«Теперь преселился я вдаль от монастыря, - писал преподобный  одному из сподвижников, - нашел  благодатию Божиею место, мало доступное для мирских людей… Живешь ли отшельнически или в общежитии, внимай Святому Писанию и следуй по стопам отцов. Святое Писание жестоко лишь для того, кто не хочет смириться страхом Божиим и отступить от земных помышлений, жить по своей воле.  Писание не для нас писано, но должно быть исполняемо и в наше время. Слова Господни всегда будут для нас словами чистыми, как очищенное серебро, заповеди Господни для нас дороги более, чем  золото и драгоценные каменья, сладки более, чем мед».      И опять же – не мог светильник укрыться даже в таких глухих местах. Жизнь преподобного изумляла современников. Учение преподобного Нила о нестяжательстве на все времена стала примером для монашествующих. Он учил до последней степени отложить мирские пристрастия и стремиться душой к одному горнему.       Преподобный Нил был участником собора 1508 года, где разбиралась ересь жидовствующих. Ревнители православия архиепископы Иосиф Волоцкий и Геннадий Новгородский  видели  в преподобном Ниле  своего сторонника в деле очищения Святой Руси от заезших идей и нашествия на веру Христову.       Надо заметить, что святогорцы  преподобные  Нил и Максим Грек были знакомы, хотя  последний много моложе  Нила.       Перед своей кончиной преподобный  просил, чтобы его грешное тело выбросили на съедение зверям, ибо  «оно тяжко согрешило пред Богом и недостойно погребения». И прибавил: «Сколько возможно было по силе моей, старался я не пользоваться никакою честию на земле, в этой жизни, так пусть и будет  и по моей смерти».         «Устав скитского жития» преподобного Нила дошел до нас. Дошли и его  послания.  Два из них писаны к его постриженику Кассиану. А Кассиан этот никто иной, как бывший князь, пришедший в Россию с греческой царевной Софией. Старец учит Кассиана, как бороться с  помыслами, советуя для того молитву Иисусову, занятие рукоделием, изучение Священного писания, охранение себя от внешних соблазнов и дает наставления о послушании наставнику, о смирении, терпении в скорбях, о молитве за врагов.   Утешая Кассиана в его прежних испытаниях (плен, изгнание, переселение в чужую землю), преподобный говорит, что Господь наводит скорби на любящих Его, что все святые, пророки, мученики, - достигли спасения путем страданий, указывает  на пример многострадальных Иова, Иеремию, Моисея, Исаию, Иоанна Крестителя и других и выводит заключение, что если такие святые столько терпели, то тем более должны терпеть на земле мы – грешные, что своими бедствиями и скорбями мы очищаем себя от грехов, а это и есть путь спасения.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/12/...

Часто Средневековье, а особенно русское, представляют темным временем, когда Русь была “непросвещенной”, “темной”, провинциальной и самозамкнутой. Между тем русские люди того времени сами много путешествовали и не теряли связей с остальным миром. Один из примеров тому можно обнаружить и в житии преподобного Паисия, другом и духовным братом которого был преподобный Кассиан Грек. Кассиан был образованнейшим человеком своего времени, родственником византийских императоров Комнинов. И он пришел из далекой Греции на Угличскую землю, чтобы найти здесь свой единственный и прекрасный путь к Богу. Церковь Рождества Иоанна Предтечи Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Жители Углича Смутного времени помнили пророчества преподобного Паисия. За сто лет до Смуты он предсказал судьбу монастыря, Углича и всего нашего Отечества. По прошествии чуть более ста лет по смерти Паисия, его родной Покрово-Паисиевский монастырь был окружен поляками и сторонниками Лжедмитрия второго. Желая предотвратить кровопролитие, игумен монастыря Антоний открыл ворота обители и вышел к захватчикам с крестом в руках... Однако и братия, и бывшие в обители угличане были перебиты, а монастырские храмы сожжены. Сохранилась невредимой лишь икона Покрова Пресвятой Богородицы, которая во время управления обителью преподобным Паисием чудесным образом приплыла к монастырю по водам Волги. Один из уцелевших иноков сохранил и поруганное распятие, выпавшее из рук убитого игумена. Хранителем живой молитвенной памяти о преподобном Паисии является теперь Угличский Воскресенский монастырь. Сейчас в монастыре всего 4 монаха и 2 послушника, а о рассвете монашества в этой обители в конце XVI века можно судить по тому факту, что, согласно документам, во время Смуты от рук поляков и “тушинцев” в обители погибло 60 монахов. Тяжелейшие испытания выпали на долю святого места и во времена воинствующего атеизма. Однако в очередной раз, вопреки всему, монастырь возрождается. В 1930-х годах при строительстве гидроузла и Угличской ГЭС Покровский Паисиев монастырь был разрушен, а развалины его покрыты водами Угличского водохранилища. Кстати, при строительстве этой ГЭС была снесена половина Угличских храмов и монастырей.

http://foma.ru/uglich-sokrovennyij.html

Молитва у раки В настоящее время происходит реставрация Богоявленского храма, а пока в нем хранятся каменные барельефы, капители и прочие уцелевшие остатки внешнего убранства храмов монастыря. Главный храм монастыря – величественный Успенский собор. Построенный в 1688 году по русскому принципу – «на глазок», он до сих пор восхищает своей пропорциональной гармоничностью. Пятиглавый, на высоком подклете, с трех сторон окруженный сводчатыми галереями, собор является украшением обители. Перед собором растет крымский дубок, несмотря на март все еще покрытый осенней листвой. Дубок был посажен митрополитом Питиримом (Нечаевым; † 2003), старые листья держатся на нем до появления новых, что является удивительным феноменом для наших широт. Поднявшись в верхний летний храм, мы осмотрели чудесную настенную роспись, выполненную в XIX веке мастерами из Палеха, внушительный шестиярусный иконостас, украшенный позолоченной резьбой, раку для мощей преподобного Иосифа (сами мощи на зиму переносят в нижний храм). Пропели тропарь Успению Пресвятой Богородицы и спустились в нижний храм, освященный во имя основателя обители. Храм подклетный, очень уютный, потолки сводчатые, стены побеленные – все напоминает о времени жизни самого преподобного Иосифа. В этом храме хранятся его мощи. Мы пропели тропарь и кондак святому, отец Ириней (Пиковский) коленопреклоненно прочитал молитву, и все благоговейно приложились к раке. Мощи преподобного Иосифа были обретены совсем недавно, в 2003 году, стараниями митрополита Питирима, который приложил много трудов для восстановления монастыря. Рядом с ракой находится кивот, в котором помещены вериги преподобного, которые он носил в течение всей своей жизни. Еще одной великой святыней монастыря является список с чудотворного Волоколамского образа Богородицы. Он был пожертвован монастырю Малютой Скуратовым в 1572 году и является списком с чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Большим почитанием пользуется образ Богородицы «Взыскание погибших», пожертвованный митрополитом Питиримом. В нижнем храме погребены также старец Кассиан Босой, крестный отец Ивана Грозного, великий подвижник, и татарский царевич Феодор, невинно убиенный во времена опричнины. Приложившись ко всем святыням, мы отправились в трапезную. Пообедав постными, но сытными кушаньями монастырского стола, мы продолжили свою экскурсию. К сожалению, знаменитая Германова башня, в которой был заточен преподобный Максим Грек, находится на реставрации, и мы ее не осмотрели, но зато погуляли по крепостным стенам. Окончив осмотр, мы покинули монастырь преподобного Иосифа.

http://pravoslavie.ru/29706.html

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог. Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские. С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов. Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян. В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

http://azbyka.ru/palomnik/Архиерейское_п...

Геннадий Костромской и Любимоградский Герасим Болдинский (Герасим Переславский) Даниил Переславский и матерь его преподобная Феодосия Дионисий Переяславский Димитрий Прилуцкий Дорофей Югский Епифаний Премудрый Игнатий Ломский (Ярославский) Исаакий Ломский (Исаакий Ярославский) Иларион Югский Иринарх Ростовский (Борисоглебский, Затворник) — затворник Борисоглебского монастыря Кассиан Грек (Угличский, Учемский) Киприан Тропский (Киприан Ярославский) Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл — схимонах Борисоглебский Корнилий Молчальник (Переславский) Леонид Пошехонский Михей Радонежский Моисей Оптинский Никита Столпник (Переяславский) Никодим Кожеезерский Паисий Угличский Петр Ордынский (Петр Ростовский) Пимен — затворник и верижник Ростовский Севастиан Сохотский (Севастиан Пошехонский) Серафим Вырицкий Сергий Радонежский — игумен Сильвестр Обнорский Феодор и Павел Борисоглебские Феодор Санаксарский Феодосий Переславский Преподобномученики Адриан Пошехонский Анастасия — игуменья Угличская и 35 монахинь с нею Анна Рыбинская Арсений — архимандрит угличского Алексеевского монастыря и с ним 60 иноков и более 500 мирян Геннадий — пресвитер Петровский Григорий — пресвитер Мологский Даниил — грехозаруцкий игумен и с ним 30 братий и 200 мучеников, мирян угличских Иерофей — иеромонах Любимский Иосиф — иеромонах Толгский Мардарий Угличский Никандр — иеромонах Толгский Новомученики Архиепископ Серафим (Самойлович) Епископ Вениамин (Воскресенский) Иеромонах Алексий (Задворнов) Иеромонах Григорий (Воробьёв) Иеромонах Иерофей (Глазков) Иеромонах Мардарий (Исаев) Иеромонах Николай (Ащепьев) Монахиня Анна (Благовещенская) Протоиерей Андрей Николаевич Добрынин Протоиерей Владимир Дмитриевич Фарфоровский Протоиерей Евгений Андреевич Елховский Протоиерей Михаил Павлович Белороссов Протоиерей Николай Александрович Розов Протоиерей Николай Иванович Любомудров Протоиерей Пётр Николаевич Богородский Священник Александр Автономович Смирнов Священник Александр Афанасьевич Абиссов

http://pravicon.com/info-3289

Предположительно это был 1547 год, тогда же была вскрыта гробница, и обретены нетленные мощи святого преподобного Паисия. День его памяти Церковью было установлено совершать 6 июня. А также в день его рождения - 23 января и в день Собора всех Ростово-Ярославских святых 5 июня. Преподобный Паисий оставил после себя немалое количество учеников, среди которых были особенно угодившие Богу и достигшие святости. Это основатель Учемской пустыни преподобный Кассиан Грек (греческий князь Византийского происхождения Константин Мангупский), келейник Паисия преподобный Адриан Угличский, основатель Троице-Рябовского монастыря преподобный Вассиан Угличский, постриженник Паисия благоверный Игнатий Прилуцкий и многие другие святые Христовы угодники, некогда подвизавшиеся в Паисиевом Покровском монастыре. После преставления преподобного Паисия основанная им обитель постоянно росла. Прибавлялась не только братия, не только приходили сюда новые люди и стекались паломники, но и росли стены монастыря, были возведены новые храмы. Кроме Покровского собора также был построен каменный храм с трапезной в честь Богоявления Господня, и в 1526 году над монастырскими вратами построен храм святителя Николая Чудотворца. Оба этих храма считались уникальными памятниками допетровского зодчества. Также на территории монастыря был построен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского. В 16-17 вв. по периметру монастыря была возведена каменная ограда с башнями. В 1509 году по грамоте князя Димитрия Жилки монастырю было передано в собственность сельцо Архангельское с деревнями и живущими в них крестьянами, а это около тысячи человек. В 1534 году личной грамотой Ивана Грозного и в 1585 году грамотой царевича Димитрия монастырю были даны существенные льготы. К концу XVI в. обители принадлежали слобода на городской стороне и 36 сел с деревнями.Доподлинно известно, что в монастыре останавливался царь Иван Грозный, но, к сожалению обстоятельства и дата этого знаменательного события до нас не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=34796

Можайская страница биографии Святителя Макария может быть дополнена рядом косвенных данных. Как настоятель обители, архимандрит Макарий, несомненно, совершал монашеские подвиги в Лужецком монастыре. И хотя число и имена постриженников нам неизвестны, — примечателен тот факт, что уже став Митрополитом, он приближает к себе некоторых иноков из Можайска. Вероятно, это и были его постриженники, а произойти это могло вскоре после митрополичьего посещения Лужецкой обители в 1544 году 31 . Настоятель Можайского Лужецкого монастыря в 1551 году архимандрит Кассиан в последующее время около десяти лет был казначеем у Митрополита Макария. Он скончался незадолго до Святителя, 28 апреля 1563 года, и был погребен в Лужецкой обители 32 . Другим митрополичьим казначеем был лужецкий старец инок Иосия 33 . В Лужецком монастыре был погребен и келейник Святителя, старец Силуан 34 . Таким образом, в XVI веке здесь сохранилась монашеская традиция, восходящая на Руси к Киево-Печерскому монастырю, по которой постриженник обители, несший послушание вне ее стен, погребался в ней после своей кончины. Наиболее известным постриженником лу­жецкого архимандрита Макария был инок Гурий, ставший в 1544 году настоятелем обители 35 . Впоследствии он некоторое время был настоятелем Троице-Сергиева монастыря (1552–1554) 36 , а затем святительствовал на Рязанской кафедре (1554–1562) 37 . Лужецких постриженников в окружении Митрополита Макария было, несомненно, больше. Будучи казначеями, писцами, ключниками и др., они разделяли вместе с Митрополитом Макарием его повседневные труды. Учитывая древнюю монаше­скую традицию, по которой настоятель обители являлся также духовником братии, можно предположить, что святитель Макарий нес подвиг духовничества для своих постриженников, будучи уже в сане Митрополита. Его постриженники явились связующим звеном между Святителем и Можайским Лужецким монастырем. Краткий период настоятельства архимандрита Макария в Можайске совпал с рядом знаменательных исторических событий того времени. В 1525 году в Москве был осужден на Соборе и сослан в Иосифо-Волоцкий монастырь преподобный Максим Грек, а его келейник Афанасий был заточен в Пафнутиево-Бо­ров­ский монастырь 38 . В это же время великий князь Московский Василий III развелся с Соломонией Сабуровой и вступил во второй брак с Еленой Глинской 39 .

http://pravmir.ru/mozhayskiy-period-vser...

И все же, в условиях, общих для всех, судьбы разных людей далеко не всегда подобны. О любом человеке существует свой Промысл Божий, так что жизнь каждого складывается в соответствии с этим Промыслом и по мере близости, приобщенности личности к Творцу. Примеров тому множество, но бывают исключительные по своей неповторимости. Инок Александр 12 октября 1991 года скончался последний насельник Угличского Покровского монастыря – инок Александр (Александр Михайлович Комисаров), скитавшийся 60 (!) лет и не обнаруженный властями. Родился он 1 января 1905 года в селе Маймеры близ Углича, в бедной, но благочестивой крестьянской семье, жившей в атмосфере взаимной любви родителей и пятерых детей. С 12 лет его увлекали повести о защите Троице-Сергиевой лавры от поляков, о подвиге Ивана Сусанина, о кончине святителя Ермогена. С волнением перечитывал он рассказ о разрушении родного Углича польско-литовскими войсками: «сожжено и истреблено десять мужских монастырей и два женских, а в них два архимандрита, восемь игуменов и две игумении, монахов пятьсот, церквей истреблено сто пятьдесят, мирских домов – двенадцать тысяч…» . Мог ли он тогда подумать, что станет свидетелем повторения такого бедствия. Семья Комисаровых была церковной, отроком Александр уже знал и переписывал для себя тропари святым, ирмосы канонов церковных служб. По традиции, после окончания сельскохозяйственных работ отрок вместе с мамой, а позже в одиночку, совершал паломничества по монастырям, желая поклониться Спасителю, Его Пресвятой Матери и святым родной земли. Святой верой было исполнено сердце мальчика. 4 марта 1917 года, в 12-летнем возрасте, Александр впервые посетил монастырь Покрова Божией Матери и преподобного Паисия Угличского, и с того времени приезжал туда регулярно. Иеромонах, а позже архимандрит Покровского монастыря Власий (Щербаков) заметил юношу с ясным взглядом голубых глаз и столь же ясным и чистым душевным устроением. К дню ангела 1922 года он подарил ему книжку «Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец», а через несколько лет – службу преподобному Паисию. С тех пор эти святые, полюбившиеся Александру, как родные, стали непременными спутниками во всей его жизни и ближайшими помощниками. К ним обращался он непрестанно, переписав молитвы им и акафисты.

http://pravoslavie.ru/33866.html

– Хорошо относятся большей частью. Не все, правда, хорошо понимают, что такое монастырь и как правильно надо себя вести, когда приехал «просто посмотреть». Здесь ведь летом на озере бывает много отдыхающих, подплывают и к монастырю в разных состояниях и в неподобающем виде. Но с каждым годом такое случается всё реже. А о святых вопрос риторический. Разве могут они быть безразличны к своей обители, где они подвизались? Помощь от них, конечно же, есть: молитва ведь проникает сквозь века, связывая святых предков и несвятых потомков. Наше незавидное духовное состояние они видят и, как мы постоянно убеждаемся, молятся, ходатайствуют о нас перед Христом. Фото Владимира Сутягина      – Кстати, имена каких святых связаны с этой обителью? – Из прославленных – святитель Дионисий Грек, преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Кассиан Каменский, Евфимий Сянжемский, Василий Каменский, Пахомий Каменский, Адриан Монзенский… Есть, думаю, и неизвестные нам святые: подвижники всех времен отличаются скромностью.      Для желающих оказать посильную помощь обители публикуем ее реквизиты: Православная религиозная организация Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ИНН 3525179378 КПП 352501001 ОГРН 1073500000155 р/с 40703810312000001013 Отделение 8638 «Сбербанка России», г. Вологда БИК 041909644 к/с 30101810900000000644 Рейтинг: 10 Голосов: 787 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии тамара 18 апреля 2017, 23:33 Батюшка Дионисий,Божией Вам помощи в восстановлении монастыря.Здоровья, многая и благая лета. Ирина Александрийская 10 декабря 2016, 13:34 При попытке перевода на карту через киви-кошелек запрашивает ФИО владельца счета. Ув.автор или редакторы,дополните информацию к реквизитам,пожалуйста! Елена Степанова 24 ноября 2016, 13:30 Нине Малеванной КАКИЕ ЧУДЕСНЫЕ СТИХИ!!!!! Спасибо! Любуюсь снова фотографиями статьи и перечитываю Вами выложенное стихотворение!....

http://pravoslavie.ru/98839.html

Прп. Паисий Угличский. Деисусная икона. Ок. 1787(?), посл. треть XIX в. (ц. арх. Михаила «в Бору», близ Углича) Прп. Паисий Угличский. Деисусная икона. Ок. 1787(?), посл. треть XIX в. (ц. арх. Михаила «в Бору», близ Углича) Неск. поздних ростовых икон, очевидно, были ориентированы на надгробные изображения П. Со старообрядческой средой связано создание образа П. со святыми на полях 1-й пол. XIX в. (УИХМ; из старообрядческой молельни купцов Выжиловых), в верхних углах к-рого представлены на облаках Господь Вседержитель с Евангелием и Богоматерь с омофором (т. н. Никейское чудо, заимствованное из иконографии свт. Николая Чудотворца). П. показан в сложном развороте, с опорой на левую ногу, ряса охристого цвета, схима немного смещена вправо, руки разведены в стороны: правая с двуперстным жестом, в левой - расположенный горизонтально свиток. Черты лица святого и удлиненная клинообразная форма бороды восходят к ранним образам его иконографии (похожий образ прп. Кассиана Учемского из ц. арх. Михаила «в Бору» под Угличем, возможно, имеет более ранний слой живописи; см. ст.: Кассиан Грек, разд. «Иконография»). В угличской ц. во имя св. царевича Димитрия «на поле» находится близкая по рисунку икона П. под позолоченным окладом сер. XIX в. (живопись на иконе, вероятно на холсте, почти утрачена): композиция с Никейским чудом отсутствует, чеканная ряса украшена цветочным орнаментом, на фоне за фигурой святого - постройки Покровской обители. О значимости оригинала икон этого извода в традиции изображения святого свидетельствует его воспроизведение на хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе с цензурным разрешением от 9 марта 1904 г. (УИХМ; см.: Госкаталог РФ. 12709899; на обороте автограф сщмч. Серафима (Самойловича), еп. Угличского). Ростовая икона с живописью кон. XIX в. (ц. св. царевича Димитрия «на поле» в Угличе) несомненно повторяет нагробный образ (или является им): глаза преподобного закрыты, руки сложены на груди, борода с проседью внизу округлой формы. Мастер работал в адаптированном под народное искусство провинциальном варианте академической манеры.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010