В том же издании сказано: «По второй ектении (после 6 песни канона) иерей исходит во храм и вносит в алтарь святое Евангелие, осеняя им из царских врат людей» (чит. л. 5); врата после этого затворяются. После псалма поется: Слава, Молитвами апостолов... И ныне, Молитвами Богородицы... Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей 78 . Стихира воскресна 6 гласа: Воскрес Иисус от гроба 79 . Диакон на обычном месте глаголет молитву: Спаси, Боже, люди твоя... 80 . В изд. Киево-Печерск. лавры сказано так: «диакон, исшед из алтаря северною дверию и став с левой стороны царских врат, глаголет: Спаси Боже…». Лик поет: Господи, помилуй 12. Иерей: Милостию и щедротами... Лик: Аминь. Поется воскресный канон с ирмосом 81 на 4 (печатается в Октоихе), ирмос 1, крестовоскресный на 3 (печатается там же), Минеи на 4. По Типикону 82 , каноны надобно петь вместе с стихами из песней Священного Писания таким образом: Песнь 1-я После возгласа: Милостию и щедротами... и аминь – ирмос 1-й песни воскресного канона. Припев: Слава, Господи, святому воскресению твоему, и первый тропарь воскресного канона. Припев: Поем Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника верже в море, и второй тропарь воскресного канона. Припев: Помощник и покровитель бысть мне во спасение, и третий тропарь воскресного канона Припев: Господь сокрушаяй брани, Господь имя ему: колесницы фарановы и силу его верже в море, и первый тропарь крестовоскресного канона. Припев: Пучиною покры я..., и второй тропарь крестовоскресного канона. Припев: Тогда потщашася владыки едомстиию.., и третий тропарь крестовоскресного канона. Припев: Нападет на ня страх... и первый тропарь канона Богородицы. Припев: Дóндеже пройдут людие.... и второй тропарь канона Богородицы. При пев: Соделал еси, Господи, святыню..., и третий тропарь канона Богородицы. Припев: Господь царствуяй..., и первый тропарь канона святого из Минеи. Припев: Сынове израилевы..., и второй тропарь канона святого из Минеи. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и третий тропарь канона святого из Минеи. И ныне, и присно, и во веки веков, аминь, и богородичен канона святого из Минеи. Катавасия 83 . Песнь 3-я Ирмос третьей песни воскресного канона. Припев: Слава, Господи, святому воскресению твоему, и первый тропарь воскресного канона. Припев: Утвердися сердце..., и второй тропарь воскресного канона, и т. д. по образцу 1-й песни. В конце катавасия. Диакон (так и по изд. Киево-Печ. лавры, л. 5) произносит малую ектению: Паки и паки... Священник внутри алтаря возглас: Яко ты еси Бог наш... (Служ.). Священник и диакон разоблачаются и исшедше стоят на своих местах. Поется или читается кондак святого из Минеи. Затем седален святого из. Минеи 84 . Чтение. Песнь 4-я Ирмос четвертой песни воскресного канона. Прип.: Слава, Господи, святому воскресению твоему, и первый тропарь воскресного канона. Припев: Господи, услышах..., и второй тропарь воскресного канона, и т. д. – по образцу предыдущих песней. В конце катавасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Разнятся каноны и стихотворным размером. Первый написан обычным размером церковных песен, не следующим классической метрике (см. выше – стр. 71.Толковый Типикон 1, 369 – 370). Второй же канон написан классическим размером, именно ямбом, шестистопным. Каноны имеют акростихи. 1-ый: «Христос вочеловечився, еже бе, Бог пребывает» – «Христос вочеловечившись пребывает, чем был: Богом». Буквами акростиха начинаются ирмосы и тропари. 2-ой имеет акростихом целое четверостишие, буквами коего начинаются строки тропарей; это четверостишие написано «героическим стихом», т. е. гекзаметром. По-слав. (в Минее оно не приведено) этот акростих можно передать «Добрословными пеньми песни сия славят Сына Божия, человек ради раждаема на земли, и решаща многостенящия скверны мира; о Царю, певцев спаси от бед». Оба канона праздника положены на 1-й глас, самый полнозвучный, торжественный и радостный из гласов, на который поется и канон Пасхи. На этот глас поются каноны и других двунадесятых праздников, именно Успения и Введения, но только один из двух канонов каждого из этих праздников: Успения 1-й канон, как праздника, первого между Богородичными, являющегося как бы Богородичной Пасхой (воскресением Богоматери), а на Введение – 2-й его канон, – по тесной связи этого праздника с Р. X. Цельный канон на 1-й глас т. о. поется только в два величайшие праздника: Пасху и Рождество Христово. Притом 1-й глас в канонах на Рождество Христово имеет особый напев (самогласный), дышащий почти такою же по степени, но с другим музыкальным колоритом радостью, как и напев пасхального канона, и несколько разнящийся для каждого из обоих канонов (напев для второго канона в печатном виде см. в «Ирмологии знаменнаго роспева» и в «Праздниках по напеву Киево-Печерской Лавры»). Для канона Рождеству уставом назначается, конечно, самое торжественное, какое существует, исполнение, т. е. канон поется не на 14, как в воскресные дни и в большинство великих праздников, а на 16, с обоими ирмосами по дважды, как, впрочем, и во все двунадесятые праздники, имеющие два канона (за исключением Вознесения, когда на 14 и при двух канонах). Катавасией служат не ирмосы другого какого-либо канона, как во второстепенные двунадесятые праздника, а собственные ирмосы, притом ирмосы обоих канонов, как еще только в Крещение, 50-цу, и Успение.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Акафист (от греч. – не, καθζω–сижу) значит неседальное (пение). Это–хвалебное песнопение Спасителю, Богоматери, Апостолам, Святителям и др. угодникам и угодницам Божиим, сподобившимся прославления от Бога за свои подвижничество и труды во славу Божию и ради своего и ближних своих спасения, – песнопение, составленное особенным образом. Во время пения акафиста не позволялось сидеть, что у греков в вообще у восточных христиан позволялось во время других церковных богослужебных пений. – Акафист обыкновенно состоит из 12 икосов и 13 кондаков. Все икосы оканчиваются пением радуйся и проч., а кондаки, кроме первого, пением: аллилуиа! – Первый акафист был составлен и пропет Константинопольскими греками в VII веке за избавление их от врагов; – начинается этот акафист: Взбрннней Воеводе победительная и проч. По образцу этого акафиста Богоматери начали составлять акафисты Спасителю. св. Николаю и др. святым. Акростих (от греч. слов κρος – край и στχος–стих, строка)–тоже, что краестрочие, краегранесие. Этим словом называется такой стих, из которого взятая каждая буква каждого его слова начинает собою песнь или ирмос канона, так что если соединить по одной первой букве из каждой песни, то и составится целая мысль поставленного в начале канона акростиха, соответствующая содержанию празднуемого события или прославляющая угодника Божия, которому составлен канон. Но греческий акростих не виден в славянских переводах канонов; он строго соблюдается только в греческих канонах и то не во всех. – С акростихами писали каноны особенно Иосиф песнописец и Феофан. – И у нас в канонах, составленных славянскими сочинителями, имеются тоже свои собственные краегранесия. Таковы, например, краегранесия: 1) св. Петру, митрополиту Московскому 24 августа и 21 декабря. 2) св. Илариону Мглинскому 21 окт. 3) препод. Антонию Печерскому 10 июля; 4) св. царевичу Димитрию 15 мая. –Пред каноном св. царевичу Димитрию сказано: другий канон, его же краегранесие: „хвалю славу царевича Димитрия. Прочая же кроме сего да разумеются». Из начальных букв сего канона и выходит такое краегранесие; выражение же: «прочая же кроме сего да разумеются» значит вот что. По прочтении краегранесия еще остаются несколько тропарей канона. Из начальных букв этих остальных тропарей составляется следующее сочетание букв: Я, И, Т, A, В, A, С. Если читать эти буквы от правой руки к левой, выйдет: Саватия. Это имя и есть имя сочинителя канона. Историей доказывается, что Савватий во время убиения царевича Димитрия был в Угличе игуменом Алексеевской обители. (Слов. свящ. В. Михайловског о).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

12 сентября преосвященный Антоний, епископ Смоленский, доносил рапортом Святейшему Синоду: «Рассмотрев присланную ко мне при указе Св. Синода от 19 июля за 2273 рукопись под заглавием «Акафист преподобным отцам Антонию и Феодосию Печерским », я долгом считаю благопочтительнейше донести, что акафист сей по содержанию своему хорош и не заключает в себе ничего несообразного с достоинством и святостью лиц, прославлению коих он посвящен, относительно изложения – правильно составлен, по образцам древних известных акафистов, в языке только встречаются обороты грамматические, свойственные русскому, а не строго славянскому наречию. Посему к напечатанию сего акафиста нет препятствий. Впрочем, при сем не могу не заметить, что изданный сам по себе сей акафист не будет иметь надлежащей полноты, потребной для церковного употребления его в дело. Ибо все вообще известные у нас акафисты составляют обыкновенно лишь часть целого молебного пения тому святому, прославлению коего посвящены, предваряются другими некоторыми стихирами и песньми, и в том числе тропарем, и занимают место среди канона, между шестой и седьмой песнями оного. Посему весьма не излишне было бы, если бы теперь или при дальнейшем издании акафиста преподобным Антонию и Феодосию был восполнен сей недостаток, если не составлением новой службы им, то выбором нужных стихир и песней, а равно и канона из служб сим преподобным, имеющихся в месячной Минее под 3-м числом мая и 10 июля». 25 ноября/9 декабря 1863 года Святейший Синод определил: «Принимая во внимание, что представленная Санкт-Петербургским духовно-цензурным комитетом рукопись под заглавием «Акафист преподобным отцем Антонию и Феодосию Печерским » по отзыву Преосвященного Антония, епископа Смоленского, не заключает в себе ничего, не сообразного с достоинством и святостью лиц, прославлению коих акафист посвящен, относительно изложения – правильно составлен, по образцам древних известных акафистов, и что препятствий к отпечатанию сего акафиста нет, Св. Синод определяет означенную рукопись к напечатанию разрешить».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Например: правый хор: «Пожрите жертву правды», левый: «и уповайте на Господа», правый: «Мнози глаголют: кто явит нам благая?» левый: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» ( Пс.4:6,7 ); правый: «Овцы и волы вся», левый: «еще же и скоты польския» ( Пс.8:8 ). Ектении по первой и второй “Славе” произносил священник, а по третьей диакон. К «Господи, воззвах» зажжены были свечи пред иконами, и храм сразу принял более торжественный вид; до сих пор горели только лампадки и был полумрак. «Господи, воззвах», пред которым был возглашен глас, пели большим знаменным распевом; части первых двух стихов пелись соло басом, а весь хор припевал на положенных местах (чаще, чем в обычном напеве) «Услыши мя, Господи». Остальные стихи псалмов 140 и 141 пелись речитативом, как в Киево-Печерской лавре. Стихиры воскресные пелись Бахметевским напевом, но шесть минейных стихир спеты были на положенные «подобны» (лаврским напевом), ввиду чего пред каждой группой возглашен был «подобен»: пред первой – «Яко добля», пред второй  –  «О преславнаго чудесе». Бесполезно говорить тому, кто не слыхал этих напевов, о всей их красоте, величии и умилительности. Заметим только, что на слова стихиры св. мученице Стефаниде: ...привязана же двема, разделилася еси финикома, и возлетела еси к Богу, яко врабий,  – пришлись ноты, так выражавшие и весь ужас этой пытки (разрывание человеческого тела двумя нагнутыми, а потом выпущенными из рук деревьями), и всю победу над ней великого духа мученицы, что не мог не задрожать всякий, кто в состоянии был расслышать эти слова и убедиться, как весь их ужас передан был музыкой. Впечатление от напевов усиливалось тем, что стихиры, как и все песнопения на всенощной, пелись без канонарха (и в Киево-Печерской лавре лучшие стихиры «самогласные», например на Рождество Христово, Успение, Благовещение, поются без канонарха). На положенном месте лики сошлись. Вход в предшествии двух громадных свечей, несомых двумя монахами в мантиях, совершен был только в 7 ч. 35 мин., спустя, следовательно, полтора часа после начала службы,  –  время, в которое при добром старании можно отслужить и целую всенощную.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

К канону Никиты Мидикийского (3 апреля) приписано на июле «его же акростихис кроме богородичнов: твое чествую всесветлое житие отче». К первой его песни прибавлен тропарь с замечанием: «греч. хар.» Против канона Иосифу песнописцу (4 апр.) – «сего канона в греч. несть». В минее 1690 удержан. 13 апр. – «в греч. печатной минее Артемону службы несть». 14 апр. служба Литовским мученикам: Антонию, Иоанну, Евстафию зачеркнута с замечанием: «сия службы не писать понеже ея несть» (т. е. в уставе). 19 апр. кондак преп. Иоанну Ветхопещернику: «воздержанием отче», зачеркнут и на поле замечено: «не быть для того, что в уставе несть и в 18 числе сей же положен». Действительно, под 18 числом этот кондак читается и положен ученику св. Григория Декаполита . 23 апр. стихиры великомученику Георгию, положенные на малой вечерне, зачеркнуты и отнесены на хвалите, а вместо них на особом листке записаны другие «из трефолоя львовскаго»; к стихирам на стиховне прибавлена одна «из харатейной минеи»; стихиры на великой вечерне правлены «с греч. харат. и львовск.» 2 мая зачеркнута служба пренесению мощей свв. Бориса и Глеба, а оставлена служба одному Афанасию Александрийскому . На конце впрочем помещена служба и нашим князьям мученикам, но она зачеркнута с заметкою: «сея службы несть», согласно уставу 1682 года. 7 мая вычеркнута память преп. Антония Печерскаго, согласно уставу 1682 г. и в оправдание замечено: «чисто; зде сея службы не писать для того, что в уставе сего святаго память положена маия в 10 числе, а писать службу со львовскаго трефолоя». 12 мая, о стихирах св. Епифанию: «сих стихир в греч. и харат. несть». Но в минее 1691 г. оне помещены и остались доселе. Против канона: – «о сем каноне спросить». 14 мая память преп. Евфросина Псковскаго зачеркнута, и перед службою ему замечено: «не быти сей службе». Действительно, в минее 1691 г. она исключена, равно как нет ее в уставе 1682 и следующих. Празднование преп. Евфросину было утверждено на соборе 1549 г. а служба ему составлена много раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

555. (474.) Минея служ. мес. апрель, полууст., нач. XVII века, в четверть, 267 листов. 556. (462.) Минея служ. мес. апрель, полууст., XVII века. в четверть, 235 листов. В конце ркп. приложена служба 17 числа препод. Зосиме соловецкоми. На первом, порожнем листе: Келаревы. 557 . (550.) Минея служ. мес. май, полууст., нач. XV века, в четверть, 187 листов, начальные 4, 15–29, 55 и 186, за ветхостию, переписаны в XVII веке. 558. (445). Минея служ. мес. май и июнь, полууст., исх. XV века, в лист, 425 листов. Из русских Святых службы в мес. мае положены 2 числа муч. Борису и Глебу, 3-го препод. Феодосию игумену киево-печерскому, и 23-го Леонтию епископу ростовскому. 559. (463). Минея служ. мес. май, полууст., напис. 1509 года, в четверть, 263 листа, письмо одинаково с ркп. 483. Кроме трех служб, показанных под предыд. 558, под 20 числом положена еще св. Алексею митр. московскому. Паремии в службе муч. Борису и Глебу те же, какие под 4. На первых листах внизу подпись Евстафия Головкина, что под 536. 560. (551.) Минея служ. мес. май, полууст. небрежный, первой полов. XVI века, в четверть, 150 листов. По счету тетрадей сначала недостает 9 листов, утрачен и конечный лист. Служба из русских Святых положена одному препод. Феодосию игумену киево-печерскому. 561. (475.) Минея служ. мес. май, полууст., XVI века, в четверть, 216 листов. Впереди на белом листе небрежным почерком: Дмитрей книгу продал и руку приложил. 562. (511.) Минея служ. мес. май, полууст., второй полов. XVI века, в четверть, 321 лист. Кроме четырех служб русским Святым, показанных под 559, в конце ркп. приписана еще в XII в. препод. Никите Столпнику переяславскому. 563. (499.) Минея служ. мес. май, полууст., XVII века, в четверть, 335 листов. Службы русским Святым те жс, какие выше под 562. Замечательно, что служба препод. Никите Столпнику в предыд. 562 и след. 564 положена под 22 числом, здесь же под 23, а в послед., как и в печатн., под 24. И в святцах, как видели прежде, память его записана под разными чсслами. В конце рки. помещена еще служба препод. Пафнутию боровскому с двумя канонами, впереди первого сказано: Канон препод. Пафнотию творение ученика его Инокентиа, инока тояже обители; в державу благовернаго и христолюбиваго Царя православнаго В. Князя Василия Ивановича Государя всея Руси господином пресвященным архиепископом Данилом митрополитом всеа Русии с всем священным Собором, при игумене Пафнотии, благословил пети канон и житие чести в лето 7039 (1531) мес. маиа в 1 день. В начале службы помещено Сказание о препод. Пафнутии. См. 692 л. 119.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

По возгласе лик (по московск. изд.) или люди (по Часосл.), или певцы (по 9 гл. Типик.): Аминь. Именем Господским благослови, отче. Иерей, начертывая кадилом крест пред престолом, возгласно: Слава святей и единосущней... Лик (по Служебн., стр. 37; по изд. Киево-Печерск. лавры, л. 28, и по москов. изд.): Аминь. Предстоятель (по 9 гл. Типик.) или чтец (по московск. изд., л. 3, на об.): Слава в вышних Богу... 3. Господи, устне мои отверзеши... 2, – и начинает чтение первых трех псалмов шестопсалмия, а священник, отдав кадило, выходит из алтаря и становится на своем обычном месте 223 ; по установившейся же богослужебной практике стоит пред престолом. После первых трех псалмов: Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3. Слава, и ныне, – и последние три псалма шестопсалмия. Когда начнет: Господи Боже спасения моего, священник подходит к царским дверям и, возложив на себя епитрахиль, стоя непокровен, тайно читает утренние молитвы, напечатанный в Служебнике, в Последовании утрени, числом 12. По установившейся же богослужебной практике священник выходит из алтаря северными дверями. По окончании шестопсалмия – Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже 3. Священник (так по 9 гл. Типик.: по Часосл. и по изд. Киево-Печерск. лавры, л. 6) пред царскими вратами глаголет ектению великую: Миром Господу помолимся... и возглас: Яко подобает Тебе... Лик: Аминь. Сделав возглас, священник, по 9 гл. Типик., снимает с себя епитрахиль и, отшед, стоить на своем месте. Канонарх, сотворив поклон предстоятелю и став прямо св. дверей, возглашает во глас тропаря святого Бог Господь со стихами. Ст.: Исповедайтеся Господеви, яко благ... Ст.: Обышедше обыдоша мя... Ст.: Не умру, но жив буду. Ст.: Камень, его же небрегоша... 224 . На клиросе четыре раза поется Бог Господь во глас тропаря святато. Тропарь святого 2 (Типик, гл. 9 и 52; Октолх, л. 382 на об.; Служебн., стр. 53 и Часосл., стр. 31); а еслп у святого иет своего тропаря, то обиций 2 (Окт., л. 382). Слава, и ныне, богородичен от меньших по гласу тропаря святого, а в среду и пяток – крестобогородичен (Типик., гл. 9 и 52); Окт., л. 382; Служебн., стр. 53 и Часосл., стр. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

При пении клирошане должны стоять с благоговением в небеси подобной Церкви, подражая Ангелам на небесах, с трепетом воспевающим величество Божие. Клирошан, замеченных в малейшем неблагочинии, как-то – в разговорах, бесчинном взирании назад и по сторонам и пр. исправлять неослабно духовными наказаниями, и о не исправляющихся доносить Настоятелю для исключения из числа клирошан и из Лавры. Уставщикам правого и левого клироса предписать, чтобы они всемерное употребляли старание к сохранению пения в древнем его совершенстве, и клирошан обучали как сами, так и посредством других клирошан в простом церковном пении, отнюдь не допуская на клиросах никому петь, кроме клирошан и канонархов» 222 . Кто бывал в св. Киево-Печерской Лавре и слышал тамошнее пение и, тем более, кто имеет сколько-нибудь специального знания по части церковного пения, каждый вполне поймёт и оценит значение, сейчас изложенного, предложения. Можно от лица всякого сказать, что отнимите это пение, какое собственно бывает в великой небеси-подобной Церкви, и вы с тем вместе едва ли не отнимите и от самой Церкви это досточудное наименование её – небеси подобной, – или во всяком случае, вы не будете себя чувствовать так, как при настоящем, собственно ей принадлежащем, пении. Вот напр. как свидетельствует об этом именно пении автор статьи: «Великие дни Богослужения в Киево-Печерской Лавре. «Боже мой! что это за пение? Слышал я много хоров церковных на св. Руси; сам с любовью изучал нашу церковную музыку; понимаю её настолько, насколько сил моих есть: но подобного пения выразить и перевести на ноты не могу, да и не умею... Кажись тут нет никакого порядка; кажись, здесь всё – дело чистого произвола: а между тем как жалкими и бледными представляются все композиции великих мастеров церковной музыки перед этими потрясающими звуками, не подсказанными наукою, а вынесенными прямо из души, насквозь проникнутой тем чувством, с которым должно славословить Господа. Строгие контрапунктисты должны бросить свои теории и руководства перед этим пением, в прах повергающим всякое человеческое искусство...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Блажен муж пелось тоже Бахметевским напевом с тройным аллилуиа после каждого стиха, и однако пение 1-й Славы, т. е. 1, 2 и 3-го псалмов, заняло только около 10 минут; это благодаря живому антифонному пению: второй хор начинал свой стих, когда первый еще оканчивал свой. Вторая и третья Славы 1-й кафизмы, т. е. псалмы 4–8, пелись на тропарный напев 1-го гласа (обычный), т. е. как поются на литургии изобразительные псалмы. В этом, кажется, была ошибка руководителя пения: следовало петь стихирным напевом, так как тропарный напев начинается на бдении только по Ныне отпущаеши и далее безраздельно господствует (в седальнах и ипакои) почти до канона. Зато в пение этих 5 псалмов введена была трогательная особенность: на основании древнего устава пения кафизм (см. выше, с. 633) каждый стих псалма делился в пении между двумя хорами, т. е. правый хор пел первую половину каждого стиха, а левый – вторую. Так как библейская поэзия основана на параллелизме членов, т. е. в каждом стихе псалма вторая половина его заключает параллельную мысль к первой, развивает и дополняет мысль первой, то эта манера пения прямо ошеломляла мысль неожиданными идеями и сопоставлениями. Напр. Правый хор: «Пожрите жертву правды левый и уповайте на Господа, правый Мнози глаголют: кто явит нам благая? левый знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» ( Пс. 4:6:7 ). правый «Овцы и волы вся левый еще же и скоты польския» ( Пс. 8:8 ). Ектении по 1 и 2 Славе произносил священник, а по 3-й диакон. К «Господи воззвах» зажжены были свечи пред иконами, и храм сразу принял более торжественный вид; до сих пор горели только лампадки, и был полумрак. «Господи воззвах», пред которым был возглашен глас, пели большим знаменным распевом; части первых двух стихов пелись соло басом, а весь хор припевал на положенных местах (чаще, чем в обычном напеве) «Услыши мя Господи». Остальные стихи псалмов 140 и 141 пелись речитативом, как в Киево-Печерской лавре. Стихиры воскресные пелись Бахметевским напевом, но 6 минейных стихир спеты были на положенные подобны (лаврским напевом), ввиду чего пред каждой группой возглашен был подобен: пред первой – «Яко добля», пред второй – «О преславнаго чудесе». Бесполезно говорить тому, кто не слыхал этих напевов, о всей их красоте, величии и умилительности. Заметим только, что на слова стихиры св. мц. Стефаниде: «привязана же двема разделилася еси финикома и возлетела еси к Богу яко врабий», пришлись ноты, так выражавшие и весь ужас этой пытки (разрывание человеческого тела двумя нагнутыми, а потом выпущенными из рук деревьями), и всю победу над ней великого духа мученицы, что не мог не задрожать всякий, кто в состоянии был расслышать эти слова и убедиться, как весь их ужас передан был музыкой. Впечатление от напевов усиливалось тем, что стихиры, как и все песнопения на всенощной, пелись без канонарха (и в Киево-Печерской лавре лучшие стихиры «самогласные», например, на Рождество Христово, Успение, Благовещение, поются без канонарха). На положенном месте лики сошлись.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010