28 Эти замечания Дёллингера в высшей степени резонны и основательны. Та точка зрения, которой он руководится в своих суждениях, принята и православными богословами, оспаривавшими авторитет и законность ватиканского собора. Один из них, в совершенном согласии с Дёллингером и как бы в подтверждение правильности его рассуждений, говорит: «Ватиканский собор не был свободным собором: давление со стороны папы и его двора чувствовалось повсюду. Прежде всего, порядок соборных заседаний определен был заранее папой и его конгрегациями, а не самим собором; поэтому естественно, что он был установлен в интересах папы. Епископам не позволено было предлагать собору непосредственно свои заявления и возражения; они должны были сообщать их письменно особым депутациям, которые имели право и не докладывать собору об этих заявлениях. Епископам не позволено было печатать своих речей и читать стенографических отчетов других… Затем окончательные постановления собора объявлялись от имени папы и только с согласия собора. Значит, собор имел только совещательный, а не решающий характер. Свобода совещаний стеснялась и тем, что папа открыто заявлял свое недовольство всякой оппозицией и позволял своим органам (Civitta в Риме, Univers в Париже и др.) беспрепятственно осыпать бранью епископов, имевших несчастье попасть в оппозицию, а самим епископам запретил печатать в Риме что ни будь в свою защиту. Папа отказал даже в перемене залы заседаний, не смотря на ее акустические неудобства». 29 Ватиканский собор, как собор папский, и не мог быть свободным. Было заранее известно, что он составляется не для исследования и определения истины, а только для того, чтобы, в качестве пассивного орудия и органа папской власти, придать формулу соборного постановления декретам римского первосвященника и провозглашение их обставить торжественностью. На этом основании патриархи востока опротестовали самое папское приглашение к принятию участия в соборе, как посягательство римского престола утвердить свой абсолютизм и в тех частях христианского мира, которые дорожили церковной свободой и не были порабощены папством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Тогда по необходимости возник вопрос о том, как добыть для старокатолической общины своего собственного самостоятельного епископа. С этою целью учрежден был особый комитет из семи профессоров, в том числе Фридриха, Михелиса, Рейша и Шульте, которому поручено было исследовать вопрос. Как раз в это время культурная борьба в Пруссии достигла крайней степени напряжения, происходили лишения кафедр, аресты и даже тюремные заключения ультрамонтанских епископов. Правительство искало всевозможных средств для борьбы с курией, и внимание его невольно остановилось на старокатоликах, которыми, как противниками папизму, оно задумало воспользоваться в своих видах. Когда поэтому в начале 1873 г. проф. Шульте, по поручению епископской комиссии, прибыл в Берлин для переговоров касательно избрания епископа, то он был встречен с полным сочувствием. Князь Бисмарк в личной беседе высказал ему: «Мой принципиальный взгляд тот же, что и ваш. Я считаю старокатоликов единственными католиками, которым собственно должно принадлежать все. Изберите себе епископа и приходите за его признанием: мы не можем отказать вам, так как с Ватиканом у нас все покончено». Старокатолики не преминули воспользоваться таким благоприятным по отношению к ним настроением прусского правительства Они приступили к делу избрания епископа, и па особом собрании членов комиссии в Бонне (19 апреля того же 1873 г.) было решено произвести это избрание в Кельне 4 июня. Всех кандидатов на епископскую кафедру было намечено тридцать священников: двадцать из северной Германии и десять из южной. Из этих тридцати общий голос указывал, конечно, на Деллингера, как на самого достойного из всех кандидатов. Но великий старец решительно отказался от кандидатуры, мотивируя свой отказ частью трудностью для его лет епископского служения, частью разногласием с большинством вождей старокатоличества по некоторым вопросам. За отказом его, главными кандидатами остались Рейнкенс, Рейш, Михелис и Лянген, и первый из них, громадным большинством (69 из 77) и был избран в епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Не говоря уже о том, что никто не имеет права на это, подобное поведение думают (в комиссии) принесет вере не пользу, а глубочайший вред. В доказательство того, с какою свободою отцы, без всякого вреда твердости преданного в литургиях догмата, относились к богословским о нем умозрениях, (в комиссии) напомнили изложение папы Геласия 1 (Тракт. 3): с земными элементами, думает он, соединяется божественная субстанция, по сему мы, приемля святую Евхаристию, становимся причастными божественного естества. Он видит в нем образ главного таинства, т. е. воплощения, и хочет сказать: как человечество и божество соединились в одном Христе, так хлеб и вино здесь суть носители воплощенной божественной природы. 3. Для полного устранения всякого подозрения мы не колеблемся (wir stehen nicht an) объявить, что не имеем ничего сказать в догматическом отношении против удержания недостающих в немецкой литургии слов: sanctum sacrificium, immaculatam hostiam и вообще против всего содержания чина римской, из древней Церкви происходящей литургии (Messcanons). 3. Учение о семи вселенских соборах 1. Русская комиссия, порицая введенные в употребление в Германии учебники, смешивает, повидимому, символические книги с учебными руководствами (Compendien) и опускает из виду, что катехизис голландских старо-католиков, согласно с их желанием, нисколько подробнее распространяется о христологии, чем укоряемый в недостатках немецкие книги. При всем том и представитель голландских старо-католиков в нашей комиссии замечает, что здесь дело идет исключительно о педагогически-техническом вопросе, на который следует отвечать смотря по отношениям и потребности отдельной поместной Церкви. Он даже позволяет себе, с полного нашего согласия, присовокупить, что внедрением механических, для многих непонятных, формул не много поделаешь, – что при уроках религии, напротив, главная забота заключается в духовном, проникновении установленных формул и в умении воспользоваться ими для религиозной жизни сердца (für das religiöse Gemüthsleben).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Главным результатом происходивших на этих съездах собеседований, которые имели не официальный, а предварительный и подготовительный характер, было то, что обе Церкви познакомились друг с другом и у большинства представителей с той и другой стороны составилось убеждение, что так как обе Церкви покоятся на одних и тех же основаниях, то единение между ними возможно. В русской Церкви это убеждение окрепло на столько и возбудило так надежды, что Святейший Синод в Петербурге назначил особую комиссию для исследования вопроса об этой великой цели единения 18 . (Указ Св. Прав. Овода от 15 дек. 1892 г. 5038). Осуществлению этой великой цели в частности, посвящение, был в последний 4-ый интернациональный старо-католический конгресс. Этот конгресс, на котором удалось присутствовать автору настоящей статьи, происходил в Вене от 10(31) августа до 22 августа (3) сент. 1897 года и отличался многочисленностью участвовавших в нем лиц. Что касается старо-католиков, то представители их собрались сюда почти из всех государств Западной Европы. На конгрессе присутствовали архиепископ утрехтский (голландский) Гуль, епископы – швейцарские Герцог, германский Вебер; далее, президент голландский в Аммерсфорте семинарии Фан-Тиль, профессор Мишо 19 , адвокат д-р Вейбель. г. Филипии 20 (все трое из Швейцарии). советник народного просвещения (Schulrath) д-р Купперс, священник Тобиас (оба из Германии). Более всего старо-католических представителей на конгресс было, конечно, из Австрии. Мы упомянем только тех, которые принимали наиболее деятельное участие в деятельности конгресса, а именно администратора (Bisthumsverweser) австрийских старо-католиков Милоша Чеха, профессора Бенделя, старо-католических священников Каминского, Гётца 21 , старейшего члена Венской старо-католической общины г. Синнека. В качестве представителей от англиканской Церкви на конгрессе присутствовали: англо-американский епископ д-р Хэль, епископ д-р Сеймур из Спрингфильда, священника Уайт (White) из Оксфорда (в качестве представителя примаса Англии архиепископа Кэнтерберийского и от давнего друга старо-католиков – епископа Салисбюрийского).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедном отношении Источник Содержание Предисловие Происхождение старокатоличества История старокатолицизма Часть первая. Внешнее развитие старокатолицизма Глава I. Внешнее развитие старокатолического движения в Германии Глава II. Внешнее развитие старокатолицизма в Швейцарии, Австрии, Италии, Франции и других государствах Часть вторая. Внутреннее развитие старокатолицизма Глава I. Мюнхенский и Кёльнский конгрессы. Общие начала, положенные старокатоликами на этих конгрессах в основу их исторической деятельности Глава II. Раскрытие основных начал, положенных старокатоликами на Мюнхенском и Кёльнском конгрессах в основу их исторической деятельности. Старокатолическая иерархия Глава III. Раскрытие основных начал старокатолицизма в области церковной организации Глава IV. Раскрытие основных начал старокатолицизма в области вероучения Глава V. Раскрытие основных начал старокатолицизма в области церковной дисциплины и богослужения Глава VI. Внутреннее развитие старокатолицизма в последний период его исторической жизни Заключение     (Историко-критическое исследование основных начал старокатолицизма в их отношении к православию) Предисловие Разнообразие в суждениях о старокатоличестве. Причины этого разнообразия. Литература по вопросу о старокатолицизме. Литература иностранная. Труды, представляющие из себя сырой материал. Перечень их и их оценка. Историко- систематические исследования, посвященные разработке как вообще всей истории старокатолицизма, так и отдельных моментов её. Сравнительное достоинство этих исследований. Русская литература по вопросу о старокатоличестве. Перечень главнейших трудов, посвященных разработке указанного вопроса. Критические замечания на эти труды. Старокатолицизм, не смотря на краткость своей истории, достиг в своем развитии уже той степени, что представляет из себя если не совсем еще установившееся движение с ясно очерченным кругом деятельности, с известным значением, то во всяком случае такое движение, о котором все-таки можно составить более или менее определенный взгляд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

1872; о третьем старокатолическом конгрессе – Der dritte Altkatholiken-Congress in Constanz, officieller stenographischer Bericht. Constanz. 1873. Последний отчет особенно важен, так как большинство речей, произнесенных вождями старокатолического движения на констанцском конгрессе, посвящено выяснению вопроса о происхождении старокатолицизма с внутренней стороны. Сюда же далее следует отнести отчеты о немецких старокатолических синодах: о 1-м (1874 г.) – Beschlüsse der ersten Synode der Altkatholiken des deutschen Reiches. Bonn. 1874, о 8-м (1883 г.) – Verhandlungen der achten Synode der Altkatholiken des deutschen Reiches. Bonn. 1883, о 9-м (1886 г.) – Verhandlungen der neunten Synode der Altkatholiken des deutschen Reiches. Bonn. 1886 и 10-м (1887 г.) – Verhandlungen der zehnten Synode der Altkatholiken des deutschen Reiches. Bonn. 1887. Отчеты о других старокатолических конгрессах и синодах хотя в полном виде не имелись в наших руках, тем не менее все наиболее важное и наиболее существенное из этих отчетов было нам известно, как содержащееся в вышеуказанных сборниках Шульте и Фридберга. Помимо этих источников, представляющих из себя сырой материал, в иностранной литературе есть несколько исследований, в которых этот материал приведен в строгую систему. Таково напр. исследование проф. В. Бейшлага: Der Altkatholicismus. Dritte Auflage. Halle. 1883, написанное хотя протестантом, но с полным беспристрастием; совершенную противоположность представляет из себя другой труд Der Altkatholicismus, dargestellt und nach evangelischen Grundsätzen beurteilt. Barmen. 1888, автор коего (Julius Thikotter) смотрит на старокатоличество с узко-протестантской точки зрения. К такого же рода по своему характеру трудам, посвященным старокатоличеству, относятся исследования – Фёрстера (Förster): Der Altkatholicismus. Eine geschichtliche Studie. Gotha. 1879, Христиана Бюлера (Christian Bühler): Der Altkatholicismus. Eine von der Haager Gesellschaft zur Vertheidigung der christlichen Religion gekrönte Preisschrift Leiden.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Von Dr. Emil Friedberg. Tübingen. 1876. S. 487. 23 В полном виде это место из речи Вебера читается так: «Nun, meine Herren, möchte ich noch ein Wort sprechen über diesen Character der Bewegung, den Sie mehr im Auge bebalken und den ich für meinen. Theil noch sehr vermisse in der Schweiz. Es ist das der religiöse Character. Und ich möchte sagen: er ist mir noch wichtiger für diese Bewegung als der andere, ja ich kann den politischen Erfolg nicht hoch schätzen ohne den religiösen Erfolg»... См. Der dritte Altkatholiken-Congress in Constanz im Jahre 1873. Constanz. 1873. S. 203. 25 Разумеем главным образом: а) План (Entwurf) протеста против определений ватиканского собора, составленный Рейнкенсом. Напечатан у Fr. Schulte. Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwickelung, inneren Gestaltung und rechtlichen Stellung. Giessen. 1887. S. 78 – 83. b) Письма и заявления Дёллингера о ватиканских декретах 1869–1887. Мюнхен. 1890. Перев. о. И. Л. Янышева. Спб. 1891. Из специальных сочинений: с) Ursprung, Wesen und Ziel des Altkatholicismus. Von Reinkens. Heidelberg. 1882. d) Professor Reinkens über den Ursprung der jetzigen kirchlichen Reformhewegung aus dem Gewissen der Katholiken. 1872. Köln, e) Die Einheit der katholischen Kirche. Einige Studien von Dr. Joseph H. Reinkens kath. Bischof. Würzburg. 1877. 26 Ursprung, Wesen und Ziel des Altkatholicismus. Von Reinkens. Heidelberg. 1882. S. 35. Сравн. Katholischer Katechismus. 1880. Bonn. Fragen 161–162. Altkatholischer Katechismus–von Watterich. 1876. Aaran. S. 12. Christkatholischer Katechismus. 1889. Fragen 128–132. Руководство к обучению кафолической вере в высших шкодах. Христ. Чт. 1876. Часть 2-я. § 38. Стр. 598–600. 28 Die Einheit der katholischen Kirche–von Reinkens. Würzburg. 1877. S. 75. Cp. Der Altkatholicismus–von Willibald Beyschlag. Dritte Anflage. Halle. 1883. S. 46. Сравн. Katechismus für den (alt)katholischen Religionsunterricht. Heidelberg. 1885. Frage 121: «Wodurch die Einheit (der Kirche) bewirkt?» Antwort: «Die Einheit der Kirche bewirkt der unsichtbar waltende Geist Gottes durch Wahrheit und Gnade in dem gläubigen Herzen».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

29 Christkatholischer Katechismus. Zweite Auflage. Bern. 1889. Fragen 166, 167. S. 41–42. Сравн. Ursprung, Wesen und Ziel des Altkatholicismus–von Reinkens. Heidelberg. 1882. S. 32–33. 30 ... «Bestätigt Jesus das Bekenntniss, welches Petrus unmittelbar vorher im Namen aller Apostel abgelegt hatte».... Katechismus für den (alt)katholischen Religionsunterricht. Heidelberg. 1885. Frage 115. S. 32. Сравн. Altkatholischer Katechismus–von Watterich. Aarau. 1876. S. 15. Сравн. толкование этого текста у Иванцова-Платонова в его сочинении: О римском католицизме и его отношениях к православию. Москва. 1869. Ч. 2. Стр. 100–101. 31 ... «Die Schlüssel sind die Erkenntniss, dass Jesus ist Christus, der Sohn Gottes und die Befähigung, diese Heilslehre den Menschen zu predigen».... Christkatholischer Katechismus. Bern. 1889. S. 42. Frage 169. Сравн. Katechismus für den (alt)katholischen Religionsunterricht. Heidelberg. 1885. Frage 115. S. 32. Сравн. Иванцова-Платонова: О римском католицизме и его отношениях к православию. Москва. 1869 г. Стр. 401. 32 «Wirksame Zuwendung oder Vorenlhaltung der Sündenvergebung durch Gott... Das war eine Aufgabe, welche allen Jüngern zukam».... Cliristkath. Katechismus. 1889. Fr. 170. Altkathol. Katechismus–von Watterich. 1876. S. 15. Сравн. Иванцова-Платонова: О римском католицизме и его отношениях к православию. Москва. 1869. Стр. 101. 33 «Nur eine liebevolle aber bestimmte Ankündigung, dass Petrus den Heiland verleugnen werde»... Christkatholischer Katechismus. Bern. 1889. Fr. 171. S. 43. Altkatholischer Katechismus–von Watterich. Aarau. 1876. S. 15–16. Сравн. Иванцова-Платонова: О римском католицизме его отношениях к православию. Москва. 1869. Стр. 102–104. 34 «Setzt Jesus den Apostel Petrus nur wieder in das Apostelamt ein, welches dieser Jünger durch die dreimalige Verleugnung preisgegeben hatte».... Christkatholischer Katechismus. 1889. S. 43. Frage 172. Altkatholischer Katechismus–von Watterich. 1876. S. 16. Сравн. Иванцова-Платонова: О римском католицизме и его отношениях к православию. Москва. 1869. Стр. 104–106.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Предисловие Модернизм несомненно является крупнейшим религиозным движением в католическом мире. Прежние оппозиционные течения или имели только местный интерес (напр. галликанизм) или, ограничиваясь отвержением одного какого-нибудь догмата римской церкви, имели лишь слабое влияние на мало интересующееся чисто богословскими вопросами современное общество и остались движениями кабинетными, а не жизненными. Как на более крупный пример можно указать здесь на старокатоличество. Другое дело модернизм. Модернизм – явление не национальное, хотя и окрашенное национальными особенностями, а явление обще-католическое, охватившее весь католический мир, начиная от центра этого мира – Италии и старшей дочери Церкви Франции, кончая полупротестантскими Германией, Англией и Америкой. Не остались чужды ему и славянские страны Австрии и русская Польша. Но не во внешней только распространенности значение модернизма. Он затрагивает и затрагивает до самых корней всю систему католического миросозерцания, вопросы не только чисто религиозные, но и нравственные, интеллектуальные и социальные и при том со стороны наиболее понятной, наиболее близкой современному обществу. „Первый шаг сделав протестантством, пишет папа в своей булле, второй делает модернизм“. Действительно модернизм по своему значению может быть поставлен на ряду с таким грандиозным движением, как протестантство. Модернизм можно сравнивать с протестантством не только по его значению, но и по характеру. Он основывается в своей метафизике на том же Канте, на котором основывается и новое протестантское богословие и который, по ходячему выражению, был продолжателем дела Лютера, а в учении о происхождении религии из чувства он следует великому протестантскому богослову – Шлейермахеру. Если модернизм является важнейшим религиозным движением на западе, то направленная против него булла „Pascendi Dominici“, по общему признанию является важнейшим событием в католичестве, определившем дальнейшее направление его жизни т, быть может, в значительной мере всю его дальнейшую судьбу. Эта булла всесторонне и бесповоротно выяснила отношение Ватикана к новому движению и не только к нему, а и отчасти ко всей послесхоластической мысли, отношение безусловно отрицательное в первом случае и несочувственное во втором и теперь католичеству придется нести все последствия такого решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

На русский язык его перевели граф Сперанский, К. П. Победоносцев и еще неизвестный переводчик. См. по этому вопросу: Вертелавского А. Ф. Западная средневековая мистика. Харьков. 1888 г. (то же в ж. „Вера и Раз.“ 1887–88 г.). 140 Реформация, в связи с определениями тридентского собора (1545–1546 г.), между прочим, вызвала римских богословов на исследования вероисповедных особенностей рим. католичества и протестантства. Из богословов-полемистов этого времени особенно известен кардинал Беллярмин († 1621 г.) своим сочинением: Disputationes de controversiis christianae fidei adversus nostri temporis haereticos ( Рим. 1581–93 г.). После реформации более решительными стали и протесты против схоластического богословия со стороны римских богословов. Из таковых более известны: Эразм ротердамский († 1536 г.), Мельхиор Кано († 1560 г.), Дионисий Петавий († 1652 г.). 141 Напр. Гермеса († 1831 г. ) и его учеников и друзей, Гюнтера(† 1861 г.), Баадера († 1841 г.) и др. Об „Индексе“ см. в ст. И. Пл-ва. Значение Индекса и Силлабуса в катол. мире и их взаимное отношение (Вер. и Раз. 1886, I. 2). Воздвиженского. История запрещенных книг (Index’a) на западе (Пр. Об. 1885 г. 1; 1886 г. 1). В последней дается довольно подробное изложение содержания объемистого (два тома) труда Reusch’a об Индексе. «См. еще в Богосл. энцикл. V т. ст. С. Т. под словом „Индекс“. Литература. – Янышева И. Л. Письма и заявления Деллингера о ватиканских декретах, 1869–1887 г. (Христ. Чт. 1891 г. II т.). Его же: Боннская конференция (Хр. Чт. 1874 г. III т.). Об отношении старокатоликов к православию (Церк. Вестн. 1890 г. 44–46). Мнения уполномоченных представителей православия и старокатолицизма по вопросу о соединении старокатоликов с православными. Спб. 1890 г. Новые официальные и другие данные о вере старокатоликов. Спб. 1902 г. Четвертый интернациональный старокатолический конгресс (Церк. Вестн. 1897 г. 39–40). – Беляева Н. Я. Происхождение старокатоличества. По поводу выхода в свет в перев. с предисл. протопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010