Непосредственно за псалмами следует чтение великого славословия. После канона и «Достойно есть», Трисвятого по «Отче наш» хор поет: «Господи сил, с нами буди» (на 6 глас) со стихами. Затем читается «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время», «Честнейшую Херувим». И молитва святого Ефрема Сирина.    После Трисвятого по «Отче наш» — «Господи, помилуй» (12), «Нескверная, неблазная», «И даждь нам, Владыко» и прочее. Затем творится отпуст.    Устав великого повечерия во Святую Четыредесятницу излагается в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе, гл. 49 («Последование 1 седмицы» под 25 марта ), а также в храмовых главах. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ    1 часть. Священник в епитрахили перед царскими вратами при закрытой завесе творит начало: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный» по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12), «Приидите, поклонимся» и псалом 69 «Боже, в помощь мою вонми».    Псалом 69 читается здесь только в первые четыре дня первой седмицы Великого Поста, и после него читается канон святого Андрея Критского, разделенный на четыре части, читаемые соответственно в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы. Псалом этот читается также в начале третьей части Великого повечерия, а здесь, в начале, после «Приидите, поклонимся» читаются только 6 псалмов (читаются всегда).    Псалмы 4,6,12,24,30 и 90. «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (3). «Господи, помилуй» (3). Хор: «С нами Бог, разумейте языцы» («громко и со сладкопением») со стихами и припевом: «Яко с нами Бог» (в Киево-Печерской Лавре «С нами Бог» читалось). Чтец: «День прешед, благодарю Тя, Господи», «Верую». Священник (перед царскими вратами): «Пресвятая Владычице Богородице» (с поклонами). Хор повторяет тропари. Чтец: Трисвятое по «Отче наш»; тропари — в понедельник и среду: «Просвети очи мои» и прочее, во вторник и четверг: «Невидимых враг моих» и прочее.    Субботнее великое повечерие (совершается в пятницу вечером) имеет свои особые тропари.    На повечерии в пятницу вечером 1 седмицы читается тропарь мученика «Велия веры исправления».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

132 Накануне Благовещения, как видно из предыдущего, поется иногда вседневная, но не великая вечерня. В этом случае не полагается никакой кафизмы (Типик., л. 202). 133 Когда накануне Трех святителей, накануне храмового святого, накануне 24 февр. и 9 марта отправляется вседневная, а не великая вечерня, то кафизма полагается также рядовая, но не всегда: если память полиелейного святого (24 февр. или 9 марта) празднуется в Сыропустный понедельник, в понедельник 2, 3, 4 и 5 седмиц Великого поста и в Сыропустную субботу, то на вседневной вечерни, предшествующей сим дням, полагается 1 антифон 1 кафизмы. 134 На том же основании, т. е., что накануне было бдение, отменяется кафизма на вседневной вечерни, бывающей накануне понедельника (Типик.. гл. 17) и всякого другого седмичного дня, пред которым был праздник с бдением, как и сказано в последовании 8 сентября: «кафизма не глаголется на вечерни, труда ради бденного. Сице убо творим и на всяк праздник, егда бывает бдевие». – Но это положение не простирается на великую вечерню, предшествующую воскресному дню: на ней, как выше сказано, всегда стихословится вся кафизма, хотя бы накануне субботы было бдение; так, на день Нерукотворенного образа 16 августа, если этот праздник случится в воскресенье, в субботу вечером положена кафизма, хотя накануне субботы ради праздника Успения Божией Матери совершается биение. 135 Исхождение иерея из алтаря после закрытия завесы царских дверей непосредственно пред началом повечерия бывает только на великой вечерни; на вседневной же иерей выходит из алтаря еще до окончания вечерни, где и остается до начала повечерия. 137 Песнопение: Достойно есть.., следует ли заменять задостойником, когда он полагается? Типикон дает основание для замены: на повечерии накануне понедельника св. Духа он указывает ирмос 9 песни канона (л. 379); но в последовании недели Антипасхи л. 380, и Самаряныни, л. 370 на об., указывает только на «Достойно», а о замене песнопением: «Светися, светися», ничего не говорит. 139 За сим по Часослову следует отпуст с предшествующими ему молитвословиями; но по указанию издания Киево-Печерской лавры: «Последование вечерни, полуношн. и утрени», л. 21, в этом месте следует произносить ектению: Помилуй нас, Боже... Еще молимся о еже сохранится... и возглас: Услыши ны, Боже... Ектению и возглас мы поместили в последовании вседневной полунощницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

43 Без фелони, т. е. сняв ее прежде выхода на солею (с целованием креста вверху ее) и выйдя на солею, северною дверью, в епитрахили и поручах. 44 Исполняют их на известные в современных обиходах напевы или используют при этом напев Киево–Печерской лавры, уже расширенный, или же дают читать эти, дополнительные, стихи псаломщику. 45 Перед выходом северной дверью на чтение светильничных молитв иерей целует край святого престола, также и по входе южною дверью в алтарь после чтения молитв, он целует край престола. 47 Если диакон один на солее, то поклоны он творит перед царскими вратами, если же на солее еще находится и священник, то диакон творит поклоны перед иконой Богоматери, а священник в это время стоит пред иконой Спасителя. 49 Диакон после великой ектении может остаться и на солее, ожидая времени малой ектении после пения 1–го антифона 1–й кафисмы. 53 Если есть канонарх, то он предначинает пение словами: «Глас такой–то, Господи, воззвах к Тебе, услыши мя». 54 Одни обиходы указывают особые напевы для каждого гласа, другие же единый напев для всех гласов. Кроме того эти стихи может читать чтец. 55 По некоторым традициям диакон произносит перед благословением священника еще и слова: «Господу помолимся». 60 Указывается порядок пения стихир при праздновании в неделю одного малого святого (т. е. святого «без знака»). 61 Может быть и один, тогда он исполняет указания для первого свещеносца. По Типикону это чтецы, но свещеносцами могут быть два пономаря, или чтец и пономарь. 62 В некоторых храмах свещеносцы спускаются вниз солеи против царских врат, и поднимаются на солею уже при пении «Свете тихий». 64 По иному обычаю диакон, после входа иерея в алтарь выходит еще царскими вратами на солею, там кадит предстоящих, и, затем, войдя в алтарь, окадив правую сторону престола и иерея, становится на левой стороне горнего места. 69 Обычно диакон не успевает окадить весь храм, и поэтому после каждения алтаря и иконостаса, он сразу идет в притвор. 71 Устав предписывает петь стихиры на стиховне обоим ликам вкупе, при шествии из притвора в храм, ныне же лики на литию в притвор не исходят.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

- Это наш европейский выбор! - ответил насквозь промокший батюшка. - А разве Турция - это уже Европа? - Но она же в НАТО… Окончания церемониала дождались только приглашенные в ВИП-ложу, среди которых не оказалось Юлии Тимошенко. Говорили, что приболела. Но, скорее всего, болезнь у нее была исключительно политическая. Во-первых, в одной ВИП-ложе с бывшим соратником она уже по определению не может находиться. Во-вторых, предусмотрительная премьер правильно рассудила, что накануне президентской кампании лучше не встревать во внутрицерковные разборки. А пока Софийскую площадь поливал дождь и Национальная академическая капелла " Думка " исполняла хоралы местных композиторов - восхитительно, надо сказать, исполняла! - в самой Софии Киевской накрывали столы к торжественному приему от имени президента Украины и Вселенского патриарха. И опять не по-православному, а в стиле барбекю. Два патриарха Согласно официальной киевской статистике, больше тридцати процентов украинских верующих заявляют о своей принадлежности к УПЦ Киевского патриархата. На втором месте атеисты - порядка двадцати шести процентов. И только на третьем - чуть больше двадцати процентов - сторонники УПЦ Московского патриархата. Однако личные наблюдения дают пищу для сомнений в правдивости этой цифири. О времени прибытия патриарха Московского и Всея Руси Алексия II сообщений не было. Мы, например, узнали " пароли и явки " из рукописной листовки на одной из троллейбусных остановок. Не видно было и организованных колонн. Тем не менее в Киево-Печерской лавре и окрест нее народу оказалось куда больше, чем на официальной церемонии с участием Варфоломея I. Кстати, протокол встречи Алексия II больше соответствовал церковным канонам. Да и обстановка была куда сердечнее. Окончательная же расстановка сил в духовно-политической жизни Украины проявилась во время праздничной литургии подле монумента Святому Владимиру. После приема, какой оказали Алексию II православные Украины на Владимирской горке, у Вселенского патриарха Варфоломея I должно было напрочь исчезнуть искушение поучаствовать в дележе " пирога " общеславянского православия. Неуютно себя чувствовал и Виктор Ющенко, который, впрочем, очень быстро покинул торжества. Якобы для того, чтобы посетить районы Западной Украины, попавшие под наводнение. Была и другая причина: затеянная Ющенко интрига трещала по швам. И настолько сильно, что дикторы, комментирующие литургию, невзирая на святость момента, неожиданно вспомнили, будто в быту князь Владимир был не таким уж благочестивым - имел двенадцать официальных жен и более восьмисот наложниц, которых разместил в выстроенных вокруг стольного града гаремах. К чему бы это?..

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В первую очередь Володимир решил обеспечить свою личную безопасность, а следовательно, и относительную независимость от Денисенко. В апреле 1995 года «патриарх» обратился в органы внутренних дел с просьбой выделить ему охрану. В своем заявлении правоохранительным органам он отмечал, что подвергаетсяя грубому нажиму со стороны Филарета и его окружения, упоминал об обширных связях последнего с госструктурами и преступными группировками Киева. Романюк высказал предположение о том, что Денисенко пытался отравить его, так как переход на отдельное от него питание улучшил его самочувствие Накануне состоявшегося 20 мая Синода УПЦ-КП «патриарх» вновь обращался в органы МВД с просьбой обеспечить его безопасность, так как боялся реакции Филарета: Володимир намеревался упразднить совершенно неканоническую должность «заместителя патриарха», занимаемую Филаретом. С 19 по 21 мая Романюк круглосуточно охранялся сотрудниками УБОП, что было весьма нелишним. Приспешники Филарета организовали манифестации вокруг резиденции, скандировали оскорбления в адрес Володимира и угрожали расправой. Пикеты «филаретовцев» блокировали выходы из резиденции, а сторонники Денисенко из числа автокефального «духовенства» ворвались в «патриаршую» резиденцию, чтобы заставить Володимира отказаться от своих намерений. В разговоре с ним они вели себя грубо и неоднократно оскорбляли его. Пикеты с лозунгами, полными угроз и оскорблений, ожидали Романюка и у места проведения Синода Феодосиевского храма на Печерске. Причем имелся и плакат такого содержания: «Мы хотим видеть патриархом Филарета». Вновь попытку вмешательства в работу Синода предприняли депутаты Червоний и Мулява 28]. «Патриарх» Володимир уведомил Филарета о прекращении его деятельности в качестве «заместителя патриарха» в связи с грубым нарушением субординации в «церкви»( до предстоящего «архиерейского собора»). Денисенко в ответ заявил, что этот указ о лишении его поста «заместителя» неправомерен канонически Удивляет подобная забота Филарета о канонах на фоне всей его биографии, свидетельствующей, напротив, о систематическом грубейшем попрании православных канонов.

http://sedmitza.ru/lib/text/440085/

К этому же периоду, с 1166 (?) по 1183 г., поскольку в Житии нет упоминания о перенесении мощей в Венгрию, относится создание на греческом языке Жития византийским историком Георгием Скилицей. Хотя греч. текст не сохранился, известны 26 списков его слав. перевода, сделанного, вероятно, в Средеце (о списках см.: Ангелов. 1977. С. 56-60; Томова. 2008. С. 150-151). Сведения Анонимного Жития и версии Скилицы, сопровождаемые авторскими комментариями, объединены в пространное Житие, составленное патриархом Тырновским Евфимием после 1371 г. Оно написано в соответствии с метафрастовскими традициями экспрессивным поэтичным языком и имеет стройную композицию. Целью составителя было «достойнолепно» рассказать о богоугодной жизни и подвигах И. Р., т. к. ранее о нем рассказывали «безыскусно и грубо». Как последователь исихазма автор уделяет внимание мистическим переживаниям святого, а как патриарх делает акцент на отношениях между царской и церковной властями и сообщает все известные ему исторические факты о перенесениях мощей. Существуют 14 списков (в их числе - ранний, т. н. Зографский, кон. XIV в.), к-рые условно делятся на 2 редакции. Зографский список Жития И. Р. был напечатан в 1671 г. в Киево-Печерской лавре. Дополнением к Житию, написанному Евфимием, является т. н. Рильская повесть Владислава Грамматика, подробно рассказывающая о перенесении мощей святого из Тырнова в Рильский мон-рь в 1469 г. Эту повесть автор включил в составленный им в 1478-1479 гг. т. н. Рильский панегирик (Торжественник минейный на февр.-март с дополнениями; Болгария. Б-ка Рильского мон-ря. 4/8). Повесть дошла в 9 списках и 4 редакциях, из к-рых 2 (Рильская и Белградская) всегда сопровождали Житие, написанное Евфимием, а 2 распространялись самостоятельно. Благодаря интересу автора к подробным описаниям исторических событий, их участников и мест Рильская повесть является новым этапом в болг. лит-ре. Созданное современником Владислава Грамматика Димитрием Кантакузином между 1469 и 1479 гг. «Житие с малой похвалой» следует образцам тырновской агиографии и канонам ораторской прозы. Оно было составлено на основе Житий, написанных Георгием Скилицей, патриархом Евфимием, и рассказа Владислава Грамматика в связи с установлением ежегодных празднований в Рильском мон-ре возвращения мощей из Тырнова и включено в состав того же Рильского панегирика. Известно лишь в одном списке. Риторические вступление и заключительная похвала обрамляют повествование, в к-ром при сильно сокращенной фактологии акцент сделан на размышлениях об истории обители и о возвращении в нее мощей.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Если же в результате прений выносившееся решение все равно не устраивало какую-либо сторону, то прение переносилось в Византию, в патриарший или императорский суд 21 . Греческие архиереи, несомненно, знали о своем праве апелляции и успешно пользовались им. Что же касается русского (по происхождению) епископата или русских князей, то примеров их обращения с апелляционными прошениями не так много. С большей или меньшей уверенностью можно говорить о том, что таковым правом воспользовались еп. Нифонт Новгородский 22 , Андрей Юрьевич Боголюбский и его выдвиженец Феодорец, получивший рукоположение в Константинополе 23 . Не способствовала усилению власти митрополитов и политическая ситуация на Руси, где епископ находился в большей зависимости не от воли киевского первосвятителя, а от княжеской власти и изъявлений элит своих кафедральных городов. Если же суд совершался в Киеве, то, вероятно, последнее слово в организации судеб ного слушания, вынесения вердикта и приведения приговора в исполнение также оставалось за княжеской властью первопрестольного града 24 . Данное обстоятельство могло придавать древнерусскому церковному суду черты инквизиционного процесса. В некоторых случаях это могло иметь для обвиняемых счастливые последствия. Например, такое положение князя не позволило Клименту Смолятичу совершить суд над епископом Нифонтом. Изяслав Мстиславич отказал своему любимцу в организа ции суда над властным и самоуверенным новгородским архиереем [Киево-Печерский Патерик, 2004, 352–353]. Иной вопрос, что описанная особенность церковного суда не соответствовала канонам, а порой и вступала с ними в противоречие. Тем не менее, участие князей в церковных судах на Руси остается малоизученной темой. Поэтому причины появления такой формы суда не ясны. Отмеченное участие князей в церковном суде – естественный этап развития церковной и политической жизни на Руси? Или же происходившее объяснялось южнославянским и западным влияниями, подобными тем, что наблюдались в Новгороде в период служения там архиепископа Геннадия, вдохновленного «успехами» «франков», а именно «шпанского короля», в борьбе с еретиками и практиковавшего у себя инквизиционные формы расправы над еретиками [ Геннадий Новгородский , 1880, 775–776; Грекулов, 1964, 13–14]?

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-prav...

Участники конференции показали фотографии современных икон, напрямую иллюстрирующих отход от традиции и полное непонимание символики святых образов. Например, — изображение Богоматери «Футбольной», где Богомладенец изображен с мячом в руках (в преддверии чемпионата Европы по футболу, это икону на Украине благословил один из католических епископов). Также было показано множество очень низких по качеству живописных изображений Богоматери и святых, широко распространенных в христианских храмах. Эксперты также продемонстрировали на конференции богатую коллекцию примеров, как постепенно принципы актуального искусства, вторгаясь в пространство храма, разрушают его изнутри. Были представлены доклады, в которых подробно анализируются положения Второго ватиканского собора и их влияние на развитие искусства католической церкви. Кроме того, иконописцы представили подробный анализ положений VII Вселенского собора, который положил конец иконоборчеству и сформулировал догмат об иконопочитании. В свою очередь член союза художников России, скульптор-реставратор, настоятель храма священномученика Климента протоиерей Леонид Калинин напротив, привел пример гармоничного сочетания художественного таланта и ясного понимания канона в иконописи: творчество монахини Иулиании (Соколовой). По мнению отца Леонида, такое явление в столь непростые для Церкви советские годы стало возможным благодаря личному христианскому подвигу тайной монахини, ее глубокой религиозности. В рамках конференции в Международном фонде славянской письменности и культуры до 5 февраля проходит выставка работ преподавателей и студентов ПСТГУ, православного института «Со-действие» и иконописной школы имени иконописца Алипия Печерского «Прикладное церковное искусство — традиции и современность». 28 января 2013 г. Рейтинг: 6 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/59058.html

Слав. ркп. XIV в.: «И стихословим Блажен муж, антифон 1 поем в присный глас 8, третий же псалом поем выше малы; антифон 2 и 3 на настоящий глас»; позднейшие ркп. (XV-XVI в.): «И поем Блажен муж с пением на гл. 8 и прочая 2 слава на глас Октоиха» (курсива в нек. ркп. XVI в. нет) 2154 . Старообр. уст.: «стихологисуем Псалтирь на гл. 8. Указ на великой вечерни на колко строк поется Блажен муж, 1-ю славу. Правый крылос начинает: Блажен муж, аллилуиа. Таже поет меньший певец правый: Иже не иде на совет нечестивых, аллилуиа. Л (евый): И путь нечестивых погибнет, аллилуиа. П (равый): На Господа и на Христа Его, аллилуиа. Л . Блажени вси надеющийся Нань, аллилуиа. П . Воскресни Господи, спаси мя Боже мой, аллилуиа. Л . И на людех Твоих благословение Твое, аллилуиа. Правая страна: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, аллилуиа. И ныне, левая, аллилуиа. Правая поет аллилуиа 3. На третьем же псалме воздвизаем мало повыше. 2-ю же и 3-ю славу поем на глас дню» 2155 ; по этому уставу, следовательно, поются части стихов Пс. 1, 1 и 6 (последнего стиха), Пс. 2, 2 и 12 – последнего. Пс. 3, 8 и 9 (двух последних), большей частью концы стихов, но в Пс. 1, 1 и Пс. 3, 8 первая половина стихов (должно быть, из-за длины этих стихов они делились для пения на две части, как и Пс. 2, 12 : Блажени вси надеющийся Нань; начало поемого стиха, может быть, произносилось канонархом, а хор только оканчивал стих, как ныне делается в Киево-Печерской лавре. Но музыкальная традиция других напевов для Блажен муж (кроме киевского лаврского) требует пения целого стиха. В сравнении со старообрядческим уставом эти напевы не имеют стиха «На Господа и на Христа Его» и заменяют его стихом 11-м: «Работайте Господеви»; таким образом, из 2 пс. поются, как и из 3-го, два последние стиха, но не целые. Малая ектения на вечерней кафизме Особую торжественность первой кафизме сообщает и то, что после каждой славы ее полагается ектения, тогда как на утрене ектения положена лишь после целой кафизмы, а на будничной утрене после кафизмы и совсем не бывает ектений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

209 Святыни Киева, стр. 47. В описании лавры сказано (стр. 109), что «св. Меркурий епископ смоленский убит Батыем в 1247 г. и памят. его 24 ноября». – Но здесь смешан смоленский епископ Меркурий со смоленским муч. воином Меркурием, которого память 24 ноября. – Впрочем не сомневаемся, что св. епископ смоленский Меркурий был тот самый епископ смоленский, о котором упоминается в летописях при нашествии Батыевом 1238 г. без имени его. Считать же его, как считает ист. иер. 1, 324, преемником епископа Симеона, упоминаемого в 1197 г. (собр. л. 1, 150. 151), не дозволяет житие пр. Аврамия смоленского, где преемниками Симеона оказываются Игнатий и Лазарь. 212 Мощей преп. Сисоя и Алексия еще нет ни у Кальнофойского, ни у Гербиния, тогда как у последнего видим преп. Онисима, которого еще нет у Кальнофойского; см. пр. 208. Ныне известны два канона преподобным Антониной пещеры: один Мелетия Сирига, нап. в акафистнике К. 1674 г. другой – неизвестного, нап. в службах преподобным печерским, К. 1855 г. Так как преп. Сисоя воспеваемого в последнем каноне, не видно у Гербиния: то это дает видеть, что этот канон написан после 1675 г. Песни преподобным Антониевой пещеры кик Сиригом, так и неизвестным, составлены без сомнения по надписям досок, закрывавших пещеры почивших. Не многие из таких досок, закрывавших устья пещер в Феодосиевой пещере, известны и ныне. См. авг. 28. пр 161. 215 Христианские древности. Прохорова тет. 1. 1862 г. Сарахова о русском иконописании, Спб. 1859 г. 218 Канон преподобным, К. 1855 г. Так как ныне нет открытых мощей ни пр. Евстафия, ни Матфея и Ефрема, которых однако воспевает канон: то канон неизвестного, хотя написан после 1675 г. (прим. 212), но сочинение надобно относить к концу 17 в. 219 Об этом говорит и Гербиний. Kiovia Subterranea р. 69. 70. По виду пещеры Кальнофойского на западной линии, не вдали от трапезы, почивали очень многие преподобные – Иезуит Алонзий Кулеш в своем сочинении. Wiara prawoslawna, Warsaw 1710 признает ρ. 72–81 печерских подвижников святыми (swietemi), только как иезуит усиливается доказать всеми неправдами, что «святые печерские киевские» были в соединении с римскою церковию, – были униатами. – Сочинение г. Кулеша издано с двумя одобрениями, с одобрением Товия Арента, начальника иезуитов Литвы и виленского бискупа Константина Бржостовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010