Часто и сам он, порой не замеченный ею, молился умиленно и трепетно. Преподобный Иоанн родился недалеко от города Софии в IX веке. С детства он возлюбил молитву и пост. После смерти родителей, раздав имущество нищим, святой Иоанн поступил послушником в близлежащий монастырь. Через некоторое время подвижник, приняв иноческий постриг, удалился на уединенное жительство в лесную чащу. Нападение разбойников вынудило Иоанна оставить избранное место и переселиться в отдалённую Рыльскую пустыню, где он и прожил в одиночестве немало лет, охраняемый и укрепляемый Господом. Местом его молитвенных трудов и подвигов служила то дикая пешера, а то и дупло дерева, в котором он укрывался от зверей. Однажды пастухи открыли убежище подвижника. Молва о его святой жизни быстро распространилась по всей округе, и к Иоанну стали приносить больных и одержимых нечистым духом людей. Святой, по милости Божией, исцелял их. Приходили и христиане, желавшие подражать его святой жизни. Они устроили церковь под скалой в пещере преподобного; постепенно там вырос и монастырь – Рыльская обитель, существующая до настоящего времени. Преставился ко Господу святой Иоанн семидесяти лет от роду. Честные его мощи почивают в Рыльском монастыре, подавая благодатную помощь всем верующим. Часть 3 Много раз в своей жизни удостаивался Иоанн чудесных явлений. Однажды ночью шестилетний мальчик увидел в комнате необычный свет – неземной. В этом свете явился ему Ангел. Видя смущение ребёнка, вестник Божий успокоил Ваню: он, Ангел-хранитель, будет на протяжении всей жизни оберегать его [ 1 ]...Ване много читали. Любимой его книгой было Святое Евангелие. А жития святых так увлекали мальчика, что и сам он жаждал жить только ради Христа, спасаться в пустынях, терпеливо выносить голод и жажду, холод и зной, делиться с дикими зверями скудным пропитанием...Как хотелось ребёнку самому читать эти дивные истории, но наука чтения не давалась ему, и он очень сокрушался по поводу своей непонятливости.А наука и в самом деле была непростая...– Ну читай, пожалуйста!– Твердо, рцы, аз, веди, аз,– читает мальчик старательно.– А что вместе получается? – вопрошает мама.– Твердо, рцы, аз, веди, аз,– опять повторяет дитя.– Да нет же! – огорчались родители, и всё начиналось сначала.И в самом деле, звук и букву ребёнку соотнести очень тяжело.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1216...

1891, 19 мая – закладка третьего здания Странноприимного дома, построен во дворе Дома Трудолюбия. – 21 июня – освящение правого придела во имя преподобного Иоанна Рыльского каменного храма в селе Суре. – 29 июня – освящение в селе Суре главного престола храма в честь св. Николая Чудотворца. – награждение орденом св. Владимира 3-й степени. – награждение знаком Общества восстановления православия на Кавказе и знаком св. Нины 3-й степени. 1892, 21 августа – одобрение о.Иоанном «Записок» игумении Таисии, настоятельницы Леушинского женского монастыря. На рукописи резолюция его рукой: «Дивно, прекрасно, божественно! Печатайте в общее назидание». 1893 – выход в свет книги дневниковых записей о.Иоанна «Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге». Письменный отклик епископа Феофана Затворника о прочитанном Дневнике: «Что касается о. Иоанна Кронштадтского , то я уверен, что он воистину муж Божий. И вы не погрешите, если уверитесь в том же. Книжки его хороши. И эта, Дневник, – хороша. Тут светлые мысли души, живущей в Боге. Читайте их, перекрестясь». – награжден знаком Императорского православного Палестинского общества и знаком св. Нины 2-й степени. 1894, 9 февраля – Святейший Синод своим постановлением за 3460 одобрил «Полное собрание сочинения протоиерея Иоанна Ильича Сергиева в пяти томах, изданное отставным коллежским регистратором Иваном Фиделиным, для приобретения в библиотеки церковно-приходских школ для пользования законноучителей и учителей». – принял на себя настоятельские обязанности. – отец Иоанн проездом посетил Ригу. Молебен в Рижской семинарии. – 11 октября – по вызову великой княгини Александры Иосифовны и греческой королевы Ольги Константиновны о.Иоанн прибыл в Ливадию (Крым) к тяжело больному императору Александру III, где часто посещал умирающего царя-миротворца Александра III, присутствовал при последних минутах его жизни. По высочайшей воле участвовал во всех печальных церемониях по перевозке тела почившего императора из Ливадии в Петербург, перенесении с Николаевского вокзала в Петропавловский собор, отпевании и погребении в этом соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Да, появление святого Иоанна было чудом: русская церковная действительность располагала к «евхаристическому возрождению» только в отрицательном смысле — кто-то же должен был удовлетворить тоску русского народа по Телу и Крови? «О, чудные, превожделенные, всеживотворные Христовы страшные Тайны! Не удивляюсь… что так желают их все, вкусившие их сладости, и желают сколь можно чаще их приобщаться: они влекут к себе, как магнит железо, всех верующих и благочестивых» (Дневник. 10 ноября 1888 года). И все же что вдохновило отца Иоанна на введение подобной практики? Решение было принято почти сразу после рукоположения: «К прежним средствам своего духовного [молитва, участие в богослужении, чтение Евангелия] теперь у него прибавилось еще одно, самое могущественное: ежедневное служение Божественной Литургии и соединенное с этим ежедневное Причащение Святых Христовых Тайн» , — пишет один из первых биографов отца Иоанна протоиерей Сергий Четвериков. Прямо об источниках этой практики отец Иоанн нигде не говорит, однако логично предположить, что он опирался на тех православных богословов, которых полюбил еще до рукоположения в 1855 году. К счастью, круг этот достаточно узок, благодаря свидетельству самого святого: «Прочитав Библию с Евангелием и многие творения Иоанна Златоуста, Филарета Московского и других церковных витий, я почувствовал особенное влечение к званию священника и стал молить Господа, чтобы он сподобил меня благодати священства и пастырства словесных овец» (Слово в день преподобного отца нашего Иоанна Рыльского 19-го октября 1899 года). У нас есть два претендента: святитель Иоанн Златоуст и современник праведного Иоанна — митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Хорошо известны слова Иоанна Златоуста о том, как часто следует причащаться: «Многие причащаются этой жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, — потому что они причащаются однажды в год, а иногда и через два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые — часто, или тех, которые — редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие — ни однажды» (Беседа 17 на Послание к Евреям).

http://blog.predanie.ru/article/pravedny...

Это – неточность. К первой половине царствования Петра относятся последние пустынные подвиги преподобного. Так как он скончался 70 лет в 945 г., то рождение его было в 876 г. при к. Борисе. 151 Служба: «отвергл еси мирскую любовь и нищим раздал еси – сокровище, некрадаемое желая стяжаты». 152 Служба: «наготою уразумев человека прьваго, ризою кожною приодеяся». Одежда пльти твоея, отче, риза поисана, в ню же облечеся и умертвил еси преподобне страстныя вьзыграние, дебельство же кононое адемскые, ризы отвергль еси». 153 Служба: «разбойники посла (диавол) от малые тя кущи изгнати Ты же, преблаженне, яко за Христа гоним, радовашеся». 154 Об этом говорит и средеческое сказание, где сказано и то, что отрок похоронен, по указанию преподобного, на месте Осенево, и св. Иоанн «хождаше на место то душе тое ради праведничью сътвори себе место то покоище». 155 По средческому сказанию, «сътвори в пещере той св. Иоанн, не исходе, тры лета и 6 месяц». – Так как известие Евфимия, писанное позже, оправдывается во всех других случаях: то и в этом заслуживает предпочитательного доверия, тем более, что по средечскому сказанию Иоанн вслед за тем живет 7 лет на скале, тогда как по другим известиям он прежде скалы жил в дупле. 157 Служба: «обновлено ралом постничества, отче, сердце твое въсприем Бог, в пустыни неорана прозябает тебе славнуток (по др. списку: «слаенюток»)». У Востокова в словаре слаенуток в переводе с греческого отвечает теревинфу, Миклошич считал слануток за плодовитое дерево. Но по службе св. Иоанну, слануток – растение являющееся на невспаханной земле. Евфимий заменяет его словом: бобы. 158 Служба, пес. 6. «Якоже Илия грьстию питаше вдовицю и чада ея: так и ты малою алною препител еси пасющих». У Востокова алъна – лань, дикая коза. В службе – пища дикой козы. 159 Служба: «божественных послушав заповедей, – мльчаши пребыл еси въсе житие твое, яко непотребен и безчестен, в отчьстве своем въменися поношением». 160 Древняя служба: «от многих лет, отче, диаволь въсихщааше человека и мючаше: но того исцелил еси въскоре, принесена бывша к тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В XII веке, когда мощи святого Иоанна Рыльского пребывали в Средеце (так тогда именовалась София), византийский император Мануил I Комнин (1118–1180), находившийся в этом городе со своим войском, серьезно заболел. Он долго молился перед мощами преподобного Иоанна Рыльского и получил излечение, а в знак благодарности подарил эту икону Божией Матери братии Рилского монастыря. Это была походная икона. В ней хранятся мощи 32 святых. Я назову только некоторые из них: это мощи пророка Даниила, святого Лазаря, апостола Андрея, апостола Матфея, первомученика Стефана, равноапостольного Константина, святого Иоанна Милостивого, святителя Афанасия Александрийского, святого Андрея Критского, мученика Андрея Стратилата, святой Марии Магдалины мученицы Ирины… Этой иконой на болгарской земле совершено много чудес. Так, в 1910–1912 годах в некоторых наших деревнях, расположенных около обители, свирепствовали чума и холера. Тогда жители деревень попросили, чтобы эту икону привезли в их села и совершили бы молебны с водосвятием. Так было и сделано. И через несколько дней после молебнов все страшные беды и болезни покинули деревни. Можно рассказать о многочисленных случаях исцеления больных по молитвам к этой иконе Божией Матери, но, правда, чудеса от нее совершаются только по силе веры обращающихся за помощью. Преподобный Иоанн Рыльский. XVII век, Сербия – Цельбоносными являются и мощи самого преподобного Иоанна Рыльского. Имеются ли на сегодняшний день какие-нибудь достоверные исторические данные о том, когда и где они были обретены? – Прежде скажу, что исторических оснований для точной датировки рождения и смерти преподобного Иоанна очень и очень мало. И вот по причине недостаточности каких-либо исторических данных в церковной и научной литературе возникли предания и многочисленные необоснованные домыслы относительно жития и истории почитания святого и его мощей. По преданию, святой отошел ко Господу 18 августа 946 года. Он был погребен в каменной гробнице, которая сохранилась до нашего времени.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В честь своего небесного покровителя, преподобного Иоанна Рыльского, святой праведный Иоанн Кронштадтский на набережной реки Карповки в Санкт-Петербурге основал монастырь. Здание было построено в 1900-1902 гг. по проекту архитектора Никонова. Первой настоятельницей обители была духовная дочь о. Иоанна, игумения Ангелина (Сергиева) (1867-1927). Сам о. Иоанн любил называть себя «Божией милостью строитель Иоанновского монастыря». Здесь располагались его покои, в которых он останавливался во время посещения Северной столицы. Батюшка завещал похоронить себя в монастыре, где и был погребен 22 декабря 1908 года. После революции монастырь закрыли (в 1923 году), а имущество вывезли и разграбили, здание монастыря заняло множество организаций. В последующие годы почти все сестры подверглись арестам и были сосланы в тюрьмы и лагеря. В 1989 году началось возвращение монастыря Русской Православной Церкви. За 70 лет, что монастырь не действовал, здание пришло в сильный упадок. Храмы и все помещения были перестроены. Через годы интенсивных ремонтно-восстановительных работ монастырю возвратили его первоначальный облик. В обители ежедневно совершаются службы. В храме-усыпальнице святого праведного Иоанна Кронштадтского создан небольшой музей, посвященный Батюшке и истории монастыря. В 1992 год монастырь получил статус ставропигиального и с того момента находится в непосредственном подчинении Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 45 Телефон: +7 (812) 234-24-27 Сайт: www.imonspb.ru Храмы Иоанновского монастрыря: Святыни Иоанновского монастыря: Богослужения в Иоанновском монастыре: Начало вечернего Богослужения — ежедневно в 17:00. Начало литургии по будням в 8:30, по воскресениям — в 9:00, исповедь с 8:15. Ежедневно по окончании литургии в храме-усыпальнице совершаются молебны. Панихиды совершаются ежедневно по окончании Литургии в верхнем соборе Двенадцати апостолов. В 16:00 во вторник и среду — в храме-усыпальнице молебен с акафистом св. прав. Иоанну Кронштадтскому.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

– Я помогу тебе, если ты собственною кровью письменно удостоверишь, что будешь верен мне и здесь, на земле, и по смерти твоей! – Кто же ты такой, чтобы мне верить в тебя и тебе доверятся? – спросил Павел. – Я тот самый, которого не любит и ненавидит ваша Церковь , – ответил явившийся. – Хорошо, я буду верен тебе! – заявил ослепленный отчаянием юноша и дал требуемую подписку. – Ну, а теперь ты должен сбросить со своей шеи лишнюю обузу, – сказал таинственный старец и указал при этом на крест. Юноша снял крест и таким образом отрекся от Христа и предал душу свою диаволу. За это отречение от Господа Христа вселился в него диавол, и с тех пор он стал одержим духом беснования. От этого-то духа беснования и исцелил его о. Иоанн Кронштадтский , частью непосредственно, а отчасти через посредство Оптинского старца Варсонофия. Из всего изложенного с достаточной очевидностью вытекает следующее заключение. Бесноватые, или одержимые не чистыми духами, существуют и в настоящее время, как некогда они существовали в древние времена. Духу беснования предаются люди за нечестивую жизнь и, особенно, за грехи богоотречения и богохульства. Но существуют в настоящее время, как некогда существовали в древнее время, и праведники, угодившие Богу, которые имеют силу и власть изгонять злых духов из одержимых ими. Величайшим из таких чудотворцев последнего времени является о. Иоанн Кронштадтский , столетие со дня рождения которого будет праздноваться в настоящем году. Он настолько угодил Господу своею святою жизнью, что уже числится в райских обителях в лике преподобных наряду с Антонием Великим , Павлом Фивейским, Иоанном Рыльским. Великому Богу, – как сказал он, – в скором времени угодно будет прославить его на земле, как прославил Он его уже на небесах. И таким образом в скором времени мы будем иметь нового молитвенника и ходатая на небесах. А глубоко поучительное повествование об отроке Павле, помимо своего непосредственного значения, имеет и глубокий символический смысл. Этот бесноватый отрок прообразует собою нашу несчастную и многострадальную Россию. И она, несчастная, как этот отрок Павел, предана духу беснования за свои грехи и за свое нечестие. Предана не по причинам оставления ее Богом, а по причине особенной любви Его к ней. Ибо «его же бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет» ( Евр. 12, 6 ), «да спасется дух его» ( 1Кор. 5, 5 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

109. Псалтырь с восследованием, в четвертку, без начала, 289 лл., полууставом XVI в., в дощатом с кожею переплете. Состав: 1) псалтырь (1–112), начинается 58-м псалмом, последования: 2) вечерни и повечерницы с любопытными подробностями в Великую субботу (112–115 об.); 3) в неделю Пасхи (115 об.–125); 4) тропари и кондаки воскресные от недели Антипасхи по неделю Всех Святых (125 об.–127 об.); 5) часословец имеяй нощную и дневную службу по уставу преподобного отца нашего Саввы (127 об.–289 об.); последования: полунощниц: а) вседневной (127 об.–133 об.); б) субботней (133 об.–134); в) утреницы (134–141): г) часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями (141–156 об.); д) обедницы (156 об.–159); е) чина о панагии (159–162 об.); ж) последования вечерни и великой повечерницы (162 об.–177); з) служба к Господу Иисусу Христу – творение кир-Феоктиста инока студийского (177–183); каноны: и) Пресвятей Богородице Одигитрии (183–191); к) благодарен Пресвятей Богородице на утрене в субботу 5-й еедмицы поста (191–203); л) Благовещению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Феофана (203–207 об.); 6) месяцеслов с тропарями и кондаками и с указанием особенностей богослужения в некоторые дни (207 об.–289 об.). Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Федор; сентября 25 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 11 – Амфилохий Глушицкий; октября 19 – Иоанн Рыльский; декабря 21 – Петр митрополит; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; февраля 14 – Кирилл, просветитель славян; апреля 17 – Зосима Соловецкий; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский. Из русских праздников Богородичных отмечен один–Покров. 110. Псалтырь с некоторыми последованиями, в четвертку, без начала и конца, 229 лл., полууставом XVI в., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–8, 17, 28, 54–59, 62, 63, 65, 66, 91, 92, 107, 108, 115, 122–126, 127–130, 141. Нет листа между 122 и 123 листами. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга Псалтырь от Рожественской церкви что на Устюге и на Стану (?).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1931-1933 гг., до своего первого ареста, здесь служил священник Александр Петин, в монашестве Никон (1902-1956 гг.). В 1944 г. он стал епископом Ворошиловградским и Донецким, в 1948 г. – Одесским и Херсонским, в 1951 г. – архиепископом. В Одессе его до сих пор почитают как выдающегося архипастыря. В 1937 г., после ареста всех служителей храма во главе с архиепископом Сергием (Сердобовым), Успенский собор был закрыт. Последующие годы в нем размещался военный склад лыж. По многочисленным ходатайствам прихожан и благодаря приехавшему в Пензу епископу Михаилу (Постникову), которому удалось добиться возвращения церковного имущества, переданного после закрытия в Пензенский краеведческий музей. 6 апреля 1945 г. кладбищенский Успенский собор вновь открылся для верующих, и вскоре о. Михаилом туда была перенесена из Митрофановской церкви (не была закрыта в советское время) архиерейская кафедра. С 1950 по 1953 год в Успенском соборе, при настоятеле протоиерее Михаиле Лебедеве (1889-1979), выпускнике Петроградской духовной академии 1915 года, сооружены нынешние иконостасы. В 1970-х годах для совершения панихид под южным приделом устроена нижняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского – в основном, для совершения заупокойных богослужений. В 1970-1975 гг. настоятелем собора был архимандрит Ювеналий (Тарасов), ныне схимитрополит Курский и Рыльский на покое; в 1988-1991 гг. – архимандрит Варсонофий (Судаков), ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Ключарем и священником собора в 1997-2001 гг. служил иеромонах Серафим (Домнин), (позже митрополит Пензенский и Нижнеломовский). С 1991 г. настоятель храма — митрофорный протоиерей Сергий Лоскутов, секретарь епархиального управления. 2 октября 1999 г. литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II. В 1988 и 1990 гг. богослужения дважды возглавлял Высокопреосвященный Иоанн (Снычев), будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; 17 января 2010 г. – Высокопреосвященный Иларион (Алфеев), архиепископ (ныне митрополит) Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://sobory.ru/article/?object=18552

Высокие стены образуют просторный двор монастыря. В центре высится кафоликон - главный храм. В XIV веке на этом месте стояла небольшая церковь, которая не уцелела во времена пожаров. Новый каменный храм появился здесь в XIX веке. Именно в нем можно увидеть фрески, написанные знаменитыми болгарскими иконописцами Димитром Зографом и Захарием. По периметру здание опоясывает галерея с аркадами, украшенная яркими росписями. Рядом с храмом высится Хрельова башня, похожая на средневековый замок. Это древнейшее сооружение высотой 23 метра появилось здесь в 1335 году. Внешне она представляет собой типичную сторожевую башню, которую венчают каменные зубцы с бойницами. На верхнем этаже действует часовня Преображения Господня. Летом открыт доступ на смотровую площадку, с которой весь монастырский двор предстает как на ладони. Других построек во дворе нет. Большая часть помещений находится в стене, опоясывающей обитель. В монастыре есть монастырский музей. Уникальным экспонатом считается резной крест, принадлежавший монаху Рафаилу. Он сделан из липы и имеет высоту около 80 сантиметров. Казалось бы, что здесь удивительного? На кресте вырезано более сотни библейских сцен и 650 изображений святых! Эту кропотливую работу мастер проделал за 12 лет. Ценой стала потеря зрения. Ценным экспонатом является первый болгарский глобус. Имеется богатая коллекция оружия и старинных монет. Много древних икон. Всего насчитывается 35 тыс. экспонатов. В монастырской библиотеке хранится 250 бесценных рукописных книг. Некоторые из них были написаны еще в XI веке. Коллекция включает также 9 тыс. старопечатных изданий, в том числе, ноты и гравюры. Экспозиция «Монастырское хозяйство» посвящена монашескому быту. В монастыпе хранятся мощи мощам Святого Иоанна Рыльского. Считается, что они обладают чудотворной силой. Мощи хранятся перед алтарем в раке, которая скрыта за специальной занавеской. Для паломников её приоткрывают. После молитвы всем дарят по кусочку освященной хлопчатобумажной ткани. Неподалеку от монастыря находится пещера, где жил преподобный Иоанн.

http://sobory.ru/article/?object=27842

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010