Я, конечно, стал говорить ему о том, что можно побороться — установить гастростому, вернуться к НИВЛ, пролежни затянутся, даже договорился с гнойными хирургами, что на следующей неделе доктор приедет смотреть пролежни. Он лежал и думал. А на следующий день жена позвонила координаторам Центра: больной согласился побеседовать со священником. Встреча была назначена на Духов день — батюшка (его имя известно, наверное, всем православным людям в России) должен был приехать к нему сразу после службы. Во время службы этот человек умер. Я не знаю, что хотел он сказать священнику, но знаю, что Господь судит в чем забирает. Перед смертью атеист захотел повернуться к Богу и повернулся. Может быть, аппарат ИВЛ и другие методы позволили бы ему воссоединиться с Церковью. Тем, кто еще сомневается, хочу напомнить житие преподобного Пимена Многоболезненного. Преподобный Пимен страдал неким заболеванием, при котором наступила полная обездвиженность и, соответственно, пролежни. Братия ухаживала за ним, ибо вся медицинская помощь в то время могла сводиться лишь к кормлению и уходу. Иногда монахи забывали покормить и напоить преподобного, но он ни разу не только не подумал о самоубийстве, но и не просил Господа прервать его страдания. Более того. Он поучал: Терпение униженных не останется бесплодно: испытывающие тут кратковременную скорбь и тяготу, будут испытывать радость и веселие там, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, но жизнь бесконечная. Ради этого и терплю все. Бог, через меня избавивший тебя от твоего недуга, может и меня восставить от этого одра и исцелить мою немощь, но я сам не хочу, ибо «претерпеваемый до конца спасен будет» (Мф. 10, 22), сказал Господь. Лучше в этой жизни я сгнию весь, чтобы в будущей тело мое было нетленно; лучше здесь переносить смрад, чтобы там наслаждаться неизреченным благоуханием. Величественно, брат мой, церковное служение в светлом, чистом и святом месте, где богоугодно и сладостно с невидимыми ангельскими силами возносить молитвы к Богу, почему церковь и называется земным небом, а стоящие в ней почитаются за стоящих на небе.

http://pravmir.ru/dolzhnyi-li-myi-umirat...

А старшие имели любовь к младшим, наставляя их, как детей любезных. Если кто падал в некое согрешение, утешали его; и трое или четверо по любви делили эпитимию одного. Если брат выходил из монастыря, вся братия скорбела о том, посылали за ним и просили возвратиться в монастырь. И когда приходил, все шли к игумену, кланялись и умоляли игумена. И потом с радостью принимали брата. Такова была божественная любовь, таковы смирение и воздержание в святой братии. Они и по смерти сияют, как неугасающая свеща, различными чудесами и молят Бога». Нами приводился любящий сыновний отзыв о Печерской обители Св. Симона, епископа Владимирского. Ранее поминались отдельные подвижники Печерские. Укажем также на: Пр. Дамиана, постника и молитвенника. Когда в обитель приходили больные, то Пр. Феодосий повелевал Дамиану сотворить молитву над ними, тот совершал молитву, помазывал елеем, и приходившие получали исцеление. Пр. Марк, живя в пещере, своими руками выкопал много пещер; на своих плечах носил он землю, день и ночь трудясь для дела Божия. Прпп. Спиридон и Никодим занимались 30 лет печением просфор, и угодили Господу. Первый в немолодых годах научился грамоте и поставил себе за правило – всякий день прочитывать всю псалтирь. Пр. Прохор лебедник, питавшийся просфорой и хлебом из лебеды. Во время голода он кормил народ таким хлебом и солью из золы. Пр. Пимен Многоболезненный, никогда не роптавший и перед самой смертью освобожденный от страданий. Пр. Феофил, не видавший 12 лет солнца в пещере, плакавший день и ночь. Пр. Агапит, безмездный врач. Пр. Алипий (Алимпий) иконописец, отличавшийся смирением, незлобием, терпением, исцелявший помазанием краски. Упоминались выше Преподобные: Нестор, Исаакий, Никита, Никола Святоша, мученик Кукша. Велик сонм святых печерских, почивавших в Ближней или Антониевой пещере и в Дальней или Феодосиевой пещере. Как уже кратко упоминалось, Печерский мон. сделался образцом для всех других обителей и получил огромное влияние на всю русскую религиозность. Из него аскетическая настроенность распространялась в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Блж. Иероним Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни, то худо святитель Феофан Затворник Равную награду получают больной и кто служит ему (святитель Пимен Многоболезненный Болезни бывают у нас от греха, они ослабляют страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезни с терпением и благодарением, тому вменяются они вместо подвига и даже более… Вместе с тем нужно веровать и надеяться, что если Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему силу терпения преподобный Серафим Саровский К службе церковной непременно должен ходить, а то болен будешь. Господь за это болезнью наказывает. преподобный Амвросий Оптинский Болезнь не несчастье, а поучение и Божие посещение; больного преподобного Серафима посетила Матерь Божия; и нас, если мы смиренно переносим болезнь, посещают Высшие Силы. преподобный Амвросий Оптинский Великий подвиг — терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу. святитель (святитель Феофан Затворник) Старец заболевшему своему другу внушал: «Молиться надо чаще: “Господи! Даждь ми зде терпение, тамо отпущение”». святитель (святитель Феофан Затворник) Терпение болезни Господь принимает вместо поста и молитвы. преподобный Анатолий Оптинский Врачу показывать болезни телесные не есть грех, но смирение. преподобный Варсонофий Великий Облегчение поста для немощных дозволительно по правилу церковному (Апостол, 69 правило) святитель Филарет Московский Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе. Игумен Никон (Воробьев) Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

http://azbyka.ru/zdorovie/citaty-o-zdoro...

в)  Вот в чем горе и несчастье человека: хотя он и подлинно ничто, но о себе мечтает высоко ; думает, что все знает, но ничего не знает; думает, что он разумен, но он безумен; думает, что он счастлив, но поистине он несчастен и беден; думает, что он богат, но он подлинно нищ и убог; думает, что он добр, но он поистине зол; думает, что он свят и праведен, но он подлинно грешен и скверен. Что же делать с таким человеком всемогущему Богу, Который все творит из ничего? И вот, Бог оставляет его в мнимом его блаженстве, и делает дело Свое на том, кто себя унижает, делает блаженным того, кто познает и признает себя бедным и окаянным. Книжники, фарисеи и законоучители еврейские думали о себе, что они мудры и разумны: за то и сокрылись от них свет и премудрость Божия. Апостолы, как младенцы, просты и смиренны были, но просветились и умудрились от Духа Святаго. Великая слепота и безумие есть гордость; она не допускает человека познать и признать свое окаянство, он так и остается в своей бедности и окаянстве. Великое просвещение и мудрость есть смирение. III. Познай же, христианин, самого себя и свою бедность, и будешь смирен и блажен . Познавай и признавай свою нищету пред Богом, и будешь богат. Познавай и признавай свою слепоту пред Богом, и откроются твои очи сердечные. Познавай и признавай свое безумие пред Богом и будешь мудр. Познавай и признавай своя грехи пред Богом и будешь оправдан. Познавай и признавай свою нечистоту пред Богом, и будешь чисть и свят. Познавай и признавай свою неисправность пред Богом, и исправишься. Познавай и признавай свою немощь пред Богом, и будешь приходить в здравие. Познавай и признавай свое заблуждение пред Богом, и будешь взыскан. Все будет исправлять в тебе благодать Божия, которая будет с тобою, когда будешь смирен. Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лк. 18, 1). (Составлено по Четьи Минеям и «Сокровищам духовным» свт. Тихона, епископ Воронежского). Поучение 2-е. Преподобный Пимен Многоболезненный (Польза болезней для души)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В одном ряду с терпением обид и поношений стоит безропотное перенесение физических болезней. Мы говорим сейчас не о тех недугах, которые возникают как следствие неправильного поведения (рак легких у курильщиков или менингит у того, кто гулял с непокрытой головой в морозный день). В подобных случаях причинно-следственные связи очевидны. Но если болезнь, которая нас посетила, не была связана с нашим образом жизни, то смиренное ее перенесение угодно Богу, как и терпеливое перенесение обид. Если человек благодушно, без ропота несет немощи своего тела, то Господь являет ему Свою милость. Об этом говорит и Святое Евангелие: Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь ( Евр.2:18 ). Мы знаем, что есть такие святые, их называют многоболезненными, которые просияли в терпении телесных немощей. Эти терпеливые подвижники еще при жизни сподоблялись духовных даров. Преподобный Амвросий Оптинский заболел в молодые годы и всю свою жизнь оставался немощным. Неся крест собственной болезни, он сподобился от Бога дара врачевать болезни других людей. Печерский подвижник Пимен Многоболезненный получил дар молитвы за болящих людей. Правильным отношение к болезни может быть только у человека церковного. Многие христиане через болезни входят в жизнь вечную. Болезни и скорби очищают человека от грехов, а мы часто не хотим понимать того, что отношение к болезни должно быть богомудрым, рассудительным. От болезней надо себя оберегать, помнить о том, что здоровье – это величайший дар Божий, но заболев и не получив ожидаемой помощи от врачей, надо принять без ропота болезнь как крест, который возлагает на нас Сам Господь. «Помни о конце твоем». (Сир.7:39) Помни о конце твоем, – говорит нам Священное Писание, – и вовек не согрешишь ( Сир.7:39 ). Это золотое правило христианской жизни. Смертная память подобна узде, которая удерживает человека от совершения греховных поступков. Она не дает забыть о том, что за гробом мы дадим ответ за все беззакония, которые совершили на земле. Память о смерти поддерживает подвижников, укрепляет больных, оставивших надежду на исцеление и ожидающих смерти как избавления от мук. Если нет в душе ропота и болезнь принимается как лекарство духовное, то таким образом человек Самим Богом подготавливается к смерти. В таком случае она воспринимается как окончание земных страданий и переход туда, где уже нет «ни болезни, ни печали, ни воздыханий».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Великие создатели обители: началоположник ее преподобный Антоний (†1073 г., 10 (23) июля), непрестанный исповедник братской любви, и преподобный Феодосии (†1074 г., 3 (16) мая), «начальник общего жития монашеского в России,» подвижник, устроитель, строгий обличитель иудеев… Преподобный Нестор летописец († 1114 г., 27 октября (9 ноября). Прочие святые угодники Печерские, преподобные: Исаакий (†около 1090 г., 14 (27) февраля), бывший богатый купец, в иночестве выдержавший жестокую брань с бесами, первый русский Христа ради юродивый; Иоанн Многострадальный († 1160 г., 18 (31) июля), закапывавший себя в землю, имевший дар различать в совершенной тьме; Пимен Многоболезненный (†1110 г., 7 (20) августа), никогда не роптавший, перед самою смертью освобожденный от страданий; Никита, впадавший сначала в прелесть гордыни, обольщенный диаволом, исцеленный молитвою иноков, смирившийся и ставший впоследствии чтимым епископом Новгородским (†1108 г., 31 января (13 февраля); Прохор Лебедник (†1007 г., 10(23) февраля), питавшийся просфорой и хлебом из лебеды; Дамиан Пресвитер, (†1071 г., 5(18) октября), великий целитель; Агапит (†1095 г., 1 (14) июня), безмездный врач; Дионисий Щепа, блюститель пещер, коему в Светлый праздник на возглас «Христос Воскресе» ответствовали пойи-вавшие в пещерах угодники; Никола Святоша (†1143 г., 14 (27) октября), правнук Ярослава Мудрого, первый инок из князей, великий подвижник, умиротворитель князей; святой инок князь Щор Олегович (5 (18) июня), убитый в 1147 году киевлянами; Тарк гробокопатель (†В XII в., 29 декабря (11 января); Алипий (†1114 г., 17 (30) августа), замечательный иконописец, «доброе извык хытрости иконней, иконы писать хитр бе зело,» отличавшийся смирением, незлобием сердца, терпением, исцелявший помазанием краски; Евстратий Постник (28 марта (10 апреля), замученный в 1096 году корсу неким жидом на кресте по образу Христа Спасителя… Спиридон и Никодим просфорники (†В XII в., 31 октября (13 ноября), кротостью и послушанием стяжавшие дар чудотворе-ния; Арефа затворник, (†1190 г., 24 октября (6 ноября), избавленный от греха любостяжания и многие, многие, просиявшие в великой лавре Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Великие создатели обители: началоположник ее преподобный Антоний († 1073. 10 июля), непрестанный исповедник братской любви, и преподобный Феодосий (! 1074. 3 мая), «начальник общего жития монашеского в России», подвижник, устроитель, строгий обличитель иудеев... Преподобный Нестор летописец († 1114. 27 октября). Прочие святые угодники Печерские, преподобные: Исаакий († около 1090 г. 14 февраля), бывший богатый купец, в иночестве выдержавший жестокую брань с бесами, первый русский Христа ради юродивый; Иоанн Многострадальный († 1160 г. 18 июля), закапывавший себя в землю, имевший дар различать в совершенной тьме; Пимен Многоболезненный († 1110. 7 августа), никогда не роптавший, перед самою смертью освобожденный от страданий; Никита, впадавший сначала в прелесть гордыни, обольщенный диаволом, исцеленный молитвою иноков, смирившийся и ставший впоследствии чтимым епископом Новгородским († 1108. 31 января); Прохор Лебедник († 1007. 10 февраля), питавшийся просфорой и хлебом из лебеды; Дамиан Пресвитер († 1071. 5 октября), великий целитель; Агапит († 1095. 1 июня), безмездный врач; Дионисий Щепа, блюститель пещер, коему в Светлый Праздник на возглас «Христос воскресе» ответствовали почивавшие в пещерах угодники; Никола Святоша († 1143. 14 октября), правнук Ярослава Мудрого, первый инок из князей, великий подвижник, умиротворитель князей; святой инок князь Игорь Олегович (5 июня), убитый в 1147 г. киевлянами; Марк гробокопатель († в XII в. 29 декабря); Алипий († 1114. 17 августа), замечательный иконописец, «доброе извык хитрости иконней, иконы писать хитр бе зело», отличавшийся смирением, незлобием сердца, терпением, исцелявший помазанием краски; Евстратий Постник (28 марта), замученный в 1096 г. корсуньским жидом на кресте по образу Христа Спасителя. Спиридон и Никодим просфорники († XII в. 31 октября), кротостью и послушанием стяжавшие дар чудотворения; Арефа затворник († 1190. 24 октября), избавленный от греха любостяжания, и многие, многие, просиявшие в великой Лавре Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Вместе с тем, к помощи врачей обращаться позволительно, а иной раз и необходимо, помня, однако, что через врачей и лекарства действует Промысл Божий. Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, – говорит Премудрый Сирах ( Сир.38, 1 ). И далее: Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими ( Сир.38, 4 ). Как человеку здоровому сказано: «Трудись и молись», так можно сказать больному: «Лечись и молись». Научившись терпеливому несению болезней, следует приступить к следующей духовной ступеньке: в болезни возносить Богу благодарение, благодарить и за саму болезнь с верой, что Бог попускает ее нам во благо. Многие святые угодники Божии провели в тяжелых болезнях большую часть своей жизни или даже всю жизнь – преподобные Пимен Многоболезненный Печерский, Амвросий Оптинский , святитель Игнатий (Брянчанинов) , праведная Матрона Московская и другие подвижники. Употребление вина Устав Церкви (Типикон) издревле допускает употребление вина на литии и за праздничной трапезой. Из Евангелия мы знаем, что Сам Господь благословил вино на свадебном пиру в Кане Галилейской. Однако при этом следует иметь в виду, что вино в древности весьма отличалось от того, которое продают нынешнему покупателю в магазине. Вино Древнего Востока, о котором идет речь в Евангелии, Типиконе и Патериках, представляло собой перебродивший естественным образом виноградный сок крепостью 8–10%, к тому же изрядно разбавленный водой. Ни сахар, ни спирт в вино не добавляли. Небольшое количество такого напитка, поданного к трапезе в жарких странах Средиземноморья, не столько пьянит, сколько бодрит и предупреждает болезни. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов, – рекомендует апостол Павел своему ученику Тимофею ( 1Тим. 5, 23 ). Однако здесь речь пойдет не о пользе от умеренного употребления вина, но о состоянии опьянения, неразрывно связанном с винопитием, и его последствиях. Остановиться на данной проблеме нас вынуждает необходимость, потому что люди, злоупотребляющие винопитием, проявляют в этом вопросе удивительное непонимание, между тем как жизнь требует полной ясности.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Святитель Иоанн Златоуст говорит: есть три пути спасения: первый путь — не грешить; второй — если согрешишь, покаяться и принести достойные плоды покаяния; и третий путь — терпеть всякого рода скорби и болезни. Болезни терпели и праведники. Даже апостолу Павлу, который был вознесен до третьего неба и видел блаженства рая, было дано “жало в плоть”, и когда он просил Господа избавить его от болезни, то услышал: “Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи” ( 2Кор.12:9 ) — и больше не просил об исцелении… Добрые люди, которые хотели спастись, не просто терпели болезни, а вымаливали их у Бога, к примеру, Пимен Многоболезненный, Киево-Печерский угодник. Он рос слабым, болезненным, и родители молились, чтобы Бог исцелил ero, а он молился, чтобы остаться больным. Его повезли в Киево-Печерскую Лавру, там тогда подвизались преподобные Антоний и Феодосий. Родители просили, чтобы они исцелили сына, а он просил, чтобы не исцеляли. И Господь услышал его молитвы, его оставили в монастыре. Он лежал там весь в язвах, и Господь дал ему дар исцеления: сам лежал больной, а других исцелял. Потом он принял монашество, и постриг ему совершали Ангелы. Перед смертью он поднялся с постели, попрощался с братией, причастился — и отошел ко Господу. Святые мощи его находятся в КиевоПечерской Лавре… Он говорил: “Я не прошу себе исцеления, пусть тело здесь гниет, зато там будет здоровым, пусть здесь смердит, зато там будет благоухать”. А преподобный Вениамин? У него была страшная водянка, он так распух, что мизинец нельзя было обхватить двумя руками; лежать не мог, сидел в особом кресле. Когда братия приходили к нему, то отворачивали лица в страхе и ужасе. Он же не волновался, не унывал, а только говорил: “Помолитесь обо мне, братия, чтобы мой внутренний человек был здоров.” Так он страдал восемь месяцев, а потом душа его рассталась с телом. К одному монаху высокой духовной жизни по имени Стефан братия часто приходили за советом, и у многих после этого прекращались искушения. Однажды пришли к нему два брата и видят, что хирург делает ему операцию, вырезает опухоль, а он сидит как ни в чем не бывало, и на лице у него никакого волнения, никакой гримасы, и он даже дает наставления братии. Пришедшие подумали: “Как он может терпеть такую боль?”, а он отвечая на их мысли сказал: “Господь знает, что делает: он нашел нужным наказать здесь эту часть тела, чтобы она там не страдала в геенне огненной”. Праведным Господь посылает болезни для большей святости, а мы грешные, должны терпеть за грехи свои. Ведь добрых дел у нас нет, нет любви к Богу и ближним, нет постоянной молитвы, как же нам спастись? Только скорбями и болезнями, если будем благодарить за них Господа.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-uteshen...

Вошедши, он поклонился на месте погребения святого Антония и показал место, где положить его. Потом блаженный сказал: «вот пришли постригшие меня, хотят меня взять». И с этими словами лег и почил о Господе, и положили его в пещере с великою честью». Видишь, друг мой, болезнь есть такая же милость Божия, такой же дар Божий, как и здоровье. Хочешь ли убедиться в том своим опытом? Есть средство дивное: оно может самую скорбь твою обратить в утешение, так что крест болезни будет для тебя воистину отрадным крестом. – Какое же это средство? Да очень простое: возблагодари Господа от всего сердца за болезнь твою, скажи: «Господи! Ты лучше меня знаешь, что для меня полезнее, Ты послал мне болезнь, значит, так надобно, и слава Тебе, Господи, что сподобил меня, грешного, потерпеть хоть немного за грехи мои!» Скажи так: и верь, брат мой, тебе сразу легче станет: твое сердце согреется надеждою на милосердие Божие, и душа твоя почувствует, что с этой минуты она на руках небесного Отца. Так чувствовал себя и преподобный Пимен многоболезненный. (Из кн. «Всем скорбящим во утешение», изд. ред. Троицких лист.). 3. Размышления, утешающие в болезни 1. Болезни гораздо меньше в сравнении в великостью наших беззаконий, и мы гораздо больших мучений и страданий достойны. Господь подлинно, как говорит царе-пророк, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам ( Пс.102:10 ). 2. Иисус Христос, Спаситель наш, несказанно продолжительнейшие и мучительнейшие претерпел страдания. Державный пророк, предвидя духом страдания Спасителя, говорит в лице Его следующее: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей. Вси, видящий Мя, поругашася, глаголаша устами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его... Обыдоша Мя пси мнози, сонм лукавых одержаше Мя, ископаша руце Мои и нозе Мои, исчетоша вся кости Моя... Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий» ( Пс.21:7–9 ; Пс.21:17–19 ). То же предрек о Нем Исаия, как будто бы самовидец бывший страданий Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010