При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Архимандрит Иннокентий к Гербинию, 1674 г. Kiowia Subterranea, р. 43). В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2 сентября. В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 10 июля и 2 сентября), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником ( †1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (†1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (†1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (†1065; память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (†1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (XII; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (†ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (XII; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (†ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (†1239; память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (†1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий (†1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (XII–XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (XI; память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (†ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Приведу поразительный пример. Пимен Многоболезненный испросил себе болезнь для того, чтобы родители не смогли забрать его из монастыря – из Киево-Печерской лавры. Ему было открыто, что он будет болеть всю жизнь и выздоровеет лишь за три дня перед смертью. От своего недуга он не мог ходить, за ним ухаживали, но иногда очень плохо, забывая о нем, как это, к сожалению, нередко случается; он много лет страдал, но в страдании своем благодарил Бога. В монахи его постригли сами ангелы, по его молитвам творились чудеса; будучи больным сам, он исцелял других. Мы знаем подобное и о святителе Игнатии (Брянчанинове) . Он, будучи еще военным инженером, тяжело болел, но нисколько не заботился о выздоровлении, мечтая о том, чтобы его уволили со службы и он смог уйти в монастырь. Преподобный Амвросий Оптинский почти с тридцатилетнего возраста был тяжелобольным. Летом он иногда гулял по лесу, а все остальное время лежал. Апостол Павел также страдал тяжким недугом. Неизвестно, какая у него была болезнь, но болел он очень сильно и даже молил Господа избавить его от этой телесной скорби – ради того, как мне кажется, чтобы иметь бóльшую возможность проповедовать, поскольку болезнь мешала его апостольским трудам. Но Господь сказал ему: Сила Моя совершается в немощи ( 2Кор. 12, 9 ). Если сравнить все скорби, труды, болезни и страдания, которые терпели апостолы, с трудами нашими, то последние окажутся просто ничтожнейшими (я сейчас имею в виду телесную их сторону). Можно себе представить: люди странствуют по всему миру, часто терпят разного рода лишения, голод, преследования, избиения. Апостолу Павлу иногда приходилось самому зарабатывать себе на хлеб. Например, днем проповедуя коринфянам, он по ночам работал. А говорил он подолгу. Однажды в воскресенье он беседовал с верующими и слово свое продлил до полуночи. Некий юноша даже заснул и упал с третьего этажа. Апостол Павел потом его воскресил. Представьте себе: богослужение продолжалось до полудня, а потом апостол Павел много часов проповедовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Прихожанка. Ну, не знаю… Пресвитер. А насчет личного знакомства... Еще будучи семинаристом знавал я одну такую «монахиню». Она зарабатывала себе тем, что пекла для городских храмов просфоры, а к ней в помощь посылали из семинарии студентов. Проходя у нее на дому просфорническое послушание, я познакомился и с некоторыми ее «монашескими» обычаями, тем более что она очень любила наставлять в благочестии юных студентов. В частности, мне запомнился ее обычай мыть пол после всякого посетившего ее гостя. Прихожанка. И что в этом плохого? Пресвитер. Ничего, если бы при этом она не считала, что тем самым смывала не столько физическую, сколько духовную грязь приходивших. Прихожанка. Не поняла?! Пресвитер. По ее собственному объяснению, пришедший мог привести с собой кучу бесов, от которых необходимо избавляться мытьем полов, так как вода способна очищать не только физическую, но и духовную скверну. Прихожанка. Я конечно, согласна с вами, что это довольно странный способ изгнания нечистых духов. Расскажите мне, пожалуйста, об истинных способах их изгнания из одержимых ими. Пресвитер. А зачем им избавляться от них во что бы то ни стало? Прихожанка. Я не поняла вашего вопроса!? Пресвитер. Объясняю на примере физических болезней. Подвижники благочестия далеко не всегда стремились излечиться от них, и скорее желали, чтобы болезнь продолжилась, чем окончилась. Например, преподобный Пимен Многоболезненный, исцелив одного брата, сказал ему: «Бог, исцеливший тебя через меня от болезни, может и меня восстановить от сего одра, но я не хочу». И он не просто не желал здоровья, но даже выпросил себе у Бога пожизненной тяжелой болезни. А когда преподобного Варсонофия Великого братия попроси­ла помолиться о здравии его любимого ученика, он ответил следующее: «О здоровье сына моего могли бы помолиться Богу неко­торые из находящихся здесь святых (о чем я и известил его), чтобы он не был болен ни одного дня, – и это исполнилось бы, но тогда он не получил бы плодов терпения. Разве он не знает, что претерпел я? Болезни, горячки, скорби, пока пришел в это благонадежное при­станище. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благода­рения» 278 . Уже из этих двух примеров видно, что в некоторых случаях подвижники воспринимали болезнь необходимым условием спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Служители Польской Православной Церкви были приняты в сущем сане. Таким образом, отец Понтий оказался прав и в вопросе отношения к апостольской преемственности и благодатности рукоположений. Священник же Лука Голод был впоследствии видным деятелем Православной Церкви на территории Литвы 174 . Последние годы служения В мае 1931 года ко дню Пасхи митрополитом Дионисием (Валединским) священник Понтий Рупышев был удостоен сана протоиерея 175 . В том же году епархиальная власть удовлетворила просьбу отца Понтия по причине слабого здоровья освободить его от должности настоятеля побеньской церкви с разрешением служить в имении МеречьМихново 176 . К этому времени протоиерей Понтий Рупышев стал известен далеко за пределами епархии. Слухи о его прозорливости, о молитвенной силе привлекали верующих едва ли не со всей православной Польши. По молитвам отца Понтия люди получали исцеления от тяжелых болезней, в том числе и рака 177 . Сам михновский пастырь считал, что самые главные болезни находятся в душе, и стремился направить человека к правильному пониманию ниспосылаемых свыше скорбей и болезней, к видению в них промыслительного попечения Бога о спасении человека. Главной задачей отец Понтий полагал приобщение души страждущего к таинственной и благодатной церковной жизни, что, по его мнению, было более важным, чем телесное исцеление. «Цель всякой скорби и болезни – выжечь, вытравить из нашей души грех . Бывает такая греховность, при которой это очищение от нее продолжается до смерти верующего. Например, преподобный Пимен Многоболезненный Киево-Печерский. Поэтому не нужно смущаться, если такие скорбящие, причащаясь часто Святых Таин Христовых, не выздоравливают, как это имело место около о. Иоанна Кронштадтского , Животворность их (Таин) в том и заключается, что они укрепляют скорбящих, особенно болящих, в несении очистительных скорбей, которых они иначе не вынесли бы. А при них они несут их с надеждой вечной жизни и блаженства» 178 . Поэтому не всегда отец Понтий молился об исцелении больных. Однажды на вопрос духовной дочери, почему отец Понтий не исцеляет всех приходящих к нему, тот ответил: «Разве можно теперешних больных исцелять? Для чего им нужно здоровье? Для своих страстей. Их исцелишь, а как они будут жить! Вот и можно только того исцелять, кто, получив здоровье, станет жить Господом, а не служить своим страстям. А исцелять всех, то только принесешь вред их душам, да и сам понесешь ответ перед Богом» 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Так чувствовал себя и преподобный Пимен Многоболезненный. 143. Военная служба Когда Господь Бог поставил первого царя возлюбленному народу Своему Израилю, то сказал им: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: «сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими... и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятиначальниками, и чтобы они... делали воинское оружие и колесничный прибор его» ( 1Цар.8:11–12 ). Значит, благочестивейшие цари не по своей воле делают рекрутские наборы, а Сам Господь Бог повелевает им делать оные для охранения благоденствия своих подданных. А чтобы подданные не противились священной воле их, для того Сам Господь Бог строго заповедал повиноваться им во всем: «всякая душа, – говорит слово Божие, – да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противляющийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» ( Рим.13:1–2 ). Видитие, братия мои, как тяжко грешит пред Господом Богом тот, кто под каким бы то ни было предлогом старается уклониться от воинской повинности, не хочет служить в христолюбивом воинстве, быть защитником православной веры Христовой и святых храмов Божиих от врагов нечистивых, подвизаться за помазанника Господня – царя православного. Нет, не ожидай себе такой человек милости от Бога; не будет над ним во веке благословения Господня! Мало того, что тяжкий грех уклоняться от воинской службы, – великий грех и печалиться о том или идти в службу с неохотою. Ибо, когда слово Божие заповедует нам повиноваться властям, то говорит: надобно повиноваться не только из страха, но и по совести, т.е. не по страху только и не по виду исполнять должно повеления начальства, а от всей души и от чистого сердца, как пред Богом. Тогда только наше повиновение воле начальства будет угодно и приятно Богу, и будет вознаграждено сторицею от руки Господней; а в противном случае оно не только не будет угодно Богу, но и вменится нам в грех, ибо «проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением», т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Узнав об этом, собралась братия и взяла тела святых страдальцев; и похоронили их с честью в пещере Варяжской, в которой они трудолюбиво и богоугодно подвизались. Потом они были перенесены в пещеру преп. Антония, где и доныне лежат нетленно, в окровавленных одеждах и власяницах, тоже остающихся нетленными. Вскоре после блаженной их кончины сбылось предсказание преп. Василия: князь Мстислав Святополкович застрелен был во Владимире, на стене, сражаясь с князем Владимиром Игоревичем; и тогда, узнав стрелу свою, которою он ранил блаженного Василия, сказал: «Вот, я умираю теперь ради преп. Феодора и Василия». Итак, злой убийца получил отмщение по делам своим. Преподобные же страдальцы, как победители дьявола, побеждающего сребролюбием, увенчались не тленным серебром и золотом, но славою и честью вечною, и получили венец от Честного Камня, Который есть Христос. Ему честь и слава с Богом Отцом и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Житие преподобного отца нашего Пимена Многоболезненного (7 августа) Он всю свою жизнь с чувством благодарности лежал в болезни и пострижен ангелами был в иноческий образ Взявшись рассказывать о блаженном этом Пимене, будем повествовать о мужественном его страдании, чтобы узнать, как с благодарностью нужно доблестно переносить болезни и как сила Божия в немощи совершается. Блаженный Пимен родился на свет больным, больным и вырос; но эта телесная болезнь не дала в нем развиться душевной болезни. Он был чист от всякого порока и от утробы матери не познал скверного греха. Часто просил он родителей отдать его в монастырь, постричься в иноческий образ, но они, как чадолюбивые родители, желая по смерти своей иметь его наследником, препятствовали ему. Однажды (так Бог мудрее промыслил), блаженный изнемог чрезвычайно, и не думали, что он будет жив. Тогда принужденные необходимостью родители принесли его в Печерский монастырь, прося живущих в нем преподобных отцов молиться о сыне их, чтобы исцелился он от недуга. Преподобные те отцы, потрудившись много в молитвах, ничем не облегчили больного, потому что сам он не просил у Господа здоровья, но, скорее, усиления болезни, чтобы, если выздороветь, не быть взятым родителями из монастыря и не лишиться, чего желает.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

17 октября 1879 г. Спасайся! То есть смиряйся, терпи, люби ближнего, и бу­дешь до мантии в лике ангельском. А чего не сможешь, укори себя, Господь и это примет вместо подвига. Потому Пимен Великий и сказал: «Само­укорение легче всех добродетелей». А Исаак Сирин го­ворит, что «смирение и без дел может спасти человека»... Молись, трудись, терпи, и больше всего смиряйся, и повторяю будешь Серафим. Св. Исаак Сирин пишет: «Собрание смиренных есть собрание Серафимов». 301. Скорбишь неведомо о чем 11 января 1880 г. Преподобная, высокоскорбная, многострадальная, многоболезненная... письмо твое получил: а скорби твои великие, я признаться, и не понимаю. Ты, кажется, больше всего скор­бишь о том, чего и сама не знаешь, чего и я не знаю, и, кажется, никто не знает, а что может случиться, то есть тебя могут взять куда-то, можешь заболеть и проч. и проч. – что и со мною может случиться, и со всяким, но о чем всякий благоразумный загоде не плачет, а ждет, что пошлет ему Господь. А что Господь пошлет – хорошее ли, ху­дое ли, с радостию принимает, и старается по силе терпеть. А не стерпит – кается в малодушии. А мы с тобою замалодушествуем, еще не видя беды или скорби и скорбим прежде, чем придет скорбь. Христианка, живи по-христиански. Веруй в Бога, создавшего тя и приведшего тя в число избранных Своих овечек. В число возлюбленных Своих невест. Каковою ты теперь и записана на небесах. А скорби теперешние твои, (как я недавно писал одной) есть твое приданое Жениху твоему Возлюбленному Иисусу. Не брыкайся же, когда суют тебе целую пазуху драгоценного приданого. 302. Об истинном посте. О страхованиях бесовских 13 марта 1880 г. Преподобные сестры, новые подвижницы, не долу на земли легающия, но на одрех возлегающии, спасайтесь! Еще пропойте на глас 3-й: «Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, сестры, от всякия скверны, Светодавцу поюще». Читали вы это, сестрицы, или нет? А я вам писал: про­пойте еще вот что на гл. 3-й: вы, кстати, не были в понедельник в Церкви: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

300. Самоукорение легче всх добродетелей 17 Октября 1879 г. Спасайся! То есть смиряйся, терпи, люби ближняго, и будешь до мантии в лике ангельском. А чего не сможешь, укори себя, Господь и это примет вместо подвига. Потому Пимен Великий и сказал: «Самоукорение легче всех добродетелей». А Исаак Сирин говорит, что «смирение и без дел может спасти человека»… Молись, трудись, терпи, и больше всего смиряйся, и повторяю будешь Серафим. Св. Исаак Сирин пишет: «собрание смиренных есть собрание Серафимов». 301. Скорбишь неведомо о чем 11 Января 1880 г. Преподобная, высокоскорбная, многострадальная, многоболезненная… письмо твое получил: а скорби твои великия, я признаться, и не понимаю. Ты, кажется, больше всего скорбишь о том, чего и сама не знаешь, чего и я не знаю, и, кажется, никто не знает, а что может случиться, то есть тебя могут взять куда-то, можешь заболет и проч. и проч. – что и со мною может случиться, и со всяким, но о чем всякий благоразумный загоде не плачет, а ждет, что пошлет ему Господь. А что Господь пошлет–хорошее ли, худое ли, с радостию принимает, и старается по силе терпеть. А не стерпит–кается в малодушии. А мы с тобою замалодушествуем, еще не видя беды или скорби и скорбим прежде, чем придет скорбь. Христианка, живи по–христиански. Веруй в Бога, создавшаго тя и приведшаго тя в число избранных своих овечек. В число возлюбленных своих невест. Каковою ты теперь и записана на небесах. А скорби теперешния твои, (как я недавно писал одной) есть твое приданое Жениху твоему Возлюбленному Иисусу. Не брыкайся же, когда суют тебе целую пазуху драгоценнаго приданаго. 302. Об истинном посте. О страхованиях бесовских 13 Марта 1880 г. Преподобныя сестры, новыя подвижницы, не долу на земли легающия, но на одрех возлегающии, спасайтесь! Еще пропойте на глас 3–й: «Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, сестры, от всякия скверны. Светодавцу поюще». Читали вы это, сестрицы, или нет? А я вам писал: пропойте еще вот что на гл. 3–й: вы, кствти, не были в понедельник в Церкви: «постимся постом приятным, благоугодным Господеви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Можете и собою, и через других делать помощь, как найдете удобнее. Читавши о смирении, ты познала, что в тебе нет оного, а на место того самолюбие обладает тобою; желаешь научиться, как обрести оное? Тебе очень часто предлежат уроки оного, учись при укоризнах смирять себя; но сия небесная добродетель не без труда стяживается, а долгим временем. Не достигая сего, паче должна смирятся и видеть свою нищету, со временем смиришься, читай почаще о смирении и помни, что оное есть пород искушения. Ты заметила за собою возношение о исправлении правила, (что) лучше сестры, a Бог приемлет молитву смиренных ( Пс.112:6 ). К сему же можно отнести и то, когда просит тебя по слабости твоей оставить правило, или что другое: то в тебе является большая охота к исполнению правила или другого. Это тоже есть от врага; лучше я испорчу дело с советом брата, нежели сделаю хорошо бессоветием, а ты даже и с сопротивлением; посуди же, угодно ли это Богу? там ты отсекаешь свою волю, а здесь исполняешь свое хотение, и дмением увлекаешься. Просишь наставить как поступать? Сама ты понимаешь, что лучше отсечь свою волю; будешь мирнее и покойнее и полезнее будет для тебя, придешь в навык отсечения своих хотений; а в противном случае навыкнешь, чтобы все было по-твоему, будет ли тут польза? Я писал тебе об этом много и желаю, чтобы ты не была раба страстей, а господствовала над ними, а паче над самолюбием, ибо это его действие. Обличу тебя в твоем неразумии: ты, читая св. Исаака слово 79-е о искушении гордых, смутилась, «стало быть я враг Божий, когда искушаюсь болезнями»? Сколько же было искушаемых болезнями? Св. Иов, Товия слепотою, Пимен Многоболезненный, Феодосий Великий и прочии; неужели они были враги Божии? но Бог многих любя посещает и наказует; мы не можем сказать, чтобы не имели гордости, нас обличает всякое падение, что оному предваряет гордость; и св. Давид говорит: прежде даже не смиритимися, аз прегреших ( Пс.118:67 ). И конечно, гордых нельзя назвать другами Божиими, но все они не отринуты, а призываются через различные способы, и через покаяние умиротворяются.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В начале 1947 года иеромонах Пимен недолгое время служил в Рязани, куда поехал по просьбе назначенного на Рязанскую кафедру епископа Иеронима (Захарова), своего давнего товарища по Сретенскому монастырю . Одна из рязанских прихожанок так вспоминала об отце Пимене, о его служениях в Рязанском соборе: «Энергичный, необыкновенно собранный и очень красивый. Обладал прекрасным сильным голосом с приятным тембром. Каждое слово, произнесенное в алтаре, или около алтаря, было четко слышно в конце большого собора». Местным властям крайне не понравилось, что отец Пимен произносил проповеди апологетического содержания, послушать которые собиралось много народа. Ему пришлось покинуть Рязань. Впоследствии, провожая на Рязанскую кафедру епископа Симона (Новикова), Патриарх Пимен говорил ему: «Там мне в молодости здорово досталось за проповеди». Из Рязани отец Пимен вернулся в Одессу. К Пасхе 1947 года по представлению епископа Сергия (Ларина) иеромонах Пимен был возведен в сан игумена с правом ношения креста с украшениями. В ноябре 1947 года епископ Сергий получил назначение на Ростовскую кафедру. Вместе с ним в Ростов-на-Дону переехал игумен Пимен (Извеков). В Ростове он был ключарем кафедрального собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы и секретарем епископа Сергия. Ростовский период своей жизни Святейший Патриарх Пимен вспоминал впоследствии с большой теплотой. Наместник Псково-Печерского монастыря и Троице-Сергиевой лавры В 1949 году игумен Пимен получил назначение на должность наместника Псково-Печерского монастыря. В 1950 году он был возведен в сан архимандрита митрополитом Григорием (Чуковым), под управлением которого находилась тогда Псковская епархия . Псково-Печерским монастырем Пимен управлял до 1954 года. Ему пришлось много потрудиться для благоустроения обители. В это время он получил болезнь, от которой страдал до кончины — сахарный диабет. В январе 1954 года архимандрит Пимен был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с правом ношения второго креста с украшениями и служения с жезлом. Архимандрит Пимен запомнился как деятельный наместник. В частности, в  годы его наместничества в Лавре были  устроены два придела в Трапезном храме — во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. Архимандрит Пимен способствовал также воссозданию Покровского храма Московской духовной академии. Будучи наместником, он регулярно проповедовал. Проповедовал, как он сам впоследствии признавался, не без волнения. Когда Покровский храм Московской духовной академии еще не был восстановлен ее профессора, преподаватели и учащиеся молились за богослужением в Лавре. «Каждый воскресный и праздничный день я проповедовал, — вспоминал впоследствии Патриарх Пимен. — И всегда я это делал с большим волнением и смотрел на это, как на экзамен, потому что мне приходилось проповедовать в присутствии профессоров и преподавателей наших академии и семинарии».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1339332...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010