сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как излечиться от тщеславия? Придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. ( 1Кор. 4:5 ). Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. ( 2Кор. 10:17–18 ). Люди хвалят, не захвалят; люди хулят, не захулят; ветры веют, не развеют; солнце сушит, не засушит; дожди мочат, не размочат. Русская пословица. Как избежать страсти человекоугодия и удивления похвалам человеческим? Имей несомненную уверенность в присутствии Божием, неразвлекаемую заботливость о благоугождении Богу. Святитель Василий Великий (330–379). Тщеславие истребляется укрывательством добрых дел. Преподобный Фалассий (VII век). Как скрываешь от людей грехи свои, так скрывай от них и труды свои. Преподобный Макарий Великий (IV век). Если можете, сколько можно скрывайте свои дела по жизни духовной, и ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте, но действуйте просто… Приучайте себя всячески к тому, чтоб больше радоваться, когда с вами презрительно обходятся, укоряют или даже обижают, нежели когда ласкают и приветствуют. Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете, и завалите этим восстающие помыслы, как иной раз вспышку огня заваливают землею, чтобы не породился от малого большой пожар. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Не малый подвиг отстать от тщеславия. Средство для освобождения от него есть тайное творение добродетелей и частая молитва, а признак освобождения – незлобие против злословившего или злословящего. Преподобный Максим Исповедник († 662). Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие. Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том преуспел. Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов. Всевозможно старайся о том, чтоб славился (чрез тебя) Отец твой, Иже есть на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

5. Порядок преуспеяния в добродетелях Ныне, 1-е сентября, память преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы, собор Пресвятая Богородицы в Миасинех, святаго мученика Аифала, – святых мучениц четыредесяти жен и учителя их святого Аммуна – диакона, святых мученик Евода и Ермогена, самобратий, и святыя Каллисты, и праведного Иисуса Навина. – Какой сонм святых! И каких добродетелей образца не представляет он?! Девство у Матери девства, Пречистыя Владычицы; совершенное самоотвержение и к небу устремление у преподобного Симеона; высокое терпение и твердость веры у святых мучеников и мучениц; дружество – у самобратий, преданность Богу у Иисуса Навина. Тут примеры добродетелей; – а Апостол, ныне читанный ( Кол.3:12–17 ), в виде заповедей представляет нам другое начертание союза добродетелей, еще более привлекательных и высоких. Тут заповедуется нам облечься во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, прощение обид, любовь – как союз совершенства, водворение мира в сердцах, благодарность, обогащение и упремудрение себя словом Божиим, духовное пение в сердцах Господу, и гласные псалмы и песни Ему в устах, и, наконец, посвящение всего славе имени Господа Иисуса. Если уподобить добродетели цветам; то надо сказать: какая восхитительная цветность духовная услаждает ныне зрение ума нашего! И я хотел бы сказать: уподобясь пчелам, устремитесь на сии цветы духовные и напояйтесь из них свойственною им сладостию но роду своему. – Но мне другое приходит на мысль. Когда, вышедши в иоле, вы встречаете местность, усеянную цветами, то обычно говорите: поле цветами стелется, как ковер. По подражанию сему присловию – можно сказать, что ныне в примерах святых дня и в заповедях Апостола расстилается пред нами ковер добродетелей. А вы, верно, догадываетесь, чего ради я останавливаюсь на сравнении сем. – Оно созвучно с именем города вашего, и я не могу считать случайным такого совпадения в первое мое посещение вас и первое у вас служение. – Напротив, вижу в этом обязательное побуждение сказать вам: жители Коврова! перенесите на себя указуемый нынешним днем и Апостолом ковер добродетелей, и украсьтесь ими так ярко, чтобы всякий, кому придется видеть и узнать вас, с изумлением взывал: по Коврову ковром стелятся разнообразные цветы добродетелей, – чтоб таким образом по имени вашему было и житие ваше. – Как это лучше сделать, я предложу вам несколько указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Arhiva Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit sfinirea mare a Catedralei „Adormirea Maicii Domnului” a Pustiei Sarovului 31 iulie 2019 15:43 31 июля 2019 года, в канун праздника обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую митрополию . В поездке Святейшего Владыку сопровождают: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда , руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко, руководитель  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси   священник Александр Волков .  Визит Его Святейшества на Нижегородскую землю начался с посещения города Сарова.  У святых врат Успенского мужского монастыря Саровская пустынь Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров, губернатор Нижегородской области Г.С. Никитин, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , архиереи, прибывшие в Саров на торжества, посвященные дню памяти преподобного Серафима, директор Российского федерального ядерного центра Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) В.Е. Костюков, почетный научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ Р.И. Илькаев, наместник Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), братия обители, духовенство Нижегородской митрополии. Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение Успенского собора Саровской пустыни и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Савва; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан ; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин ; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин ; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством ; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий ; архиепископ Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Дальнеконстантиновский Филарет ; епископ Выксунский и Павловский Варнава ; епископ Котласский и Вельский Василий ; епископ Лысковский и Лукояновский Силуан ; епископ Павлово-Посадский Фома; игумен Никон (Ивашков), наместник Саровской пустыни; протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Нижегородского епархиального управления; архимандрит Александр (Лукин), наместник Благовещенского мужского монастыря г.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5480176...

Архив Пн В Сретенском монастыре г. Москвы прошло очередное собрание с участием епархиальных ответственных за монастыри 30 ноября 2023 г. 11:50 29 ноября 2023 года в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы состоялось очередное собрание ответственных за работу с монастырями в епархиях. Мероприятие прошло в рамках регионального этапа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». В президиуме находились председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност , митрополит Омский и Таврический Дионисий , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов) , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря  г. Москвы игумения Иулиания (Каледа) , настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. Открывая собрание, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на предстоящие труды и пожелание Предстоятеля Церкви обсудить в неформальной обстановке волнующие современное монашество вопросы. Приветствовав участников, митрополит Каширский Феогност предоставил слово игумении Иулиании (Каледе). В своем сообщении игумения Иулиания напомнила, что традиционно по рекомендации Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений Синодальный отдел по монастырям и монашеству в рамках регионального этапа проводит собрание с участием епархиальных ответственных за работу с монастырями. В наступающем 2024 году тема XXXII Международных Рождественских образовательных чтений — «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». В качестве тем для регионального этапа были предложены следующие: «Отражение опыта духовной жизни в творческом наследии русского монашества (святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Андрей Рублев и др.)»; «Старчество как плод духовной культуры монашеской жизни (преподобный Паисий (Величковский), Оптинские старцы, Глинские старцы и их преемники и др.)»; «Любовь во Христе и свобода от страстей как источник истинного творчества и культуры (искусство трезвения, созидательный труд по послушанию со смирением и благодарением Бога и пр.)»; «Изучение и восприятие святоотеческого наследия в современных монастырях (значение, практические аспекты)».

http://patriarchia.ru/db/text/6081384.ht...

Архиепископ Бориспольский Антоний: Мы увидели в Румынии горячую веру людей 25 октября 2012 г. 18:30 С 12 по 16 октября 2012 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира официальная делегация Украинской Православной Церкви во главе с управляющим делами УПЦ архиепископом Бориспольским Антонием   посетила Румынию . Делегация приняла участие в торжествах по случаю дня памяти преподобной Параскевы в городе Яссы, а также в работе Международного богословского симпозиума. Впечатлениями от поездки архиепископ Бориспольский Антоний делится с читателями «Православия в Украине» . — Владыка, какова была главная цель Вашего визита в Румынию? — Таких целей было две. Во-первых, на имя Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира поступило приглашение от архиепископа Ясского, митрополита Молдовского и Буковинского Феофана направить в г. Яссы делегацию в день празднования памяти преподобной Параскевы, мощи которой находятся в Яссах. А во-вторых, владыка Феофан просил Блаженнейшего митрополита Владимира благословить украинскую делегацию принять участие в работе Международного симпозиума, посвященного 370-летию Ясского Собора. Так что у нас было две задачи: принять участие в церковных торжествах и в научной конференции. — А почему в Яссах торжественно отмечают день памяти преподобной Параскевы? — Преподобная Параскева жила в XI веке. Ее святые мощи в разное время находились на территории Сербии, Болгарии, в Константинополе. С 1641 года они были принесены в г. Яссы, где и пребывают до сих пор. Преподобная Параскева почитается как покровительница Ясс. День ее памяти (14 октября) является одним из главных праздников города. В этот день в Яссы приезжают тысячи паломников со всех концов Румынии. Они выстаивают многочасовые очереди, чтобы приложится к ее мощам. В этом году в день праздника в Яссы прибыл и Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил . Он совершил Литургию на площади перед кафедральным собором при стечении тысяч молящихся. — В Яссы в день праздника были привезены из Киева мощи преподобного Феофила, Христа ради юродивого. Насколько широко этот святой известен в Румынии?

http://patriarchia.ru/db/text/2537800.ht...

В Сретенском монастыре г. Москвы прошло очередное собрание с участием епархиальных ответственных за монастыри 30.11.2023 18:14:32 МОСКВА 29 ноября 2023 года в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы состоялось очередное собрание ответственных за работу с монастырями в епархиях. Мероприятие прошло в рамках регионального этапа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». В президиуме находились председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, митрополит Омский и Таврический Дионисий, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа), настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. Открывая собрание, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на предстоящие труды и пожелание Предстоятеля Церкви обсудить в неформальной обстановке волнующие современное монашество вопросы. Приветствовав участников, митрополит Каширский Феогност предоставил слово игумении Иулиании (Каледе). В своем сообщении игумения Иулиания напомнила, что традиционно по рекомендации Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений Синодальный отдел по монастырям и монашеству в рамках регионального этапа проводит собрание с участием епархиальных ответственных за работу с монастырями. В наступающем 2024 году тема XXXII Международных Рождественских образовательных чтений — «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». В качестве тем для регионального этапа были предложены следующие: «Отражение опыта духовной жизни в творческом наследии русского монашества (святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Андрей Рублев и др.)»; «Старчество как плод духовной культуры монашеской жизни (преподобный Паисий (Величковский), Оптинские старцы, Глинские старцы и их преемники и др.)»; «Любовь во Христе и свобода от страстей как источник истинного творчества и культуры (искусство трезвения, созидательный труд по послушанию со смирением и благодарением Бога и пр.)»; «Изучение и восприятие святоотеческого наследия в современных монастырях (значение, практические аспекты)».

http://radonezh.ru/2023/11/30/v-sretensk...

Вступительная статья, перевод и примечания Известнейший аскет и мистик конца XIII в., стоящий у истоков расцвета исихазма в XIV в., прп. Никифор Итал был автором не только трактата «О хранении сердца», вошедшего в «Добротолюбие», но и диспута о вере, который никогда не переводился на русский язык. Диспут состоялся в городе Птолемаида/Акра в конце 1276 г. с Фомой, латинским патриархом Иерусалима, папским легатом в Святой Земле и известным персонажем в иерархии Римско-католической церкви. В настоящей публикации предлагается русский перевод памятника, важного не только для истории полемики между латинянами и греками, но и как сочинение, в котором в зачаточном виде присутствуют черты учения о сущности и энергиях Бога, впоследствии развиваемого свт. Григорием Паламой . «Диспут» носит яркий автобиографический характер и, помимо богословия, проливает свет на жизнь прп. Никифора Исихаста, которую можно реконструировать по отдельным внешним свидетельствам. В целом данный памятник важен, в том числе, и для формирования учения о неизменности предания семи Вселенских Соборов, которое впоследствии применялось в антилатинской полемике. Предисловие Никифор Уединенник, Афонит (Исихаст, Итал) 1 жил во второй половине XIII в. (XIV в.?), происходил родом из Италии, скорее всего из Южной, которая будучи очагом грекоязычного монашества на Западе, продолжала именоваться Великой Грецией (Magna Grecia) 2 . Свт. Феофан Затворник указывает, вслед за биографической заметкой греческого «Добротолюбия», время жизни Никифора – до 1340 г. 3 Однако, согласно данным современной патрологической науки, он жил в XIII в. и умер ок. 1382 г. или позднее, вскоре после прекращения гонений на противников Лионской унии 4 . Краткие, но очень ценные сведения о прп. Никифоре оставил свт. Григорий Палама (XIV в.) в «Триадах», которые мы позволим себе процитировать полностью: «Злее всего философ 5 проявляет силу слова против написанного преподобным и исповедником Никифором – Никифора, который исповедовал доброе исповедание и за него был осуждён к изгнанию царствовавшим тогда первым Палеологом, державшимся латинских убеждений; Никифора, ведущего свой род от италийцев, но осудившего их злоучение и присоединившегося к нашей православной Церкви; Никифора, который наряду с соотечественниками отрекается и от отечества и начинает любить наше больше своего ради Правящего у нас слова истины ( 2Тим. 2:15 ), а перебравшись к нам, избирает строжайшую, то есть уединённую жизнь и решил поселиться в месте, чьё название одноименно со святостью, на границе мира и премирных вещей, – это Афон, очаг добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Глава 7. Преподобного отца нашего Филофея Синайского. 40 глав о трезвении Преподобный отец наш Филофей был игуменом словесного монашеского стада, что на Синае, и получил от того прозвание Синайскаго. В какое время он жил и когда скончался, неизвестно. Настоящее, разделенное на 40 глав его слово, прекрасно составленное, исполнено и сказать нельзя коль великой духовной мудрости и душеспасительности. Почему сочтено несправедливым отделить его от состава прочих отеческих писаний о трезвении. – И оно требует большого внимания: ибо если б кто назвал его точным истолкованием и верным правилом трезвения, хранения ума и чистоты сердца, не погрешил бы против истины (из Добротолюбия ). 1) Есть в нас мысленная брань, более тяжелая, чем чувственная. Делателю благочестия надобно так течь и ту цель преследовать умом, чтоб, как маргарит какой, или камень многоценный, в совершенстве усокровиществовать в сердце память о Боге. Надобно оставить все, даже тело, и презреть самую жизнь настоящую, чтобы Бога единого стяжать в сердце своем. Ибо св. Златоуст сказал, что умного Боговидения одного достаточно к тому, чтоб истребить лукавых. 2) Ведущие мысленную брань должны со всем усердием избирать себе, по указанию Божественных писаний, духовные делания и возлагать их на ум, как целительные пластыри. Так с утра, говорит некто, должно мужественно и неотступно стоять у двери сердца, с крепкою памятью о Боге и непрестанною в душе Иисус-Христовою молитвою, и сею мысленною стражею убивать всех грешников земли, т. е. верною, усиленною и горе восхищающею памятью о Боге посекать, ради Господа, главы сильных и начала брань воздвигающих помыслов: ибо, как знаем, и в мысленных подвижнических трудах есть свой некоторый божественный чин и порядок действования. – Так должно делать нудящим себя (царствия ради), пока настанет положенное время вкушения пищи. После сего, благодарение воздав Господу, по единому человеколюбию своему питающему нас двоякою пищею и духовною и телесною, должно томить себя памятованием и размышлением о смерти. А на следующий день опять надо сомодержавно браться за утреннее дело. Ибо, и при таком каждодневном образе действования, едва-едва возымеем мы в Господе избегнуть сетей мысленного врага. Такое делание впрочем, устаревши в нас, рождает следующие три добродетели: Веру, Надежду и Любовь , из коих Вера располагает нас к истинному страху Божию, а Надежда, преодолев рабский страх, приводит человека к любви Божией. Если Надежда не посрамляет, умея рождать двоякую любовь, на которой висят закон и пророки; то с своей стороны и любовь николи же отпадает, ни в сем веке, потому что здесь в причастнике своем она бывает причиною исполнения божественных законоположений, ни в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Закрыть Кто заказчик союза Русской Церкви с Ватиканом? Информационный натиск на православных с оправданием католицизма идёт с нарастающей силой 25.01.2022 3486 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Заявления митрополита Илариона о том, что встречу Патриарха Московского с папой Римским удобнее провести после Пасхи, никто из официальных лиц пока не отменял и не опровергал. Похоже, подготовка встречи идёт полным ходом. И проявляется этот процесс далеко не только в каких-то протокольных действиях, организационных подготовительных мероприятиях и согласованиях. Огромное внимание уделяется мощной компании по подготовке сознания общества. И, судя по всему, общество готовят не только к встрече на высшем уровне – это всего лишь промежуточный момент. Людей в России, верующих Русской Церкви, активно настраивают на грядущую неизбежность того, что Православная и Римско-Католическая церкви должны прийти к «стратегическому» согласию по многим серьезным вопросам. И, вероятно, в конце концов, объединиться. Внешне этот процесс объясняется его инициаторами тем, что в мире идёт борьба с христианством и только все вместе, а в первую очередь вместе с папой Римским мы сможем выстоять под натиском враждебных сил. Конечно, в этом заключается большое лукавство. Ведь одной из главных угроз Православию и нашей Церкви является окатоличивание. Католицизм, давно отвергнут святыми отцами Церкви, как ересь. Достаточно вспомнить имена: святитель Фотий Константинопольский, святитель Марк Эфесский, святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобный Амвросий Оптинский, святитель Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Иустин Попович – все они называли католицизм ересью. Однако попытки насадить эту ересь среди православных, даже силой заставить православных поклоняться папе Римскому, идут на протяжении столетий. Не раз на Руси нашему православному народу приходилось давать отпор жестоким агрессорам, направляемым папой Римским для покорения нашего Отечества, для утверждения на Русской земле власти Ватикана. Во все века римские понтифики пытались использовать наши трудности, тяжёлые обстоятельства, в которых оказывалась Россия. Во времена татаро-монгольского ига папа отправил на Русь своих вооруженных легатов – псов-рыцарей. Судьба этих псов известна, святой благоверный князь Александр Невский внятно и однозначно отверг «предложения» папы, отправив папские войска на дно Чудского озера.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/25/kt...

Закрыть Человеческие скорби и Божественное утешение Часть 4 17.07.2019 2656 Время на чтение 17 минут Завершая публикацию из серии эссе, посвященных бытованию христианской веры и молитвы в социуме, предлагаем вниманию читателей «Русской Народной Линии» четвертый очерк выдающегося современного византолога и нашего постоянного автора - Алексея Михайловича Величко. Исихазм как политическое явление. Часть 1 Война и мир в духовной жизни человека. О нашей «свободе». Часть 2 Молитва в жизни современного человека. Часть 3 «Жизнь - это не дом отдыха: она имеет радости, но имеет и скорби. Воскресению предшествует Распятие. Удары испытаний необходимы для спасения нашей души, ибо они ее очищают». Преподобный Паисий Святогорец «Вы спрашиваете, что значит: зажечь беду вокруг себя? Это глубокое чувство опасности своего положения, и опасности крайней, от коей нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе. Сие чувство и будет гнать нас к Господу и заставлять непрестанно вопиять: помоги, защити! Оно было у всех Святых и никогда их не оставляло. Противное ему есть чувство довольства своим положением, которое успокаивает человека и погашает в нем всякую заботу о спасении». Преподобный Феофан Затворник -I- Как человек воспринимает скорби и что они значат для него? Обычно полагают, что скорбеть - это «грустить», «тосковать», «печалиться», «тужить», «сокрушаться», «кручиниться» и тому подобное . Негативный контекст слова очевиден, и с точки зрения человека, далекого от Церкви, скорби - всегда наказание . Вопрос лишь в одном: справедливое оно или нет, по делам или это слепой удар безжалостной судьбы. Даже в тех случаях, когда абстрактный рок заменяется в сознании человека Богом, общий настрой остается неизменным. Как правило, наша оценка скорбей неизменно вьется вокруг той мысли, что они несправедливы , поскольку «я» никак не хуже других («за что же все это мне ?!»). Но раз уж Господь (или судьба) решил наказать меня, то, очевидно, итог по прошествии некоторого времени должен быть в обязательном порядке положительным: все мы имеем самое доброе расположение к себе.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/18/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010