Но принадлежала ли эта особая редакция его самому св. Кириллу и, следовательно, представляла особую самостоятельную переработку его с приурочением к страстной седмице, как полагает г. Лопарев, недавно издавший по рукописи XVI в. эту редакцию названного слова (Памятн. древ. письм. XCVII, Спб. 1893 г.) – сказать трудно. Во всяком случае, во второй своей редакции, внесенной и в печатный Златоуст 1797 года, оно не представляет ничего такого, что заставляло бы считать его особым и отдельным произведением Кирилла Туровского . В старых рукописях отдельные части его обыкновенно указывались особым киноварным надписанием (о Иосифе, о Мироносицах, похвала Иосифу), причем делались отметки: «отселе чти в Великую субботу»: возможность выделения из него особой части давалась, следовательно, самым текстом, и в силу этого особая редакция его легко могла явиться совершенно независимо от намерений автора. – Слово это считается одним из высокопоэтических произведений (Макарий, Ист. р. ц. т. III, стр. 135). Все оно как бы соткано искусным мастером из чудных церковных песнопений пятницы и субботы страстной недели, представляет ораторски-поэтическое переложение таких умилительно-потрясающих мелодий, как – «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного», «Тебе одеющагося светом яко ризою» и других песен и стихир великой пятницы и субботы (ср напр. 3 и 4 стихиры на Господи воззвах в велик. пятницу, из канона на вечерню пятка пес. 3 ст. 1 и 2, п. 4 – 2 и 3-й, 6 п. – ст. 1, п. 7-й – 1-й и 4-й, п. 8-й – 1-й и 9-й, п. 9 – 1-й и 3-й и др.). Проповедник всецело погружается в их звуки и тоны и их языком слагает свою речь, их чувством оживляет и проникает ее, а потому, при всем видимом сходстве его речи с мелодической речью страстных церковных песнопений, он остается столько же самостоятельным, сколько самостоятельным он был и в его молитвах, образцами для которых служили общие церковные молитвословия. В таких же отношениях находится он и к тем церковно-отеческим чтениям, которые назначались на эти дни. В наших рукописях XII–XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

202 Если в Минее нет песнопения на Славу, то в этой книге после стихир на Господи, воззвах печатается богородичен с надписью: «Слава и ныне, богородичен», а после него крестобогородичен (см., напр., 17 октября, 10 и 19 ноября). Так как сей богородичен, в отличие от Славы, когда она есть, положен на один глас со стихирами на Господи, воззвах, то нередко над ним надписано «подобен» (см., напр., 5 нояб.). Так его называет и Типикон, в котором сказано: «аще имать святый самогласну стихиру, и поем ю на Славу. Аще ли ни; Слава, и ныне, богородичен, подобный стихирам Минеи» (чит. 9 гл.). 203 9 гл. Типикона этого возглашения не указывает, а потому в некоторых местах оно не произносится; но в изд. Киево-Печер. лавры: «Последование вечерни... оно показано (л. 3), что согласно и с предписанием Типикона, содержащимся, впрочем, не в 9 главе, а во 2, излагающей порядок великой воскресной вечерни. где эти слова назначено произносить диакону. 204 О возглашении канонархом стихов совершенно ясно говорится как во 2 гл. Типикона, трактующей о воскресной службе, так и в 9, трактующей о седмичной службе; но о возглашении им прокимна определенно говорится только во 2 гл. Эту оговорку мы делаем ввиду того замечания, которое сделано Типиконом в последовании среды Сырной седмицы (чит. об этом ниже). 205 В 9 гл. Типик, не сказано, кем произносится, по в изд. Киево-Печер. лавры говорится, что иереем (л. 3). 206 Отдел, начиная со слов: Мир всем, и оканчивая возгласом: Буди держава, в 9 гл. Типикона опущен, но он, как указанный в Служебнике и во 2 гл. Типикона, вводится в состав и вседневной вечерни. Указывается он, хотя кратко, и в изд. Киево-Печер. лавры, л. 3. См. также служб, во св. и великий понедельник, в нед. Ваий вечера, л. 6, – особ. изд. По Служеб. (стр. 21) и по 2 гл. Типик., слова: Главы, наша Господеви приклоним, произносит диакон, но это предписание относится не ко вседневной вечерни, в отправлении которой, и по Типик., и по вышеуказанн. изданию Киево-Печерской лавры, диакон не принимает участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Если же чтение псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафисмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой славы и после кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего,причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего, после которого начинается чтение псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения псалтири за упокой. ЧТЕНИЕ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ    Чтение и других книг Священного Писания в память живых и усопших может быть также полезно и плодотворно и для читающих и для тех, за кого читается, особенно чтение Св. Евангелия. Люди, опытные в духовной жизни, советуют читать Евангелие за находящихся в тяжелых обстоятельствах. «Чтение псалтири,— говорит известный подвижник Киево-Печерской Лавры иеросхимонах Парфений, умерший 25 марта 1855 года,— укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть. Однажды в продолжении сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне душе, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее поле, грехи благотворившей тебе души: огнь, попаливший его — Слово Божие, тобой за нее чтомое».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Песнь 5-я Ирмос пятой песни воскресного канона. Припев: Слава, Господи..., и первый тропарь воскресного канона. Припев: От нощи утреннюет..., и второй тропарь воскресного канона, и т. д. – по образцу предыдущих песней. В конце катавасия. Песнь 6-я. Ирмос шестой песни воскресного канона. Припев: Слава, Господи..., и первый тропарь воскресного канона. Припев: Возопих в скорби моей..., и второй тропарь воскресного канона, и т. д. – по образцу предыдущих. В конце катавасия. Священник пред святыми дверьми, по 2 гл. Типикона, а по изд. Киево-Печ. лавры, л. 5, диакон, глаголет малую ектению. Священник – возглас: Ты бо еси царь мира... (Служ.). Кондак воскресный. Икос 85 . Чтение пролога. Песнь 7-я Ирмос седьмой песни воскресного канона. Припев: Слава, Господи..., и первый тропарь воскресного канона. Припев: Благословен еси, Господи..., и второй тропарь воскресного канона, и т. д.– по образцу предыдущих. В конце катавасия. Песнь 8-я Ирмос восьмой песни воскресного канона. Припев: Слава, Господи..., и первый тропарь воскресного канона. Припев: Благословите, вся дела Господня..., и второй тропарь воскресного канона, и т. д. – по образцу предыдущих. После И ныне и богородична из канона святого Минеи: Хвалим, благословим, поклоняемся, поюще и превозносяще во вся веки, – и катавасия. Иерей и диакон облачаются. Покадив престол, диакон возглашает: Богородицу и Матерь света песнми возвеличим, после чего он (или иерей) кадит алтарь и всю церковь и братию. По изданию же Киево-Печерской лавры, л. 5 на об., так: «наченшейся осьмой песни, диакон, прием кадило и взем благословение от иерея, кадит святый алтарь и весь храм... По окончании же катавасии 8-й песни, стоя пред иконою Божией Матери, возглашает: Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим, и, окончив каждение, входить в алтарь». Поется песнь Божией Матери и к ней припевается: Честнейшую... Величит душа моя Господа... Честнейшую херувим... Яко призре... Честнейшую херувим... Яко сотвори... Честнейшую херувим... Сотвори державу... Честнейшую херувим... Низложи сильныя... Честнейшую херувим... Воспоият израиля... Честнейшую херувим...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

28. Среда 4-й седмицы, Крестопоклонной. Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского. Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского. Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Мч. Бояна, кн. Болгарского. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии во вторник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского, и прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (с этого дня) . На утрене – кафизмы 19-я, 20-я и 1-я. Поется канон Креста (из Триоди) и трипеснцы Триоди. Каноны рядовой службы Минеи поются на повечерии. Примечание 1. Относительно исполнения канона на утрене в Типиконе сказано: «Канон Креста со ирмосом на 6 и трипеснец по обычаю» (гл. 49). Следовательно, 3-я, 8-я и 9-я песни канона поются в соединении с трипеснцем – канон Креста со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5) и трипеснец на 8. Прочие песни канона (1-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я) поются так: канон Креста без ирмоса на 4. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмос канона Креста поется перед стихословием; в 6-й песни ирмос канона Креста служит катавасией. Библейские песни – великопостные. По 9-й песни канона в среду Типикон указывает особый ексапостиларий Креста (из Триоди): «Преполовением постов...», «Слава, и ныне» – Крестобогородичен: «Безневестная и Всечистая...». Согласно Триоди, этот ексапостиларий поется после обычного светильна гласа. На 1-м часе – кафизма 2-я. Чин поклонения Честному Кресту на 1-м часе совершается точно так же, как в понедельник (см. примечание 26 марта). На 3-м часе – кафизма 3-я; на 6-м часе – кафизма 4-я; на 9-м часе – кафизма 5-я. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. На вечерне – кафизма 18-я. Примечание 2. Начиная с этого дня до Великой Среды (включительно) на всех Литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (т. е. к Таинству Крещения). Примечание 3. «Ведомо же да будет и сие, яко в сию средопостную среду на трапезе не достоит разрешати на елей и вино, яко паче день плача есть, а не радости: понеже и Бог Господь не поется на утрени в сию среду, но Аллилуиа» (Типикон, гл. 49, «В среду 4-я седмицы... вечера»). 1 В среду и пятницу 4-й седмицы Великого поста службы рядовых святых переносятся на повечерие (по причине совершения в эти дни триодной службы Креста). Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-10/

Каноны преподобному Феодосию построены различно. Если первому присущи торжественность и употребление сопоставительных подобий, то во втором — более мягкое и ровное повествование. Оба канона начинаются обращением за помощью к святому, но каждое обращение не повторяет другого. Уже в 1–й песни первого канона автором, как в Службе святому князю Владимиру, даются сравнения преподобного Феодосия с апостолом Павлом и пророком Иеремией, а далее — в песни 4–й — с житницей святого Иосифа . Составителю канона очень дорог образ преподобного Феодосия как иерея Божия, приносящего Бескровную Жертву. Об этом он пишет в обоих канонах. Вместе с тем преподобный Григорий как инок Печерской Лавры не может умолчать и о подвигах их аввы, основоположника их общего жития, и в песни 6–й первого канона с любовию исчисляет труды их отца. Подобяся ноги Умывшему Своим учеником, богомудре, — восклицает он с любовию, — воду черпати и на раму носити изволил еси, и древа своима рукама принося и сеча, начальника трудов себе монахом показал еси . И наряду с этим беззаветная любовь к составителю их общего жития исторгает у автора признание его святости. Но творец канона нигде не забывает сказать и о высоких Таинствах христианских и свидетельствует, что святому авве Феодосию сшествоваше… всех Творца благодать Духа . Характерно, что, также как и в Службе святому равноапостольному князю Владимиру, в Службе преподобному Феодосию утверждается высокая гражданственность эпохи Киевской Руси и превозносится сам престольный град Киев. В заключительной песни первого канона преподобный Григорий восклицает, обращаясь к Русской земле: Радуйся, земле Росская, приемши сокровище некрадомо от Господа, помощника велика богоблаженнаго и заступника тепла Феодосиа. И заканчивает тропарь: И с ликом постническим веселися и ты, начало граде Росский! Во втором каноне преподобный Григорий фиксирует внимание на создании Преподобным церкви Божией Матери; таким образом, устроение церкви Успения Богородицы является одним из ведущих, живых, насущных деланий в жизни созданного братства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

И обнажен теперь — стыжусь; Но как блудница я, рыдая, «Очисти, Боже мой!» — молюсь.   Наконец, для ряда стихотворений сложно определить тропари, по мотивам которых они были написаны. Например, следующее стихотворение в четвертой песне 1-й части «Песней покаяния»: «Ты сердцеведец, Боже мой, О, пощади раба, молюся: Твоею милостью одной Я и исправлюсь, и спасуся» . Все переложения тропарей в честь прп. Марии Египетской (кроме самых последних в конце 4-й части «Песней покаяния»), встречающиеся в 3-й и 4-й частях, начинаются одинаково: «Молися Господу о нас Мать преподобная Мария!..» . Таким образом, следует признать, что «Песни покаяния» являют собой более свободное переложение Великого канона. Хотя сочинение следует за текстом канона первой седмицы Великого поста, однако есть случаи добавления песнопений из последования утрени четверга 5-й седмицы поста, при этом ряд тропарей пропущен, а темы и идеи одного тропаря могут разрабатываться в нескольких стихотворениях. «Канон преподобного отца нашего Андрея Критского Иерусалимита, переложенный в стихи иеромонахом Геронтием Левитским, членом Пекинской духовной миссии» (1879 г.) В 1879 г. выходит в печать стихотворное переложение Великого канона пера иеромонаха Геронтия (Левитского). Будущий иеромонах Геронтий родился около 1827 г., окончил Курскую духовную семинарию, был послушником в Киево-Печерской лавре, на Афоне и в Александро-Невской лавре. В 1865 г. вошел в состав 15-й Русской духовной миссии в Пекине. В ноябре 1866 г. был назначен в Ургу, где оставался до 1880 г., создал русское кладбище и приложил много усилий к распространению православия в ламаитском регионе. Когда закончился срок служения в миссии, в январе 1880 г. был определен в московский Покровский монастырь, в котором и скончался 15 января 1897 г. . Иеромонах Геронтий переводил богослужебные книги и некоторые Книги Священного Писания на китайский язык. Помимо стихотворного переложения Великого канона, он оставил после себя переложение пасхального канона со стихирами и «Духовные стихотворения и переложения в стихи разных церковных песней» .

http://bogoslov.ru/article/6176293

  Читать полностью   Вениамин (Милов) «Церковно-литургическое назидание по «Великому Канону» св. Андрея, Архиепископа Критского»   Общие аскетические идеи «Великого Канона». Прощение грешных Триединым Богом ради Сына Божия Спасителя и молитв Богоматерию. Побуждения грешника к покаянию фактами Библейской истории. Ценность учительства Церкви по данным «Великого Канона». Читать полностью   Киприан (Керн) «Литургика. Гимнография и эортология»   Первый, кто начал составлять каноны, был св. Андрей Критский. До него или не было вообще полных канонов, а только отдельные песни, 8-я и 9-я обязательно и какая-либо еще; а самое писание песней канона, как развитие и добавление к библейским одам, было не известно Церкви. Во всяком случае, св. Андрею Критскому принадлежит честь изобретения нового облика церковной поэзии и, надо сказать, он является и самым замечательным по содержанию и умению применять формы канона к этому содержанию. Читать полностью   М. Красовицкая «Литургика»   Великий канон — это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Читать полностью     Великий канон святого Андрея Критского с параллельным переводом на русский язык и пояснениями к тексту   Великий канон святого Андрея Критского с параллельным переводом на русский язык и пояснениями к тексту. Житие Марии Египетской. Евангелия Святых Страстей Христовых. Паримии Страстной Субботы.     Святой Андрей Критский приводит множество примеров благочестия и греха из Священной Истории, которые не понять, не зная глубоко Писание. В текстах пояснений каждый пример или имя, упомянутое в каноне, доступно объясняются, что выявляет скрытые смыслы этого молитвенного чтения. Текст снабжен отсылками к Библии.        Читать или скачать книгу     Великое повечерие. Канон Андрея Критского   Этот фильм подготавливает зрителя к восприятию Великого покаянного канона: рассказывает о его создателе, чинопоследовании и символике, об особенностях его совершения в Киево-Печерской Лавре. Титрами дается русский перевод всех ирмосов, припевов и некоторых тропарей.   Смотреть фильм

http://predanie.ru/tema/pokajannyj-kanon...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные указания за 10 апреля 2024 года 28. Среда 4й седмицы, Крестопоклонной. Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского. Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского. Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Мч. Бояна, кн. Болгарского. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии во вторник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского, и прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (с этого дня) . На утрене – кафизмы 19я, 20я и 1я. Поется канон Креста (из Триоди) и трипеснцы Триоди. Каноны рядовой службы Минеи поются на повечерии. Примечание 1. Относительно исполнения канона на утрене в Типиконе сказано: «Канон Креста со ирмосом на 6 и трипеснец по обычаю» (гл. 49). Следовательно, 3я, 8я и 9я песни канона поются в соединении с трипеснцем – канон Креста со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5) и трипеснец на 8. Прочие песни канона (1я, 4я, 5я, 6я, 7я) поются так: канон Креста без ирмоса на 4. В 1й, 4й, 5й и 7й песнях ирмос канона Креста поется перед стихословием; в 6й песни ирмос канона Креста служит катавасией. Библейские песни – великопостные. По 9й песни канона в среду Типикон указывает особый ексапостиларий Креста (из Триоди): «Преполовением постов…», «Слава, и ныне» – Крестобогородичен: «Безневестная и Всечистая…». Согласно Триоди, этот ексапостиларий поется после обычного светильна гласа. На 1м часе – кафизма 2я. Чин поклонения Честному Кресту на 1м часе совершается точно так же, как в понедельник (см. примечание 26 марта). На 3м часе – кафизма 3я; на 6м часе – кафизма 4я; на 9м часе – кафизма 5я. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7й: «Не ктому пламенное оружие…». Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. На вечерне – кафизма 18я. Примечание 2. Начиная с этого дня до Великой Среды (включительно) на всех Литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (т. е. к Таинству Крещения). Примечание 3. «Ведомо же да будет и сие, яко в сию средопостную среду на трапезе не достоит разрешати на елей и вино, яко паче день плача есть, а не радости: понеже и Бог Господь не поется на утрени в сию среду, но Аллилуиа» (Типикон, гл. 49, «В среду 4я седмицы… вечера»). 1 В среду и пятницу 4й седмицы Великого поста службы рядовых святых переносятся на повечерие (по причине совершения в эти дни триодной службы Креста). Рекомендуемые записи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Геронтий Печерский, канонарх, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Геронтий Печерский, канонарх, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Геронтий Печерский, канонарх, прп. Геронтий Печерский (XIV в.), канонарх, преподобный. Память 1 апреля, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских Дальних Пещер (28 августа) и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских. Подвизался в XIV веке в Киево-Печерском монастыре и исполнял послушание канонарха. Погребен в Дальних пещерах. В Соборе преподобных отцев Киево-Печерских Дальних Пещер поминается как святой отрок. Тропарь Геронтию, канонарху Печерскому, в Дальних пещерах Всечестный канонарше Геронтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Геронтий Печерский, канонарх, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2081

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010