– Какие помыслы и размышления должно иметь подвижнику, пребывающему в безмолвии? (21:137–139) – Безмолвник не должен унывать, если в начале своего безмолвия не ощущает силы сих размышлений (21:143–144). – В чем состоит главное дело безмолвия? (21:144–145) – Если человек не презрит чести и бесчестия, и прочих скорбей, то не сможет пребыть в благом намерении безмолвия (23:153). – Почему безмолвнику должно удаляться от обращения с другими? (23:153–154) – Примеры высокого безмолвия (23:154–155). – Безмолвие не есть изобретение человеческое, но учение небесное (23:156). – Антоний Великий и Арсений Великий начали безмолвие по откровению Божию (23:156–157). – Поступок одного святого, как поучительный пример для безмолвников (23:157). – Как исполняется в безмолвии заповедь любви к ближнему? (23:158) – Какой терпит вред долго безмолвствовавший, когда приближается к миру? (24:159) – В каком случае и с каким намерением должно безмолвствующему заниматься рукоделием? (30, 184–185; 40, 219; 56:356) – Безмолвствующему в отшельничестве должно укрепляться верой и преданием себя воле Божией против всякого страха и почему (31:185–187). – Как важно опытом изведать продолжительное безмолвие? (40:217–218) – Любящий собеседование со Христом любит быть уединенным (41:224). – Если любишь покаяние, возлюби и безмолвие (41:224). – Вне безмолвия покаяние не достигает совершенства (41:224). – Если любишь безмолвие, возлюби телесные лишения и скорби (41:224). – Любовь к безмолвию есть непрестанное ожидание смерти, а без сего помышления невозможно пребыть в безмолвии (41:225). – Для безмолвника вместо всех правил достаточно одной телесной немощи и безмолвия (41:225). – Вступать в безмолвие должно с рассуждением (42, 227–228; 44:237–238). – Вступивший в безмолвие нерассудительно не избавится от духа уныния или совершенно оставит безмолвие (42:228–229). – Различные признаки проходящих безмолвие с рассуждением (42, 229–231; 44:238–239). – О безмолвии должно вопрошать знающих его по опыту, а не по одному умозрению (44:238).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Когда приближаешься к постели своей, скажи ей: «В эту ночь, может быть, ты будешь мне гробом, постель; и не знаю, не приидет ли на меня в эту ночь, вместо сна временного, вечный, будущий сон». Поэтому, пока есть у тебя ноги, иди вослед делания, прежде нежели связан ты будешь узами, которых невозможно уже будет разрешить. Пока есть у тебя персты, распни себя в молитве, прежде нежели пришла смерть. Пока есть у тебя глаза, наполняй их слезами, прежде нежели покроются они прахом. Как роза, едва подует на нее ветер, увядает, так, если внутри тебя дохнуть на одну из стихий, входящих в состав твой, – ты умрешь. Положи, человек, на сердце своем, что предстоит тебе отшествие 244 , и непрестанно говори себе: «Вот пришел уже к дверям посланник, который пойдет сзади меня. Что же я сижу? Преселение мое вечно, возврата уже не будет». Кто любит собеседование со Христом, тот любит быть уединенным. А кто любит оставаться со многими, тот друг мира сего. Если любишь покаяние, возлюби и безмолвие. Ибо вне безмолвия покаяние не достигает совершенства, и, если кто будет противоречить сему, не входи с ним в состязание. Если любишь безмолвие – матерь покаяния, то с удовольствием возлюби и малые телесные лишения 245 , и укоризны, и обиды, какие польются на тебя за безмолвие. Без этого предуготовления не возможешь жить в безмолвии свободно и невозмутимо. Если же будешь пренебрегать указанным 246 , то соделаешься причастником безмолвия, сколько благоугодно будет Богу. Любовь к безмолвию есть непрестанное ожидание смерти. Кто без сего помышления вступает в безмолвие, тот не может понести того, что всеми мерами должны мы терпеть и сносить. Уразумей и то, рассудительный, что избираем уединенное жительство с душами своими, безмолвие и затворничество не для дел, простирающихся сверх правил, не для того, чтобы их сделать. Ибо известно, что этому, по причине телесного рвения, способствует более общение с многими. И если бы необходимо было сие, то некоторые из отцов не оставили бы сопребывания и общения с людьми, а другие не стали бы жить в гробах, и иные не избрали бы себе затвора в уединенном доме, где, всего более расслабив тело и оставив его не в состоянии исполнять наложенные ими на себя правила, при всевозможной немощи и телесном истомлении, с удовольствием целую жизнь свою переносили еще тяжкие, постигшие их болезни, от которых не могли стоять на ногах своих, или произнести обычную молитву, или славословить устами своими, но даже не совершали псалма или иного чего, совершаемого телом; и вместо всех правил достаточно для них было одной телесной немощи и безмолвия. Так вели они себя все дни жизни своей. И при всей этой мнимой праздности, никто из них не пожелал оставить своей келлии и, по причине неисполнения ими правил своих, идти куда-нибудь вон, или в церковь – возвеселить себя гласами и службами других.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Кто желает видеть Господа внутри себя, тот прилагает усилие очищать сердце свое непрестанным памятованием о Боге, и таким образом, при светлости очей ума своего, ежечасно будет он зреть Господа. Что бывает с рыбою, вышедшею из воды, то бывает и с умом, который выступил из памятования о Боге и парит в памятовании о мире. Сколько человек удаляется от собеседования с людьми, столько же удостаивается дерзновенного умом своим беседования с Богом, и в какой мере отсекает от себя утешение мира сего, в такой удостаивается радости Божией о Духе Святом. И как гибнут рыбы от недостатка воды, так умные движения, возникающие от Бога, исчезают в сердце инока, который часто обращается и проводит время с людьми мирскими. Мирянин, бедствующий и злостраждущий в делах мирских и житейских, лучше злостраждущего и в мирских делах проводящего время инока. Кто с пламенною ревностью днем и ночью ищет Бога в сердце своем и искореняет в нем приражения, бывающие от врага, тот страшен демонам и вожделенен Богу и Ангелам Его. У чистого душою мысленная область внутри него; сияющее в нем солнце – свет Святыя Троицы; воздух, которым дышат обитатели области сея, – Утешительный и Всесвятый Дух; совосседающие с ним – святые и бесплотные природы; а жизнь, и радость, и веселье их – Христос, свет от света – Отца. Таковый и видением души своей ежечасно увеселяется, и дивится красоте своей, которая действительно во сто крат блистательнее светлости солнечной. Это – Иерусалим и Царство Божие, внутри нас сокровенное, по Господнему слову ( Лк.17:21 ). Область сия есть облако Божией славы, в которое только чистые сердцем внидут узреть лице своего Владыки и озарить умы свои лучами Владычнего света. А кто раздражителен, кто гневлив, кто славолюбив, кто любостяжателен, кто чревоугодник, кто обращается с мирянами, кто хочет, чтобы исполняема была собственная его воля, кто вспыльчив и исполнен страстей – все таковые пребывают в таком же смятении, как сражающиеся ночью, и осязают тьму, находясь вне области жизни и света. Ибо область сия составляет удел добрых, смиренномудрых, соделавших сердца свои чистыми. Человек не может узреть красоты, которая внутри него, пока не возгнушается всякою красотою вне его и не обесчестит ее. Он не может возвести взора прямо к Богу, пока не отречется совершенно от мира. Кто уничижает и умаляет самого себя, того упремудрит Господь. А кто сам себя почитает премудрым, тот отпадает от Божией премудрости. В какой мере язык воздерживается от многоглаголания, в такой озаряется ум к различению помышлений, а многоглаголанием приводится в замешательство и самый рассудительный ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Хранение заповедей еще ниже духовной любви. И поелику много таких, которые хранят заповеди из страха или ради награды в будущем, а не по любви, то Господь многим убеждает к хранению заповедей по любви, дающей душе свет. И еще: «да видят» люди «ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» ( Мф.5:16 ). Но в душе не могут быть видимы добрые дела, каким научил Господь, если не будут сохранены заповеди. А что заповеди не тяжелы для любящих истину, об этом Господь сказал: «приидите вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» ( Мф.11:28,30 ). А что все заповеди должны быть сохраняемы нами рачительно, и об этом Он Сам заповедал, говоря: кто разоряет «едину заповедей сих малых» и учит тому «человеки», тот «мний наречется в Царствии Небеснем» ( Мф.5:19 ). После всего этого, узаконенного к спасению нашему, не могу сказать, что не должно сохранять всех заповедей. Да и самая душа не в состоянии будет сделаться чистою, если не будет хранить их. Заповеди даны Господом как врачевства, чтобы очищать от страстей и грехопадений. Ты знаешь, что зло привзошло к нам от преступления заповедей. Итак, ясно, что здравие возвращается снова их хранением. А без делания заповедей, пока прежде всего не пойдем оным путем, ведущим к душевной чистоте, не должно нам и желать и ожидать очищения души. И не говори, что Бог и без делания заповедей может, по благодати, даровать нам душевное очищение; ибо это – Господни суды, и Церковь не повелевает нам просить чего-либо такового. Иудеи, во время возвращения своего из Вавилона в Иерусалим, шествовали путем естественно проложенным, и таким образом пришли во святой град свой, и узрели чудеса Господни. Но Иезекииль сверхъестественно, по действию откровения, был восхищен и прибыл в Иерусалим, и в Божественном откровении соделался зрителем будущего обновления. Подобное сему бывает и в отношении душевной чистоты. Иные путем протоптанным и законным, чрез хранение заповедей в многотрудном житии, кровию своею приходят в душевную чистоту; а другие удостаиваются ее по дару благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Человек, сомневающийся, что Бог – помощник в добром делании, боится тени своей, и во время достатка и обилия томится голодом, и при окружающей его тишине исполняется бури. А кто уповает на Бога, тот тверд сердцем, и всем людям явна досточестность его, и пред всеми врагами его похвала его. Заповеди Божии выше всех сокровищ мира. Кто стяжал их 461 , тот внутри себя обретает Бога. Кто упокоевается всегда в попечении о Боге, тот Бога приобрел домоприставником 462 . Кто вожделевает исполнения воли Божией, тот небесных Ангелов будет иметь путеводителями. Кто боится грехов, тот беспреткновенно совершит страшное шествие и во время мрака обретет свет пред собою и внутри себя. Стопы боящегося грехов охраняет Господь, и во время поползновения претворяет его милость Божия. Кто прегрешения свои почитает малыми, тот впадает в худшее прежнего и понесет семикратное наказание. Посевай милостыню на смирении и пожнешь милость на суде. Чем погубил ты доброе, тем снова приобретай оное. Обол задолжал ты Богу: вместо него не возьмет Он с тебя жемчужины; например, погубил ты целомудрие – Бог не примет от тебя милостыни, если пребываешь в блуде, потому что хочет от тебя святости тела, так как преступил ты заповедь. Ужели, думая оставить стяжание мира, будешь вести брань за что-либо иное? Оставил ты насажденное, и с другими разве пришел ратовать? 463 Святой Ефрем сказал, что во время жатвы не будешь противоборствовать зною зимними одеждами. Так каждый, что сеет, то и пожнет. И всякий недуг врачуется свойственными ему лекарствами. Ты, может быть, побежден завистью – для чего же усиливаешься бороться со сном? Пока проступок еще мал и не созрел, истреби его, прежде нежели распространится и созреет. Не предавайся нерадению, когда недостаток кажется тебе малым, потому что впоследствии найдешь в нем бесчеловечного властелина и побежишь перед ним, как связанный раб. А кто вначале противоборствует страсти, тот вскоре возгосподствует над нею. Кто может с радостью перенести обиду, даже имея в руках средство отразить ее, тот приял утешение от Бога по вере в Него. И кто со смиренномудрием терпит взводимые на него обвинения, тот достиг совершенства, и ему удивляются святые Ангелы. Ибо нет никакой иной добродетели столь высокой и трудной.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

В самый той день, в оньже приял есть рукоположение в Епископа и седяше в Епископстем доме, приидоша к нему два некия человека (заимодавец и должник): первый требоваше долг, другий же аще и не отрицашеся долга, обаче малое время пождати просяше; но заимодавец рече: аще сей укоснит возвратити мне, им же должен есть, то аз абие предам его судии. К нему же Божественный Исаак отвеща: по заповеди Св. Евангелия ниже взятаго истязовати должен еси, то кольми паче подобаше тебе некое время пождати на сем, хотящем возвратити твоя. На что оный жестокий возъотвеща: ныне остави твое Евангелие. Сего ради Св. Исаак глагола: аще сии не покаряются Евангельским заповедям Господа, то что зде имам творити. Воспоминая же и прежднее тихое и безмятежное житие, бывшее в безмолвии, и соравняя оное с молвою и тяжким бременем Епископскаго правления, остави престол свой и возвратися в пустыню к любимому ему безмолвию, идеже до самыя кончины своея пребысть, противу бесов и плоти подвизаяся, и един сый, прилежаше о добродетели, яже от жительства деяния и видения составляется и к единому простираяся души совершенству. Коликия же еще в жизни сподобися благодати, от писаний сего Святаго явственно мощно есть зрети. Обаче удалився в пустыню, и бегая сопребывания человек, не преставаше зельною любовию любити возлюбленники своя, присно изливая от пустыни обильную и живоносную струю учения, еюже сладце напаяше души собратий; не точию бо учитель и пестун всех монахов бяше (Св. Исаак), но и пристанищем спасения всех; якоже сам глаголет: «Сия есть любы истинная, яже не может утерпети в некоей тайне от возлюбленных своих.» (Слово 58) О времени, в нем же живяше Святый Исаак, мнения неколико несогласна: обаче достовернейшее есть сие, яко он бяше в конце пятаго века, еже явствует от тридесятаго его слова (по Греч. книге 33), идеже Святый о лютости бесов духовной брани глаголет тако: «сопротив бо сих имущих шесть тысящь лет вводиши себе узаконити.» Явно убо яко Святый Исаак писаше сие в начале седмой тысящи лет от создания мира, сиречь около 500 года по рождестве Христове.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Водолаз без одежды погружается в море, пока не найдет жемчужину; и мудрый монах, совлекшись всего, проходит жизнь, пока не обретет в себе жемчужину – Иисуса Христа; а когда обретет Его, не приобретает уже при Нем ничего из существующего. Жемчуг хранится в сокровищницах; и услаждение инока соблюдается в безмолвии. Деве вредно быть в народных собраниях и при многолюдстве, а уму инока – в беседах со многими. Птица, где бы ни была, стремится в гнездо свое – выводить там детей; и рассудительный монах поспешает в место свое – сотворить в нем плод жизни. Змея, когда сокрушено у нее все тело, бережет свою голову; и мудрый монах во всякое время охраняет веру свою, которая есть начало жизни его. Облака закрывают солнце; а многоглаголание потемняет душу, которая начала просвещаться молитвенным созерцанием. Птица, называемая еродий 659 , по словам мудрых, веселится и радуется в то время, когда удалится из мест обитаемых, и достигнет пустыни, и поселится в ней; так и душа иночествующего приемлет в себя небесную радость в то время, когда удалится от людей, придет и вселится в страну безмолвия и там станет ожидать времени исхода своего. Рассказывают о птице, называемой сирин 660 , что всякий, слыша сладкозвучие ее голоса, так пленяется, что, идя за нею по пустыне, от сладости пения забывает самую жизнь свою, падает и умирает. На это похоже то, что бывает и с душою: когда впадет в нее небесная сладость от сладкозвучия словес Божиих, западающих через чувство в ум, душа всецело устремляется вослед этой сладости, так что забывает свою телесную жизнь, и тело лишается пожеланий своих, а душа возносится из этой жизни к Богу. Дерево, если сперва не сбросит с себя прежних своих листьев, не произращает новых ветвей; и монах, пока не изринет из своего сердца памятования о своем прошлом, не приносит новых плодов и ветвей о Христе Иисусе. Ветер утучняет плоды на деревах и на ниве 661 , а попечение о Боге – плоды в душе. В раковине, в которой зарождается жемчужина, как говорят, молниею производится некоторое подобие искры, и из воздуха приемлет она в себя вещество, а дотоле остается обыкновенною плотью; пока и сердце инока не приимет в себя разумением небесного вещества, дело 662 его есть нечто обыкновенное и в раковинах своих 663 не заключает плода утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

10 . Ибо перед той деревянной конструкцией, о которой говорится, что в ней жила Шехина Божия, поклонение, полное ужаса, было постоянно воздаваемо Богу Моисеем и всем Народом. 11 . Как это так, что Бог сказал в Законе Народу через Моисея: Не поклоняйтесь изделию рук человеческих или какому-либо образу или подобию, 549 – и однако же ковчег рукою плотников был построен, и эти скрижали были высечены руками Моисея из горы и его перстом надписаны? Но поскольку употребляли имя идолов по отношению к тем , они получали наказание, тогда как в случае этих , поскольку славное и поклоняемое имя Божие было помещено на них, сила Божия была явлена в них открыто. 550 Помощь и спасение через них получали , и страшные знамения совершались в них сверхъестественно. 12 . Такими же Крест. 551 Ибо сразу, как только этот образ изображается на стене или на доске, или изготовляется из каких-либо видов золота или серебра или тому подобного, или вырезается из дерева, тотчас он облекается в божественную силу, которая обитала там, 552 и наполняется ею и становится местом божественной Шехины – даже в большей степени, чем . 553 Как служение Нового Завета более досточестно перед Богом, чем то, что имело место в Ветхом Завете, и как есть разница между Моисеем и Христом, и как служение, которое получил Иисус, лучше того, которое было дано через Моисея, и как слава человека более велика и более прекрасна в творении, чем бессловесных 554 предметов, так же и этот образ, 555 который теперь существует, намного более досточтим по причине чести Того Человека, Которого от нас взяло Божество в жилище Себе, и по причине того божественного благоволения, которое есть в этом Человеке, ставшем полностью храмом Его, 556 – благоволения, отличного от того прообразовательного благоволения, которое было в бессловесных предметах, прообразовавших, словно тень, будущие во Христе. 13 . Подобным образом если бы мы употребили другое имя по отношению к изготовлению этой формы, мы получали бы наказание, когда бы ни поклонялись ему, как те, которые тогда подменили поклонение Богу идолопоклонством. Ныне же, поскольку это – во имя Человека, в Котором живет Божество, о Котором постоянно говорится в Ветхом Завете, Которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь, 557 мы понимаем все эти . 558 Когда мы смотрим на во время молитвы или поклоняемся его изображению, которое есть того Человека, что был распят на нём, божественную силу получаем мы через него и помощи, спасения и неизреченных благ в этом мире и в мире грядущем удостаиваемся – и все это через Крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

11 . Достоинство или недостоинство также не имеют к этим вещам, но с волей, которую проявляет человек по отношению к Богу, , насколько разумом своим удаляется он от мира из любви к Богу и просветляется. 946 12 . Итак, признаком нашего преуспеяния будем полагать то, что день ото дня видим мы страсть умаляющейся в душе нашей 947 и таким образом все более приближаемся мы к Богу и удостаиваемся, сами того не сознавая, неисчислимых даров Его. 13 . Ибо весьма возвышен и велик, насколько вообще можно говорить об этом, труд чтения. 948 Ибо оно есть дверь, через которую входит ум в божественные тайны и приобретает силу для просветленности в молитве. И омывается он радостью, 949 блуждая по домостроительства Божия, того, что  по отношению к людям; ибо эти нас непрестанно пребывать в изумлении, и от них размышление тоже получает силу, что является плодом того подвижничества, о котором мы говорим. просветляется и усиливается молитва, взяты ли они из духовных писаний, 950 или из произведений великих учителей Церкви, посвященных домостроительству 951 или научающих тайнам подвижничества. 952 14 . Эти два вида чтения полезны для духовного человека. Что же касается прочего, то всякое существующее чтение нанесет ему ущерб, помрачит разум от стремления к Богу; 953 помрачение и уныние 954 принесет он ему во время службы и молитвы. 15 . Ибо без чтения невозможно уму приблизиться к Богу: оно охватывает 955 мышление и на всякий миг направляет его к Богу; оно омывает 956 его от помышлений этого материального мира 957 и заставляет его постоянно пребывать превыше плоти. Нет другого труда, благодаря которому человек больше преуспевает, если только он читает ради истины, чтобы приобрести благодаря ему эти . 16 . Есть, опять же, люди, которым даже чтение о домостроительства не приносит никакой пользы и не помогает. По большей части они даже еще более помрачаются, потому что им гораздо необходимее чтение о том, как усмирять страсти. Каждый человек получает пользу от чтения, его уровню, 958 получает помощь и преуспевает благодаря .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

12. Отрешение от вещества бытием своим предваряет союз с Богом, хотя нередко, по домостроительству благодати, в иных оказывается последний предшедствующим первому. Чин обычный домостроительству инаков от чина, общего для людей. – Ты же сохраняй общий чин. Если предваряет в тебе благодать, это – ее дело; и если не предваряет, то путем всех людей восходи и ты на высоту духовного столпа. 13. Ненасытность души в приобретении добродетели обращает в свою пользу часть видимых (чувственных) вожделений сопряженного с нею тела. Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным. 14. Хочешь ли умом своим быть в общении с Богом? – Послужи милостыне. К духовной любви, которая отпечатлевает невидимый образ (Бога в себе), нет иной стези, если человек не начнет прежде всего быть щедролюбивым в такой же мере, в какой совершен Отец наш небесный, как сказал Господь ( Лук. 6, 36 ). 15. Что художник, который живописует на стенах воду, однако не может тою водою утолить своей жажды; то же и слово не оправданное деятельностью. Кто говорит о добродетели, что сам испытал на деле, тот так же передает сие слушающему его, как иной отдает другому деньги, добытые трудом своим. И кто из собственного стяжания посевает учение в слух внемлющих ему, тот с дерзновением отверзает уста своя, говоря духовным чадам своим, как престарелый Иаков сказал целомудренному Иосифу: «аз же даю ти единую часть свыше братии твоей, юже взях у Амореев мечем моим и луком моим» ( Быт. 48, 22 ). 16. Прекрасно сказал некто, что страх смертный печалит мужа, осуждаемого своею совестью; а кто имеет в себе доброе свидетельство, тот столько же желает смерти, как и жизни. 17. Если что либо глубоко сочеталось с душой твоею, то почитай сие своим стяжанием не на этот только век, но верь, что оно пойдет с тобою и в век будущий. И если это – что либо доброе, веселись и благодари Бога в уме своем; если же это – нечто худое, то печалься и воздыхай и старайся освободиться от сего, пока ты в теле. 18. Содержи всегда в уме тягчайшие скорби скорбящих и озлобленных, чтобы самому тебе воздавать должное благодарение за малые и ничтожные скорби, бывающие с тобою, и быть в состоянии переносить их с радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/po...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010