13 . Когда же размышляет о Боге и о богатствах волн того, что относится к Нему и принадлежит Ему, тогда он удаляется из мира, и дверь для всех воспоминаний закрывается, и остаются страсти на своих местах праздными, а он поднят превыше того , где они находятся. Ибо нет добродетели, не сопряженной с постоянной борьбой. 14 . Есть один вид знания, сила которого в том, что он занят добродетелью; но есть и другой вид знания, который состоит в помышлении разума о Боге, как сказал блаженный Марк Отшельник : «Одно – знание действий, 485 а другое – знание истины. Как солнце выше луны, так и второй вид выше и преимущественнее первого». 486 15 . «Знанием действий» он называет то знание, которое рождается из служения и состязаний со страстями, согласно установленным заповедям: умудряется человек в том, что относится к закону, когда размышляет о них и пользуется ими. 487 16 . Знание же истины есть то знание, при котором ум поднимается превыше всего и озаряется постоянным размышлением о Боге; и одной лишь надеждой посредством мысли бывает он возвышен к Богу. не учит нас знанию страстей или служения и не показывает , но оно погружает нас в состязания и мысль о них, смешивая нас с Богом в своих движениях. 488 17 . Как же тому знанию возвыситься до этого вида мысли, и что является началом размышления о Боге? «Как найти мне место восхождения к Нему? 489 Где положу начало тому, что к Нему? Кто покажет разуму место восхождения к Богу и погружения в Него?» От опытного познания божественных реальностей 490 возвышается человек в помыслах своих до созерцания Бога, которое есть истинное видение Его – не естества Его, но облака славы Его. 491 И от вышеизложенного прежде всего возбуждается в человеке размышление о Нем, и затем размышление мало помалу охватывает ум его, вводя его и поставляя в облако славы Его и в тот Источник жизни, из Которого жизнь проистекает на всякий миг без перерыва для всех умов – как высших, так и низших; как тех, у которых делание укреплено в сверхтелесных высотах, так и тех, чье делание – земное и мертвое; как тех, чьи движения – огнь пылающий, 492 так и тех, чьи движения ограничены грубостью . 493

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

16 . Начало обновления внутреннего человека состоит, таким образом, в размышлении и постоянной мысли о грядущих . Через это очищается человек мало помалу от обычного блуждания по земным : он бывает подобен змее, которая сбрасывает старую кожу, обновляется и молодеет. Подобным же образом, насколько телесные помыслы и забота о них уменьшаются в разуме, настолько же возрастает и усиливается в душе мысль о небесных и всматривание в грядущие. Наслаждение от служения этим  превосходит наслаждение телесными помыслами и пересиливает его. 17 . Постоянный плач, рождающийся от мысли о знании, есть признак души, ощутившей надежду свою: не от чтения и не от слышания, но в самой себе ощутила она надежду служения своего. Ибо когда открылась перед сердцем дверь прозрений, невозможно более для зеницы ока удерживаться от плача благодаря чувству наслаждения, получаемому душой иногда от сокрушения 434 и смирения, иногда же от радости, которая возбуждается в человеке. С этого постепенно приближается он к изумлению через некую восхищенную мысль, которая по временам воцаряется в душе. 18 . Есть блага, которые сокрыты внутри нас, но которые изнутри сияют благодаря подвижничеству в безмолвии. 435 Всякий, кто усердствует в нем, не унывая, не сомневаясь и не отчаиваясь из-за продолжительности борьбы своей, несомненно получит исполнение 436 надежды своей. 19 . Не стремись двигаться быстрее, чем это угодно воле Божией; не спеши настолько, чтобы стараться обогнать ведущий тебя Промысл. Однако, я не говорю, что ты не должен быть ревностным. 20 . Тот, кто в вере и молитве предал себя Богу, не будет более мучим попечением о себе самом. 437 21 . Вверить себя Богу означает для человека, что он с этого момента не будет поглощен печалью о чем-либо или страхом перед чем-либо и не будет, опять же, мучим мыслью, подобно тому, кто думает, что никто не заботится о нём. 438 Но когда от этой уверенности отпадает человек в сознании своем, отсюда впадает он в множество мысленных искушений, 439 как сказал блаженный Толкователь 440 в книге 441 на Матфея-Евангелиста: «Вся забота сатаны заключается в том, чтобы убедить человека, что Бог не заботится о нём». 442 Ибо он знает, что до тех пор, пока мы ясно осознаем эту , и пока укоренено в нас, в полном покое пребывает душа наша; приобретаем мы также любовь к Нему 443 и попечение о том, что угодно Ему. Именно этот помысел стремится похитить у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

1 .29 Свет созерцания происходит вместе с постоянным безмолвием и отсутствием внешних впечатлений. Ибо когда ум пуст, он постоянно пребывает в ожидании, пока созерцание не воссияет в нем. 1 .30 Когда наступает время борений и помрачения, даже если мы рассеиваемся, будем проводить больше времени в молитве и коленопреклонении до земли. Если же это не постоянное борение или помрачение уныния, а обычная рассеянность, происходящая от натиска помыслов, тогда чтение более важно, чем продолжительное время в молитве. Впрочем, смешаем то и другое: примем лекарство от Писания, а затем приступим к молитве. 1 .33 Безмолвие состоит не в том, чтобы не знать страсти, но в том, чтобы не принимать страсти благодаря опьянению ума через славу души. 1 .34 Пусть следующая молитва не прекращается в сердце твоем ночью и днем: «Господи, спаси меня от помрачения душевного». Ибо в этом заключена всякая молитва , происходящая от знания. Помраченная душа есть второй ад, а просветленный разум – друг серафимов. 1 .49 Господь Христос есть и Первородный и Единородный. Одно и другое не сосуществует в едином естестве, ибо «первородный» предполагает многих братьев, тогда как «единородный» не предполагает какого-либо иного бытия, рожденного перед Ним или после Него. Два эти имени подтверждаются в Боге и Человеке, объединенных в одно Лицо, причем свойства обоих естеств не смешиваются благодаря этому соединению. 1 .51–52 Слова «судьбы Твои великая бездна» 6 имеют тои же самый смысл, что и «облако под ногами Его» 7 . Умственное «облако» есть ум, пораженный изумлением перед духовным прозрением. Это изумление внезапно ниспадает в душу его и недвижно удерживает ум в том состоянии, когда все видимые вещи сокрыты от него в незнании и нечувствии цели размышления о них, и разум остается покойным, подобно облаку, которое обволакивает объекты и препятствует какому-либо телесному видению. 1 .53 Истинно кающийся есть живой мученик. Слезы по своим действиям превосходят кровь, и покаяние превосходит мученичество. Первые 8 увенчиваются раньше, чем вторые 9 , ибо вторые увенчиваются вместе с прочими, а первые – прежде прочих. Таким образом, истинно кающийся видится получающим двойной венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

1 .55 Хочешь ли ты украшать тело свое посредством утомительного стояния на псалмопении или, может быть, ты хочешь сделать душу свою угодной Богу? Если второе, произнеси лишь пять слов с пониманием 10 и будешь объят опьянением. 1 .62 Бытие святых ангелов являет нам состояние будущего века 11 , когда – скажу с дерзновением – мы все станем богами по благодати Творца нашего. Ибо Его целью с самого начала было привести всю тварь разумных естеств к единому равному состоянию, при котором не было бы различия между теми и другими 12 , между существами двойными 13 или простыми 14 , притом что естественное тело вовсе не будет уничтожено. 1 .85 Умерщвление плоти 15 означает, что человек должен быть чужд всем своим знакомым, своей семье, своим родственникам, уйти в чужую страну и избрать для себя спокойное место, которое спокойно от всякой суеты. И будет он жить там в телесной нужде, в одиночестве, в бедности, лишенный общения с людьми, видимого собеседования с ними и утешения. В слезах и плаче, с болью сердечной умоляет он Бога помочь ему преодолеть склонность к греху и отложить от себя члены ветхого греховного человека, которые суть мирские поползновения. Это умерщвление тела порождает в нас умерщвление души. 1 .88 О Христос, умерший ради нас по любви Твоей, сделай меня мертвым для греха и совлеки с меня этого ветхого человека, чтобы в новизне ума предстоял я пред Тобой на всякой время, словно в Новом веке. Бог , Которого небо и небеса небес не вмещают 16 , Который избрал от нас разумный храм для вселения в него, удостой меня стать вместилищем любви Твоей, от ощущения которой святые забыли самих себя и сделались безумными ради Тебя 17 и во всякое время смешались с Тобою в опьянении влечения к Тебе, и никогда более не обернулись назад. Когда удостоились они этого сладкого источника, возжаждав любви Твоей, Ты опьянил их изумлением перед таинствами Твоими. 2 .23 Смирение есть свойство ума здравого. Пока оно остается в человеке, не случится с ним богооставленность или какое-либо искушение, так чтобы он был искушаем телом или умом в одной из телесных и душевных страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

3 . Нет никого, кто может постичь природу 1143 этих , которые по благодати Божией случаются с ним. Но поистине 1144 блажен, кто в надежде на благодать Божию претерпел уныние, являющееся сокровенным испытанием добродетели его и возрастания разума. Это подобно зимней тьме, которая вызывает рост сокровенного семени по мере разложения его под землей, при резких переменах бурной погоды. После продолжительного ожидания плодов, когда это ожидание длится очень долго, отгоняет от себя уныние, чтобы оно не помрачало око души его из-за размышления 1145 о тех , на которые направлен пристальный взгляд его; ведь некоторые из них обычно вызывают радость и прекрасное 1146 разума. Ожидание его долго, и не скоро . Ибо если не получает он скорого утешения в трудах, приходит он в отчаяние, 1147 подобно нанятому рабочему, которого лишили заработанной им платы. Бывает также, что искусно и мудро 1148 вдохновится он надеждой на скорое избавление, 1149 дабы отсечь уныние от души через подобного рода обетования, и найдет облегчение. Ибо душа легко принимает обнадеживающие помыслы 1150 и весьма часто посредством надежды меняет она печаль на облегчение. 4 . Если бы не было борьбы, не было бы нужды в предостережениях. Есть много , которые считают эти и подобные предостережения излишними, как если бы вовсе ничего не происходило с человеком! 1151 Если бы это было так, все люди в равной получали бы благословения и в равной обретали бы душевные блага: тогда или никого признать ни трезвенным, ни усердным, или, наоборот, все обернулись бы злыми. Но я знаю, что такой помысел есть действие лености, которая рождается от расслабленности, порождающей этот помысел в уныния. Тогда уже ни бодрствования, ни трезвения, ни молитвы, ни какого-либо моления: пусть каждый человек уляжется и не волнуется! Если бы в каждой устрице ныряльщик находил жемчужину, 1152 тогда всякий человек быстро разбогател бы. И если бы ныряльщик тотчас добывал , и волны не били бы его, и акулы 1153 не встречали бы его, не надо было бы ему задерживать дыхание , чтобы он задыхался, 1154 и не был бы он лишен свежего воздуха, который доступен всем, и не сходил бы в глубины – тогда чаще, чем ударяет молния, и в изобилии жемчужины. 1155

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

3 . Умоляю Тебя, Боже, пошли помощь с высочайших Твоих небес и удали от сердца моего всякое злое действие и всякое плотское желание. Не лиши меня, Господи, защиты Твоей, чтобы не обрел меня враг мой и не попрал, как ему бы хотелось, и не сокрушил меня всецело. 314 Ибо Ты – Тот, Кто дает покаяние и сердце плачущее 315 грешнику кающемуся, так что благодаря утешению от плача и от дара слез, освобождаешь 316 Ты сердце его от лежащего на нем бремени греха. 4 . В дверь сострадания Твоего стучусь я, Господи; пошли помощь разрозненным порывам, отравленным множеством страстей и мощью тьмы. Возбуди во мне страдание от видения ран моих, хотя бы оно и не соответствовало мощи грехов моих, ибо если осознание степени моих грехов получу я, Господи, не вынесет душа моя горькой боли от них. Помоги слабым порывам моим к истинному покаянию, и да обрету я облегчение от бремени грехов через это страдание, которое – от Твоего дара; ибо без силы благодати Твоей совершенно не способен я даже войти внутрь себя и познать грехи 317 мои, чтобы при виде их я мог утихнуть от обилия рассеянности. 318 5 . О имя Иисусово, ключ ко всем дарованиям, открой мне дверь, дабы мне войти в сокровищницу Твою и хвалою от всего сердца восхвалить Тебя за милости Твои, которые были на мне в конце времен; ибо Ты пришел и обновил меня знанием нового века. 6 . Восхваляю я, Господи, святое естество Твое, ибо Ты сделал мое естество святилищем сокровенности Твоей и ковчегом таинств Твоих, местом обитания Твоего и святым храмом Божества Твоего – Того, Кто держит скипетр Царствия Твоего, Кто управляет всем существующим, Кто есть Ковчег вечной славы Твоей, 319 Обновление для служащих Тебе огненных чинов, 320 Путь к познанию Твоему, 321 Дверь к дому видений Твоих, совокупность силы Твоей и великой мудрости – Иисуса Христа, Единородного из чрева Твоего и «остаток», 322 собранный из творения Твоего, как видимого, так и умопостигаемого. 323 7 . О Тайна, возвышенная за пределы слова и молчания, вочеловечившаяся, чтобы обновить нас посредством добровольного соединения 324 с плотью, открой мне путь, по которому я был бы возведен к твоим тайнам, идя по ясной тропе безмолвия от помышлений мира сего. Собери ум мой в молчание молитвы и да умолкнут во мне блуждающие помыслы благодаря этой просветленной беседе моления и изумления, исполненного тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

4 . Ведь известно, что в тот момент, когда они падают, Он не оставляет их; и таким образом, ни демоны не останутся в своем демоническом , ни грешники – в грехах своих; но к единому равному совершенства по отношению к Своему собственному Бытию намеревается Он привести их – , в котором святые ангелы находятся сейчас, в совершенство любви и бесстрастного сознания. В ту добродетель воли намеревается Он возвести их, когда уже ни в узах они не будут, ни в [свободе], и не будут они тогда возбуждаемы противником; но в добродетели знания, с мышлением, повзрослевшим 1298 движениям, которые они получили от божественного излияния, уготовляемого блаженным Создателем по благодати Его; они будут усовершенствованы в любви к Нему, с совершенным сознанием, которое сделалось превыше уклонения во всех своих движениях. 5 . Может быть, даже до большего совершенства, чем то, в котором ангелы существуют сейчас; ибо все они в единой любви, едином сознании, единой воле, едином совершенстве знания будут существовать; на Бога будут они взирать с любовным вожделением, которое ненасытимо, даже если некое домостроительство 1299 может временно действовать по причинам, известным одному Богу, в соответствии с определенным временным отрезком, установленным Им согласно воле Его премудрости. 6 . Кто может сказать или предположить, что любовь Создателя не первична по отношению к установлению этого действия, 1300 которое Он исполняет по причине пользы, происходящей от него? Это известно только Ему одному, но впоследствии для всех соделает Он это известным. 7 . Бог не упустит ни одной части, какому-либо из разумных , при подготовке к тому высшему Царству, которое уготовано для всех миров. По причине той благости естества Его, благодаря которой привел Он в бытие всю , поддерживает и ведет , и заботится обо всех мирах и тварях в Своем безмерном сострадании, Он задумал устроить Царство Небесное для всей общины разумных , хотя некий переходный период времени оставлен для на тот же самый уровень. Это наше мнение согласуется с учительством Писания. Тем не менее она 1301 страшна, даже если она так ограничена в своей продолжительности: кто может вынести ее? По этой причине ангелы на небесах радуются об одном грешнике кающемся. 1302

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

4 . Мы же возрадуемся и возблагодарим Бога за то, что удостоились хотя бы на малое время возможности избежать болтовни и разговора со страстями, хотя с целью борьбы 1026 мы можем быть заняты ими; ибо мы оказываемся хотя бы на один миг благодаря собеседованию с каким-либо прекрасным размышлением превыше борений и размышления о состязаниях и об образах страстей. А без постоянного чтения в безмолвии, без мысли , без поиска сокровенного смысла 1027 и без молитвы приобрести это невозможно. 5 . Чтение, конечно же, есть источник и родитель молитвы; оба они 1028 к любви Божией переносят нас. И, подобно меду в сотах, 1029 изливается в сердце наше сладость постоянно; и ликует душа наша от того вкуса, который изливают в сердце наше сокровенное служение и чтение. 6 . Кто когда-либо познал то пламя, которое охватывает сердце благодаря этому? 1030 7 . Если хранение сердца намного важнее, чем что бы то ни было, оно никоим образом не может появиться благодаря борениям и ухищрениям, но только благодаря собеседованию с Богом. Поэтому блаженны те, кто удостоился этого, ибо, соединившись с Господом нашим в мысли сердечной и полноте ума, благодаря постоянной памяти о Нем удостоились они избежать собеседования и разговора со страстями, возжелав одного лишь собеседования с Богом. 1031 Постоянное чтение с прекрасными 1032 размышлениями, исследованием и поиском тайн – все это есть прекрасное 1033 собеседование с Богом. Кто постоянен в этом, тот придет к всецелой совокупности телесных служений. 1034 Многократно благодаря этому 1035 , что даже воспоминание мирских образов не появляется в разуме, особенно у тех, кто читает и размышляет с той целью, чтобы ум их произрастил некую тайну истины 1036 по причине постоянного наслаждения великими словами, над которыми размышляют 1037 они ночью и днем. 8 . Прекрасным деланием инока 1038 и главным служением его является то, чтобы в мысли своей и воспоминании своем был он соединен с Господом нашим, хотя бы частично. Если человек достиг этого, то какой еще работы требуют от рук наших те «умники», 1039 которые имеют праздный ум и  являются неучами? 1040

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

5 . Знай, брат мой, возлюбленный друг души моей, что безмолвие 30 и всякое существующее подвижничество в соответствии с временем и постоянством в них 31 приносят плоды свои. «Безмолвие и покой келлии соответствуют постоянству и бдительности», 32 согласно некоему святому Старцу. 33 Если лишен ты постоянства и равномерности в служении своем, не ожидай истинного утешения, которое от них. Не укоренен ты даже в обычном их, которым свойственно [...] утомление их. И поскольку ты постоянно только начинаешь, 34 по причине большого расстояния между , 35 оказываешься ты не преуспевшим ни в чем: еще прежде, чем это  начало приносить плоды, ты отошел 36 от него. 6 . Всякий образ жизни, в котором нет постоянства 37 и который кратковременен, окажется также бесплодным. так, я не смутить тебя; но показываю я тебе цель и путь. Возьми себе в пример посаженное дерево, за которым ухаживает немудрый человек: 38 когда распускает оно первые листья свои и появляются на нем свежие почки, не поливает он его регулярно, 39 и увядает и иссыхает то дерево. И снова долгое время проходит, 40 пока сила воды не повлияет на него и не напитается оно силой из почвы и не оживет. А может быть, часто пересаживает его с одного места на другое 41 и регулярно повреждает 42 корень его, постоянно ударяя по нему чем-нибудь. 43 И при всем том он удивляется что не приносит оно нам плодов. Точно то же самое с человеком необученным: 44 не исходя из образа жизни своего судит он дела свои, но то, что подходящим , просит у Бога, как будто не имеет он того, что заслуживает. Я оставляю в стороне тайны разума, 45 на которых Бог намеревается судить  человеческие; но даже эти внешние подвижничества спросит Он с нас – соблюдаем ли мы хотя бы внешний порядок подвижничества, соответственно чину его. 7 . Когда не хватает человеку чего-либо из того, что необходимо для образа жизни его, не может он спокойно совершить течение свое и получить венец свой, 46 ибо во время увенчания эта самая нехватка поколеблет и смутит 47 око души его. Но справедливо, чтобы всем необходимым был снабжен образ жизни его, относится ли то к телу, или к душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

5 . Но я покажу, что, когда такое происходит, эта забота о помысле его должным образом прекращается: поистине ! Ведь когда достиг он божественной любви, поднимается он превыше этой мысли и пребывает в свободе от помыслов. 872 божественная же любовь отнюдь не от душевного подвижничества 873 и не от естественного движения души в служении добродетели, ибо к этому уровню подвижничества относится страх, а ощутить божественную любовь, , совершенно невозможно. Последнее не под силу душе, и восхищение это 874 не принадлежит к естественному образу жизни; 875 а божественная любовь принадлежит к духовному образу жизни. 6 . Ибо добродетель есть естественный путь, который в смирении, трудах, милостынях, целомудрии, 876 жертвах и молитвах уст, а также в милосердии. В новом же веке ничего из этого не требуется, ведь духовный образ жизни в ином знании, которое появляется 877 не в результате телесных или душевных трудов, и служение его 878 не от них происходит. 879 Тем, кто находится на этом уровне, 880 свойственно мыслить. В духовном же образе жизни нет ни размышления, ни помысла, ни возбуждения, ни движения. Помыслы приводятся в движение на душевном уровне, а на духовном уровне нет помысла, так как ум поднимается превыше образов мира сего и в ином знании пребывает. Знание тех 881 может быть описано обычным для нас словесным путем; что же касается этих, 882 то их знание не может быть описано даже в образе, в котором ум существует там. Здешнее знание, конечно, предполагает движение помыслов, тогда как тот 883 образ жизни – превыше всех подобных вещей. Именно в таком состоянии будем мы находиться после воскресения из мертвых вместе со святыми ангелами; ангелы же уже сейчас пребывают в нём. Ибо за исключением того , когда посылаются они Богом на какое-либо служение в мир наш, не удаляются они от этого образа видения и умственного расположения. 7 . Но если человек скажет: «Как же возможно, чтобы непрестанным было изумление Богом у тех, которые являются постоянными и неизменными, но которые получают повеления о стихиях и рядом с каждым человеком? И как возможно, чтобы описанный образ не препятствовал им постоянно пребывать ?» –

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010