты и церковные историки, как напр. Деллингер, Фридрих, Губер, Ланген, Рейнкенс, Михелис и др. сочли долгом совести заявить открыто, что они не могут далее подчиняться римской Церкви, что они желают восстановить истинную католическую Церковь , старую, ту, какой она была в период древних вселенских соборов до разделения христиан западных от восточных. 14 Так возникло старо-католичество... К первым старокатоликам-германским скоро примкнули многие их единомышленники из Швейцарии, Голландии, Франции, Италии, Испании, Англии и Северной Америки. Пользуясь тогдашним настроением германского правительства, при канцлере Бисмарке, который вел так наз. культурную борьбу с Римом и местными германскими ультрамонтанами, старо-католики в Германии успели устроить себе обеспеченное гражданское положение – выхлопотали у германского правительства жалование своему духовенству, право организации для своих общин и приходов, признание официальных прав для епископов которые должны были управлять ими, на ряду с прежними римско-католическими епископами. Затем они избрали себе особого епископа–профессора Рейнкенса, получившего посвящение в независимой от Рима утрехтской Церкви. 15 За старо-католиками германскими и швейцарские старо-католики избрали себе епископа – известного своими учеными трудами Герцога. 16 Поставив своей главной задачей восстановление древнего церковного учения и древнего церковного устройства, старо-католики мало помалу в отдельных ученых исследованиях и на общих многочисленных съездах-конгрессах своих, представителей стали отвергать произвольные средневековые изобретения и установления католицизма. Они отвергли ложные римские учения о верховенстве и непогрешимости папы, о непорочном, зачатии Св. Девы, о чистилище, а также многие искажения в совершении церковных таинств и обрядов; пришли к признаннию необходимости восстановления древнего Никейского Символа, с исключением из него католическим Filioque (не во всех, впрочем, старо-католических общинах; стали восстанавливать причащение под обоими видами и на кваском хлебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Этот день апофеоза папства получил важное значение для католической Церкви. Чаша была переполнена. Несообразность нового догмата с основными христианскими понятиями и нравственными началами была очевидна... И вот на самом Ватиканском соборе около 150 членов собора открыто высказались против провозглашения нового догмата. Правда, он был принят большинством голосов. Но разве можно решать большинством голосов вопросы веры, устанавливать догматы? Истина христианская есть богооткровенная, она есть истина на веки неизменная; она должна быть, по преданно Церкви, ubique. semper, ab omnibus. Каким же образом такую положительную истину можно подвергать баллотировке. Раз образовалось на соборе большинство и меньшинство, это уже составляет признак, что известное учение указанному основному принципу не соответствует. Действительно, если бы баллотировкой определялись догматы на вселенских соборах, то православие давно было бы уничтожено: оно было бы подавлено большинством или ариан, или несториан, или монофизитов, или иконоборцев. 11 История вселенских соборов доказывает, что не по большинству голосов провозглашались и устанавливались догматы веры, а по единодушному и согласному мнению отцов соборов. На вселенских соборах постоянно выдвигался на первый план вопрос: все ли присутствующие здесь представители поместных церквей принимают провозглашаемые вероопределения? Так напр., на Халкидонском соборе 451 г. император Маркиан прямо спросил отцов собора: «пусть скажет святой собор по согласию ли всех святейших епископов провозглашено прочитанное теперь определение?» Отцы собора отвечали: «все так веруем; одна вера, одно мнение; все так мудрствуем; все мы, согласившись, подписали; все мы православные; сия вера отеческая, сия вера апостольская, сия православная, сия вера вселенную спасла» . 12 О согласии всех всегда удостоверялись на прочих вселенских соборах при подписи вероопределений. 13 На Ватиканском соборе. 1870 года было, как мы сказали, иначе. Тем не менее, когда большинством членов собора догмат папской непогрешимости был принят, католические епископы в своих церквах стали требовать от духовных лиц и всех католиков его исповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010