Но скоро иноки своим маловерием и небрежением к св. главе сделали себя недостойными обладания ею. От них глава перешла к одному гражданину города Емессы, в Сирии, а от него, по преемству, – к некоему Евстафию, арианскому иноку, который скрыл ее в одной пещере близ Емессы. Тут впоследствии времени образовался монастырь. Настоятелю сего монастыря, благочестивому архимандриту Маркеллу, явился во сне сам Креститель и известил о своей главе, сокрытой в пещере, близ монастыря. Глава была обретена здесь вторично. Это было в 452 г. Св. главу тогда же перенесли в Халкидон, а оттуда, при императоре Феодосии Великом, в Константинополь. Третье обретение главы св. Предтечи было при императрице Феодоре и сыне ее Михаиле в 850 г. 25 мая; в этот день и празднуется оно. Честная глава Предтечи хранится в Студийском Предтеченском монастыре. Часть ее находится в Риме, в церкви св. Сильвестра. Есть части в Афонском монастыре св. Дионисия и в Угро-Валахийском монастыре Калуи. Преподобный Еразм жил в XV веке, подвизался в Киево-Печерской обители. Перед вступлением в обитель все, что имел, пожертвовал на украшение ее. Но по поводу сей жертвы св. Еразм подвергся дьявольскому искушению. Дьявол внушил ему мысль, что гораздо лучше было бы отдать имущество в пользу бедных, и он впал в уныние и сделался небрежным в отношении своих иноческих обязанностей. Но Пресвятая Богородица за то, что он украсил обитель Ее имени, не допустила до погибели преподобного. Еразм сделался очень болен. Во время болезни видит он, что за него молятся свв. Антоний и Феодосий; затем Сама Богородица является к нему и говорит: «За то, что ты украсил Мою церковь , и Я украшу тебя славой в царстве Сына Моего. Встань, покайся, а на третий день ты умрешь». При этих словах Пресвятой Богородицы Еразм почувствовал себя совершенно здоровым, принес покаяние, постригся в схиму и на третий день скончался праведником. Мощи его почивают в Антониевых пещерах, в Киеве. 25-е число Св. Тарасий был архиепископом в Константинополе. Родители его, живя в этом городе, при богатстве и знатности, хранили благочестие, и сына своего воспитали в таком же благочестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Богом посланнаго, Да нам поможет, Как может. Молим Иоанна, Святого и страшного, Дабы помог Его ходатайствам Всевышний Бог. «О Иоанн, помоги Там, где ждут нас враги! Веру дай сохранить, И хлеба – на все все дни, Дабы в каждом снопу, Зрели мы Божью стопу! И на восходе, и на закате, Нам помози, Иоанне святе, Дабы покаяться наконец, Пока не застигнет нас конец. И прежде Страшного Суда Помощь подаждь везде и всегда». (Народная здравица) 2. Преп. Еразм, инок Печерский . Получил в наследство огромное богатство от своих родителей и всё потратил на украшение храмов, особенно на посеребрение и позолоту икон. А когда обнищал и остался без гроша, то все его презрели. Стал [тогда] ему нашептывать ему диавол, что впустую растратил он свое имение: вместо того чтобы раздать его нищим, он отдал его на украшение церквей. Еразм поддался этому искушению и поверил [льстивым словам], из-за чего разочаровался в себе, впал в отчаяние и начал жить беспутно и беззаконно. Когда приблизился час его смерти, вокруг него собралась братия и обсуждала его грехи, ибо [сам] он был без сознания. Но вдруг распрямился он на постели и сказал: «Отцы и братья, [все] так, как говорите вы: грешен я и не раскаян, но вот явились мне святые Антоний и Феодосий, а потом и Пресвятая Богородица, и сообщили, что Господь приложил мне еще времени на покаяние». К тому же Богородица изрекла ему ободряющие слова «Нищих всегда имеете с собой на всяком месте, а храмов Моих не имеете». И прожил он еще 3 дня – и покаялся, и почил о Господе. Это учит нас тому, что ревность о Церкви и украшение храмов – дело богоугодное. Преподобный Еразм упокоился в 1160 году. Рассуждение Не суть добрые учители и друзья нам те, кто во всем следуют нашей воле. Преподобный Иоанн Мосх пишет о некой знатной женщине из сенаторской семьи и о ее поездке в Святую Землю. «Прибыв в Кесарию, она решила остаться там и обратилась к епископу со следующей просьбой: «Дай мне девушку, которая бы научила меня страху Божию». Епископ приставил к ней одну смиренную девицу. Спустя некоторое время епископ встретил ту женщину и спросил ее: «Как тебе та девица, которую я к тебе приставил?» «[Всё] хорошо, – ответила женщина, – но она приносит мало пользы моей душе, потому что разрешает мне творить свою волю; и это оттого, что она смиренна, а мне нужно, чтобы упрекала она меня и не позволяла делать того, чего я хочу». Епископ приставил к ней некую другую, с характером довольно резким, которая начала ругать женщину, называя ее безумной богачкой и т. п. Спустя известное время епископ снова спросил женщину: «А эта девушка как обходится с тобой?» – «Она истинно приносит пользу моей душе», – ответила сенаторша. Так сделалась она весьма кроткой (Луг духовный).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

ЕРАЗМ (кон. XI-XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 24 февр.; 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) 589-590 590-592 ЕРАЗМ мч. (пам. 10 мая) - см. Алфий, Филадельф, Кирин, Еразм, Онисим и с ними 14, мученики Бастийские ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) 592-593 ЕРЕВАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО [Эриванское] викариатство, Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии Грузинскогого Экзархата РПЦ РПЦ (1912 - не ранее июля 1917, возможно до 30-х гг. XX в.) с центром в г. Эривань (с 1936 Ереван) 593-597 610-611 ЕРЕРУЙК [Ереруйкская базилика] (кон. V в.), раннехрист. храм (мартирий) близ пос. Анипемза обл. (марза) Ширак Республики Армении 597-598 ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры 598-607 607-610 611-612 ЕРМА [употребляются и менее точные варианты передачи имени как Ерм или Герм], автор «Пастыря», памятника раннехрист. письменности (приблизительно сер. II в.), традиционно причисляемого к лит-ре мужей апостольских 612-620 620-621 ЕРМЕНГОЛ [Эрменгол] († 1035), еп. Уржельский (кафедра в г. Ла-Сеу-д " Уржель, Каталония, Испания), свт. (пам. зап. 3 нояб.) 621-623 623-624 ЕРМЕТ, ГАИЙ И АГГЕЙ (нач. IV в.?), мученики (пам. зап. 4 янв.; Е. отдельно 31 дек.), пострадали в г. Бонония (ныне Видин, Болгария) 624-625 625-627 ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) 627-629 629-631 631-632 ЕРМИПП сщмч. Никомидийский (пам. 26 июля) - см. Ермолай, Ермипп и Ермократ, священномученики Никомидийские ЕРМИТИАН Иоанн [Иероним Иоанн, Гермоним Харитоним], визант. писатель XV в., ученик Плифона Георгия Гемиста, переписчик рукописей, учитель детей визант. деспота Фомы Палеолога 632-633 ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей)

http://pravenc.ru/vol/xviii.html

Сей преподобный от руки Венчающего милостью и щедротами получил большое богатство. Поразмыслив, что иноку неприлично иметь его, и возлюбив благолепие дома Господня, он все, что имел, отдал на украшение церковное, оковав многие иконы в церкви Печерской серебром и золотом. В то же время украшал он и душу свою, как церковь Бога Живаго и образ Его, но не серебром и золотом вещественным, а чистой любовью и всякими добродетелями иноческого закона, говоря о благолепии своем с пророком: Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра (Пс. 118, 72). Сему преподобному случилось немалое искушение после того, как он истратил свое имение на украшение церкви и сделался бедным. Все стали пренебрегать им. Злохитрый прелестник диавол начал тогда внушать ему, что он не получит никакой награды за потраченное на украшение церкви богатство, а лучше было бы раздать его нищим. Блаженный, не поняв искушения, впал в отчаяние и начал жить в нерадении и всяком небрежении, проводя дни свои бесчинно. Но вот, Щедрый и Праведный, вспоминая прежние добродетели блаженного, спас его от погибели таким образом. Он навел на него лютую болезнь; больной, находясь при смерти, лежал с закрытыми глазами семь дней, едва дышал. В восьмой день пришли к нему все братия и, видя его тяжелую кончину, удивлялись, говоря: «Горе душе брата сего, ибо в лености жил он и во грехах, а ныне же видит нечто душа его и мятется, будучи не в силах выйти из тела». И вдруг блаженный Еразм встал, как будто бы не болел, сел и сказал братии: «Отцы и братия! Воистину как вы говорите, грешен я и не покаялся, но ныне явились мне преподобные отцы наши Антоний и Феодосий и сказали мне: «Мы молились о тебе Господу Богу, и Он даровал тебе время покаяния». Потом видел я и Пречистую Богородицу, как на иконе, имеющую на руках Сына Своего, Христа Бога нашего, и множество святых с Нею, и Она сказала мне: «Еразм! Так как ты украсил церковь Мою и возвеличил ее иконами, то и Я украшу тебя и возвеличу славою в Царстве Сына Моего, ибо нищих всегда имеете с собою, церковь Мою не везде имеете. Встань теперь, покайся и прими великий ангельский образ, в третий же день я возьму тебя к Себе, возлюбившего благолепие Моего дома»». Сказав это, блаженный Еразм начал исповедывать перед всей братией грехи свои без всякого стыда, затем пошел в церковь и был здесь пострижен в схиму, а в третий день, по проречению Пресвятой Богородицы, отошел ко Господу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

1 июня 1901 года перед гробницей преподобного Поликарпа служил благодарственный молебен священник села Коростовки Брянского уезда Василий Данков, получивший исцеление от болезни по молитвам угодника Божия. В письме к соборному протоиерею исцеленный рассказывает, что в половине апреля 1901 года он заболел ревматизмом в руках и ногах, так что не мог двигаться и слег в постель. Лечению болезнь не поддавалась. В крайнем болезненном состояния он стал призывать на помощь преподобного Поликарпа и уже на следующий день после того, как он остановился на этой мысли, мог перейти с постели в другую комнату, а потом и совсем выздоровел. Крестьянка деревни Летошники Брянского уезда, больная чахоткою, Анна Васильевна Муравьева в ночь на 1 сентября 1901 года видела во сне человека из толпы, сопровождавшей крестный ход с чудотворной иконой. Человек сказал ей: «Пойди в брянский собор и попроси надеть на твою грудь крест от мощей, оставшийся после пожара, и тебе будет легче». Болезнь продолжалась уже год, больная потратила на лечение все состояние. 2 сентября в соборе по ее просьбе был отслужен молебен преподобному Поликарпу и возложен на нее крест его. Упоминаемый в описаниях чудес крест преподобного — медный, складной, в форме древних энколпионов до татарского периода, имевших преимущественное распространение на юге России. Запись чудес при гробе преподобного Поликарпа ведется обстоятельно в последнее время. До 1895 года не было особого празднования в память преподобного. Дозволение местного празднования состоялось по ходатайству городского управления, а указ дан Святейшим Синодом в июле 1897 года. Февраль, 24 Еразм Печерский, в Дальних пещерах почивающий, преподобный Великое дело — уметь распоряжаться богатством. Не всякий знает, что и как с ним сделать. Иной готовит себе богатство, а с ним и погибель. Лучшим примером того, как надо распоряжаться богатством, служат святые угодники. Из них многие в миру имели богатство, и все они умели поступить с ним на пользу не себе, а другим. Таков был преподобный Еразм, черноризец Печерский. О нем святитель Симон, епископ Владимирский († 1226; память 10/23 мая), писал назидание другу своему преподобному Поликарпу († 1182; память 24 июля/6 августа).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Обещание преподобного не оставлять свою обитель ознаменовалась многими чудесами. Никогда еще не было такого изобилия во всем монастыре Печерском, как в год преставления преп. Феодосия. Некто собрался в далекий путь и принес на сохранение одному знакомому печерскому монаху, по имени Конону, ящик с серебром; но один из братии похитил этот ящик и скрыл его. Опечаленный Конон обратился в молитве к преп. Феодосию, взывая о помощи. Ночью преподобный явился ему во сне и, назвав похитителя, указал самое место, где был скрыт похищенный ящик. Конон тотчас пробудился от сна и, отыскав в указанном месте серебро, возблагодарил Бога и Его святого угодника. Один клирик Киево-Софийского собора тяжко был болен горячкою и молил Бога и преп. Феодосия даровать ему исцеление. Заснув после молитвы, он увидел Феодосия, подающего ему свой жезл со словами: «Возьми и ходи с ним». Проснулся больной и с радостию почувствовал, что горячка его оставила. Через десять лет по кончине преп. Антония он вместе с Феодосием вторично явился в Константинополе иконописцам и, дав им золота, послал в Киев для украшения Печерской церкви. Один из печерских иноков, Еразм, пожалел о богатстве, потраченном на украшение церкви, и впал в тяжкую болезнь. Семь дней пролежал он без чувств, а на восьмой ему явились преподобные Антоний и Феодосий и сказали: «Мы молились о тебе Богу, и Он даровал тебе время на покаяние». Еразм выздоровел, и остальное время своей жизни провел в покаянии и молитве и был причтен Церковию к лику святых. Осьмнадцать лет спустя после кончины блаженного Феодосия, Господь благоволил открыть его святые мощи, и они из пещеры были перенесены в притвор Великой Печерской церкви, где и пребывали, источая неоскудные исцеления и чудеса всем требовавшим от них помощи и притекавшим с верою и усердием, до нашествия Батыя в Киев (1240); с этих пор они скрылись и более не являлись, надгробие же до сих пор сохраняется для поклонения верующим в правом притворе храма. Память преп. Феодосия празднуется Церковию 3-го мая, а перенесение честных его мощей – 14-го августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Об этом кто-то из домашних донес госпоже; но св. Поликарп помолился Богу ( 3Цар. 17, 19 ) , и житницы вдовицы найдены наполненными всяких благ. Посвящение земное сопровождается посвящением небесным При посвящении святого Поликарпа во епископа, увидели над ним голубицу белую, а его самого в воинском оружии, в царской одежде, высокого ростом; сам же св. Поликарп видел ноги Иисуса Христа стоящего. Ангел предостерегает в опасности Три раза ангел являлся в гостинице и пробуждал св. Поликарпа, говоря, что по причине беззаконных в ней людей, она падет; по выходе его, гостиница пала. Еретиков должно убегать «Бежим скоро отсюда, чтобы не упала баня, в ней же Керинф враг правды Божия обретается», внезапно сказал св. Иоанн Богослов христианам, когда в городе Ефесе увидел в бане моющегося еретика. А св. Поликарп Мартиану еретику, сказавшему ему; «узнай меня!» отвечал: «знаю тебя первородного сына диавольского.» ( Тит. 3, 10 и 11). Живой в огне не горел, а мертвый сгорел Когда св. Поликарп вошел в средину возженного костра, то ветер, от него исходивший, раздувал огонь во все стороны и разливал на окружающих чрезвычайный ароматический запах; но когда палач пробил утробу священномученика, то кровь, из нее истекшая, залила все уголья; затем сотник сжег его мертвого. 24. Преподобный Еразм, инок Печерский Пожертвование на церковь спасает душу Преподобный Еразм все свое богатство употребил на украшение храма Божия и святых икон; диавол смутил его, внушая ему мысли, что лучше было бы, если бы он отдал свое сокровище на нищих. От таких мыслей он стал жить греховно, – потом заболел и в этом положении умирал: все отчаялись в его спасении; но явление святых – Антония и Феодосия уверило его в противном; а Царица небесная в явлении назначила ему три дня для покаяния, и он получил спасение. 25. Св. Тарасий, патриарх Константинопольский Трусость и боязнь опасны при самом высоком сане Константинопольский патриарх Павел, по страху и боязни со стороны царя и вельможей, подписал Согласие на ересь иконоборческую; потом раскаялся в том пред всеми; отказался чрез это от престола и принял великую схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Еразм впал в уныние и стал жить неблагочестиво. Но милосердый Господь за его прежние добродетели послал ему спасение: Он навел на него тяжкую болезнь. Приближаясь к смерти, преподобный лежал немым и слепым с едва заметным дыханием целые семь дней. В осьмой день пришли к нему братия и сказали: «горе душе брата сего, ибо жил во грехах и лености и ныне не может разлучиться с телом». Но вдруг преподобный встал, как здоровый, сел и сказал: «Отцы и братия, вы говорите правду, я грешен и не покаялся. Но ныне явились мне преподобные наши Антоний и Феодосий и сказали: “Мы молились о тебе, и Господь даровал тебе время покаяния”. Потом я видел и Пречистую Богородицу и с Ней множество святых. Она сказала мне: “Еразм! За то, что ты украсил церковь Мою, и Я украшу тебя и возвеличу славой в Царстве Сына Моего. Встань, покайся и прими ангельский образ, а в третий день Я возьму тебя чистым к Себе, так как ты возлюбил благолепие дома Моего”». Рассказав все сие братиям, блаженный Еразм начал, не стыдясь, исповедовать перед всеми грехи свои. Потом, вставши, пошел в церковь и был облечен в схиму, а в третий день, согласно откровению Богоматери, мирно отошел ко Господу 26 . IV. Господь не только помогает в созидании и благоукрашении храмов и за усердие награждает благотворителей, но и охраняет достояние церквей. Так, в одну темную ночь разбойники уговорились между собой ограбить Печерскую церковь ; но когда они подошли к церкви, то услышали в ней пение. Они думали, что поют иноки и, помедливши в лесу, снова подошли к церкви, но увидели в ней дивный свет и снова услышали пение. Это пели ангелы. Наконец настало время утрени; раздался звон к службе; собрались иноки в церковь . Разбойники задумали напасть на церковь и истребить иноков, которые уже совершали молитвословие, но вдруг они поражены были необыкновенным явлением: церковь со всеми молящимися чудесно поднялась от земли на воздух, так что до ней даже не могли долететь стрелы. Разбойники ужаснулись столь очевидной силы Божией, охраняющей святой храм и его достояние, а равно молящихся и служителей Божиих, дали обет более не разбойничать.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Феодор отвечал ему: «Еще при жизни отца нашего Антония слышал я, что в этой пещере было древнее варяжское хранилище. Я видел там много золота и сосудов латинских, но Бог отнял у меня память, теперь не знаю, где зарыл их». Мстислав, будучи пьян, велел мучить Феодора и сам пустил стрелу в Василия, который вынул ее, бросил к ногам князя и сказал, что он сам погибнет от стрелы. Оба инока в ту ночь скончались, а Мстислав через несколько лет был смертельно ранен стрелой. 66 Другой инок, по имени Арефа, имел много богатства в своей келье и никогда не подавал нищим. В одну ночь воры украли все его сокровище. Отчаяние довело его до тяжкой болезни. Но, выздоровев, он раскаялся, роздал нищим все, что у него осталось, сделался затворником и провел остаток жизни в посте и молитве. 67 Искушение страсти сребролюбия постигло также преподобного Еразма, который прежде того употребил все свое имение на украшение Великой церкви Печерской. Враг стал внушать ему: «Нет тебе пользы от того, что ты истратил добро свое на церковь ; лучше было бы, сберечь деньги у себя и подавать нищим». Мучимый помыслом, он занемог и семь дней лежал в бесчувственном положении. На восьмой день Еразм внезапно встал как здоровый и сказал: «Отцы и братия! Я великий грешник, но ныне явились мне отцы наши Антоний и Феодосий и сказали мне: «Мы молились за тебя, и Господь дал тебе время на покаяние». Потом видел я и Пречистую Богородицу с Предвечным Сыном Ее на руках, и Она сказала мне: «Ты украсил церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в царстве Сына Моего; встань, покайся, а на третий день Я возьму тебя к Себе». После того Еразм исповедал грехи свои перед всеми, постригся в схиму и на третий день умер. 68 Безопаснее затворничества путь общежительной жизни, подвиги послушания и отречения от своей воли. В числе смиренных послушников был преподобный Николай Святоша, сын Черниговского князя Давида Святославича, в миру Святослав-Панкратий. Он первый из русских князей добровольно принял иночество, хотя имел жену и детей; одна дочь его была супругой святого князя Всеволода-Гавриила.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Чудеса совершались и у святых икон. В «Повести о Луке Колочском» говорится, что у найденной им на дереве иконы Божией Матери «бесчисленное множество чудес было». У этой святыни, как и святых мощей угодников Божиих, исцелялись слепые, хромые, расслабленные, немые, глухие – «все, бывшие больными, здоровыми становились» (10, 53, 55). Множество исцелений совершалось и от иконы Преподобного Сергия (11, 393). И это потому, что икона, как открыли святые апостолы Петр и Павел блаженному ордынскому царевичу Петру, есть «знамение» Неба (10, 25, 27). А если так, то иконе – святому, изображенному на ней («чествование иконы переходит на ее первообраз» – 22, 59), – должна быть воздаваема честь. «Иконе Христове и Пречистыя Его Матери и всех святых с верой честь воздай, яко к ним самим любовно в молитве глаголи» («Стословец» – 3, 2). «Домострой» заповедует каждому христианину иметь во всех комнатах дома святые образа, перед ними ставить светильники и во время молитвы зажигать их, закрывать святые образа занавеской от пыли, всегда протирать «чистым крылышком и мягкой губкою», комнату держать в чистоте, а прикасаться к ним «лишь с чистой совестью» (11, 77). На иконописание и украшение святых икон наши предки смотрели как на благословенный Богом подвиг. Когда Киево-Печерский инок Алипий заболел, иконы за него писал ангел (22, 221–222). А черноризец того же монастыря Еразм, истративший все богатство на украшение икон, удостоился узреть Пресвятую Богородицу с Божественным Сыном на руках и святыми с Нею, Которая сказала ему: «Еразм, за то, что ты украсил церковь Мною и иконами возвеличил ее, и Я тебя прославлю в Царстве Сына Моего» (22, 165–166). Кланяйся и «Кресту Христову с верою, яко на том спасение всем человеком содела Господь», – велит «Стословец» (3, 2; срав. 2, 80; 11, 73). Согласно «Повести временных лет» святые Апостолы учили и «чтить иконы» и «целовать крест» (22, 59). Крест, «на нем же пригвоздися Господь наш и прадеднюю клятву потреби», дан христианам как «оружие на противного врага, видимого и невидимого» (2, 80, 81). Когда авву Иулиана хотели отравить, праведник взял чашу с ядом, перед всеми трижды ее перекрестил «во имя Отца и Сына и Духа Святого» и, выпив, остался невредим. Свидетели этого пали перед ним на колени и поклонились (Синайский Патерик – 6, 123). Полагая на себя крестное знамение, «не убоимся, – говорится в поучении XIII–XIV вв., – то бо есть исцелитель страстям нашим, то бо есть насыщая верою сердца наша без труда, то бо есть хранитель всем крестьяном» (2, 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010