8 . Поскольку знал Бог Своим милосердным знанием, что если бы абсолютная праведность 1303 требовалась от людей, тогда только один из десяти тысяч нашелся бы, кто войти в Царство Небесное, Он дал им лекарство, подходящее для каждого, покаяние, 1304 так, чтобы каждый день и на всякий миг было для них доступное средство исправления посредством силы этого лекарства и чтобы через сокрушение они омывали себя во всякое время от всякого осквернения, которое может приключиться, и обновлялись каждый день через покаяние. 9 . Велико это средство, которое сострадательный Творец, по премудрости Божества Своего, уготовал ради нашей вечной жизни, 1305 ибо Он желает, чтобы мы ежедневно обновлялись и представали в добродетельном изменении воли и обновлении разума. 10 . Вот что сказанное: Он не хочет смерти грешника. 1306 По этой причине Он замыслил для нас легкое средство, благодаря которому мы можем исправиться 1307 без всякого труда. Ибо Он не хочет, чтобы погибали люди из-за своих грехов. Итак, когда бы такое ни случилось, – по немощи ли и несовершенству естества, в которое они облечены, или из-за борений, следствиями этого, 1308 или по какой бы то ни было естественной для них причине, способствующей тому, чтобы они воспользовались случаем к совершению греха, пали и были побеждены тем или иным грехом в мыслях или словах или действиях, а потом страдали, мучались и каялись в нем, – Он тотчас простит их, без всякого сомнения. 11 . Премудро установлено это средство Спасителем нашим, Который, поскольку Он благ по естеству, всякого человека хочет спасти такими средствами. 12 . По этому замыслу благодати, 1309 большинство людей войдет в Царство Небесное без опыта геенны. Но не те, кто, из-за ожесточения сердца и совершенного уклонения в лукавство и похоти, не страдает и не сокрушается о своих ошибках и грехах, поскольку эти не были наказываемы. Ибо святое Естество столь благо и милосердно, что оно постоянно ищет пусть самую малую причину для нашего оправдания 1310 и для того, чтобы простить людям грехи их – как в случае с мытарем, который был оправдан благодаря своей сокрушенной молитве, 1311 или с двумя лептами, 1312 или с , получившим прощение на кресте. 1313 Ибо спасения нашего Он ищет, а не причин для того, чтобы мучить нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

8 . Такой весьма по-человечески мыслит об этих быстрых и легких естествах, которым не препятствуют тела или действия по причине быстроты и просветленности умов их. Не устают они от перемены деятельности своей 884 и не переутомляются; и во всем, что они делают, не нуждаются они во времени и месте, которые могли бы воспрепятствовать им в служении их. Ибо все совершают они быстро и мгновенно в соответствии с той силой и изумительной способностью, дарованной естеству их. В них подобие Самому Себе во всем, насколько это возможно, создало Бытие – Творец, Который превыше всего. 9 . Но оставим духовных естеств и вернемся к нашей теме 885 – к мира сего; и продолжим рассуждение 886 наше с того, на чем мы отклонились. 10 . Итак, в тот миг, когда человек поднялся выше душевного служения в мысли и знании своем, которое состоит в действенной добродетели, 887 и сознание его возвышается к духовному образу жизни, насколько это достижимо здесь для человеческого естества, тотчас изумление Богом прилепляется к нему, и от движений прежних помыслов успокаивается он и утихает, и этими духовными движениями любви возбуждается весь разум его. Вместе с этим знанием страх отнимается от человека, и свободой от помыслов, 888 которая превыше всякого страха и мысленного страдания, бывает движимо мышление по образу нового века: и это удостоился он, по благодати Христовой, образу жизни нового человека, тех движений, которые возникают в естестве там, в Царстве Небесном. 11 . И когда, опять же, удаляется он от них, 889 он душевную радость, и в мысли своей и в помыслах своих он не таков, как чада мира сего, ибо с этого возрос он в свободе от помыслов, 890 наполненной движениями знания и изумления Богом. И поскольку он живет в знании, которое превыше души, и поднялся над страхом, пребывает он в радости о Боге в движении помыслов своих на всякий миг, как свойственно детям. 891 12 . Таковы движения помыслов на этих трех уровнях и знание этих движений. 13 . Итак, кто телесен в знании своем, тому невозможно быть превыше страха смерти в помыслах своих, но постоянно ужасается он при воспоминании о ней. Будучи телесным, он и думает о телесном, а потому живет в нём постоянно и сомнение в воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

9 . Блажен ум, удостоившийся того, что является постоянного размышления о Боге, раздумья 1041 и мысли о тайнах Его. Исполняется на нем на всякий миг сказанное: Господи, Ты исполнил сердце мое веселием. 1042 И что может быть более великим, чем то, когда человек постоянно радуется в Боге и на всякий миг славит Его новым славословием, которое вырывается от изумления и от радующегося сердца – вместе со  прочим, что рождается отсюда, 1043 та молитва, что изливается внезапно, постоянно и невольно, из глубины сердца, ставшего искателем созерцаний? 1044 10 . Поистине, утомление в чтении словно бы обличает того, кто читает, и это относится к области праздности. 1045 Оно 1046 отгоняет от нас мысль о Боге, и беседа с ним заставляет ум наш думать о мире, воображать людей и их дела, словопрения, и прочее. Иногда же читают только ради начитанности, 1047 чтобы получить благодаря человеческую славу или чтобы изощрить разум. 11 . Тот же, кто ради истины занимается Писаниями, постоянно находится умом на небе и разговаривает с Богом на всякий миг, и помысел его вращается в мыслях о будущем веке. 1048 И всегда презирает он мир сей; 1049 разум же его размышляет о надежде на грядущее. И в течение всей жизни своей не избирает он делания, труда или служения, которые были бы выше этого. 12 . Что сравнится с этим? То, чтобы человек в мире сем уподобился ангелам и мысль его была постоянно о Боге и о божественном. 1050 Даже если у такого человека как все-таки облеченного в плотское естество появляется по временам какая-либо человеческая страсть, она быстро отходит от него, не будучи в силах как-либо повредить ему. И если случится с ним, что он будет действовать как связанный с плотским естеством, без промедления исцеляется он тем, что немедленно отвращается от этого и снова возвращается 1051 к своим обычным мыслям – тем, которыми сердце его само постоянно занято. И на высоту собеседования с ними возводится он, и никакого даже малейшего следа или дуновения 1052 той страсти не остается в нём. 1013

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

9 . Должно нам знать также и то, что неуместно для новоначальных стремление к подобным открытиям, 619 даже если они преуспели в обучении, 620 а также для тех, кто без строгого трезвения и сознательного безмолвия 621 хочет узреть эти в самих себе. 622 10 . Не бывает собранности разума и чистоты молитвы без огромного трезвения в словах и делах, а также  хранения чувств. И знание, которое от благодати, не может появиться, кроме как если в безмолвии приобрел великую рассудительность. 11 . В соответствии с честью, которую оказывает человек Богу в час молитвы как телом, так и разумом, открываются для него врата помощи, ведя к очищению мыслей 623 и озарению в молитве. 12 . Великой благодати свыше удостаивается благодаря сокровенному промышлению тот человек, который являет благоговейное и почтительное положение при молитве, простирая руки к небу, в скромной позе, или припадая лицом к земле. Кто постоянно украшает молитву свою этими внешними формами, тот немедленно и легко удостаивается действия Святого Духа, ибо велик Господь в глазах его, и показывает он благоговение в жертвах, приносимых в те часы, которые отведены для него законом свободы. 13 . Вы должны знать, братья мои, что во всем служении нашем Бог весьма желает внешних форм, конкретного почитания и видимых способов – не ради Себя, но ради нас. Он Сам не получает пользы от подобных и не теряет ничего, когда ими пренебрегают; но они – из-за немощи естества нашего. Если бы они не требовались, Он Сам не принимал бы этих внешних форм и положений на Себя во время Своей земной жизни, 624 говоря таким образом с нами в Святых Писаниях. Сам Он ничем не может быть обесчещен, ибо честь принадлежит Ему по естеству Его. Но у нас непочтительное отношение к Нему из-за привычной небрежности 625 и дерзкого, неуважительного поведения. И отпадаем мы от благодати по собственной воле, ибо сами отпадения. Подвергаемся мы также непрестанным нападениям и постоянному обольщению демонов как приобретаем естественную склонность к удобству и пороку. 626

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

9 . Итак, кто удостоился этого, тот ночью и днем пребывает в таком , словно некто вышедший из тела и уже находящийся в том мире праведных. 10 . Это и есть божественная сладость, о которой чистосердечный 1190 и чудный Аммон говорил, «слаще меда и сот», 1191 но немногие отшельники и девственники познали ее. 11 . И это вход в божественный покой, о котором говорили Отцы, 1192 и это переход из области 1193 страстей к просветленности и к движениям свободы. 12 . И это то, что изобилующий духовными откровениями Евагрий называет «стократной наградой, которую в Евангелии обещал Господь наш». 1194 И в изумлении величием этого наслаждения хорошо назвал он его «ключом в Царство Небесное». 1195 13 . Как перед истинным Богом говорю я: члены тела не могут выдержать это наслаждение, и сердце неспособно вместить 1196 его по причине великой сладости его. 1197 Что еще можно сказать, если «восприятием Царства Небесного» называют это святые. Ибо это тайна будущего изумления Богом. Не благодаря прозрению в материальный 1198 мир и дела его наслаждаются праведники в Царстве Небесном, но благодаря тем  , которые , возводится ум, как по некоей лестнице, к Тому, Кто есть Царство святых, и пребывает в изумлении. Хорошо названо это восприятие «тайной Царства Небесного»; ибо в познании Того, Кто есть истинное Царство всего, мы через эти тайны всякий раз, когда ум бывает движим ими, по дару силы Божией. 1168 Термин sukkale d-beryata, буквально означающий «прозрения в тварные », « смысла тварных », является сирийским эквивалентом греческих выражений logoi ton onton и logoi ton gegonoton («логосы тварных вещей»), встречающихся у Евагрия и других греческих аскетических писателей. По учению Евагрия, созерцание логосов тварных вещей («естественное созерцание»), т.е. проникновение в смысл и содержание всего существующего, составляет среднюю ступень духовного преуспеяния на пути от «праксиса» (исполнения заповедей Христовых) как низшей ступени к «богословию», или «гнозису» (созерцанию Бога), как высшей ступени.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

(spuria [подложное слово]) Беседа 15. Того же мар Исаака. Глава, которая подробно показывает и хорошо объясняет, что есть чистая и нерассеянная молитва. Беседа 16. Его же. Об «осенении». Беседа 17. Того же мар Исаака. О том, чем сохраняется сокровенное трезвение в душе. И откуда сонливость и холодность входят в разум, и угашают в душе святую горячность, и умерщвляют стремление к Богу ради духовных и небесных наслаждений. Беседа 18. Снова того же мар Исаака. О разных вопросах. Беседа 19. Того же мар Исаака. Что такое естественные свойства, благодаря которым познающее естество получает божественное знание, и что встречается ему на этом пути. Беседа 20. Того же мар Исаака другое рассуждение, в котором ясно различные виды размышления, происходящего в сознании соответственно степени преуспеяния и мере знания, которых достиг человек. Беседа 21. О том, как новоначальная душа становится добродетельной и преуспевает, когда освобождается от первоначальных напряженных трудов. И как приближается она при малом утомлении тела к свободному существованию благодаря помощи свыше. И с какой целью трудится она в трудничестве своем. Беседа 22. Об изменении образа жизни: каким образом один образ жизни заменяется с божественной целью на другой. И как и каким образом преуспевшие заменяют один образ жизни на другой, высший. И в какой степени заменяют они его, а в какой пользоваться им. И на другие темы. Беседа 23. О тайне служения святых, которая усматривается в природных . Беседа 24. О том, что нет пользы в телесных трудах, которые не сопровождаются мыслительной деятельностью, если человек полностью возлагает на них надежду пути и мыслит и думает только о них. Беседа 25. О том, что, если среди тяжких испытаний человек ищет в себе знания истины, оно сохранит разум его в покое и невозмутимой тишине, когда они встречаются . Но когда неразумными помыслами возмущен , еще более безумно сетует он на них и добавляет огонь к скорби своей. Знание же, напротив, утешает человека и успокаивает; и с легкостью дает ему Бог выйти из уныния его, когда принимает он от Него труд разума своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

А душа, поучающаяся всегда в памятовании должного, упокоевается в свободе своей; заботы ее невелики, она ни в чем не раскаивается, имея попечение о добродетели и держа бразды страстей; храня добродетель, она приводит в возрастание, в беспечальную радость, в добрую жизнь и в безопасную пристань. Телесные же наслаждения не только усиливают страсти и восставляют их на душу, но даже исторгают ее из самых корней ее, и с тем вместе разжигают чрево к невоздержанию и безграничности крайнего распутства, и понуждают безвременно удовлетворять телесным потребностям. Одолеваемый сим не хочет стерпеть малого голода и владеть собою, потому что он – пленник страстей. Вот постыдные плоды чревоугодия. А вышеописанные плоды терпения, пребывания на одном месте и в безмолвии великую пользу доставляют душе 603 . Посему и враг, зная времена наших естественных потребностей, побуждающих природу удовлетворять себя, зная, что от скитания очей и упокоения чрева ум приходит в кружение, старается и усиливается в таковые именно времена побуждать нас, чтобы мы сделали прибавку к естественной потребности, и посевать в нас образы лукавых помыслов, чтобы, если можно, укрепить страсти на естество ради усиленной борьбы и потопить человека в грехопадениях. А потому, как враг знает времена, так и нам должно знать немощь свою и силу естества своего, что она недостаточна для сопротивления стремлениям и движениям в оные времена, и тонкости помыслов, которые в очах наших по легкости подобны праху, так что не можем видеть их и противостать тому, что встречается с нами; и по причине многого испытания, какому не раз бедственно подвергались мы и каким искушал нас враг, должно на будущее время умудриться и не позволять себе быть поверженными, чтобы исполнять волю нашего покоя и не позволять себе побеждаться от голода, но, если и будет изнурять и утеснять нас голод, тем более не будем двигаться с места своего безмолвия и ходить туда, где легко может случиться с нами это, и уготовлять себе предлоги и способы к тому, чтобы уйти из пустыни. Ибо это явные замыслы врага. Если же пребудешь в пустыне, то не подвергнешься искушению, потому что не увидишь в ней ни женщин, ни чего-либо вредного для жития твоего и не услышишь непристойных гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

А если бы ведению открывался здесь случай искусить себя в этом, то, без сомнения, оно не решилось бы на то. Ибо многие по вере входили в пламень, обуздывали сожигающую силу огня, и невредимо проходили посреди его, и по хребту моря шествовали, как по суше. А все это выше естества, противно способам ведения и показало, что суетно оно во всех способах и законах своих. Видишь ли, как ведение сохраняет пределы естества? Видишь ли, как вера восходит выше естества и там полагает стези своему шествию? Сии способы ведения пять тысяч лет, или несколько меньше, или и свыше сего, управляли миром, и человек нисколько не мог подъять главы своей от земли и сознать силу Творца своего, пока не воссияла вера наша и не освободила нас от тьмы земного делания и суетного подчинения после тщетного парения ума 148 . Да и теперь, когда обрели мы невозмутимое море и неоскудеваемое сокровище, снова вожделеваем уклониться к малым источникам. Нет ведения, которое бы не было в скудости 149 , как бы много ни обогатилось оно. А сокровищ веры не вмещают ни земля, ни небо. Ничего никогда не лишается тот, у кого сердце подкрепляется упованием веры. И когда ничего не имеет, всем владеет он верою, как написано: «вся, елико аще воспросите в молитве верующе, приимете» ( Мф.21:22 ), и еще: «Господь близ. Ни о чемже пецытеся» ( Флп.4:5–6 ). Ибо ведение на всяком месте хвалит страх, как сказал Премудрый: «боящемуся Господа блаженна душа» ( Сир.34:15 ). Что же вера? Сказано: «убояся, и начат утопати» ( Мф.14:30 ), и еще сказано: «не приясте бо духа работы паки в боязнь: но приясте Духа сыноположения» ( Рим.8:15 ) в свободу веры и надежды на Бога; и еще: не убойся их, и не беги от лица их (см. Иез.2:6 ). Страху всегда сопутствует сомнение, а сомнение сопровождается разысканием, а разыскание – принятыми способами, а принятые способы – ведением. И в самом исследовании и разыскании всегда познаются страх и сомнение, потому что не во всякое время во всем успевает ведение, как показали мы прежде сего. Ибо нередко встречаются душе разные случайности, лютые нападения и многие исполненные опасностей случаи, в которых вовсе не могут здесь сколько-нибудь помочь ведение и способы мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

А когда найдут они себе место, войдут и заключат двери очей наших, тогда мучительски и нечисто исполнят на нас то, что делателей 562 их подвергает Божественному осуждению и жесточайшему наказанию; и соделываемся мы подручными им за опущение сего маловажного 563 , но что, как написано мудрейшими, ради Христа делается достойным попечения. Кто воли своей не покоряет Богу, тот покорится противнику Его; а потому сие 564 , представляющееся тебе малым, вменится тебе в стену, ограждающую от пленяющих нас. Совершение сего 565 внутри келлии установлено мудрыми, содержащими церковный чин, для охранения нашей жизни Духом откровения. Опущение сего 566 у немудрых признается маловажным. Поелику не берут они в рассмотрение происходящего от того вреда, то и начало, и средина пути их – необузданная свобода, которая есть матерь страстей. Лучше стараться не опускать сего малого 567 , нежели нежеланием стеснять себя давать место греху. Ибо неуместной этой свободы конец – жестокое рабство. Пока живы у тебя чувства, то для встречи со всем, что случается, почитай себя мертвым; потому что во всех членах твоих не умалится греховное разжжение и не возможешь приобрести себе спасения. Если кто из монахов скажет 568 в сердце своем, что остерегается сего, то, значит, не хочет уразуметь, когда заушают его. Кто обманет друга своего, то по закону достоин проклятия, а кто обманывает сам себя, тот какое понесет наказание за то, что, зная зло лукавого дела, прикрывается незнанием? А что знает он, это показывает обличение совести. То и мучит его, что знает он, в чем притворяется незнающим. О, как сладостны поводы к страстям! Человек может иногда отсечь страсти; вдали от них наслаждается тишиною и веселится, когда прекращаются они; причин же страстей не может отринуть. Поэтому искушаемся и нехотя, и печалимся, когда мы в страстях, но любим, чтобы оставались в нас поводы к ним. Грехов себе не желаем, но приводящие нас к ним причины принимаем с удовольствием. Поэтому вторые делаются виновными в действенности первых.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

А [откровения] в снах – это, например, те, что [даны были] Авимелеху 1069 , Иосифу 1070 , фараону 1071 и Навуходоносору 1072 ; и когда явился ангел Господень во сне Иосифу, мужу Марии 1073 , и так далее. 5 . Необходимо знать также и то, что все откровения, которые Бог соделал для научения людей и наставления их о [различных] вещах, происходят через посредство образов, особенно [если они даны] тем, кто просты в знании и скудны помышлениями об истине. Те же [откровения], которые [даются] для успокоения и вразумления кого-либо, и для некоего утешения и вразумления отшельника 1074 , происходят вне образов и сознательного восприятия. И это ясно показывает Блаженный Толкователь в томе втором [Толкований] на Иова. Смотри же, насколько более велики те [вещи], которые подаются в откровении знания и помышлений, посредством умного постижения, и насколько возвышеннее тайны, которые [дают нам] познание всего, что относится к Богу, чем прочие откровения. Это – совершенство знания. Нужно сознавать, также, и то, что иное есть откровение и действие [Божие], а иное – истина и знание, поскольку откровение не является точным [знанием] об истине, но [лишь] показывает некие, соответствующие силе человека, знаки и символы. Также и действия [Божии], и чудеса в тех откровениях не должно называть знанием и истиной: они именуются осенением по действию [Божию] 1075 . От них ведь невозможно получить [познание] о предведении 1076 Божием, или о непостижимости естества Его, или о различных свойствах Его 1077 , или понимание 1078 тайн воли Его о людях, и прочее, что достигается здравым знанием о Нем. Итак, иное суть тайны, которые в прозрении 1079 о естестве Божием достигает разум, и иное – некое действие, которым ум осенен какое-то время. Так что не всякий, кому бывает откровение или к кому воздвизается некое утешительное действие, непременно также знает истину и [имеет] точное знание 1080 о Боге. Ибо много тех, кому были даны эти [состояния], но которые [весьма] по детски воспринимали Бога 1081 . Слово двадцатое. О различии мыслительных сил ума в действии откровений и видений духовных

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010