Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский. Май, 3 1074 Преподобный Матфей Печерский. Октябрь, 5 1085 Благоверный Князь Ярополк, во святом крещении Петр, Волынский страстотерпец. Ноябрь, 22 1086 Преподобный Никон, Игумен Печерский. Март, 23 1088 Святитель Иоанн, митрополит Киевский. Август, 31 1089 Преподобный Исаакий, затворник Печерский. Февраль, 14 ок.1090 Святитель Исаия, епископ Ростовский. Май, 15 1090 Преподобный Григорий, Печерский чудотворец. Январь, 8 1093 Преподобный Стефан Печерский, Епископ Владимиро-Волынский. Апрель, 27 1094 Преподобный Агапит Печерский, Безмездный Врач. Июнь, 1 1095 Преподобномученик Евстратий Печерский. Март, 28 1097 Преподобномученики Василий и Феодор Печерские. Август, 11 1098 Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский. Январь, 28 ок.1098 Святитель Савва, Архиепископ Сурожский. Апрель, 2 ранее XII в.   XII в.   Преподобный Григорий иконописец, чудотворец Печерский, Сподвижник Преподобного Алипия. Август, 8 XI-XII в. Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита И Исаакии. Май, 4 XI-XII вв. Преподобный Никон Сухий (Сухой), Печерский. Декабрь, 11 XII в. Преподобный Сильвестр Печерский. Январь, 2 XII в. Преподобный Макарий Печерский. Январь, 19 XII в. Преподобный Савва Печерский. Апрель, 24 XII в. Преподобный Онисим, Затворник Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Анастасий Печерский. Январь, 22 XII в. Преподобные Спиридон и Никодим, Просфорники, и преподобный Анатолий Печерские. Октябрь, 31 XII в. Преподобный Феофан, постник Печерский. Октябрь, 11 XII в. Преподобный Онуфрий (Молчаливый) Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Прохор Лебедник, Печерский Чудотворец. Февраль, 10 1107 Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский. Январь, 31 1108 Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский. Август, 7 1110 Преподобная Анна Киевская. Ноябрь, 3 1113 Преподобный Нестор летописец, Инок Печерский. Октябрь, 27 1114 Преподобный Алипий иконописец, Печерский. Август, 17 1114 Преподобный Исаия, Печерский чудотворец. Май, 15 1115

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

II. Поучимся же и мы, бр., у преподобного Пимена многоболезненного – как и нам быть в наших болезнях, если Господу угодно будет послать их нам: не малодушествовать, не роптать следует нам в болезнях, а смириться пред Господом, каяться в своих грехах и молиться главным образом о спасении души, о даровании нам блаженной вечной жизни. Будем помнить, что болезни приносят великую пользу нашей душе. а) Крест болезненных страданий есть один из тех верных путей к царствию Божию, которыми ведет Господь только избранных Своих . В житиях свв. угодников Божиих мы находим, что некоторые из них – без особенных каких-либо подвигов и дел, одним благодарным и благодушным терпением тяжких и долговременных болезней телесных взошли на высокую степень христианского совершенства и прославлены Богом на ряду с великими подвижниками веры. И не дивно: потому что болезни телесные скорее всего обращают нас к Богу и к последней цели бытия нашего, отвлекают от мира и обращают взор наш на самих себя и на предстоящий конец жизни, очищают, просвещают и укрепляют душу в терпении и уповании на Бога. б) Болезнь обращает нас к Богу. Наслаждаясь здоровьем, пользуясь всеми благами жизни, мы чаще всего забываем о Боге – подателе всех благ, превратно смотрим и на самую жизнь свою. Радующийся бывает занят только самим собою и легко теряет из виду всемогущую Десницу, которая подает ему все, чем услаждается его сердце. Цветущий здоровьем менее всего помышляет о конце жизни и вечной участи, ожидающей нас по смерти, легкомысленно тратит жизнь свою в удовольствиях и наслаждениях чувственных, с безумным рвением жертвует здоровьем своим идолам корыстолюбия, тщеславия, любочестия. Осыпанный дарами счастия, в нем привыкает находить полноту своего блаженства, удовлетворение всем желаниям и стремлениям своего сердца. Но, когда поражает нас болезнь, когда, после многих напрасных усилий освободиться от нея, она укореняется в нашем теле, ослабляет все силы, отравляет все наслаждения плотския, – разум наш отрезвляется, обаяние исчезает, все представляется нам в настоящем своем свете. Тогда мы убеждаемся, что не человек сам виновник своего счастия, что есть невидимая Сила, которая может обратить в ничто все наши предприятия и усилия, – есть высочайшая Любовь, которая не оставляет нас и тогда, когда мы забываем о ней, которая ищет нас и призывает к себе. Тогда нам становится ясно, что все сокровища мира не избавят нас от смерти и не помогут душе нашей на суде Божием; что истинно драгоценно для нас только то, что может приблизить нас к Богу и соделать достойными любви Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В этом — сложная библейская диалектика. Согрешили все, и вразумление от Бога руками человеческими или природы — всем. Но Промысел Божий о каждом конкретно человеке не ведом никому, и, в любом случае, страдает не какой-то особый грешник. Это — тайна личных отношений человека и Бога, и в нее лезть не следует, Сам Христос ничего не объяснил ученикам: нет, они не виновнее всех, а вот вам — предупреждение. Иными словами, вразумляют и обличают — до трагедии. А в ситуации трагедии — просто не трогают, оставляют место Богу. Значит ли это, что пострадавший от любой напасти — болезни, войны, несправедливого оскорбления — не должен в своей личной истории искать присутствия Божия? Не значит. Преподобный Ефрем Сирин, оказавшись в заключении по ложному обвинению, осознал, что это «аукается» ему детское озорство: выпустил из загона корову бедняка, а ее растерзали волки. Сокамерники святого тоже задумались и вспомнили, что совершили некие грехи, за которые не понесли расплаты. Но они дошли до этого сами. И лично им просто «повезло», что они нашли в себе подходящие пороки. А вот, к примеру, Киево-Печерский преподобный Пимен Многоболезненный был подвержен недугам, потому что считал, что страдания укрепляют дух. И они его действительно укрепляли. А святая праведная отроковица Муза тяжело болела, потому что ее забирала к Себе Божия Матерь. А святой праведный Иов просто страдал. Потому что страдал. И это уже не говоря о том, что далеко не из каждого страдания человек может раскаяться. Например, когда он лежит в реанимации с интубационной трубкой в горле, он не может прочувствовать метанойи, перемены ума, хотя бы потому, что его ум, который должен перемениться, находится в отключенном состоянии. Пожалеть о совершенном он, возможно, способен (мы не знаем достоверно, как себя ощущает больной в коме), но перемениться — нет.  Итак, далеко не каждая скорбь должна «провоцировать» покаяние. Навязывать же покаяние извне — и вовсе безнравственно и кощунственно, ибо мало того, что человек и без нравоучений мучается, так еще и непрошенный наставник лезет в личную тайну богообщения. Страдающему человеку необходима помощь: поменять пеленку, поставить капельницу, сказать доброе слово, помолиться о скорейшем исцелении. А уж каяться ему или благодарить — решать никак не извне.

http://pravmir.ru/dialektika-stradaniya/

Постриг он принял в 23 года – с именем в память Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного. И меньше чем через год жизнь отца Пимена круто меняется: митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), сам бывший миссионер (начальник Пекинской миссии, изучивший для проповеди китайский язык), благословляет его на отъезд в чужую страну – в Персию – нести Евангелие. Надо отдельно сказать о владыке Флавиане, вдохновителе и наставнике Пимена: география его служения впечатляет: от Средиземного моря до Охотского! Начав работать в Риме, он жил и трудился впоследствии в Неаполе, в Казани, в Симферополе, в Пекине, бывал в Японии (где в 1882 году представлял святителю Николаю (Касаткину) китайца, кандидата на принятие священнического сана – будущего священномученика Митрофана Цзи), в Санкт-Петербурге, в Варшаве, в Грузии – экзархом. И окончил земную жизнь глубоким стариком в Харькове. Этот энергичный, неутомимый человек, отличавшийся безграничной добротой и готовностью помочь каждому, был еще одним примером для Пимена. До революции 1917 года митрополит Флавиан не дожил, но перед самой смертью ему дано было знать о том, какая буря надвигается на Россию… Девять лет в чужой стране Присоединение сиро-халдейских несториан к православной церкви в 1898 году. Санкт-Петербург Великие миссионеры нашего времени знали и поддерживали друг друга. И вот уже иеромонах Пимен, летом 1904 года назначенный в Урмийскую православную духовную миссию на северо-западе Персии, ведет переписку со знаменитым митрополитом Николаем (Касаткиным) , просветителем Японии. Миссионерский период своей жизни владыка Пимен впоследствии охарактеризует так: «Дальше начинаются тяжелые для меня испытания: жизнь в чужой стране, среди иноверного и разноязычного населения, была всегда тревожна, временами же и опасна». В этом регионе живут курды, армяне и ассирийцы. Миссия была открыта в самом конце XIX века, было тяжело. «Везде чуялись беды, меня посещала тоска по спокойной жизни в России, боязнь за свою жизнь»

http://pravoslavie.ru/97063.html

Недалеко от церкви, в малом углублении почивают четыре отшельника: Агапит, врач безмездный, всех исцелявший молитвою, который начал свой христолюбивый подвиг еще при Антоние и восставил заочным словом с смертного одра самого великого Мономаха; два брата Иоанн и Феофил, из коих первый по гласу святого гробокопателя Марка подвигся уже мертвый на своем могильном одре, чтобы уступить почетное место старшему брату, а тронутый сим послушанием Феофил провел остаток дней своих в неиссякаемых слезах; здесь и священномученик Кукша, просветивший словом Евангельским всю Вятскую страну и там умерщвленный стрелами диких. – Кто исчислит имена ваши и деяния, святые Печерские, открыто или в затворе почиющие по сторонам тесного перехода? Здесь Нектарий и Алексий затворник, Григорий иконописец, Сергий послушливый и Савва. – И св. Меркурий, епископ Смоленский, прославленный чудесами на своей родине, пришел упокоиться в мирный вертеп ваш: святительская мантия над каменною плитою свидетельствует о месте его погребения. «Что изображает икона сия над ракой одного из преподобных?» спросил я Владыку, и он отвечал мне: «это Ангельское пострижение Пимена многоболезненного. – Больным родился он на свет, больным и вырос; но за то болезнь телесная не дала в нем места душевной. Пламенно желал он иночества; но родители ему долго в том препятствовали, доколе сами не были вынуждены принести его в обитель, дабы там исцелился молитвами; но вместо исцеления, которого не желал сам болящий, Ангелы пришли к нему ночью в виде игумена с братией и постригли его в иноческий образ. Они нарекли его Пименом и предсказали долгую болезнь до смертного часа. Игумен, уразумев таинственное пострижение, не смел повторять оного. Пимен, исцеляя других, сам еще двадцать лет пролежал на одре болезни и только тогда, как пришли за душой его постригавшие Ангелы, встал исцеленный и обошел все кельи, чтобы проститься с братией. – Будешь ли теперь помнить, что изображает сия святая икона? – Вот недалеко от Пимена многоболезненного преподобный Нестор, которого вы особенно чтите в мире, как именитого летописца; мы же здесь еще ублажаем его и как великого подвижника нашей лавры, сотрудника Антониева и Феодосиева, ибо он с юного возраста посвятил себя Богу в сих пещерах, и сперва сохранил заповеди Христовы на самом деле, а потом соблюл дела святых своих сожителей словом истины. – Общество любителей истории оковало серебром его раку.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Недалеко от церкви, в малом углублении, почивают четыре отшельника: Агапит, врач безмездный, всех исцелявший молитвою, который начал свой христолюбивый подвиг еще при Антонии и восставил, заочным словом со смертного одра самого великого Мономаха; два брата Иоанн и Феофил, из коих первый по гласу святого гробокопателя Марка подвигся уже мертвый на своем могильном одре, чтобы уступить почетное место старшему брату, а тронутый сим послушанием Феофил провел остаток дней своих в неиссякаемых слезах; здесь и священномученик Кукша, просветивший словом Евангельским всю Вятскую страну и там умерщвленный стрелами диких. Кто исчислит имена ваши и деяния, Святые Печерские, открыто или в затворе почиющие по сторонам тесного перехода? Здесь Нектарий и Алексий Затворник, Григорий Иконописец, Сергий Послушливый и Савва. И Святой Меркурий, епископ Смоленский, прославленный чудесами на своей родине, пришел упокоиться в мирный вертеп наш; святительская мантия над каменною плитою свидетельствует о месте его погребения. «Что изображает икона сия над ракою одного из Преподобных?» – спросил я Владыку, и он отвечал мне: «Это ангельское пострижение Пимена Многоболезненного. Больным родился он на свет, больным и вырос, но зато болезнь телесная не дала в нем места душевной. Пламенно желал он иночества, но родители ему долго в том препятствовали, доколе сами не были вынуждены принести его в обитель, дабы там исцелился молитвами; но вместо исцеления, которого не желал сам болящий, Ангелы пришли к нему ночью в виде игумена с братиею и постригли его в иноческий образ. Они нарекли его Пименом и предсказали долгую болезнь, до смертного часа. Игумен, уразумев таинственное пострижение, не смел повторить оного. Пимен, исцеляя других, сам еще двадцать лет пролежал на одре болезни, и только тогда как пришли за душею его постригавшие Ангелы, встал исцеленным и обошел все келлии, чтобы проститься с братиею. Будешь ли теперь помнить, что изображает сия святая икона? Вот, недалеко от Пимена Многоболезненного Преподобный Нестор, которого вы особенно чтите в мире, как именитого летописца; мы же здесь еще ублажаем его и как великого подвижника нашей лавры, сотрудника Антониева и Феодосиева, ибо он с юного возраста посвятил себя Богу в сих пещерах и сперва сохранил заповеди Христовы на самом деле, а потом соблюл дела святых своих сожителей словом истины. Общество любителей истории оковало серебром его раку».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Память 28 марта (Сергий, II, 79). 61. Преподобномученик Никон Сухий Был также в плену у Половцев и много мучен ими, но невидимо перенесен в Печерскую церковь . Житие изложено в том же послании св. Симона. Ум. около 1101 года. Мощи в Антониевой пещере. Память 11 декабря. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сух излишне плотию, и блед видением, сед власы, брада доле Николины, на концы раздвоилась, ризы преподобническия, бос» (Филимонов, стр. 210). 62. Преподобномученик Григорий чудотворец, утоплен бысть в Днепре реке в лето 6601 месяца януария в 8 день Пострижен в 1064 году преп. Феодосием. Творил удеса и предвидел будущее. За обличение князя Ростислава Всеволодовича и предсказание, что он утонет на войне, был утоплен в Днепре по приказу князя в 1093 году (Собр. лет. I, 94, 11, 279. Послание Поликарпа к Акиндину). Память января 8. Мощи в Антониевой пещере. 63. Преподобный Моисей Угрин, преставися в лето 6549 месяца иулия в 25 день Родом из Венгрии, брат преп. Ефрема Новоторжского и Георгия, пострадавшего вместе с св. князем Борисом, мученик целомудрия. Был в плену у Ляхов и, за отказ в сожитии с одною неистовою полькою оскоплен ею. Житие его изложено в послании Поликарпа к Акиндину. Ум. вероятно в 1043 году (Филарет, Р. Св., июль, стр. 160). Мощи в пещере Антониевой. Память 26 июня. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием бел, лицем чист, власы рус, брада не велика, аки Златоустаго руса, на главе клобук черной, в руке четки, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 399). 64. Преподобный Иоанн многострадальный, опален бысть от змия, преставися в лето 6000 Представляет собою образец тяжкой борьбы с плотскою похотью. Он вкопал себя в Антониевой пещере в землю по плеча, напротив мощей преп. Моисея Угрина, которого призывал на помощь. В этом положении мощи преподобного Иоанна остаются и доныне. Ум. не ранее 1160 года. Житие рассказано в послании Поликарпа к Акиндину. Память 18 июня в день кончины. 65. Преподобный Пимен многоболезненный, преставися в лето 6647 месяца августа в 7 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Открыв тайну, преподобный Пимен сказал братии: – Вот пришли постригавшие меня для приятия моей души. Тотчас после этих слов он возлег и преставился о Господе 5010 . Иноки с великою честью положили его на указанном месте. – Откопавши гробы, о которых рассказал преподобный, они нашли, соответственно его словам, трех черноризцев: из двоих, недавно умерших, один погребенный в схиме, был лишен ее, – она была возложена на другого, не имевшего ее; третьего же брата, уже давно умершего, нашли всего истлевшего; одна только схима его была цела. И долго дивились все неизреченному суду Божию, воздающему каждому по делам его. Богу слава, честь и держава подобает и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. 5005 Пострижение в иночество с древних времен совершается св. православной Церковью по особому чину над избирающими путь подвижнической жизни и всецелого предания себя Богу в молитве и покаянии. Решившемуся вступить на этот путь предлагается вопрос о том, по свободному ли произволению он избирает его, затем он обязан произнести три обета: девства, целомудрия и нищеты, после чего происходит, во имя Святой Троицы, крестообразное пострижение его власов и возложение на него одежд монашеских. Новопостриженному дается в руки Распятие и возженная свеча. 5006 Ключарь церковный, которому поручено хранение церковного имущества и на котором лежит обязанность наблюдения за исполнением устава церковного богослужения. 5007 Число сорок имеет важное символическое значение. Оно означает переход от одного состояния к другому, обновление, перемену. По истечении сорока дней после рождения, младенец вносится в церковь для посвящения его Богу. В сороковой день после кончины, по верованию св. православной Церкви, душа почившего христианина возносится на поклонение Богу. Так и при пострижении в монашество сорок дней новопостриженный должен особенно пребывать в подвиге молитвы, так как он как бы рожден для новой жизни, а для земного и преходящего как бы умер. Это же означала и зажженная свеча, данная ангелами преподобному Пимену и горевшая сорок дней и ночей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преподобный Пимен Многоболезненный (XII в.) путем тяжкой болезни достиг Царствия Небесного. Родился и вырос этот русский подвижник больным. Он долго просил родителей отнести его в Киево-Печерский монастырь. Когда они принесли сына в прославленную обитель, то стали просить в молитвах о его выздоровлении. Но сам страдалец, сознавая высокую ценность страданий, просил Господа о продолжении болезни, а также о пострижении его в иночество. И вот Ангелы в виде иноков совершили над ним чин пострижения. Некоторые из братии слышали звуки пения и, придя к преподобному Пимену, нашли его облаченным в монашеские одежды. В руке он держал горящую свечу, а постригальные волосы его оказались в раке преподобного Феодосия. Много лет провел преподобный Пимен в тяжелой болезни, так что прислуживающие тяготились им и часто оставляли без хлеба и воды, но он терпел все с радостью. Жалея братию, преподобный Пимен исцелил одного такого же расслабленного брата, взяв с него слово, служить больным до самой смерти. Но брат стал лениться, и его постигла прежняя болезнь. Преподобный Пимен вновь исцелил его с поучением, что больной и служащий больному получают равную награду. Двадцать лет провел преподобный Пимен в тяжелом страдании. За три дня перед смертью , как и предсказывал раньше Ангел, он стал здоров. В церкви преподобный простился со всей братией и причастился Святых Таин. Затем, поклонившись гробу аввы Антония, преподобный Пимен указал место для своего погребения и сам отнес к нему заранее приготовленный гроб. Он указал там на погребенных друг против друга иноков и предрек, что братия найдет погребенного в схиме без нее, так как инок вел жизнь недостойную ее; тот же инок, что был погребен без схимы, облекся в нее по смерти, так как много желал этого при жизни и был достоин. После кончины преподобного братия убедилась в прозорливости его слов. В день преставления преподобного Пимена было явление трех огненных столпов над трапезою, перешедших на верх церкви. Подобное событие описано в летописи под 11 февраля 1110 года (память святителя Феоктиста Черниговского; 6 августа 1123, совершается 5 августа). Днем кончины преподобного Пимена предполагается 11 февраля 1110 года, совпавшее с небесным знамением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– В это самое время влетел белый голубь и сел на грудь умирающего; князь скончался, и голубь отлетел. – Почившего князя отпели в Спасском соборе и положили в новом борисоглебском храме. 902 Любившие друг друга князь и святитель не долго были в разлуке: 6 августа почил и блаженный епископ Феоктист. 903 – По ркп. святцам и в каноне киевским святым он поставлен в числе святой киевской лавры, а в одном списке святцев прямо сказано: «положен бысть в печерском монастыре». – Итак блажен. Феоктист на месте иноческих подвигов своих ожидает дня воскресения общего. 904 Память о преподобном Пимене многоболезненном Преподобный Пимен путем тяжкой болезни достиг царствия небесного. 905 Он родился больным и больным вырос. Много раз просил он родителей отдать его в монастырь, но им жаль было расставаться с единственным сыном, наследником. Болезнь усилилась так, что не было надежды на выздоровление и родители отнесли его в печерский монастырь, прося молитв о его здоровье. В обители, по просьбе родителей, молились об исцелении страдальца; но страдалец уже чувствовал высокую цену страданий, и молитва его о продолжении болезни была услышана Господом. – Об одном еще молился больной Пимен – удостоить его ангельского чина. И вот в одну ночь пришли какие-то иноки, совершили над ним чин пострижения и облекли его в иноческие одежды. Никто не слыхал, как пришли они, и никто не знал, как в запертой церкви, в раке преп. Феодосия, явились волоса Пимена. Только звуки пения, – слышны были некоторыми и когда взошли к Пимену, нашли его постриженным и свеча горела в руке его; принесли «книгу пострижения» и Пимен нашел, что пострижение его совершалось согласно с книгою. 906 Много лет провел Пимен в тяжкой болезни. Прислуживавшие ему тяготились им и часто оставляли без хлеба и воды, голодным и в жажде, но Пимен все терпел с радостью. В пещеру его принесли другого больного, чтобы за обоими ухаживать за один раз, но и обоих часто оставляли без присмотра. «Брат!» – сказал раз Пимен лежавшему с ним – «служащие гнушаются нами; если Бог исцелит тебя, станешь ли ты исполнят эту службу?» Больной обещался служить больным до смерти своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010