Слово о перенесении из Самофракии в Сигриану священных мощей святейшего чудотворца отца нашего Феофана Скачать epub pdf Преподобный Феофан Исповедник и его вера 1 . Священно собрание и богосовершенно торжество, день радостен и встреча необычайна. Но кто собрал всех этих зрителей? Но кто сей восходящий или, лучше сказать, переносимый из чужих мест к себе домой, словно некто светоносный, испускающий лучи исповеднической стойкости, весь увенчанный благодатью и весь облагоуханный чудесами, и всё это – при еретическом мракобесии? Это Феофан, Феофан – повторим именование дважды как богоименно 1 , и чтобы оно лучше утроенным руководило восхвалением, [вновь скажу:] Феофан – любитель преподобия и ненавистник суеты, защитник истины и поклонник Христовой иконы, подвижник терпения и победитель иконоборческой ереси, у которого по имени и деяние честное, воистину блистающее образами богоявления и неложно издающее звуки божественных знамений. Ибо сохранивший то, что по образу Божию, светлостью добродетели и соблюдший то, что во образ Христов, исповеднической твердостью, прекрасно и весьма справедливо, как неискаженное подражание Божие, не повредив одно другим, излучает чудеса и источает исцеления во хваление славы Христовой, в похвалу правомыслящим и в триумфальное посрамление нечестивых. Перенесение его святых мощей 2 . Гряди от Ливана, о блаженный, гряди от Ливана, призванный речениями из [Песни] Песней, то есть с высоты исповеднической вершины, приди и прейди влажный путь, чтобы и море освятилось из начала веры, от главы Санира и Аермона ( Песн. 4:8 ), как и говорит слово [Божие]. Приди и скажи нам, пользуясь устами того, кто стал твоим сыном через восприятие монашеского обета (потому что и чаду подобает возвещать отцовские дела и славою заимствовать славу), какова красота твоей жизни и – чтобы еще более, словно из цветка, происходило благовоние, потому что и созерцаемое соответствует, – сколь велик твой подвиг исповедничества. Ибо таким образом ты особенно подкрепишь усилия добродетельных, ревностью уязвляемых к совершению лучшего, и обратишь торжество к славословию Бога, когда оно услышит то, что достойно хвалы. Его благородное происхождение

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Архиерей, вместивший в свое сердце боль Беслана Памяти митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) Как тот, кто видел столько горя, мог быть таким веселым и простым? Сегодня 40 дней, как преставился ко Господу митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков). Неоднократно он нес свое служение под пулями. Но это, в общем-то, понятно любому нормальному мужику. А вот принять боль матерей в свое сердце – на это способен далеко не каждый… Он умел жить так, чтобы каждый день был прожит не зря.   Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) Будьте «как дети» (Мф. 18, 3) Протоиерей Владимир Чувикин , настоятель храмов Николо-Перервинского монастыря, почетный ректор Перервинской духовной семинарии: – Мы вместе, примерно в одно и то же время – в конце 1960-х – начале 1970-х – учились с будущим владыкой Феофаном в семинарии, а потом и в академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Он тогда еще был Иваном, учился на год младше меня. Семинаристом он был, можно даже сказать, шаловливым. Боевой такой всегда. Далеко не идеален по поведению. Студенты есть студенты – молодежь! Хотя после первого курса академии он вдруг поступил послушником в лавру. В декабре 1973 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, наместник лавры архимандрит Иероним (Зиновьев) постриг послушника в монахи, дав ему имя Феофан – в честь преподобного Феофана Исповедника. Еще до окончания академии он принял сан. Потом уже нес послушания по линии ОВЦС: был направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалим, служил во многих странах Ближнего Востока, а также Латинской Америки. Протоиерей Владимир Чувикин. Фото Натальи Фукс А потом, уже в 2000-м году, его рукоположили во епископа. Так что в этом году владыка буквально 5 дней не дожил до 20-летия архипастырского служения. Но даже в святительском сане он так и остался веселым и простым. Даже в святительском сане он так и остался веселым и простым Помню, нас, целую группу архиереев и священников во главе с митрополитом Тобольским Димитрием (Капалиным), отправили в инспекционную поездку по семинариям, духовным академиям страны: и по московскому региону, в том числе в Коломенскую, далее в Смоленскую, Рязанскую, Волгоградскую, Саратовскую области, потом прибыли мы в Санкт-Петербург… И владыка Феофан, который тоже был с нами, всегда очень живой, подвижный, энергичный, так что у него и поступки бывали эксцентричными… Приезжаем мы такой представительной архиерейско-священнической делегацией в питерский Иоанновский ставропигиальный монастырь на Карповке.

http://pravoslavie.ru/136440.html

архимандрит Клавдиан Скачать epub pdf Годы детства, отрочества и юности, – десять лет, – пишущий эти строки провел в прославленной некогда Вышенской пустыни, в нынешней Рязанской области, в живописной местности на берегу реки Выши, недалеко от ее впадения в Цну. В этой тихой обители долгие годы, – с 1866 по 1894 гг. – подвизался и скончался в ней епископ Феофан (Говоров). Автор застал в обители еще многих монахов, которые помнили затворника. Некоторые из них рассказывали: «Часто нас, тогда молодых послушников, чувства и почитания и любопытства подстрекали к тому, чтобы проникнуть в покои Владыки и посмотреть, как он служит литургию. Бывало, соберемся мы и начинаем просить келейника Владыки, чтобы он нас пустил. Добрый отец Евлампий послушает, послушает, покачает головой, потом улыбнется и приложит палец к устам, и мы, сняв обувь, в одних чулках, на цыпочках, тихо-тихо проберемся к дверям и с замиранием сердца несколько минут наслаждаемся лицезрением священнодействующего Святителя, потом с тою же бережной осторожностью, чтобы не нарушить его молитвенного подъема и оправдать доверие любимого нами отца Евлампия, удалялись». Епископ Феофан родился в селе Чернавске, Ливенского уезда, Орловской губернии, в семье священника, и при крещении был наименован Георгием, в честь преподобного Георгия Хозевита. Отличавшиеся усердием в вере, любящие родители, а вместе с тем и превосходные педагоги, отец и мать маленького Георгия с ранних лет заложили в нем крепкие религиозные основы. Наделенный редкими способностями, с характером добрым, мягким, мальчик проявлял исключительную любознательность в вопросах христианского вероучения и истории. Когда пришло время, стены Ливенского духовного училища приняли нового ученика, – Георгия Говорова. По успешном окончании училища, отдан был он в Орловскую духовную семинарию. Ректором ее в то время состоял архимандрит Исидор, впоследствии знаменитый митрополит С.-Петербургский. За годы учения ректор в полной мере оценил способности и исключительное благонравие Говорова, а юный семинарист словно бы предчувствовал в своем наставнике будущего крупнейшего деятеля родной Церкви. Связь их не порвалась с успешным окончанием Г. В. Говоровым Орловской семинарии, – впоследствии епископ Феофан на всю жизнь сохранил благодарную привязанность, почитание и любовь к своему бывшему духовному руководителю и не раз во времена сомнений обращался к нему за мудрым его советом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Н.Ю. Сухова Значение Псалтири в русской церковной традиции По свидетельству преподобного Нестора Летописца , на славянский язык Псалтирь как необходимая для богослужения книга была переведена в IX веке святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием с греческого церковного текста Семидесяти толковников. Псалтирь сразу стала любимейшим чтением русского народа и главной учебной книгой в Древней Руси. Псалтирь звучала на каждом утреннем и вечернем богослужении, полностью прочитываясь за седмицу, а в период Великого поста – даже дважды; стихи псалмов составляли основу утренних и вечерних молитв, занимая исключительное место в жизни каждого русского человека. Детей учили читать по Псалтири, по ней же проверяли ставленников на священнические места перед рукоположением. Человек, изучивший Псалтирь, считался «книжным» – грамотным, способным читать другие книги и понимать церковную службу, которая была духовной основой всего строя жизни. Псалтирь читали дома и брали в путешествия, читали над больными и по умершим. В монастырях читали «неусыпаемую Псалтирь». В соединении с Часословом и избранными тропарями и кондаками Псалтирь приняла форму Следованной, назначенной для богослужения в храме. Псалтирь с присоединением святоотеческих толкований, называемая Толковой, была предназначена для келейного чтения как пособие к правильному пониманию и уразумению неясных и пророческих мест священного текста. В русской традиции было продолжено и святоотеческое толкование Псалтири и осмысление ее значения в Церкви и в жизни каждого христианина. Одним из толкователей этой книги, внесшим немалый вклад в ее понимание, явился святитель Феофан (Говоров), или Затворник. Святитель Феофан: богословская деятельность и духовная жизнь Святитель Феофан (Говоров; 1815–1894) являлся представителем ученого монашества – того особого вида русского монашества XIX века, служение которого было более связано с преподаванием в духовных школах, чем с монастырем. После окончания Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии святителю Феофану была уготовала обычная стезя ученого инока – преподавание, инспекторство и ректорство в духовных школах: в Киево-Софийском училище (18441847), Новгородской семинарии (1854), Санкт-Петербургской духовной академии (1857–1859).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи В 1896 году Василий Димитриевич назначен доцентом Санкт-Петербургской Духовной академии по кафедре Библейской истории. На третьем году своей профессорской деятельности, в 1898 году, он принимает монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана исповедника , епископа Сигрианского, и в благоговейную память Преосвященного Феофана, Затворника Вышенского . В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха. В 1901 году Высокопреосвященным митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) в домовой церкви Санкт-Петербургской Духовной академии он был возведен в сан архимандрита с определением исполняющего обязанности инспектора академии. Митрополит Антоний вручил архимандриту Феофану посох. В связи с этим назначением архимандрита Феофана на должность инспектора академии надо отметить особую черту отца Феофана как монаха. В уставе академии сказано, что инспектор должен иметь научную степень магистра и поэтому обязан подать сочинение на соискание этой научной степени. Но архимандрит Феофан на такое соискание сочинения не подал, хотя работа и была написана. Поступил он так потому, что он как монах, давший обет нищеты и смирения, не мог искать, желать и добиваться славы ученого. Это противоречит обетам монашества. Работа лежала в его столе несколько лет, пока наконец иной профессор, в его отсутствие, не взял его научную работу и не подал в академический Совет. Тема сочинения была: «Тетраграмма, или Божественное ветхозаветное Имя». Работа эта явилась магистерской диссертацией по кафедре Библейской истории Ветхого Завета. Она вышла из печати в 1905 году и очень высоко была оценена научной критикой как в России, так и за границей. Она была удостоена громкого эпитета: «Знаменитая Тетраграмма»! В ней автор рассмотрел вопрос о правильном произношении Имени и сделал вывод, что произношение «Иегова» – результат неверного прочтения, тогда как, судя по многим древним свидетельствам, правильно оно должно произноситься как «Яхвэ». В ней он также исследовал вопросы о значении, происхождении, древности и употреблении Божественного ветхозаветного Имени. Но однако, когда книга появилась в продаже, как сам архиепископ Феофан передавал:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Жизнь и творения Преподобного Феофана Начертанного Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 26 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 1 Преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский (или Никийский), столько прославляется святою Церковью как творец канонов, сколько же ублажается как исповедник Христов. “Писанием твоего всечестнаго и чистаго, мудре, лица, — говорится в каноне на день его памяти, — безбожных писания измазуеши” 2 . Не случайно, говоря о трудах преподобного Феофана, архиепископ Филарет Черниговский пишет: “Великий подвиг его для Церкви должен был начаться не в пустыне; этот подвиг был подвиг исповедничества” 3 . Ту же мысль находим в светильне службы святому, где наряду с признанием его песнописцем говорится о его мученичестве: “Феофане, Церкви явился еси песней сиянием и светом лица твоего, на немже Христовы язвы носил еси” 4 . Так входит этот исповедник Христов, носящий начертание Христовых язв на своем лице, в число песнопевцев Православной Церкви, составляющих основу ее богослужебно-литургиче­ского чина и являющихся оплотом литургического богословия. Преподобный Феофан и его старший брат преподобный Феодор Начертанный были детьми благочестивых родителей родом из Аравии 5 , в доме которых получили основательное образование. Биографы преподобного Феофана указывают, что родители его отличались особенным страннолюбием. В Минее есть канон на 22 сентября (его положено читать на повечерии), прославляющий память “преподобного Ионы пресвитера, отца Феофанова, творца канонов, и Феодора Начертанного”. Таким образом, Церковь не только совершает память обоих братьев, но ублажает и их отца. В 3-й песни этого канона говорится о детях преподобного Ионы: “Привел еси семя твое Господу” 6 . Нужно заметить, что у жизнеописателей преподобного Феофана мы не находим ссылок на этот канон, свидетельствующий об отце преподобных братьев. Однако архиепископ Филарет Черниговский указывает, что преподобные Феофан и Феодор продолжали свое образование в лавре “у одного пресвитера, сколько благочестивого, столько же и ученого” 7 . Вопрос о родителе преподобных, очевидно, нуждается в дальнейшем уточнении и исследовании. Был ли их отец пресвитером, или “благо­честивый пресвитер” был только учителем братьев?

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

иерей Андрей Кретов Аннотация. В статье рассматривается вопрос отношения святителя к чину монашеского пострига. В своих трудах Феофан Затворник изъясняет природу иночества, монашества и схимничества, отвечает на вопрос: монашество таинство или нет? Определяет значение монашеских обетов. Содержание Три чина Чин или таинство? Значение обетов Заключение     Святитель Феофан обладает особым авторитетом в отношении значения монашеского пострига. Он перевел основной корпус монашеской литературы на русский язык: Добротолюбие, Невидимая брань, Древние иноческие уставы, Митерикон. В своих трудах и письмах он не освящает вопросы формирования чина пострига, однако выражает в наставлениях важное мнение о сути монашеского пострига. Мы будем рассматривать три современных чина: принятие иночества или одеяние рясы и камилавки, пострижение в малую схиму или монашеский постриг и пострижение в великую схиму. Эти чины в практике Церкви были не всегда. Вопросу формированию чинов принятия в монашество посвящено достаточное количество литературы, поэтому останавливаться на нем подробно не будем. Стоит сказать лишь, что Михаил Арранц в своем исследовании константинопольской и русской традиций описывает 13 чинов пострига, формирует их в 5 групп, устанавливает между ними зависимости, выстраивает генеалогию современной традиции. Т. е. история формирования чина пострига достаточно сложна и неоднозначна. И в современной практике Поместных Церквей есть различия. Афонское монашество зачастую не имеет чина малого пострига. В русской традиции великий образ, схима – явление редкое. В переводе «Древние иноческие уставы» святителя Феофана находятся первые в истории христианской письменности свидетельства о принятии монашествующих в обитель. Это описание в уставе монастыря Пахомия Великого . Устав этот сохранился в трудах блаженного Иеронима , а также у Кассиана Римлянина. В русском издании эти тексты перерабатываются. Феофан Затворник предлагает разложить устав преподобного Пахомия, сохраненный в переводе святого блаженного Иеронима , на группы по содержанию, и дополнить свидетельствами текста преподобного Кассиана Римлянина, житий основателей Тавеннисиотской обители, текстов поучений из отечников. По мысли преосвященного владыки, изложение в порядке всех известных текстов поможет сложить представление об уставе обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святитель Феофан Затворник. Разгребание песка 17 мин., 29.06.2023 Он провел двадцать два года в полном уединении. Его переписка составила десять томов. После смерти в его келье среди книг были найдены книги светских писателей, естественнонаучные труды. А также — токарный станок и фисгармония. Он — святой нашей Церкви, святитель Феофан, затворник Вышенский . Нас разделяет более ста лет — а он кажется нашим современником. По его книгам мы знакомимся с основами духовной жизни. Почему? Об этом мы беседуем с историком и философом Николаем ЛИСОВЫМ . Николай Николаевич ЛИСОВОЙ родился в 1946 году в городе Станиславе (ныне — Ивано-Франковск). Окончил в 1967 году Московский государственный заочный педагогический институт. Старший научный сотрудник Института российской истории РАН, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества, кандидат философских наук. Скит как мир — Каким образом затворник может иметь влияние на культуру, ведь он живет в полной изоляции от людей? Нет ли противоречия в самой постановке вопроса? — Феномен монашества вообще по своей духовной природе очень тонок и противоречив. С одной стороны, мы знаем, что слово монах (monahos) в переводе с греческого означает — «уединенный», а с другой стороны, открываем стихиру преподобным и читаем: «Приидите, инок множества, днесь преподобного благочестно восхвалим» (из службы преп. Серафиму Саровскому 2 января). Святой Евфимий Великий собрал вокруг себя тысячу или даже полторы тысячи иноков, под началом преподобного Паисия Величковского к концу его жизни находилось около девятисот монахов. Выходит, монах — не столько «уединенный», сколько пребывающий «наедине с Богом». То есть человек, для которого в идеале никого, кроме Бога, как бы не существует. Поэтому любое монашество по сути своей — затвор: я остаюсь наедине с Богом, независимо от того, уйду ли я, как Мария Египетская, в Заиорданскую пустыню, или буду жить в многолюдной Троице-Сергиевой лавре, или в скиту, или в уединенной келье на Афоне.

http://foma.ru/razgrebanie-peska.html

Архимандрит Феофан Новоезерский (1752–1832) Первые годы подвижничества старца Феофана (в миру Феодора Соколова) проходили в Саровской пустыни и Санаксарском монастыре. Здесь изучил он монашескую азбуку: терпение, строгость к себе, безусловное послушание. Вместе с другими он исполнял, после долгой церковной службы, разные послушания, в которых и настоятель принимал участие: рубил дрова, топил печи, готовил на кухне, пек хлебы, мел полы. Во время жизни в Санаксаре Феодор познакомился со святителем Тихоном Задонским , который приглашал его даже остаться в Задонске. В 1774 году преподобный Феодор Санаксарский , по наветам людей, гневавшихся на его нелицеприятие и заступничество за обижаемых крестьян, был сослан в Соловецкий монастырь. Большая часть учеников его тогда разошлась по другим обителям. В числе их и Феодор Соколов перешел, после трехлетней жизни в Санаксаре, во Введенскую Островскую (близ города Покрова, Владимирской губернии) пустынь и здесь находился под руководством настоятеля старца Клеопы, который был постриженник афонский и долго упражнялся там в высшем молитвенном делании с преподобным Паисием Величковским . Перейдя в Россию и, после некоторого времени, назначенный во Введенскую пустынь, старец Клеопа ввел в ней общежительный афонский устав, чинную службу. Сам он проводил жизнь в постоянной молитве и богомыслии, братией же управлял любовью кроткой и прощающей; заботился не столько об упражнении их в суровых постах и трудах, сколько о водворении смирения, незлобия, миролюбия. И здесь, у такого наставника, дополнено было иноческое воспитание Феодора и, уже привыкший в Санаксаре к суровому долгу иноческому, здесь научился он высшим добродетелям: чистоте помыслов, духу любви и смирения. Между тем рассказы старца Клеопы возбудили в молодом послушнике сильное желание наставиться у старца Паисия и видеть Афон. В 1777 году Феодор отправился в Молдавию вместе с молдавскими иноками, возвращавшимися в свой монастырь. Он надеялся побывать на Афоне, в Палестине и затем поселился у старца Паисия, но когда он пришел в Молдовлахию, в Тисманский монастырь, игумен Феодосий удержал его и немедленно постриг с именем Феофан. Тогда Феодору было двадцать пять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Феофан (Шкобо): «По возвращении на Родину я буду рассказывать о русских монастырях» Участники V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства посетили русские обители 08.05.2010 406 Время на чтение 3 минуты С 4 по 8 мая в рамках Межрегиональной программы " Александр Невский - имя России " прошла V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства «Александр Невский - знамя наших побед» , посвященная 770-летию победы в Невской битве 1240 года. Конференция проходила в рамках паломнического круиза на комфортабельном четырехпалубном теплоходе «Кронштадт» по местам Северной Фиваиды. Участники конференции посетили несколько монастырей. 4 мая паломники посетили Феодоровский мужской монастырь в городе Городец, где епископ Друцкий Петр, возглавляющий паломничество в сослужении духовенства отслужил молебен перед началом конференции-круиза. 6 мая, в день памяти Великомученика Георгия Победоносца паломники посетили Горицкий, Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри, в последнем была отслужена архиерейским чином Божественная литургия, многие паломники причастились Святых Даров. 7 мая паломники побывали в Александро-Свирском монастыре, где у мощей преподобного Александра Свирского владыка Петр возглавил Акафист и молебен преподобному. 8 мая паломники завершили свой путь в Александро-Невской Лавре, где у мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского епископы Петр и Назарий, наместник Лавры, отслужили благодарственный молебен. Затем у могилы генералиссимуса Александра Суворова была отслужена панихида генералиссимусу и всем вождем и воином на поле брани за Веру и Отечество убиенным, а многие паломники посетили могилу митрополита Иоанна (Снычева), где помолились у могилы приснопоминаемого владыки. Один из участников конференции клирик Сербской Православной Церкви, кандидат богословских наук игумен Феофан (Шкобо) в интервью «Русской народной линии» поделился своими впечатлениями от посещения России, русских храмов и монастырей:

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/8/igu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010