Какое же из всего сказанного нами мы должны, возлюбленные, извлечь для себя спасительное назидание? Если такой светильник, как о. Иоанн Кронштадтский , подражал прп. Иоанну Рыльскому и учился у него ангельской жизни, то как же мы, грешные люди, не должны подражать ему, не должны учиться у него христианским его добродетелям? К этому призывает нас св. ап. Павел, говоря: «Поминайте наставники ваша... подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). Чему же, в частности, мы должны подражать, чему в особенности мы должны учиться у прп. Иоанна Рыльского? Он был весь воплощением смирения. Недаром в начальных словах тропаря в честь прп. Иоанна он именуется «основанием покаяния». А что же может быть этим основанием, как не смирение? Смирение угодно было Господу положить в основу всей нашей христианской жизни, почему Он и сказал: «Блажени нищий духом, яко тех есть Царствие Небесное» ( Мф 5:3 ). Вот почему Господь для нашего единения с Ним требует от нас того же смирения, когда говорит: «Приидите ко Мне... и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Мф. 11,28–29 ). К стяжанию этого смирения, и в особенности перед св. Православною Церковью, прп. Иоанн призывает нас не только своею жизнью, но и дошедшими до нашего времени своими писаниями. В своем посмертном завещании прп. Иоанн умоляет нас свято хранить учение Церкви и ни на йоту от него не отступать. А в послании к болгарскому царю Петру он увещевает его, а через него и всех нас, валяться в ногах Матери нашей Церкви с покаянием. Вот какого смирения перед Церковью требует от нас прп. Иоанн. Увы! Как редко среди нас можно встретить такое смирение. Как много людей православных вместо смирения имеют гордость в отношении к Матери нашей Церкви и к ее учению. В последнее время, как никогда, отличительным признаком нашей жизни является вера не православная, а еретическая. Мы имеем в виду множество ересей, которые волнуют Православную Церковь повсюду. Есть, например, много таких православных людей, которые во Христа веруют, а бытие диавола отрицают. Но если диавол не существует со своими злыми духами, то почему же в Евангелии так много повествуется об изгнании Христом бесов от людей, об исцелении Им бесноватых? Кроме того, св. Иоанн Богослов в своем первом послании говорит: «Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя» ( 1Ин. 3:8 ). Таким образом, отрицанием бытия диавола мы отрицаем основной догмат нашей веры – о пришествии в мир Сына Божия для искупления и спасения нас от диавола, ибо появление в мире Христа тогда становится излишним.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В 1906 г. освящен Соборный храм в честь Святой Троицы с приделами Рождества Пресвятой Богородицы и Преп. Иоанна Рыльского. Соборный храм высотой почти 35 метров был построен в византийско-русском стиле, увенчан пятью главами с позолоченными крестами, радовал прихожан обилием света, широкими окнами и блестящим паркетным полом. В 1908 г. в монастыре была построена колокольня. В это время в обители проживало более 120 сестер. Монастырь имел прекрасные храмы, удобные жилые помещения для монахинь, большое хозяйство с необходимыми службами и приспособлениями, детский приют со школой, амбулаторный покой, подворья в Астрахани, селе Николаевка и в г. Черный Яр. Воскресенско-Мироносицкий монастырь трижды посещал святой праведный Иоанн Кронштадский. В 1902 г. он благословил место, выбранное под Соборный храм Святой Живоначальной Троицы. Ровно через год он принял участие в закладке храма и в 1906 г. участвовал в его освящении. Батюшка Иоанн поддерживал растущую обитель, утешал и благословлял настоятельниц и сестер, помогал как духовно, так и материально. В Троицком Соборе даже устроили придел в честь его небесного покровителя — преподобного Иоанна Рыльского. По монастырскому преданию, на территории обители был источник, изведенный по молитвам отца Иоанна Кронштадтского. Так, тихо и мирно, обитель жила до 1917 г. В 1922 г. монастырь закрыли, разграбили, Троицкий собор и колокольню разрушили, а на территории обители организовали детский дом. Сестры во главе с игуменией Валентиной (Ульяновой) обосновались в соседнем селе Старица, где жили очень сплоченной общиной, своего рода тайным монастырем, духовником которого являлся старец архимандрит Досифей (Кузьмин). В 1933 г. все члены тайной монашеской общины были арестованы и обвинены в создании контрреволюционной организации. Архимандрит Досифей и игумения Валентина вскоре скончались, а все монахини были сосланы в лагеря. До наших дней от бывшей обители сохранились часть монастырских стен, сестринские корпуса и самая первая монастырская церковь — в честь святых Жен-Мироносиц, в которой до недавнего времени располагался сельский клуб, а также полуразрушенный трапезный корпус с домовой церковью в честь Иверской иконы Божией Матери – без окон и дверей.

http://sobory.ru/article/?object=40551

Следует отметить также в учении святителя то, что он ставит труд в тесную связь с добродетелью. “Безделие, —говорит он, — есть учитель всякого зла”. Будучи сам образцом соединения слов с делами, святитель Климент учил сему и других. “Как благочестивая жизнь без здорового учения является в сущности мертвой и смердящей, — наставлял он, —так и безжизненное учение не ведет к вечной жизни”. Скончался святитель Климент в Охриде, здесь же, в монастыре св. Пантелеймона, и был похоронен. Святитель Наум (+910) — друг святителя Климента, организатор Преславской литературной школы, занимавшейся переводами святоотеческих творений (свв. Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и др.) и создававшей оригинальные произведения (напр., беседы на евангельские темы — “Учительное Евангелие” —преемника святого Наума по руководству школой Константина, епископа Преславского). Болгарская Православная Церковь наименовала Седьмочисленниками святых Кирилла и Мефодия, Климента, Наума, Горазда, Савву и Ангелария. Преподобный Иоанн Рыльский — родился во второй половине IX в. в с. Скрино (Софийская обл.). В детстве был пастухом. Монашество принял в ближайшем монастыре. Вскоре ушел в Рыльскую местность (123 км от Софии), где основал монастырь, ставший всенародной святыней во все последующие века болгарской истории. Скончался преподобный в 946 г. Весьма поучительно сохранившееся до наших дней предсмертное пастырское наставление преподобного Иоанна. “Внимайте себе, братья, — учил преподобный, — всех молю: вы прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную. К сим (подобает) и страннолюбие, смирение с покорением, пост и молитву, пищу и питие немятежно имети; наипаче же смирением украситися, супротивословия удалятися и ничтоже вменяти; жития сего честь же и славу не искати, вместо бо сих же от Бога мзды богатыя ожидати и вечных благ наслаждения улучити”. Святой Иоанн Рыльский почитается как покровитель Болгарии. Святой Феодосии Тырновский — родом из Тырнова, подвижник первой половины XIV в. (+ок. 1363г.), учитель святого Евфимия, впоследствии известного Тырновского Патриарха. Святой Феодосии в своем подвиге следовал идеям исихазма и старался эти идеи распространить и утвердить в Болгарии. В истории духовного просвещения болгар святой Феодосии известен также в качестве примерного переводчика святоотеческих творений с греческого языка на болгарский.

http://pravoslavie.ru/39538.html

По сохранившимся описаниям, церковь подворья " вся была изящно отделана штукатуркой, пол составлен из метлахских плиток голубого и белого цветов разных оттенков " . Но главным украшением храма был трехярусный золоченый иконостас. Храм располагался на третьем этаже здания. Во втором размещались зал для приема гостей и кельи, а первый этаж отводился под хозяйственные помещения. Храм Сурского подворья был теплым, с калориферным отоплением. В 1913 году Сурское подворье посетила великая княгиня Елизавета Федоровна, а уже в 1920 году подворье было закрыто. Сегодня здание Сурского подворья в Архангельске занимает военная прокуратура. Ведутся переговоры о возвращении Сурского подворья Церкви. Источники: Бартенев И.А. Архитектурные памятники русского Севера/И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров. - М.: Искусство, 1968.  Памятники архитектуры Русского Севера: сборник статей/сост. и отв. ред. Л.Д. Попова. - Архангельск: Издательство ПГУ, 1998.  Строительство величественного каменного трехэтажного здания подворья Иоанно-Богословского женского монастыря началось осенью 1905 г. 25 июня 1906 г. было совершено освящение закладки здания. 13 октября того же года на уже выстроенном храме здания состоялось поднятие крестов. 19 октября 1907 г. в здании подворья Сурского Иоанно-Богословского монастыря был торжественно освящен храм в честь Божьей Матери " Скоропослушницы " и преподобного Иоанна Рыльского. С этого времени началась история Сурского подворья в Архангельске. День для освящения храма был выбран не случайно - это день Иоанна Рыльского, то есть тезоименитство Иоанна Кронштадтского. Иоанн Кронштадский принял самое действенное участие в строительстве подворья и как организатор, и как меценат. Первоначальный проект здания, разработанный в 1904 г., значительно отличался от осуществленного в 1907 г. 1-й этаж существующего сейчас здания выполнен в одном стиле, а 2-й и 3-й уже в другом (русско-византийском). К тому же, при внимательном осмотре фасада здания по Троицкому проспекту видно, что первоначально подворье состояло из двух отдельно стоящих строений и уже позже они были объединены кирпичной вставкой. Здание покрывалось железной крышей, на которую вела лестница: в той части здания, которая была двухэтажной, лестница была внутренняя, а в трехэтажной части она выходила наружу (от балкона, на котором размещалась звонница). Звонница была устроена Над входом в здание и церковь, на балконе (лоджии) третьего этажа. Попасть на звонницу можно было через дверь, которая вела с верхней площадки ведущей в церковь лестницы. Здание отапливалось печами - голландскими и русскими, причем во втором этаже имелись и изразцовые печи (очевидно, в покоях настоятельницы). В церкви было устроено калориферное отопление.

http://sobory.ru/article/?object=18087

Есть в жизни этих великих праведников еще одно замечательное сходство. Когда бесы наносили прп. Иоанну побои, а люди оскорбляли его, то он все это претерпевал с кротостью и смирением. Когда прп. Иоанн был уже наделен от Бога великими дарованиями Св. Духа, к нему привели однажды бесноватого и стали просить помолиться об исцелении больного. Но св. Иоанн сказал: «Кто я такой, чтобы дерзнуть на дело, которое превышает мои силы? Я так грешен, что недостоин даже взирать на небо». Но его продолжали просить. Преподобный согласился, но с тем, чтобы вместе с ним молились и другие. И как только прп. Иоанн воздел свои руки к Богу, злой дух вышел из бесноватого. Точно так же и о. Иоанн Кронштадтский , подражая Рыльскому Чудотворцу и по чувству своего глубокого смирения, просил и других молиться о недужных вместе с ним. Однажды его сильно поносил своим злословием псаломщик Андреевского собора, где о. Иоанн был настоятелем. Кронштадтский пастырь, вместо того чтобы этого дерзкого псаломщика выгнать вон, стал просить его успокоиться, сесть, в любви и мире побеседовать. Но псаломщик так ругался, что дивное смирение и ангельская кротость о. Иоанна совсем на него не действовали, пока не вошел к о. Иоанну другой псаломщик, воспитанный и образованный, который сразу остановил грубого сослуживца криком: «Ах ты, мужик, как ты смеешь оскорблять своего настоятеля?» Долгие годы о. Иоанн смиренно переносил страшные хуления и клеветы от своего помощника, протоиерея и ключаря Андреевского собора. Он мог бы попросить св. Синод, членом которого к тому же был, перевести ключаря на другое место. Но о. Иоанн на него никому не жаловался и молчал. Когда о. Иоанн смертельно заболел, то в своем тяжком недуге он метался и все просил то посадить его в кресле, то положить на постель. О. ключарь почувствовал раскаяние, совесть сильно заговорила в нем. Он пошел просить прощения у о. Иоанна и проститься с ним. О. Иоанн в тот момент сидел в кресле и был в полузабытьи. Когда ему сказали, что пришел о. ключарь, то о. Иоанн собрал последние в себе силы, встал, подошел к о. ключарю, поклонился ему и поцеловал ему руку. Это великое смирение так подействовало на о. ключаря, что он залился слезами и бросился в ноги о. Иоанну. С этого времени он стал проповедовать, что о. Иоанн величайший угодник Божий и что таких праведников не было в Православной Церкви с самых первых веков христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Однажды вместе с другими жаждущими уединенной пустыннической жизни к Иоанну пришел жить и сын его брата Лука. Видя в молодом еще юноше искреннее желание монашеской жизни, преподобный с любовью принял его. Но недолго им пришлось жить вместе. Брат Иоанна пришел в обитель и силой увел сына, несмотря на все уговоры преподобного. Однако до дому им не суждено было дойти. По пути из расщелины скалы выползла змея, которая укусила Луку, и тот скончался. Несчастный отец вернулся к святому в горьком раскаянии. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши, где впоследствии выстроил храм. Преподобный часто покидал своих учеников, ища то, к чему он стремился всю свою жизнь, – полного уединения, безмолвия и сердечной молитвы. За пять лет до кончины преподобный Иоанн оставил своим ученикам «Завет», в котором преподал правила иноческой жизни и духовные наставления. Это произведение считается одним из лучших творений староболгарской письменности и свидетельствует о высокой культуре и глубокой богословской мудрости автора. Последние пять лет земной жизни преподобный Иоанн провел в полном безмолвии и молитве, скончавшись 31 августа 946 года. Уже в XI столетии многие болгары, убегая от преследований захватчиков, переселялись на Русь. С ними покинули родной монастырь и рыльские монахи, взяв с собой правую руку преподобного Иоанна. Именно с этого времени в Киевской Руси появляется упоминание в летописях о постройке Рыльска – города, ныне находящегося в Курской области. Первый храм, который построили жители этого города, был освящен во имя преподобного Иоанна Рыльского, в нем же хранилась и его десница. Таким образом, преподобный Иоанн стал первым южнославянским святым, которому на русской земле был воздвигнут храм и который стал одним из небесных покровителей Руси. Не раз преподобный Иоанн и воздвигнутый в честь него город встречается в русских летописных памятниках. Так, например, именно в них сохранилась точная дата кончины преподобного Иоанна. «Только Рыльск, – по словам летописца XIII столетия, – остался нетронутым на пути погрома Батыевой рати». В XVII веке именно на Руси появилось первое печатное издание жития святого и служба ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Родился особым образом почитаемый всем православным миром святой 19 октября 1829 года в семье бедного, глубоко верующего причетника (по нашему, современному – дьякона) села Суры Пинежского уезда Архангельской губернии. В роду его отца все предки были священнослужителями на протяжении 350 лет. Этот же путь избрал для себя и Иван Сергиев. Думая, что мальчик недолго проживет, его крестили сразу после рождения с именем Иоанн, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского. Но ребенок стал крепнуть и расти. Детство его протекало в крайней бедности и лишениях, но набожные родители заложили в него твердый фундамент веры. Мальчик был тихим, сосредоточенным, любил природу и богослужения. В шестилетнем возрасте он сподобился лицезреть в горнице Ангела, блиставшего небесным светом. Небожитель сказал ему, что является его Ангелом Хранителем, всегда стоящим окрест его в соблюдение, охранение и спасение от всякой опасности и будет хранить его всегда на протяжении всей жизни. Когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в приходское архангельское училище. Трудно давалась ему грамота, из-за чего он сильно скорбел и молил Бога о помощи. В один из таких тяжелых моментов, ночью, когда все воспитанники спали, он встал на молитву и молился особенно горячо. Господь услышал его молитву: божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, как бы « завеса спала с его очей». Иоанн вспомнил то, что говорилось в классе, и как-то все прояснилось в его уме. С тех пор он стал делать большие успехи в учении. Столица не испортила юношу, он остался таким же религиозным и сосредоточенным, каким был дома. Вскоре умер отец, и, чтобы поддержать мать, Иоанн стал работать в канцелярии академии с жалованием в девять рублей в месяц. Эти деньги полностью отсылались матери. В 1851 году Иоанн Сергиев окончил с отличием семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию. Закончив семинарию – в числе лучших учеников был зачислен в Петербургскую Духовную Академию. В 1855 году он окончил академию с прекрасными отметками. Молодой выпускник в том же году был рукоположен в иереи и назначен священником Андреевского собора в городе Кронштадте (недалеко от Петербурга). К тому времени там открылось священническое место. Когда, после рукоположения, отец Иоанн впервые вошел в собор, он был поражен тем, что, еще будучи семинаристом, видел этот храм во сне.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/14/sovrem...

В бытность Преосвященного Михея епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии, по его приглашению в г. Сарапул 20 июня 1904 г. прибыл ныне в Бозе почивший протоиерей отец Иоанн Ильич Сергиев, духовный отец и друг Преосвященного. Пробыв здесь три дня, Батюшка большую часть времени посвятил своему обычному молитвенному подвигу, утром ежедневно совершая Божественную литургию, а после неё до вечера совершая молебствия в домах боголюбивых сарапульских граждан. Постоянное пребывание отца Иоанна в молитвенных подвигах, притом в разных местах, скрывало его от взоров многочисленной братии, жаждущей видеть и слышать слово великого молитвенника. Между тем всеми, и в особенности духовенством, ощущалась насущная потребность в живом обмене мыслей с досточтимым пастырем. Идя навстречу этой потребности и желая показать сарапульским пастырям живое и тесное общение с ними отца Иоанна как близкого их соработника на ниве Божией, владыка попросил Батюшку уделить несколько времени на собеседование с сарапульским духовенством. С любовью и полною готовностью изъявил отец Иоанн свое согласие на просьбу владыки и назначил для беседы вечер 21 июня. Эта беседа отца Иоанна с пастырями Сарапульского викариатства была напечатана в 39 «Церковных ведомостей» за 1904 r., затем перепечатана в «Вятских епархиальных ведомостях». Но Преосвященный Михей, желая воспроизвести беседу досточтимого Батюшки в более полном и точном виде и, кроме того, желая иметь отдельные оттиски ее для распространения среди духовенства, нашел возможным через некоторых участников беседы почти дословно воспроизвести и записать ее. Затем тщательно проверенная рукопись была отправлена владыкою для просмотра самому отцу Иоанну, который сам окончательно редактировал ее, сделав в ней некоторые поправки, дополнения и выпуски. Возвращая рукопись, отец Иоанн в письме к Архипастырю благодарил «всю дружественную ему братию сарапульскую, с которой Господь привел ему служить литургию и беседовать». По поводу же предполагаемого печатания беседы он замечает: «Если б я знал (что беседа будет напечатана), то больше обдумал бы свою беседу заблаговременно».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Правда, если о статусе «василевса Болгарии», как он виделся тогда в Константинополе, судить по дипломатическому протоколу, который зафиксирован в «Книге церемоний» Константина Порфирогенета, составленной в середине X века, то в ней, по словам Д. Оболенского, «Болгарский правитель занимал почетное, но… не главное место: выше вассальных князей Кавказа и задунайских народов – русских, печенегов, мадьяр, но ниже франкских правителей и багдадского халифа. Важно также, что он назван в списке духовным сыном” Императора. Отсюда следует, что ранг Болгарии на иерархической лестнице был понижен. Теперь, когда эта страна перестала угрожать Империи, духовное братство”, дарованное Симеону, можно было отменить» . В правление святого Петра Болгария не претендовала, как при его отце, на полное равенство с Империей ромеев и в своей внешней политике считалась с ее интересами, избегала конфликтов с нею, даже и ценою потерь. Когда сербский князь Чеслав Клонимирович в 933-м г. бежал из болгарского плена и вернул себе престол, Петр не предпринял никаких действий, чтобы предотвратить возвращение Сербии под ромейский протекторат. Этот курс Царя столкнулся с оппозицией, во главе которой оказался его брат Иоанн: уже в 928-м г. «Против болгарина Петра стал строить козни его брат Иоанн и другие вельможи Симеона. Они были изобличены, Иоанн бит и заключен в тюрьму, остальные же подвергнуты серьезным наказаниям» . Иоанна переправили в Константинополь, где он сложил с себя ранее данные монашеские обеты и женился на невесте, которую ему предложил Роман Лакапин. Но 2 года спустя противники провизантийского курса правительства Петра еще раз учинили мятеж, во главе которого на этот раз оказался старший брат Царя – монах Михаил, бежавший из монастыря. И этот мятеж закончился провалом, но, разбитые в Болгарии, его участники вторглись во владения Империи, подвергнув их разорению. Вражду болгарской знати против ромеев могли питать антихристианские настроения, но положительных свидетельств об этом не имеется. Во всяком случае, святой Петр стремился поддерживать мир с христианской Империей и по причине своего глубокого и горячего благочестия. Но при этом Петр не был сторонником эллинизации своей страны и Болгарской Церкви. Он поддерживал употребление в церквах за богослужением родного славянского языка и был ревностным защитником автокефалии Болгарской Церкви.

http://pravoslavie.ru/153261.html

Вечером того же дня Предстоятель Церкви посетил святые места Сарова: Ближнюю и Дальнюю Пустыньки, где совершал свой молитвенный подвиг преподобный Серафим, пещерный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских, а также больничный храм вмч. Пантелеимона, закладка которого была произведена Его Святейшеством во время пребывания в Сарове в 2000 году. 31 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил место погребения преподобного Серафима Саровского и совершил молитву под установленной над святыней сенью. После этого Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм, построенный на месте келии преподобного Серафима, где также совершил молитву и благословил паломников. На площади перед колокольней Саровской Успенской пустыни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил молебное пение преподобному Серафиму Саровскому. На молебне присутствовали участвующие в торжествах архиереи, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А.В.Коновалов; губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев. По окончании Богослужения Его Святейшество обратился к присутствующим с Первосвятительским словом и вручил А.В. Коновалову и В.П. Шанцеву за вклад в подготовку к празднованию 300-летия Саровской пустыни ордена прп. Серафима Саровского, II степени. В тот же день 31 июля, накануне дня обретения честных мощей и дня рождения святого преподобного Серафима Саровского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл из Сарова в Дивеево. В Троицком соборе Серафимо-Дивеевского женского монастыря Святейший Патриарх в сослужении иерархов Русской Церкви и многочисленного сонма духовенства совершил малую вечерню с чтением акафиста и Всенощное бдение у мощей преподобного Серафима Саровского. Его Святейшеству сослужили митрополиты: Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии; Оренбургский и Бузулукский Валентин , Чебоксарский и Чувашский Варнава , архиепископы Самарский и Сызранский Сергий , Казанский и Татарстанский Анастасий ; Курский и Рыльский Герман ; Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн ; Орехово-Зуевский Алексий , викарий Московской епархии, наместник Московского Новоспасского монастыря; Ярославский и Ростовский Кирилл , Нижегородский и Арзамасский Георгий , епископы Тамбовский и Мичуринский Феодосий , Саратовский и Вольский Лонгин , Троицкий Панкратий , игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203735...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010