«Когда Бог создает святого, Сатана создает его биографа». Эта шутка Гюисманса содержит долю истины, как показывает случай св. Серафима Саровского. Не все жития прп. Серафима сомнительны, но многие; известно, что одним из его агиографов был не кто иной, как Сергей Нилус, печально известный благодаря публикации общепризнанной фальшивки под названием «Протоколы Сионских мудрецов». Так вот именно Нилус опубликовал и «Беседу». Поэтому никого и не удивляет, что эта подлинная жемчужина русской духовности дошла до нас в такой форме, где высказывания св. Серафима перемешаны с совершенно чуждыми ему теориями, источник коих следует искать в «Истории души» (1830) Шуберта, последователя Шеллинга, учение которого проповедовал в Киеве около 1840 года Феофан Авсенев. Следует весьма осмотрительно изучать данный текст, содержащий одновременно замечательное учение о Святом Духе и доктрину (сотворения мира и т. д.), восходящую скорее к натурфилософии, чем к традиционному учению Церкви». Ряд этюдов о Серафиме Саровском. Главное ядро книги — историческая критика агиографических источников: критика не в смысле «разоблачений», а в смысле прояснения истины. Книга Рошко проникнута подлинной любовью и преклонением к преподобному Серафиму Саровскому, откуда и стремление «открыть» преподобного таким, каким он был, без грязи басен и мифов. Группа Вконтакте Facebook группа Преподобный Серафим: Саров и Дивеево «Когда Бог создает святого, Сатана создает его биографа». Эта шутка Гюисманса содержит долю истины, как показывает случай св. Серафима Саровского. Не все жития преп. Серафима сомнительны, но многие; известно, что одним из его агиографов был не кто иной, как Сергей Нилус, печально известный благодаря публикации общепризнанной фальшивки под названием «Протоколы Сионских мудрецов». Так вот именно Нилус опубликовал и «Беседу». Поэтому никого и не удивляет, что эта подлинная жемчужина русской духовности дошла до нас в такой форме, где высказывания св. Серафима перемешаны с совершенно чуждыми ему теориями, источник коих следует искать в «Истории души» (1830) Шуберта, последователя Шеллинга, учение которого проповедовал в Киеве около 1840 года Феофан Авсенев. Следует весьма осмотрительно изучать данный текст, содержащий одновременно замечательное учение о Святом Духе и доктрину (сотворения мира и т. д.), восходящую скорее к натурфилософии, чем к традиционному учению Церкви.

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

Милостыня во спасение собственной души 19.02.2024 11:21:20 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2024/02/06/21-00 Игумен Феофан: Добрый вечер! Прежде всего хочу поздравить с днём рождения Евгения Константиновича Никифорова. Я видел многих, кто брался за большие дела, но не всякий мог довести их до конца. Там где трудности, нужно особенное жертвенное терпение, примером которого и является Евгений Константинович. Он прошел разные испытания - не так все просто дается. Не только радио «Радонеж» его заслуга, но и гимназия, кинофестиваль. Постоянство, с которым он действует, многого стоит. Ведь по плодам мы узнаем человека. В 90-е, когда «Радонеж» только вышел в эфир, многие через его передачи приходили к вере. Это живая Евангельская проповедь, это постоянная память о тех, за кого надо молиться. Самое главное, что все пронизано духом любви к нашей родине, истории. Как это важно – жить не для себя. Дай Бог здоровья и многая и благая лета, чтобы ещё потрудиться Вам на этом посту!  Н. Карташева: Батюшка, недавно мы праздновали память блаженной Ксении. У Вас, кажется, есть храм в ее честь? Игумен Феофан: Верно! Помню в 70-е у бабушки моей были иконочки, я в первый раз увидел изображение Ксении. Она ещё не была канонизирована, и её полную историю я не знал. Как только появилась возможность отметить важнейшую в нашей истории дату – Тысячелетие крещения Руси, то одной из первых в лике святых была прославлена именно блаженная Ксения. Её подвиг особый. Мы знаем много преподобных, мучеников, святителей, а блаженных не так много. Подвиг смирения, когда человек терпит насмешки, поругания, гонения, - велик. Психология современного человека такова, что люди крайне редко воспринимают поношения как нужно, чаще всего обижаются или начинают нервничать, оправдываться. А когда тебя оскорбляют невинно, то смирение – высочайший подвиг. Блаженная Ксения была в молодости замужем. Муж ее, музыкант, Андрей, умер неготовым, и Ксения хорошо знала об этом. И она взяла на себя подвиг молиться за мужа, за себя.

http://radonezh.ru/2024/02/19/milostynya...

Предвкушение Царствия Небесного Беседа с митрополитом Молдовы и Буковины Феофаном (Саву) Митрополит Молдовы и Буковины Феофан (Саву) Митрополия Молдовы и Буковины очень много значит для Румынской Православной Церкви. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что предыдущий патриарх Румынский Феоктист († 2007) и нынешний предстоятель Румынской Церкви патриарх Даниил возглавляли эту митрополию. Эта митрополия, пожалуй, и самая монашеская в Румынской Церкви. Здесь находятся важные монастыри, возникшие в XV–XVI веках; здесь подвизался преподобный Паисий Величковский. Три года назад митрополию возглавил митрополит Феофан (Саву), которого лучше всего, наверное, характеризует такая подробность его биографии: из шести братьев и сестер владыки трое, как и он, выбрали монашеский путь. О румынском монашестве, о его значении для страны и общества – беседа с митрополитом Молдовы и Буковины Феофаном (Саву). – Владыка, сколько сейчас монастырей в Румынии и каково значение монашеской жизни? – 420 монастырей. Это и небольшие скиты, в которых подвизаются не более семи монахов, и большие обители, где 300–400 насельников. Всего монашествующих в Румынии около 9 тысяч. В Румынии монашество, как и везде, дает возможность пройти по одному из тех двух путей, которыми человек может достичь Царствия Небесного (второй путь – благочестивая жизнь в миру воцерковленного христианина). Господь оставил людям монашество, чтобы еще в этом мире можно было в видимой форме предвкусить небесную жизнь. – Известно, что при коммунистическом режиме монашество в Румынии притеснялось. – Положение монашества в отрезок времени между 1945 и 1990 годами несколько раз менялось. Можно говорить о трех периодах. Первый – это годы 1945–1959. Тогда сложилась парадоксальная ситуация, ибо в монастыри приходило много желающих подвизаться на монашеском поприще, число монахов и монахинь вроде бы увеличивалось, но при этом власти начали репрессии против верующих, и многие монашествующие, как и приходские священники, были брошены в темницы.

http://pravoslavie.ru/39328.html

Предвкушение Царствия Небесного (версия для печати)/Православие.Ru Предвкушение Царствия Небесного Православие.Ru , 27 сентября 2010 г. Митрополия Молдовы и Буковины очень много значит для Румынской Православной Церкви. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что предыдущий патриарх Румынский Феоктист († 2007) и нынешний предстоятель Румынской Церкви патриарх Даниил возглавляли эту митрополию. Эта митрополия, пожалуй, и самая монашеская в Румынской Церкви. Здесь находятся важные монастыри, возникшие в XV–XVI веках; здесь подвизался преподобный Паисий Величковский. Три года назад митрополию возглавил митрополит Феофан (Саву), которого лучше всего, наверное, характеризует такая подробность его биографии: из шести братьев и сестер владыки трое, как и он, выбрали монашеский путь. О румынском монашестве, о его значении для страны и общества – беседа с митрополитом Молдовы и Буковины Феофаном (Саву). Митрополит Молдовы и Буковины Феофан (Саву) – Владыка, сколько сейчас монастырей в Румынии и каково значение монашеской жизни? – 420 монастырей. Это и небольшие скиты, в которых подвизаются не более семи монахов, и большие обители, где 300–400 насельников. Всего монашествующих в Румынии около 9 тысяч. В Румынии монашество, как и везде, дает возможность пройти по одному из тех двух путей, которыми человек может достичь Царствия Небесного (второй путь – благочестивая жизнь в миру воцерковленного христианина). Господь оставил людям монашество, чтобы еще в этом мире можно было в видимой форме предвкусить небесную жизнь. – Известно, что при коммунистическом режиме монашество в Румынии притеснялось. – Положение монашества в отрезок времени между 1945 и 1990 годами несколько раз менялось. Можно говорить о трех периодах. Первый – это годы 1945–1959. Тогда сложилась парадоксальная ситуация, ибо в монастыри приходило много желающих подвизаться на монашеском поприще, число монахов и монахинь вроде бы увеличивалось, но при этом власти начали репрессии против верующих, и многие монашествующие, как и приходские священники, были брошены в темницы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Феофана исповедника Память 12 марта Преподобный Феофан родился в Царьграде от благородных родителей – Исаака и Феодотии. Исаак был в родстве с царем Львом Исаврянином и сыном его Копронимом 1876 , почему и прозывался Исаврием, так как был того же царского рода и происходил из страны Исаврийской. При царском дворе он занимал почетные должности и в царствование Копронима был воеводою. В это время возникла иконоборческая ересь, и на людей благочестивых началось сильное гонение. Благочестивые Исаак и супруга его Феодотия строго держались православного учения и сподобились стать родителями такого сына, который скоро должен был воссиять, как заря в Церкви Христовой. Они нарекли его Феофаном, что значит явленный Богом 1877 . Так он был назван прежде всего потому, что родился в праздник Богоявления Господня, который по-гречески назывался Феофания 1878 ; но главным образом он так был наречен по Божиему смотрению – во извещение того, что его, как некогда пророка Иеремию, Господь из чрева материнского избрал и освятил быть великим светильником Своей Церкви ( Иер.1:5 ). Как свидетельствует книгохранитель Анастасий, его иногда называли и отчим именем – Исаак, но то было прежде пострижения его в иноческий чин, к которому он пламенно стремился с самой юности своей, как об этом и будет рассказано в его житии. По рождении блаженного и богоявленного Феофана, родитель его Исаак, прожив еще три года, преставился к жизни бесконечной. Умирая, он написал завещание, в котором трехлетнего сына своего вместе с матерью отдавал на попечение и охранение самому царю Константину Копрониму, как своему родственнику. Учась Божественному Писанию и совершенствуясь в добродетельной жизни, отрок с летами стал отличаться необыкновенным разумом. Когда Феофану было двенадцать лет, один из сенаторов пожелал обручить с ним свою десятилетнюю дочь, так как юноша Феофан был красив, очень умен, богат и приходился родственником царю. На это обручение охотно соглашалась и Феодотия, мать Феофана. Но так как все это не могло произойти без царской воли, то сенатор тот обратился с усердной просьбой об этом к самому царю, ища с ним породниться чрез брак своей дочери с царским племянником. Когда царь согласился на это, совершилось обручение детей, прежде дозволенного для брака возраста, но самый брак был отложен до совершеннолетия обрученных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

От составителя Часть 1. Жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского Детство преподобного Парфения Благодатный отрок Посещение Киево-Печерской Лавры Возвращение навсегда в Киево-Печерскую Лавру и начало подвижнической жизни Принятие монашеского пострига Иеромонах и духовник Киево-Печерской Лавры Восприятие великого ангельского схимнического образа Случай прозорливости Последние годы жизни Последние дни жизни и блаженная кончина праведника Голосеевская пустынь Часть 2. Объединенные Духом О последних годах, днях жизни и блаженной кончине преподобного Парфения Е.Н. Бердяева, урожденная Бехметеева, духовная дочь Парфения тайная монахиня Семейство Мухановых Святитель Филарет, Митрополит Киевский и Галицкий Тайная монахиня Агния (графиня Анна Алексеевна) Блаженный Паисий Христа ради юродивый Киево-Печерский Преподобный Алексей Голосеевский, Киевский Ионникий (Руднев) митрополит Киевский и Галицкий Архиепископ казанский и свияжский Антоний (Амфитеатров) Святитель Феофан, затворник Вышенский Игуменья Парфения Вечер Великой Субботы К христианину Ответ на вопросы На смерть младенца Капли из океана Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский Священномученик митриполит Казанский и Свияжский Преподобный Варсонофий Оптинский Святой Силуан Афонский Святой праведный Феодор Томский Евгений Поселянин (Погожин) духовный писатель Часть 3. Духовные наставления и молитвы Духовный наставления и изречения Преподобного Парфения О помощи Божией О молитве О борьбе со страстями и о стяжании добродетелей О монашестве О Чтении Слова Божия Молитвы Преподобного Парфения Киевского Ежедневная молитва Преподобного Парфения Киевского Молитва ко Иисусу Христу, нашему Спасителю, о всех людях Молитва ко святому Духу Воззвание к пресвятой Богородице: Молитва ко Пресвятой Богородице Молитва Пресвятой Богородице о защите от злобных стражей мытарств Молитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры Молитва преподобным отцем, глаголемая при входе в пещеры или когда и где кто изволит Часть 4. Портреты преподобного Парфения Портреты Преподобного Парфения Заключение Тропарь и кондак Источники Мир Вашему дому  

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Предисловие Глава 1. ИМЯ БОЖИЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ Ветхий Завет Библейское понимание имени. Имена Божии Священное имя Яхве в Пятикнижии Ветхозаветный культ имени Божия Новый Завет Богословие имени в Евангелиях Имя Иисуса в Деяниях и посланиях апостолов Богословие имени в Апокалипсисе Глава II. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ПАТРИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ОБ ИМЕНАХ БОЖИИХ Мужи апостольские. Священномученик Иустин Философ Ориген и Евсевий Кесарийский Великие Каппадокийцы. Святитель Григорий Нисский Святитель Иоанн Златоуст Сирийская традиция Преподобный Ефрем Сирин Преподобный Исаак Сирин Корпус Ареопагитикум Иконопочитатели. Преподобный Феодор Студит Исихастские споры. Святитель Григорий Палама Глава III. ИМЯ БОЖИЕ В МОЛИТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православное богослужение Молитва Иисусова Классические монашеские тексты Византийский исихазм Глава IV. ПОЧИТАНИЕ ИМЕНИ БОЖИЯ И МОЛИТВА ИИСУСОВА В РУССКОЙ ТРАДИЦИИ Преподобный Нил Сорский Святитель Димитрий Ростовский Святитель Тихон Задонский Преподобный Паисий Величковский Святитель Филарет Московский Святитель Игнатий Брянчанинов Святитель Феофан Затворник «Откровенные рассказы странника» Святой праведный Иоанн Кронштадтский Глава V. «НА ГОРАХ КАВКАЗА» Схимонах Иларион: детали биографии «На горах Кавказа»: обзор основных тем Молитва Иисусова Имя Божие и имя «Иисус» Божественный свет Пустыня «Горы Кавказа» Глава VI . «АФОНСКАЯ СМУТА» Начало споров на Афоне Начало полемики в российской прессе Продолжение споров. «Афонский бунт» «Блокада» имяславцев Глава VII. ИМЯСЛАВЦЫ Иеросхимонах Антоний (Булатович): детали биографии «Апология»: основные богословские темы «Имя Божие есть Сам Бог» Имя «Иисус» Молитва Иисусова Богослужение, Литургия, таинства, священные символы «Московский кружок» имяславцев Глава VIII. БОГОСЛОВСКАЯ АТАКА НА ИМЯСЛАВИЕ Священник Хрисанф Григорович Понятие о молитве. Произнесение имени Божия в определенном пункте пространства. Произнесение имени Божия в пункте присутствия Божия. Сердечное действие. Архиепископ Антоний (Храповицкий) Архиепископ Никон (Рождественский) С. В. Троицкий Апология Православное учение «Послание» Святейшего Синода Глава IX. РАЗГРОМ ИМЯСЛАВИЯ Изгнание имяславцев с Афона Общественная реакция на афонские события Иеросхимонах Антоний (Булатович) – С. В. Троицкий: продолжение противостояния Глава X. ПЕРЕЛОМ В ДЕЛЕ ИМЯСЛАВЦЕВ Участие Государя в судьбе имяславцев. Суд Московской Синодальной конторы Вопрос о судьбе имяславцев в Государственной Думе Имяславцы в годы Первой мировой войны В. Ф. Эрн об имяславии Глава XI. СОБОР, РЕВОЛЮЦИЯ, ПОДПОЛЬЕ Поместный Собор 1917–1918 годов «Московский кружок». Священник Павел Флоренский и А. Ф. Лосев в 20-е годы Судьба имяславцев после революции Глава 12. ИМЯСЛАВИЕ ПОСЛЕ ИМЯСЛАВСКИХ СПОРОВ Протоиерей Сергий Булгаков Имя «Иисус» «Имя Божие есть Сам Бог» Архимандрит Софроний (Сахаров) Имя Яхве и имя «Иисус» Сила имени Божия. Молитва именем Иисусовым Заключение Выводы богословские Выводы церковно-исторические Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава II. Своеобразие исихастской антропологии Понятие исихазма многозначно 85 . Часто исихазм приравнивают к так называемому паламизму, то есть к богословию нетварных энергий, с помощью которого Григорий Палама обосновывал духовный опыт афонских монахов. Иногда это понятие распространяют на современных «неопаламистов». Все это сужает представления об исихазме. Мы под исихазмом будем понимать аскетико-мистическую восточно-христианскую традицию, которая оформилась примерно за тысячелетие до Григория Паламы . Исихастская традиция вырастает на основе монашеской духовности, которая уходит корнями в апостольскую и мученическую духовность первохристианской общины. Назовем исторические вехи исихастской традиции: египетский исихазм (преподобные Антоний Великий , Макарий Великий ); палестинский исихазм (преподобные Дорофей Газский, Иоанн Пророк и Варсануфий Великий); синайский исихазм (преподобные Иоанн Лествичник , Исихий Синаит 86 ); отдельно упомянем преподобных Исаака Сирина и Иоанна Кассиана Римлянина ; византийский исихазм (преподобный Симеон Новый Богослов , святитель Григорий Палама ); русский исихазм (преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский , Оптинские старцы и святитель Феофан Затворник ). Исихазм составляет как бы ядро православной аскетико-мистической традиции. Исихастскую традицию можно рассматривать в качестве школы христианства, в которой учатся жить вечной жизнью 87 . Об исихастерионе как школе говорит Никифор Постник: «Приидите, и объявлю вам художество, или лучше – науку вечного жительства» 88 . В этой школе преподаются антропологически ориентированные науки и искусства, поскольку каждый исихаст учится познавать себя и изменять себя так, чтобы все время пребывать с Богом 89 . Обучение проходит от распознавания самых заметных сторон своей жизни (своих страстей) и до распознавания трудноуловимых помыслов: «Училище опытного ведения есть жизнь деятельная, которую восприняв трудолюбнейше, и себя узнаем, и помыслы различать научимся, и Бога уведаем» 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Аверьянов К. А. Конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции» 8–10 ноября 2013 г. в Ростове Великом состоялась организованная Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции». Место для конференции было выбрано неслучайно. Как известно, святой был уроженцем Ростовской земли. Некоторые из его учеников также были родом из Ростова. Открывая конференцию, директор ГМЗ «Ростовский кремль» Н.С. Каровская обратила внимание на то, что для участия в конференции собрались представители как музейной, так и академической науки: первая является, по преимуществу, прикладной, в то время как вторая носит теоретический характер. Такое взаимодействие между ними – исключительно плодотворно, поскольку различные взгляды на один и тот же предмет исследования позволяют выработать более объективную точку зрения. Эпоха прп. Сергия Радонежского стала временем объединения русских княжеств и фактического становления российской государственности. Одним из виднейших деятелей этой эпохи был митрополит Алексий, обзору биографии которого посвящен доклад архимандрита Макария (Веретенникова) (Московская духовная академия). В годы малолетства великого князя Дмитрия свт. Алексий фактическим возглавлял Московское княжество и приложил немало усилий, чтобы Москва продолжила процесс объединения разрозненных русских земель. В этом ему содействовал прп. Сергий. Эпоха прп. Сергия Радонежского явилась и временем заметного духовного подъема, отразившегося, в частности, в иконописи. В.Г. Пуцко (Калужский областной художественный музей) остановился на роли византийского фактора в русском иконописании. Греческими мастерами были выполнены фрески в храмах Новгорода и Москвы. Одним из крупнейших мастеров являлся Феофан Грек, творчество которого послужило основой для складывавшейся московской иконописной школы. Наиболее ярким представителем последней был знаменитый Андрей Рублев. Исследователь обратил внимание на тогдашнюю крайнюю малочисленность мастеров-иконописцев, отсутствие правильной постановки обучения иконописному мастерству, что приводило к известной его элитарности.

http://sedmitza.ru/lib/text/4757971/

Истинныя веры проповедник безбоязнен. «В вере отеческой, православной крепко и неизменно стоять и об отступлении никогда не помышлять»  – такой завет оставил нам наш небесный покровитель преподобный и богоносный Иов, Игумен и чудотворец Почаевский. Все, что делается в Церкви от чистого сердца и с чистой совестью, несомненно имеет глубокий смысл и промыслительное значение. И то, что наш почивший Авва Архиепископ Виталий, столетие со дня рождения которого мы недавно отметили (8 августа 1873–1973 гг.), после Святой Троицы, избрал небесным покровителем нашей св. обители преподобного Иова было, конечно, не без особого Промысла Божия. Этим самым он как бы предначертал нам ясный и определенный путь, которым мы должны идти, как в деле нашего личного спасения, так и в деле служения церкви, сделав преподобного Иова нашим духовным вождем, указывающим нам этот путь – нашим путевождем. В житии преподобного Иова мы видим гармоничное сочетание  молитвы и труда , что требуется и от каждого истинного инока да, в сущности, – и от каждого желающего быть истинным христианином. Одна молитва, без труда, особенно, когда она творится самочинно, без надлежащего руководства, как и все подвиги благочестия, могут таить в себе опасность прелести – дьявольского обольщения через гордыню и тщеславие, и послужить не во спасение, а на падение и гибель. Мы знаем, что все великие подвижники с молитвой соединяли  рукоделие , то есть телесный труд. И наш великий наставник святитель Феофан, Вышенский Затворник, неоднократно говорил, что без труда будет греховная праздность, а праздность, по учению свв. отцев-подвижников, есть «начало всех зол», начало всякого греха. Постоянное пребывание в одной только ничем не развлекаемой созерцательной молитве есть удел лишь «совершенных», то есть достигших высших степеней духовной жизни. Преподобный Иов был великим молитвенником: он уединялся иногда для молитвы на 3 дня, а то и на целую седмицу в каменную пещеру, которая одна лишь была свидетельницей его молитвенных подвигов. Однажды, по свидетельству его ученика, Досифея, фаворский свет осиял пещеру и даже всю церковь и виден был в течение более двух часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010