1418–1422; память 12 мая); Варлаам Улейминский, Угличский († после 1460); Севастиан Пошехонский (Ток. 1500; память 18 декабря); Паисий Угличский († 1504; память 6 июня); Адриан Угличский († после 1504; память 26 августа); Боголеп Угличский (XVI; память 22 августа); Кассиан Грек, Угличский († 1504; память 2 октября); Вассиан Угличский, Рябовский († 1509; память 12 февраля); Игнатий Прилуцкий, в миру князь Угличский Иоанн († 1523; память 19 мая); Даниил Переяславский († 1540; память 7 апреля); Леонид Пошехонский († 1549; память 5 марта); Киприан Тропский, Ярославский († до сер. XVI); Герасим Болдинский († 1554; память 1 мая); Геннадий Любимоградский, Костромской († 1565; память 23 января); Игнатий Ломский († 1591; память 28 декабря): Исаакий Ломский († кон. XVI – нач. ХШ; память 28 декабря); Иринарх, затворник Ростовский († 1613; память 13 января); Дорофей Югский, Ярославский († 1622; память 5 июня); Иларион Югский, (XVIII; память 5 июня); Никодим Кожеезерский († 1640; память 3 июля); Дионисий Переяславский († 1645; память 15 апреля); Иоаким Шартомский († сер. XVII); Корнилий Переяславский († 1693; память 22 июля); Кирилл, схимонах Борисоглебский; Пимен, затворник и верижник Ростовский (XVII; память 26 августа). Мученики Василий Мангазейский († 1602; память 22 марта) Преподобномученики Адриан Пошехонский († 1550; память 5 марта); Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братии и 200 мучеников мирян, Угличские († 1608; память 1 октября); Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею († 1609; память 10 апреля); Антонин, игумен Покровский, Герасим архимандрит, Евфимий и Варсонофий священноиноки и иноки Макарий, Матфий, Вассиан, Гурий, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет, Геласий, Иосиф, Вассиан, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосии, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с ними 1000 мучеников мирян, Угличские († 1609; память 24 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2. “Собор” новгородско-псковских святых: Варлаам Хутынский, Антоний Римлянин, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Евфросин Псковский. 3. Преподобный Сергий, его ученики и “собеседники”: Никон Радонежский, Федор Симоновский, Савва Сторожевский, Андроник Московский, Стефан Махрищский, Афанасий Высоцкий, Димитрий Прилуцкий, Павел Обнорский. 4. Святые Белозерья, Спасо-Каменного острова и Комельского леса (“Северная Фиваида”): Кирилл и Ферапонт Белозерские, Корнилий Комельский, Геннадий Костромской, Сергий Нуромский, Григорий Пельшемский, Григорий и Кассиан Авнежские, Евфимий и Харитон Сянжемские, Дионисий и Амфилохий Глушицкие (в одном ряду с которыми упомянут также Антоний Сийский). 5. Святые средней полосы России: Авраамий Ростовский (во 2-й ред. добавлен также Авраамий Смоленский), Никита Переяславский, Макарий Калязинский, Макарий Унженский. 6. Соловецкие святые: Герман, Савватий и Зосима . 7. Другие преподобные: Александр Свирский, Евфимий Суздальский, Пафнутий Боровский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек. 8. Лик святителей: — Петр, Алексей и Иона — митрополиты московские, — Никита, Иоанн и Евфимий — святители новгородские, — Исаия Ростовский, Иоанн Черниговский, Антоний Юрьевский и Лука Белгородский (епископы, упомянутые в Киево-Печерском патерике), — Леонтий Ростовский, Стефан Пермский и Гурий Казанский — “просветители” языческих народов, — Геннадий Новгородский — борец за чистоту православной веры, — митрополит Филипп и патриарх Гермоген, — Марк Ефесский и Григорий Солунский (вселенские защитники Православия). Ниже прилагается Похвальное слово русским преподобным соловецкого инока Сергия (Шелонина) по списку РГИА, ф. 834, оп. 2, 1319 (список С) с восполнением утраченных фрагментов по дефектному списку РНБ, собр. Русского археологического общества, 15 (список А), которые передаются курсивом. Список сокращений РГИА Российский государственный исторический архив. Российская национальная библиотека. Труды Отдела древнерусской литературы. ФИРИ РАН Архив СПб. филиала Института русской истории Российской Академии наук.

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

     Двое из учеников Нила были канонизованы: Кассиан Учемский и Иннокентий Комельский. Первый был родом грек, в мире князь Манкупский, который, постригшись в Ферапоптовом монастыре на Белоозере, основал свой собственный Учемский монастырь в пятнадцати верстах от Углича (1504 или 1509). Иннокентий Охлябинин был любимым учеником Нила, спутником его странствий но святым местам Греции. Оставив скит преподобного Нила, он ушел в Комельский лес (Вологодской губернии), где, после долгого пустынножительства, основал скит для своих учеников. Своею рукою он переписал Нилов " Устав " , снабдив его своим " Надсловием " и " Пристежением " . Скончался он задолго до смерти своего учителя, в 1491 г. Подробное житие его погибло вместе с житием Нила от татарского разорения в 1538 г. Но и в его краткой редакции видим истинного ученика Нилова: " Нравом смирен и образом кроток, и в божественных писаниях трудолюбие поучашеся и всем умом испытуяще " .      Другой великий Комельский подвижник Корнилий († 1537) в своем " Уставе " и в своей жизни сочетал черты Нилова и Иосифова благочестия, с преобладающим влиянием Нила. Можно было бы говорить об эклектизме его направления, если бы житие его не давало образ большой цельности и самобытности. Ростовец родом, он вместе со своим дядей двенадцати лет ушел в Кириллов монастырь, где и постригся. Вериги и тяжелые труды – " кто не знает Кирилловские хлебни? " – не мешали ему заниматься списыванием книг. К преподобному Кириллу и его обители он относился всю жизнь с благоговейным уважением.      Духовное странничество, один из первых примеров которого явил на Руси Корнилий, привело его сначала в Новгород к архиепископу Геннадию, другу Иосифа, потом, через тверские монастыри, в Комельский лес. Лишь на шестидесятом году жизни, после многих трудов и опасностей, отшельник соорудил первую церковь во имя Введения для своих учеников. Однако не скит, а киновию строил Корнилий на старости лет, со строгим общежитием и уставом. Для своей киновии Корнилий не искал сел и имений: сам с монахами неустанно корчевал и распахивал девственный лес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

И Господь наградил Святителя при жизни многими добродетелями и после кончины он был прославлен в дни великого юбилея Русской Церкви — 1000 летия Крещения Руси. 1 Воронец Е. Об ангелах хранителях и о подражании современным святым. Харьков, 1877. Следует отметить, что различие между Ангелом-хранителем и Небесным покровителем у нас утратилось. Поэтому в день именин, то есть празднования святого подвижника, традиционно поздравляют с днём Ангела (!). В понедельник же, день недельного прославления бесплотных сил, или в праздник Собора небесных сил (8 ноября) мы почему-то не вспоминаем своих Ангелов-хранителей. Можно привести такое важное высказывание святителя Феофана Затворника (†1894; пам. 10 янв.): “Как вы относитесь к Ангелу Хранителю, — добре. Но Ангел одно лицо, а святой соименный — другое. Что они одно — это спиритская выдумка”. — Собрание писем святителя Феофана. М., 1899. Вып. 6. С. 14. 2 Протоиерей Г. Дебольский. Православная Церковь в её Таинствах, Богослужении, обрядах и требах. М., 1993. С. 77. 3 См. Священник П. Веретенников. Первосвятительская деятельность Макария, Митрополита Московского и всея Руси (†1563)//Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1980–1981. 105–108. С. 234. Прим. 1. 5 О почитании Архангела Михаила на Руси см. Тихомирова К. Г. Героическое сказание в древнерусской живописи//Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв. М., 1970. С. 7–28; Мальцев М. В. Почитание св. Архистратига Михаила в Русской православной традиции. 2. Св. Архистратиг Михаил — Небесный покровитель русских князей//Православие и русская народная культура. М., 1995. Вып. 5. С. 91–131. 7 Сазонов С. В. Монашеское имя Александра Невского и традиции монашеского имянаречения в средневековой Руси//Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1994. Вып. 6. С. 16–24. 8 Приведём примеры переименований русских святых за сентябрь-ноябрь месяцы по труду архиепископа Филарета Черниговского “Жития святых”: преподобный Иосиф Волоцкий в миру Иоанн; преподобный Афанасий Высоцкий в миру Андрей; преподобный Никандр Псковский в миру Никон; преподобный Галактион Вологодский в миру Гавриил; преподобный Ефрем Перекомский в миру Евстафий; преподобный Кассиан Угличский Грек в миру Константин; святитель Дионисий Суздальский в миру Давид; преподобная Евпраксия Псковская в миру Евфросиния; преподобный Иов Почаевский в миру Иоанн; святитель Димитрий Ростовский в миру Даниил; преподобный Авраамий Ростовский в миру Аверкий; святитель Иона Новгородский в миру Иоанн; святитель Герман Казанский в миру Григорий; преподобный Филипп Иранский в миру Феофил; святитель Митрофан Воронежский в миру Михаил; преподобный Диодор Юрьегорский в миру Диомид и т.

http://pravmir.ru/duhovnyiy-obraz-svyati...

Представляется, что «чрево Богородицы», литургическим символом которого является кадило, не нашло себе адекватной замены в новых четьих переводах. Хотелось бы также остановиться на употреблении слова «Мессия», которым некоторые переводчики заменяют греческое χριστος. Слово μεσσιας встречается в тексте Нового Завета дважды, оба раза в Евангелии от Иоанна: в речи Андрея Первозванного и жены-самаряныни оба раза отмечается, что «Мессия» значит «Христос». Ин.1:4 обретохомъ мессию, еже есть сказаемо христосъ. Ин.4:25 вемъ, яко мессиа приидетъ, глаголемый христосъ. Но вот предлагается следующий перевод в ст. 4. гл. 2-й Евангелия от Матфея, где мы читаем:: και συναγαγων παντας τους αρχιερεις και γραμματεις του λαου επυνθανετο παρα αυτων που ο Χριστος γενναται. И собрав вся первосвященники и книжники людския, вопрошаше от них: где Христос раждается; Канонические Евангелия: Собрав всех первосвященников и учителей Закона, он спросил у них, где надлежит родиться Мессии. Перевод Института Библии в Заокском: Собрал царь всех первосвященников и книжников народа и стал спрашивать у них, где должен родиться Мессия? Отметим, что вопрос о рождении Христа вложен в уста царя Ирода, человека властного, но религиозно индифферентного. А теперь сравним два комментария к этой весьма непростой фразе: 1) «Но волхвы не сказали, что ищут Христа, как же Ирод спрашивает о Христе? Так как он давно уже слышал, что должен родиться Христос, Царь Израиля, а теперь, слыша, что в Иудее родился царь, и что звезда открыла Его персам, понял, что это и есть так называемый Христос. И созывает первосвященников и книжников, как имеющих всегда на устах пророческие книги и изречения (Курсив авт.), где Христос раждается, то есть в самом месте земли он находится, потому что раждается. Они называют место и приводят, как свидетеля, пророка. Должно знать, что яснее других Даниил написал, что Христос есть Бог» 858 . Здесь, во-первых, дается психологическое обоснование вопроса Ирода о Христе, далее, здесь акцентируется божественность Христа, и, наконец, здесь объясняется форма praesens indicativi в реплике Ирода: где Христос раждается? Отметим, что этот вопрос Ирода является как бы вариантом литургической формулы, с которой начинается, например, Канон на Рождество Христово: «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите; Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Здесь основная мысль – Христос находится на земле, потому что раждается. Именно поэтому в вопросе Ирода нет модальности, как нет ее в церковнославянском переводе и у Константина Победоносцева . Епископ Кассиан и перевод Живого Потока используют здесь будущее время: «где родится Христос?», но все остальные переводы, в том числе Синодальный, вводят в текст модальность: «где должно родиться Христу?»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Кассиан был знатный грек и происходил из рода князей Мангунских. В мире он назывался Константином. О родителях князя Константина, о его жизни в детском и юношеском возрасте ничего не известно. Вероятно, еще в юных летах Константин отправлен был в Константинополь. Затем, когда в 1453 г. Константинополь взят был турками, он мог искать убежища в Италии, подобно Фоме Палеологу, князю морейскому, брату последнего византийского императора Константина, погибшего на стенах греческой столицы. Известно, что около 1472 г. Константин находился в Риме, при дворе папы, где в то время жил Фома Палеолог со своими двумя сыновьями и дочерью Софией, а также много и других знатных греков. Несмотря на свою близость ко двору римского первосвященника, благоверный князь Константин не изменил святой православной вере. В 1472 г. София Фоминична с пышной свитой отправилась в Москву для того, чтобы сочетаться браком с великим князем Иоанном Васильевичем III (1462–1505). Князь Константин вместе с другим греками сопровождал княжну Софию в Московское государство. Великий князь Иоанн с большим почетом встретил свою невесту и давал богатые дары всем прибывшим с нею, в том числе и князю Константину. Но тогда как прочие греки с радостью принимали великокняжеские подарки — города в управление и села в вотчины и занимали разные почетные должности в Московском государстве, благочестивый князь Константин отказывался от всего этого. «Господин великий князь! — говорил Константин, — и отечество свое я оставил Господа ради, и хочу того, что изволит Господь Бог и Пречистая Богородица». Его душа не лежала к тленному и скоропреходящему богатству мира сего. И жил Константин при дворе московского государя в великом смирении, и кротости, и тихости, и многом безмолвии. Так прошло несколько лет. Князь Константин сдружился за это время с угличским князем Андреем, братом великого князя Иоанна Васильевича, и воспринимал у него сына Димитрия. Но тревожная и шумная жизнь при великокняжеском дворе не по душе была благочестивому князю, склонному к созерцательной жизни инока. Великий князь назначает его поэтому владычним боярином к Ростовскому архиепископу Иоасафу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

ряда кодексов: ГРМ. БК 3268 (т. н. Христофорово Евангелие; см.: Турилов. 2003. С. 167. Сн. 12); РГАДА. Оболен. 76 (Псалтирь); РГБ. Фадеев. 56 (Апостол); ГРМ. ДР. гр. 17 (Псалтирь; см.: Турилов. 2004. С. 376, 388. Сн. 45; Шибаев. 2014. С. 118, 120-121). Шибаевым высказано предположение о наличии почерка М. еще в 2 сборниках: КБМЗ. 403; РНБ. Кир.-Бел. 19/1258. М. использовал разные типы письма, что определялось назначением переписываемых им книг: торжественным полууставом, близким к уставу, он писал богослужебные книги, беглым полууставом - тексты, предназначенные для келейного чтения. Один из текстов, написанных беглым полууставом, заканчивается припиской, в к-рой М. зашифровал свое имя цифровой тайнописью (РНБ. Кир.-Бел. 19/1096. Л. 155 об.). Из сохранившихся нескольких рукописей становится ясно, что он поручал своим ученикам копирование книг. М., заметивший способности писца Василия Мамырева, рекомендовал его Василию II в качестве каллиграфа и тем самым способствовал его карьере; в дальнейшем Мамырев занимал важные посты в администрации великого князя и играл значительную роль в гос. делопроизводстве ( Шевченко. 2014. С. 31-32). Среди учеников М. были Ростовский архиеп. Иоасаф (Оболенский) , прп. Кассиан Грек Учемский , блж. Галактион Белозерский . М. не был простым копиистом рукописных книг, он оказал значительное влияние на книжную культуру своего времени. М. сотрудничал с выдающимся книжником Евфросином Белозерским , который в своей работе использовал тексты, написанные М. Наставления прп. Кирилла в пересказе М., письменно зафиксированные Евфросином, стали, вероятно, основой начального фрагмента «Предания старческого новоначальному иноку» ( Шевченко. 2014. С. 146). М. способствовал общерус. канонизации преподобных Кирилла Белозерского и Сергия Радонежского, состоявшейся к 1448 г. ( Сизова. 2010. С. 80-89). Возможно, он предоставил Евфросину тексты тропарей, написанных к канонизации прп. Сергия Радонежского ( Шевченко. 2016). Рассказы М. могли послужить основой для составления Чудес прп.

http://pravenc.ru/text/2562430.html

Святитель Серапион. архиепископ Новгородский. Март, 16 1516 Преподобный Давид Серпуховский. Октябрь, 18 1520 Преподобный Геннадий Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1520 Преподобный Иннокентий Вологодский и Комельский. Март, 19 1521 Благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Вологодский чудотворец. Май, 19 1522 Праведная Гликерия дева, Новгородская. Май, 13 1522 Преподобный Пахомий, Кенский чудотворец. Январь, 6 1525 Преподобный Филипп Ирапский. Ноябрь, 14 1527 Мученик Иоанн Казанский. Январь, 24 1529 Преподобный Кирилл Новоезерский (По Прозванию Белый), Чудотворец. Февраль, 4 1532 Преподобный Макарий Оредежский. Август, 9 1532 Преподобный Александр Свирский. Август, 30 1533 Преподобный Иона Климецкий. Июнь, 6 1534 Преподобный Корнилий Комельский. Май, 19 1537 Преподобный Кассиан Комельский. Май, 16 1537 Преподобный Лонгин Коряжемский. Февраль, 10 1540 Преподобный Даниил Переяславский. Апрель, 7 1540 Преподобный Иродион Илозерский (Илоезерский). Сентябрь, 28 1541 Преподобный Стефан Комельский, Или Озерский. Июнь, 12 1542 Преподобная София, Суздальская чудотворица. Декабрь, 16 1542 Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, или Соловецкие. Июль, 3 1544 или 1561 Праведный Артемий Веркольский. Октябрь, 20 1545 Преподобный Лаврентий Комельский. Май, 16 1548 Преподобный Зосима Ворбозомский. Апрель, 4 ок.1550 января. Преподобный Афанасий Сяндемский. Январь, 18 1550 Преподобный Арсений Комельский. Август, 24 1550 Преподобный Адриан Ондрусовский. Август, 26 1550 Преподобномученик Адриан Пошехонский. Март, 5 1550 Преподобный Макарий Римлянин. Август, 15 1550 Мученики Петр и Стефан Казанские. Март, 24 1552 Праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Август, 2 1552 Преподобный Нил Столбенский. Декабрь, 7 1554 Преподобный Герасим Болдинский. Май, 1 1554 Святитель Иоасаф, митрополит Московский. Июль, 27 1555 Преподобный Максим Грек. Январь, 21 1556 Преподобный Антоний Сийский. Декабрь, 7 1556 Преподобный Никифор Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1557

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Церковь воспевает: «Избегая шума многомятежного мира, мудрый Савватий, ты поселился на пустынном острове, и в ладье телесной, при кротком дыхании всеоживляющего Духа, легко переплыл пучину житейскую, в которой мы теперь подвергаемся бурям и напастям; молись о душах наших»! 187 «Воссияла весна духовная в стране лютого мороза, когда ты, богомудрый Зосима, руководимый доблестным Германом, проник в незнакомые отоки моря, в селение Савватия, и там собрал множество подвижников, неусыпно прославляющих Господа». 188 Глава V Подвижники и основатели монастырей в конце XV и начале XVI века: преп. Мартиниан и ученик его блаж. Галактион; преп. Макарий Калязинский, Паисий Углицкий, князь Иоанн – Игнатий, Кассиан грек, Савва Крыпецкий, Александр Свирский , Корнилий Комельский и Кирилл Новоезерский. Прежде нежели приступим к изложению общецерковных и соединенных с ними гражданских событий при преемнике Uoahha III , обратим благоговейный взор на подвиги тружеников Божиих, насадителей иночества, основателей пустынных обителей, которые светили, как яркие светильники, среди лесов, болот и дебрей покрытой мраком земли Русской. В стране Белозерской доживал последние дни долгой своей жизни дивный подвижник Мартиниан, ученик преп. Кирилла Белозерского, основатель общежительной обители на безлюдном острове озера Вожа, а после преп. Ферапонта настоятель в монастыре его. Там подал он совет державному слепцу изгнаннику, Василию Темному, искать наследия, отнятого Шемякой, 189 и благодарный великий князь, возвратив снова престол, вызвал Мартиниана к себе и поручил ему игуменство в Лавре чудотворца Сергия. Искренно любя великого князя Василия и желая ему добра, преп. Мартиниан всегда прямо говорил ему правду. Однажды Василий поручил ему уговорить вельможу, удалившегося к Тверскому князю, возвратиться в Москву, и обещал, что тот не только будет прощен, но и получит награду. Боярин послушался преподобного, но, вместо почести, заключен был в темницу. Услышав о том, Мартиниан, немедленно явился к великому князю и сказал ему: «Таков ли праведный суд твой, государь! Ты продал грешную мою душу, лишив свободы того, кому ручался я за свободу душою моею.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Е. Г. Сосновцева Иконография Прп. Кассиан Грек. Икона. Ок. 1706 г. Артель Ф. Н. Рожнова. Запись 1853 г. (собор г. Углича) Прп. Кассиан Грек. Икона. Ок. 1706 г. Артель Ф. Н. Рожнова. Запись 1853 г. (собор г. Углича) Согласно Житию К., его 1-й образ был создан в 1659 г. «изуграфом» свящ. Симеоном, к-рый получил «хартицу» с записью о явлении преподобного игум. Ермогену. Дважды К. являлся иконописцу в ночном видении - с повелением выполнить образ, подобный изображению блгв. кн. Романа Угличского («в начертаниих кабы власы на главе велики суще, а брада доле князь Романовы, руса, а седины только чуть знати, в ризах княжеских, верх лазорев, исподняя риза багр красен»), и после создания иконы К. в схимническом облачении - для исправления рисунка бороды («долга до персей руса… а не черна ни надвое раздвоилася, но токмо яко сребром обложена зрящимися»; см.: УИХМ. Уг-15118. Инв. РК-588. Л. 81-88; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 594). Этот образ был послан мастером в Кассианову Учемскую пустынь (по сведениям прот. П. В. Васильевского, находился в Успенском соборе за левым клиросом, воспроизв. в окладе - Васильевский. 1905. С. 30). Прп. Кассиан Грек. Икона. Ок. 1787 (?) г., посл. треть XIX в. (ц. арх. Михаила «в Бору» в Архангельском под Угличем) Прп. Кассиан Грек. Икона. Ок. 1787 (?) г., посл. треть XIX в. (ц. арх. Михаила «в Бору» в Архангельском под Угличем) Неустойчивый характер ранней иконографии К.- и в княжеских, и в монашеских одеждах - повлиял на указания иконописных подлинников XVIII-XIX вв., где под 21 мая и 23 авг. встречаются оба варианта: «Подобием брада руса аки Козмина, власы с ушей, свились мало, ризы княжеския», «Подобием надсед, брада поуже Богословли, ризы преподобническия и в схиме» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 68, 350-351; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 100, 130); «Мало надсед, в схиме, брада поуже Богословли, да подоле, ризы преподобническия», «Руса брада Козмина, власы с ушей свилися мало, ризы киноварь княжески» (БАН. Строг. 66. Л. 108 об., 138 об.); «Надсед, брада Богословля, поуже, ризы преподобническия», «Рус, все Козмино, власы свились мало, риза княжеска» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 163, 207 об.). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. о К. сказано: «...типа греческого, из княжеского рода; борода большая, но узковатая и с проседью, лицо худое; одежды преподобнические, на голове клобук» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 290). Для надписи в свитке предлагается 2 варианта, в т. ч.: «Аз, господине, и мое отечество оставих Бога ради».

http://pravenc.ru/text/1681243.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010