Лупп Солунский (Фессалоникийский), мч. (23 августа/5 сентября; 26 октября/8 ноября) Любовь Римская , отроковица, мц. (17/30 сентября) Любовь Рязанская , блж. (17/30 сентября; 8/21 сентября) Людмила Чешская , кн. (16/29 сентября) Мавра Фиваидская , мц. (3/16 мая) Магн Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Макарий Великий , Египетский, пресвитер (19 января/1 февраля) Макарий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Макарий Жабынский , Белевский, иеросхимонах, чудотворец (22 января/4 февраля; 22 сентября/5 октября) Макарий Желтоводский , Унженский, прп. (25 июля/7 августа) Макарий Калязинский , прп., игумен, чудотворец (17/30 марта; 26 мая/8 июня) Макарий Каневский , Пинский, Овручский, Переяславский, архим., прмч. (13/26 мая; 7/20 сентября; в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) Макарий Киевский , митр., сщмч. (1/14 мая) Макарий Московский и всея Руси, митр. (30 декабря/12 января) Макарий Оредежский , Новгородский, прп. (9/22 августа) Макарий Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (19 января/1 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Макарий Печерский , прп., постник, в Ближних (Антониевых) пещерах (19 января/1 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Макарий Римлянин , Новгородский, прп. (19 января/1 февраля) Макрина Каппадокийская , Новая, Младшая, прп., сестра Василия Великого (19 июля/1 августа) Максим Африканский , мч. (10/23 апреля) Максим Грек , прп. (21 января/3 февраля? 21 июня/4 июля) Максим Исповедник , прп. (21 января/3 февраля; 13/26 августа) Максим Московский , Христа ради юродивый, чудотворец (13/26 августа; 11/24 ноября) Максим Новый , Сербский, архиеп. (18/31 января) Максим Тотемский , иерей, Христа ради юродивый (16/29 января) Максимилиан Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Малахия , пророк, из 12-ти малых пророков (3/16 января) Мамант Кесарийский (Каппадокийский), мч. (2/15 сентября) Мануил Персиянин , Халкидонский, мч. (17/30 июня) Мардарий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 13/26 декабря)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К помощи или защите светских властей прибегать только в случае опасности для жизни миссионеров, если это будет заметно со стороны более фанатических язычников, напр. шаманов. Сами члены миссии должны жить в мире и взаимной любви, подчиняться своему начальнику, вести трезвую и достойную жизнь и тем подавать инородцам пример христианской жизни. Кроме этой инструкции XVIII века, Макарий получил еще и высочайше утвержденную инструкцию 1826 года о льготах для крестившихся инородцев (освобождение на три года от податей) и о способах сношения со светскими властями. Для устройства миссии Макарий получил походную церковь (шатер) и все необходимое для совершения богослужения: сосуды, облачения и богослужебные книги. Немного позже от митр. Филарета Макарий получил некоторое количество его Катехизиса (краткого) и другие нравоучительные книги. По началу Макарий получил на устройство миссии и содержания ее сотрудников 990 рублей. 3 августа 1830 года Макарий и два его сотрудника, семинаристы Тобольской семинарии, двинулись в путь на Алтай. 29 августа добрались они до г. Бийска, где первоначально и остановились. Отсюда Макарий совершал поездки по Алтаю для ознакомления с краем и его обитателями. В мае 1831 года Макарий перенес свое местожительство в селение Улала. Здесь жили три русских поселенца-пчеловода и четыре семьи ранее крещенных червенских татар и 15 семей некрещенных телеутов. Со стороны последних, Макарий сразу заметил очень враждебное отношение. При его прибытии они покинули Улалу, чтобы быть подальше от миссионера. Тогда Макарий переселился в соседнее селение Майму и жил там в избе крещеного татарина. В 1832 году здесь был построен особый дом для миссии. Однако, в 1834-м году Макарий, решил сделать центром миссии с. Улалу, где он и оставался до начала 80-х годов XIX в. Первое крещение одного молодого татарина произошло 7 сентября 1830 года, и эту дату нужно считать началом Алтайской миссии. Из «Записок», Писем и «Мыслей о способах к успешному распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в российской державе» (составлено около 1836–37 гг.) (4) можно составить представление в каком духе и какими способами Макарий миссионерствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/a...

Зинаида 1 января 2019, 15:52 Святой Преподобный Макарий, помолись, пожалуйста, обо мне грешной, помоги стать лучше и в вере усерднее. И чтобы мама моя выздоровела, и племянницы выросли в вере крепкими. И брату помоги, сам знаешь как. Прости нас Господи и помилуй по великой милости твоей Раиса Макарова 3 февраля 2018, 04:15 Преподобный отче Макарий, моли Бога о нас, рабе Божьей Раисе, сыне моем, рабе Божьем Дмитрие, дочери, рабе Божьей Любови, внуке, рабе Божьем Кирилле, чтобы дети нашли хорошую работу, стали самостоятельными и независимыми, а внук Кирилл навсегда остался жить со своей мамой, рабой Божьей Любовью, в Красноярске, учился отлично и стал самым лучшим ее помощником! Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Аминь. р.Б. Алла 1 февраля 2016, 14:59 Святой преподобный Макарий, моли Бога о нас. Святой Макарий, укрепи мою веру, помоги найти хорошую работу и в устройстве личной жизни. Помоги моей дочери р.Б.Ксении придти к вере православной. Она хоть и крещенная, но неверующая по моим грехам. «Господи, как Ты Сам хочешь и знаешь, будь милостив к нам!» римма 1 февраля 2016, 13:59 Святой преподобный Макарий, помоги в работе мне и моим детям, чтобы мы с удовольствием работали, а внучке даруй успех в учебе. Помолись о нашем здравии душевном и телесном. римма 28 января 2016, 17:04 Святой Макарий Великий, спасибо за помощь, помолись обо мне грешной и недостойной о даровании мне и моим родным здравия душевного и телесного,любви и счастья. Анатолий 1 февраля 2015, 07:59 Преподобный Отче, Макарий избавь мою внучку Софию от частых ангин! римма 30 января 2015, 14:41 Святой преподобный Макарий, помолись Господу Богу о мне грешной, даруй мне счастье ходить на работу с удовольствием. Прости меня недостойную. Марина 2 февраля 2014, 20:45 Св.Макарий моли Бога о р.б.б.Сергии.Да услышит Господь наши молитвы.Слава Богу за все. Татьяна Воробей 2 февраля 2014, 16:23 Преподобный отче Макарие моли Бога о нас! римма 31 января 2014, 11:29 Святой Преподобный Макарий! Помолись, пожалуйста, Господу Богу о мне грешной! Пусть Господь, как Сам хочет и знает, будет милостив ко мне! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

http://pravoslavie.ru/51313.html

446 Буганов В.И. К изучению синодика опальных царя Ивана Грозного 1583 г.//Архив русской истории. Научный исторический журнал. М., 1993. Вып. 3. С. 150. 447 [Смирнов С.К.] Церковно-исторический месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1850. С. 15. 456 См.: Макарий, архим. Всероссийский митрополит Макарий (Библиография: XVIII–XIX вв.)//Макарий, архимандрит 1996. С. 281–293; Он же. Всероссийский митрополит Макарий (Библиография: 1902–1980 гг.)//Макарьевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 г.). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 148–168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1981–1995 гг.)//Макарьевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 1998. Вып. 5. С. 9–22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макарьевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 6–18; Он же. Материалы о митрополите Макарии (Библиография: 2001–2005)//Макарьевские чтения: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в. Материалы XIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2006. Вып. 13. С. 13–23. 459 Известна точная дата его поставления в архимандриты Лужецкого монастыря (См.: Макарий, архим. Святитель Макарий. С. 86). 460 Макарий, архим. Монастырская реформа Новгородского архиепископа Макария//Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 5–18. 462 Макарий, архим. Духовный писатель, волоколамский старец Досифей (Топорков)//Макарьевские чтения: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в. Материалы XIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2006. Вып. 13. С. 163–173.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Основоположником монашества был великий Антоний. Учеником и продолжателем его дела был великий Макарий. Пр. Макарий родился в египетском селении Птинапор расположенном недалеко от Нитрийской пустыни. Меланхоличность и торжественность местности, вечно ясное небо, величественные пирамиды строгих очертаний, развалины гигантских храмов и зданий, всё это земное величие в своем прахе невольно вызывало мысль о бренности всего земного. Кроме того, эти места были овеяны воспоминаниями великих ветхозаветных событий, совершавшихся здесь: всё это располагало к созерцательной жизни и к самоуглублению. Родители Макария, пресвитер Авраам и Сарра, были праведной жизни и, подобно одноименным ветхозаветным праотцам, дожили до старости, не имея детей. Рождение пр. Макария предвозвещено было его отцу явившимся во сне патриархом Авраамом, а затем и ангелом. Также во сне болящему пресвитеру Аврааму предстал ангел, исцелил его и, предрекая рождение сына, сказал: «Он будет обиталищем Святого Духа и многих приведет к Богу». Родившемуся сыну дали имя Макарий, что значит «блаженный». Этот «сосуд избранный» отличался необыкновенно чуткой совестью. Сам преподобный расказывал об одном случае из своего детства. Его сверстники в чужом саду нарвали смокв. Убегая оттуда, они уронили одну. Макарий поднял ее и съел. Всю жизнь скорбел он о своем поступке и не мог о нём вспомнить без слез. Когда Макарий возрос, то, повинуясь воле родителей, против своего желания вступил в брак, но, притворившись больным, уклонился от брачной жизни. Вскоре жена его умерла, а через некоторое время отошли ко Господу и его престарелые родители. Усердно молился Макарий, чтобы Господь послал ему мудрого наставника в духовной жизни. По внушению Божию в храм пришел подвижник благообразной наружности, с длинными волосами и бородой, с изможденным подвигами телом. Там его и встретил Макарий. Проведя в душеспасительной беседе весь день в келье отшельника, утомленный Макарий с наступлением ночи заснул, старец же стал на молитву, и ему было пророческое видение: вдруг явились сонмы иноков в белых одеждах и с крыльями и стали ходить вокруг спящего Макария, призывая его на служение, указанное ему Богом. Старец советовал Макарию не откладывать свое намерение всецело посвятить себя иноческой жизни. Внял совету Макарий. Раздав всё свое имение, он вернулся к отшельнику, который, приняв его с любовью, обучил его монашескому деланию и плетению корзин. Поселил он его недалеко от себя в отдельной келье, где Макарий и предался усердно аскетическим подвигам, быстро преуспевая в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

49 ПСРЛ. Т. 3. С. 251–252; ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 132. См. также Прото­иерей П. Тихомиров. Кафедра Новгородских святителей… С. 167; Архиманд­рит Макарий. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 33. 51 Там же. С. 246; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 195. Никоновская летопись называет также скончавшегося владычного дворецкого Василия Машуткина (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 228. См. также: ПСРЛ. Т. 29. С. 214). 52 Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 158; см. также: Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1. С. 76. 54 Игумен Макарий. Болгарский Патриарх Евфимий и Всероссийский Митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики//Международен симпозиум. 1100 години от блажената кончината на св. Методий. София, 1989. Т. 2. С. 224. Прим. 18. О Митрополите Макарии существует немалая научная, популярная и художественная литература (см. Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVII–XIX вв.)//Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография. 1902–1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996. С. 148–168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография. 1981–1995 гг.)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 9–22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макарьевские чтения: Русские государи — покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 6–18).

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

Все увидели, что на молодом Макарии почила благодать Божия. Кажется, не было ни одного человека, который бы мог отозваться с дурной стороны о нем. Все любили его и уподобляли ангелу. Видя его настроение, родители предоставили ему свободу в жизни. Макарий все же остался поддерживать своих родителей до конца их жизни. Отец его был уже дряхл, ничего не видел, и больше лежал на постели. Макарий не отходил от больного отца. Он ухаживал за ним, помогал ему и часто брал у него родительсткое благословение. А когда отец умер, то Макарий с честию похоронил его. По смерти отца, Макарий стал понемногу приготовляться к жизни в пустыне, – раздавать нищим свою собственность. Но старуха мать его, боясь, что сын останется нищим, не одобряла его щедрости. И здесь Макарий оказался послушным сыном. Он до времени скрыл свое намерение в сердце и продолжал утешать свою мать в ее последних днях земного существования. Наконец, Макарий схоронил и свою мать. Свято храня память о своих родителях, Преподобный, однажды, в праздничный день позвал к себе нищих, хромых, больных – для раздачи им милостыни за упокой родителей. В числе приглашенных оказался один подвижник – анахорет. Последний жил в уединенной келлии вдали от селения и время от времени приходил в приходскую церковь для принятия Св. Таин. Пришлось быть старцу в церкви и в тот день, когда Макарий устраивал поминальную трапезу по родителям. Когда после церковной службы Макарий звал присутствующих в церкви нищих к себе в дом, он заметил анахорета и убедительно стал просить его зайти к нему разделить общую трапезу. Анахорет прозорливым оком усмотрел доброту души Макария и зашел к нему в дом. Знакомство с этим отшельником и имело решающее значение в жизни Макария. Когда все насытились и стали расходиться, Макарий немного поудержал анахорета, припал к его ногам и со слезами просил дозволить ему прийти для беседы в его пустынную келлию. – Отшельник дал на это согласие. Макарий на другой же день поутру явился к старцу. В беседе с последним Макарий высказал свое заветное желание всецело посвятить себя на служение Богу в тиши и уединении от мipa. Как же удивлялся св. отшельник благодатному настроению Макария, однако сразу же не решился дать ему совет. Он ожидал откровения свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

По народной легенде, «колодчик „образовал“ или „облюбовал“ сам Варламий, который на камешке плотике „приплыл сверху“ с Ваги, и остановился в Медлешах отдохнуть, по-местному „замедлил“, а по другой версии, он приплыл на камешке снизу, против течения» 65 . Главными героями нижегородского предания «Как Макарий и Варнава на камнях плыли» являются Макарий Желтоводский (1349−1444), основатель Желтоводского мужского монастыря (ныне Макарьевский монастырь в Лысковском районе Нижегородской области) и обители на р. Унжа, который прославился обращением нижегородской мордвы и чувашей в христианство , и Варнава Ветлужский († 1445 г., по другим источникам, в 1492 г.), священник г. Устюга, ушедший на отшельничество в леса по р. Ветлуга, где прожил 28 лет до самой смерти. В этих местах, после его смерти, была основана Троицко-Варнавинская пустынь, упразднённая в 1767 г., а слобода вокруг неё переименована в с. Варнавино Костромской губ., ныне Нижегородской обл. Данное предание посвящено основанию церкви на Курданской горе: «Варнава был преподобный, да Макарий. Когда-то в древнее время, плыли они на камне по Ветлуге-реке. Макарий преподобный здесь приткнулся, на этой горе. А Варнава дальше приткнулся. Три раза Макарий-Притыка церковь закладывал на Курданской горе, а тот возьмёт да перенесёт всё по дощечке. И камень был, да нет сейчас, это на котором они приплыли. Давно было» 69 . Предание о плавании на камне Макария и Варнавы, по мнению Ю.М. Шеваренковой, с одной стороны, «связывает приплытие св. Варнавы и Макария на камнях с их миссионерской деятельностью» (Макарий возводит храм), с другой, в нём «явно прослеживаются мифологические мотивы. Появление откуда-то издалека культурных героев-первопоселенцев, их деятельность в данной местности, соперничество как элемент близнечных мифов (Варнава трижды разрушает созданную Макарием церковь ). Представление о совместной деятельности этих святых обусловлено, вероятно, легендой об их встрече, в которой говорится, что Варнава благословил уходящего на Желтоводское озеро Макария» 70 . Ни в Житии Макария Желтоводского, ни в Житии Варнавы Велужского ничего не сообщается об их плавании, или об их возможной встрече. Однако существовали устные предания, рассказывавшие об их встрече: «Предание говорит, что у него (Варнавы Ветлужского – Е. Р.) пребывал некоторое время преп. Макарий, при переходе своём на реку Унжу» 71 . В другом нижегородском предании на камне плывёт один Макарий. В этом топонимическом предании объясняется происхождение название села, Макарий-Притыка: «Макарий сел на камень и чудесным образом поплыл сначала вверх по реке от Казани до Макарьева, а потом по Ветлуге. И тут на Ветлуге, в том месте, где теперь стоит село Макарий-Притыка, он остановился, приткнулся к берегу» 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 217. 33 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 334. Очень важным веком, когда трудились подвижники и иерархи, носившие данное имя, стал XIX век. В это время подвизались преподобный Макарий Оптинский (†1860; пам. 7 сент.), Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков; †1882), подвижник-миссионер преподобный Макарий (Глухарев; †1847; пам. 18 мая), митрополит Московский Макарий (Невский; †1926; пам. 16 февр.). 34 Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 2. М., 1996. С. 175. 36 ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929. С. 550; Архимандрит Макарий. Московские “гости” Дмитрий и Федор Сырковы и святитель Макарий//Богословский вестник. Сергиев Посад, 2004. 4. С. 257. 37 Архимандрит Макарий. Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, Митрополит Московский//Альфа и Омега. 1995. 1(4). С. 144; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий — почитатель святителя Николая Мирликийского//Макарьевские чтения. Почитание святых на Руси: Материалы IV Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 66. 38 См. Архимандрит Макарий. Новгородский складень XVII века (вопросы агиологии)//Тысячелетие Крещения Руси. Русь в Европе. Материалы междисциплинарного и экуменического симпозиума в г. Галле в Саксонии. 13–16 апреля 1988 г. Leipzig, 1993. С. 107–146. 40 В Государственном Русском музее хранится хоругвь из новгородского храма святого Никиты, а также фрагмент облачения. На них изображена София Премудрость Божия. Изготовление их датируется временем архиепископа Макария; см. Лихачева Л. Д. О хоругви из Никитской церкви в Новгороде//Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1978. М. 1979. С. 407–411. 42 ОР ГБЛ (Отдел рукописей Государственной библиотекм им. Ленина). Ф. 256. Собр. Румянцева. 93. Творения Дионисия Ареопагита XV в. Л. 343–343 об. Эта цитата взята из послания священномученика к Титу, перевод которого на русский язык см.: Христианское чтение.

http://pravmir.ru/duhovnyiy-obraz-svyati...

Кажется, только этим нужно объяснить высылку архим. Макария в Болхов. В Болхов архим. Макарий прибыл 15 ноября ночью и тотчас совершил вместе с братиею молебное пение («Письма», 452). «С того времени, писал он в апреле следующего года, нахожу много утешения в знакомстве с гражданами Болхова» (502). Источник этого утешения лежал в той деятельности, которую развил о. Макарий на новом месте, – деятельности: религиозно-просветительной, или, что тоже, миссионерской. Собираясь оставить Алтай и отправиться на богомолье в Палестину, архим. Макарий писал Глебовой-Стрешневой: «умоляю вас не беспокоиться на мой счет, не препятствовать, а еще помогать исполнению желания моего, и даже совсем не думать, будто я оставляю миссионерскую службу; ее можно проходить многоразличными образцами и в различных местах, о чем свидетельствует вся книга Деяний Апостольских» (402). Очутившись вместо Палестины в орловской епархии, Макарий нашел, что и тут – широкая нива для миссионерства, ибо, по словам м. Филарета, «не излишне быть миссионером и среди православных». 154 В необходимости миссионерских действий среди болховитян архим. Макарий убедился при первом представлении ему служащих в ратуше, когда оказалось, что даже городской голова не знал символа веры , а знал только Вотчу («Отче наш»). Тогда же удивленный и возмущенный этим, о. архимандрит велел и им самим приходить в монастырь и детей присылать 155 . С детей он и начал просвещение религиозной темноты горожан. Он зазывал мальчиков и девочек в свои покои, учил их молитвам, символу веры , пел с ними краткие молитвенные воззвания, учил их грамоте. Опережая свое время, о. Макарий пользовался при этом наглядным методом. Стены комнаты, где он учил детей, увешаны были различной величины картонами с библейскими текстами и небольшими картинами с священными изображениями. Прилежных детей о. Макарий угощал и награждал книжками назидательного характера. Учил он детей, где ни встречал их 156 . И взрослых, приходивших к нему и по его зову, и по рассказам детей об его деятельности, архим. Макарий учил начаткам христианской веры. Затем дошли к нему и с другими нуждами: кто за советом, кто за утешением в скорбях, кто даже с телесными немощами. И никого он не отпускал от себя без наставления, без помощи в той или другой форме. Когда число ежедневных посетителей очень возросло, архим. Макарий организовал особый порядок для приема их. Одни из них оставались в зале, где послушник громко и ясно читал Евангелие на русском языке, преимущественно о страстях Христовых. Другие небольшими группами входили к нему в гостиную, где он беседовал с каждым из них в отдельности. После окончания беседы и наставления о. Макарий заставлял всех пропеть молитву Господню и символ веры и отпускал 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010