http://www.old-churches.ru/bu_049.htm В середине 80-х годов XVIII века деревянный Спасо-Преображенский храм, в подклете которого покоились под спудом святые мощи преподобного Макария, сгорел; при этом очевидцами на месте погребения святого наблюдалось настоящее чудо - над могилой старца " не только не заметили горящего дерева и углей, но даже и пепла. Напротив, всё это место, как заметили многие, было покрыто необыкновенной росой " . В 1786 году над святыми мощами угодника Божия взамен сгоревшего построили новый деревянный храм в честь Преображения Господня. В конце второго десятилетия XIX века недалеко от него воздвигли и каменную церковь - также Спасо-Преображенскую, один из приделов которой посвящался преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. Освящение новой церкви - пятиглавого храма, выдержанного в стиле классицизма, с высокой трехъярусной колокольней - совершилось в 1821 году. После трагических событий 1917 года сотни храмов Костромской земли были до основания разрушены или обращены в руины. Однако история погоста на Письме сложилась относительно благополучно - его каменный храм не закрывался никогда, в чем нельзя не видеть молитвенного заступления и помощи преподобного Макария. В 1929 году в Буйском районе началась коллективизация; один за другим закрывались церкви в старинных селах Писемского края - Гавриловском, Покровском, Головинском... Однако до погоста, удаленного от населенных пунктов, в тридцатые годы руки богоборцев так и не дошли, хотя определенный урон храм все же потерпел - с его звонницы сбросили колокола (пошедшие в металлолом) и разобрали окружавшую церковь каменную ограду с красивыми воротами. К началу сороковых годов погост остался единственным местом Костромской земли, где в действующем храме сохранялись мощи святого угодника Божия, доступные для поклонения верующих. В первые послевоенные годы паломничество к святым мощам угодника Божия продолжалось. Однако в 1951 году власти наконец решили устранить такое " упущение " в своей работе. В начале августа, незадолго до престольного праздника Макариевой пустыни - Преображения Господня - уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Костромской области М. Галкин предписал руководству Буйского района прекратить доступ верующих к мощам преподобного, а также закрыть и саму церковь. 8 августа в присутствии представителей Буйского райисполкома рабочие, как докладывал сам Галкин в Москву, " изолировали подход к могиле, а также и в церковь " - то есть наглухо заколотили входы и в подклет и в сам деревянный храм. 

http://sobory.ru/article/?object=09739

26 февр. 1994 г. определением Синода РПЦ мон-рь возрожден как женский, его настоятельницей стала игум. Ангелина (Травина; 30 марта 2011 пострижена в великую схиму с именем Макария - в честь прп. Макария Писемского). 1 нояб. 1998 г. благочинный Буйского р-на прот. Аркадий Климов совершил малое освящение Макариевского храма; был восстановлен находящийся неподалеку от храма колодец преподобного. 22 июня 2000 г. прошли торжества в честь 600-летия основания обители. Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 г. Н. А. Зонтиков, Е. В. Романенко Иконография Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы на крышке раки с мощами прп. Макария Писемского. 10-е гг. ХХ в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря) Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы на крышке раки с мощами прп. Макария Писемского. 10-е гг. ХХ в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря) Иконописные подлинники не содержат описания облика М. В описи Павлова-Обнорского мон-ря 1683 г. упоминаются 2 иконы с парными изображениями М. и прп. Павла Обнорского. Одна икона - «Образ преподобных Павла Обнорского и Макария Писемского чудотворцов во облаце Святая Троица» - находилась в Преображенском храме Макариевой пуст. Буйского у. Костромской губ., другая - «Образ преподобных чудотворцов Павла и Макария, а промеж ими крест, а вверху Отечество» - в приделе прп. Павла Обнорского этого храма (Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г.//ИИАО. 1865. Т. 5. Стб. 306-307). Возможно, ранние иконы М. сгорели во время пожара 1907 г., уничтожившего деревянный Преображенский храм, поэтому к кон. XX в. на территории Макариевой пуст. сохранилось несколько икон XIX в. с изображением М. В каменном Преображенском соборе (освящен в 1821) Макариева Писемского мон-ря находились 3 иконы XIX в. Одна (в металлическом окладе), с образом М., лежит на символической раке, другая (без оклада) - с изображением преподобных Павла Обнорского и М. и третья, выносная (в металлическом окладе),- с теми же парными святыми. Традиция парного изображения М. с прп. Павлом Обнорским была самой распространенной на протяжении несколько столетий. Так, на большинстве икон XIX - нач. XX в. преподобные изображены в рост. На одной из них над святыми (М.- справа, с непокрытой головой) изображен Вседержитель на облаках, у них в руках - лествицы.

http://pravenc.ru/text/2561304.html

Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых» 1-я пол. 90-х гг. ХХ в. (Богоявленский Анастасиин собор, Кострома) Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых» 1-я пол. 90-х гг. ХХ в. (Богоявленский Анастасиин собор, Кострома) Макариева пуст. была упразднена до 1764 г. и в дальнейшем существовала как погост. В сер. 80-х гг. XVIII в. Преображенский храм сгорел, но деревянный сруб, устроенный в подклете храма над погребением святого, не пострадал. После пожара некий местный житель хотел вскрыть погребение М., но ослеп в наказание. В 1786 г. над мощами М. был построен новый деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В нач. XIX в. рядом с деревянным был возведен каменный Преображенский храм, освященный в 1821 г. Храм имел 3 престола: в честь Преображения Господня, во имя прп. Павла Обнорского и во имя святых Космы и Дамиана. В 1907 г. деревянный храм вновь сгорел, и на его месте в 1909-1912 гг. возвели деревянный холодный храм, освященный во имя прп. Макария Писемского в 1912 г. В подклете церкви над погребением М. находилась рака святого. В 1916 г. на раке под пеленой хранился посох преподобного. Существовала молитва святому, составленная ок. 1750 г. (ЖСв: Русские святые/Ред.: С. И. Смирнов. Кн. 2. Доп. М., 1916. С. 98). Гробница с иконой М., установленная в Преображенском храме, имела символический характер. В кон. 30-х гг. XX в., в период массового закрытия сельских храмов в Буйском р-не, приход в бывш. Макариевой пуст. сохранился. В 1951 г. Макариевский храм был закрыт, прекращен доступ к мощам святого. Часть икон перенесли в Преображенскую ц., которая в 50-80-х гг. XX в. оставалась одной из немногих действующих в Буйском р-не. В дек. 1990 г. по благословению еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) из Макариевского храма в Воскресенский кафедральный собор в Кострому была перевезена рака М. В 1991 г. ее перенесли в Богоявленский собор Анастасиина монастыря, где она находится в наст. время.

http://pravenc.ru/text/2561304.html

Статус : действ. Адрес : г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37 Web : http://kostroma.cerkov.ru/ Женский монастырь образован в 1993. Новой обители была передана полуразрушенная Знаменская церковь. На время её восстановления монахини приписаны к Воскресенской церкви, что на Дебре. Сёстры монастыря несут послушание в двух храмах Костромы: иконы Богоматери Всецарица и Скорбященском. Подробнее... Женский монастырь Царственных Страстотерпцев [ править править код ] Дата основания : 2004 Статус : действ. Адрес : Костромская обл., Сусанинский р-н, с. Домнино Web : http://domnino44.narod.ru/ Женский монастырь, созданный в 2004 на основе подворья костромского Богоявленско-Анастасиинского монастыря, с 1991 существовавшего при Успенской церкви в Домнино. Монастырю передан двухэтажный кирпичный дом бывшей церковно-приходской школы, выстроенной в 1893. Подробнее... Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : кон. XIV - нач. XV вв. Статус : действ. Адрес : Костромская обл., Буйский р-н, пог. Макарий, Спасо-Преображенский Макариево-Писемский монастырь Мужской монастырь был основан в кон XIV - нач. XV вв. преподобным Макарием, по преданию выходцем из рода местных бояр Писемских, учеником Сергия Радонежского. В XVI-XVIII вв. приписан к Павло-Обнорскому монастырю, после 1721 упразднён, его храм превращен в приходской, действовавший на протяжении всего ХХ в. Возобновлен в 1994 как женская обитель. Подробнее... Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1439 Статус : действ. Адрес : Костромская обл., Макарьевский р-н, г. Макарьев, пл. Революции, 14А Телефон : (49445) 5-54-00 Мужской монастырь на реке Унже основан Макарием Унженским и Желтоводским в 1439, после разорения татарами его монастыря на Волге. Каменное строительство началось во 2-й пол. XVII в., ограда сооружена в сер. XVIII в., кельи строились с XVII в., позже перестроены. Закрыт в 1919, в 1929 окончательно прекратились богослужения в храмах монастыря. На его территории располагались тракторная станция и склады. Реставрационные работы начаты в 1970-х. В 1993 монастырь возобновлён как женский.

http://azbyka.ru/palomnik/Костромская_об...

Главной особенностью аскезы новгородских подвижников явилось то, что они опирались на традицию исихастов Афонской горы . В остальном оба движения тождественны, и это не удивляет, т.к. источник у них был один – византийское исихастское Возрождение. Вывод, сделанный М.К. о «громадном» количестве монастырей новгородского направления колонизации, не помешал академику заявить: «…Никто не оказал такого обширного влияния на развитие монастырских поселений на севере, как Сер­ гий Радонежский» . (Следует отметить особенное участие преподобного в деле возрождения Костромского края. Известны шестеро учеников святого Сергия, подвизавшихся на этой земле, пятеро из них основали здесь свои обители. Это преподобные Авраамий Галичский (он же Чухломской, Городецкий), Иаков Железноборовский, Никита Костромской (он же Радонежский, Высоцкий (Серпуховский), Боровский), Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский и Павел Обнорский; ими в костромском регионе основано восемь монастырей. Отдельной ветвью монастырской колонизации края следует рассматривать преподобного Макария Унженского. Помимо того, что есть все основания считать его собеседником преподобного Сергия , следует помнить о духовной связи этого святого – через святителя Дионисия Суздальского и основанный им Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь – с родоначальниками русского монашества преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими .) Плоды православного Возрождения многоразличны, и прежде всего это христианская проповедь среди язычников. Вот как описывает ее в XVI веке австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн: «Монахи-отшельники уже давно обратили в христианскую веру большую часть идолопоклонников, издавна и часто про­ поведуя у них христианство. Даже и теперь отправля ются они в разные страны, лежащие на севере и восто­ ке, куда достигают только с величайшим трудом и с опасностью чести и жизни» . Но кроме проповеди инородцам иноки словом и личным примером оказывали влияние на русский народ, пробуждая его христианскую совесть, воцерковляя его.

http://bogoslov.ru/article/4240141

Моли же о нас, Святче Божий, преподобие отче Сергие, Владыку нашего Христа, да твоими молитвами прейдем мы благонадежно стезю нашей земной жизни и благодатию Его достигнем небесного покоя! III. Преподобный Макарий Писемский Когда преподобный Павел, обходя обители и пустыни, прежде вселения своего в Комельском лесу, остановился в безлюдной местности, на берегу лесной неширокой р. Письмы, в современном Буйском уезде, Костромской губернии (в 25 верстах от г. Буя и в 75 – от г. Костромы), то здесь, в глухом лесу, на крутом правом берегу ее поселился первоначально в совершенном одиночестве. Спустя несколько лет его пребывания здесь пришел к преподобному Павлу в сожительство благоговейный инок Макарий. Макарий, по преданию, происходил из рода дворян Писемских, и также, как и Павел, был учеником великого Сергия, под кровом его получив не только иноческое воспитание, но и самое пострижение. Те же причины, которые побуждали учеников Сергиевых удаляться из его обители: жажда совершенного безмолвия – побудили и Макария удалиться в родственный ему Галичский край. Здесь, к неизреченной своей радости, Макарий встретил преподобного Павла, который был на много лет и старше его летами и несомненно опытнее в духовной жизни. Макарий с любовию стал верным и послушным учеником Павла. Оба подвижника жили отшельнически и таким образом провели в здешней пустыне около 20 лет. И теперь еще показывают здесь место, где спасали души свои оба свв. отшельника, которое и до ныне известно здесь под именем «старой пустыни преподобного Макария Писемского». Свет жития свв. подвижников привлек к ним желающих делить с ними труды, подвиги и лишения пустыни. Любобезмолвный Павел, дорожа совершенным уединением, уклонился от всякого руководительства приходящими, возложив эту обязанность на Макария, который, в конце XIV века в версте от своих безмолвных хижин основал иноческую обитель Преображения Господня. Но основание обители послужило причиною разлуки Макария с его духовным наставником – преподобным Павлом, который никак не желал оставлять избранного им отшельничества. Теперь уже самому преподобному Павлу, как некогда над ним самим Сергию, пришлось призывать благословение Божие на Макария и обитель его. Совершив это, Павел удалился в Комельский лес, а Макарий, в качестве игумена, стал управлять основанным им монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 января 1894 года, около четырех часов дня, епископ Феофан мирно скончался в день престольного праздника своего келейного храма Крещения Господня. Когда было подготовлено тело почившего к погребению и его стали одевать в архиерейское облачение, все присутствовавшие увидели, что на лице его просияла блаженная улыбка. Было ли это прощальное приветствие опечаленной братии обители или отражение блаженного ликования души — ведомо одному Богу! Отпевание почившего епископа-затворника было совершено 11 января епископом Тамбовским Иеронимом при огромном стечении духовенства и народа. Тело почившего архипастыря было погребено в Казанском соборе Вышенской пустыни, в правом Владимирском приделе. Над могилой почившего усердием настоятеля обители архимандрита Аркадия и почитателей памяти епископа Феофана было воздвигнуто великолепное надгробие из белого мрамора с изображением трех книг Святителя: «Добротолюбия», «Толкования Апостольских посланий» и «Начертания христианского нравоучения». В одном из своих многочисленных сочинений епископ Феофан Затворник пишет: «Умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои». Добрые дела епископа Феофана — это прежде всего его многочисленные творения. Святитель Феофан, посвятив свою жизнь поискам пути к вечной жизни, показал этот путь и следующим поколениям в своих богословских трудах. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6–8 июня 1988 года епископ Феофан Затворник канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества. Макарий Писемский, преподобный 10 января, в день памяти преподобного Павла Обнорского, или Комельского, честно празднуется память одного из друзей и собеседников его — преподобного Макария Писемского. Не сохранилось известий, когда началось знакомство обоих отшельников. Древнее же предание говорит, что преподобный Павел обрел преподобного Макария во время странствований своих по монастырям прежде поселения в Комельском лесу, на реке Обноре, то есть до 1414 года. Предание называет родиной преподобного Макария село Данилово, расположенное по левому берегу речки Письмы, верстах в двенадцати от пустыни, откуда берет свое происхождение дворянское семейство Писемских, почитающее преподобного Макария в числе своих родичей. Первоначальное научение иночеству преподобный Макарий получил от преподобного Сергия в славной его обители, а отсюда, по любви к уединению, возвратился на родину и поселился в густом лесу близ речки Письмы. Это место сохранило наименование Старой Макариевой пустыни. Когда к отшельнику стал собираться народ и нашлись многие, пожелавшие поселиться возле него, преподобный Макарий устроил небольшую обитель в расстоянии версты от уединенной своей келлии и поставил деревянную церковь во имя Преображения Господня. Возле этой церкви преподобный и был впоследствии погребен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Поселились они в Новгородском краю на  Череповецком урочище, при впадении реки Ягорбы в реку Шексну, где и подвизались в иноческих трудах. Здесь они построили храм во имя Святой Троицы и основали Воскресенский Череповецкий монастырь.  Череповецкий монастырь был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях.  Мощи прпп. Афанасия и Феодосия почивают под спудом. •  Ныне место подвижничества преподобных в Череповецком р-не Вологодской обл. Преподобный Тит Печерский, бывший воин (XIV в.) Память его празднуется 27 февр, 28 авг. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Тит был в миру воином и отличался мужеством в сражениях с неприятелем; в одном из них он был ранен в голову. Ранение заставило отказаться его от воинской жизни и избрать иноческую в Печерском монастыре. Здесь он во всю остальную жизнь оплакивал грехи свои и перед смертью получил от Бога извещение, что прощены грехи его. Прп. Тит подвизался в Дальних пещерах в XIV в. Преподобная Марфа Псковская (+ 1300) Память ее празднуется 8 нояб. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Марфа, в миру княжна Мария Димитриевна, была внучкой благоверного вел. князя Александра Невского и дочерью его сына, вел. князя Димитрия Александровича. Она была в супружестве с князем Довмонтом-Тимофеем Псковским (память его 20 мая), а по кончине его  постриглась в псковском Иоанно-Предтеченском женском монастыре, основанном св. преподобномученицей Евпраксией, где и скончалась, после подвигов, в 1300 г. •  Над гробницей прп. Марфы была надпись: «Гробница под спудом благоверной княгини, схимонахини Марфы». Преподобный Макарий Писемский (XIV в.) Память его празднуется 10янв. вместе с прп. Павлом Комельским, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Макарий родился в пределах Костромских на берегу реки Письмы, а начало иноческому житию полагал в обители прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.). На отшельничество он удалился на свою родину, на берега той  же реки Письмы. Там его нашел прп. Павел Обнорский (память его 10 янв.), до водворения своего в Комельский лес. Крепкая дружба связывала обоих отшельников. За версту от своей пустыннической кельи прп. Макарий воздвиг  маленький монастырь для тех, кто желал жить под его руководством. В церкви этого монастыря, давно уже упраздненного, он и был погребен. Но в XVIII в. она сгорела, и сохранилась лишь деревянная гробница прп. Макария, оказавшаяся после пожара покрытой чудесной росой. Впоследствии церковь эту возобновили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В XIV-XV веках ученики Преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один – по реке Шексне на Белоозеро, другой – по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Авраамий Чухломский (†1375, память 20 июля), основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский (†1442, память 11 апреля), Макарий Писемский (XIV, память 10 января), Павел Обнорский (†1429, память 10 января). По благословению преподобных Кирилла Белозерского (†1427, память 9 июня), также ученика Аввы Сергия, и преемника Кирилла – Корнилия Комельского, на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский (†1562, память 23 января), Кирилл Новоезерский (†1532, память 4 февраля), Адриан Монзенский (†1610, память 5 мая), основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский(†1597,память 12 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский (иначе Брылеевский, XV в., память 11 апреля) – ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского. В монастыре преподобного Паисия Галичского (†1460, память 23 мая), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV – начале XVI в., память 7 апреля). В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта) основал Преображенский монастырь на реке Воче. Святитель Дионисий Суздальский (†1884, память 15 октября), спостник и собеседник Преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал 12 человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословят, для духовного просвещения народа и основания обителей». В числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (†1444, память 25 июля) – основатель трех обителей. Макариево-Унженский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексия Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Интересные предметы старого быта, например чугунный витой светец и граммофонная труба, тут же и лампа с абажурами белого молочного стекла, и цепы, и ступы, и корчаги, и пузатые самовары, жестяная нарядная кружка с портретами Николая II и императрицы Александры Федоровны, полученная прадедушкой Иваном Михайловичем на Романовских торжествах в 1913 году. в Костроме, и наряду с этим много книг, сундуки с письмами и бумагами и образа. Это все еще живое, не как украшение интерьера, а как дыхание. Естественно, утро без молитвы не начиналось, за стол без молитвы никто не садился, никто без молитвы из-за стола не вставал. Ребенку много не надо, он это видит, он это воспринимает. —     Вы сказали о своих родителях, что они приехали из деревни в город, а получается, что наибольшие впечатления на вас все-таки оказала ваша историческая родина. Расскажите немного об этом месте. —    Она до сих пор оказывает на меня не просто какое-то влияние, а я считаю, что только благодаря ей, этой исторической родине, я имею точку опоры в жизни. С годами я начала больше понимать внутреннее биение жизни своей «исторической родины». Я всегда думала: какие мне святые близки: мучеников я не понимаю, перед новомучени-ками я испытываю нечто вроде такого внутреннего трепета, я боюсь сказать, что я их понимаю, я их чувствую. По внутренней сути мне близки преподобные, а вот то место, где жила моя бабушка, — оно все исхожено этими самыми преподобными. Это и Ферапонт и Адриан Монзенские, и Иаков Железноборовский, и Паисий Галичский, и Макарий Писемский, Авраамий Городецкий, Макарий Унженский — очень много учеников преподобного Сергия Радонежского, которые основывали монастыри и таким образом как бы осваивали край. Потому что он был населен, как доказали местные ученые, выходцами из Новгорода (по цоканью и другим языковым признакам), но я думаю, что там основную массу все-таки составляли не новгородцы, а местные племена — чудь, меря. Был известный Галич Волынский, а наш Галич назывался «Мерьский». В просторечье это звучало как «Галич мерзкий». Поэтому «Мерьский» постепенно вытеснилось, и он стал просто город Галич.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010