И вручил ему монастырь и братию с такими словами: «Итак, брат Арсений, оставляю тебя о Господе управителем и наставником этой святой обители и всей собранной во Христе братии. Но блюди, брат, более всего, да ни в чем не нарушишь монастырский обычай, который имеет Церковь Божия по правилам святых апостолов и святых отцов семи Вселенских Соборов! Пение и чтение соборное да будет у тебя без суетности со вниманием, и за трапезой еда и питие – в молчании, с благодарением и слушанием Божественного Писания! Исполняй весь обычай этого монастыря, установленный нашим о Господе смирением, и Господь Бог да направит стопы ваши к деланию заповедей Его, молитвами Пречистой Богородицы и всех святых, и преподобного отца нашего старца Савватия! И Господь да сохранит вас и утвердит в любви своей! Я же, хотя телесно ухожу от вас, но духом неотступно пребуду с вами! И да будет вам известно: если обрету благодать у Господа, то после ухода моего обитель эта еще более распространится, и соберется множество братии в любви духовной, – и в телесных потребностях ни в чем у вас нужды не будет». И так, поучив их довольно и поцеловав всех Христовым целованием, отпустил их каждого в свою келию, молитвами одарив и скрепив благословением. Сам же, непрестанно славя Господа, готовился в вечный путь. И, воздев руки к небу, осенил себя крестным знамением, – и, перекрестив лицо, призвал души всех к миру, и сказал: «Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя в последний день, когда придешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его!» И, сказав это, возлег на ложе. И так предал честную свою душу в руки Божии блаженный игумен Зосима, основатель Соловецкого монастыря, в лето 6986 (1478)-е, месяца апреля в 17 день, в день памяти преподобного отца нашего Симеона Персидского. И спеленали честное и трудолюбивое тело его; и был он с честью погребен братией – с каждением и со свечами и с надгробным пением. И положили его в могилу, которую он выкопал себе своими руками, – за алтарем церкви Святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1072 Надпись на пещерной доске: «преп. отец наш Вениамин, бесчисленными, в мире живя, обовязан был куплями житейскими. Егда же слыша словеса евангелия, яко неудобь богатии внидут в царствие небесное, абие измени богатство на нищету произвольную Христа ради и раздав имение все требующим, сам присовокупился к нищим в духе, преп. отцом печерским, с ними же добре потрудися, прейде душою к подвигоположнику Христу прияти венец победы. Мощи его святые зде нетленно почивают». 1073 Надпись на доске пещерной: «преп. Арсений трудолюбивый никогда же являшеся празден, но всегда или моляшеся или послушание делаше монастырское, хлеба не вкушаше, разве по захождении солнца. Ныне же во свете немерцающем видения лица Божия наслаждается». Почти тоже в малорус. известии. 1074 Надпись на доске пещерной: «преп. Логгин вратарь печерский, свято и праведно монастырское проходя послушание, сицевого от Всеведца Бога сподобился дара чудотворения, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенные, добрых во благом предложении утверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном житии, отъидя к Господу, есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник». 1076 Слав. древняя надпись на уцелевшей пещерной доске: «преп. Тит-воин, бивши на брани, поражен бе во главу оружием, едва не смертне и сего ради остави воинствование, мало нечто возмог, прииде в монастырь печерский и прият быв от ту живущих преподобных отцов, облекся в чин иноческий и доблественно подвизался постом и молитвою, противу невидимых супостат, вооружися, слезами же беспрестанными, толику сниска благодать, яко извещено бысть ему прежде смерти о отпущении грехом, в его. После переселился духом на небо к торжествующим ликом, доброподвижное же тело его зде положенное почивает». Украинское известие короче. 1077 Перлштейна острог в чтен. общ. ист. 4. смесь стр. 139, 140. На величавых развалинах замкового Богоявленского храма надпись 6921 (1413). Храм Пречистой, обращенный в 17 в. в костел, по визитационной книге, основан кн. Феодором Васильевичем, будто бы в 1442 г. и будто бы для Домиканцев митр. Исидора. Но в 1442 г. кн. Феодора уже не было в живых. Несецкий (Aerbarz 6:178) в свое время читал в гродских львовских книгах запись о том, что кн. Феодор построил в Галиче клиросскую церковь и дал для содержания село Перечинское.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

272 По переводу описания лавры (стр. 288) у Кальнофойского крест Евфимия «раменный»: но в подлиннике rzemienny krzyz. Кальнофойский пишет: «преп. иеросхимонах Евфимий: знак того – ременный крест на святом; приходящие благословляются им и некоторые больные исцеляются». К сожалению, перевод м. Евгения часто не точен. Напр. Кальнофойский определенно говорит, целое ли тело святого лежит или только кости его? – Под 52 «преподобные двое, во св. Духе братья, Мартирий и Моисей, положены в одном гробе; целые в телах своих». Последних слов нет у м. Евгения. Под 36 «кости святаго инока Пимена», у Евгения – мощи. Под 55. 56. 65 – многое не переведено. 273 Надпись на пещерной доске: «преп. отец наш Вениамин, бесчисленными, в мире живя, обвязан был куплями житейскими. Егда же слыша словеса евангелия, яко неудобь богати внидут в царствие небесное, абие измени богатство на нищету произвольную Христа ради и раздав имение все требующим, сам присовокупился к нищим в духе, преп. отцем печерским, с ними же добре потрудися, пройде душею к подвигоположнику Христу прияти венед победы. Мощи его святые зде нетленно почивают». 274 Надпись на доске пещерной: «преп. Арсений трудолюбивый никогда же являшеся празден, но всегда или моляшеся или послушание делаше монастырское; хлеба не вкушаше, разве по захождении солнца. Ныне же во свете немерцающем видения лица Божия наслаждается». Почти то же в малорус. известии. 275 Надпись на доске пещерной: «преп. Логгин, вратарь печерский, свято и праведно моностырское проходя послушание, сицеваго от Всеведца Бога сподобился дара чудотворения, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенные; добрых во благом предложении тверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном житии, отъидя к Господу, есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник». 277 Слав. древняя надпись на уцелевшей пещерной доске: «преп. Тит воин, бывший на брани, поражен бе во главу оружием, едва не смертне и сего ради остави воинствование; мало нечто возмог, прииде в монастырь печерский и прият быв от ту живущих преподобных отцев, облекся в чин иноческий и доблественно подвизался постом и молитвою противу невидимых супостат, вооружися, слезами же безпрестанными, толику сниска благодать, яко извеидено бысть ему прежде смерти о отпущении грехом в его. После переселилыя духом на небо к торжествующим ликом, доброподвижное же тело его зде положенное почивает». Украинское известие короче.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2) Пусть мы пьем воду и питаемся сухарями, преутруждаемся, делая своими руками, изнемогаем в помыслах, жегомы бываем искушениями плоти, раздираемы желаниями, умерщвляемы лишениями, и без друзей и приятелей, без рода, без отца и матери пребываем в жизни сей: что до того? нам предлежит жизнь вечная, уготовляется Царство Небесное, наслаждение многими недомыслимыми благами, всеблаженное безсмертие, богатство славы и чести, и множество других великих благ, коих изобразить не может язык человеческий. Будем же тещи бодренно и усиленно; возлюбим подвиги самоотвержения, и поты доброделания, да восхитим венцы и стяжем сокровища, каких око не видело, о коих ухо не слышало, какия и на сердце человеку не восходили (1 Kop. 2, 9). 3) Нам надлежит сообразиться с жизнию древних отцев наших, идти по следам их добродетелей, возлюбить их делания и отобразить в себе образ их жизни. Таков велиий началовождь наш Антоний великий, первый поборовший противоборца нашего и путь нам проложивший к подвижническим победам. Таков блаженный и равноангельный Арсений, достигший высших степеней подвижнических добродетелей и предлежащий в славу нашу. Таков священный и божественный Пахомий, именующийся праотцем нашим. Таков божественнейший Иларион, возблиставший добродетелями, на подобие зарницы, возсиявающей каждое утро. Таков благославный и всесвятый Евфимий, соименный благословию, и с ним преподобнейший Савва освященный, священнейший и равноангельнейший Феодосий и прочия светлейшия светила вселенныя. 4) Но перейдем словом и к тем, кои показали совершеннейшие образцы послушания; ибо и вышесказанные прославились, быв наперед предуготованы благодатию послушания. Увещавает нас к неразмышляющему послушанию сын Света Досифей Богоданный отец наш; подкрепляет любовь нашу к отцам руководителям Дометиан 1 ), Богопросвещенный отец наш; утверждает нас в терпении поношений и обид Аввакир 2 ), Богоизбранный отец наш; располагает нас к смиренномудрию Захария 3 ), всечестный отец наш; изменяет нас добрым изменением Сильван е), многоплачевный и многосмиренный отец наш; возбуждает наше к рукодельям усердие Иона 5 ) трудолюбивый, образец исполнения заповедей Господних. Можно ли без соревнования воспоминать боголюбие блаженнаго Петрония 6 ), скоропослушность божественнаго Афре 7 ), и св. Марка 8 ), простоту Павла 9 ) всечестнаго и всех подобных добродетели смиренныя?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Агафона Чудотворца, Лонгина Вратаря, Захарии Постника, Евфросинии Полоцкой, мч. Иоанна Воина, преподобных Илариона и Силуана схимников, сщмч. Лукиана, преподобных Иосифа Многоболезненного, Пимена Постника, св. отрока Леонтия, канонархов, преподобных Ипатия Целебника, Паисия, Меркурия Постника, Макария диакона, Сисоя схимника, Нестора Летописца, Ахиллы диакона, Мартирия затворника (Опись 1877 г. Л. 42, 43 об.). Графическим свидетельством стенописи ц. прп. Феодосия являются рисунки К. П. Мазера. В описании ц. Благовещения Пресв. Богородицы за 1877 г. упоминается, что стены и своды храма были расписаны масляными красками; в алтаре «…над престолом - Святой Дух; с правой стороны изображены прп. Феофил, еп. Новгородский, Игнатий, архимандрит Печерский, и Моисей-чудотворец; с левой - архангел Гавриил, прп. Анатолий и Памва затворники», в наосе на стенах «…в рост по правую сторону - отроки Леонтий и Геронтий, канонархи Печерские, с дополнением написанных между ними на столе скрижалей завета, Антоний Печерский; по левую сторону - Николай-чудотворец, Феодосий и Тит Воин. На задней стене - прп. Амон затворник (в углублении), прп. Евфросиния Полоцкая, на железной доске, мерою 2 аршина, напротив ее раки. За северной дверью иконостаса под аркой изображены преподобные-затворники: Пагкратий священник, Дионисий, Сафоний и Пафнутий. На земляном столбе под аркой же - Арсений Трудолюбивый и Феодор, князь Острожский; на другой стороне столба - Кассиан и Лаврентий затворники и Евфимий схимник (напротив его раки). На задней стороне земляного столба - Руф и Мартирий затворник, а напротив них на западной стене - изображение Вениамина (напротив его раки)» (Там же. Л. 36 об., 37). О масштабном живописном убранстве Благовещенской ц., существовавшем еще во 2-й пол. XIX в., можно судить лишь по образу Тита Воина. Еще один сохранившийся образ - прп. Евфросинии - написан на стене, а не на металле и, по сведениям В. А. Шиденко, был создан худож. В. Д. Сониным в нач. XX в. ( Шиденко. 2008. С. 98). В документе «О возобновлении в церкви преподобного Феодосия в Дальних пещерах иконостаса» (ЦГИАК.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Все вы хорошо знаете, что сказал Господь очищенному от проказы самарянину, вернувшемуся поблагодарить Спасителя за исцеление: Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя ( Лк.17:17–19 ). Каждый из нас знает, как проторены дорожки многими тысячами людей к Её чудотворным иконам, какими слезами политы эти великие святыни, какими вздохами они овеяны! Мы должны благодарить Бога уже за то, что имеем на небе такую Мать, перед Которой можем выплакать всё своё горе и с Которой можем поделиться и своими радостями. И разве кто–нибудь из нас, здесь присутствующих, не плакал перед Её святой иконой! И разве не уходил после таких слёз утешенным, ободренным, получившим отклик со стороны Той, Которая всё видит, всё знает и как любящая Мать склоняется над воздыхающими перед Ней детьми! Почтим же, дорогие отцы, братья и сестры, усердной и благоговейной молитвой сегодняшний великий праздник! Будем молить Божию Матерь за нашу Русскую Православную Церковь , за наше Отечество, за наш трудолюбивый народ! Да пребудет над всеми нами Божие благословение и да не отвратит от нас Своего лица Небесная Царица! «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского». Аминь. 2 . «Заступница усердная...За всех моли Сына Твоего Христа Бога нашего Сегодняшний праздник установлен в память избавления нашей Родины в начале 17 века от врагов и иноземцев, которым удалось было захватить даже нашу столицу Москву. Русские люди встали на защиту Отечества, но, не надеясь на себя, прибегли к помощи и заступлению Царицы Небесной. К Москве была привезена с берегов Волги вместе с ратниками ополчения чудотворная Казанская икона Богоматери. Все – от мала до велика – наложили на себя трёхдневный пост и объединились в одной молитве перед чудотворным образом. И молитва была услышана. В это время в кремлевском Чудовом монастыре томился в плену архиепископ Арсений. Он также, как и все, возносил молитву к Божией Матери. И вот среди ночной тишины место его заточения озарилось небесным светом и пред ним предстал преподобный и богоносный отец наш Сергий – молитвенник за землю Русскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Все вы хорошо знаете, что сказал Господь очищенному от проказы самарянину, вернувшемуся поблагодарить Спасителя за исцеление: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу?.. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» ( Лк. 17, 17–19 ). Каждый из нас знает, как проторены дорожки многими тысячами людей к Ее чудотворным иконам, какими слезами политы эти великие святыни, какими вздохами они овеяны! Мы должны благодарить Бога уже за то, что имеем на небе такую Мать, перед Которой можем выплакать всё свое горе и с Которой можем поделиться и своими радостями. И разве кто-нибудь из нас, здесь присутствующих, не плакал перед Ее св. иконой! И разве не уходил после таких слез утешенным, ободрённым, получившим отклик со стороны Той, Которая всё видит, всё знает и как любящая Мать склоняется над воздыхающими перед Ней детьми! Почтим же, дорогие отцы, братья и сёстры, усердной и благоговейной молитвой сегодняшний великий праздник! Будем молить Божию Матерь за нашу Русскую Православную Церковь , за наше отечество, за наш трудолюбивый народ! Да пребудет над всеми нами Божие благословение и да не отвратит от нас Своего лица Небесная Царица! «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского». Аминь. 2. «ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ... ЗА ВСЕХ МОЛИШИ СЫНА ТВОЕГО ХРИСТА БОГА НАШЕГО С егодняшний праздник установлен в память избавления нашей Родины в начале XVII века от врагов и иноземцев, которым удалось было захватить даже нашу столицу Москву. Русские люди встали на защиту отечества, но, не надеясь на себя, прибегли к помощи и заступлению Царицы Небесной. К Москве была привезена с берегов Волги вместе с ратниками ополчения чудотворная Казанская икона Богоматери. Все – от мала до велика – наложили на себя трехдневный пост и объединились в одной молитве перед чудотворным образом. И молитва была услышана. В это время в кремлёвском Чудовом монастыре томился в плену архиепископ Арсений. Он также, как и все, возносил молитву к Божией Матери. И вот среди ночной тишины место его заточения озарилось небесным светом и пред ним предстал преподобный и богоносный отец наш Сергий – молитвенник за землю русскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

л. 2. Иже в святых отца нашего Амфилохиа, епископа иконийскаго, слово о Велицем Василии и о чюдесех его. См. 748 л. 47. л. 31. Житие и жизнь иже в святых отца нашего Григориа Богослова , архиеп. Констянтинаграда. Списано Григорием, учеником его. Нач. Сзываеть убо нас, о мужие, Григорие Великый . л. 57. Св. Леонтиа епископа Аполя града кипрьскаго острова о останце житиа иже в святых отца нашего Иоанна Милостиваго, патриарха алекесандрьскаго. Нач. Мысль убо едина есть наша же, и иже прежде нас трудолюбивых и преподобных мужей. Разделено на 60 параграфов. л. 106. Мес. ноября в 23 день, житие иже в святых отца нашего Амфилохиа, епископа иконийскаго. См. 758 л. 410. л. 109 об. Мес. ноября в 6 день, житие и мучение св. отца нашего Павла исповедника. Списано Иоанном Златоустом , архиеп. Констянтиняграда. Нач. Иже убо хотящеи кого внешних в сем житии славно похвалити и удивити. л. 117 об. Мес. ноемвриа 11, житие и подвизи препод. отца нашего и исповедника Феодора игумена студийскаго. Нач. Всемь убо сладок и всемь любезен великий отець наш и исповедник Феодор. л. 168. Слово вспоминателно о святем апостоле Фоме. Списано убо блаженым Симеоном Метафрастом . Нач. Древле убо на земли житие свршающе Апостоли п поднебесную обтекающе, нечестием порабощенным свобожение проповедаше. Между заглавием и текстом было написано киноварью, но замарано: Преведеся из греческия книги Максимом греком иноком святогорьским. л. 174. Житие иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаг о, патриарха Констянтинаграда, великаго светилника и учителя вселенныя. Списано Георгием, архиеп. александрским. См. 759 л. 84. л. 297 об. Златоустово послание к Кирияку епископу, иже и тому изгнану сущу, потом два послания к Алимпияде диаконисе. л. 306 об. Мес. генуариа 27, Козмы Веститора о пренесении мощемь иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Констянтиняграда, Златоустаго. См. 781 л. 378. л. 315 об. Мес. генуариа в 30 день, сбор свершаем св. Отець наших трею святителей: Василиа Великаго , Григориа Богослова , Иоанна Златоустаг о. Списано Никифоромь Калистом. Нач. Во днех царства благочестиваго и христолюбиваго царя Алексиа Комнина. См. 745 л. 178.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Отцем Печерским, с ними же добре потрудися, пройде душею к подвигоположнику Христу прияти венец победы. Мощи его святыя зде нетленно почивают». 305 Надпись на доске пещерной: «прп. Арсений трудолюбивый никогда же явля- шеся празден, но всегда или моляшеся или послушание делаше монастырское; хлеба не вкушаше, разве по захождении солнца. Ныне же во свете немерцающем видения лица Божия наслаждается». Почти то же в Малорусских известиях. 306 Надпись на доске пещерной: «прп. Логгин, вратарь Печерский, свято и праведно монастырское проходя послушание, сицеваго от Всеведца Бога сподобился дара чудотворения, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровен- ныя; добрых во благом предложении утверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном житии, отъидя к Господу, есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник». 308 Славянская древняя надпись на уцелевшей пещерной доске: «прп. Тит воин, бывший на брани, пораже бе во главу оружием едва не смертне и сего ради остави воинствование; мало нечто вознемог, прииде в монастырь Печерский и, прият быв от ту живущих преподобных отцев, облекся в чин иноческий и доблественно подвизался постом и молитвою противу невидимых супостатов, вооружися слезами же беспрестанными, толику сниска благодать, яко извещено бысть ему прежде смерти о отпущении грехов его. После переселился духом на небо к торжествующим ликом, доброподвижное же тело его зде положенное почивает». Украинское известие короче. 309 Перлштейн А. Описание города Острога//Чт. ОИДР. 1847. Кн. 4. На величавых развалинах замкового Богоявленского храма надпись: «6921 (1414)». Храм Печерский, обращенный в XVII в. в костел, по визитационной книге, основан кн. Феодором Васильевичем, будто бы для доминиканцев митр. Исидора. Но в 1442 г. кн. Феодора уже не было в живых. Несецкий в свое время читал в городских Львовских книгах запись о том, что кн. Феодор построил в Галиче клироскую церковь и дал для содержания село Перечинское (Niesiecki К. Herbarz Polski.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Память святого Иоанна 12 июля, вместе с преподобным Гавриилом Святогорцем, святого Евфимия - 13 мая Когда страна наша особенно нуждалась в духоносных руководителях и отцах, Бог, дивный во святых Своих, не оставлял ее без Своего попечения и промыслительно посылал ей людей, дивных жизнью, делами и учением. В лике сих богодарованных мужей сияют и великие отцы наши, святые Иоанн и сын его Евфимий, другой Иоанн Иверский, Арсений, епископ Ниноцминдский , Иоанн Грдзелидзе и их ученики, имена которых написаны в Книге Жизни. Мы не имеем полных сведений о всех этих достойных пастырях и отцах Церкви. Здесь мы приводим жизнеописания лишь некоторых из них, сведения о которых имеем. Начнем с рассказа о преподобном отце нашем Иоанне и сыне его Евфимии. Святой Иоанн был грузин, происходил из знатного и богатого рода, из города Артануджи . Он был известен своей храбростью и военными подвигами на службе у царя Давида Куратпалата, Иоанн был довольно красив и строен, душа его была исполнена добродетелей. Беседа с некоторым пустынником возбудила в нем ревность к подвижничеству. И в скором времени Иоанн оставил семейство и мирские стяжания и отправился сначала в монастырь, находившийся близ его родины, а затем, как мудрая и трудолюбивая пчела, желая более собрать меду добродетелей с цветов сада духовной мудрости, перешел в монастырь на горе, называемой Колпа, в Имеретии. Между подвижниками славились там в то время отцы Моисей и Геласий. Иоанн, придя в обитель, открыл им свою сердечную тайну и прибавил, что он любви ради Христовой оставил все мирское и пошел в эту пустыню. Святые отцы с радостью приняли пришедшего избранника Божия и по его просьбе постригли в монашество. Блаженный удивлял всю братию лавры своими духовными подвигами. Царь Давид Куратпалат, узнав о поступке своего любимого вельможи, храброго воина, сильно опечалился и отправился к нему, чтобы склонить его оставить начатое им дело и вернуть его в мир. Но никакие просьбы и уговоры не могли поколебать святого мужа, и царь вернулся домой, не достигнув успеха. Спустя некоторое время преподобный взял благословение у своих старцев и отправился в Грецию, бегая славы человеческой. В одной из обителей горы Олимп он взялся смотреть за монастырскими ослами, проходил и другие послушания .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010