ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕРАЗМ (кон. XI-XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 24 февр.; 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕФРЕМ (Евстафий; † 1486), прп. (пам. 26 сент., 16 мая, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123220_3.html

Патерик повествует о том, что однажды Еразм разболелся так, что лежал, едва дыша, семь дней, и не мог вымолвить ни слова. Но милостью Божией, святой подвижник был избавлен от бесславного конца. Огневица и беспамятство внезапно отступили и перед ним предстали в свете преподобные Антоний и Феодосий, основатели Киевской Лавры и покровители этого святого места. Преподобный Антоний известил больного брата о том, что ему даровано время для принесения покаяния. По монастырскому преданию, за этим явлением предстала перед монахом и Пресвятая Богородица, утешая его надеждой на прощение и великую награду от Бога. Исповедовав свой грех, Еразм принял схиму и мирно отошел ко Господу . Ныне и он торжествует в сонме великих киевских преподобных, оставив образец жертвенного служения для многих поколений русских людей. Преподобный Серафим Вырицкий , бывший до ухода в монастырь миллионером и крупнейшим поставщиком пушнины; богатейшая наследница рода Орловых, графиня Анна Орлова-Чесменская; московский род бояр Романовых, — на каждой странице отечественной истории мы находим имена тех, кто, подражая преподобному Еразму Печерскому, стремились угодить Богу, и, расточая богатство на благоукрашение святынь, получали богатство нетленное, становились участниками духовной вечери Господней. В историю Русской Православной Церкви преподобный Еразм Печерский вошел как образ искреннего ученика Христова, преодолевающего немощь человеческую при содействии Божией благодати, через познание и смирение… Киево-Печерский Патерик. По древним рукописям. Репринтное издание. С добавлением гравюр XVIII века. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1991. С 49 По результатам современных исследований известно, что в момент преставления преп. Еразму было примерно 45 — 50 лет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-erazm-pech...

Как велика была вера русских людей, как свято было благочестие, если украшение храмов для многих становилось делом жизни, делом спасения души! В основания церквей полагались целые состояния. Богатые и бедные заботились о храме Божием больше, чем о своих домах, зная, что это наследие не оскудеет, но послужит к духовной пользе их дальних потомков… Подобно многим современникам, разрешившись от попечения о земном имении, преподобный Еразм не пожалел и самой жизни своей, вступив в обитель переподобного Антония простым иноком. Прежде не нуждавшийся ни в чем, окруженный услужливой челядью, теперь он разделял с братией все тяготы монашеского жития. Самая скудная пища, приправленная золой вместо соли, грубая одежда, полудремотное состояние, разгоняемое полунощным пением, безвестность и полное послушание духовнику, отказ даже от собственного имени, — такой была жизнь ничем не выделяющегося среди других, растворившегося в монашеской семье инока. Сколько уроков ожидало его на узком подъеме к ангельскому чину: от любого послушника мог услышать он, непривычный к телесному труду, слово укоризны. И все же, подчинить духу хотения плоти, добиться послушания тела, оказалось не так сложно, как одолеть мирскую гордость , уязвляющую, подобно змее, способную обратить в прах все плоды иноческого подвига. Каждый подвижник ведет невидимую брань со страстями, постепенно научаясь различать их, издалека предугадывать их действие. Монаху Еразму предстояло жестокое противоборство: совершенное им благое дело восстановило против него целые полчища духов злобы, внушавших ему помысел сожаления о выборе пути и о щедрой жертве. Киево-Печерский Патерик содержит упоминание об этом: «И стал он отчаяваться, что не получит награды за истраченное богатство, потому, что в церковь, а не на милостыню роздал его. Диавол вложил это ему в сердце. И стал он нерадеть о житии своем, во всяком небрежении и безчинстве дни свои проводил.» Мучивший его грех — сожаления — казался ему настолько тяжелым, что он не решался открыть его духовнику.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-erazm-pech...

«Повесть временных лет» – один из первых исторических и литературных памятников на Руси. Она предлагает целую историософскую концепцию, начиная рассказ от Адама и рассматривая последовательно историю библейскую, византийскую, славянскую. Речь идет о возникновении славянских племен, о проповеди апостола Андрея Первозванного, об основании Киева: «И створиша град во имя брата своего старейшаго, и нарекоша имя ему Киев» . Автор «Повести временных лет» – монах Киево-Печерской лавры преподобный Нестор Летописец. Одно из первых художественных (в современном смысле слова) произведений на Руси – «Повесть о Петре и Февронии Муромских». «Повесть» была написана в XVI веке. Изначально она создавалась для корпуса «Великих Четьих Миней» Московского митрополита Макария, но из-за ряда жанровых особенностей и наличия некоторых полуфольклорных мотивов не была включена в этот агиографический свод. Автора обычно именуют Ермолаем-Еразмом – эта традиция идет от советской эпохи. На самом деле автором был священник приходской церкви в Пскове по имени Ермолай, потом его назначили настоятелем одного из кремлевских соборов, затем он принял монашество и стал иеромонахом Еразмом. (В некоторых своих произведениях он подписывается так: «Ермолай, во иноцех Еразм».) В наши дни «Повесть о Петре и Февронии» иеромонаха Еразма получила как бы вторую жизнь, она активно издается, пользуется огромной популярностью. Первая грамматика славянского языка (1618) написана иеромонахом, впоследствии архиепископом, Мелетием (Смотрицким). Это первая учебная книга, по ней учился и М.В. Ломоносов. В своей «Грамматике» Мелетий впервые зафиксировал и описал систему падежей, свойственную славянским языкам, установил два глагольных спряжения и сделал целый ряд других лингвистических открытий, определивших развитие славянской филологии на несколько столетий. Иеромонах Симеон Полоцкий Автор первого в России сборника стихотворений и по сути первый поэт – иеромонах Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович; 1629–1680). Он был образованнейшим человеком своего времени, окончил Киево-Могилянскую академию – один из центров гуманитарного образования на Руси, был наставником царских детей.

http://pravoslavie.ru/65647.html

Ист.: Патерик Киевского Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 86-87, 186; Древнерус. патерики: Киево-Печерский Патерик, Волоколамский Патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 32-33. Лит.: СИСПРЦ. С. 96; Филарет (Гумилевский). РСв. Февр. С. 136-138; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 195; Описание о российских святых. С. 25; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 14; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 199-201; Дива печер Лаврських. К., 1997. С. 55, 91, 92, 124, 125, 129; Жиленко I. В. Святиня: Icmopiя лаври XI-XVII ст. К., 2005. Е. В. Лопухина Иконография На ксилографии мастера Илии в 1-м издании Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661) Е. представлен в рост на фоне холмистого пейзажа с Успенским собором Киево-Печерской лавры на заднем плане. Вверху на облаках изображена Пресв. Богородица с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими; Е. молитвенно простирает руки к Богоматери, обращенной к нему. Диавол, искушающий преподобного, стоит за его спиной. Внизу вырезаны вирши: «Еразмъ украшей црковь невозмоглъ оумрти: дондеже npiяmъ время душу оукрасити» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 630-631). Рака с мощами прп. Еразма в Ближних Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. Рака с мощами прп. Еразма в Ближних Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. На гравюре Леонтия Тарасевича , выполненной для издания Патерика 1702 г., Е. изображен сидящим в печали за столом. Перед ним - преподобные Антоний и Феодосий, к Е. обращается Богородица, представленная справа среди облаков. В левой части композиции изображен диавол, трогающий преподобного за плечо, вдали - Успенский собор. Композицию Тарасевича повторяет написанная на металле икона 40-х гг. XIX в. из собрания НКПИКЗ (работа иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры?). По-видимому, образ находился ранее над ракой с мощами Е. в Ближних пещерах. В наст. время возле раки помещена икона, написанная в нач. XXI в. Это погрудное изображение преподобного в мантии и клобуке, с молитвенно сложенными на груди руками с четками, вверху справа - Богоматерь с преподобными Антонием и Феодосием, слева за плечом святого - диавол.

http://pravenc.ru/text/190115.html

Был это Иуда, позже предавший Христа. “Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор” ( Ин.12:6 ). Так вот чьи слова повторяют некоторые “милосердные к неимущим” христиане! Что же ответил Иуде Христос? “Оставьте ее … ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня — не всегда” ( Ин.12:7-8 ). Благотворение Христу выше нежели благотворение человеку. Храм мы называем Домом Божиим, невидимо в нем пребывает Господь. Украшение и содержание храма — желанная и драгоценная для Господа жертва. Преподобный Еразм, возлюбив Божии храмы, отдал на Печерскую церковь все свое значительное состояние. Но лукавый враг стал через некоторое время смущать его: “Лучше бы ты отдал свои деньги нищим. Они бы молились о тебе”. Видно, лукавый не гонится за новшеством, и пользуется привычными методами. Еразм впал в уныние, думая, что ошибся в доброделании. А потом и вовсе обратился к беспутной жизни. Но Господь не оставил его. Когда Еразм тяжело заболел и печерская братия была готова к тому, что он так и умрет без покаяния, и очень печалилась о нем, явилась болящему Божия Матерь и сказала: “Еразм! За то, что ты украсил церковь Мою, и Я украшу тебя и возвеличу славою в царстве Сына Моего. Встань, покайся и прими ангельский образ (монашество), а в третий день я возьму тебя чистым к Себе, так как ты возлюбил благолепие дома Моего”. Блаженный Еразм выполнил указанное и, очистившись покаянием, в третий день почил в мире. Это замечательный пример особого Божиего благоволения к устроителям и украшателям храмов. К этой давней истории мне хотелось бы добавить и две современные. Одна из них случилась с прихожанкой нашего храма. Умер пожилой хороший, сердечный человек, прихожанин Христорождественского храма. Через некоторое время вдова его обратилась ко мне с вопросом. Дело в том, что племянница почившего увидела его во сне, и он сказал ей: “Со мной все хорошо, мешает только то, что мы забыли отослать деньги, которые обещали”. Что это за обещание и что за деньги, племянница не знала и пересказала сон вдове.

http://azbyka.ru/o-milostyne

Кондак, глас 8: Украсивый церковь Богоматере/расточением имения ти на сие иконами, Еразме славне,/себе же о том нераскаянием;/подаждь и нам расточением грехов своих/и покаяния лепотою украсившимся/церковию светлою Духови Святому явитися. О преподобном Еразме Печерском (†ок.1160) святитель Симон, епископ Владимирский (†1226; память 10 мая), писал другу своему преподобному Поликарпу (†1182; память 24 июля): «Был в Печерском монастыре черноризец Еразм. Он стяжал наследие славы в Небесном Царствии за то, что все, что имел, употребил на украшение Печерской церкви: оковал множество икон, которые и поныне у вас над алтарем. С ним случилось такое искушение: когда он обнищал, то им стали пренебрегать. Дух злобы тогда начал внушать ему: «Нет тебе пользы от того, что ты истратил имение на церковь , лучше было бы, если бы употребил ты на нищих». Не рассудив о таких помыслах, Еразм пришел в уныние и стал жить нерадиво. Щедрый и милостивый Бог за его добродетель спас его. Он навел на него тяжкую болезнь. В этой болезни Еразм лежал немой, с закрытыми глазами семь дней, едва дыша. В восьмой день пришли к нему братия и, видя его тяжкое дыхание, говорили: «Горе, горе душе сего брата, в лености прожившего. Она видит что-то и мятется, не выходя из тела». И вот Еразм внезапно встал, как здоровый, и сказал: «Отцы и братия! Точно, я грешник, и грешник нераскаявшийся, как говорили вы, но вот ныне явились мне преподобные отцы наши Антоний и Феодосии и сказали: «Мы молились за тебя, и Господь дал тебе время для покаяния». Потом видел я Пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и Она сказала мне: «Еразм! Поскольку ты украсил Церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в Царстве Сына Моего! Встань, покайся, облекись в Ангельский образ, а в третий день возьму Я тебя к Себе, как возлюбившего благолепие дома Моего». Сказав это, Еразм начал исповедовать грехи свои пред всеми без стыда, потом пошел в церковь и был пострижен в схиму, а на 3-й день умер». Преподобный Еразм был погребен в Ближних пещерах. Память преподобного Еразма празднуется также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Еразм, инок Печерский, память коего Св. Церковь совершает 24-го февраля, был до иночества человеком богатым. Когда же сделался монахом, он пришел к мысли, что иноку не должно иметь богатство и, по любви к благолепию дома Божия, решил употребить оное на украшение церковное, и многие иконы в церкви Печерской оковал золотом и серебром. Он сначала проводил благочестивую жизнь, но потом пал после следующего искушения: когда он истратил все свое имущество на украшение Церкви, то знакомые стали презирать его как бедняка, а дьявол явился с кознями. Он стал влагать Еразму мысли, что он напрасно иждил на храм имение свое, что награды ему за то от Бога никакой не будет и что он лучше бы сделал, если б раздал имение свое нищим. Еразм принял к сердцу внушение дьявольское и, приняв, впал в отчаяние и стал проводить жизнь во всяком небрежении и лености. Но вскоре Бог вразумил его. Еразм впал в жестокую болезнь, лишился языка, зрения и семь дней оставался по-видимому в безнадежном состоянии. На восьмой день собрались к нему иноки и, видя его страдальческое положение, говорили: «Горе, горе душе его! поскольку он жил в лености и грехах, то вот за это и мучается». Когда они говорили так, вдруг Еразм, к общему изумлению, встал с постели совершенно здоровым и потом, седши, сказал: «Подлинно, отцы и братие, я таков, каким вы меня считаете, и жил без покаяния, но вот что со мной случилось: сегодня явились мне преподобные Антоний и Феодосий и сказали: «Мы за тебя молились Господу, и по нашим молитвам Он дает тебе время на покаяние». Потом я увидел Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках и множество святых с Нею. И Владычица сказала мне: «Еразм, поскольку ты украсил Церковь Мою иконами, то и Я украшу тебя и возвеличу славою в Царстве Сына Моего. Нищих всегда имеете с собою, Церкви же Моей не имели. Итак, восставши, покайся, прими великий ангельский образ, в третий же день возьму тебя чистым к Себе " ». Сказав это, Еразм начал открыто перед братией исповедывать грехи свои и затем пошел в церковь, и здесь был пострижен в схиму. На третий день после сего он скончался (Чет. Мин. февр. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Преподобный Еразм, инок печерский (память его совершается св. церковью 24 февраля), был в мире очень богатым человеком. Приняв монашество и соединенный с ним обет нестяжательности, он, из любви к благолепию дома Божия, решился все свое богатство употребить на украшение церковное, и на многие иконы в церкви Печерской сделал золотые и серебряные ризы. Сначала преподобный проводил строго благочестивую жизнь, а потом впал в искушение нерадения. Когда он истратил все свое имущество на украшение церкви, то знакомые стали презирать его, как бедняка, а диавол стал внушать ему, что он напрасно истратил на храм свое имение, что ему не будет за это от Бога никакой награды, и что он лучше бы сделал, если бы роздал свое имущество бедным. Еразм принял к сердцу внушение диавольское и, впав в отчаяние, стал проводить свою жизнь во всяком небрежении и лености. Но вскоре Господь вразумил его: он впал в жестокую болезнь, лишился языка и зрения и близок был к смерти. К нему однажды собрались иноки и, видя его страдальческое состояние, говорили: «горе душе его! поскольку он жил в лености и грехах, то вот за это и мучится». Но, к великому изумлению всех присутствующих, Еразм вдруг встал с постели совершенно здоровым и сказал: «Подлинно, отцы и братие, я таков, каким вы меня считаете, и жил без покаяния, но сегодня явились мне преподобные Антоний и Феодосий и сказали: мы за тебя молились Господу и по нашим молитвам Он дает тебе время на покаяние. Потом я увидел Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках и множество святых с Нею. Владычица сказала мне: Еразм, поскольку ты украсил церковь Мою иконами, то и Я украшу тебя и возвеличу славою в царстве Сына Моего. Итак, вставши, покайся и прими великий ангельский образ: в третий же день Я возьму тебя чистым к Себе». Сказав это, Еразм тотчас же открыто пред всеми исповедал свои грехи, пошел в церковь и здесь был пострижен в схиму. На третий же день после сего он, действительно, скончался (Чет. Мин. февр. 24 ч.). Видишь ли, православный христианин, как благотворны жертвы на храм Божий? Внемлите сему все, любящие благолепие дома Божия, плодоносящие и добродеющие в нем! Ваши чистые жертвы на храмы святые приятны Господу, и Он несомненно явит вам Свое милосердие, освятит и прославит вас Своею благодатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Так вот чьи слова повторяют некоторые «милосердные к неимущим» христиане! Что же ответил Иуде Христос? «Оставьте её … ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня — не всегда» ( Ин. 12:7-3 ). Благотворение Христу выше, нежели благотворение человеку. Храм мы называем домом Божиим, невидимо в нем пребывает Господь. Украшение и содержание храма — желанная и драгоценная для Господа жертва. Преподобный Еразм, возлюбив Божии храмы, отдал на Печерскую церковь всё своё значительное состояние. Но лукавый враг стал через некоторое время смущать его: «Лучше бы ты отдал свои деньги нищим. Они бы молились о тебе». Видно, лукавый не гонится за новшеством и пользуется привычными методами. Еразм впал в уныние, думая, что ошибся в доброделании. А потом и вовсе обратился к беспутной жизни. Но Господь не оставил его. Когда Еразм тяжело заболел и печерская братия была готова к тому, что он так и умрёт без покаяния, и очень печалилась о нём, явилась болящему Божия Матерь и сказала: «Еразм! За то, что ты украсил церковь Мою, и Я украшу тебя и возвеличу славою в Царстве Сына Моего. Встань, покайся и прими ангельский образ (монашество), а в третий день я возьму тебя чистым к Себе, так как ты возлюбил благолепие дома Моего». Блаженный Еразм выполнил указанное и, очистившись покаянием, в третий день почил в мире. Это замечательный пример особого Божиего благоволения к устроителям и украшателям храмов. К этой давней истории мне хотелось бы добавить и две современные. Одна из них случилась с прихожанкой нашего храма. Умер пожилой хороший, сердечный человек, прихожанин Христорождественского храма. Через некоторое время вдова его обратилась ко мне с вопросом. Дело в том, что племянница почившего увидела его во сне, и он сказал ей: «Со мной всё хорошо, мешает только то, что мы забыли отослать деньги, которые обещали». Что это за обещание и что за деньги — племянница не знала и пересказала сон вдове. Та сразу вспомнила, что незадолго до смерти мужа смотрели они телевизор, передачу о храме святого апостола Андрея Первозванного. Назвали в передаче и расчётный счёт. Супруги почему-то решили послать туда некоторую сумму. Да за делами — забыли. Теперь женщина пришла с вопросом: что же ей делать? Как поступить? Видно, не простое это дело — милосердие к Дому Божию.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010