Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Этот человек провел в пещере 91 год. И его жизнь — важное напоминание для всех нас 2 мин., 28.01.2024 История этого святого, казалось бы, такая далекая от нас, по сути очень важна именно сегодня, когда незаметный внутренний подвиг отдельного человека кажется столь незначительным, что им с легкостью пренебрегают ради проблем «глобальной геополитики» и всевозможных идейных противоборств. А подвиг преподобного Павла Фивейского был только в одном: в борьбе с грехом в собственной душе. И тем не менее стал определяющим не только для него, но и для всего христианского монашества, для всей Церкви. Многое может молитва праведника Сведения о его жизни крайне скудны. Согласно житию, он родился в Фивах, в Египте. Оставшись сиротой, много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. А во время гонений на христиан императора Деция, узнав о коварном замысле родственника предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, питаясь финиками и хлебом и неустанно молясь Богу. Незадолго до его кончины отшельника посетил святой Антоний Великий и остался с ним до его смерти. А когда Павел, согласно житию, скончался, стоя на коленях во время молитвы, преподобный Антоний его похоронил, а одежду отшельника унес с собой и хранил ее как величайшую святыню. Традиционно датой смерти святого считается 341 год. Ему было 113 лет. И хотя сам Павел Фивейский не основал ни одной обители, его жизнь послужила образцом для многих современных ему отшельников. «Ради них пощажу все место сие…» «Время очень сложное. Скопилось много пепла, мусора, равнодушия — и для того, чтобы всё это улетело, нужно, чтобы сильно подуло», — говорил о нашем времени преподобный Паисий Святогорец. Мы часто пытаемся разобраться в событиях внешних, пытаемся найти ответ в правильной идеологии, политической линии, но все это в конечном итоге не приносит мира. Мы не находим справедливости, к которой, казалось бы, стремимся.

http://foma.ru/jetot-chelovek-provel-v-p...

Когда Церковь была гонима, то одна только принадлежность к ней уже была исповедничеством. И как во время гонений радость, с которой мученики шли на страдания, подтверждала истину христианства, так и готовность, с какою иноки отвергали все удовольствия плоти и мира, открывала силу заповедей Евангелия. Они стремились к безвестности, но «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 14), так и к подвижникам собирались люди, отвергавшие охладевающий мирской дух. Преподобный авва Макарий Великий отделял истинно верующих от остальных людей и характеризовал их так: «Иное – христиане, иное –миролюбцы; между теми и другими расстояние велико… Поскольку рождены они свыше от Бога, в самой действительности и силе сподобились стать чадами Божиими… У христиан другой есть мир, иная трапеза, иные одеяния, иное наслаждение, иное общение, иной образ мыслей, почему и лучше они всех людей» . Это определение христиан очень сходно с принципами монашеской жизни. Похоже говорит об общинах христианокдевственниц священномученик Киприан Карфагенский еще во времена гонимой Церкви: «Непорочность должна являть себя одинаково во всем, и телесная одежда не должна противоречить внутреннему совершенству. Неприлично девственницам украшать свое лицо или величаться красотою тела, ибо нет для нас никакой брани труднее, как брань с плотью и телом, которое должны укрощать и побеждать» . Понимая суровость брани с мирскими искушениями, спасаясь и от гонения, и от славы людской, все больше верующих избирали отшельническую жизнь. Таким путем последовали подвижники, ставшие основателями монашества, – преподобные Антоний Великий, Павел Фивейский, Пахомий Великий. Святые Павел и Антоний показали пример полного отречения от общения, спасения в уединении. Преподобный Пахомий явился основателем иного образа монашеского пути. Он по Божиему откровению получил повеление построить общежительные монастыри, где множество иноков спасалось вместе под руководством одного аввы, упражняясь в послушании, телесном труде и смирении перед друг другом.

http://pravoslavie.ru/31506.html

монах Павел Эвергетинос Что такое блудная брань и как с ней бороться А. Из Палладия Некогда блаженному диакону Евагрию так досаждал бес блуда, как он сам нам рассказывал, что каждую ночь зимой он нагим залезал в колодец, чтобы ночной стужей усмирять свою плоть. Б. Его же А вот что рассказывали о блаженном Аммонии, ученике преподобного Памво. Он никогда не щадил своё тело, когда оно бессмысленно восставало против него плотским вожделением. Раскалив железо, он жег им своё тело: поэтому всегда ходил в ожогах. В. Его же Благороднейший епископ Филором, когда ещё только отрекся от мира, испытывал сильнейшую блудную брань, как он сам нам рассказывал. Эту мучившую его страсть он решил загасить трудом, как пожар тушат потоком воды. Он стал крайне суров к себе, носил вериги, затворялся в своей келье, не ел никаких яств и белого хлеба, как и всего, приготовленного на огне. Так он терпел восемнадцать лет и, в конце концов, с помощью Божией победил эту страсть. Г. Из Григория Двоеслова Однажды, когда святой Венедикт совершал подвиг безмолвия, приступил к нему искуситель: стала летать пред самым его лицом небольшая черная птица, называемая в народе дроздом, и так близко вертелась перед ним, что можно было достать рукой, если бы святой муж захотел поймать её; но он сотворил крестное знамение, – и птица улетела. Когда же птица улетела, последовало такое искушение плоти, какого никогда не испытывал святой муж. Вдруг он увидел женщину, которую злой дух привёл перед его мысленным взором: при виде её сердце раба Божия воспылало таким огнем, что пламень страсти едва умещался в сердце, и, соблазняемый страстью, он чуть было не оставил пустыню. Но благодать Божия укрепила его. Он обратил взор на себя самого и, увидев благоразумным и мужественным помыслом в себе семя страстей, снял с себя одежду, бросился нагой на сосновые иглы и крапиву, долго лежал в них и встал только тогда, когда покрылось ранами всё тело. Глубокими ранами он залечил чувственные порывы, вырвав у сладострастия его оружие. Заставив тело воспалиться снаружи, он истребил то, что горело внутри, и таким образом победил грех , потому что переменил место пламени. Он сам рассказывал ученикам, что с тех пор искушение плоти настолько было укрощено в нём, что больше он не чувствовал в себе ничего подобного. Д. Из жития святого Павла Фивейского

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Пастырь должен быть неутомимым воином Христа Спасителя, состраждущим своим пасомым. «Господь в Гефсиманском саду – это Первосвященник, страждущий за грехи всего мира, – пишет святитель Феофан. – Сей скорби и туги делается причастным и священник, принимая грехи своего прихода и сторонних, приходящих к нему. Таково уж его назначение» 31 . Священник, приемля паству в свое водительство, должен принять всех чад как кровных и как родных и заботиться о всех, как о своих близких. Истинный пастырь душу свою «по­ла­гает за овцы; он есть страж, которому говорится: «Души их от руки твоея взыщу»» 32 . Господь содействует человеку в достижении спасения и руководит им в духовной жизни, «и кто вверяет себя Ему вседушно, тот никогда не оставляется без вразумлений и указаний» 33 . Всякий, кто начинает путь к вечной блаженной жизни, предав себя Богу, тотчас вступает под Его непосредственное руководство и принимается Им. «Кто успеет сделать это, как должно, тот спешно, ровно и благонадежно ведется Божиею благодатию к совершенству. На самом деле таких очень мало. Это – избранники Божии, кои неимоверно быстрым порывом от себя полагали себя Богу в руки, были Им принимаемы и водимы» 34 . Таковы были, например, преподобные Мария Египетская, Павел Фивейский, Марк Фрачевский и другие. Их спасло одно решительное предание себя Богу. Но такой путь не был и не может быть всеобщим; он принадлежит особым избранникам Божиим. Обычно же все созревают под руководством опытных мужей. «Может Господь воспитывать и чрез ангелов, как это было и в наши времена, в американских владениях; в древние же времена бывало нередко и так, что и наставление, и пищу, и причащение приносили ангелы, как видно из повествования святого Пафнутия о четырех отроках. Но все это суть пути ко спасению, руководство и воспитание необыкновенные, которых ожидать и неблагочестиво, и опасно по той причине, что и враг наш может принимать образ светлого ангела» 35 . Ведение к совершенству принадлежит Богу, но человек вначале еще не способен к такому непосредственному Божественному водительству. Господь, явившись апостолу Павлу, сначала послал его к апостолу Анании ( Деян 9:6 ), а потом уже и Сам непосредственно научал его ( Гал 1:12 ). Апостол Павел, наученный Богом и вступивший на поприще проповедания, прибегает к совету других апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

181 Прохор – Киево-Печерский монах, святой; ему посвящено «Слово о Прохоре-черноризце, который из травы, называемой лебеда, молитвою делал хлебы, а из пепла соль», входящее в состав Киево-Печерского патерика, см. наст, изд.: Т. 4. С. 426435. В «Цветнике священноинока Дорофея» текст о Прохоре отсутствует. 187 Алексий, человек Божий – см.: Пролог, 17 марта. Полное Житие Алексия, человека Божия см. наст, изд.: СПб., 1999. Т. 2. С. 244253, 534535. Творогов О. В. Переводные жития... С. 1617. 192 Феодосий Великий – основатель общежительных монастырей, см.: Пролог, 11 января (см. наст, изд.: СПб., 1999. Т. 2. С. 398401). Творогов О. В. Переводные жития... С. 119. 193 Павел Пустынник – Павел Фивейский, см.: Пролог, 15 января. Творогов О. В. Переводные жития... С. 93. 197 Дорофей Пустынник – см.: Пролог, 16 сентября; Лимонис, Египетский Краткий патерик. Давыдова С. А. Патериковые чтения... С.269. 199 Иоанн Пустынник – Иоанн Колодязник (Пролог 11,14 апреля). Творогов О. В. Переводные жития... С. 6364 (Иоанн Колодязник) и 65 (Иоанн мних). 202 ...в Лавре святаго Савы Освященного... – Савва Освященный (439532) основал свою лавру ок. 480 г. на восточном краю ущелья у потока Кедрон, чуть позднее – Кастеллийскую киновию, к северо-востоку от своей лавры; с 493 по 503 г. возглавлял Великую лавру. О Житии Саввы Освященного см.: Творогов О. В. Переводные жития... С. 103104. 205 Говеддай – Гаведдой Персидский, см.: Пролог, 29 сентября. Творогов О. В. Переводные жития... С. 43. 213 Афонасия игуменья – преподобная Афанасия Эгинская, см.: Пролог, 11 или 12 апреля. Творогов О. В. Переводные жития... С. 29. 217 Феодор Стратилат – см.: Пролог, 8 июня. Творогов О. В. Переводные жития... С. 116. В «Цветнике священноинока Дорофея» не упоминается. 221 Мелхиседек – упоминаемый в Ветхом Завете «священник Бога всевышнего». Ему посвящён ряд апокрифов, в том числе «Сказание о Мелхиседеке» (см. наст, изд.: СПб., 1999. Т. 3. С. 114119, 374376) и «Слово Афанасия Александрийского о Мелхиседеке». Описание пещеры Мелхиседека в Фаворской горе см. в наст. изд. (в «Хождении игумена Даниила»): Т. 4. С. 100103.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жажда Рассказы из жизни святых, доказывающие ту истину, что ни звание, ни возраст, ни состояние – ничто не препятствует алкать и жаждать правды, т. е. благоугождать Господу. Рассказы о святых показывают, что можно, занимаясь самыми обыкновенными и даже весьма тяжелыми житейскими делами, спасти свою душу. 1 . Так, авва Дорофей работал день и ночь; днем он выходил из пещеры, в которой проживал, в пустыню, собирал камни и строил из них кельи для иноков; ночью занимался плетением корзин из финиковых ветвей; ел один сухой хлеб, сна почти не имел. 2 . Известно, что преподобный Захарий (ноябрь, 17-е) был шорник. 3 . Св. Евхарист пастух. 4 . Препод. Евлогий каменосечец. 5 . Св. Павлин, епископ ноланский, добровольно продал себя в рабство и нес тяжкие труды раба. 6 . Александр, епископ команский, до принятия епископства был угольщиком. 7. «Один из патриархов греческих пас мулов; другой, живший в уединении на Афонской горе, на собственных плечах таскал себе пшеницу от моря на ужасную крутизну, где стояла его келейка; третий, наконец, тоже несколько лет жил на св. горе работником, в одном из монастырей» («Письма святогорца», изд. 1865 г., т. III). 8 . А св. апостолы сами про себя говорят, что, проповедуя евангелие царствия Божия, они трудились день и ночь, чтобы приобрести себе насущный хлеб. «Мы у вас… ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою день и ночь» ( 2Фес.3:8 ), – писал ап. Павел фессалоникийским христианам. 9 . Если вникнем в жизнеописания святых угодников Божиих, то увидим, что не только зрелый возраст, не только старость, но и самая юность, даже детство не препятствовали людям благоугождать Богу: св. Урван благоугодил Богу 12-ти лет от роду, Прилидиан 9-ти лет, св. Вера послужила Христу 12-ти лет, Надежда 10-ти, Любовь 9-ти лет («Четьи-Минеи», 4 и 17 сентября). 10 . Там увидим, что ни бедность, ни богатство, ни знатная, ни уничиженная доля не мешали человеку служить Богу. Не беден ли был, например, преп. Павел фивейский? Он не имел даже одежды, а покрывался листьями древесными; он жил один в пустыне, без всякого пособия человеческого и получал пищу от ворона («Четьи-Минеи», 15 января), – и этому бедняку бедность не мешала быть богатым верою и добрыми делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

8 . Брада курчевата, седа (Петр Муромский). 9 . Брада седа, сохаста, космачки малы, густа, ус велик (Владимир Великий, Константин Всеволодович). 10 . Брада надседа, невелика, с космачками (Андрей Боголюбский). Из этого перечня читатель ясно видит, как хорошо русский подлинник умел применить византийское учение о подобии к своим национальным типам. Впрочем, ни в св. воине, ни в князе строгая красота бороды не является в таком величии, как в типе отшельника. Удаление от мира и соблазнов его должно было в циническом типе отшельника обозначаться такой красотой, которая в наибольшей мере противополагается женоподобному безбородию. Потому на полном просторе отшельнического сурового жития, чуждого всяких суетных прикрас, борода разрастается до самых громадных размеров; как бы то ни было, только именно некоторым из отшельников, как бы в награду за их геройский аскетизм, подлинник дает бороды чрезмерной величины. Например, в греческом подлиннике: Св. Евфимий: стар, сед, борода до лядвий. Павел Фивейский: стар, борода доходит до половины туловища. Петр Афонский: старик, совсем голый; борода до колен. Давид Солунский: стар, длинные волосы; борода до самых ног. Св. Онуфрий: старик, совсем голый, длинные волосы; борода доходит до самых ног. Именно только этими одними характеристиками, основанными на бороде, обозначаются в греческом подлиннике отшельники, как и многие другие священные типы, о чем было упомянуто выше. Эти греческие характеристики дополним русскими, по моему подлиннику: Св. Евфимий: сед, плешив, борода доле Власиевы, на конце раздвоилась. Павел Фивеиский: сед, плешив, брада доле Власиевы, руце молебны у сердца; ризы по колени... руце до локтей голы. Онуфрий Великий и Петр Афонский изображаются вместе. Онуфрий сед, брада долга до глезн, около пояса листвие, руце у сердца молебны; а Петр наг, сед, брада мало не до пояса; листвие же; а зрит на Онуфрия: по всему телу космы; власы на главе у обоих по плечам велики. Давид Солунский: сед, брадою аки Власий; седит на древе посреди ветвий; древо широко, коренасто; ризы преподобническия... около его на древе птички.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Наверно, самое лучшее средство здесь — поразмышлять с помощью историй о святых. Жития святых — самое интересное и понятное чтение для детей всех возрастов. Не случайно ведь в советской детской литературе, лишенной святых, так много историй о героях. Детям нужен пример. Конкретная, сложная, удивительная, но реальная история, проживая которую, они сами расставляют все по своим местам. А историй таких — про любовь и жалость святых людей к животным — множество. Есть братья Косьма и Дамиан Асийские и удивительная история о том, как они вылечили говорящего верблюда. Есть святой Власий, епископ, которого на иконах изображают в окружении коров. Он, по всей видимости, прототип доктора Айболита. А еще преподобный Павел Обнорский, отшельник, к келье которого сходились и слетались звери и птицы. Преподобный Павел Фивейский, которому приносил хлеб черный ворон и о котором, после его смерти, плакали львы. Монах Флорентий, которому медведь помогал охранять храм и смотреть за овцами. Святой Давид Гареджийский, которого спасла от голода своим молоком олениха. Макарий Великий, который научил гиену не воровать скотину у крестьян. Старец Исидор из Гефсиманского скита, который читал молитвы рядом с лягушкой. Отец Николай Гурьянов, который даже мух и пауков любил. Преп. Давид Гареджийский Сюжеты фильмов про Хатико и Белого Бима очень похожи на такие истории из жизни святых. Это такая дружба, когда не только человек заботится о животных, но и животные и даже птицы привязываются к людям настолько, что умирают вслед за хозяином. Самый яркий пример, конечно, история про преподобного Герасима и льва. Этого льва даже на иконах вместе с хозяином изображают. Но куда же девается эта дружба? Неужели заканчивается вместе с жизнью? Когда умер старец Герасим, дети поняли — пришло его время. А когда на его могиле от горя умер лев, было столько слез… «Они никогда уже не встретятся?» Надежда детей на то, что, может быть, все-таки встретятся, может быть, такие любящие животные все-таки не умирают навеки, огромна. Нет ясного ответа, для нас это тайна. Но такая благая надежда — надежда, что все лучшее и настоящее никуда не денется, — воспитывает детскую душу, учит любви и верности.

http://foma.ru/my-vstretim-ljubimyh-zhiv...

У подошвы горы на грядках растут овощи; у грядок видна пещера, и тут св. Антоний мотыгою полет траву. 5. Святой Антоний запрещает зверям вредить его посевам На грядках выросли овощи и пшеница. Их топчут разные звери: олени, зайцы и онагры; св. Антоний держит одного из них за ухо и смотрит на других, грозя им рукою. Близ огорода струится вода; ее пьют другие звери. 6. Святой Антоний молитвою изводит воду из земли В пустыне св. Антоний стоит на коленах, подняв к небу руки; пред ним вода исходит из земли; ее пьют три инока, а два от изнеможения лежат на земле, но им дают пить другие иноки, приподняв их головы. Позади них, немного вдали, поджала ноги верблюдица, привязанная веревкою к утесу. 7. Святой Антоний, посрамив философов, исцеляет бесноватых Святой Антоний стоит; пред ним три бесноватые лежат навзничь; из уст их выходят бесы; вблизи стоят три философа в повязках из платков, недоумевают и дивятся. 8. Святой Антоний идет по следам льва в пещеру св. Павла Фивейского В пустыне св. Антоний идет по следам льва; пред ними, вдали у гор, между деревьями мелькает пещера св. Павла. 9. Святой Антоний приветствует преподобного Павла У пещеры св. Павел Фивейский в финиковой рогозине, не закрывающей ни колен, ни рук его, и св. Антоний приветствуют друг друга. Тут же на дереве сидит ворон, держа хлеб в клюве. 10. Святой Антоний погребает тело святого Павла У пещеры св. Павел лежит на земле мертвый; св. Антоний обвивает его мантиею; а два льва вблизи роют землю передними лапами. 11. Успение св. Антония Вырыта могила; в ней один монах поддерживает голову Антония, обвитого мантиею, а другой, у края могилы, поддерживает ноги его; близ них на земле лежат заступ и лопата; а над святым парят ангелы со светильниками и кадильницами и возносятся на небо, поддерживая душу его, облеченную в белую одежду. Вот мы достаточно описали некоторые чудеса и страдания именитых святых, т. е. апостолов, святителей, страстотерпцев, мучениц и преподобных. Таким же образом живописуются чудеса и других святых. Впрочем желающий изобразить их должен внимательно прочитывать жития их и синаксари. XXII. Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

В тот же день паломники прибыли в монастырь преподобного Антония Великого в Восточной (Аравийской) пустыне — первую обитель во всем христианском мире (основана в начале IV века); она была построена близ пещеры, в которой подвизался родоначальник монашества. Этот монастырь издавна является одним из мест паломничества. В XIX веке его посетил глава Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский), автограф которого сохранился на одной из стен главного монастырского храма. В обители почивают мощи преподобного Антония Великого и многие другие святыни. Утром 11 ноября, после совершения Божественной литургии, делегация Русской Православной Церкви посетила келью преподобного Антония на горе около монастыря, где основатель монашества провел в молитве и посте 35 лет своей подвижнической жизни. Поблизости многие годы подвизался его верный ученик — Павел Препростый. Позже их примеру последовал целый сонм иноков, в результате чего данная местность получила название «Гора келий». 11 ноября паломники из России посетили другую древнюю лавру Восточной пустыни, возникшую немногим позже обители святого Антония, — монастырь преподобного Павла Фивейского. Здесь они поклонились мощам основателя обители и пообщались с многочисленной братией монастыря. Архиепископ Феогност особо отметил, что за время пребывания в Египте паломники из России имели возможность прикоснуться к живой традиции монашеского делания, имеющей столь древние корни. По мнению владыки, дальнейшее общение между иноками из России и Египта может иметь взаимообогащающее значение, а потому его следует продолжать. 12 ноября, отслужив Божественную литургию в одном из храмов обители, делегация Русской Православной Церкви вернулась в Москву. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4675972.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010