И на всех этих одеждах делается крестное знамение, потому что вся жизнь монаха есть один крестный подвиг, и он следует за Распятым и, подобно Ему, носит крест» 1744 . Первый инок, прославившийся святостию жизни в уединении от сует мира, был египетский пустынножитель – св. преподобный Павел Фивейский, родившийся в нижней Фиваиде. Во время Декиева гонения (250 года), видя тяжкие страдания христиан за веру Христову и злобу зятя своего, который домогался отнять имущество у Павла, он удалился в пустыню и сделался первым пустынножителем египетским. Преподобный Павел преставился в 342 году 15 января. В одно почти время с преподобным Павлом Фивейским прославился св. подвигами пустынножительства в Египте Антоний Великий , основатель пустынножительства, скончавшийся в 356 году 17 января 1745 . Слава сих двух подвижнивов благочестия привлекла к ним в пустыню многих христиан для иноческих трудов и была рассадником уединения ради Христа в других христианских странах. Из Египта монашество распространилось во всем христианском мире так быстро, что в веке, по словам св. Иоанна Златоустог о, «Египетская пустыня повсюду являла иноческие келлии» 1746 . «Подражая примерам Египтян, подобным образом начала любомудрствовать и Палестина. Здесь процветал прежде других преп. Иларион Великий, основатель пустынножительства в Палестине. Отечеством его было селение Тевафа, на юг от Газы. Иларион учился в Александрии; но увидев Антония Великого , пошел в пустыню и в беседе с ним изучил жизнь любомудрственную. Пробыв там немного времени, он возвратился в отечество, потому что у Антония, к которому ежедневно приходило много посетителей, ему нельзя было безмолвствовать по своему желанию. He застав родителей в живых, он разделил свое имущество братьям и бедным и, не оставив себе совершенно ничего, поселился в одном пустынном месте близ Маюмы у моря, расстоянием около двадцати стадий от родного селения. Жилищем его был небольшой домик, построенный из кирпича, хвороста и разбитых черепиц и имевший столько широты, высоты и длины, что стоя надобно было наклонять голову, а лежа – подгибать ноги; ибо он всячески приучал себя к перенесению трудов и обузданию прихотливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Скончался преподобный Павел в возрасте 113 лет. Предание говорит, что после его смерти два льва пришли из пустыни и лапами вырыли могилу святому. Грех разрушил гармонию между человеком и природой. Мы видим, как цивилизация, в погоне за сиюминутными выгодами, безжалостно уничтожает животный и растительный мир, отравляет воздух и варварски опустошает недра земли. На нашей памяти - высушенное Аральское море, северные реки, чуть было не повернутые вспять, продолжающаяся вырубка лесов, этих " легких " земли. А выбросы вредных веществ в атмосферу! А отравленные реки, а Чернобыль!.. Ученые подсчитали, что XXI век при нынешнем отношении к природе может оказаться последним в истории человечества. Только особая милость Божия может предотвратить надвигающуюся гибель. Но для этого необходимо всеобщее нелицемерное покаяние во всех грехах, в том числе и за содеянные преступления над природой. Однако современный человек не спешит каяться. Люди забыли Бога, ожесточили свое сердце и впали в рабство золотому тельцу и безудержному потребительству. Они не думают о последствиях своего безрассудного произвола и насилия над тварным миром. Главное для них - наслаждение и удовольствие какой угодно ценой: " Будем есть и пить, ибо завтра умрем " (1 Кор. 15, 32). Так нередко живут и те, кто на словах называют себя христианами. Святое Евангелие учит нас, что лишь сердечное сокрушение и осуждение всех своих грехов наставит людей на путь истины и приведет к миру с Богом, друг с другом и с окружающей средой. Подлинно верующий человек исполнен любви и кротости, он никому не приносит зла. С кем бы он ни общался, его слова и дела всегда умножают мир и покой на земле. Это касается его отношения и к ближнему, и к природе. Замечено, что и животные, и растения тянутся к святым православным подвижникам, напоминая тем самым о том, в какой райской гармонии находился первый человек с природой. Тогда еще не было ни жестокости, ни взаимной отчужденности в его отношениях со всем сотворенным миром. Преподобный Павел Фивейский святостью своей жизни стяжал любовь хищных зверей и птиц, которые служили ему в пустыне, добывая пищу и приготовив ему впоследствии даже место погребения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   После Воскресения иисуса Христа Свято Живущим Людям смерть на страшна    Воскрес Христос и Своей смертью попрал смерть, и она потеряла свое значение. Верующие в Иисуса Христа встречают ее теперь с радостью и весельем. Я больше всего желаю разрешиться от тела и водвориться у Господа, говорит о себе святой апостол Павел (ср.: 2 Кор. 5:8). «Смерть мне не страшна; она скорее соединит меня со Христом», — говорили о себе святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.    Почему это? Потому что с Воскресением Христовым души, истинно верующие во Иисуса Христа, не идут во ад, ибо Воскресший Христос открыл всем двери рая в Царство Небесное. Многим святым угодникам было открыто, что души праведников, по разлучении от тела, были тотчас отнесены Ангелами в Царство Небесное. Так, например, в житии преподобного Антония Великого рассказывается, что в одно время, когда он шел в пустыне, увидел сонм Ангелов и лики апостолов и между ними преподобного Павла Фивейского, восходящего на небо.    Святитель Григорий Двоеслов рассказывает, что однажды святой Венедикт встал ночью на молитву: в самую полночь он увидел свет, который так блистал, что ночь стала светлее дня. Со вниманием взирая на тот свет, он увидел в огненном сиянии душу епископа Германа, несомую Ангелами на небо.    Также и когда преподобный Иоанникий преставился, иноки видели душу его, возносимую Ангелами на небо.    Подобное говорится и о преподобном Макарии Египетском.    Что действительно Воскресением Христовым смерть умерщвлена и потеряла свою силу, видно из тех чудесных действий, которые являли в своей жизни люди святые.    Так, святые апостолы воскрешали умерших: например, святой апостол Петр воскресил Тавифу ради того добра, которое она делала бедным; апостол Павел воскресил юношу Евтиха, упавшего из окна; преподобный Макарий Египетский воскресил мужа одной женщины, чтобы спросить его о сокрытом залоге, просил также одного убитого, чтобы он подтвердил невинность оклеветанного в убийстве, и тот дал свой ответ. Преподобный Патермуфий однажды вопросил уже умершего инока, что лучше для него: умерши, жить со Христом или возвратиться и жить в теле, — на что он, воскресши, сказал: «Зачем ты воскресил меня? Для меня гораздо лучше жить со Христом; в теле жить не хочу». «Спи же и молись о мне Господу», — сказал Патермуфий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А первым в конце III в. в пустыню уйдет преподобный Павел Фивейский (228–341), основатель отшельничества. А недалеко от него, с другой стороны хребта, в нескольких десятках километров от Красного моря, скоро обосновался в пещере Антоний Великий (251–356), который за свои подвиги станет «отцом монахов». Он прожил здесь 44 г., до конца своих дней, и стал одним из наиболее почитаемых святых Православной церкви. А его ученик, препеподобный Пахомий Великий , стал основателем первых общежительных монастырей, мужских и женских, и ввел в них строгий устав. Антоний родился около 250 г. в семье благочестивых родителей. Житие препеподобного Антония рассказывает, что первоначально он подвизался у себя на родине в Фиваиде. Желая больших подвигов и уединения, он переправился через Нил и поселился на одной из гор. Здесь он провел в затворе около двадцати лет, по прошествии которых к нему стали приходить люди, просившие его совета и желающие подражать его жизни. Спокойный и приветливый, он был наставником для многих. Но ища уединенных подвигов, он решил отправиться в Верхнюю Фиваиду, где имя его было никому не знакомо. Монастырь Преподобного Антония Великого Когда он дожидался на берегу Нила судна, голос его спросил, куда он бежит. Преподобный не смутился, так как голос часто вопрошал его на горе во время подвижничества. Рассказав о причинах, побудивших его отправиться в дорогу, голос ответил, что там, куда он стремится, его будут еще больше беспокоить. Если же он хочет достичь покоя, то пусть идет во внутреннюю пустыню, указав на сарацин. Караван арабов уже отправлялся в путь, и Антоний упросил их взять его с собой. Через три дня пути им встретилась высокая гора, у подножия которой был источник воды и росло несколько пальм. Здесь, как свидетельствует житие, преподобный решил остаться, чтобы продолжить свои подвиги. Это была гора Аль-Кользом, в пещере которой он начал подвизаться. Скоро стала навещать его братия, желавшая получить наставление. Повествуя о его подвижнической жизни, святитель Афанасий Великий указывал на злое сопротивление демонов, с которыми неоднократно приходилось бороться святому. Что там часто слышались шум, голоса и даже звон оружия, и что ночью будто гора наполнялась зверьми, а преподобный отражал видимых ему врагов молитвою. О том рассказывали часто приходившие к нему за духовным советом, которых он всегда ободрял, а сам, преклонив колени, молился Господу. Позднее с ним стал подвизаться также Павел Препростый. К Антонию приходило много людей за духовным руководством, многие из которых впоследствии стали известными святыми. Приходил у нему и Макарий Великий , проживший рядом с ним немало времени и присутствовавший при кончине преподобного.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

После этих слов отец Иоанн дунул на больного, благословил его и добавил: " В свое время я скажу тебе, что нужно будет делать тебе для полного исцеления " . И, сказавши это, скрылся. Что же слышали в это время окружавшие больного? Они видели, как он грыз зубами мраморную гробницу отца Иоанна и диким голосом кричал: " Выхожу, выхожу, о великий угодник и пророк Иоанн, но не совсем " . Конечно, кричал это не он сам, а обитавший в нем демон. После этого Павел уже так не страдал от своей болезни, но еще не совсем выздоровел. В этом же 1909 г. он из Петербурга переехал в Выборг; с благословения архиепископа Финляндского записался в послушники Валаамского монастыря и поселился в архиерейском доме в городе Сердоболе (имение Хюмпеля). Он исполнял здесь послушание на огороде и прислуживал в качестве чтеца в церкви. Там жил он до октября месяца 1911 г. 19 октября того года, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского и дня ангела отца Иоанна Кронштадского, Господь благословил явить новую милость Свою болящему Павлу через отца Иоанна, во исполнение обещания, данного ему последним при гробнице. С ним произошло следующее. Вечером в этот день, после всенощного бдения, брат Павел читал акафист Божией Матери и во время чтения акафиста пришел в состояние восхищения. Его духовному взору открылось дивное видение. Первоначально во славе явился отец Иоанн с преподобным Иоанном Рыльским, затем Павел Фивейский и Афанасий Афонский и множество других преподобных отцов. Все они приветствовали друг друга радостными возгласами: " Радуйся, Иоанне, радуйся, Павле, радуйся Афанасие!… Наконец за ними явилась Сама Богоматерь в неописуемой славе, при явлении Которой хор преподобных отцов торжественно воспел: " Взбранной Воеводе победительная " . После этого отец Иоанн подошел к Павлу и сказал: " А теперь выйди из тела и душой последуй за нами " . Весьма трудно было исполнить это повеление Павлу, но он исполнил его и последовал за преподобным Павлом Фивейским, Иоанном Рыльским и Иоанном Кронштадским. " Они мне показывали, - говорит Павел, - первоначально райские обители и наслаждения, предназначенные для добродетельных, а затем мучения грешников. Как слава и блаженство праведников, так и мучения грешников не поддаются описанию человеческим языком. Когда было все показано, отец Иоанн стал наставлять меня, как жить, и для получения окончательного исцеления повелел мне вновь войти в свое тело и отправиться в Оптину пустынь к отцу Варсонофию, оптинскому старцу, в сопровождении иеродиакона Валаамского монастыря Варсонофия " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/409/...

Апостол Павел в начале обращения своего три дня не ел и не пил (Деян. 9,9). Тот же апостол часто упоминает в своих посланиях об алчбе, жажде и постах. Чудным образом был призван Господом сотник Корнилий, жизнь которого оказалась угодной Богу: Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде (Деян. 10,30). Апостол Павел пишет апостолу Тимофею: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). Из этих слов всякий может уразуметь, сколь много постился апостол Тимофей: он, по-видимому, отнюдь не пил вина, разве только по совету или по повелению учителя своего, апостола Павла. Сам Христос предвозвестил будущий пост апостолов, когда, отвечая на упреки фарисеев, сказал: Придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9,15). Но вы, неверно истолковав это место, можете сказать, что отъятие Жениха Христа означает смерть Христову. Следовательно, апостолы постились только по смерти Христовой, а в прочее время не постились. На это возражение мы отвечаем: отнятие Жениха Христа знаменует не только смерть Христову, но и Вознесение на небо. А что апостолы постились и по Вознесении Христовом, это ясно было показано выше в Деяниях апостольских. Что смогут возразить на это противники поста? Апостолы постились, когда Жених Христос был от них взят, а как же нам не поститься, тоскуя по Жениху душ наших? От апостолов Жених Христос взят был только телесным образом, но благодатию Своею всегда был присущ им и после смерти и Своего Вознесения. А мы, будучи грехолюбивы, и грехами удаляя от себя благодать Божию, не только лишаемся Христа по телесному естеству, но и благодать Его теряем. Итак, если апостолы постились, тем более и нам должно поститься. После века апостольского, начиная со времени царствования Константина Великого, бесчисленные постники просияли в Святой Церкви. Таковыми были преподобные великие отцы Павел Фивейский, Антоний Великий, Евфимий, Макарий, Савва, Онуфрий, Феодосии, Феоктист, Варсонофий, Паисий и неисчислимый сонм святых, коих число знает Тот, Кто исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй (Пс. 146, 4). Таковыми Ангелами земными была наполнена Ливия, Фиваида, Египет, Афон, Синай, гора Нитрийская и другие места, прославленные их жизнию. Читая патерики, минеи, прологи и жизнеописания святых, изложенные достоверными писателями, из коих многие причислены к лику святых, мы ныне удивляемся строгости их поста, который едва может перенести человеческое естество. Но по причине бесчисленного множества таковых примеров мы не будем здесь приводить их. Желающий удостовериться пусть прочтет произносимое в субботу сырной седмицы Похвальное слово святым отцам, в подвиге просиявшим, а также Слово преподобного Ефрема Сирина об отцах, постом показавших нам путь ко спасению. 4. О многоразличной пользе поста

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Против Мцхета находится пещера св. Нины с называемым «дзудзус-цхали» (т.е., родником груди) источником воды (почитаемым целебным для матерей, у которых иссякает молоко). «На память св. равноапост. Нины» есть особая бденная служба, издан. Синод. Типографией. 15. Е. † Препп. отцов наших, Пала Фивейского и Кущника. Пр. Павел родился в Фиваиде (в Египте). Оставшись сиротой, он много претерпел от своих корыстолюбивых родственников, желавших отнять у него большое наследственное богатство. Когда открылось жестокое гонение Декия, и св. Павел узнал, что его зять (язычник) хочет предать его в руки гонителей из-за его богатства, то, покинув все, он удалился в пустыню. Здесь, поселившись в одной пещере, он прожил безвыходно 91 год, молясь Богу день и ночь, питаясь финиками и хлебом, который приносил ему ворон, и защищая наготу свою от зноя и холода одними пальмовыми листьями. «Всего себя воздержанием очистив», преподобный преставился 118 лет от роду, 10 янв. 341 г., стоя на коленах во время молитвы. Незадолго до кончины посетил его св. Антоний (см. 17 янв.), которому пр. Павел и открыл близость своей смерти. Тело пр. Павла, по воле ими. Мануила Комнена, перенесено было в Царьград и положено в Перивлептской обители Пресвятой Богородицы; впоследствии оно было перенесено в Венецию и, наконец, в Венгрию, в Офен; часть главы его – в Риме. – Пр. Иоанн Кущник был сын богатых и знатных родителей, живших в Константинополе. Он получил блестящее воспитание, но, презирая суетный мир, предпочел «паче пространного пути тесный, и болезненный, и зело жестокий», тайно от родителей удалился в Вифинию и здесь в обители Неусыпающих (сн. ниже, 23 февр.) постригся в монахи. Он с юношеским жаром и ревностью предался подвигам иноческого жития, так что для самых ревностных подвижников скоро сделался образцом непрестанной молитвы, безропотного послушания, терпеливого труженичества, безмерного пощения. Спустя 6 лет, Господу угодно было попустить тяжкое нападение на Иоанна от диавола: мысль о родителях, об их любви и нежности, об их скорби начала неотступно преследовать юного подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

С другой стороны, гонения Декия были причиной ухода христиан в пустыню. Этим было положено основание монашеству. Основоположником пустынножительства на Востоке был преподобный Павел Фивейский (память 15 января), который покинул в 251 году Александрию и поселился в пустыне. Через 20 лет (в 271 году) его примеру последовал преп. Антоний Великий (память 17 января), который после 20 лет пребывания в затворе, начал в 291 году устроение монашеской жизни. О монашестве и его развитии на Востоке и на Западе будет рассказано подробно в следующей части. Внешние и внутренние враги христианства Еще в начале века христианству пришлось столкнуться с новыми врагами в связи с интересом к Востоку и восточными религиями в среде языческого общества. При Септимии Севере (139–211) в Рим и вообще пределы Римской Империи проникло множество переселенцев с Востока во главе с императрицей Юлией Домной. Они принесли с собой культ солнца, который развился при Аврелиане и Юлиане Отступнике (361–363), и стремление к синкретической религии из западных и восточных верований. Для этого была создана легенда об чудесах Аполония Тианского, которую изложил для императрицы философ Филострат. Из мага Аполоний был превращен в чудотворца и полубога, который должен был объединить все религии. В лжеучениях 3 века опасно было то, что многие из них старались оставаться внутри-церковными, хотя и были враждебны Церкви. Они стремились разложить ее изнутри. Первой такой ересью были адоптиане, отрицавшие божественность Иисуса Христа. Их учение воспринял в середине 3 века Павел Самосатский, а в начале 4 века александрийский пресвитер Арий. Другие, чтобы сохранить единство в Боге, отрицали троичность – их называли монархианами. С ними боролся св. Ипполит Римский . Если эти учения нанесли большой вред Церкви, то еще страшнее было для нее появление епископа-еретика, который всей своей жизнью порочил свое высокое звание. Павел Самосатский, откупщик, друг царей Пальмиры, избранный под давлением государственной власти епископом антиохийским, был не только рационалистом, но вел распущенную жизнь и в течение пяти лет являлся для Церкви великим соблазном. Против него было созвано два собора, но пока его поддерживала светская власть, он оставался антиохийским епископом, и только в 268 году, после победы Аврелиана над пальмирским царем Оденатом, он был изгнан.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Отец Павел Троицкий — чудеса XX века Оказывается, мне письма нет, но в письме для отца Владимира есть: «Отцу Димитрию не нужно покупать дом». Прямо пот прошиб. Но ослушаться отца Павла… 6 ноября, 2012 Оказывается, мне письма нет, но в письме для отца Владимира есть: «Отцу Димитрию не нужно покупать дом». Прямо пот прошиб. Но ослушаться отца Павла… О великом подвижнике 20 века, окормлявшем известных московский протоиереев вспоминают благодарные чада. Последнее свое прощальное письмо о. Павел прислал 16 февраля 1991 г., потом прислал еще  по обычаю красные яички на Пасху  с краткими приветственными словами  на бумажных салфетках, в которые были завернуты яйца. Не дожив двух с лишним месяцев до 98 лет, о. Павел втайне, так же как и жил, скончался в начале ноября 1991 г. Точный день своей кончины, и место погребения он не позволил сообщить, уподобляясь в этой строгости своему древнему святому покровителю, преподобному Павлу Фивейскому. Через год 15 октября скончалась и Агриппина Николаевна, отметив 22 июня 91-летие, сподобившись в последние годы дара прозорливости. В общении с о. Павлом все было чудесным. Вот лишь некоторые случаи чудесной помощи Божией через о. Павла, свидетельства о его прозорливости и краткие выдержки из его писем. Можно было бы привести таких примеров гораздо  больше. Из  писем о. Павла  к о. Всеволоду Шпиллеру: «… на это есть воля Божия. А Божие благословение всегда разумно. Жить по воле Божьей — юродство для людей». «Я много-много думал, как быть с N? Как облегчить Вашу и без того нелегкую жизнь?.. Зачем же Вам послан великий труд, послано мучение? Я много думал, молился, как умею — все то же в ответ святое «Да», от которого свет, радость, мир и тепло. Я лично очень хочу дать Вам отдых от мучений с Ν, но твердое «Да», такова воля Божия». «Всегда мысленно с Вами, Идите спокойно на операцию, все будет хорошо. С упованием на Господа» «Кто часто причащается, может исповедоваться кратко. Тем более, что Вы хорошо знаете жизнь исповедующихся у Вас людей, а в месяц или в полтора месяца один раз можно исповедоваться более подробно».

http://pravmir.ru/otec-pavel-troickij-ch...

Отец Иоанн приблизившись к больному, сказал: " Павел! Царица Небесная спасает тебя от врага рода человеческого, который хотел погубить твою душу, и ты благодари Ее, а также твоего угодника - Павла Фивейского. Он много ходатайствовал о твоем спасении перед Богом. Я тоже просил за тебя Матерь Божию. Она сейчас благоволит явиться с сонмом небесных жителей. Но ты не подумай, что это явление будет ради твоей богоугодной жизни. Нет, но ради милосердия к падшему роду человеческому и ради призвания падших к покаянию. Огради себя крестным знамением и знай, что это не привидение, а истина " . За сими словами в неописуемой славе явилась Начальница Святых - Матерь Божия. При появлении Ее преподобные воспели: " Взбранной Воеводе Победительная… " Он благоволила благословить болящего и скрылась. После сего отец Иоанн подошел к Павлу и сказал: " А теперь выйди из тела и душой последуй за нами " . Весьма трудно было исполнить это повеление Павлу, но тем не менее он, оставив свою телесную оболочку, последовал душою за отцом Иоанном, преп. Иоанном и Павлом Фивейским и святителями. Они показывали, говорил Павел, первоначально райские обители и наслаждения, предназначенные для добродетельных, а затем мучения грешников. Как слава и блаженство праведников, так и мучения грешников не поддаются описанию. Когда все было показано, отец Иоанн стал наставлять Павла, как жить, а для получения окончательного исцеления повелел вновь войти в свое тело и отправиться в Оптину пустынь к старцу Варсонофию Оптинскому. Так закончил свое повествование о виденном им в состоянии восхищения Павел. В ноябре того же 1911 г. он поехал к отцу Варсонофию в сопровождении валаамского иеродиакона именем Варсонофия же. Последний свидетельствовал, что все события во время путешествия от г. Сердоболя через Петербург в Оптину Пустынь были трогательно предупреждены отцом Иоанном о приезде Павла. Старец ласково принял путешественников, удостоившихся наслаждаться слышанием его богодухновенных бесед о спасении, о грядущей великой войне и о страдании России.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/409/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010