– Мы молились Богу о тебе, и Он даровал тебе время покаяния. Еразм тотчас выздоровел, принес покаяние во грехах и помилованный Богом скончался на третий день. Он сподобился, как сообщается в его житии, причисления к лику святых 4581 . Прославим же вседаровитого Человеколюбца за дарование столь великого чудотворца преподобного Антония, первоначальника иночествующим в нашей земле русской. Ни одному человеку невозможно описать всех его деяний, особенно совершенных до преставления, ибо он проводил жизнь в тайне, в безмолвии пещерного уединения; это доступно только Самому Сердцеведцу, знающему безвестное и тайное; Тот, Которого язык есть трость книжника скорописца ( Пс.44:2 ), Тот Сам начертал пространное житие преподобного отца нашего Антония в книгах живота вечного. Нам же, не нашедшим многих книг, утраченных во время многих браней, – собравшим лишь некоторые сведения, следует усердно молить сего чудотворного первоначальника, чтобы и мы, соделавшись участниками его благонадежного обетования, сподобились, по его ходатайству, окончить жизнь в покаянии и помиловании от Бога, – да обрящем имена наши написанными в книге живота вечного вместе с именем преподобного Антония, как имена детей и отца, по благодати и человеколюбию Верховного начальника нашего спасения Господа Иисуса Христа, Которому с Его безначальным Отцом и Единосущным Духом честь, слава, хвала и царство ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь. Тропарь, глас 4: От мирскаго мятежа изшед, отвержением же мира евангельски Христу последовал еси, и равноангельное житие пожив, в тихое пристанище святыя горы Афона достигл еси: отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед и тамо трудолюбно жизнь совершив, отечество свое просветил еси, и множеству монашествующих стезю ведущую к небесному царствию показав, Христу сия привел еси, егоже моли, Антоние преподобне, да спасет души наша. Кондак, глас 8: Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности преподобне, тому от всея души любовию последовал еси: мира же тленная нивочтоже вменив, в земли пещеру соделал еси, и в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався, яко светозарное солнце во вся концы земли возсиял еси. Отонудуже веселяся прешел еси к небесным чертогом, и ныне со ангелы владычню престолу предстоя, поминай нас чтущих память твою, да зовем ти: радуйся Антоние, отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

     Жестокие искушения, жестокая демонология, жестокие страдания – такова атмосфера, в которой совершаются изумительные подвиги посмертных учеников Антония.      Вот Иоанн Многотерпеливый (Многострадальный), тридцать лет проведший в затворе и " железах тяжких " на теле. В юности он много страдал от искушений плоти и, молясь у гроба Антония, услышал его голос, повелевающий ему затвориться здесь. Он спасался нагой и в веригах, " студению и железом истончаем " . Не довольствуясь этим, он на время поста зарыл себя в землю по грудь, но и тут не получил избавления. Он почувствовал страшный жар в ногах, как от огня: жилы корчатся и кости трещат. Над его головой – пасть лютого змия, дышащего пламенем. Когда настала ночь Воскресения Христова, змий вложил в свою пасть его голову и руки и опалил ему волосы. Из змеиного зева Иоанн возопил к Богу, и враг исчез, и слышится голос Божий, повелевающий молиться об избавлении Моисею Угрину, погребенному в той же пещере.      Сила искушений, опасность погибели иллюстрируются в патерике многочисленными рассказами о падениях и грехах святых. Мы видели уже двух падших затворников. Поп Тит живет в ненависти и вражде с диаконом Евагрием. Феофил движением тщеславного гнева едва не заслужил (как и Тит) смерти без покаяния. Еразм, отдавший все свое имущество на церковь, начинает жить " во всяком небрежении и безчинно " . Арефа " скуп и немилосерден " : " никогда не подал ни единой цаты убогому " ; ведет даже тяжбы с невинными и мучит их без правды. Феодор соблазнен сребролюбием: найдя клад в своей пещере, он хочет уже тайно покинуть монастырь. Его спасает духовный друг его Василий, как других – небесное заступничество св. Антония и Феодосия или Царицы Небесной.      Орудиями этих искушений (не только страхований) являются бесы. Они играют в патерике несравненно более активную роль, нежели в житии преподобного шая затворников. Матвеи видит беса в церкви в образе ляха, бросающего в монахов цветы, от которых они расслабевают в молитве. Он же видит целое стадо бесов, едущих на свиньях " по Михаля Тоболковича " , который вышел за монастырскую ограду. Демонология в такой же мере характеризует Печерский патерик, как и патерики египетские.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Афанасий, затворник. Еразм. Лука, эконом. Агапит, врач безмездный. Феофил и Иоанн, во единой раке почивающие. Нектарий. Григорий, иконописец. Кукша. Алексий, затворник. Савва. Сергий, послушливый. Святитель Меркурий, епископ Смоленский. Пимен, многоболезненный. Нестор, летописец. Евстратий, преподобномученик. Елладий, затворник. Иеремия, прозорливый. Моисей Угрин, преподобномученик. Иоанн, многострадальный. Марк, гробокопатель. Никола святоша, князь Черниговский. Григорий, чудотворец. Онисим, затворник. Матфей, прозорливый. Исаия, чудотворец. Авраамий, трудолюбивый. Нифонт, епископ Новгородский. Силивестра. Пимен, постник. Онуфрий, молчаливый. Анатолий. Алипий,иконописец. Сисой, затворник. Феофил, затворник. Арефа, затворник. Спиридон, просфорник. Онисифор, исповедник. Симон, епископ Суздальский. Никон, игумен. Феофан, постник. Макарий, преп. Анастасий, диакон. Святые дванадесять мастеров зодчие церкви Печерския. Авраамий, затворник. Исаакий, затворник. Илия Муромец. Иоанн, младенец. Никон, сухой. Ефрем, епископ Переяславский. Тит, иеромонах. Евфросиния, княжна Полоцкая. Иулиания, княжна Ольшанская, и св. мироточивые главы числом тридесять, почивающие в Дальних пещерах, и будите нам помощники в жизни сей, во исходе души и будущем веце. Память их 23 сентября. Молите Бога о нас преподобний отцы Киево-Печерские, почивающие в Дальних пещерах. Моисей, чудотворец. Лаврентий, затворник. Иларион, схимник. Пафнутий, затворник. Мартирий, диакон. Феодор, князь Острожский. Афанасий, затворник. Дионисий, затворник. Феофил, епископ Новгородский. Зинон, постник. Григорий, чудотворец. Ипатий, врач и целебник. Лукиан, священномученик. Иосиф, многоболезненный. Павел, послушливый. Сисой, схимник. Нестор, некнижный. Памва, затворник. Феодор, молчаливый. Софроний, затворник. Панкратий иеромонах, затворник. Анатолий, затворник. Аммон, затворник. Мардарий, затворник. Пиор, затворник. Мартирий, затворник. Руф, затворник: в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Вениамин: по выходе из церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Верен преп. отец наш Антоний и в том надежном обещании своем, по которому помогает почитающим его, упокоеваясь на этом святом месте, кончаться в покаянии и сподобляться помилования. Чудесно на деле сбылось слово обещания его на блаженном Еразме, черноризце Печерском. Этот инок отдал золото свое на украшение церкви Печерской и скорбел о том. Когда же он впал в лютую болезнь и был при кончине, то лежал семь дней без чувств, не мог скончаться без покаяния и быть погребенным на том святом месте. И вот, на восьмой день, явился ему преп. Антоний с Феодосием и сказал: «Я молился о тебе Богу, и Бог даровал тебе время покаяния». И Еразм выздоровел и принес совершенное покаяние, так что, скончавшись через три дня, был помилован и сподобился быть причтенным ко святым (о чем написано в житии его). Прославим и мы Вседарователя Человеколюбца, за дарование столь великого чудотворца, первоначальника иночествующих в земле нашей Российской, – преп. Антония. Других многочисленных его дел, особенно же бывших до преставления его, ни один человек не может описать или поведать, и известны они только Сердцеведцу, ведующему все безвестное и тайное. Его язык есть трость книжника скорописца, и Он пространнее всех написал житие преп. отца нашего Антония в книгах жизни вечной. Мы не нашли прочих книг о преп. Антонии, утерянных во многих бранях, а могли собрать только о нем немногое. Надо нам прилежно молить чудотворца сего первоначальника, чтобы и мы, принятые в благонадежное его обещание, по его ходатайству о нас, сподобились скончать в покаянии жизнь нашу и быть помилованными, если и случится нам быть виновными в каком-нибудь грехопадении, сделанном по немощи человеческой, и не совершить полного покаяния, чтобы найти имена наши написанными в книгах жизни вечной, вместе в преп. первоначальником Антонием, как дети с отцом, – благодатью и человеколюбием первенствующего во всем Начальника спасения нашего, Господа Иисуса Христа, Которому с безначальным Его Отцом и единосущным Духом подобает честь, слава, хвала и держава, ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь. Похвала преподобному и Богоносному отцу нашему Антонию Печерскому, первоначальнику иноческого жития в России

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот Иоанн «Многотерпеливый» (Многострадальный), 30 лет проведший в затворе в «железах тяжких» на теле. В юности он много страдал от искушений плоти и, молясь у гроба Антония, услышал его голос, повелевающий ему затвориться здесь. Он спасался нагой и в веригах, «студению и железом истончаем». Не довольствуясь этим, он на время поста зарыл себя в землю по грудь, но и тут не получил избавления. Он чувствовал страшный жар в ногах, как от огня: жилы корчатся и кости трещат... Когда настала ночь Воскресения Христова, змий вложил в свою пасть его голову и руки, и опалил ему волосы. Из змеиного зева Иоанн возопил к Богу, и враг исчез, и слышится голос Божий, повелевающий молиться об избавлении прибегнув к предстательству Моисея Угрина, погребенного в той же пещере. Сила искушений, опасность погибели иллюстрируются в Патерике многочисленными рассказами о падениях и грехах святых. «Поп Тит» живет в ненависти и вражде с диаконом Евагрием. Феофил движением тщеславного гнева едва не заслужил (как и Тит) смерти без покаяния. Еразм, отдавший все свое имущество на церковь , начинает жить «во всяком небрежении и бесчинно». Арефа «скуп и немилосерден»: «никогда не подал единой цаты убогому»: ведет даже тяжбы с невинными и мучит их без правды. Феодор соблазнен сребролюбием: найдя клад в своей пещере, он хочет уже тайно покинуть монастырь. Его спасает духовный друг его Василий, как других – небесное заступничество Антония и Феодосия или Царицы Небесной. Орудиями этих искушений (не только страхований) являются бесы. Они играют в Патерике несравненно более активную роль, нежели в житии Преп. Феодосия. Они принимают то человеческий вид, то ангельский, искушая затворников. Матфей видит беса в церкви, в образе ляха, бросающего в монахов цветы, от которых они расслабевают в молитве. Он же видит стадо бесов, едущих на свиньях. Демонология в такой же мере характеризует Печерский Патерик, как и патерики египетские. При остроте искушений и напряженности борьбы с ними понятна высокая оценка страдания и его очистительной силы. Сильнее всего эта идея выражена в житии Пимена Многоболезненного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жестокие искушения, жестокая демонология, жестокие страдания – такова атмосфера, в которой совершаются изумительные подвиги посмертных учеников Антония. Вот Иоанн Многотерпеливый (Многострадальный), БО лет проведший в затворе и «железах тяжких» на теле. В юности он много страдал от искушений плоти и, молясь у гроба Антония, услышал его голос, повелевающий ему затвориться здесь. Он спасался нагой и в веригах, «студению и железом истончаем». Не довольствуясь этим, он на время поста зарыл себя в землю по грудь, но и тут не получил избавления. Он почувствовал страшный жар в ногах, как от огня: жилы корчатся, и кости трещат. Над его головой – пасть лютого змия, дышащего пламенем. Когда настала ночь Воскресения Христова, змий вложил в свою пасть его голову и руки и опалил ему волосы. Из змеиного зева Иоанн возопил к Богу, и враг исчез, и слышится голос Божий, повелевающий молиться об избавлении Моисею Угрину, погребенному в той же пещере. Сила искушений, опасность погибели иллюстрируются в Патерике многочисленными рассказами о падениях и грехах святых. Мы видели уже двух падших затворников. «Поп Тит» живет в ненависти и вражде с диаконом Евагрием. Феофил движением тщеславного гнева едва не заслужил (как и Тит) смерти без покаяния. Еразм, отдавший все свое имущество на церковь, начинает жить «во всяком небрежении и безчинно». Арефа «скуп и немилосерден»: «никогда не подал ни единой цаты убогому»; ведет даже тяжбы с невинными и мучит их без правды. Феодор соблазнен сребролюбием: найдя клад в своей пещере, он хочет уже тайно покинуть монастырь. Его спасает духовный друг его Василий, как других – небесное заступничество святых Антония и Феодосия или Царицы Небесной. Орудиями этих искушений (не только страхований) являются бесы. Они играют в Патерике несравненно более активную роль, нежели в житии преподобного Феодосия. Они принимают то человеческий вид (в образе Василия соблазняют Феодора), то ангельский, искушая затворников. Матфей видит беса в церкви в образе ляха, бросающего в монахов цветы, от которых они расслабевают в молитве. Он же видит целое стадо бесов, едущих на свиньях «по Михаля Тоболковича», который вышел за монастырскую ограду. Демонология в такой же мере характеризует Печерский Патерик, как и патерики египетские.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Иркутск . Иннокентий еписк., ум. 1731. 26 ноября. Казань . Гурий архиеп., ум. 1563. 4 дек. и 4 окт. (Обретение мощей его в 1595). Явление иконы Пресв. Богородицы в 1579. 8 июля. Калязин , в Тверской губ. Макарий преп., ум. 1483. 17 марта и 20 мая. (Обретение мощей его в 1521). Киев. Ольга-Елена, вел. княгиня, ум. 969. 11 июля. Феодор Варяг и Иоанн, сын его, мучч. 983 года. 12 июля. Владимир-Василий, вел. кн., 1015. 15 июля. Борис-Роман, князь, убиенный 24 июля, и Глеб-Давид, брат его, уб. 5 сент. 1015 года. 24 июля. Святители Киевские: Михаил, первый митрополит, ум. 1192. 30 сент. Константин блаженный, ум. 1159. 5 июня. Преподобные Печерские: XI века: Моисей Угрин, ум. 1041. 26 июля. Дамиан пресв., ум. 1071. 5 окт. Антоний, ум. 1073. 10 июля. Феодосий, ум. 1074. 3 мая и 14 авг. (Обретение мощей его в 1091 году). Никон игумен, ум. 1088. 23 марта. Феодор и Василий, ум. 1091. 11 авг. Григорий, ум. 1094. 8 янв. Агапит, ум. ок. 1095. 1 июня. Евстратий, муч. Корсунский, ок. 1100. 28 марта. Анастасий преподобномуч. 21 янв. Варлаам игумен. 19 ноября. Иеремия и Матфей прозорливые. 5 окт. Марк пещерник и Феофил плачливый. 29 дек. XII века: Прохор, ум. 1103. 10 февр. Никита, еп. Новгородский, затворник, ум. 1108. 31 янв. и 14 мая. Алипий иконописец, ум. ок. 1114. 17 авг. Пимен многоболезненный, ум. 1139. 7 ноября. Поликарп архимандрит, ум. 1182. 24 июля. Еразм. 24 февр. Лаврентий. 29 янв. Нестор, летописец. 27 окт. Никон сухой. 11 дек. Спиридон и Никодим просфорники. 31 окт. Тит.27 февр. Исакий затворник. 11 февр. Иоанн многострадальный. 18 июля. XIII века : Афанасий затворник, ум. 1264. 2 дек. Арефа. 21 окт. Кукша священномуч., и Пимен постник. 27 авг. Освящение храма великомуч. Георгия в 1037 году. 26 ноября. Празднование Киево-Печерской иконе Пресв. Богородицы, с 1085. 3 мая. Обретение мощей княжны Ольшанской Иулиании в 17 веке. 6 июля. Клопский монастырь , в 15 верстах от Новгорода. Михаил юродивый, преп., ум. 1452. 11 янв. Колоча , в 23 верстах от Можайска. Явление иконы Богоматери в 1413 году. 9 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Они же и два крыла орлиных, данные Невесте Христовой Церкви, на которых многие возлетели ко зрению Солнца правды. Они же, наконец, и два мысленные сосца той же матери нашей, Церкви Христовой, сладостью, добродетелью которых, как истинным словесным молоком, многие возросли ко спасению и, наставленные их светозарностью, вошли в Царствие Божие воистину, как бы путем млечным, который в небе, по объяснению ученых, образуется через соединение множества звезд. Ревновавшие путям этой достохвальной двоицы, во-первых, игумены святой чудотворной лавры Печерской, Стефан и Никон, и подвизавшийся еще до существования лавры Варлаам, научат тебя православный читатель, через эту книгу (кроме других, не столь удобных для тебя подвигов) терпению в напастях, потом Ефрем научит ревности ко святым местам, Исаия умножению веры, Дамиан и также Прохор, Марк и Пимен посту, Иеремия наставит пребыванию в монастыре, Матфий стоянию в церкви, Исаий и Никита научат покаянию после искушения, Лаврентий рвению к затворничеству, Алимпий подвигу в рукоделиях, Агапит служению больным, Григорий обращению к покаянию, Моисей и Иоанн страданиям за чистоту, Феофил слезам, другой Пимен терпению в болезни, Феодор и Василий терпению в оклеветании, Спиридон и Никодим псалмопению, Евстратий и Кукша страданию за Христа, Никон Сухий терпению в плену, Афанасий послушанию, покаянию и вере к святому Печерскому монастырю, Святоша пренебрежению славою, Еразм украшению храмов, Арефа благодарению за похищение имущества, Тит любви, Нифонт ревности о православии, наконец, Нестор, Симон и Поликарп научат тебя здесь, православный читатель, не только читать жития святых, преподобных и богоносных отцов наших Печерских, но также изображать их и на самом себе добрыми делами. Усердно желаем, чтобы ты исполнил это и был вписан в книге жизни вечной». Желающие твоему благочестию благой временной и вечной жизни, твои богомольцы, иноки святой великой чудотворной Лавры Печерской Киевской. Изображение иконы Пресвятой Богородицы Киево-Печерской Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония, первоначальника русских иноков, начавших подвизаться в пещерах Посланный Промыслом Божиим, он принес в Россию благословение святой Афонской горы, и положил в ней начало совершенному иноческому житию и основал при дивных чудесах святую Печерскую Лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святое тело его положено было в стене природной пещеры монастыря печерского, а в 1690 г. перенесено в Успенскую церковь . 448 В 1581 году одному благочестивому старцу открыто было, как преподобный Корнилий сопутствовал небесной Царице вместе с преподобным Антонием на защиту Пскова, как умолял он Ее простить грехи людей и спасти виновный Псков. «Стоявщие по правую руку, говорит современная повесть, игумен Корнилий, Савва и блаженный Николай пали пред Нею со слезами и молились: преступники они; умоли Сына твоего и Бога нашего за людей, согрешивших». Потом и благоверные князья молили Ее пощадить город. И Псков спасен от Батория, не смотря на все усилия Батория. 449 23 ч. Память о преп. МИСЕ белозерском и преп. ПОЛИКАРП брянском По описанию святых белозерских, «преп. Моисей прозорливый инок, на посаде Белоозера в троицком монастыре», почил после преп. Кирилла белозерского (1427 г.) и прежде преп. Кирилла новоезерского (1532 г.). Поскольку же троицкий устьшехонский монастырь перенесен на посад белозерский ок. 1480 г. 450 , то подвиги преп. Моисея прозорливого надобно отнести к концу 15 века. Преп. Моисей чтится местно. 451 О преподобном Поликарпе брянском известно только то, что он был основателем брянского спасского монастыря, и что он после долгой подвижнической жизни скончался игуменом своей обители февраля 23. В описи монастырей 1662 г. читаем: «за спасским (брянским) монастырем и Поликарпа чудотворца 13 дворов». Поэтому известно, пр. Поликарп скончался прежде 1662 г. и в этом году уже известен был по чудесам. Мощи его почивают под спудом в брянском спасском храме, с 1764 года, по упразднении монастыря, приходском. 452 24 ч. преп. ЕРАЗМ печерский Блаженный Симон епископ владимирский в наставление другу своему Поликарпу, между прочим, писал: «Был в печерском монастыре черноризец Эразм. Он стяжал наследие славы в небесном царстве и за то, что все, что имел, употребил на украшение печерской церкви, оковал множество икон, которые и поныне у вас над алтарем. С ним случилось такое искушение: когда обнищал он, то им стали пренебрегать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Третьи отличались прозорливостью и духовными видениями, каковы: св. Иеремия, препод. Матфей и Пимен, друг препод. Кукши, прозорливые. Четвертые – особенной любовью и сострадательностью к страждущему человечеству: таковы: препод. Дамиан целебник, врачевавший все недуги молитвою и елеем; препод. Прохор Лебедник, прославившийся чудесным добыванием соли, которою снабжал, при случившемся недостатке в ней, всех бедных; препод. Алипий, первый наш иконописец, который, кроме того, что часть платы за труды свои обыкновенно отдавал нищим, нередко чудесно врачевал опасные болезни, и препод. Агапит, подававший скорую помощь очень многим больным (между прочими, и В. К. Владимиру Мономаху ), без всякой платы, и за то названный врачом безмездным. Пятые известны как мученики. Это: препод. Кукша, возвестивший Слово Божие Вятичам, и вкусивший от них смерть за свою проповедь ; препод. Григорий Чудотворец , сильно обличавший Ростислава Всеволодовича, Князя Переяславского, по приказанию коего и утоплен в Днепре; св. Василий с Феодором, скончавшиеся от руки раздраженного против них Мстислава, сына Вел. Князя Святополка; преподобно-мученик Анастасий, бывший Диаконом Печерским; и препод. Евстратий, взятый в плен в 1096 году во время нашествия Половецкого Князя Боняка и проданный в Корсуне одному Еврею, который за непреклонность преподобного к вере своей мучил его, морил голодом, и наконец в самый день Пасхи распял на кресте, и умершего ввергнул в море, откуда тело мученика чудесно извлечено и перенесено в Киевские пещеры. Шестые – как затворники, именно: препод. Исакий, Лаврентий, Арефа и Афанасий. Седьмые, наконец, показали в себе примерное усердие ко св. Церкви, например: препод. Еразм, посвятивший все свое достояние на украшение храма Божия; препод. Спиридон и Никодим, тридцать лет трудившиеся в печении просфор, и потому названные просфорщиками. К числу угодников Божиих, подвизавшихся в некоторых других обителях наших, принадлежали: препод. Антоний Римлянин, Новгородский Чудотворец, чудесно прибывший в 1106 году из Италии в Великий Новгород, и здесь основавший знаменитый монастырь, в котором сам был первым Игуменом; препод. Никита Столпник, Чудотворец Переяславский, обращенный на путь добродетели словами пророка Исаии: тако глаголет Господь: измыйтеся и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших и проч. 335 ; преп. Варлаам, основатель и первый Игумен Хутыня монастыря, Новгородский Чудотворец; препод. Авраамий, первый Игумен и Архимандрит Смоленского Богородицкого монастыря, раздавший свое имение, оставшееся по смерти родителей, нищим и в иночестве посвящавший труды по преимуществу на проповедание в церкви Слова Божия, и препод. Киприан, строитель Архангельского монастыря, бывший сначала богатым земледельцем, но потом пожертвовавший на устроение обители все свое наследственное имение, села, деревни и земли, и сделавшийся первым ее начальником.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010