Были и легенды. Архангельск, 1990, с. 71–92. 995 ПСРЛ. Т. 3, с. 251–252; ПСРЛ. Т. 31. М„ 1968, с. 132. См. также Протоиерей П. Тихомиров . Кафедра Новгородских святителей... с. 167; Архимандрит Макарий. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (4–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998, с. 33. 997 Там же с. 246; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979, с. 195. Никоновская летопись называет также скончавшегося владычного дворецкого Василия Машупсина (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1, с. 228. См. также: ПСРЛ. Т. 29, с. 214). 998 Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М., 1988, с. 158; см. также: Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1, с. 76. 1000 Игумен Макарий. Болгарский Патриарх Евфимий и Всероссийский Митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики//Международен симпозиум. 1100 години от блажената кончината на св. Методий. София, 1989. Т. 2, с. 224, прим. 18. О Митрополите Макарии существует немалая научная, популярная и художественная литература (см. Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVII–XIX вв.)//Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996, с. 281–293; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография. 1902–1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996, с. 148–168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография. 1981–1995 гг.)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998, с. 9–22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макарьевские чтения: Русские государи – покровители Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

108 (89). – 24 Мая. О воспрещении раскольническому старцу Макарию по обращении его к св. Церкви носить монашеское одеяние и удерживать имя, принятое им при поступлении в монашество. В доношении Святейшему Синоду из Канцелярии Тайных Розыскных дел от 20 Мая 1721 г. изложено: из Кабинета Его Царского Величества в Тайную Канцелярию прислано раскольщиков десять человек, которым в Нижнем и наказанье чинено, и ноздри выняты за то, что они жили потаённо в расколе и от окладу укрывались, и из оных семь человек, не обратившиеся и противники святой Церкви, по Его Царского Величества именному указу посланы в каторжную работу, а два человека: старец Макарий, который прежде бывал в рекрутах, да беглец Клим Матвеев, кои обратились, по вышеписанному Его Величества именному указу велено отослать в Святейший Правительствующий Синод для определения по рассмотрению Правительствующего Духовного Синода, которые посылаются при сем доношении. И того ж Мая 20-го дня сего 721-го году в Святейшем Правительствующем Синоде присланные из Канцелярии Тайных Розыскных Дел обратившиеся от расколу к православной вере старец Макарий да беглец Клим Матвеев допрашиваны, а в допросе сказали: Старец Макарий: – наперёд сего был он, Макарий, города Балахны дворцовой Городецкой волости крестьянин, а в бельцах имя ему было Мартын Фёдоров; и назад тому годов с пятнадцать он, Макарий, с той Городецкой дворцовой волости отдан в рекрутные солдаты, а принимал его наборщик Савва Алексеев сын, а как ему прозвание и в который набор был отдан, про то он, Макарий, сказать не знает, и был в рекрутах с неделю времени; и, будучи в рекрутах, он, Макарий, заскорбел животною болезнью, и для той скорби тот наборщик его, Макарья, из рекрут отставил, а вместо его взял с той Городецкой волости другого в рекруты, а кого именем, того он не знает. А тот наборщик об отставке его, Макария, из рекрут никакого письма не дал, и как он, Макарий, от скорби своей свободился и пришёл из Балахны в дом свой, и жил с женою своею, которая и ныне жива, года с четыре; и из дому своего он, Макарий, оставя жену свою, пошёл в Белмажскую волость и жил при реке Козленце в кельях у разных старцев в расколе годов с десять, и у бывшего в том расколе старца Даниила он, Макарий, чин старчества на себя положил для искуса с его, Даниилова, веления, и как он, Макарий, был с теми старцами в расколе, и за то он был наказан, и ноздри были вырезаны в Нижнем Новгороде, и от того расколу он, Макарий, к православной вере обратился; а в монашество пострижен не был.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

463 Макарий, архим. Перевод Псалтири Брунона Вюрцбургского Димитрием Герасимовым//ЖМП. 1989. 1. С. 73–74; Он же. Толмач Дмитрий Герасимов//Троицкие чтения: 2003–2004 гг. Материалы VII–VIII Троицких чтений. Большие Вяземы, 2004. С. 270–288. 464 Макарий, архим. Василий Михайлович Тучков – книжник Древней Руси//Кириллов. Краеведческий альманах. Вологда, 2003. Вып. 5. С. 43–51. 466 Поскольку летописный свод заканчивается 1539 г., остальные годы новгородского периода святителя менее известны. Нами была предпринята попытка собрать сведения об этом времени, см.: Макарий, архимандрит 2006. С. 190–200. 468 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 142. Об иерархах, участниках интронизации святителя Макария, см.: Макарий, архимандрит 2007. С. 58–136. 470 Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до 2-й четв. XVI в. (1397–1625). Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь Богослужение. СПб., 2006. С. 44. Прим. 109. 471 Преподобный Геннадий Любимоградский, уроженец Литовской Руси, будучи однажды в Москве и находясь у бояр Захарьиных, предрек боярской дочери Анастасии, что она будет первой русской царицей. Позднее он был в Москве на крестинах дочери Иоанна Грозного. 472 Макарий, архим. Макарьевские Соборы 1547–1549 гг. и их значение//Русская художественная культура XV-XVI веков. Материалы и исследования/Гос. Ист.-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». М., 1998. С. 5–22. 474 О святых современниках митрополита Макария, с кем он общался при своей жизни см.: Макарий, архимандрит 2006. С. 212–225; Он же. Митрополит Макарий и его святые современники//АиО. М., 1996. Вып. 4 (11). С. 158–172. 475 Макарий, архимандрит 2006. С. 76–91; Он же. Стоглавый Собор 1551 года//АиО. М., 1996. 1 (8). С. 88–104. 481 Макарий, архим. Старец Паисий Ярославов//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2004. 2 (16). С. 34. 483 См.: Макарий, игум. Великие Макарьевские Четьи Минеи – сокровище духовной письменности Древней Руси//БТ. М., 1989. Сб. 29. С. 106–126. 485 Немировский Е.Н. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964; Макарий, архим. Начало церковного книгопечатания в Московской Руси//Книга в России. Из истории духовного просвещения. Сб. научных трудов. СПб., 1993. С. 25–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

459 Послание архиеп. Василия опубликовано в кн.: Памятники литературы Древней Руси: XIV – сер. XV в. М., 1981. С. 42–49. 460 См.: Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. III. М., 1995. С. 254. 465 См., например: Макарий, архимандрит. Митрополит Макарий в православной гимнографии//Макарий, архимандрит. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 30–37. 466 Памятники старинной русской литературы, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 4. С. 109. 468 Никольский А. Житие преподобного Варлаама Хутынского Лихудиевой редакции//Вестник археологии и истории. СПб., 1911. Вып. 21. С. 54. 469 Макарий, архимандрит. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 23–29. 471 Макарий, архимандрит. Из истории русской иерархии второй половины XVI века//Альфа и Омега. 2002. 2 (32). С. 144–148; Он же. Епископ Суздальский и Тарусский Варлаам//ЖМП. 2002. 7. С. 44–51. 472 Веретенников П.. свящ. Первосвятительская деятельность Макария. Митрополита Московского и всея Руси († 1563)//Вестник Русского западноевропейского Патриаршего экзархата. 105–108. Париж. 1980–1981. С. 237. Прим. 24. 475 Макарий, архимандрит. К вопросу истории Соборов 1547. 1549 г.//Макарьевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 107. 476 Во время своей жизни святитель Макарий общался с подвижниками своего времени, которые позднее были канонизованы Русской Церковью. Среди них преподобные Трифон Печенгский, Александр Свирский , блаженный Василий Московский и др. (см. Макарий, архимандрит. Митрополит Макарий и его святые современники//Альфа и Омега. 1996. 4 (11). С. 158–172). К числу святых, с кем общался святитель Макарий, следует отнести также преподобного Корнилия Псково-Печерского († 1570: пам. 20 февр.), которого рукополагать и возводить в игумены мог только архиепископ Макарий (См.: Летопись Псково-Печерского монастыря, или Исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и её святых/Сост.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6) О протоиерее Стефане Ландышеве (управлял миссией 1844–1865 гг., затем помощник начальника миссии) сведения в литературе об Алтайской миссии и в Русском Биографическом Словаре. 15 ноября Архимандрит Макарий прибыл в свое последнее пристанище. Но не только управление монастырем было его главной деятельностью в г. Волхове. Здесь, уже в «православной стране», Макарий занялся своей новой миссионерской работой – религиозно-просветительной – среди граждан этого городка. Он был удивлен и возмущен религиозным состоянием православных. Например, он установил, что городской голова из купцов не знал Символа веры , а молитву «Отче наш» говорил с ошибками. В одном письме к митр. Филарету он жаловался на такое религиозное состояние граждан. Филарет должен был признать, что «неизлишне быть миссионером и среди православных». В своем монастыре Макарий стал собирать городских детей для обучения молитвам и пониманию православного богослужения. Зазывал к себе и взрослых и беседовал с ними на религиозно-нравственные темы. В монастыре, за каждым богослужением он проповедовал. Уча людей молитвам, Макарий очень часто предлагал текст молитв не на церковно-славянском, а на русском языке. Напр. он учил вместо «Отче наш, иже еси на небесех» произносить «Отче Ты наш небесный». Макарий не забывал и благотворительной работы. Из своих скудных средств он делал много добра больным и бедным. Христианский миссионер по духу и убеждению, Макарий проводил здесь среди православных то, что можно назвать «внутренней миссией», которая так мало была тогда, да и позже, распространена в пастырской работе духовенства. Все вечера, несмотря на сильную слабость зрения, Макарий сидел над своими переводами книг Св. Писания Ветхого Завета. Среди этих трудов Макарий все же не находил внутреннего покоя и удовлетворения. Мысль о богомолье в Иерусалим не покидала его. Он снова подал прошение об освобождении от настоятельства в монастыре и о разрешении на богомолье в Иерусалим. Наконец, весною 1847 года, он получил от Св. Синода разрешение. Занимаясь окончанием своих переводов и сдачей дел монастыря, Макарий стал готовиться к путешествию в Святую Землю, слабея здоровьем, с частыми болями в печени. Свой отъезд он назначил на 18 мая 1847 года. В ночь перед отъездом боли печени все усиливались. Совершенно изнеможенный лежал Макарий на своей постели, мучимый сильнейшими припадками «коликов» – сильных болей в печени. В таком состоянии Макарий поднялся на своей постели и произнес ясным голосом: «Свет Христов просвещает всех», склонил голову и скончался, – ушел в другой, спокойный мир. По его завещанию, тело усопшего положили в простой, деревянный, некрашенный гроб с надписью: «Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще умрет, оживет. Всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки». Так закончилась нелегкая, по предсказанию святого старца Серафима Саровского , жизнь Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/a...

49 ПСРЛ. Т. 3. С. 251–252; ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 132. См. также Прото­иерей П. Тихомиров . Кафедра Новгородских святителей… С. 167; Архиманд­рит Макарий. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 33. 51 Там же. С. 246; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 195. Никоновская летопись называет также скончавшегося владычного дворецкого Василия Машуткина (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 228. См. также: ПСРЛ. Т. 29. С. 214). 52 Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 158; см. также: Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1. С. 76. 54 Игумен Макарий. Болгарский Патриарх Евфимий и Всероссийский Митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики//Международен симпозиум. 1100 години от блажената кончината на св. Методий. София, 1989. Т. 2. С. 224. Прим. 18. О Митрополите Макарии существует немалая научная, популярная и художественная литература (см. Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVII-XIX вв.)//Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография. 1902–1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996. С. 148–168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография. 1981–1995 гг.)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 9–22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макарьевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 6–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVIII-XIX вв.)//Макарий, архимандрит. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Макарий, архимандрит. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: 1902–1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 148–168; Макарий, архимандрит. Митрополит Макарий (Библиография: 1981–1995 гг.)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Можайск, 1998. Вып. 5. С. 9–22; Макарий, архимандрит. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макариевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 6–18). 2 Макарий, архимандрит. Макарьевские Соборы 1547 и 1549 годов и их значение//Русская художественная культура XV – XVI веков. М., 1998. С. 5–22. 4 Леонид, архимандрит. Махрищский монастырь. Синодик и вкладная книга//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 10. 5 Поминовение святителя Варлаама творилось в Махрищском монастыре в день его кончины и на память трех святителей (Леонид, архимандрит. Указ. соч. С. 11). Учитывая, что монашеское имя нередко в древности начиналось на ту же букву, что и крестильное имя, можно предположить, что в миру его звали Василием. 6 27 февраля 1557 года митрополит Макарий написал грамоту в Великий Новгород о совершении молебнов по случаю голода (Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846. Т. 1. С. 366–370. 221). Следует отметить, что с XI и по XVII век, то есть «за семь столетий на долю населения Руси выпало более 200 голодных лет» (Борисенков Е. П.; Пасецкий В. М. Тысячелетняя летопись необычных явлений природы. М., 1988. С. 194). 7 Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского, общежительнаго, мужского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Иером. Макарий: Не знаю. Защитник: Гражданин, ведь вы от защиты отказались? Иером. Макарий: Да. Защитник: Кто были ваши родители? Иером. Макарий: Простые крестьяне Обвинитель: ...Вы в каких отношениях с Патриархом? Иером. Макарий: Когда Патриарх меня позовет, прикажет и благословит, я и сделаю. Обвинитель: Вы живете с Патриархом в подворье? Иером. Макарий: Нет, я живу на квартире, но прихожу иногда. Обвинитель: И что делаете? Иером. Макарий: Иногда служу там. Обвинитель: Значит, он обратил на вас внимание? Иером. Макарий: Этого я не могу сказать... Обвинитель: Людьми подобными вам, полных решимости, Патриарх Тихон себя окружает? Иером. Макарий: Я этого не знаю, и он убеждений не знает, что я монархист. Я ему не объяснял... Защитник: А вам известно, что православной Церковью Московский митрополит Филипп причислен к лику святых? Иером. Макарий: Известно, мы его прославляем. Защитник: Вы считаете, что его конец был мученический? Иером. Макарий: Да... Защитник: Вы считаете, что поступок Иоанна был не христианский? Иером. Макарий: Да Защитник: Ваша совесть на чьей стороне? Обвинитель: На этот вопрос он отказался ответить. Защитник: Я полагаю, что он сейчас ответит. Он, может быть, волновался и жертва психоза. Разрешите этот вопрос повторить. Если бы вы жили в XVI столетии и были современником этого конфликта ... были бы вы на стороне Филиппа? Макарий: Да... (Д. 102г. Л. 77–91) На этом остановимся и перейдем к еще одному обвиняемому, на сей раз к женщине, Варваре Ивановне Брусиловой 30 , ограничившись небольшим фрагментом протокола ее допроса на суде 29 апреля. Брусилова: Виновной в агитации себя не признаю. Председатель: А в чем признаете? Брусилова: В произнесении слова «грабеж» – признаю. Председатель: Что можете объяснить по поводу этого произнесения? Брусилова: Проходя мимо нашей церкви и увидев происходившее там изъятие, которое оскорбляло религиозное чувство, я политически неправильным словом выразила свое настроение, причем я обращалась не к толпе, а к моей знакомой, случайно проходившей тут же.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) МАКАРИЙ († 1-я четв. XV в.), Писемский,основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии МАКАРИЙ (Головин) († не ранее 1684), прп. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКАРИЙ (Кожин Матвей Васильевич; 1401 - 1483), Калязинский, чудотворец, основатель Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (пам. 17 марта, 26 мая, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Шаров Матвей Терентьевич; 1802 (1801?) - 1864), иеросхим., прп. Глинский (пам. 21 февр. и в Соборе Глинских святых) МАКАРИЙ (Гневушев Михаил Васильевич; 1858 - 1918), еп. Вяземский, викарий Смоленской епархии, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Нижегородских святых, в Соборе Смоленских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Кармазин Григорий Яковлевич; 1875 - 1937), еп. Днепропетровский сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ Федорович Квиткин (1882 - 1931), прот., сщмч. (пам. 23 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/Макарий.html

Ниже приводится текст ранее не публиковавшейся грамоты. Благословение Пресвященнаго Макария, Митрополита всеа Русии, о Святем Дусе сыну и сослужебнику нашего смирения Пимину, архиепископу Великого Новаграда и Пскова. Прислал еси к нам обыскной список Соловетцкого монастыря игумена Филиппа с старцом того же монастыря Изосимою. И мы того твоего обыскного списка с архиепископом и епископы и с архимандриты и игумены соборне слушали. И по тому обыскному списку игумен Филипп прав, а старец Зосима виноват. И ты б того игумена благословил и игуменити в Соловетцком монастыре велел по старине и в монастырь его отпустил. А тому б еси старцу Зосиме и игумену Филиппу в своем съгрешении и за свою вину велел добити челом. А вперед бы еси в том Соловетцком монастыре тому старцу Зосиме жити не велел, а послал бы еси его в ыной в которой монастырь и велел его дати доброму старцу под начало. А тот обыскной список послали есьмы к тебе за своею печатью с тем же с твоим сыном боярским с Меншиком з Барниным. А милость Божиа и Пречистые Богородицы и великих чюдотворцов молитва и благословениеда и нашего смирения благословение да есть всегда с твоим святительством во веки аминь. Писана на Москве лета 7060 третьаго августа в 7 день (ММК. Рук. 684). 1 О Митрополите Макарий существует немалая научная, популярная и художественная литература. См.: Макарий (Веретенников) , архимандрит. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVIII-XIX вв.)// Макарий (Веретенников) , архимандрит. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Макарий (Веретенников) , архимандрит. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: 1902– 1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 148–168; Макарий (Веретенников) , архимандрит. Митрополит Макарий (Библиография: 1981–1995 гг.)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Можайск, 1998. Вып. 5. С. 9–22; Макарий (Веретенников) , архимандрит. Митрополит Макарий (Библиография: 1996– 2000)//Макарьевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 6–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010