– Отец Владимир, вы переписывались со старцем очень долго. Каким он вам запомнился? – Иеромонах Павел (Троицкий) был замечательным святым старцем. И хотя он скрывал свои благодатные дары и сам скрывался, жил в затворе последние 50 лет своей жизни, но сила его даров делает его очень значительным святым XX века. Как сказано в Евангелии: «по плодам их узнаете их». Его плоды – плоды его духовного окормления, молитв – у всех на виду. Много замечательных священников, больших приходов, крепких общин, очень деятельных, глубоко церковных людей. Сколько храмов построено и открыто, да и других церковных учреждений. Всё это сделали его ученики. Вот это уже говорит о масштабе его подвига. – А чему простых людей, мирян может научить пример отца Павла (Троицкого)? – Он нас всегда учил искать волю Божию и жить по воле Божией. Это был главный принцип его жизни. Мы его спрашивали, он нам говорил: «Такова воля Божия». У него был этот дар: он знал волю Божию. – Слышал, что старец отвечал в своих письмах на вопросы еще до того, как они были заданы. – Да, отец Павел отвечал на письма, еще им не полученные. И даже на ненаписанные письма. Со мной было несколько таких случаев. – Что известно о дне кончины отца Павла (Троицкого)? – Он скончался в начале ноября. Но он специально захотел скрыть день своей кончины. Те духовные чада, которые с ним жили, исполнили его волю. Он заранее нам написал, что хочет умереть втайне. Как он жил втайне, так и умер втайне. – В интернете только несколько фотографий отца Павла. Больше не сохранилось? – Их немного, но они есть. Какие-то мы уже опубликовали. Старец Павел (Троицкий) скончался в начале ноября 1991 года. Ему было 97 лет. В строгости и скромности он уподобился своему древнему святому покровителю – преподобному Павлу Фивейскому. Избранные поучения отца Павла (Троицкого) Рейтинг: 9.4 Голосов: 474 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Николай 13 декабря 2023, 11:52 Спаси Христос! тамара 12 декабря 2015, 00:46 Да,все наши беды и проблемы , грехи и страсти от нашей дьявольской гордости.Господи,помоги от неё избавиться,просвети и научи.

http://pravoslavie.ru/87615.html

Приятные или неприятные случаи семейной жизни чем чувствительнее для сердца, тем глубже трогают его, тем скорее располагают к раскаянию. «Я родился в Фиваиде, – говорит о себе преподобный Павел Фивейский, – имел сестру, которую родители мои еще при жизни своей выдали в замужество за язычника. Пред кончиной своей они разделили нам богатое имение свое. Корыстолюбивый зять мой, по кончине родителей, чтобы воспользоваться принадлежащей мне частью имения, решился предать меня, как христианина, нечестивому князю на мучение. Видя, что ни сестрицы слезы, ни родственный союз не действуют на корыстолюбивое сердце зятя, и чувствуя угрожающую мне опасность, я оставил все, и удалился в сию пустыню» 18 . В одной египетской веси был земледелец, по имени Павел, за незлобие и простоту названный в последствии Препростым; семейная жизнь его протекла мирно до преклонных лет; но легкомыслие супруги его нарушило спокойствие благословенного семейства. Павел, случайно узнав о неверности своей супруги, оставил ее и дом свой, и удалился в пустыню к Св. Антонию 19 . – Нечаянные встречи и случайное обращение с людьми, доселе неизвестными, преимущественно с людьми благочестивыми, нередко приводят в раскаяние упорных грешников. Одна развратная женщина встретилась нечаянно с другой, неизвестной ей женщиной, несшей на руках умершего сына. Несчастная мать в отчаянии и скорби, не зная что делать, повергает мертвого младенца в объятия грешницы, и припадши к стопам ее, просит воскресить умершего. Пораженная сей встречей, грешница невольно признается в грехах своих, почитает себя недостойной не только чуда, но и того, чтобы воззреть на небо и отверсть уста свои на молитву к Богу; но безутешная мать, думая, что она отрекается, по смирению, удвояет свою просьбу. Тогда грешница, падши на землю, в слезах исповедала грехи свои и, сознавая себя недостойной милости Божией, молилась, чтобы Бог умилосердился над печальной матерью: младенец ожил в руках ее, и обе женщины прославили Бога, приемлющего покаяние грешников 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Вышел в свет 54-й том «Православной энциклопедии» Москва, 20 августа 2019 г.      Вышел в свет 54-й том «Православной энциклопедии», сообщает Патриархия.ru . Новый алфавитный том продолжает серию статей на букву «П». Издание начинается статьей о епископе Коломенском и Каширском Павле — единственном архиерее, открыто выступившем против богослужебной реформы Патриарха Никона, и завершается статьей, посвященной Пасхальной хронике, — византийской всемирной хронике, написанной в Константинополе при императоре Ираклии в 30-х годах VII века. Настоящий том можно назвать биографическим, в него вошли статьи о епископах с именем Павел, в том числе о четырех Патриархах Константинопольских, двух Патриархах Антиохийских, шести Папах Римских. Для любителей истории России важной вехой станет статья об императоре Российской империи Павле Петровиче. Следует также упомянуть статьи о церковном писателе Павле Алеппском, древнерусском книжнике Павле Высоком, авторе «Истории лангобардов» Павле Диаконе, просветителе Галлии Павле Нарбоннском, праведном Павле Таганрогском, преподобном пустыннике Павле Фивейском. В 54-м томе содержатся статьи о священномученике Павлине (Крошечкине), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Западно-Сибирскому краю, и священномученике Павлине (Старополеве), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Горьковской области, а также о многих святых Древней Церкви с этим именем. Среди биографических и агиографических статей тома можно отметить тексты о святых с именем Паисий, в частности о преподобном Паисии Галичском, известном писателе и переводчике преподобном Паисии (Величковском), преподобном Паисии Угличском, юродивом преподобном Паисии (Яроцком), Патриархах Александрийских, Иерусалимских и Константинопольских с этим именем, египетском подвижнике преподобном Паисии Великом, церковном писателе Паисии Лигариде, выдающемся болгарском просветителе преподобном Паисии Хилендарском. Статьи о деятелях Церкви с именем Палладий включают тексты о священномучениках, ирландском епископе-миссионере, Патриархе Антиохийском, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Палладии (Писареве-Раеве) и многих других. Одна из статей тома посвящена памяти великомученика Никомидийского Пантелеимона.

http://pravoslavie.ru/123187.html

Так около Антония собралось целое общество подвижников, поселившихся в соседних пещерах. Это была первая монашеская община. Великий подвижник сподобился дара чудотворения и прозрения. За советом и утешением к нему приходили люди разных классов и состояний. Сам император Константин Великий находился с ним в переписке. Но совершенно уединенная жизнь была идеалом подвижника, она манила его. Последние годы он проводил большей частью в так называемой внутренней пустыне, на расстоянии трех дней пути к востоку от основанного им монастыря, и только по временам приходил к своей братии для ее руководства и назидания. Он только дважды появлялся в миру: в 311 году, когда он прибыл в Александрию в самый разгар гонения христиан при Максимине, чтобы ободрить и утешить страдальцев за веру и во второй раз он, уже ста лет от роду, появился в том же городе, когда тон в Православии задавали ариане. В обоих случаях его появление было весьма благотворно для верующих, так как в его словах и наставлениях они почерпнули новые силы для борьбы со своими врагами. Многие еретики и язычники под влиянием его бесед обращались к Церкви. Незадолго до своей смерти Антоний встретился с Павлом Фивейским. Трогательна была беседа двух великих старцев. Находясь более 80 лет в пустыне, Павел решительно не имел никаких сведений о мире. Он спрашивал Антония: «В каком положении находится род человеческий? Какое в мире правление? Остаются ли еще идолопоклонники?» В скором времени Павел скончался, и Антоний похоронил его, причем явившиеся два льва сами выкопали своими когтями глубокую могилу для святого подвижника. Преподобный Антоний скончался в глубокой старости 106 лет от роду. Преподобный Пахомий Великий (292–348 гг.) Преподобный Пахомий Великий был уроженцем Фиваиды, родился в языческой семье. Богато одаренный от природы, он получил в молодости хорошее воспитание. В 312 году Пахомий служил в войске кесаря Максимина, который воевал против императоров Константина и Ликиния. Среди трудов и лишений похода он имел случай узнать христиан, как они, по заповеди Своего Учителя, милосердно и любовно относились к своим врагам. Жизнь египетских подвижников увлекала Пахомия, и он, возвратясь с войны, крестился и удалился в египетские пустыни. Здесь он подвизался под руководством одного старца, по имени Паламон. Так же, как и около Антония, около него стали собираться многие любители уединенной жизни. Привыкший на военной службе к строгому порядку и дисциплине, Пахомий решился дать обществу подвижников строго определенную организацию и ввести в их жизнь однообразный порядок. На реке Нил, в местечке Тавенна, он стал устраивать свой монастырь. Но так как в одном монастыре не могли вместиться все желающие подвизаться под его руководством, он основал на берегах Нила несколько монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Павел скоро преставился на коленопреклоненной молитве, и Антоний Великий видел, как его святую душу при отшествии ко Господу сопровождали ангелы, святые пророки Божии, апостолы и мученики. Из пустыни в тот час прибежали два льва и когтями вырыли могилу святому угоднику. Одежду из пальмовых листьев, которую носил Фивейский пустынник, преподобный Антоний хранил как величайшую святыню. Он надевал эти пальмовые листья, как самое торжественное облачение, которое священник надевает в великие праздники: на Пасху и Пятидесятницу, принимая через это одеяние благодать преподобного Павла, подобно пророку Елисею, который через милость принял сугубую благодать от Илии. И хотя преподобный Павел во время своей жизни не основал никакой обители, после его кончины в Фиваидской пустыне появилось множество подвижников, и пустыня процвела Духом, став действительно духоносным раем. Когда читаешь или слушаешь житие преподобного Павла, невольно размышляешь о том, что происходит в христианской жизни сегодня - в жизни, которая совсем не является " бегством в пустыню " и находится как будто бы в гуще всего, хотя иногда и в наши дни может возникать пустыня: такая как, скажем, была у преподобного Кукши Одесского - подвижника наших дней. Преподобный Кукша Одесский во времена гонений на Православную Церковь оказался сначала в ссыльном концлагере, а затем на лесоповале и тяжелых работах в условиях невыносимого холода и страшного голода... Однажды, во время изнурительных и тяжких работ, изнемогая от усталости и голода, отец Кукша вместе с другими священниками, которые трудились с ним, увидел подъехавшую машину с едою для лагерного начальства. В машине были ящики с пирожками. Отец Кукша только вздохнул ко Господу о том, чтобы Он подкрепил их, не дав совсем погибнуть от голода, и вдруг на эту машину внезапно налетели вороны, и один из них подлетел прямо к заключенным, неся в клюве пирожок. За ним другой ворон с пирожками, и третий... Это было именно то насыщение хлебом, через которое Господь, как и в случае с преподобным Павлом Фивейским, показал, что Он и вчера, и сегодня, и во веки Тот же. Каждый человек и вчера, и сегодня, только в разных обстоятельствах предстоит перед какими-то испытаниями. Но в жизни всегда действуют одни и те же законы, и тот, кто вверяет свою жизнь Господу, никогда Им не оставляется. Мы помним матушку Любовь из Марфо-Мариинской обители. Когда в трудные голодные годы ссылки никому из сестер нигде нельзя было достать и крошки хлеба, она внезапно вышла из дома среди пустынной зимы с молитвой на устах и вернулась через несколько минут с благоуханным, ароматным хлебом, дышащим теплом, который ей даровал Господь. Это событие недавнее и близкое к нам, в котором мы должны увидеть, что Господь никогда не оставляет Своих детей, наделяя их всем необходимым.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_3....

«Господь мой вкусил оцет с желчию, и я ли буду есть с маслом?» - велел подать себе обычную пищу без масла. Вкушали они вареные зерна пшеницы, ячменя, чечевицы, что у них называлось сочивом. Те, которые жили в монастырях или близ оных, питались, конечно, и хлебом, преимущественно сухарями, которыми запасались на несколько дней, месяцев и даже лет; но многие и хлеба не вкушали. Преподобный Марк Фраческий, 95 лет не видевший лица человеческого, открывался посетившему его Серапиону, что голод принуждал его иногда наполнять чрево землею и пить морскую воду. Пустынники, обыкновенно, питались дикими растениями, корнями разных трав, мохом, дубовой корой... Они смотрели на пищу, как на лекарство: фунт хлеба в сутки - вот самая обычная мера их пропитания. Но многие и эту меру сокращали: преподобный Досифей уменьшил ее до четверти фунта в день, преподобный Макарий Александрийский сделал себе сосуд с узким отверстием так, чтобы только могла проходить рука, и клал в этот сосуд мелко нарезанные сухари: сколько можно было за один раз захватить рукою, столько и составляло его дневное пропитание, - это было не более осьмушки фунта в день. Многие из наших Киевопечерских затворников питались, обыкновенно, одною просфорою... Слабые люди нашего времени скажут: так изнурять себя - грешно, такая скудость в пище вредит здоровью, сокращает жизнь. Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды, какие выносили святые постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, они легко переносили и нестерпимый летний зной, и зимнюю стужу, спали час-два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали, сидя или стоя. И при всем этом - заметьте - они почти не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были - только кожа да кости. А жили они вот по сколько лет: Симеон столпник стоял на столпе 80 лет, а всего жил 103 года; Кириак отшельник жил 109 лет; Алипий столпник - 118; Иоанн молчальник - 104; Антоний и Феодосии Великие по 105; Павел Фивейский - 113; Павел Комельский - 112; Анин - 110; Макарий Александрийский - 100. Марк Фраческий только в пустыне провел 95 лет, не считая того, сколько жил в мире. И другие многие жили по сто лет, а до 90 - большая часть...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Преподобный Павел Фивейский (около 228—341) — великий египетский подвижник, почти сто лет, начиная с юности, проживший в строгой аскезе и полном уединении в пещере недалеко от Чермнóго моря, никому не вéдомый. Перед сáмой его кончиной Господь дал о нём откровение Антонию Великому, и он посетил этого святого, сподобился беседовать с ним и погребсти по смерти. Мощи преподобного Павла Фивейского были впоследствии перенесены в Константинополь, затем в Венецию, наконец в Венгрию, в Офен; часть его честнóй глав ы — в Риме. Вокруг его пещеры устроен монастырь со строгим иноческим уставом. Память преподобного Павла Фивейского празднуется 15/28 января. Русский путешественник А. С. Норов пишет, что монастырь Павла Фивейского имеет расстояние от монастыря Антония Великого по прямой линии не более четырех верст, но он «отделен столь высокою и крутою скалою, что обход вокруг нее очень продолжителен» ( Норов А. С. Путешествие по Египту… Ч. II. С. 378). Архимандрит Порфирий (Успенский), посетивший вслед за Норовым долину Вади–Дейр (монастырскую) с пещерой Павла Фивейского, записал в дневнике: «От сует и соблазнов сего мipa Павел ушел сюда для покаяния и молитв в предощущении явления мipa нового. Выбор сего мéста обнаруживает наклонность душ и его к самоотвержению и уединению глубокому. Святой Антоний водворился в лучшем месте, с которого видны Чермнóе море, Арабайские потоки и кочевья арабов, и имел учеников. А преподобный Павел один безмолвствовал в ущелье сáмом диком и угрюмом, из которого ничего отрадного не видно» (Путешествие по Египту… С. 232). Для многих часто оставался нерешенным вопрос: кто из монахов первоначально стал пустынножительствовать? Некоторые, обращая взоры к древности, полагали начáло пустынножителей в блаженном Илии и Иоанне. Но, мне кажется, Илия был более пророк, чем монах, а Иоанн начал пророчествовать еще до рождения. Другие (с чем согласно большинство) призна ю т Антония главою пустынножительства, это отчасти справедливо. Но Антоний был не столько первым пустынножителем, сколько человеком, возбудившим общее стремление к этому образу жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Прославляя сегодня преподобного Сергия, обратимся к нему с горячей молитвой, чтобы он помог нам искренно покаяться, исправиться и быть верными чадами Господа нашего Иисуса Христа и Святой Православной Церкви. Преподобие отче наш Сергие, моли Бога о нас! Аминь. В день памяти преподобного Павла Фивейского Промысл Божий о человеке Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! Преподобный Антоний Великий, семьдесят лет подвизавшийся в египетской пустыне, однажды подумал, что в этой пустыне нет других отшельников и что он первый пустынножитель в Фиваиде. Но Господь во сне открыл ему, что во внутренней пустыне есть отшельник, который раньше него начал пустынную жизнь и угодил Богу трудами своими. Проснувшись, преподобный Антоний взял свой посох и пошел искать того, о котором возвестил ему Господь. Три дня при нестерпимой жаре шел старец. В знойной каменистой пустыне он ничего не видел, кроме следов диких зверей, наконец, увидел гиену, которая быстро бежала. Антоний последовал за ней и пришел к пещере, но вход в пещеру был закрыт. Он начал умолять находившегося в ней отшельника, чтобы он отворил ему. «Отвори мне, раб Христов, — говорил он, — я знаю, что не достоин видеть тебя, но не уйду, пока не увижу лица твоего, не скрывайся от меня, ибо Бог возвестил мне о тебе». Наконец отшельник отворил пришельцу, и оба старца, назвав друг друга по имени, обнялись с любовью. «Зачем ты взял на себя такой труд, — говорил преподобный Павел (так звали пустынника), — и посетил человека грешного и ничтожного? Молю тебя, расскажи мне, как живет ныне род человеческий? Что делается в мире? Неужели есть еще идолопоклонники? Преследуют ли еще христиан? Я ничего об этом не знаю, ибо уже девяносто один год живу в пустьше». Преподобный Антоний ответил на все эти вопросы и сам спросил у старца, почему он оставил мир. Во время этой беседы прилетел ворон и положил около пустынников хлеб. «Щедр и милостив Господь, — сказал Павел, — Он устроил нам трапезу. Я ежедневно получаю от милости Его полхлеба, а ныне, ради твоего пришествия, Он прислал нам целый». Поблагодарив Бога, старцы сели у источника, и Павел описал Антонию жизнь свою.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Поучение 2-е. Преподобный Павел Фивейский (Промысл Божий о человеке) I. Npen. Антоний, подвизавшийся 70 лет в пустыне египетской, подумал однажды, что нет в этой пустыне другого отшельника и что он первый пустынножитель в Фиваиде; но Господь во время сна открыл ему, что есть во внутренней пустыне другой отшельник, который раньше его начал вести пустынную жизнь и угодил Богу трудами своими. Проснувшись, преподобный Антоний взял свой посох и пошел искать того, о котором возвестил ему Господь. Три дня при нестерпимой жаре шел святой старец. В знойной, каменистой пустыне он ничего не видел кроме следов диких зверей; наконец, увидел гиену, которая быстро бежала. Антоний последовал за ней и пришел к пещере; но вход в пещеру был закрыт. Он начал умолять находившегося в ней отшельника, чтобы он отворил ему. – Отвори мне, раб Христов, – говорил он, – я знаю, что недостоин видеть тебя, но не уйду, пока не увижу лица твоего, не скрывайся от меня, ибо Бог возвестил мне о тебе. Наконец отшельник отворил дверь, и оба старца, назвавши друг друга по имени, обнялись с любовью. – Зачем принял ты такой труд, – говорил преп. Павел (так звали пустынника), – и посетил человека грешного и ничтожного? Молю тебя, расскажи же мне, как живет ныне род человеческий? Что делается в мире? Неужели есть еще идолопоклонники? Преследуют ли еще христиан? Я ничего о сем не знаю, ибо уже 91 год живу один в пустыне. Преп. Антоний отвечал на его вопросы; потом сам спросил старца, почему он оставил мир. Во время разговора ворон прилетел и положил около пустынников хлеб. – Щедр и милостив Господь! – сказал Павел, – Он устроил нам трапезу. Я ежедневно получаю от милости Его полхлеба; а ныне, ради твоего пришествия, Он прислал нам целый. – Поблагодарив Бога, старцы сели у источника, и Павел стал рассказывать Антонию жизнь свою. – Я родился в Фиваиде, – сказал он. – Родители мои были христиане, дали мне хорошее образование и внушили любовь к Богу. Но я рано лишился их и остался наследником богатого имения, которое разделил с сестрой. Сестра была замужем за человеком алчным и злым, которому хотелось получить все имение. Он решился донести, что я христианин; а в это время императоры Декий и Валериан жестоко преследовали христиан. Узнав о намерении зятя, я убежал в пустыню. После долгого странствования я нашел эту пещеру; около нее был источник воды и росло финиковое дерево, покрытое плодами. Пустынное житие полюбилось мне, и я не захотел более возвращаться в мир. Вот уже 91 год, как живу здесь, провожу дни в молитве, питаюсь пищей, которую посылает мне Господь, и плодами финиковой пальмы; ее листьями одеваюсь. Мне теперь 113 лет, и с тех пор, как я оставил мир, я никого не видел до твоего прибытия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

" Непрестанно молиться " января 2024 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Софийском соборе В канун Недели 34-й по Пятидесятнице, 27 января,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в  Вознесенском (Софийском) соборе Царского Села . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель  протоиерей Геннадий Зверев, благочинный  Пушкинского округа протоиерей Никита Зверев, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители. " Мы завершили Рождественские и Богоявленские праздники, теперь нужно приступать к особым трудам во спасение души, - сказал владыка в проповеди. - Церковь нам приводит в пример угодников Божиих. Каждый день в православном календаре посвящен почитанию какого-либо святого. Сегодня мы празднуем память двух совершенно разных преподобных. Павел Фивейский ради спасения души жил в пустыне десятки лет. А Иоанн Кущник всего девять. В конце третьего века Павел ушел в пустыню и там подвизался долго в пещере, никто о нем не знал. Питался финиками и хлебом, который ему приносил ворон, дружил со львами и никогда из пещеры не выходил. Прожил 113 лет - видите, как люди жили, спасаясь Святым Духом - без аптек и врачей. В то же время жил в Фиваидской пустыне и преподобный Антоний Великий. Однажды ему пришла мысль, что он больше всех подвизается. Тогда Господь сказал ему идти вглубь пустыни и в пещере найти человека. Он так и поступил, нашел человека, одетого в пальмовые листья. Его одежда давно истлела. Они приветствовали друг друга по имени. Павел открыл Антонию приближение своей кончины и завещал похоронить себя. Он прожил 91 год в пустыне в одиночестве, ни с кем не общаясь, кроме Бога. Антоний вернулся в обитель, взял мантию, чтобы в ней похоронить Павла. Два льва, согласно житию, вырыли ему могилу. Так закончилась жизнь святого, который подвизался в непрестанной молитве " . " Преподобный Иоанн родился в богатой семье в Константинополе, - продолжил архипастырь.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010