Разделы портала «Азбука веры» Монах Арсений (Йованович) " decoding="" title="" Монах Арсений (Йованович): «Самое необходимое человеку – это чувство бессмертия» Монах Арсений (Йованович) В Избранное Беседа с сербским миссионером и проповедником монахом Арсением (Йовановичем) Будущий монах Арсений (Йованович), дипломированный стоматолог, художник, музыкант, 7 лет прожил в Нью-Йорке. Был участником ряда музыкальных групп новой волны (в частности, «Екатерина Великая»). Позже он описал свой опыт в книге «Бог и рок-н-ролл». В поисках выхода из духовного тупика воцерковился и принял решение отправиться на Святую Гору . Приняв монашество , отец Арсений 12 лет провел в сербском монастыре Высокие Дечаны (в Косове), сейчас входит в число братии монастыря Острог в Черногории. Корреспондент и переводчик портала Православие.Ru Светлана Луганская беседовала с отцом Арсением в студии радио «Светигора», где отец Арсений, автор и ведущий программы о монашестве – частый гость. В своих проповедях он охотно делится опытом своей, полной искушений и падений жизни, чтобы предостеречь тех, кто, возможно, идет этим гибельным путем, и дать людям надежду на то, что можно подняться даже со дна ада и обрести новую жизнь. – Отец Арсений, ваш путь к вере был долгим и непростым, расскажите пожалуйста о себе, своем детстве, семье… – Я родился в Белграде, в 1961 году, это были времена коммунизма, времена Югославии Тито, он был неким малым богом, и мы были воспитаны на том, что он – все и вся. В нашем доме никто в церковь не ходил, хотя мои близкие не были коммунистами, напротив, они были противниками коммунизма. Мой отец был сыном четника, дед был четником, точнее, он был офицером тогдашней предвоенной югославской королевской армии. Он был состоятельным белградцем, но жить в Белграде не любил, у него было большое имение в окрестностях города Шабац. Когда началась Вторая мировая война, он вступил в первое тогда движение сопротивления в Европе, в четницкую королевскую армию, возглавляемую генералом Драже Михайловичем (Югославская армия в Отечестве.

http://azbyka.ru/way/samoe-neobhodimoe-c...

Вернувшись с Афона, Арсений занялся плотницким ремеслом. Из заработанных средств он уделял родным и жертвовал беднякам. Кому-то безвозмездно делал окна и двери. Несмотря на профессиональную деятельность, требующую сил, Арсений постился, по ночам предавался молитвам и совершал поклоны, спал же он прямо на полу. В марте 1953 года, следуя призванию, Арсений принял окончательное решение оставить суету мира и посвятить свою жизнь монашескому подвигу. Раздав сбережения нищим, он вновь отправился на Афон. Поначалу его выбор остановился на монастыре Констамонит, однако ко времени его прибытия на место на стороне южного побережья разыгрался шторм. Признав это за действие Божьего Провидения, он сел на судно, маршрут которого пролегал вдоль северной стороны, и вышел к монастырю Эсфигмен. Монастырь отличался строгим порядком. Здесь было у кого учиться, и от кого перенимать духовный опыт. Первое время Арсений исполнял послушание в трапезной и пекарне, затем — в столярке. Ещё одной зоной ответственности было два храма, находившихся вне пределов монастыря. Там он поддерживал чистоту и зажигал лампады. Как ни тяжело было послушание, с завершением трудового дня, ночью, Арсений молился и славословил Творца. Постепенно, под контролем игумена, к одним своим подвигам он прибавлял другие. В церкви старался не садиться, зимой, в келье, обходился без печки, а на улице — без теплых одежд. Спал на кирпичах или каменных плитах. Как и многие прославленные подвижники, Арсений не избежал диавольских приражений и козней. Одно время изобретатель греха смущал его разогревом воспоминаний и переживаний за родных, являл их во сне то больными, то умершими. Затем он являлся Арсению в чувственном виде, желая его устрашить, разговаривал с ним. При помощи Божьей, Арсений преодолевал его коварство, обходил сети и западни. Начало монашеского пути 27 марта 1954 года Арсений, пройдя испытания, был пострижен в монашество. С тех пор он стал носить имя «Аверкий». Однажды, находясь в алтаре и наблюдая за священником, совершавшим Проскомидию, он увидел, как Агнец на дискосе трепещет, будто ягненок.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

„И в них (монастырях), говорит Арсений, многи священныя книги обретах, в них же обретох и прелюбезнейшую мне паче инех книгу св. Ивана Дамаскина“ 3 . С большим трудом, или, как он сам выражается, „в мысленных трудех и потовех“ он осилил „о осмих частех слово“, т. е. усвоил грамматику. Обогащаясь знанием из разных книг, Арсений с тою же целию старался сблизиться с более знающими и разумными монахами обители. Так, в Троицком монастыре он сошелся с книгохранителем Антонием Крыловым, назначенным вместе с ним в помощники Дионисию. Об этом Антонии Арсений отзывается с большой похвалой. „Бе бо в велицей обители, говорит он, сей инок именем Антоний, православен, божественныя писания чтый и мысленне потяся к разумению сих и по премногу тщателен к сих исправлению, ему же поручена служба многостяжательная, божественных книг хранительница“ 4 . Известно, что по поручению преп. Дионисия, Арсений исправлял книгу каноник; в исполнении этого поручения много помог ему упомянутый Антоний Крылов, потому что доставлял из библиотеки нужные списки каноника, из которых некоторые они вместе вдвоем просматривали: „люботрудне купно с ним смотряхом, да обрящем правое и Богу угодное“, говорит относительно этого Арсений. К исправленному канонику и им самим переписанному, Арсений присовокупил небезинтересное предисловие, из которого видим, что каноник этот был исправляем им в 1616 году „повелением и замышлением“ архимандрита Дионисия, и что Арсений не мало потрудился в деле исправления книг: „не мало потрудихся в сих (книгах)“, и что, наконец, он сверял каноник с разных переводов, в которых нашел много неправильностей, особенно в вышедших из рук русских невежественных писцов, которые „не искусны грамотическому учению“ 5 . Усилия Арсения образовать себя и обогатить сведениями не остались бесплодны. Из речи его к боярину Борису Михайловичу Салтыкову усматривается его способность владеть пером, его начитанность и близкое знакомство с правилами грамматики. Затем, с большею возможностью можно приписать Арсению составление „краткой грамматики и словотолковника», появившихся в нач.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Преподобный Арсений Великий Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 7:12 мин. Размер 3.5 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Святой Арсений родился в благородной римской семье в начале IV века. Одаренный живым умом, он получил всестороннее светское образование. Но став диаконом , решил посвятить себя исключительно священным трудам. Святой так прославился в столице, что, когда император Восточной Римской империи Феодосий Великий попросил правителя западной ее части императора Грациана найти учителя для его сыновей, Грациан послал к нему Арсения. Несмотря на почет при дворе и уважение, оказываемое ему Феодосием, который взирал на него как на духовного отца, сорокалетний Арсений не позволял себе быть обманутым ложными прелестями мира и горячо желал посвятить жизнь свою только Богу. Как-то ночью он молился Господу, прося указать путь ко спасению, и услышал голос с небес: «Арсений, бегай от людей – и спасешься!» Он немедленно покинул дворец, дошел до пристани, сел на корабль и приплыл в Александрию. Его тотчас постригли в монахи в одном из многочисленных монастырей, что располагались вокруг столицы Египта. И если при дворе он носил богатое и дорогое платье, то здесь стал носить только самую простую одежду, в которой его невозможно было узнать. Он отказался от суетной мирской науки и стал учеником суровых египетских подвижников, к которым без колебаний обращался по поводу любого своего помысла. Через некоторое время Арсений вновь спросил в молитве у Бога, как возможно спастись. Тот же голос сказал ему: «Арсений, скрывайся от людей, пребывай в молчании, сохраняй трезвение ума. Это корни совершенства». Тогда он отправился в известный монастырь Скит, чтобы пустынничать. Там он построил себе келью в 47 километрах от церкви. Он выходил из кельи очень редко, 40 лет пребывал наедине с Богом, мужественно отвергая бесовские соблазны, напоминавшие ему о прежней жизни. Каждый день он спрашивал себя: «Арсений, для чего ты ушел из мира?» – и смиренно просил Бога: «Даруй мне, по милости Твоей, положить начало».

http://pravoslavie.ru/53693.html

Организатором Союза Русского Народа был обличитель тогдашнего экуменизма, друг праведного Иоанна Кронштадтского , игумен Арсений. Будущий основатель Союза Русского Народа родился в 1837 году. О его рождении, детстве и юности, к сожалению, нет достоверных данных. Известно лишь, что в возрасте 14 лет он оставил мир и ушёл на Святую Гору Афон. 9 марта 1863 года, в день памяти 40 мучеников Севастийских, был пострижен в монашество с именем Арсений. С 1866 года началась миссионерско-проповедническая деятельность молодого монаха. В 1872 году инок Арсений – уже рясофорный монах Никольского монастыря Самарской епархии, член Самарской миссии. Здесь под руководством известного борца с сектантством, самарского мещанина Ивана Артемьевича Савельева, будущий маститый миссионер набирался опыта в спорах с молоканами, духоборами и представителями других иконоборческих сект. После Самары он служил миссионером в Кавказской епархии. В 1877 году вышла его первая книга «Проповедание истины в Самарской епархии», благодаря которой даровитый миссионер и проповедник получил общероссийскую известность. В начале славных дел В 1882 году монах Арсений был направлен на Афон для подготовки и издания своих бесед против иконоборческих сект. Через месяц после прибытия, в июле, он изъявил желание остаться в Пантелеимоновском монастыре, на что получил благословение настоятеля и старцев. Почти год трудился он над своими сочинениями, а к нему присматривались насельники обители. И вот 1 мая 1883 года монах Арсений был рукоположен во иеродиакона. А спустя семь дней – в день его именин, митрополит Пилусийский Амфилохий рукоположил его во иеромонаха. Новоявленный священнослужитель отслужил 40 литургий, после чего старцы благословили его съездить помолиться в Солунь и Иерусалим. Вернувшись 14 сентября на Афон, иеромонах Арсений вскоре отбыл в Россию для издания своих сочинений. Прибыв в декабре в Москву, он поселился на Афонском подворье и начал заниматься издательскими трудами. В 1884 году стало известно о чудесах и исцелениях, которые происходили от гробницы Патриарха Никона в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре. 19 июня иеромонах Арсений отправился в Новый Иерусалим в надежде получить сведения из первых рук. Несмотря на то, что Царь Алексей Михайлович перед смертью просил у Никона прощения, а его сын. Царь Феодор, разрешил опальному Патриарху поселиться в основанном им Новоиерусалимском монастыре, отношение к Патриарху Никону со стороны власти и общества оставалось подозрительным. Поэтому настоятель монастыря архимандрит Вениамин, опасаясь возможных неприятностей, поначалу не хотел предоставлять афонскому монаху никаких сведений. Но о. Арсений устыдил настоятеля за его маловерие, и тот передал настойчивому просителю все свидетельства о чудесных явлениях, происходивших у гробницы Святителя-исповедника...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Надежда Малинаускене , преподаватель греческого языка Сретенской духовной семинарии: «Отец Арсений: моменты из жизни» Впервые я увидела отца Арсения, тогда иеродиакона, в аудитории четвертого курса, когда мы собрались на факультативные занятия по древнегреческому языку со студентами первого, «монашеского» выпуска нашей семинарии. Группа была небольшой, ее состав менялся, но отец Арсений присутствовал практически на всех занятиях. А это была первая пара в субботу. Один из немногих, отец Арсений посещал занятия до самого конца и получил хорошую зачетную оценку. К занятиям относился очень ответственно, приходил в аудиторию обычно заранее, старался все записывать. Я понимала, что немолодым людям трудно заучивать слова, воспринимать и запоминать непростой материал, связанный, например, с древнегреческим ударением, поэтому занятия шли медленно. Когда я огорчалась по поводу нашего темпа, отец Арсений спокойно говорил: «А мы никуда не спешим». Навсегда запомнилось, как сосредоточенно и благоговейно он читал по-гречески «Отче наш». Впоследствии я слушала его проповеди, иногда пристраивалась к группам паломников, которым отец Арсений рассказывал об истории обители, об иконах в храме. Бывало, что мы просто встречались на территории монастыря, когда я шла в семинарию. Я подходила к нему под благословение, а он всегда успевал сказать доброе слово. От него исходило какое-то мудрое спокойствие, умиротворение, тепло, отеческая благожелательность. Однажды при входе в трапезную отец Арсений подарил мне свою книжечку «Грех непрощаемый: о грехе хулы на Духа Святаго», изданную в Сретенском монастыре, с дарственной надписью: «Уважаемой Надежде Касимовне с благодарностью, благословением и добрыми пожеланиями. Иеромонах Арсений. Рожд. пост 2007 г.» Прочитав ее и вникнув в суть, я лучше поняла, о чем раздумывал отец Арсений и почему он был таким, каким он многим запомнился. Ведь он жил так, как написал в своей книжке: «Христиане не должны своей жизнью давать другим людям поводов к богохульству».

http://pravoslavie.ru/60385.html

Как уже говорено выше, у нас в XVII веке приобрел громкую известность, благодаря своему участию в событиях жизни русской церкви за это время, один грек по имени Арсений, которого современники так и звали «Арсением греком» и за которым это имя осталось и во всех письменных памятниках. Современники, поступая так, быть может, желали отличить его от других деятелей Арсениев, бывших в то время в Москве, – киевлянина Арсения Сатановского и Арсения Суханова . Этот Арсений грек, приехав в Москву в числе свиты иерусалимского патриарха Паисия, был оставлен в Москве именно для «риторского учения» и занимался этим делом еще до своей ссылки в Соловки. «Как де был на Москве, – говорил в 1650 году Степан Олябьев, один из числа Московской учащейся молодежи, – Арсений грек, которого сослали на Соловки, и он Степан хотел было учитца по латыни»; как сослали его, он перестал учитца и азбуку изодрал 40 . Этот Арсений грек занимался педагогическою деятельностью в Москве и по возвращении из Соловок. Протопоп Московского Казанского собора Иван Неронов в 1655 году говорил патриарху Никону : «ты его (Арсения грека) взял из Соловецкого монастыря на смуту и устроил того яко учителя, пачеже к тиснению печатному правителя» 41 . В 1657 году брат Арсения грека на обычном допросе в Путивле показал, что едет в Москву с своими старцами «по письму родного брата своего старца Арсения, который учителем на печатном дворе у патриарха Никона » 42 . Кроме того и другие современные свидетельства не оставляют сомнения в том, что известный деятель Никонова времени Арсений грек в бытность свою в Москве по возвращении из Соловок занимался и педагогической деятельностью. По моему мнению, этого именно Арсения грека и разумеет Олеарий; т. е. Арсений грек, учитель греко-латинской школы, о котором говорит Олеарий, есть известный деятель времени патриарха Никона Арсений грек. Теперь – когда же открыта греко-латинская школа этого Арсения грека? Арсений грек приехал в Москву 26 января 1649 г. и все время пребывания в Москве патриарха иерусалимского Паисия числился в числе свиты патриаршей и даже вместе с прочими членами ее получил как «уставщик» патриарший на прощальной аудиенции, данной царем патриарху, «царское жалованье».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Исполните ли, что скажу вам? – помолчав несколько, спросил их Арсений. Они обещались исполнить. Тогда старец сказал им: «Если услышите, что где-либо Арсений, то не ходите к нему». В другой раз Архиепископ послал наперед спросить Арсения: отворит ли он ему дверь келлии. Если придет, то отворю, а когда отворю для тебя, то отворю д ля всех и тогда не останусь здесь. Архиепископ решился не безпокоить его. Так он поступал с большею частью посетителей, чтобы не отвращать ума своего от беседы с Богом. Иоанн Лествичник указывал на Арсения, как на пример безмолвия. «Образом безмолвия да будет для тебя великий и равноангельный безмолвник Арсений. Вспоминай в уединении своем сего равноангельного безмолвника и смотри, как часто он отсылал от себя приходивших к нему, чтобы не утратить важнейшего». Не недостаток любви, но постоянное стремление сердца его к Богу заставляло его удаляться. «Бог знает, сказал он одному пустыннику, как я люблю вас, но я не могу в одно время быть с Ним и с людьми». И тогда как Арсений приходил в церковь , он обыкновенно становился за столпом, чтобы не видать никого. Он так привык к тишине уединения, что и шум тростника его безпокоил. Если кто пребывает в безмолвии, сказал он, услышав шум тростника, и услышит голос воробья, то сердце его уже не имеет прежнего покоя, кольми паче трудно его иметь, слыша шум сего тростника. Степ. 27, 64. Другой причиной его удаления от бесед было то, что он опасался, как бы не впасть в грех . «Часто я раскаивался, говорил Арсений, о сказанном, но никогда о том, что молчал». Так трудно среди беседы сохранить себя чистым от всякого прегрешения в слове. Одному пустыннику Бог открыл, что молчание Арсения выше поучительных слов других иноков. Привлеченный славою, сей пустынник, сам высокий по жизни, пришел в Скит и просил, чтобы его проводили к Арсению. Во все время, пока сидел пустынник, Арсений сохранял строгое молчание. Не получив назидания, пустынник просил проводить себя к Моисею. Тот принял со всею приветливостью. Когда это сделалось известным, один старец просил Бога открыть, кто лучше поступил – Арсений или Моисей? И вот видит он, две лодки плывут по Нилу, в одной был Авва Арсений в великом безмолвии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Впрочем, так как известно, что прежде поступления в Троицкий Сергиев монастырь Арсений был во многих других монастырях, то вполне вероятно, что происходя из Селижаровки, он был прежде всего монахом соседнего со слободой монастыря Троицкого Селижарова. Г. Аристов в биографии Арсения говорит, что название Селижаровец показывает, что сначала Арсений жил в Ниловой пустыни, которая называлась Селижаровской по озеру Селигеру 347 ). Может быть, это и так, но нам кажется вероятнее, что Селижаровец – от Селижаровки. Обучение грамоте и свое первоначальное образование, по собственному признанию, Арсений получил «в месте ненарочите и сельском и учителей, ведущих словесную хитрость, во училищи не бывал» 348 . Но это первоначальное обучение не могло удовлетворить Арсения; а потому, постригшись в монахи и переходя потом из одного монастыря в другой, он стал обогащать себя сведениями путем чтения священных книг н святоотеческих творений, складом которых служили тогда обители. «И в них (в монастырях), говорит Арсений, многи священные книги обретах, в них-же обретох и прелюбезнейшую мне паче иных книгу святого Ивана Дамаскина» 349 . С большим трудом или как он сам выражается, «в мысленных трудех и потовех» он осилил «о осмих частех слово», т. е. усвоил грамматику. Обогащаясь знаниями из разных книг, Арсений с той-же целью старался сблизиться с более знающими и разумными монахами обителей. Так в Троицком монастыре он сошелся с книгохранителем Антонием Крыловым, назначенным вместе с ним в помощники Дионисию. Об этом Антонии Арсений отзывается с большою похвалой. «Бе бо в велицей обители, говорит он, сей инок, именем Антоний, православен, божественные писания чтый и мысленне потяся к разумению сих и по премногу тщателен к сих исправлению, ему же поручена служба многостяжательная божественных книг хранительница» 350 . Известно, что по поручению преп. Дионисия, Арсений исправлял книгу канонник; в исполнении этого поручения много помог ему упомянутый Антоний Крылов, потому что доставлял из библиотеки нужные списки канонника, из которых некоторые они вместе, вдвоем просматривали: «люботрудне купно с ним смотряхом, да обрящем правое и Богу угодное», говорит относительно этого Арсений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

ЯРОСЛАВСКАЯ 22.09.1783 23.12.1799 Арсений Грек в/у МОСКОВСКАЯ 23.08.1721 03.03.1722 Св. Арсений Грек СЕРБСКАЯ и АРХАНГЕЛЬСКАЯ 1597(1599?) 05.1613(1621?) в/у ТВЕРСКАЯ ТВЕРСКАЯ 05.1613 ВЛАДИМИРСКАЯ 13.04.1626 Арсений Денисов ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ 06(19)09.1927 ЕФРЕМОВСКАЯ КАШИРСКАЯ 03.1931 12.1931 Арсений Епифанов в/у ЛАДОЖСКАЯ 31.08(13.09)1989 22.09(05.10)1989 ЛАДОЖСКАЯ 22.09(05.10)1989 07(20)07.1990 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 26.05(08.06)1990 07(20)07.1990 ИСТРИНСКАЯ 07(20)07.1990 Арсений Жадановский СЕРПУХОВСКАЯ 08.06.1914 16(29)09.1923 Арсений Желиборский ЛЬВОВСКАЯ 17.11.1641 18.09.1662 (О. Арсений Ивасава) в/у ЯПОНСКАЯ ПАЦ Арсений Иващенко КАШИРСКАЯ 30.05.1893 18.12.1893 в/у ТУЛЬСКАЯ КИРИЛЛОВСКАЯ 18.12.1893 16.02.1903 Арсений Изотов СУХУМСКАЯ 02.02.1895 26.03.1905 Арсений Костюрин ВОРОНЕЖСКАЯ 02.07.1704 18.07.1712 Арсений Краснов КАЛУЖСКАЯ, обн. 31.10(13.11)1932 БЕЛЕВСКАЯ, обн. 05.1935 Арсений Крылов ТВЕРСКАЯ 13(26)07.1945 04(17)03.1950 УФИМСКАЯ 04(17)03.1950 04(17)11.1953 в/у САМАРСКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ 04(17)11.1953 18(31)07.1954 КОСТРОМСКАЯ 29.10(11.11)1954 04(17)09.1956 Арсений, кн. Луговский-Грива ЯРОСЛАВСКАЯ 20.12.1379 ТОБОЛЬСКАЯ 26.03.1741 13.05.1742 ЯРОСЛАВСКАЯ 13.05.1742 14.04.1763 Арсений Могилянский ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 25.07.1744 30.05.1752 КИЕВСКАЯ 22.10.1757 08.06.1770 Арсений Москвин I СТАРОРУССКАЯ 07.11.1798 01.10.1799 ВОРОНЕЖСКАЯ 01.10.1799 16.10.1799 ПЕРМСКАЯ 16.10.1799 26.11.1799 ВОРОНЕЖСКАЯ, паки 26.11.1799 06,05.1810 Арсений Москвин II ТАМБОВСКАЯ 24.04.1832 05.04.1841 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 05.04.1841 06.11.1848 ВАРШАВСКАЯ 06.11.1848 01.07.1860 в/у ЖИТОМИРСКАЯ 06.11.1848 01.07.1860 КИЕВСКАЯ 01.07.1860 28.04.1876 Арсений Набаидзе ТИФЛИССКАЯ 30.06.1811 30.11.1813 Арсений Покровский АРХАНГЕЛЬСКАЯ, обн. 12(25)03.1924 25.02(10.03)1925 РЫБИНСКАЯ, обн. 25.02(10.03)1925 03(16)07.1926 САРАТОВСКАЯ, обн. 03(16)07.1926 17(30)03.1927 ЯРОСЛАВСКАЯ, обн. 17(30)03.1927 06.1928 ВОЛЬСКАЯ, обн. 06.1928 02.1930 ФРУНЗЕНСКАЯ, обн. 02.1930 09.1930 ВОЛЬСКАЯ, обн., паки 09.1930 05.1931 МИЧУРИНСКАЯ, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010