Вот полное и искреннее и Богу благоприятное покаяние, о добрейший, которое не в одном только воздержании в пище и питии полагает надежду своего спасения, но при этом и слезами теплыми всегда обливается и непрестанными стенаниями и сердечною печалью всегда томит себя, возненавидев всякое вкусное питание, всякое плотское наслаждение и упокоение и возлюбив добровольно всякую скорбь и тесноту, всякое поношение и уничижение, ради греха своего. Справедливо поэтому называет он терном грех , который он себе дозволил. Ибо как терн, уязвив ногу, или иную какую-либо часть тела, производит нестерпимую болезнь во всем теле, так и грех, если по навождению лукавого демона дозволит себе его праведник, то тягчайшими муками непрестанно уязвляет душу его, и поэтому он не перестает приносить от всей души покаяние, пока не получит от Бога прощения греха своего. Поэтому пророк и присовокупляет, говоря: беззаконие мое познах и греха моего не покрых, то есть, без стыда открыл его пред Тобою отцу духовному, – и Ты, Господи, оставил еси нечестие сердца моего. Затем, уча нас как освободиться от этой скверны, говорит: за то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно, то есть, пока дается нам время покаяния в этой временной жизни, как и Сам Господь говорит чрез пророка Исаию: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе ( Ис.49:8 ), называя временем благоприятным и днем спасения – время многоболезненного в теле жития нашего, когда мы имеем возможность каяться и умолять Господа, ибо после разлучения души от тела нет уже покаяния, как ясно научает нас известная божественная притча Спасителя о том ненавистнике нищих – богаче, который, хотя и много молил страннолюбивейшего патриарха Авраама, но не сподобился получить от него ни малейшей капли воды, но услышал неприятный оный ответ: Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей и прочее, известное читателям. К этому он присовокупил: и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят ( Лк. 16:25–26 ), – и этою великою пропастью патриарх, правильнее же, Сам Творец всех и грозный Судия, показал вечное разлучение между грешными и праведными.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ra...

Впрочем, воля Божия не ограничивается нашими утешениями и скорбями, нашим здоровьем и нашими болезнями. Но и в том и в другом, и в свете и во мраке, и в дне и в ночи, и в сладком и в горьком, Отец наш небесный посылает нам слово Свое, чтоб исцелить нас от заразы греха ( Пс.106:20 ), и потом взять нас в небесный Иерусалим, куда не входит ничто хворое и нечистое. Посему, в болезнях не жизнь наша должна истощеваться, ибо жизнь наша есть вечная жизнь во Христе Иисусе ( Рим.6:23 ), но тело греха, осужденное на сие во святом крещении ( Рим.6:6 ), дабы, если внешний наш человек и тлеет, внутренний обновлялся со дня на день (2 Kop.6:16). «Посему мы не унываем – говорит св. Апостол, ибо мгновенное, легкое страдание наше производит для нас, в величайшем преизбытке, вечную славу; тогда как мы не имеем целью видимого, но невидимое, ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Kop.4:17−18). Видите, каким образом вся продолжительность пришествия нашего на земле сокращается в одно мгновенное в видении вечности. Здесь теряют свою значительность утешения, так чтобы нам не гоняться за ними по миру, и страдания легкими являются, так чтобы мы при помощи Божией могли радоваться в страданиях, составляющих благое иго Христово ( Мф.11:28 −30), взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ( Евр.12:2 ), чтобы мы, хотя и стенаем под бременем многоболезненной плоти, всегда могли при помощи Божией быть бодры духом, зная, что когда земной наш дом, сия хижина разрушится, мы получим от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный; и чтобы ревностно старались быть Ему приятными как в здоровье, так и в болезнях, как находясь в сей тленной хижине, так и в исходе, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы получить каждому, смотря по тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Kop.5:1−4, 6:9−10). Чем лучше будете истинствовать в сей преданности воле Божией, и в святой любви к Господу, тем изобильнейших утешений и блистательнейших озарений и высших даров и залогов, и любви Божией ходатайственным будет соделываться сие благонадежное устроение и утверждение в безнадежности, и недоверии к себе, а в уповании на Бога. Когда же сердце будеть радоваться и веселиться о Господе, тогда и лицо процветет здравием, если это угодно Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Всякий произвольный подвиг не чужд самомнения и тщеславия, более или менее явных, но подвиг, в который возводится душа скорбью, посылаемой Богом, свободен от упомянутых тонких и гибельных страстей. Этим подвигом приносится душе обильное смиренномудрие, доставляется ей истинное покаяние. Посылаемые Богом скорби – верный признак для человека, что человек тот избран Богом, возлюблен Богу. «Кого Я, -» свидетельствовал Господь, – «люблю, тех обличаю и наказываю» ( Откр. 3, 19 ). По этой причине апостол так утешает скорбящего и страждущего: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сныа, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» ( Евр. 12, 5–7 ). Таково достоинство скорбей земных, когда они переносятся с благодушием! Они – дар Божий (см. Флп. 1, 29 ), они – знамение усыновления Богу! Чтоб научиться терпеливому и благодушному перенесению скорбей, должно встречать каждую приходящую скорбь словами блаженного разбойника: «достойное по делам» моим «принял... помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» ( Лк. 23, 41–42 ). Так же полезно вспоминать и повторять слова многоболезненного Иова. «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» ( Иов 2, 10 ). «Как угодно было Господу, так и сделалось, да будет имя Господне благословенно» ( Иов 1, 21 ). Все святые многими «скорбми и смертми» 301 наследовали Царство Небесное! Все святые славословили и благодарили Бога за посланные им искушения и напасти, которыми они очистились, как злато в горниле, и сделались способными к вечному блаженству. Благодушное терпение посылаемых Богом скорбей есть распятие на кресте своем. Исповедник своей греховности делается исповедником Искупителя и с креста своего восходит в рай для вечного наслаждения небесными радостями, верными залогами которых служат земные скорби. Святые, все без исключения (см. Евр. 12, 8 ), несмотря на то что победили вечную смерть и раскрыли в себе вечную жизнь еще во время этой временной жизни, подвергались многим и тяжким скорбям и искушениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Далее, указывая нам восхождение к Небесному блаженству, Господь говорит: «Блаженны изгнанные за правду; блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:3–12 ). Значит, скорби, гонения и разные озлобления служат нам проводниками к Царству Небесному. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ), – говорят нам и апостолы Павел и Варнава, которые не сказали, что многим временем, при многих знаниях можно войти в радость вечную, но только – многими скорбями. Верно, более всего нам нужны скорби, чтобы войти в Божественную радость. И чтобы не остались мы еще в сомнении об этом, Павел засвидетельствовал о себе: «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему» ( Рим.9:2 ). И, конечно, не он один был таким, но все последователи Христовы были многоболезненны сердцем, ибо таков путь к животу бессмертному. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, – Господь говорит, – и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную» ( Ин.10:27–28 ). Все последующие зову Христову идут сквозь узкие врата и тесным путем, который один только и вводит в жизнь и радость вечную ( Мф.7:14 ). Итак, – «что же ты, – говорит преподобный Исаак унывающему на пути тесном, – что потупляешь лице в скорбях, почитая их чуждыми пути Божию? Откуда у тебя такая мысль? Дознай, что ты вне пути Божия, если намереваешься устроить иной себе путь и по нем идти, не страдая» 12 . Путь, приближающий нас к Богу, есть путь крестный: он вводит нас в любовь Божию, усыновляет нас Богу. «Если вы терпите наказание, – говорит нам Писание, – то Бог поступает с вами, как с сынами; если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр.12:7–8 ). «Не благоволил Бог , чтобы возлюбленные Его покоились в теле, – говорит тот же Исаак, – но паче восхотел, чтобы они пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в нужде, болезни, уничижении, в оскорблениях, в сердечном сокрушении, в печальных мыслях, чтобы имели иной взгляд на жизнь сию» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Победа над смертью Учение о Спасителе по Посланию апостола Павла к Евреям 09.04.2008 517 Время на чтение 15 минут Вершиной человеческих страданий является смерть. Неоспоримо величие смерти - пред лицом смерти все меняется, умаляется, блекнет, умолкает. Она часто является последним критерием истинности и значимости всякого человеческого дела. Никто на земле не может избежать смерти. В свой час она подведет итог всем трудам и стремлениям человеческим и прекратит плен суеты. " Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы " (Еккл. 9:2). В новосотворенном мире не было смерти, она была неизвестна никакому естеству. Господь не сотворил но предусмотрел ее возможность. Подтверждением этому служит то, что еще прежде грехопадения Господь предупредил Адама о возможной смерти: " в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт.2:17). По грехопадении Господь, в числе прочих мер, изгнал прародителей из Рая, чтобы отлучить их от дерева жизни (Быт. 3:22). Адам потерял царское достоинство, осквернился ложью и страхом, разлучился со своим небесным Отцом. В душу поверженного Адама вошла и воссела на царство смерть. " Ибо тогда умерла душа его, - говорит святой Григорий Палама, - через преступление отделившись от Бога; по телу же он продолжал жить с того часа и далее до девятисот тридцати лет. Но смерть, прибывшая через преступление, не душу только сделала непотребною и человека подклятвенным, а и тело, соделав многоболезненным и многострастным, предала наконец смерти " Власть смерти глубоко проникла в сердце человека, связала крепкими узами его добрые движения души, предала его душу в порабощение плоти. Во все века смерть была ужасом и горем человечества и часто считалась позором и несчастьем. Смертью наказано человечество за отступление от Бога. Смертью наказывались многие преступления ветхозаветного закона (Евр. 10:28). Смерть безраздельно властвовала на земле до Христа, страх смерти превосходил все и держал человека в рабстве греху. Но более всего не хочет смерти Своему творению Бог, и во свидетельство этого Сам с клятвою сказал: " Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был " (Иезек. З3:11). Не потерпел Господь видеть мучения рода человеческого, но послал Сына Своего, чтобы Он вступил в схватку со смертью, и, одержав победу, спас и избавил погибших возлюбленных чад Своих, которые " от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству " (Евр. 2:15). Распятый на кресте теми, кого пришел спасти, несокрушимым терпением даже до смерти, Он сокрушил " имеющего державу смерти, то есть диавола " (Евр. 2:14). Богопротивник называется здесь имеющим державу смерти, потому что он есть виновник греха, смерть же есть следствие греха.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/09/...

«И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол.3:17 )   Всякий труд, всякое дело и все свои способности направляли Василий и Ольга к единственной цели – спасению. Любовь к Богу и ближнему служила началом всякому их делу. Чудно просвещаемые Словом Божиим и отеческим руководством старца Варнавы, благочестивые супруги жили в миру, среди множества людей, словно в пустыне. Среди мирских забот и соблазнов они хранили в себе мир сердечный. Старательно ограждали они свои души от всякого пристрастия к чему-либо мирскому и неугодному Богу. Между тем, при строгом внимании к себе, сохраняли они ко всем ближним, в среде коих приходилось им пребывать, любовь истинно христианскую – чистую и непорочную; никого никогда не осуждая, но с терпением и кротостью терпя немощи ближних. Известно, что Василий Николаевич был очень спокоен и снисходителен по отношению к подчиненным, даже в случае их явных оплошностей. Из их ошибок он извлекал нравственную пользу, смиряя себя словами Спасителя: «Врач! Исцели Самого Себя!» ( Лк.4:23 ). Искренне желая всем добра, он ничем не оскорблял в людях достоинства, но всегда был исполнен милости и долготерпения. Его никогда не видели в состоянии раздражительности или в смущении, и оттого подчиненные всегда питали к нему нелицемерное уважение. Помогая ряду храмов и обителей по долгу христианского милосердия, Василий Николаевич как милосердный самарянин ( Лк.10:35 ) постоянно вносил пожертвования на содержание нескольких богаделен, самая крупная из которых находилась на Международном (ныне Московском) проспекте при Воскресенском Новодевичьем монастыре. «Равную награду получает больной и кто служит ему», – говорит святой Пимен Многоболезненный с. 236]. Раздаятель венцов – Сам Господь. При малейшей возможности дружные супруги, искренне сострадавшие чужому горю, посещали эти дома призрения, утешая одиноких и беспомощных теплым участием, раздавая гостинцы и духовные книжки. Всегда благодарили они Господа за то, что удостаивались послужить болящим и страждущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Надо помнить, что наш удел – не в этой жизни [ Пс.16:14 ]. Но путь к этой жизни показал нам Христос. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» [ 1 Пет.2:21 ]. Идя за Христом, следуя Его примеру, мы сможем в конце пути увидеть свет Жизни. Пример же Его – терпеливо нести по жизни свой крест. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» [ Мф.11:29 ]. И только в смиренном несении своего креста – наше спасение. «Постигли беда и горе, уже несешь крест. Сделай же, чтобы сие несение было во спасение, а не на пагубу. Для сего не горы переставлять требуется, а малое произвести изменение в помышлениях ума и расположениях сердца» – говорит святитель Феофан Затворник . К крестам, выпадающим на долю детей Божьих, он причислял «скорби, беды, несчастья, болезни, потери близких» Итак, потеря наших детишек – это наш крест, который мы должны нести смиренно по жизни. Так о нас решил Господь. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» [ Иер.29:11 ]. От нас в этой ситуации требуется, по примеру Господа, терпение и смирение. «Терпением спасайте души ваши» [ Лк.21:19 ]. Скорбный путь проходили все последователи Христа, все они – многоболезненны сердцем]. Скорби преследовали царя Давида, восклицающего в Псалмах: «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь» [ Пс.41:4 ]. Апостол Павел работал Господу «со всяким смиренномудрием и многими слезами» [ Деян.20:19 ]. Значит, мы – не исключение на этом скорбном пути. А вот переносить выпавшие нам скорби можно по-разному. «Ибо в горе бывает так, что иной досадовать и роптать начинает, иной совсем теряется и падает в отчаяние, а иной погрузится в свое горе и только горюет… Все таковые не пользуются посылаемыми им крестами как следует и пропускают время благоприятное и день спасения» с. 67]. Святые отцы Церкви советуют смирять свое сердце, претерпевая скорби. «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» [ Пс.50:19 ].

http://azbyka.ru/parkhomenko/ya-tozhe-po...

Поистине, как поразительна эта мысль! Хотя небесные духи настолько превосходит лучшего из людей, что он даже умом своим не может представить, чем различаются их боголюбезные чины, чем Херувимы разнятся от Серафимов и в чем преимущество Серафимов пред Началами: тем не менее, даже слабые младенцы человеческого рода не лишены их предусмотрительных забот: «блюдите, говорит Господь: да не презрите единого от малых сих, глаголю бо вам, яко ангелы их на небесех выну видят лицо Отца небесного ( Мф. 18:10 ). Падший род человеческий забыл этот закон служения высших низшим и уподобил свою жизнь жизни животных, борющихся за свое существование, но смотрите, для восстановления правильного понятия о жизни уже не Ангел и не Архангел, но сам Господь воплощается в бренную плоть и вот Он, Владыка Вселенной, в рабском виде стоит среди Своих учеников пред сосудом, в коем умывает их ноги и восстановляет истинное понятие о законах общежития: „царие язык господствуют ими, и обладающии ими благодателе нарицаются. Вы же не тако: но болий в вас, да будет яко мний: и старей, яко служай. Кто бо болий, возлежай ли, или служай? не возлежай ли? Аз же посреде вас есмь яко служай» ( Лк.22:25 – 27 ). Соделавшиеся «причастниками Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ), сыны Новозаветной Церкви твердо шли по начетанному пути и восстановили на земле закон жизни ангельской; приближенные ко Христу Апостолы, восхищавшиеся до третьего неба и слышавшие там «неизреченные глаголы» ( 2Кор.12:4 ) считали себя рабами христиан ( 2Кор.4:5 ), их кормилицами ( 1Сол. 2:7 ), их многоболезненными матерями ( Гал.4 : 19); будучи от всех свободны, они всем порабощались, дабы больше приобресть ( 1Кор. 9:19 ), ибо для них не было большей радости, как слышать, что дети их ходят в истине ( 3Ин 1:4 ). Тому же ангельскому обычаю учили они верных, говоря: «мы сильные должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из вас должен угождать ближнему во благо к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал» ( Рим.15:3 ). Вот, братия, для нас наглядный пример того, как и мы должны подражать делу Ангелов в начатом нами благом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Пс. 41:3), чтобы видеть Его лицом к лицу (1 Кор. 13:12). Обретают благоприятное содружество со святыми Ангелами, патриархами, пророками, апостолами, мучениками и всем собором небесным. Там сияет прекрасное Солнце Правды – Христос, Которое никогда не заходит, не покрывается облаками, не помрачается мглою, но всегда в силе Своей блистает, творит радость и увеселяет Своих святых. Там наследуют блага, к оторых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). Там славу и богатство нетленное принимают от руки Господней. Верное рассуждение об этом утешает верных и растворяет горесть смерти, даже желанной ее делает, так что с Симеоном святым встречают ее радостным духом и говорят: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, ежи еси уготовал пред лицем всех людей (Лк. 2:29-31), – и с великим апостолом Павлом: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1:23). Так Христос умер за грехи наши (1 Кор. 15:3), дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2:14-15). Вот видим, христианин, как дорого стало Христу, Сыну Божиему, спасение наше! Жесточайшим страданием, глубочайшим смирением, неизреченным бесчестием, поносною смертью, и смертью крестной, искупил нас от смерти, ада и всего бедствия Искупитель наш, и возвратил нам спасение, которое мы самовольно потеряли. Посмотрим еще и на погребение святейшей и живоносной Плоти Его, которая после многоболезненных трудов и страданий, подъятых ради нашего спасения, три дня и три ночи почивала во гробе. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:40). Был погребен Христос, погреб и грехи наши, и погрузил неправды наши, и ввергнул в глубины морские все грехи наши, дабы не явились они перед Лицом Божиим, если истинно и сердечно веруем в Него, ради нас умершего и погребенного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Так об этом предсказал святой Его пророк: Он обратит, и ущедрит нас, и погрузит неправды наши, и ввергнет в глубины морские все грехи наши (Мих. 7:19). Почил Христос от дел Своих, которые ради нашего спасения начал и совершил. Так устроил и нам субботу , которую праздновать будем вечно, успокоившись от дел наших и трудов, и войдя в покой тот (Евр. 4:1-11; Откр 14:13), который никакому труду, печали и болезни не причастен, но только слышится глас радости и веселья, как поет пророк: Глас радости и спасения в селениях праведных (Пс. 117:15). Положен Христос во гроб, и наши гробы сделались нестрашными нам, но стали как ложа, в которых, почив после многоболезненной жизни сей, будем упокоеваться, пока не услышим глас Сына Божиего, а услышав, оживем, по истинному Его обещанию (см. Ин. 5:25). Воскрес Христос, воскреснем и мы, верующие во имя Его. И что сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15:42-44). Вознесся Христос на небо, вознесемся и мы, если до смерти Ему верными будем (Откр. 2:10), и претерпим до конца (Мф. 24:13). Тогда где голова, там и члены Его будут, где Господь, там и слуги Его будут, и где Он Сам, там и верные Его будут, и видят славу Его (см. Ин. 17:24). Поэтому апостол в утешение верным говорит: Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3:20-21). И еще: Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор. 5:1-2). Слава Богу, помиловавшему нас и так чудно устроившему нам спасение, во веки веков, аминь! Из вышеписанного примечай, христианин, следующее: 1) Видишь отчасти страдание Христово, о котором нам святое Евангелие и прочее писание повествует и вера святая исповедует, но лучше увидишь, когда верно рассудишь о его обстоятельствах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010