Всё остальное для него умерло. Но исцелял людей молитвой и травками различными. И даже когда князья к нему приходили, он и ради князей из монастыря не выходил. Говорил: «Ты, князь — такой же человек, как и все остальные. Если я к тебе пойду, лечить тебя, то я тогда и к другим должен ходить. А если я начну ко всем ходить, то какой я монах? Никуда не пойду. Вот, на, поешь того, что я тебе дам, и здоров будешь». Князь поел и здоров был. Вот такой великий человек. И так далее, и так далее, и так далее... Вот почитаешь обо всём этом и скажешь: «Ого! Вот они какие». Был ещё такой преподобный Исаакий. Бесы его обманули: являлись ему в виде ангела света и говорили, мол, какой ты хороший человек, как ты молишься красиво, сейчас к тебе Христос придёт, ты поклонись Ему. И пришёл какой-то такой, светлый-светлый. Исаакий, не перекрестившись, поклонился ему, а это был демон. Они изменили вид свой, вид гнусный, и стали плясать с Исаакием, в дудки дуть, в барабаны бить. Заплясали человека почти до смерти, он разучился ходить и разговаривать. Потом его отмолили преподобные отцы. Он опять взялся за труды прежние, потом уже бесам отомстил. Уже был смиренный до края, уже не поддавался ни на что. И отомстил им за это: заставлял их работать на монастырь, брёвна таскать. И они, как не пищали, но Именем Божиим понуждаемые, заставленные им, делали работу на благо монастырское. Исаакий отомстил им за свой позор и своё унижение от них. Вот, человек какой. Или Спиридон и Никодим, просфорники. Или Многоболезненный Пимен. Или Нестор Летописец. Или Нестор Некнижный. Или Евстратий, преподобный мученик. Это всё можно рассказывать долго, это всё очень интересно, это первые яркие лучи святости на Руси. И вот, дорогие христиане, если вы читали это, обновите это в памяти. А если вы это никогда не читали, то будьте любезны, восполните пробел в своём христианском образовании. Почитайте первую книгу о житии святых, составленную русскими для русских, на Руси, написаннную летописцами о монастыре Печерском. Поликарп собирал, Нестор частью писал, частью другие монахи.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца! Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в душе моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. 142. В утешение болящему О, болезни, болезни! Только тот, кто не испытал их, кто от роду болен не бывал (а много ли найдешь таких счастливцев в наше грешное время?) не знает, как бывают тяжелы они, какой неоцененный дар Божий здоровье! Недаром святые отцы называют болезни крестом: нелегко терпеть их человеку грешному! Смотрит страдалец на добрых людей: все такие они веселые да довольные, всем так легко дышится, все свободны, точно птички Божии на воле; а он лежит неподвижно, точно привязанный к постели, не может иногда и повернуться без чужой помощи, и грустно-грустно ему, и больно, и невольно иной раз заплачет и скажет: «Господи! А что как я умру, да без добрых дел на тот свет пойду? О, как тяжело мне, Господи!» – Но не скорби, друг мой, Богом возлюбленный, не жалей много о том, что отнято у тебя здоровье-сокровище: кто знает, что бы ты стал делать с этим здоровьем? На пользу ли тебе послужило бы оно? А Бог видит скорбь твою, не укроется от Него ни одна слезинка твоя: Он не оставит тебя! Ведь Он кого любит, того и наказует! Послушай вот, что рассказывает преподобный Поликарп о Пимене Многоболезненном, который целых 20 лет лежал неподвижно, – других исцелял, а сам не хотел расстаться со своим отрадным крестом, со своими болезнями. «Блаженный Пимен больным и родился и вырос, и в недуге этом остался чист от всякой скверны, и от утробы матери не познал греха. Много раз просил он у родителей своих позволения постричься; но они, любя своего сына, надеясь и желая иметь его своим наследником, запрещали ему. Когда же он изнемог совершенно, так что отчаялись за его жизнь, – принесли его в Печерский монастырь и всех просили молиться за него, чтобы он исцелился от недуга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Дорожа временем, я поспешил в пещеры часов в 6 утра. В Крестовоздвиженском храме над входом в ближние пещеры литургия не начиналась, а потому иноки охотно предложили свои услуги проводить по пещерам. Взявши несколько свечей, я приложился к храмовой иконе, в которую вделан большой крест с значительною частью древа Креста Господня, а тем временем успела уже собраться порядочная партия спутников. Зажегши свечи, мы вошли с великим страхом в пещеры. Наш спутник говорил благоговейно, проходя гробницы, в коих покоились мощи св. угодником: св. Иулиания Дева, княжна Ольшанская, Прохор Чудотворец, иже молитвою былие лободу творяше хлебы, преподобный Иоанн Постник , гроб и келия преподобного Антония Печерского – первоначальника нашего. Здесь мы услышали пение и не вдруг увидели малый храм, в коем совершал литургию очень молодой иеромонах с серебряным крестиком на груди. 485 Попросивши его помолиться за нас, и помолившись несколько, мы пошли далее. Свет слабо освещал наш путь, но мы уже присмотрелись более, и ясно уже различали раки святых угодников, часто и близко одна от другой находившиеся. А наш спутник продолжал возвещать нам: препод. Феодор и Василий, Поликарп – 2-й печерский архимандрит игумен Варлаам; Дамиан – Хлебник, Никодим – Просфорник, Лаврентий – Затворник, Лука – Эконом Печерский, Нектарий – послушливый, Агапит – Целебник врач, священномученик Иоанн Кукша, просветитель Вятичей, Сергий послушливый, Пимен многоболезненный. Мы не успевали прикладываться. Но вот нас остановила другая партия, шедшая напротив. Потом они куда то ушли. Во время стояния я заметил на стенах те надписи, которые восклицал перед нами проводник. Несколько человек положили деньги на блюдо, находившееся здесь. Повернувши, наш проводник возвестил: преп. Нестор – летописец, преподобномученик Евстратий, распятый жидами на кресте в городе Корсуни, Моисей Угрин, слуга св. кн. Бориса, Иеремия прозорливый, Иоанн Многострадальный, при жизни закопавший себя в землю по перси ради утишения страстей, Николай Святоша – привратник Печерский из князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И воистину, благо посетить скорбящего, проведать болящего, утешить печального, облегчить горе несчастного словом теплого сердечного к нему участия! Есть у святых Отцев такое изречение: «И боля, и служай едину мзду приимут». Болящий приимет награду от Бога за свое терпение и преданность в волю Божию, а служащий болящему, посещающий его, утешающий его будет участником в его награде за то, что делил с ним скорби его, сострадал ему, помогал ему нести крест болезни и скорби нелегкой. Когда ты сердцем состраждешь ближнему, то и твое собственное сердце невольно смягчается, согревается любовью, отвращается от житейской суеты и стремится в молитве к Богу Спасителю, призывающему к Себе всех скорбящих и обремененных. Испытай, и ты сам познаешь то великое благо, о котором говорит Соломон. Пойди в день праздничный к постели болящего. Если он бедняк, то снеси ему, что можешь, на утешение, а главное – утешь его своей любовью, почитай ему от Слова Божия, от житий святых, особенно святых мучеников и страдальцев, каковы были Пимен Многоболезненный, Иоанн Многострадальный, преподобный Досифей и другие. Прочитай с ним Канон празднику, акафист Христу Спасителю нашему Сладчайшему Утешителю или Пречистой Его Матери. О, как радостно встретит тебя твой болящий собрат! Как тепло помолится за тебя, как за своего доброго Ангела-утешителя! Но одни ли болящие нуждаются в утешении? Иного гнетет нужда безысходная; нет у иного лошади, чтоб обработать поле и засеять его, да и чем он будет засевать? Нет в запасе ни зернышка. Помоги ему, брат, чем можешь. Если нет у тебя лишних семян, то, ради праздника, вместо милостыни, обработай ему его полосу, а другой добрый человек одолжит ему и семян на посев, – вот и сделаете его счастливцем, и благословит вас Господь за такую братскую любовь к ближнему. У иного изба валится на сторону, а сам он не в силах поправить ее, – великое добро сделаешь, если, хоть в праздник, поможешь ему починить ее, поправить, как умеешь. А там где-нибудь по соседству сиротки плачут: нет у них ни отца, ни матери, а если и есть мать, то больная да хилая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол.3:17 )   Всякий труд, всякое дело и все свои способности направляли Василий и Ольга к единственной цели – спасению. Любовь к Богу и ближнему служила началом всякому их делу. Чудно просвещаемые Словом Божиим и отеческим руководством старца Варнавы, благочестивые супруги жили в миру, среди множества людей, словно в пустыне. Среди мирских забот и соблазнов они хранили в себе мир сердечный. Старательно ограждали они свои души от всякого пристрастия к чему-либо мирскому и неугодному Богу. Между тем, при строгом внимании к себе, сохраняли они ко всем ближним, в среде коих приходилось им пребывать, любовь истинно христианскую – чистую и непорочную; никого никогда не осуждая, но с терпением и кротостью терпя немощи ближних. Известно, что Василий Николаевич был очень спокоен и снисходителен по отношению к подчиненным, даже в случае их явных оплошностей. Из их ошибок он извлекал нравственную пользу, смиряя себя словами Спасителя: «Врач! Исцели Самого Себя!» ( Лк.4:23 ). Искренне желая всем добра, он ничем не оскорблял в людях достоинства, но всегда был исполнен милости и долготерпения. Его никогда не видели в состоянии раздражительности или в смущении, и оттого подчиненные всегда питали к нему нелицемерное уважение. Помогая ряду храмов и обителей по долгу христианского милосердия, Василий Николаевич как милосердный самарянин ( Лк.10:35 ) постоянно вносил пожертвования на содержание нескольких богаделен, самая крупная из которых находилась на Международном (ныне Московском) проспекте при Воскресенском Новодевичьем монастыре. «Равную награду получает больной и кто служит ему», – говорит святой Пимен Многоболезненный с. 236]. Раздаятель венцов – Сам Господь. При малейшей возможности дружные супруги, искренне сострадавшие чужому горю, посещали эти дома призрения, утешая одиноких и беспомощных теплым участием, раздавая гостинцы и духовные книжки. Всегда благодарили они Господа за то, что удостаивались послужить болящим и страждущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

И если наше тело, здоровье и жизнь не суть наши, но Божий, то понятно, что осквернение тела курением, алкоголем, наркотиками, разными другими греховными делами – все это не только вред себе, но и оскорбление Бога. Самый тяжкий из подобных грехов – самоубийство, которому нет прощения, потому что самоубийца уже не успевает покаяться в содеянном. Некоторых самоубийц врачам удавалось вывести из состояния клинической смерти и вернуть к жизни. Никто из них не видел, не может вспомнить ничего хорошего, зато многие прямо признаются, что побывали в настоящем аду, страшнее которого нет ничего на земле. Итак, помни всегда, Кто есть истинный Господин нашей жизни. Но кроме обязанности перед Ним, каждый из нас получает здоровье и телесные силы на служение ближним. Родители, заботясь о ребенке с младенчества, справедливо ожидают от него помощи себе в старости и в болезнях. Вряд ли кто из людей сделал для нас больше, чем родители, потому любовь и почитание к ним должны быть свойственны нам с детства, как бы сами собой. Но и помимо родителей в этом мире есть много людей, которым мы должны были бы послужить по воле Божией. Только для себя в этот мир никто не приходит. Царство Божие – царство взаимной любви, которая начинается на земле и не кончается в вечности. Даже безнадежно больной человек, прикованный к постели, не себе принадлежит. И в таком состоянии может он не только послужить Богу, но и оказаться полезным людям. Пусть он немощен телом, но зато его молитва, приносимая в терпении с благодарением Господу, имеет пред Богом особую силу. Преподобный Пимен Многоболезненный всю жизнь лежал в тяжкой болезни, порою оставаясь и вовсе без человеческой заботы, но при этом такое имел терпение и незлобие, что по его молитвам исцелялись другие. Преподобная Мария Гатчинская (†1932), катакомбная монахиня, долгие годы прикованная тяжелым недугом к постели, стяжала своим молитвенным подвигом благодатный дар утешения. В годы революции, гражданской войны и далее вплоть до ареста к ней тянулся нескончаемый поток страждущих душ. После беседы с ней к людям возвращался внутренний мир и покой, они получали необходимые в те страшные годы духовные советы. И если при этом святые не могли обходиться без посторонней помощи, то разве можно сказать, будто они были какими-то нахлебниками, ненужными людьми?

http://azbyka.ru/deti/uroki-o-zdorove-i-...

На эту тему, как и по другим духовным вопросам, можно говорить без конца, ибо широка заповедь Твоя зело, – восклицает святой пророк Давид ( Пс. 118, 96 ). Но мое дело только указать тропинки ищущим спасения, а дальше пусть сами идут. В руководители не берусь себя предлагать, да и время и место не позволяют это сделать... Раз болезни посылаются человеку за грехи, то отсюда следует, что если ты захворал, то есть страсти, добровольно нажитые тобой, произвели беспорядок в теле и нарушили даже, видимо, правильные взаимоотношения между его частями, то надо перетерпеть это болезненное состояние. Тело долго бесчинствовало, что хотело, то ему и давали. Теперь пусть оно научится, посредством физического страдания, вести себя прилично; пусть, благодаря истощению телесному, страсти в нас умалятся, улягутся немножко. Не забудем, что за всем следит Бог , что не без Его воли и сама-то болезнь с нами случилась. Если так будем рассуждать, то скорее будем считать последнюю за милосердие Божие 80 чем за наказание ( Иак. 1, 2, 12 ; Евр. 12, 6–12 ). Великие подвижники и святые поэтому никогда не лечились и скорее желали, чтобы болезнь продолжилась, чем окончилась. Тому много примеров. Приведу лишь некоторые. 1 . Преподобный Пимен Многоболезненный (Печерский) сам просил себе у Бога пожизненной болезни и, получив просимое, двадцать лет лежал на одре, не вставая. Поучительно наставление его одному брату, которое передаю вкратце: «Терпение убогих не погибнет напрасно: но тем, которым здесь – скорбь и печаль, малый недуг, там – им будет радость и веселие... И потому-то, брат, я терплю все. Бог , исцеливший тебя через меня от болезни, может и меня восстановить от сего одра, но я не хочу: Претерпевый же до конца, – сказал Господь, – той спасен будет ( Мф.10,22 ). Лучше мне в этой жизни всему сгнить,лишь бы в той плоть моя была нетленной, лучше терпеть здесь смрад; только бы там исполняться неизреченного благоухания...» 81 2 . Когда преподобного Варсонофия Великогобратия попросила помолиться о здравии его любимого ученика, их игумена, то он ответил: «О здоровье сына моего могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых (о чем я и известил его), чтобы он не был болен ни одного дня, – и это исполнилось бы;но тогда он не получил бы плодов терпения. Разве он не знает, что претерпел я? – Болезни, горячки, скорби, пока пришел в это благонадежное пристанище. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения» 82

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Надо помнить, что Господь слышит нас, но то, что Он делает, мы не можем понять сразу – Олег болеет с шести лет. Вероятно, он к вере не может прийти, потому что инвалид с детства? – Господь спасает нас Своими путями. Вот житие Пимена Многоболезненного. Он еще в детстве хотел быть монахом, а родители его не пускали. И он взмолился: «Господи, хочу быть монахом», и Господь ему послал болезнь. И было сказано: «Ты выздоровеешь только тогда, когда будешь умирать. Родители тебя отдадут в монастырь, чтобы за тобой ухаживали. А в конце жизни ты выздоровеешь, попрощаешься со всеми и умрешь. Так ты будешь спасаться в монастыре». И когда он заболел, родители кинулись искать помощь, а никто не может помочь. Они его в монастырь и отправили. Его постригли, и он стал монахом. Он лежал, молился, а потом Господь через него чудеса стал творить: Пимен стал других исцелять. Когда пришло время ему умирать, он выздоровел. Увидел родителей, попрощался. Они обрадовались, что он здоров… Господь скорбями очищает нас, поэтому надо за всё благодарить Бога, ибо мы действительно не понимаем, как нас Господь ведет. А в конце мы начинаем понимать, что это хорошо, что Господь нас привел так. Не всё сразу бывает. Надо помнить, что Господь слышит нас и заботится о нас, но то, что Он делает, мы не можем понять сразу. Потому что пути Господни неисповедимы. Кто уразумеет ум Господень? Это невозможно. Это только святым дана такая возможность. Господь им открывает: как, чего и что. Вот преподобному Серафиму Саровскому было открыто. Пришли к нему две девушки. Одна хотела замуж выйти, у нее и жених уже был, и уже назначили день свадьбы. А другая хотела в монастырь пойти, потому что у нее никого не было. Первая говорит: «Батюшка, благословите, я замуж выхожу, а эта – в монастырь идет». А он наоборот всё сказал. Той, которая в монастырь: «Ты замуж выйдешь», а той, которая замуж собралась: «Ты в монастырь пойдешь». Они удивились: как так? Пришли домой. И вот свадьба, и вдруг прямо во время свадьбы жених умирает. А вторая знакомится на свадьбе с парнем, он предлагает ей руку и сердце, и она идет замуж. А та – в монастырь. Вот, пожалуйста. Бог святому всё открыл.

http://pravoslavie.ru/107740.html

Не знаешь ли, что равную мзду иметь будут — болящий и служащий ему, ибо терпение убогих не погибнет до конца; но, получая здесь скорбь и туту, они будут иметь радость и веселие там, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. Ради этого, брате, я и терплю сие. Бог же, Который тебя исцелил, по моей молитве, от недуга твоего, тот может и меня восставить от одра сего и исцелить болезнь мою. Но сам я не хочу этого, ибо — претерпевый до конца, сказал Господь, той спасен будет ( Мф. 10,22 ). Лучше в жизни этой я сгнию весь, зато в будущей плоть моя будет без истления. Здесь потерплю смрад, зато там исполнюся неизреченного благоухания. Добро, брат, и великое счастье предстоять в светлом, чистом и пресвятом месте в церкви, где невидимо с ангельскими силами воссылается песнь Богу, ибо церковь — небо земное нарицается, и стоящие в ней как бы на небеси предстоят. И что значит эта темная и смрадная храмина, не прежде ли это суда — суд и прежде бесконечные муки — мука. Но кто с благодарением и покорностью терпит здесь, тот достойно может сказать: терпя потерпе Господа, и внят ми ( Пс. 39, 2 ). Утешая таковых, и апостол говорит: аще наказания терпите, яко сыновом обретается вам Бог, аще ли без наказания есте ( Евр. 12, 7 ), убо прелюбодейчище есте, а не сынове. Увещевает нас, братие, к перенесению страдания и Господь, говоря: в терпении вашем стяжите души ваши . Наставленный таковым увещанием блаженного, брат был глубоко тронут и с тех пор неотступно служил святому Пимену. Доблестный же страдалец и достойный подражатель праведного Иова, воссылая непрестанные благодарения Богу, лежал, одержимый страданиями своими, в продолжение двадцати лет. Но вот приспел час и время преставления преподобного. Во святом Печерском монастыре явилось знамение. Ночью над трапезною показалось вдруг три огненных столпа и отсюда простирались они вверх по направлению к церкви. Бог весть, о чем говорило сие дивное знамение! Но истинно то, что Бог, в Троице прославляемый, творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный, уже прислал ангелов Своих за душой Многоболезненного Пимена, ибо в тот день страдалец Пимен внезапно почувствовал себя здоровым и узнал час исхода своего, как предсказали ему постригшие его.

http://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavnaya-...

Первый Казанский архиепископ Гурий (†1563; пам. 4 окт.) в конце своей жизни не мог сам передвигаться, в святительской службе так говорится о его последних днях: «Иова праведнаго терпению подражал еси, в болезни слежа, и на одре, телом дручим, изнемогал еси, поя Творцу твоему пение непрестанно» 291 . Путём древнего праведника шёл блаженный Симон Юрьевецкий (XIV; пам. 4 нояб.): «...живот препроводил еси твой во множестве... искушений, искусився же, и победи, якоже Иов, и наречеся светло при конце страдальчеств» 292 . Святитель Иона Новгородский (†1470; пам. 5 нояб.) нёс свой подвиг, благоугождая «Богу, по непорочному Иову» 293 . Преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; пам. 7 авг.) в службе уподобляется праведному Иову. Господь «смотрением Своим подал есть образ спасения, Иовлю попусти на тя болезнь, да тою искусишися, яко злато в горниле, тело твое уязвив многоболезнене» 294 . Эта же мысль встречается и в службе Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших, в которой говорится о Киево-Печерском подвижнике: «Иовлю терпению подобяся, многовременную болезнь претерпел еси усердно и, ныне в неболезненном сый покои, болезней мя всяких избави, равноангельне Пимене» 295 . Ветхозаветному праведнику уподобляются также и древнерусские святые князья северо-западной Руси. Благоверный князь Всеволод-Гавриил (†1138; пам. 11 февр.) Псковский: «Иову праведному поревновав, во искушении изгнания непоколебим пребыл еси, яко столп неподвижим» 296 . В службе благоверного князя Довмонта Псковского (†1299; пам. 20 мая) говорится: «Иова древняго милосердию подобяся, не изыде из дому твоего никтоже скорбен» 297 . В службе праведного Иоанна Русского (†1730; пам. 27 мая), петровского солдата, взятого в плен турками, говорится: «...был еси в конском стоялищи, якоже Иов на гнощи, утесняемь и оскорбляемь» 298 . Одинаковым образом прославляются вологодские святые: блаженный Прокопий Устюжский (†1303; пам. 8 июля), Христа ради юродивый, – «Радуйся, древнему Иову уподобивыйся терпением» 299 ; блаженный Максим Тотемский (†1650; пам. 16 янв.) – «Радуйся праведному Иову уподобивыйся терпением» 300 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010