5 . Что же было в этом ковчеге, делавшее его столь страшным и исполненным всяких сил и знамений, помимо сосуда с манной, скрижалей Завета, начертанных Моисеем, и процветшего жезла Ааронова? Не повергались ли Моисей и народ перед ковчегом в великом страхе и трепете? Не лежал ли Иисус сын Навин перед ним с утра до вечера, простершись на лице? 541 Не были ли страшные откровения Божии 542 явлены в нем, почитание его? Ибо Шехина Божия жила в нем – , что живет теперь в Кресте: она ушла оттуда и таинственно вселилась в Крест. 6 . Не в меньшей явлена сила этой Шехины в знамениях и силах Креста, чем в тех , но даже в большей . Не были ли все , описанные в Деяниях, совершавшиеся руками апостолов, более великими, чем те, что совершались в древности? 543 Кто не принимает последних, тот не поверит и в первые. 544 7 . Ибо многие силою Креста укрощали зверей, дерзновение перед лицом огня, ходили по водам, 545 воскрешали мертвых, останавливали чуму, заставляли источники течь в иссохшей и дикой местности, полагали границы морям, приказывали потокам великих рек течь в обратную сторону, обращали реки вспять. 8 . Да что говорить об этом? Даже сам сатана со всей его властью страшится образа Креста, 546 когда он начертывается нами против него. Но и о том, что важнее этих , послушай. , которые имели место в том служении, 547 со всеми знамениями и силами, происходившими в их присутствии, не могли искоренить даже малый вид греха, тогда как в служении Креста грех сделался подобен паутине, на которой висит нечто тяжелое, не могущее удержаться на ней. И если смерть была столь страшна для  естества, то сейчас даже женщины и дети смеются над ней. Смерть, которая царствует над всем, не только оказалась теперь легче для чад веры, но и у язычников весьма уменьшился страх перед ней по сравнению с тем, что было прежде. 548 9 . Почитаем Тот, Кто отменил Свой приговор нам через примирение, совершенное Им ради нас. Благословен Тот, Кто восхотел открыто явить в наши времена вечную любовь Свою, которую имеет Он по отношению к твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

6 . Мы тоже, братья мои, при всяком изменении, которое усматривается в нашем образе жизни, должны тотчас поспешить увидеть причину его и , откуда взялся тот измененный обычай и тот новый способ, который не похож на обычный путь иноков и на их общее правило. И благодаря этому или радость наша увеличится, или мы будем смущены, притом по справедливости, когда действуем мы недолжным образом. 608 И таким образом во всякое время будем мы подвизаться сознательно, 609 возвышаясь над тем пониманием, которое телесным образом смотрит на внешнюю сторону помыслов, 610 на слова и действия; и сразу же, в самом начале, умудримся мы относительно того, чьими детищами являются эти  . 7 . Плохим признаком является появление следующего: когда человек оставляет положенные богослужебные часы 611 без уважительных причин. Но если пренебречь этими часами заставила человека молитва , или если сила продолжительности ее и великое сокрушение 612 заставили его прекратить их, или промедление из-за наслаждения ею побудило его пренебречь часом службы, тогда человек этот совершил отличную сделку 613 благодаря изменению, завидным товаром, который попал в его руки. И межи его прошли по прекрасным местам, как написано. 614 – при условии, что не из-за легкомысленного умонастроения 615 и презрительного отношения пренебрег он часом службы, но что, напротив, сладость молитвы и наслаждение ею насильно подчинили его божественной любви, в чём и заключается полнота 616 нашего служения, которое не подвластно и не подчинено правилу. И если постоянно случаются с человеком такие вещи, которые суть признак дарований и великая дверь к чистой молитве, 617 тотчас поднимается он до уровня совершенных, особенно если сопровождает его благоговейное внешнее и глубокий страх являет он во время молитвы. 8 . Но если кто-либо, не приобретя вторичного, оставляет первичное, тогда ясно, что он обманут демонами и что из-за них может он совершенно отпасть от своего спасения; 618 с этого времени начинает он незаметно скатываться вниз.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

6 . Но даже более, чем на псалмопение, обрати внимание на эти и особенно пользуйся ими, иногда стоя на ногах, иногда – на коленях, иногда же сидя. 7 . Также нет , что препятствовало бы тебе во всей полноте воспринять все это 938 из псалмов и использовать их. Также и восхитительные слова, изложенные в песнях, которые предназначены Святой Церковью , 939 вместе с прочими возвышенными словами, которые Дух положил на музыку, и песнопениями, могут занимать место совершенной молитвы в человеке. размышляем над ними, они рождают в нас чистые молитвы и высокие прозрения и приближают нас таким образом к просветленности мышления и изумлению Богом, а также к другим , посредством которых Господь умудряет тебя и просвещает в те времена, когда ты выбираешь соответствующие стихи и в просительном настроении 940 приносишь их Господу твоему, повторяя их подолгу и в тишине. 8 . Также и псалмопение, с таким настроением, 941 приносит больше пользы человеку, чем чин чтения часов. Это к людям, которые достигли уровня и которые вошли в тот образ жизни, когда даже в молении своем удостаиваются они дарований от Бога. И по причине сосредоточенности разума своего весьма преуспевают они в ; душа же приближается 942 к великой добродетели в этих трудах и постоянно удостаивается помощи свыше. Весьма часто приобретает она и некую просветленность помыслов на пути своем, среди продолжительных молений своих. 9 . Но мы не должны стремиться к этому сразу, ибо не многие обретают это, а лишь избранные. 943 Такие приходят не в соответствии с трудами, но в соответствии с Божиим замыслом и знанием, ибо знает Он, кому следует даровать это. Нам же не следует терять надежду в подвижничестве нашем во все время жизни нашей. 10 . Обретя это, не должны мы превозноситься и воображать, будто благодаря великому нашему подвижничеству 944 удостоились мы этого. Если же это задерживается для нас, 945 не стоит печалиться и удручаться, подобно людям, служащим Богу ради вознаграждения: таков образ мыслей тех, кто не обучен в труде смирения и в стремлении к Богу. Ибо мы понимаем, что эти и подобные , как сказал я, не за многие труды дает Бог человеку, и не из-за нехватки таких задерживает их, но тем, о ком Он знает, что им это будет полезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

7 . А если о страстях, помыслах и их борьбе размышляет он – как следуют помыслы один за другим, и какая страсть соединена с какой, и каково начало первой и каков конец ее; и какой силой обладает каждая из страстей, и от чего она ослабляется и чем усиливается – он только сосредоточен на страстях и упражняет ум свой. 8 . Но если он размышляет о Боге и изумляется свойствам Его и исследует одного лишь Бога, он просветляется, а в этом также заключены и вышеназванные . 9 . Они, конечно, сами по себе хороши, но они суть борения; и неправильно, чтобы мысль и знание души и тела полностью пребывали в них. Ни красота служения, ни знание состязаний и борений, 481 ни мысленное противостояние страстям не составляет цели надежды, которая нам проповедана – той, о которой Апостол сказал: постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, 482 и чтобы мы превосходили во всякой премудрости и во всяком духовном разумении. 483 Как можем мы умудриться и ощутить это, если мы только в противостоянии и противоборстве страстным помыслам, в спорах с ними и постоянной заботе о них пребываем ночью и днем? 10 . А ведь многие люди упражняются и становятся искусными в этом – и их служение прекрасно и трудно, но о другом аспекте они ничуть не задумываются. 11 . Итак, что до этих других , – будь то телесное служение или искусное различение между страстями и добродетелью, – то пока человек находится в постоянном размышлении о них, думает о них и мысленно перебирает их 484 ночью и днем, он то побеждает, то терпит поражение; то падает, то встает; его помысл то очищается, то оскверняется; то он среди падений, то укрепляется покаянием. Короче, он находится в состязании. 12 . Но когда в размышление о Боге вовлечен ум его, поднимается выше состязания. Не то, чтобы он преодолел помыслы, движения и страсти, но он царствует над ними, и они полностью исчезают. Они не побеждены, и никакой победы здесь нет; однако ни страсти, ни воспоминания о них, ни возбуждения их не возникают, ибо такой восхищен из мира; и все мысли, действия, различия и знание о них – всех их оставляет он долу, где им и место, тогда как ум взят из их среды. Но если добродетель состоит в страстях, добродетелях и прочем, тогда, вне всякого сомнения, по земле блуждает разум.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

7 . Опять же, когда в результате некоего небрежения помрачается человек и иссыхает в нем этот святой свет, тотчас отбегают и скрываются от него все эти . И такой человек снова становится безумным и лишенным разума в своих помыслах. И исполняется на нем сказанное: Свет очей моих – и того нет у меня; 466 и: Повергли жизнь мою в яму и забросали меня камнями. 467 8 . И, может быть, то святое осенение 468 промыслительным образом производит это, чтобы не превозносился человек в сознании своем 469 и чтобы понял он, что не ему принадлежат эти мир и покой. Хотя по временам покидает оно его, так что становится он слабым и немощным, оно затем снова поддерживает и укрепляет его. Не то, чтобы оно на самом деле удалялось от него в такие времена, когда происходит с ним эта перемена; скорее, вовсе не удаляясь от него, оно словно удерживает себя, не позволяя пробудиться этим святым движениям вспоможения и утешения. И тотчас ослабевает душа и страдает. Но потом снова являет оно себя душе сокровенным образом, и она приобретает силу, радуется и укрепляется. 9 . Такими переменами 470 бывает научаема блаженная душа, ведомая божественным промышлением. 10 . Эти изменения происходят в человеке для того, чтобы постоянно пребывал он в смирении. 11 . Таким вот образом во все времена и на всех этапах подвижнической жизни помощь и немощь поочередно присутствуют в человеке. Бывает, что воздвигаются в нем бури против целомудрия; бывает, что сменяются состояния радости и уныния. По временам бывают у человека светоносные и радостные состояния, но вдруг опять появляются туча и мрак. Иногда нечто открывается ему в таинственных и божественных прозрениях в истину. Такие же перемены переживает человек, который пребывает в служении Богу. Иногда ощущает он помощь от божественной силы, которая внезапно появляется в уме; иногда же испытывает он противоположное ощущение, цель которого – в том, чтобы осознал человек немощность естества своего, и сколь слабо оно, немощно, неразумно и младенчественно, и вместе с тем, сколь молниеносно поднимается оно в знании и ощущении своем на славные и чудные высоты. 471

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

7. Целомудр не тот, в ком, во время борьбы, труда и подвига, прекращаются срамные помыслы, но тот, кто истинностью сердца своего уцеломудривает зрение ума своего, не позволяя ему простираться к непотребным помыслам. – И тогда как честность совести его взором очей свидетельствует о верности его (закону чистоты), стыд, как завеса висит в сокровенном вместилище помыслов, и непорочность его, как целомудренная дева, соблюдается Христу верою. 8. Для отвращения предзанятых душой расположений к непотребству, ничто не бывает так помощно, как погружение себя в любовь к изучению Божественного Писания, и постижение глубины его мыслей. Когда помыслы погружаются в услаждение постижением сокровенной в словесах премудрости; тогда человек, в какой мере извлекает из них просвещение, в такой же оставляет позади себя мир и забывает все, что в мире. – Но и когда ум плавает лишь на поверхности вод моря Божественных Писаний, и не может проникнуть мыслей Писания до самой глубины; и тогда сего самого, что он занят рвением к уразумению Писания достаточно для него, чтобы единым помышлением о досточудном крепко связать свои помыслы, и воспрепятствовать им стремиться к вещественному и плотскому. 9. Во всем, что встретится тебе в Писании, доискивайся цели слова, чтобы проникнуть тебе в глубину мысли Святых, и с большею точностью выразуметь оную. Божественной благодатью путеводимые в жизни своей к просвещению всегда ощущают, что как бы умный какой луч проходит по стихам написанного, и отличает уму голые слова от того, что душевному ведению сказано с великой мыслью. 10. Если человек многозначащие стихи читает, не углубляясь в них, то и сердце его остается бедным (ничего не вкушает), и угасает в нем святая сила, которая при чудном уразумении души доставляет сердцу сладостнейшее вкушение. 11. Всякая вещь обыкновенно стремится к сродному ей. И душа, имеющая в себе удел духа, когда услышит речение, заключающее в себе сокровенную духовную силу, пламенно влечет к себе содержание сего речения. Не всякого человека пробуждает к удивлению то, что сказано духовно и имеет в себе сокровенную великую духовную силу. Слово о добродетели требует сердца, не занятого землею; в человеке же, которого ум обременен заботою о преходящем, добродетель не пробуждает помысла к возлюблению ее и взысканию обладания ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/po...

8 . К Престолу величия Твоего повергаюсь я, Господи мой, – я, который есть прах и пепел 325 и отребье человечества. Тысячи тысяч ангелов и бесчисленные легионы серафимов с огненными хвалами и святыми движениями приносят Тебе духовную службу в сокровенности своих естеств – Тебе, святое Естество, сокрытое от чувства и знания всякой твари; ибо со вспоможениями Твоими, Господи, Ты близок к каждому во всякое время бедствий; и вовремя и не вовремя дверь Твоя открыта для прошений всех. Не гнушаешься Ты грешниками, и величие Твое не отвращается от душ, запятнанных всеми видами грехов; но извлекаешь Ты всякого из бесконечных зол – также и меня, Господи, совершенно оскверненного, которого удостоил Ты пасть на лицо перед Тобою, чтобы я дерзал произносить имя Твоей святости устами моими, хотя я – сосуд всякой нечистоты, недостойный числиться среди потомков Адама. Даруй мне, Господи, освятиться хвалами Твоими и очиститься памятью о Тебе; обнови жизнь мою через изменение мысли и благотворные помыслы, которые Ты, по благодати Твоей, возбуждаешь во мне. Будь путеводителем разума моего в моем размышлении о Тебе и помоги мне забыть о делах, сбивающих с истинного пути, 326 через обновление разума, которое Ты возбуждаешь во мне. Возбуди во мне такие прошения, которые приносят пользу благодаря согласию моей воли с Твоей волей, ибо Ты – Тот, Кто дает молитву молящимся. Закрепи во мне единую волю, что взирает на Тебя во всякое время, и помысел, который никогда бы не ослабевал в надежде на Тебя через постоянное умирание ради Тебя. Даруй, Господи, чтобы не бесчувственными словами уст молился я Тебе, но чтобы я распростерся на земле в сокровенном смирении сердца и покаянии разума. 9 . О Боже, благодаря терпению Твоему к грехам моим Ты даешь мне жизнь в мире сем; не лиши меня жизни мира грядущего, которой с надеждой ожидают те, что среди скорбей ищут Тебя здесь. 10 . О Христос, Чья любовь отделила святых от семьи, родства и удобного человеческого жилища, так что сила естественных страстей умолкла в них перед лицом сладости любви Твоей, – Ты, Господи, даруй мне возненавидеть жизнь мою из любви к Тебе, и да соделаюсь я при жизни мертвым по отношению ко всем наслаждениям мира сего; и силою Твоею, Господи, да утихнут бури, воспламеняющиеся в членах моих; и любовь Твоя да отделит меня от мира и собеседований с ним. Начертай в уме моем единый невидимый образ, так чтобы побеждено было влечение ко всякой сладости воспоминаний о временном и видимом мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

8 . Как кормчий, 48 если лишен одной части корабельного снаряжения, не может выйти в море даже ненадолго, пока не приобретет полностью и не поместит их все на своем корабле, точно так же с тем, кто идет по пути одиночества 49 и желает насладиться [плодами] его и [обрести] надежду на Бога в душе своей, если не хватает ему хотя бы самой малой части из того, что необходимо в путешествии: эта самая малость, которой нет, делает бесполезным все в ту минуту, когда надо воспользоваться ею. 9 . Ибо этот образ жизни 50 прежде всего требует времени и постоянства в нем. Ибо если невозможно для человека научиться мирским искусствам, пока не проведет он долгое время, постоянно в них, и  тогда разум постигает смысл и способ исполнения 51 того искусства, которое намеревается он изучить, насколько более к нам. И если видимое очами искусство требует такого времени и постоянного упражнения, насколько более духовное искусство, 52 которого око не видит. 53 И неизвестно, у кого можно научиться этому, и требует это великой чистоты, и учитель этому  – Дух, и искусство это сокровенно, а наносящие ему вред 54 бесплотны. Требует оно долгого времени и постоянства в делании. Также и тело все время действует обманчиво против обучающегося этому  : 55 и препятствия, оно , 56 многи и неисчислимы. 10 . Поэтому, о человек, прежде всего времени требует такой образ жизни и постоянства в нем, а также усердия, 57 ибо на этом человек усердствует 58 в трудах, претерпевая одиночество и скорби его. Ибо это самое тяжелое и трудное в подвижничестве, 59 по причине множества борений, происходящих 60 из-за удаления от всех. 61 следует ему не оставлять вскоре то, что он начал, но усердствовать в этом, – словно рождающая в муках своих, – пока не завершит он это. 11 . Требуется от него также равномерность подвижничества, 62 дабы во всяком роде трудов равномерно 63 было подвижничество его: не должен он быть богат только в одном или двух трудах, которые нравятся ему соответственно желанию воли его, и в них трудиться, будучи лишенным других, которые более необходимы. Но равномерным должно быть подвижничество его во всех составных частях своих 64 благодаря исполнению 65 всех трудов добродетели. Чтению соответствовать служба, и службе – поклоны, и поклонам – пост, и посту – ночные бдения, 66 а с ними – сокровенное служение разума, чтобы, когда тело трудится, сердце не было расслабленным и оставленным. Но сила разумения, 67 которая в нем, знает, что находится внутри видимого естества; ибо все , которые требуются для пользы его, совершает видимое тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

8 . Мышление здравое и крепкое в своих проявлениях 417 есть то, которое приобрело здравую заботу о божественных предметах. 9 . Мышление детское и болезненное в своих проявлениях есть то, которое имеет слабые представления о божественных : у него человеческие мысли о них, не соответствующие величию Божию. 10 . Истинное воскресение тела – это когда оно неизреченным образом преобразуется 418 в то будущее состояние, по обнажении от всякой плотской нечистоты и ей. Таинственное 419 же воскресение тела – это когда воскресает оно от всякого греха, с котором было сопряжено в земной жизни, 420 и отдается превосходному служению . 11 . Начало образа жизни нового человека есть постоянное ликование в божественной любви и радости: 421 последние же от здравого знания о Боге рождаются в душе. 12 . Прообразовательная свобода души, предызображенная в том свободном образе бытия, который ожидает нас , 422 – это когда душа, не будучи связана ничем телесным, ни в одном из своих проявлений 423 не подвержена страху по отношению к чему-либо в этом мире, происходящему от боязни житейских превратностей 424 и отторгающему душу от вожделения одного из этих божественных . 13 . Ибо как перемена места для тела вызывает изменения в его составе в соответствии с местом, точно так же перемена, в разуме, вызывает изменения в силе его деятельности. 425 14 . Иная сила у духовных прозрений, которые возникают в связи с мирскими предметами, 426 и иная сила у просветленного размышления о грядущих : всматриваясь в них, разум приходит в изумление. 15 . Помысел о веке грядущем с большей ясностью 427 воспринимает разум и более беспрепятственно, чем прозрения относительно материального 428 мира. Ибо для последних необходима особая чистота и великое здравие мысли, тогда как первое требует очень малого усердия; и быстро приобретает разум чудесное изменение и без труда проясняется вместе с мыслью. В этом случае, хотя человек занят прекрасными вещами, 429 достаточно часто многие узы возникают для него, удерживая его от просветления, так что путь разума среди этих не бывает чистым. Но это не так в первом : ибо беспрепятственно прилежит естество заботе о них и возводится превыше страстей, чтобы пребывать в размышлении о них,  – если только мы хотя бы малое усердие, – чтобы приносить разуму постоянное памятование о них, размышление о них 430 и мысль о них. Ибо без труда получает разум это занятие 431 и легко получает ощущение помощи, а страстные ощущения быстро отходят от него. Хорошо сказал блаженный Евагрий: «Крещением во оставление 432 для души является памятование о веке грядущем». 433

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

8 . Не приводи мне в пример тех, что смиренны по естеству: дескать, много таких, у кого само естество свидетельствует, что они смиренны, и однако у них нет слез. Итак, не говори о естестве, 800 ибо угасшие и немощные чувства, 801 в которых умерли жар и горение. Не обладают этим проницательным смирением 802 , у которого смиренные помыслы, внимательная  проницательная мысль, сознание собственного ничтожества, сокрушенное сердце и поток слёз, происходящий от страдания совести и проницательности воли. 9 . Если хочешь, спроси их . Ибо нет у них ничего из этого: разве имеют они сокрушенное размышление, разве внимают голосу совести? 803 Нет у них размышления памятования о смирении Спасителя нашего, нет острой боли, пронзающей их от сознания собственных грехов; нет в них горения и жара, воспламеняющего сердце их к памятованию о грядущих благах; и прочих полезных помыслов, которые благодаря трезвению разума обычно возбуждаются в сердце. 10 . А иначе и тех грудных младенцев, которые живут в мире сем, ни о чем не помышляя, 804 должен ты поместить на один уровень со смиренными! Если, однако, считаешь ты спокойных и кротких по естеству на том же уровне, что и смиренные благодаря знанию и воле своей, тогда также и евнухов, 805 которые от чрева матери являются таковыми, должен ты называть девственниками и причислить их к лику девственников и святых, 806 хотя не их собственная воля воспрепятствовала им вступить в брак и заставила девство, но естество. Точно так же с теми, кто по естеству мягок и смиренен: естество умерило их побуждения, а не сила воли. 11 . Эти люди никоим образом не вкусили и не ощутили сладость даров и утешений, которые вкушают те, что смиренны ради Господа нашего. А потому не получают они и дивного дара непрестанных и утешительных слёз  – тех, которые воспринимаются Отцами как прообраз земли обетованной. «Войдя туда, ты уже не устрашишься борений». 807 Ибо утешение обещано сокрушенным сердцам. Тем же, у кого нет надежды на это, 808 когда они плачут, и утешение не будет послано; и те, кто, не жаждет и не томится, не утолят духовным питием.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010