Нецы и от наших древних Святых в России многократно свидетельствуются изречениями св. Исаака, яко святыми и истиннейшими, а именно: Преподобный Нил Сорский в Уставе своем Скитскаго монашескаго жительства (изд. в Москве 1849 года, стр. 22, 28, 46, 50, 53, 55, 58, 67, 77. и проч.) Корнилий Комельский в своем Общежительном Уставе, зри Истор. церк. Иерархии часть 4, стр. 631, 692. Иосиф Волоколамский в своей Духовной Грамоте. Глав. 2, ч. 3, глав. 9, ч. 12. ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО АВВЫ ИСААКА СИРИНА ,ПОСТНИКА И ОТШЕЛЬНИКА, БЫВШАГО ЕПИСКОПА ХРИСТОЛЮБИВАГО ГРАДА НИНЕВИИ, СЛОВЕСА ПОСТНИЧЕСКА , написана убо от него свойственным языком, сказана же от преподобных Отец наших, АВВЫ ПАТРИКИЯ и АВВЫ АВРААМИЯ любопремудрых и безмолвник, безмолвствовавших в Лавре иже во Святых Отца нашего Саввы. Слово 1. Об отречении мира, и монашестем жительстве Страх Божий начало есть добродетели; глаголется же быти рождение веры, и сеется в сердце, егда отлучится ум от попечения мира сего, еже собрати помышления своя, скитающаяся от парения, в приснопоучение будущаго возустроения. Еже положити основание добродетели, ничто же лучше есть от еже удержати кому себе во отшествии от вещей житейских, и пребыти в словеси света стезь правых и святых, яже Духом Псалмопевец назнамена и наименова. Едва обретается человек, могий терпети честь негли же и отнюд не обретается: и сие, от скораго подъятия изменения яко же бы кто глаголал, ниже аще кто нравы равноангелен будет. Начало пути жизни, еже присно поучитися умом в словесех Божиих, и в нищете пребывати. Еже бо отонуду напаяватися, содействует к тоя совершению: сиречь, еже напаяватися от поучения словес Божиих помогает тебе к исправлению нищеты. Исправление же нестяжания, упразднение подает ти еже исправити поучение словес Божиих. Помощь бо двою сею, скоро возводит к восхождению всякаго здания добродетелей. Никтоже может приближитися к Богу, точию удаляяй себе от мира. Удаление же глаголю, не изшествие тела но от вещей мира сего. Сия же есть добродетель, да кто умом своим упразднится от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Номера слов по изданию сирийского текста Номера слов по греческому переводу 1370 В греческий (и, соответственно, русский) переводы «Слов подвижнических» прп. Исаака Сирина вошли несколько творений, принадлежащих другим сирийским авторам. Во-первых, это три беседы и одно послание Иоанна Дальятского, восточносирийского аскетического автора VIII в. В обеих известных мелькитских рукописях, содержащих творения прп. Исаака Сирина (см. предисловие к настоящему изданию), сочинения Иоанна Дальятского следуют вслед за творениями прп. Исаака. Это обстоятельство проливает свет на то, как в сирийском списке, которым пользовались монахи Авраамий и Патрикий при создании греческого перевода «Слов подвижнических», могли оказаться сочинения Иоанна Дальятского. Во-вторых, это «Послание к Патрикию» западносирийского автора Филоксена Маббугского. Оно известно в пространной и краткой версиях. Краткая версия имеется в обеих мелькитских рукописях, содержащих творения прп. Исаака Сирина , и именно она вошла в греческий перевод «Слов подвижнических». В русском переводе творений прп. Исаака Сирина текст «Послания Патрикию» оказался разделен на две части: первая из них составила слово 54, а вторая вошла в состав слова 55 («Послание прп. Симеону чудотворцу») наряду с подлинным текстом прп. Исаака Сирина (словом 81 по изданию Беджана, см. предыдущую таблицу). – Примеч. ред. 1376 Номера страниц в таблице указываются в тех случаях, когда между словами преподобного Исаака в разных переводах нет строгого соответствия: например, слово 3 по изданию Пирара соответствует словам 82–82 и 44–45 по изданию Феотокиса. 1380 Филоксен Маббугский. Письмо к Патрикию. В русском переводе, как было показано в первой таблице настоящего Приложения, «Письмо Патрикию» занимает 54-е слово и часть 55-го слова (в то время, как другая часть 55-го слова представляет собой текст преподобного Исаака Сирина ). Соотношение этих текстов в двух греческих переводах в сравнении с русским переводом показано в следующей таблице: Номера слов и страницы по русскому переводу

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

3 . Впрочем, получающие их, не охвачены изумлением ума, как [в том случае, когда] откровение происходит посредством душевных очей и узревается душой 1049 , например: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и серафимов, у каждого по шести крыл, вокруг Него» 1050 , или в откровении Иезекиилю 1051 с колесами и изумительными подобиями и звуком из колес, подобным звуку морского прибоя 1052 , и славословиями, которые слышались от херувимов со многими очами, говоривших: «Благословенно величие Господа от места Его» 1053 . Насколько же эти откровения тоньше тех чинов, упомянутых прежде, известно просвещенным. [Сюда же относится] и полотно, что явилось Петру, и животные на нем, вместе с прочими описанными вещами 1054 . И кто хочет, может узнать это из Писаний. [К откровениям] же в восхищении ума [относится], например: «Он был восхищен на третье небо и – в теле, или вне тела, не знаю, – но он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» 1055 . А [откровения] пророчества – это те, что бывали пророкам, которые за много веков предсказывали будущие [события], как и Валааму-прорицателю дано было предсказать многие [вещи] в духе пророчества – даже еще более многочисленные, чем те, о которых предсказывали пророки. 4 . [Откровения] в умопостигаемом виде – это, например, то, о чем блаженный Павел говорит: «Молюсь я, чтобы вы исполнялись познания Бога во всякой мудрости и разумении духовном» 1056 ; и: «Бог Господа Иисуса Христа, Отец славы, да даст вам духа премудрости и откровения в познании Его, и да просветятся очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славы Его во святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих» 1057 ; и прочие [вещи], которые были даны апостолу в откровении знания о [вещах] мира грядущего, и о чине воскресения и изменения тел человеческих 1058 , и так далее. Что же до чина высоких прозрений, а также и знания о естестве Божием, как, например, [сказанное]: «Который есть образ Бога невидимого 1059 , через Которого [Бог] и веки сотворил 1060 , – то это открыл нам Бог Духом Своим» 1061 . И еще: «Мы отчасти знаем, и отчасти уразумеваем» 1062 ; и: «В начале было Слово» 1063 ; и: «Ты – Христос, Сын Бога живого» 1064 , и так далее. И: «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» 1065 ; и: «Тот, Кто все совершает по изволению воли Своей» 1066 ; и: «Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» 1067 , и так далее. Таковы [исполненные] смысла знания 1068 о естестве Божием, которые через Духа даны были им, чтобы они [могли] познать [это] и уразуметь.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

4 . Когда ощущение этих тайн получает все время человек посредством того внутреннего ока, которое называется духовным созерцанием и которое есть видение, от благодати, тогда в момент ощущения им той или иной из этих тайн тотчас же сердце его утихает в некоем изумлении. Не только уста его прекращают произнесение молитвы и умолкают, но и само сердце осушается от помыслов благодаря чуду, 1182 которое нападает на него, и сладость тайн премудрости и любви Божией получает он от благодати благодаря сознательному видению 1183 действий и естеств. 5 . Это завершение подвижничества души в теле и предел духовного служения, которое совершается в уме. Кто желает достичь вкушения любви Господа нашего, тот должен просить Его, чтобы эта дверь открылась для него. Я удивлюсь, если тому, кто не приступал к Нему с этой и кто не познал ощущение 1184 видения тварей и промыслительных в них, возможно когда-либо ощутить ту любовь, что пленяет души тех, на кого она нисходит. Таковы , открывающие для нас дверь к познанию истины, которое превышает все и которое дает уму путь к славным тайнам досточтимого и божественного Естества. 6 . Еще более удивительно то, когда , непричастные безмолвию и великой отрешенности, 1185 дерзают говорить и писать об этой тайне славы Божией в тварях. Блажен, кто вошел этой дверью на собственном опыте! 1186 Слишком бессильна вся сила чернил, букв и словосочетаний, чтобы выразить наслаждение этой тайной. 7 . Многие простецы считают, что целью размышления философов является вкушение этой беседы, которая несет красоты всех тайн Божиих. Блаженный Василий-епископ в одном из писем к своему брату 1187 делает различие между этим философов и тем восприятием, которое получают святые в тварных – то есть, умственной лестницей, о которой говорил блаженный Евагрий 1188 и которая возвышается над всяким обычным видением. 8 . «Есть, – говорит он, – беседа, открывающая дверь, всматриваться в знание естеств, но не в духовные тайны». 1189 Он называет философов «знанием снизу», которым, по его словам, могут обладать даже подверженные страстям; а то восприятие, которое получают святые через ум посредством благодати, называет он «знанием духовных тайн свыше».

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

4 . От чего рождается непрестанный плач, о котором говорится в связи с некоторыми святыми мужами, никогда не прекращавшими плач. От трех причин происходит поток непрекращающихся слез у человека. , от изумления исполненными тайн прозрениями, которые на всякий миг открываются уму, слезы льются в изобилии без воли и без принуждения: 790 в эти 791 вглядывается он видением ума, когда охватывает его восхищение познанием тех , которые духовно открываются уму в прозрениях. И слезы те тогда текут сами по себе, и не устает от силы наслаждения, охватывающего ум, который пребывает в таком видении. 792 Эти вещи, то есть таинственные и духовные прозрения, Отцы называли образом манны, которую вкушали чада Израиля, 793 и питием из камня, который есть Христос. 794 5 . Или, от любви к Богу, которая воспламеняет душу, и не может выносить без постоянного плача, происходящего от сладости ее и наслаждения ею. 6 . Или от великого смирения сердца. Смирение сердца бывает у человека по двум причинам: или от острого сознания грехов своих, 795 или от воспоминания о смирении Господа нашего, скорее же, от воспоминания о величии Божием – до какой степени унизило себя это величие Господа всех, так что различными способами говорил Он с людьми и увещевал их, унизило себя до того, что Он даже воспринял от них тело – и о том, сколько перенес Господь наш, и через что прошло тело Его, и каким презренным явился Он миру, тогда как Он всегда обладал неизреченной славой с Богом Отцом. Ангелы трепещут от видения Его и от славы лица Его, сияющей среди их чинов! Но нам был Он видим в таком образе смирения, что из-за обычности вида Его схватили Его, когда говорил Он с ними, и повесили Его на древе. 7 . Итак, кто не обладает потоком слез, тот лишен не только слез, но и причин слез, и нет в нем 796 корней, порождающих их. Другими словами, вкуса любви Божией никогда не ощущал он; мысль о божественных тайнах никогда не возбуждалась в нем благодаря постоянному с Богом; 797 нет у него и смирения 798 сердца, хотя он и воображает, что обладает смирением. 799

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

5 . Блаженным Марком таинственно сказано было сие слово. Ибо он знал, что не всякий человек достигает чистой молитвы; что же до тех, кто в самом деле достигает ее, то сама польза ее учит их, что нет более важного дела, чем она. Когда случится, что ты лишен такой молитвы, не пренебрегай правилом. 295 Если ты частично обладаешь ею, заботься о том, чтобы в остальное время соблюдать правила до мельчайших деталей; 296 ибо благодаря заботе о правилах ты будешь вновь озарен и будешь восходить к непрестанной . 297 6 . Всякий сын 298 прежде всего трудится в услужении отцу своему и лишь потом получает власть над его сокровищами, как сказал блаженный Павел: Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от рабов; он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. 299 Пусть попечителями и домоправителями твоего детского возраста, 300 руководствующими тобою, будут божественные законы и прекрасные правила твоего святого образа жизни: они помогут тебе прийти в меру полного возраста Христова. 301 7 . Ибо какая польза в законах и правилах, кроме того озарения, что рождается от них в душе? Но при их помощи исправляется человек всякий раз, когда он помрачается и сбивается с пути – то есть, при молитвы часов и уставного богослужения. 302 И как человек, который заблудился, снова возвращается к началу своей дороги и там уже обретает направление и идет туда, куда хочет; точно так же правила и законы исправляют человека, который помрачен: сбившись с пути, он возвращается к ним, и они снова направляют его на путь, с которого он сбился. Что же такое закон детей, который в свободе воспитывает человека и дает ему свет, и закон слуг, который по-младенчески ведет человека и не позволяет ему двигаться вперед – это мы намереваемся указать в своем месте. 303 8 . Нужно нам знать и следующее: пока у человека выделены определенные часы дня – иные для службы, иные для чтения, 304 иные для молитвы и иные для прочих трудов – когда подошло назначенное время, он должен исполнить свой долг 305 в это самое время; 306 и не может он пропустить это время и остаться у него в долгу; ибо по отношению к каждому правилу в своем месте и в свое время необходимо ему исполнить должное.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

5 . Так понимай меня. А те, кто погружается в океан безмолвия, пусть будут учителями – те, которые наталкиваются на сокровища в океанских глубинах. 1156 Устрицами же будем считать молитвы, на которые натыкается ум, созерцания, прозрения, божественные познания, мудрость, радость духовную. 6 . очень часто опускаются, но находят обыкновенную плоть, 1157 и лишь иногда в одной жемчужина. То же самое относится и к нашей торговле, к молитве: 1158 разве что одна и попадется к нам в руки, даруя утешение 1159 в утомлении нашем. 7 . Те, кто искусен в ремесле, кто достиг зрелости 1160 и кто провел долгое время в труде, тоже знают, какие употребить движения при погружении в глубоких местах, где могут они найти прекрасные жемчужины, весьма драгоценные. Подобным же образом случается такое с силой мышления во время молитвы, плавает оно в таких местах, в которых не для всякого человека легко плавать. 8 . Что же до нас, немощных, плывущих к суше, только эти маленькие жемчужины и попадаются нам, если вообще попадаются, да и то только когда мы ныряем усердно, много раз подряд, задерживая дыхание помыслов мира сего в молитвах наших и в службах наших, которые суть недолгое отдохновение от слез. 9 . Ибо теплое чувствование 1161 от ниспадающей на нас благодати Божией: через него получаем мы прощение грехов наших, сладостную и мирную теплоту, радость и неожиданную легкость, а также, по временам, свидетельство веры относительно истинной надежды нашей, и некие прозрения о заботе и милосердии Божиих по отношению к нам. 10 . Кто не испытал когда-либо этих благ безмолвия, каждое в свое время? Кто станет отрицать и говорить, что обманут он благодатью Божией, сопутствующей ему? 11 . Итак, если, пока мы еще младенцы, стремимся мы в бездонные глубины 1162 океана, в которые великие Отцы наши погружались, бываем одержимы желанием видеть богатства, которые они приобретали и приобретают, тогда утонем мы в океане. 12 . И если, поскольку легкодоступными и малоценными 1163 бывают в глазах наших по сравнению с их , или если бурь океанских избегаем мы и полностью теряем усердие, то никогда не научимся мы плавать в молитве; 1164 не достигнем мы и умственного искусства, которое духовной мудрости, и не сойдем мы в глубины, где находятся богатства. И может быть, даже дневной хлеб наш не будет обеспечен для поддержания кратковременной жизни нашей, и окончим мы тем, что всегда будем пребывать в нищете и нужде. Ибо не столь мала рука Господня, научившая Отцов сознательному плаванию ума 1165 и уверенности при путешествии по океану, столь исполненному богатств, чтобы и нам не дать в Ему время крепкое снаряжение, противостоять волнам страшного океана, дабы достигли мы тех мест, из которых извлекали духовные сокровища.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Асина . Как обольщен был диаволом – и пал (55:339). Афанасий Великий . Его рассказ об Антонии Великом (17:105). Б Бдение . Оно есть средство для успешной борьбы с грехом (21:127). – Кто любит пост и бдение, тот друг целомудрия (21:127). – Пост, бдение, бодрствование в службе Божией – основание всех добродетелей (21:127). – Бдение приводит душу в состояние духовного восторга (31:188–189). – Непрестанным ночным бдением отцы совлекались ветхого человека (42:230). – Всегдашнее бдение, соединенное с чтением и поклонами, приводит безмолвников в благое устроение (45, 246; 56:344). – Как пребывать в бдении? (52:288–289) – Как пребывали в оном святые подвижники? (52:290) – Как поступать при изнеможении во время бдения? (52, 289; 70:437–438) –Что нужно для приготовления к бдению? (56:351–352) – Бдение важнее всех занятий инока (70:434). – Оно – дело ангельского чина (70:435). – Дает душе херувимские очи (70:435). – О пользе, происходящей от ночного бдения, и о сохранении себя от бесед и попечений, и о чтении Писаний (70:435–436). – Благ, приобретенных в ночном бдении, не должно терять худым препровождением дня (70:436–437). – Во время крайнего изнеможения тела неполезно понуждать себя к бдению (70:438). Безмолвие . Беспопечение, безмолвие, удаление от мира приводят душу к познанию Божиих тварей (3:44). – Безмолвие и уединение помогают соблюдению поста (8:75–76). – Живущему в безмолвии не должно отдавать вещи под предлогом милостыни и почему (13:86–87). – Истинному безмолвнику не поставлено в обязанность служить правдой дел явных (13:87–88) и подавать милостыню, а тем более – пещись о приобретении вещей для подаяния милостыни (14:88–89). – Может ли безмолвствующий инок, кроме попечения о Боге, иметь в сердце другое попечение? (14:90) – Какую помощь могут оказывать братиям безмолвствующие? (14:91) – Как может безмолвник освободиться от смущения и заботы? (14:92) – Жизнь прп. Арсения – пример для безмолвников (14:92). – Безмолвие способствует очищению души (21:130–131). – Безмолвие умерщвляет внешние чувства и воскрешает внутренние движения (21:133).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Выдающийся духовный писатель конца XIX века святитель Феофан Затворник составил молитву Преподобному: «Преподобне отче Исаакие! Моли Бога о нас и молитвою твоею озари ум наш разумети высокия созерцания, коими преисполнены словеса твои, и паче возведи или введи в тайники молитвы, которой производство, степени и силу так изображают поучения твои, да ею окриляемыя возможем свободно тещи путем заповедей Господних неуклонно, минуя препятствия, встречаемыя на пути и преодолевая врагов, вооружающихся на нас». Память преподобного Исаака Сирина Церковь совершает 28 января по старому стилю. Из «Слов подвижнических» преподобного Исаака Сирина Из слова первого Начало пути жизни – поучаться всегда умом в словесах Божиих и проводить жизнь в нищете. Напоение себя одним содействует усовершению в другом. Если напоеваешь себя изучением словес Божиих, это помогает преспеянию в нищете, а преспеяние в нестяжательности доставляет тебе досуг преспевать в изучении словес Божиих. Пособие же того и другого содействует к скорому возведению целого здания добродетелей. Когда умножилась в человеке благодать, тогда по желанию праведности страх смертный делается для него малоуважительным, и много причин находит он в душе своей, по которым ради страха Божия должно ему терпеть скорбь. Все, что по-видимому вредит телу и внезапно действует на природу, а следовательно, приводит в страдание, ни во что вменяется в очах его в сравнении с тем, чего надеется в будущем. Без попущения искушений невозможно познать нам истины. Точное же удостоверение в этом находит человек в мысли, что Бог имеет о человеке великое промышление и что нет человека, который бы не состоял под Его Промыслом, особливо же ясно, как по указанию перста, усматривает сие на взыскавших Бога и на терпящих страдания ради Него. Но когда увеличилось в человеке оскудение благодати, тогда все сказанное оказывается в нем почти в противоположном виде. У него ведение, по причине исследований, бывает больше веры, и упование на Бога имеется не во всяком деле, и Промысл Божий о человеке понимается иначе. Таковой человек постоянно подвергается в этом козням подстерегающих во мраце состреляти (ср.: Пс.10:2 ) его стрелами своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

Иное дело – молитвенное услаждение, а иное – молитвенное созерцание. Последнее в такой мере выше первого, в какой совершенный человек выше несовершенного отрока. Иное дело – молитва , а иное – созерцание в молитве, хотя молитва и созерцание имеют начало друг в друге. Молитва есть сеяние, а созерцание – собирание снопов. Всякая совершаемая молитва есть моление, заключающее в себе или прошение, или покаяние, или благодарение, или хваление. Молитва есть моление и попечение о чем-либо и желание чего-либо, например: избавления от здешних или будущих искушений или желание наследия святых отцов; моление – это то, чем человек приобретает себе помощь от Бога. Чистота и нечистота молитвы зависят от следующего: если в то самое время, как ум готовится к ней, примешивается к нему какая-либо посторонняя мысль или беспокойство о чем-нибудь, тогда молитва не называется чистою. Потому что не от чистых животных принес ум на жертвенник Господень, то есть на сердце – этот духовный Божий жертвенник. Молитва коленопреклоненная ниже духовной. Всякая же духовная молитва свободна от движений. И если чистою молитвою едва ли кто молится, то что сказать о молитве духовной? Так называемую духовную молитву в одном месте называют путем, а в другом – знанием и в ином – умным видением. Как вся сила законов и заповедей, какие Богом даны людям, по слову святых отцов, имеет пределом чистоту сердца, так все роды и виды молитвы, какими только люди молятся Богу, имеют пределом чистую молитву. Святые в будущем веке, когда ум их поглощен Духом, не молитвою молятся, но с изумлением пребывают в радующей их славе. Чистота ума есть воспарение мысленного. Она уподобляется небесному цвету, в ней во время молитвы начинает сиять свет Святой Троицы. Когда тело изнемогает в посте и смирении, тогда душа укрепляется молитвою. Те, в ком воссиял свет веры, не доходят уже до такого бесстыдства, чтобы снова им испрашивать у Бога в молитвах: «Дай нам это» или: «Возьми у нас то», – и нимало не заботятся они о себе самих, потому что духовными очами веры ежечасно видят Отеческий Промысел, каким осеняет их Тот истинный Отец, Который безмерно великою любовью Своею превосходит всякую отеческую любовь, больше всех имеет силу содействовать нам, в большей мере, нежели как мы просим, помышляем и представляем себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010