Закрыть «Верьте, что доброго монаха Бог никогда не оставит…» Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского 30.06.2021 4184 Время на чтение 6 минут Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ 29 июня Русская Православная Церковь празднует день перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского, из села Эммануиловки в Успенский Вышенский монастырь. В этом году вспоминается памятная дата – ровно 180 лет назад, в 1841 году, святитель Феофан принял монашеский постриг, посвятив себя всецело службе Церкви Божией. Фото: monasterium.ru Монашеский постриг совершил ректор Киевской духовной академии архимандрит Иеремия (Соловьев) в Свято-Духовской церкви Киево-Братского Богоявленского монастыря. Георгий Васильевич Говоров был пострижен с именем Феофан, что в переводе с греческого означало «Богом явленный», в честь преподобного Феофана Исповедника. Вместе с ним принял постриг Михаил Булгаков с именем Макарий, в будущем известный богослов и историк Церкви. Как впоследствии вспоминал святитель Феофан: «После пострижения мы отправились в лавру к благочестивому старцу иеросхимонаху Парфению духовнику митрополита и лавры, умному молитвеннику. – Вот вы ученые монахи, – говорил старец, – набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться, и молиться непрестанно умом в сердце Богу, вот чего добивайтесь, – и я с молодых дней этого искал и просил, чтобы никто не мешал мне пребывать непрестанно с Богом». На всю жизнь новопостриженный монах запомнил завет Киевского митрополита Филарета, известного подвижника и молитвенника: – Храните больше всего чистоту души и тела: это должно быть вашим главным отличием от прочих людей; если сохраните вашу чистоту, Господь Иисус Христос вселится в вашем сердце, и тогда вам больше ничего не нужно, ничто не повредит вам, ничто не обременит вас. Для сего будьте трезвы, воздерживайтесь не только от хмельных напитков, но и от многоядения, во всем наблюдайте умеренность. Предайте себя в волю Божию, совершенно предайте. Не думайте о возвышениях, не позволяйте мечтам входить в голову; не оскорбляйтесь, если возвышают человека, по вашему мнению, недостойного. Будьте там, где поставят; будьте довольны тем, что дадут. Верьте, что доброго монаха Бог никогда не оставит: это невозможно, невозможно! Молитесь как можно чаще, всегда молитесь, если можно, имейте Господа Бога в сердце и на устах – и Он будет с вами всегда».

http://ruskline.ru/opp/2021/06/30/verte_...

прот. Владимир Рыбаков III. Жизнь св. Иосифа Место и время рождения прп. Иосифа. Родители. Семейная атмосфера. Детские наклонности Иосифа. Варварское нашествие и переселение в Пелопоннес и Солунь. Принятие монашества и монашеские подвиги. Иосиф-пресвитер. Встреча с Григорием Декаполитом . Пребывание в Константинополе и общественная деятельность Преподобного в иконоборчестве Феофила. Посольство в Рим. Плен и тюрьма на Крите. Освобождение и возвращение в Константинополь. Жизнь на месте подвигов Григория Декаполита . Жизнь у храма св. Иоанна Златоустог о. Свой монастырь и получение песнотворческого дара. Изгнание при Варде. Возвращение при Патр. Игнатии. Иосиф-скевофилакс. Патр. Фотий. Его отношение к Преподобному. Иосиф-духовник. Кончина Иосифа. Родиною преподобного Иосифа был один из городов Сицилии. Первый биограф Иосифа его ученик Феофан не называет по имени родного города Преподобного, но отмечает его как город знаменитый, дававший и прежде немало даровитых и знаменитых людей. 37 Может быть, это были Сиракузы – центр тогдашней культурной жизни Сицилии. Может быть, поэтому некоторые из последующих жизнеописателей Преподобного и прилагали к его имени эпитеты Сицилийца-Сиракузянина, определенно называя местом рождения Сиракузы. 38 Но ни Феофан, ни диакон Иоанн не дают подобной подробности. Время рождения Преподобного точно неизвестно и может быть определено только приблизительно. Если мы постараемся восстановить его на основании указанных выше житий, то получим такую дату, которая с данными позднейших историков и исследователей расходится почти на полстолетия. Такая большая разница заставляет нас рассмотреть вопрос более подробно. Самую позднейшую дату времени рождения преподобного Иосифа указывает Георгий Παπαδπουλο, говоря, что Иосиф γεννθη τ 840 ν Σικελ. 39 На каком основании Г. Παπαδπουλο придерживается этой даты – неизвестно. Равным образом он не сообщает никаких исторических данных из жизни преподобного Иосифа, чтобы по ним можно было хотя бы сколько-нибудь проверить его хронологию. Но принять эту дату встречаются самые решительные препятствия. Несомненно известно, что преподобный Иосиф скончался в 883 году и, как увидим, в почтенном возрасте, в глубокой старости. 40 Какой же почтенный возраст в 43 года?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > «О Троице идите говорить к Леше» Памяти архиепископа Алексия (Фролова) 30.03.2021 664 Время на чтение 14 минут У архиепископа Алексия (Фролова) сегодня, на память преподобного Алексия, человека Божия, тезоименитство. Часто наставляя о том, что мы ничего в церковной жизни не должны менять, ни единой черточки, пока на то не будет явлено свидетельство свыше, владыка напоминал: иначе как мы посмотрим в глаза преподобному Сергию Радонежскому, нашим новомученикам и исповедникам Церкви Русской – всем тем, кто сохранил для нас веру? Здесь свидетельства тех и о тех, кто помнит владыку и, возможно, уже встретился с ним – глаза в глаза. Человек особой отзывчивости Митрополит Феофан (Ашурков ; † 20.11.2020): Митрополит Феофан (Ашурков) – Владыка Алексий – это совершенно удивительная личность. Я помню его еще мальчишкой. Он помоложе меня, учился у меня в семинарии. После этого он долгое время был диаконом, потом протодиаконом, то есть главным диаконом в Московской духовной академии. Разносторонне одаренный, имел прекрасный голос. Знаток искусства. Замечательный экскурсовод, научный работник нашего академического музея – ЦАКа (Церковно-археологического кабинета). Но это не самое главное. Это человек особой отзывчивости. С ним, когда общаешься, помню, ощущаешь в нем какой-то внутренний свет, он светился. Он всегда был весел, сколько помню его, улыбался. Анатолий Фролов у преподобного митрополита Зиновия (Мажуги) У меня такое ощущение, что все мы, люди, имеем к одним привязанность, к другим не очень доброе отношение, а мне видится, владыка Алексий ко всем относился очень мягко. С большой любовью. Это та черта, которую он перенял, я бы даже сказал немножко дерзко, находясь в его Большой келье – у самого преподобного Сергия. Оттуда он вынес этот внутренний мир и теплоту. Эту любовь к людям и внутреннюю теплоту он перенял у преподобного Сергия Затем, когда по воле священноначалия он был как бы изъят из обители преподобного Сергия, он пошел по пути, который проложил преподобный Сергий. Когда было видение множества птиц, и иноки пошли по всей Руси времен преподобного Сергия, чтобы нести свет веры в самые различные ее уголки окрест. Точно так же Господь поставил отца Алексия в возрождающуюся обитель Новоспасского монастыря. В столице. Это было очень важно. Здесь нужен был именно отец Алексий (Фролов), который обладал, как я выше уже сказал, удивительным тактом, имел богатые таланты. Это ведь столица. Здесь народ непростой. Тут во многом формируется, хотя кому-то будет это обидно слышать, мировоззрение всей страны. Именно столицы генерируют и распространяют мировоззрение на всю страну.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/30/o_troi...

иеродиакон Тихон (Зайцев) Предисловие Преподобный Феодор Студит – один из величайших подвижников и учителей православного монашества. Плодом его аскетической ревности явились многочисленные поучения, слова и письма, полные духовной мудрости, отеческой любви, искренней преданности монашеству. Их ценность не только для инока, но и для каждого христианина самоочевидна. Знакомясь с ними, каждый сможет найти полезные для своей души ответы на самые разнообразные вопросы духовной жизни. В них показана духовная опытность святого Отца и глубокое понимание им человеческой души в её положительных и отрицательных явлениях, а равно и средства к уврачеванию последних; отражены пламенные стремления Преподобного помочь всякому человеку в достижении им Царства Небесного. Всё это неоспоримо свидетельствует о том, что эти творения не потеряли своего руководственного значения в спасении христианина и до настоящего времени. Святитель Феофан Затворник , трудившийся над переводом поучений для IV тома «Добротолюбия», отметил, что «для монахов эти поучения все сокровища суть» 1 . Святой Феодор, – говорит святитель Феофан, – на высоту почти не заходит, а ходит по монастырю..., на всякую мелочь даёт урок одухотворять её…» 2 . Прежде чем приступить непосредственно к нашей работе, дадим краткий обзор имеющимся трудам о преподобном Феодоре Студите . Особый интерес представляют следующие работы: 1 . Гроссу Н. , священник. Преподобный Феодор Студит , его время, жизнь и творения. Этот труд состоит из двух частей. Первая посвящена «церковно-общественно и монастырской деятельности преподобного Феодора». После краткого введения даётся жизнеописание святого Отца (гл. I–IV). Попутно приводится характеристика иконоборческого движения VIII века (с. 8–18), оценка поведения Феодора в михианских спорах (с. 61–68) и оценка его как реорганизатора монашества вместе с описанием порядков Студийского монастыря в его время (гл. III, с. 69–117). Первая часть заключается общей характеристикой святого Отца, краткой историей прославления его имени по смерти и гонения на студийских иноков при патриархе Мефодии (с. 158–162). Вторая часть посвящена литературной деятельности преподобного Феодора (гл. I–V). Даны изложение, анализ и оценка учения святого Отца об иконах и иконопочитании (с. 198–205), характеристика его огласительных поучений инокам (с. 206–239), а также изложение его взглядов по общественно-бытовым и церковно-каноническим вопросам – о втором браке, о смертной казни еретиков, о преимуществах римского епископа (с. 275–295). В конце труда приложен указатель собственных имён (с. 307–310).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 14  голосов:  4.4 из  5) «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» получили широкую известность как одно из лучших произведений о непрестанной Иисусовой молитве. Еще в рукописи это сочинение стало известно целому ряду выдающихся в духовном отношении лиц и заслужило их положительную оценку. Так, преподобный Амвросии Оптинский в начале 1880 г. писал о рукописи: «В ней противного ничего нет». А когда в 1881 г. появилось первое издание, преподобный старец указывал, где можно его приобрести. Более того, из письма преподобного Амвросия от 27 августа 1882 г. (о котором речь пойдет ниже) явствует, что Оптина пустынь в 1880–1881 гг. делала попытку опубликовать «Рассказ странника». Последователи предполагают, что именно в кругу преподобного Амвросии и с его благословения создавалось продолжение «Странника» (пятый, шестой и седьмой рассказы). Известный миссионер архиепископ Иркутский Вениамин (Благонравов) 18 марта 1881 г. писал о «Страннике»: «Рукопись эта мне особенно нравится тем, что не отвлеченными рассуждениями учит непрестанной молитве, а опыты оной изображает в лицах, в простом и живом рассказе. Здесь многие (разумеется, благочестивые) читали ее с восхищением, некоторые и списали для себя». Более того, Владыка рекомендовал «всем, особенно монахам, читать рассказы странника». Святитель Феофан Затворник , по свидетельству архиепископа Никона (Рождественского) , писал о первом издании рукописи, что «учение о молитве изложено в ней правильно». Более того, святитель Феофан подъял на себя труд исправления и переработки издания 1881 г., напечатанного, по словам преподобного Амвросия Оптинского , «с грубыми ошибками», и создал собственную, «феофановскую», редакцию, легшую в основу всех последующих изданий. Первые три издания рукописи последовали практически друг за другом: Параллельно с этими изданиями, в 1882 и 1884 гг., Русский Пантелеймонов монастырь опубликовал в Москве сокращенный вариант «Откровенных рассказов» под названием «Замечательный рассказ о благодатных действиях молитвы Иисусовой», который впоследствии неоднократно переиздавался.

http://azbyka.ru/fiction/neizvestnyj-spi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ ОСОГОВСКИЙ [Сарандапорский, «от Славищ»] (кон. XI - нач. XII (?) в.), прп. (пам. болг. 16 авг.), отшельник. Житие И. О.- единственный источник, к-рый содержит весьма скудные сведения о преподобном. Повествование не имеет стройной композиции и начинается с обширного богословского введения. Далее следует краткая часть, которая играет роль тематического ключа и посвящена св. западноболг. отшельникам - Иоанну Рильскому , Прохору Пшинскому и Гавриилу Лесновскому . В биографической части опущены даже такие распространенные агиографические топосы, как сведения о родителях и детстве И. О., повествование начинается с приходом преподобного (подобно сщмч. Игнатию Богоносцу) «с запада» в Осоговские горы (Осоговске-Планине, долина р. Сарандапор (ныне Крива), Македония). В с. Градац (недалеко от совр. г. Крива-Паланка) от местного болярина И. О. услышал о пустынной горной местности Бабин-Дол на р. Скупица и поселился там, решив стать отшельником. Здесь его нашли 2 охотника, и он чудесным образом помог им поймать богатую добычу (это единственное чудо при жизни святого, о к-ром упомянуто в Житии). Один из охотников вернулся, чтобы поблагодарить И. О., и тогда преподобный попросил через некоторое время еще раз прийти к нему. Когда охотники пришли в следующий раз, то нашли уже тело отшельника, похоронили его и, до тех пор пока их роду «всем от жития прешедшу», навещали могилу. Почитание Более подробно в Житии рассказывается о возникновении почитания преподобного и о строительстве церкви в его честь. Во время правления греческого царя Мануила (визант. имп. Мануил I Комнин (1143-1180)) овдовевший иерей Феодор поселился отшельником в местах, где жил И. О. Феодор постригся в монахи с именем Феофан, возглавил собравшуюся вокруг него братию и «по мале же времени» построил во имя И. О. церковь, основав т. о. Осоговский монастырь . Феофан стал молиться, чтобы ему было открыто местонахождение мощей святого, и тотчас в свете молний ему было указано место, от к-рого исходило благоухание. После этого чуда монахи прославили своего покровителя, воспевая многократно «Радуйся» и отслужив торжественную службу. Через нек-рое время святой явился во сне Феофану и повелел переложить его тело из могилы в раку, но тот не решился этого сделать. Когда святой вторично явился игумену во сне, тот выполнил повеление и торжественно положил его мощи в раке в церкви. От святыни стали совершаться многочисленные исцеления. Житие заканчивается рассказом о чудесах И. О. Повествование имеет в основном назидательный характер и призывает мирян почтительно относиться к обители, а монахов воздерживаться от краж, брани и драк, тайноядения во время поста и изъятия частиц мощей святого. В белградском списке Жития попытка похищения частицы мощей И. О. приписывается мон. Арсению, а в скопской редакции отнесена ко времени правления визант. имп. Иоанна III Дуки Ватаца (1222-1254).

http://pravenc.ru/text/468939.html

18. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная церковь I. Однажды св. Ефрем, патриарх Антиохийский , узнал, что один, находившийся в Иерапольской стране, столпник, вдался в ересь. Случай этот имел большое значение. Столпник, как человек, пользовавшийся за свои подвиги уважением, мог очень многих совратить в ересь. И вот, сознавая это, святитель сам отправился к нему и всеми силами старался убедить его отступиться от ереси и обратиться в православие. Столпник, видя решительность патриарха во что бы то ни стало обратить его в православие, хотел запугать его. Он предложил Ефрему разжечь костер и пройти сквозь огонь, «Кто выйдет из огня невредимым, говорил столпник, того и есть правая вера». Святитель, глубоко убежденный в истине православия, велел принести дров, и по его повелению был разожжен громадный костер, но столпник не согласился идти сквозь огонь вместе со св. Ефремом. Тогда святитель снял с себя омофор, помолился Господу и бросил его в огонь. Три часа горел огонь, в пепел обратились все дрова, – но омофор остался целым и невредимым. В виду такого чуда, столпник всенародно отступился от своей ереси, присоединился к святой, соборной, апостольской церкви и из рук самого патриарха принял св. Причастие. Много и других совершил чудес св. Ефрем на пользу церкви, трудясь в сане патриарха в продолжение восемнадцати лет, и в 545 году скончался («Чет.-Мин.», июня 8). II. Однажды к пр. Кириаку, спасавшемуся в тесной келлии близ Иордана, пришел один инок Феофан, державшийся несторианской ереси. Узнав об этом, пр. Кириак убеждал и молил его оставит свои заблуждения и обратиться к святой, соборной и апостольской церкви. «Един путь к нашему спасению, – говорил преподобный, – есть тот, чтобы мыслить и веровать так, как мыслили и веровали святые отцы». Феофан отвечал: «Все ереси тоже говорят, что если с ними не будешь иметь общения, не спасешся. Что же мне делать? Мой разум так слаб, что не может постигнуть истины и различить ее от заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

     Не потомок – и всё тут. Потому и звучит так скандально. Много читал я на эту тему, но веры в теорию эволюции как не было, так и нет. Еще скажу, что на странице в «ВКонтакте» одной православной девушки написана прекрасная мысль: «Мне не стыдно, что я – дочь Небесного Отца. Пусть стыдятся те, чьи предки – обезьяны». И вот мне тоже не стыдно, что я – сын Небесного Отца (пусть и грешный, но сын, есть ведь и в Евангелии блудный сын – сын, не отвергнутый отцом его), ну не принимает душа моя эволюционной теории. Мне стыдно, когда мне пишут собратья-священники, которые убежденно говорят: «Эволюция – доказанный факт, это знают все школьники, это же очевидно! Как можно так безграмотно отвергать очевидность?» Иной раз они же шлют статьи и материалы на эту тему. Но всё как об стенку горох: как не принимала, так и не принимает душа моя этой теории. Почему-то убедительней звучат слова преподобного Паисия Святогорца и святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Один – неученый в мирском отношении, но стяжавший Духа Святого и потому обретший дар прозрения, другой – величайший ученый, досконально знавший организм человека. И вот оба как один говорят про лживость теории эволюции. И если бы только они. Это общая святоотеческая интуиция, будь то святитель Феофан Затворник или преподобный Серафим Саровский (коим напрасно приписывали эволюционные взгляды, видимо, так и не прочитав страницы полностью, а взяв лишь отдельные слова), будь то новомученики и исповедники Церкви Русской: священномученик Владимир (Богоявленский), священномученик Николай (Покровский), преподобномученик Варлаам (Никольский), святитель Макарий (Невский) и многие другие. В Греческой Церкви – святитель Нектарий Эгинский, а в Сербской Церкви – святитель Николай (Велимирович). Что ни святой, то – неприятие эволюции. Тот же святитель Феофан открыто писал об идеологах эволюции: «Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования – карточный дом: дунь – и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам… Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими – теорией произвольного зарождения, дарвиновского происхождения родов и видов и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Всё как бред сонного. Читая их, ходишь среди теней. А ученые? Да что с ними поделаешь?! Их девиз: не любо – не слушай, а лгать не мешай» .

http://pravoslavie.ru/114983.html

Е.Н. Никулина Тема 5. Святители Следующий лик, о котором мы будем говорить, – это святители, святые архиереи. Их служение состоит в праведном пастырстве, которое является важнейшей составляющей апостольского служения и связано с понятием апостольского преемства. Подвиг святителей очень близок к подвигу преподобных. Многие святители принимали пастырские обязанности после нескольких лет суровых аскетических подвигов (свтт. Иоанн Златоуст , Василий Великий , Григорий Богослов , Иаков Низибийский , папа Григорий Великий ). В этих подвигах они, отойдя от дел, часто и заканчивали свой жизненный путь (свт. Григорий Богослов , свт. Тихон Задонский , свт. Феофан Затворник ). Со временем епископат вообще стал формироваться исключительно из монашествующих. Как и преподобные, святители в своих сочинениях сохраняли для последующих поколений аскетический опыт Православия, помогая верующим правильно строить свою духовную жизнь (достаточно вспомнить хотя бы труды двух русских святителей – Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника ). Со святительским подвигом связан подвиг мученический и исповеднический. Свои пастырские труды святые епископы нередко увенчивали мученической кончиной (сщмч. Киприан Карфагенский ; сщмч. Филипп, митр. Московский; сщмч. Владимир, митр. Киевский). Другие мужественно переносили скорби и гонения за Христа, за чистоту веры и нравственности (свт. Афанасий Великий , свт. Иоанн Златоуст , свт. Феофан Начертанный, св. Патриарх Тихон). И внутри лика святителей можно увидеть самые разнообразные служения: святителей, посвятивших свою жизнь активному устроению церковных дел; святителей – богословов и церковных писателей; святителей – миссионеров; святителей – молитвенников и аскетов, более всего стремившихся к уединению, безмолвию и созерцанию; святителей – общественных деятелей, много потрудившихся не только для Церкви, но и для государства... Иногда один святитель совмещал в себе различные типы служения, мог быть, к примеру, и автором богословских трудов, и церковным политиком, и священномучеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Инструкция для родителей от святых О советах святых отцов и собственном детстве рассказывает митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 18.04.2019 804 Время на чтение 5 минут Воспитание начинается с утробы Воспитание ребенка начинается еще в утробе матери. Преподобный Сергий, сосуд Духа Святого, удивлял окружающих и свою мать еще до своего рождения. И в современном мире, когда мама во время беременности часто ходила в храм, причащалась, по ребенку это заметно. Феофан Затворник, святой XIX века, бил тревогу, говоря о том, что в школах дается неправильное воспитание, детей учат безбожию. И предупреждал, что, если так будет продолжаться, в конце концов у нас не останется христианства, не останется христианского духа, только личина, оболочка. Родители, с которыми святитель Феофан переписывался, жаловались, что дети их, вырастая, отходят от веры, от Православия. Конечно, для них это было очень тяжело. А святитель отвечал: если в ребенке посеяно благочестие, не надо бояться, надо предать его в руки Божии, и эти семена в свое время взойдут. У него есть и своеобразная инструкция для родителей, чьи дети перестали воспринимать, говоря современным языком, христианские ценности. Он предлагает сначала выбрать подходящее время и спокойно поговорить с ребенком, выяснить, что его смущает. А выяснив, развеять его сомнения, уничтожить этих идолов. И после этого, с любовью, ни в коем случае не унижая ребенка, внушать истинные христианские ценности. Ему вторит один из святых нашего времени, афонский старец Паисий. Он сравнивает детей с картошкой. Если молодую картошку потереть, кожура сойдет сама, а старую картошку надо чистить. А если она еще полежит, то начнет гнить, и гниль придется вырезать... Вот почему так важно воспитание, полученное в детстве. Причем детей надо не просто учить, им надо показывать пример. Сами родители должны возрождаться от греха, бороться со страстями. Дети копируют поведение родителей на очень тонком уровне. Еще один совет старца - причащать детей как можно чаще. Тело и Кровь Христовы - величайшая святыня, которая питает душу и тело маленького человека. Ребенок - как часы с пружиной

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/18/ins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010