ОНИСИФОР (2-я пол. XI в.- 1-я пол. XII в.), прп. (пам. 9 нояб., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, иером., исповедник ОНУФРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 21 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Молчаливый ОНУФРИЙ († 12 июня 1492 (?)), прп. (ам. 12 июня и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Мальский, Псковский, основатель Онуфриева Мальского в честь Рождества Христова мужского монастыря ПАВЕЛ (XIII-XVII вв.?), Киево-Печерский, Послушливый, прп. (пам. 10 сент., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий

http://pravenc.ru/rubrics/123220_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ОШКИ муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ПАВЕЛ (Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705 - 1770), митрополит Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ПАВЕЛ (XIII-XVII вв.?), Киево-Печерский, Послушливый, прп. (пам. 10 сент., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах ПАВЕЛ (Моисеев Иван Яковлевич; 1849-1918), архим., прмч. (пам. 17 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры

http://pravenc.ru/rubrics/123062_53.html

Преподобный Павел Фивейский (скончался в 341 году) — один из первых христианских подвижников родился в благополучной и благочестивой семье. После смерти родителей святой удалился в пустыню. Здесь в полном одиночестве подвижник прожил 91 год, непрестанно молясь Богу, питаясь финиками и хлебом, который каждый день приносил ему ворон. Уже на закате жизни преподобного посетил Антоний Великий, которому Павел рассказал о своей жизни в пустыни. А через несколько дней Антоний со слезами похоронил великого праведника. День памяти совершается 28 января. Преподобный Павел Препростый (скончался в 339 году) —особенно прославившийся добродетелью незлобия и простосердечия святой. Будучи в миру, женился на одной женщине. Однако через некоторое время супруга изменила ему. Эта трагедия и заставила Павла оставить все и удалиться в монастырь. Он отправился к Антонию Великому, который долгое время отказывался принимать преподобного, испытывая твердость его решения. Когда же святой достойно прошел все испытания, то стал одним из самых великих подвижников монастыря. День памяти совершается 20 марта и 17 октября. Священномученик Павел Фокин (1883–1918) — один из первых новомучеников XX века, окончив Пермскую духовную семинарию, служил поначалу в Пермской епархии. Затем был переведен в сельский храм Верхотурского уезда. Местные жители с особой любовью и уважением относились к ревностному и безотказному священнику. После Октябрьской революции 1917 года сменившаяся местная власть начала давить на отца Павла, пытаясь помешать его пастырской деятельности. Когда мужчины из села отказались вступать в Красную армию, туда прибыл карательный отряд, который арестовал отца Павла. Ночью 9 сентября мученик был расстрелян неподалеку от железнодорожной станции Алапаевск. День памяти совершается 9 сентября. Великие и известные люди с именем Павел: Павел Третьяков (1832–1898) — купец-предприниматель, один из самых известных меценатов в России. В 1850-х годах Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, а 1874 году была построена галерея для приобретенных полотен. Впоследствии здание было передано меценатом Москве, а сам Третьяков получил звание почетного гражданина Москвы. Создатель Третьяковской галереи похоронен на Даниловском кладбище.

http://foma.ru/imya-pavel.html

Лукавый употреблял всякие коварства, препятствующие Павлу получить полное исцеление. В 1911 г., осенью - Павел ждал приезда к себе в гости своего брата Иоанна. 5 сентября мы совершали по обычаю вечернее богослужение, Павел, прочитав 9-й час и предначинательный псалом, стал у западных дверей храма. Во время пения стихир на " Господи воззвах " открылась входная дверь и Павел увидел вошедшего в церковь, якобы своего брата Иоанна. Вошедший незримо для других молящихся стал вызывать Павла из храма под тем предлогом, что он приехал не один, а с матерью, которую необходимо встретить вне храма. Павел поверил словам мнимого брата, вышел с ним на улицу и действительно увидел в облике своей матери сидящую в экипаже женщину. Павел не мог сдержать своего восторга и радостным голосом воскликнул, осенив себя крестным знамением: " Господи! Благодарю Тебя " . Но вдруг, о ужас - после крестного знамения и этих слов, к удивлению Павла, повозка с матерью и мнимый брат от него скрылись. Уразумев ловление врага, Павел поспешил обратно в церковь на молитву. Но, когда он приблизился к паперти храма, то увидел перед собою двух борющихся: одного в белых, а другого в черных одеждах. Павел в страхе наблюдал за их борьбой. И когда, наконец, одетый в белую одежду победил своего противника, оттолкнув его от входных дверей, Павел вошел в храм на молитву. В 1911 г., 19 октября, в день памяти преп. Иоанна Рыльского и тезоименитства отца Иоанна Кронштадского, Господь благословил явить новую милость Свою Павлу через о. Иоанна. На этот раз с ним произошло следующее: Вечером под этот день, после Всенощного бдения, Павел исповедовался и готовился к причащению Святых Таин. Он читал правило и Акафист Божией Матери. Во время чтения он пришел в состояние восхищения. Его духовному взору открылось дивное видения: первоначально явился во славе отец Иоанн Кронштадтский с преподобным Иоанном Рыльским, и со святителем похожим, не то на святителя Николая, не то на святителя Григория Богослова Затем явился преподобный Павел Фивейский, имя которого носил болящий, Афанасий Афонский, имя которого носил отец болящего и множество других. Все они приветствовали друг друга радостными возгласами: " Радуйся Иоанне! " , " Радуйся Павле! " , " Радуйся Афанасие! " и т.д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/409/...

ПАВЕЛ, ВАЛЕНТИНА И ФЕА мученики (пам. греч. 18 июля) - см. в статьях Еннафа, Валентина и Павла, мученицы (пам. 10 февр.) и Павел, Алевтина и Хиония ПАВЕЛ ВЫСОКИЙ Павел Высокий († 1.01.1383), древнерусский книжник, инок нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря ПАВЕЛ ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. (пам. 1 июня) - см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские, преподобномученики 98-102 ПАВЕЛ ЛАТРСКИЙ (кон. IX в. - 955), прп. (пам. 15 дек.), основатель мон-ря Пресв. Богородицы «ту Стилу» на горе Латрос 102-104 ПАВЕЛ НАРБОНСКИЙ (III в.), св. (пам. зап. 22 марта, 10 дек.), почитается как 1-й епископ г. Нарбона (ныне Нарбон, Франция) и один из христ. просветителей Галлии 104-108 108-109 109-110 110-113 113-115 115-116 116-118 118-120 120-122 ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) 122-130 130-131 131-132 ПАВЛА мц. Кесарийская (Палестинская) (пам. 10 февр.) - см. в ст. Еннафа, Валентина и Павла, мученицы Кесарие-Палестинские 132-137 ПАВЛА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ условное название раннехрист. апокрифа, к-рый частично сохранился на саидском диалекте коптского языка 137-138 138-144 144-145 ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) 145-148 ПАВЛИН Ивановия Старополев (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 148-149 ПАВЛИН († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633) 149-152 ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель 152-153 153-156 ПАВЛИН (Павлин Медиоланский; кон. IV - нач. V в.), диак., церковный писатель, секретарь свт. Амвросия, еп. Медиоланского

http://pravenc.ru/vol/liv.html

И в ту же ночь в сонном видении было открыто ему, что в глубине пустынь фиваидских есть старец, гораздо прежде его укрывшийся от мира и теперь совершенно забытый миром. Пробудившись, он тотчас взял свой посох и пошел искать дивного подвижника. Несколько дней блуждал он по страшной пустыне, с одним упованием на Бога, от Которого чаял указания пути к жилищу неведомого отшельника, – наконец, по следу зверя, дошел до вертепа, где укрывался Павел Фивейский. Свидание двух великих старцев было необычайно трогательно. Преподобный Павел, услышав шум шагов, заградил вход во свою пещеру; но великий пришелец, простершись у порога, пребыл до полудня в таком положении, умоляя затворника отворить для него пещеру. «Ты знаешь, – говорил он, – кто я, откуда и зачем пришел. Знаю, что я недостоин видеть тебя, но не отойду, пока не увижу. Умру здесь, у порога твоего, и ты, по крайней мере, погребешь мое тело!» – «Кто просит угрозами?» – отвечал голос из пещеры. Но вслед за тем вход был открыт, и оба великие старца, никогда прежде не видавшиеся и не слыхавшие друг о друге, облобызались, как давно знакомые, и даже назвали один другого по имени. После взаимных приветствий началась дружеская беседа, и св. Павел так говорил великому гостю своему: «И вот человек, которого ты с таким трудом отыскивал: дряхлый старец, с убеленными волосами, готовый сделаться горстью праха. Но скажи мне, что нового в роде человеческом? Поддерживаются ли древние города новыми зданиями? Как управляется империя? Есть ли и доселе чтители демонов?» Во время этой беседы внезапно прилетел ворон к пещере и положил целый хлеб пред святыми старцами. «Как благовременно! – воскликнул преподобный Павел. – Благ Господь: Он послал снедь рабам своим! Уже шестьдесят лет получаю я по полухлебу, но с твоим приходом Иисус Христос удвоил часть мою». Подкрепившись богодарованною пищею, свв. друзья провели ночь во бдении и молитве. На утро св. Павел сказал св. Антонию: «Брат мой! Я знаю, что ты давно в стране этой, и Господь обещал мне, что я узрю тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через некоторое время тот же самый караван возвращался обратно. С высокого берега лев увидел своего осла и радостно бросился к нему. Купец, испугавшись льва, убежал, оставив свой караван. А лев взял губами уздечку — так он делал и прежде — и привёл осла в обитель. Лев подвел осла к старцу. Герасим погладил льва и, улыбнувшись, сказал: — Я напрасно бранил тебя. Ты честный зверь, и я даю тебе имя — Иордан. Еще долго жил в монастыре лев Иордан. Когда преподобный Герасим совсем состарился и умер, лев затосковал, перестал есть. Потом он лёг на могилу старца, зарычал так, что задрожал воздух, и умер. С тех давних пор преподобного Герасима Иорданского на иконах часто изображают со львом. Мудрый ворон и преданные львы А святому Антонию, жившему в IV веке, львы помогли, как верные друзья. Однажды ночью Господь открыл ему, что на другом конце пустыни Египетской живёт отшельник, которого он должен повидать. И девяностолетний старец отправился в путь. Труден путь по пустыне: солнце палит, воды нет, только ветер гонит раскаленный песок. Перед старцем бежала гиена, указывая ему путь. Она привела его к пещере, вход в которую скрывала пальма. Антоний вошёл в пещеру и в полумраке едва разглядел молящегося человека. Это был преподобный Павел Фивейский. Старцы обнялись. Тут случилось удивительное — к их ногам опустился ворон с хлебом в клюве. — Это Господь устроил нам трапезу, — сказал святой Павел. — Каждый день я получаю от него по половине хлеба, а сегодня, ради твоего посещения, он прислал нам целый. После трапезы Павел сказал другу, что скоро умрёт и что Антоний послан Богом похоронить его. Заплакал Антоний, вышел из пещеры, стал молиться, чтобы не забирал Господь к себе его друга. И было ему дивное видение: необычайно яркий свет, ангелы поют, лики пророков, апостолов и… преподобный Павел среди них. Святой Антоний вернулся в пещеру — и увидел, что преподобный Павел уже почил… Всю ночь плакал и молился Антоний над телом друга. Настало утро — надо копать могилу. А лопаты нет, каменистая земля иссушена зноем.

http://azbyka.ru/fiction/chudesnaya-druz...

Храм преподобного Антония (IV в.) Роспись в храме преподобного Антония (XIII в.). Роспись в алтаре храма преподобного Антония (XIII в.). Трапезная монастыря. Стол и скамьи высечены из камня. Мельница IX века. Источник преподобного Антония. Вид, открывающийся от пещеры преподобного. На этом месте святой Антоний нашел столь желанное ему уединение и продолжил свои подвиги. Иногда его навещали братия, желавшие получить наставление. Святитель Афанасий Великий, повествуя о жизни преподобного на горе, писал: «Сколько же, живя там, выдержал он браней, по написанному (Еф. 6, 12), не с плотию и кровию, но с сопротивными демонами, о том знаем от приходивших к нему. Ибо и там слышали шум, многие голоса и звук как бы оружия, а ночью видели, что гора наполнена зверями; замечали, что и сам Антоний как бы с какими-то видимыми ему врагами борется и отражает их молитвою. И Антоний, приходивших к нему ободрял, а сам подвизался, преклоняя колена и молясь Господу». Здесь жил также преподобный Павел Препростый, сюда приходили преподобные Аммон и Макарий Великий, присутствовавший также и при кончине преподобного Антония. По соседству на противоположной стороне горного хребта подвизался другой великий святой — основатель отшельничества  святой Павел Фивейский, место подвигов которого было чудесным образом открыто святому Антонию. Прожив в пещере на горе Аль-Кользом более сорока лет, и достигнув глубокой старости, святой Антоний преставился в возрасте ста пяти лет. Тело преподобного погребли два живших с ним ученика, и как писал святитель Афанасий Великий, «кроме их двоих, доныне никто не знает, где оно погребено». В «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского упоминается, что мощи преподобного Антония были открыты и перенесены в Александрию в 561 году при императоре Юстиниане, затем около 635 года их перевезли в Константинополь. В 980 году они были перенесены в город Арль в Галлии (нынешней Франции), в церковь св. Иулиана. Однако в монастыре святого Антония  считают, что мощи этого угодника Божия  не были открыты, и сейчас находятся под спудом в монастырской церкви его имени.

http://pravoslavie.ru/2089.html

Родился в Египте, в городе Фиваиде, около 228 года. Родители воспитали его в христианской вере. После их кончины он претерпел много скорби от корыстолюбивого родственника, который, желая присвоить наследственное имущество Павла, вознамерился предать его на мучения при гонителе христиан императоре Декии (249 – 251). Узнав об этом, Павел покинул отчий дом и удалился вглубь пустыни, где долгие годы подвизался в совершенном одиночестве, пребывая в непрестанной молитве. Питался он плодами финиковой пальмы и хлебом, который ему приносил прилетавший ворон. Господь открыл местопребывание Своего угодника преподобному Антонию Великому (†356; память 17 января), также подвизавшемуся в Фиваидской пустыне. У преподобного Антония возник помысл, что нет в Фиваидской пустыне другого человека, который больше чем он подвизался бы в трудах и молитвах к Богу. Тогда он услышал глас: «Антоний, есть раб Божий, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину ее и найдешь его» Господь вразумил святого, открыв ему существование в пустыне еще другого великого подвижника – преподобного Павла Фивейского. Преподобный Антоний немедленно отправился в путь. Совершив трудное путешествие по знойной пустыне, он, при помощи Божией, достиг пещеры, где жил преподобный Павел. Встретившись, оба старца назвали друг друга по имени, облобызались и долго беседовали. Прилетевший ворон принес им обоим хлеб, преломив который, они насытились. Преподобный Павел рассказал о своей жизни в пустыне; он открыл своему собеседнику, что настало время его кончины, и завещал похоронить его. Преподобный Антоний спешно отправился обратно, взял в своей келлии мантию для погребения святого Павла и, нисколько не отдохнув, повторил тот же путь. Подходя к пещере святого Павла, он увидел, как святая душа его с сонмом ангелов возносится на Небо. Преподобный Павел скончался во время коленопреклоненной молитвы с простертыми к небу руками в 341 году, в возрасте 113 лет, проведя в пустыне 91 год в полном уединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 В кн. Lowrie D. A. Christian Existentialism: A Berdyaev Anthology. London, 1965. — P. 86—87. 2 См. The Trinity and the Religious Experience of Man. New York/London, 1973. — P. 66. 3 Солженицын А. И. В круге первом. Роман. Кн. I//Малое собрание сочинений. Т. I. М., 1991. — С. 101. 4 Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах//Собрание сочинений. IV. Paris. 1989. — С 99. Ср. Florensky P. Salt of the Earth: Or a Narrative on the Life of the Elder of Gethsemane Scete Hieromonk Abba Isidor. Platina, 1987. — P. 11. (Русский оригинал: Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским//Священник Павел Флоренский. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1994. — Пер.) 5 Jacob of Serug. Homily on Simeon the Stylite/Trans. S. A. Harvey, ed. V. L. Wimbush//Ascetic Behavior in Greco-Roman Antiquity: A Sourcebook, Studies in Antiquity and Christianity. Minneapolis, 1990(далее — Ascetic Behavior). — P. 21—22. 6 Ascetic Behavior (Vaage L. A.). — P. 117. 7 Philo. On the Contemplative Life 8.66//Ascetic Behavior. — P. 149. 8 On Hermits and Desert Dwellers, lines 329 ff//Ascetic Behavior. — P. 75. 9 Арсений 1//Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 (далее — Арсений с указанием номера сказания), также PG 65. 10 Арсений 28. 11 Арсений 13. 12 Макарий 26//Достопамятные сказания... (далее — Макарий с указанием номера сказания), ср. Макарий 40. 13 Преподобный Павел Фивейский. — Пер. 14 См. Vita by Jerome//Ascetic Behavior. — P. 357—369. Сам Павел, возможно, и легендарен, но его история типична. В то время многие реальные люди, чья жизнь исторически зафиксирована, ушли в пустыню подобно Павлу Фивейскому и стойко избегали контактов с другими. 15 Библиографию работ об авторстве Жития Антония см. в кн. Petersen A. Athanasius and the Human Body. Bristol, 1990. — P. 33, примеч. 69.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3481...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010