Инвалид партизанской войны 1946–1949 годов, полностью потерял зрение. Я был призывником 1946 года и служил в егерском полу батальоне, который дислоцировался в 86–м районе Агринио в Этолии и Акарнании. В этом полубатальоне я и познакомился с отцом Паисием, которого тогда звали Арсением. Арсений был радистом-связистом в полубатальоне. Я его очень хорошо помню, он часами пытался поймать сигналы, чтобы расшифровать их и передать командиру. Арсений был человеком кротким, тихим, трудолюбивым и любящим Родину. Мы участвовали во множестве сражений. В день, когда нас окружили на высоте Дендрули, 30 июня 1948 года, радист Арсений был в первой роте. Помню, мы рассредоточились и пошли наверх, а он был настолько смелый, что сам вынес из окружения рацию, хотя она была тяжелая, и не оставил ее партизанам. Во всех крупных сражениях – 30 июля 1948 года, 24 февраля 1949 года и 8 апреля 1949 года, когда я был ранен, – участвовал и Арсений, в первую очередь в качестве радиста, но, кроме того, он еще и сражался. Мой сын Антонис, когда был военным, как-то поехал на Святую Гору вместе со своим сослуживцем и встретил там отца Паисия. Тот сказал: «Я служил в егерском полубатальоне». Услышав это, Антонис говорит: «Мой отец тоже служил там и был ранен». – «Как его зовут?» – «Николаос Орфанос». Когда старец приехал в монастырь в Суроти, мне позвонила монахиня и сказала: «Вас хочет видеть старец Паисий». После этого мы встретились со старцем и говорили о многом. Монахиня Христодула, Линтульский монастырь (Финляндия) Из финнов лучше всего старца Паисия знал господин Иоанн Пойхонен, который за время своего обучения в Салонисском университете много раз встречался с ним на Святой Горе. Господин Иоанн, доктор богословия, преподает теперь в Народной академии при Ново–Валаамском монастыре. Он говорит, что из всех встречавшихся ему людей более всего на него повлиял старец Паисий. Я провела много лет в монастыре Битума в Греции, теперь – насельницаЛинтульского монастыря в Финляндии. Милостью Божией я много раз видела преподобного старца. После каждой встречи с ним, желая принести пользу своим соотечественникам, я писала статью в журнале Финской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Человек же тот пришел в свой дом, и не медля нимало, распорядившись имуществом своим и испросив прощения у своих домашних, пошел в монастырь на Коневец в дом Пресвятой Богородицы, честного и славного ее Рождества, и обратился со слезами к игумену, умоляя его, чтобы тот постриг его в иноческий образ, и рассказал ему обо всем, что говорил являвшийся ему. Игумен же тому очень удивился, и облек его в святой иноческий образ, и причислил его к своей святой дружине. Он же пробыл в монастыре, трудясь в покаянии, молитве и посте, ожидая времени, о котором говорил являвшийся ему. И через 40 дней, согласно предсказанию явившегося ему ангела Божия, преставился к Богу, которого он возлюбил, и погребли его с другими иноками. Глава 6. О житии преподобного старца Арсения и о явлении Пресвятой Богородицы его ученику старцу Иоакиму, и о изобилии необходимого Однажды этот блаженный Арсений поехал в Святую гору, при архиепископе Симеоне Новгор одском, и там задержался. Братия же, которая осталась на Коневце без него, была в великой нужде из-за недостатка самого необходимого, и совсем они изнемогли, и от голода хотели разойтись из монастыря. Один же из старцев по имени Иоаким, муж добродетельный и просиявший всяческими добрыми делами, однажды взошел на некую гору около монастыря, молясь со многими слезами Богу и Пресвятой Богородице, чтобы не запустело то место. И был он погружен в чуткий сон, и явилась ему Святая Богородица, говоря: «Не скорби, старец, и братии скажи, чтобы не расходились от этого места. Старец ваш Арсений скоро к вам вернется со множеством необходимого». Он же, пробудившись от видения, пошел в монастырь и поведал братии о посещении Богоматери. Братия же, радуясь душевно, обещали с благодарностью еще терпеть на этом месте, возложив надежду на Господа Бога и Пречистую Богородицу. Поутру же, как и предсказывала Богородица, вернулся старец Арсений на двух больших лодках и привез множество всего необходимого. Даже и до сих пор изобильно это место милостью Божией и молитвами Пресвятой Богородицы, и усердием преподобного отца нашего Арсения наставника и подвижничавших с ним трудолюбивых духовных старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

55 лет провел он в пустынножительстве и во всё это время был образцом для монахов и славой монашества вообще. Всего прожил он сто лет и в 449 году мирно скончался после долговременных трудов и добровольно наложенного на себя мученичества. Переселился он в Царство Владыки Христа, Которого любил всем своим сердцем и всей своей душой. Арсений благостный – весь его хвалил, От славы убегая, так в сердце затвердил: «Считай себя давно умершим для земли И слова никакого никому не говори! За слово изреченное я каялся не раз, А за молчанье – даже не встречал укора глаз. И если сердцем к Богу не прильну я в жизни сей, То не смогу отбросить бремя пагубных страстей. Но если только мыслями навыкну Бога славить, То страсти, безусловно, поспешат меня оставить. Молитвой и трудом свое ты время наполняй, А сон и нераденье всеусердно отгоняй. Арсений грешный, что замедлил прежний бег? Зачем в пустыню эту ты пришел, о человек? – Спасенья ради, а не ради дремы сладкой, Отвергни путь греха – иди дорогой гладкой, Путь покаянно-слезный к Господу возводит, Не будь рабом ленивым – время уж уходит! Скорей себя врачуй – и душу оживляй: Храни мя, Боже, днесь и до конца не оставляй!» 3. Св. Емилия (Эмилия) . Мать святителя Василия Великого. В юности хотела на всю жизнь остаться девицей, но ее принудили к вступлению в брак. Родила девятерых детей и настолько вдохновила их духом Христовым, что пятеро из них стали христианскими святыми, а именно: Василий Великий , Григорий, епископ Нисский, Петр, епископ Севастийский, Макрина и Феозва. На закате лет построила монастырь, где жила со своей дочерью Макриной и где 8 мая 375 года упокоилась в Господе. 4. Преп. Арсений Трудолюбивый . Киево-Печерский монах. Никогда не давая себе отдыха, неустанно трудился. Пищу принимал лишь раз в день, по заходе солнца. Подвизался и упокоился в XIV столетии. Рассуждение Один монах жаловался преподобному Арсению, что при чтении Священного Писания он не ощущает ни силы прочитанных слов, ни сердечного умиления. На это великий святой ему ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Перевод: Ты удалился от мира и поселился в пустыни, и там подвизался прекрасным подвигом, постом, и молитвами, и многим терпением, в жизни своей явив многие чудеса, и после успения источаешь различные исцеления с верой приходящим к почитаемому гробу твоему, Арсений, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших. Арсению Коневскому, глас 4 Духом Божиим наставляемый,/возлюбил еси безмолвие,/в немже евангельски подвизающуся,/пречудный Афонский дар -/Богоматере икона, даровася ти, всеблаженне,/и, образ добродетелей быв стаду твоему,/Арсение отче наш,/к Горнему торжеству возшел еси,/идеже со Ангелы ликовствуя,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Перевод: Направляемый Духом Божиим, ты полюбил безмолвие, в котором, по Евангелию подвизающемуся, удивительный Афонский дар – икона Богоматери даровалась тебе, всеблаженный, и примером добродетелей был стаду твоему, Арсений отче наш, к Небесному торжеству ты поднялся, где, радуясь с Ангелами, моли Христа Бога о спасении наших душ. Арсению Новгородскому, глас 4 Отечество свое и род оставил еси,/Христу прилепися,/и Великаго Новаграда достигл еси,/и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/многим постом и воздержанием,/и пророчествия дар прияти сподобися,/и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/и, тело в нем предложив,/обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./Егоже моли, святе Арсение преподобне,/Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ущедрити нас, почитающих твое торжество,//и спасти души наша. Перевод: Отечество свое и родных оставив, ты предал себя Христу и достиг Великого Новгорода, и в нем в юродстве трудолюбивое тело твое изнурил многим постом и воздержанием, и удостоился принять дар пророчества, и предпочел носить на себе залатанные одежды, и, телом в Новгороде пребывая, обитель себе в Царствии Небесном у Христа, Бога всех, ты создал. Его же моли, святой Арсений преподобный, Церкви и стране нашей в мире пребывать от всех козней вражеских, оказать милость к нам, почитающим твое торжество, и спасти души наши.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

В древних святцах имени митрополита Илариона не было потому, почему не было и других имен преподобных отцов Дальних пещер. Их имена доселе не помещены в святцах. Они чтились местно. И святые мощи преподобного Ефрема, епископа Переяславского, долгое время считались святыми мощами просто преподобного Ефрема. То же самое было и со святыми мощами Михаила, первого митрополита Киевского. Будучи перенесены из Десятинной церкви в Антониеву пещеру в 1103 году, они оставались там в неизвестности до 1730 года, когда они были перенесены в большую Лаврскую церковь . В древности все святители погребались по чину монашескому, часто они принимали на себя схиму, и потому удобно имена их могли быть смешиваемы с именами других святых иноков, не имевших епископского сана. Митрополит Иларион принял монашество от преподобного Антония, как сказано в его житии (Житие преподобного Антония. Киев, 1825 г.), и, если он скончался в 1067 году, приняв на себя схиму, то мог быть сожителем преподобного Феодосия, который до кончины Антония, или до 1073 года был строителем ветхого Печерского монастыря, или нынешних Дальних пещер. Митрополит Иларион мог отказаться от управления паствой прежде своей кончины, чтобы остальные свои дни жизни провести в иноческих подвигах там, куда он удалялся на молитву, когда был еще священником села Берестово, и где он принял монашество – в Дальних пещерах. Потому представляется вероятным мнение, что святые мощи преподобного Илариона схимника суть действительно мощи святого митрополита Илариона. Память его 3 ноября (21 октября). Преподобный Арсений трудолюбивый Преподобный Арсений назван трудолюбивым потому, что днем и ночью никто никогда не видел его в праздности. Он всегда что-нибудь делал: или молился, или послушание монастырское исполнял, и до захождения солнца никогда не употреблял пищи. За эти труды он в сей жизни получил дар чудотворения от Бога, по смерти же его душа обитает на небе со святыми, а тело его почивает нетленным в пещере. Память его празднуется 21 (8) мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И сказал ему Зосима, вверяя монастырь и братию: «Брат Арсений, оставляю тебя настоятелем святой этой обители и наставником всей собранной во Христе братии. Но следи, брат, более всего, чтобы не нарушить устава монастырского, который имеет церковь Божия по правилам святых апостолов и святых отцов семи Вселенских Соборов! Да будет у вас соборное пение и чтение без суеты и со вниманием. За трапезою ешьте молча, благодаря Господа и слушая Божественные Писания. И соблюдай весь монастырский порядок, установленный нашим о Господе смирением, – и Господь Бог да направит стопы ваши к деланию заповедей Его, молитвами Пречистой Богородицы и всех святых, и преподобного старца, отца нашего Савватия. И Господь да сохранит вас и утвердит в Любви Своей! Я же, хотя ухожу от вас телом, но духом неотступно с вами пребуду. И пусть будет вам ведомо: если обрету от Господа благодать, то после моего ухода эта обитель весьма увеличится, и в любви духовной соберется здесь множество братии, и в телесных потребностях никаких не будет забот». Так, поучив их довольно и всех поцеловав Христовым целованием, отпустил их Зосима, каждого в свою келию. И одарил их молитвами и благословением запечатлел. Сам же, непрестанно славя Господа, в вечный путь готовился. И простер он руки, и осенил себя крестным знамением, и, перекрестившись и всех благословив, молвил: «Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать справа от Тебя в последний день, когда приидешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его» 320 . Сказав же это, опустился на ложе – и предал честную свою душу в руки Божий. Скончался блаженный игумен Зосима, основатель Соловецкого монастыря, в год 1479 месяца апреля в 17-й день в день памяти преподобного отца нашего Симеона Персидского. И спеленали честное и трудолюбивое тело его. И с честью погребла его братия со свечами, кадилами и надгробным пением. И положили его в могилу, которую выкопал своими руками за алтарем церкви святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа. О явлении преподобного Зосимы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда бараны были приведены и намеревались заколоть их, преподобный, узнав о сем, немедля пришел на то место, где были бараны, и сказал Игнатию: «Чадо Игнатие, не веси ли ты, яко до дне сего во обители не бысть заколения скотом? И как начало собою восхотел еси сотворити о сем? Воспомяни же, чадо, и сие, яко отнележе пришел еси семо, до дне сего с нами едино брашно с любовию вкушал еси; и како ныне во един день сей всю мзду свою хощеши погубите ради единаго скотскаго заколения? Но да отведутся паки скоты сии, отнюдуже приведени суть». И затем повелел келарю своему, именем Арсений, говоря: «Иди, чадо, скоро, и возьми мрежи, и шед верзи я во озеро во онем месте, и обрящеши тамо множество рыб, елико удовольствоватися будет всей братии; тамо же обрящеши и великую рыбу, юже взем принеси семо». Келарь, исполняя повеление преподобного, взяв мережи, пошел на указанное ему место и кинул их в озеро, а затем, когда вынул их из воды, обрел весьма много рыбы, в числе которой оказалась довольно большая щука, которую келарь едва мог донести в монастырь, чтобы показать преподобному. Преподобный, призвав упомянутого Игнатия, отдал ему большую ту рыбу, говоря: «Приими, чадо, рыбу сию на потребу тебе и сущим с тобою, вместо овна онаго». Игнатий, видев это, ужаснулся о таком преславном чуде преподобного отца и воздал хвалу Господу Богу, творящему дивные чудеса чрез Своего угодника. А прочую рыбу преподобный повелел употребить для братской трапезы; ее в изобилии хватило на несколько дней для всей братии, благодатью Христа Бога и молитвами преподобного Александра Чудотворца. Наконец сей земной ангел и небесный человек, преподобный отец наш Александр, трудолюбиво идя от юности своей по стопам заповедей Господних и приближаясь к возлюбленному им Господу тесным и прискорбным путем, достиг честной и многолетной старости и седины глубокой, благоукрашенной постническими добродетелями. О преставлении преподобного Александра За год до отшествия своего из маловременной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую, вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, приготовленную ему от Бога, проразумев Духом Святым приближающуюся кончину свою, призвав к себе братию, сказал им: «Се уже, братия, конец жития моего приближается, и отшествие ми света сего близ есть: вас же предаю в руце Бога Жива и Пречистей Богоматери. Той да сохранит вас и утвердит в любви Его; Пречистая же Дева Мати Божия, изрядным Своим предстательством, избавит вас от всех навет видимых и невидимых врагов».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Арсению Трудолюбивому, в Дальних пещерах, глас 8 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Арсений, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших. Афанасию Афонскому , глас 3 Еже во плоти житию твоему/удивишася ангельстии чини:/како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/и уязвил еси демонския полки./Отонудуже, Афанасие ,/Христос тебе воздаде богатыми дарованьми:/сего ради, отче, моли//спастися душам нашим. Перевод: Житию твоему во плоти удивились ангельские воинства: как ты, в тело облеченный, вступил в борьбу с невидимым врагом и поразил демонов полки, всехвальный. За то, Афанасий, Христос тебе богатыми дарованиями воздал; потому, отче, ходатайствуй [пред Христом Богом] о спасении душ наших. Афанасию Высоцкому (Младшему), Серпуховскому, глас 8 Образ Божий в богосотворенней душе твоей,/ум, слово, и дух соблюдая/вперился еси отче преподобне Афанасие,/любовию ко Всетворцу Богу,/и сего ради/молитвы, труды, и подвиги добродетельныя восприим,/прешел еси в вечныя небесныя кровы./Отнюдуже назирай нас/моля Святую Троицу,/еже наследити нам горнее всерадостное блаженство. Перевод: Образ Божий в богосотворенной душе твоей: ум, слово и дух сохраняя, устремился ты, отче преподобный Афанасий, любовью к Творцу всего Богу, и потому молитвы, труды и подвиги добродетельные совершив, переселился ты в вечные небесные обители. Оттуда же наблюдай за нами, моля Святую Троицу, о том, чтобы нам наследовать небесное всерадостное блаженство. Афанасию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах, глас 3 Блаженство плачущих получити желая,/день и нощь непрестанно плакал еси,/имея во уме час Судный,/тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/преподобне Афанасие ./Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/яко да плача безконечнаго избывше,//тамо приимем вечное утешение.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

д) Канонархисты: Геронтий и Леонтий, «в младых летах постриглися в образ иноческий и жили угождаючи Господу Богу в постах и молитвах, подобячися совершенным святым отцем». е) Странническую жизнь проводил преп. Аммонии, полное бескорыстие стяжал Мардарий, молчанием спасался Феодор, Паисий и Меркурий жили в братской любви. Преп. Аммоний, по словам кондака, много странствовал в жизнь свою. По древнему известию, «за благословением игумена ходил до Святой горы и до Иерусалима, кланяючись местам святым и ревнуючи житию святых великих отцев, а потом вернувшися, так жил святобливо (свято), иж за него многие вызорунок (образец) жития иноческого брали у старости». Преп. Мардарий по ркп. святцам «нестяжательный», по древней надписи «безкелейный» С тех пор, как стал он иноком, «не только старался хранить пост, молитву и послушание, но приучил себя полному бескорыстию, так что ничего не хотел держать в кельи своей, кроме одежды, которую носил на себе». Преп. Даисий и Меркурий «жили в братской любви и просили Господа, что бы нигде не разлучал Он их. Господь дал им по молитве их: на земле жили они в одной келье и по смерти положены вместе, и на небе наслаждаются вместе радостию у Христа Господа». Любовь не умирает, сказал апостол. ж) Трудолюбивые: Арсений, Логгин вратарь, Нестор некнижный, Павел и Руф послушливые. О пр. Арсении древнее известие говорит, что «его никогда не видали праздным, а всегда то молился он, то выполнял послушание монастырское; пищи не принимал никогда прежде захождения солнца». По словам Кальнофойского, «лежит над другим в пещере» 274 . Преп. Логгин исполнял послушание вратаря; «он имел, по древнему известию, такой дар от Господа, что знал мысли людей, с какими кто входил в монастырь и с какими выходил; кого видел с дурными мыслями, напоминал тому, чтобы отстал от злой мысли своей, грозя ему гневом Господа Бога» 275 . Преп. Нестор, по древнему известию, «не книжный, не тот, что написал летописец о Руссии, а другой; этот был неученый и рода простого. Оставив свет и хлопоты мирские, так горячо служил Господу, что, слушая благочестивые поучения, никогда не дремал, молясь не думал ни о чем другом, как о Боге и о том, что говорил языком; день от дня стараясь быть лучшим, он видал при молитвах ангелов и Самого Христа, и узнал день смерти своей». Преп. Павел послушливый, приняв на себя иноческий образ в Печерском монастыре, безропотно выполнял послушание, какое ни назначал ему настоятель, и никогда не был праздным, во время свободное от послушания усердно молол жерновами, изнуряя тело свое. Преп. Руфу послушливому кондак: «честна смерть твоя, преподобне Руфе, пред Господем; честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси; – тем тя почитаем, яко послушником образ и наставника». По древнему известию, выполняя послушания, постоянно заботился быть лучшим. Почил в затворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

д) Канонархисты: Геронтий и Леонтий , «в младых летах постриглися в образ иноческий и жили угождаючи Господу Богу в постах и молитвах, подобячися совершенным святым отцем». е) Странническую жизнь проводил преподобный Аммоний , полное бескорыстие стяжал Мардарий , молчанием спасался Феодор , Паисий и Меркурий жили в братской любви. Преподоный Аммоний , по словам кондака, много странствовал в жизнь свою. По древнему известию, «за благословением игумена ходил до Святой горы и до Иерусалима, кланяючись местам святым и ревнуючи житию святых великих отцев, а потом вернувшися, так жил святобливо (свято), иж за него многие вызорунок (образец) жития иноческого брали у старости». Преподобный Мардарий , по рукописным святцам «нестяжательный», по древней надписи «бескелейный». С тех пор, как стал он иноком, «не только старался хранить пост, молитву и послушание, но приучил себя полному бескорыстию, так что ничего не хотел держать в келье своей, кроме одежды, которую носил на себе». Преподобные Паисий и Меркурий «жили в братской любви и просили Господа, чтобы нигде не разлучал Он их. Господь дал им по молитве их: на земле жили они в одной келлие и по смерти положены вместе, и на небе наслаждаются вместе радостью у Христа Господа». Любовь не умирает, сказал апостол (см.: 1Кор. 13, 8 ). ж) Трудолюбивые: Арсений, Логгин вратарь, Нестор некнижный, Павел и Руф послушливые . О преподобном Арсении древнее известие говорит, что «его никогда не видали праздным, а всегда то молился он, то выполнял послушание монастырское; пищи не принимал никогда прежде захождения солнца». По словам Кальнофойского, «лежит над другим в пещере» 305 . Преподобный Логгин исполнял послушание вратаря; «он имел, – по древнему известию, – такой дар от Господа, что знал мысли людей, с какими кто входил в монастырь и с какими выходил; кого видел с дурными мыслями, напоминал тому, чтобы отстал от злой мысли своей, грозя ему гневом Господа Бога» 306 . Преподобный Нестор , по древнему известию, «не книжный, не тот, что написал летописец о Руссии, а другой; этот был неученый и рода простого. Оставив свет и хлопоты мирские, так горячо служил Господу, что, слушая благочестивые поучения, никогда не дремал, молясь не думал ни о чем другом, как о Боге и о том, что говорил языком; день от дня стараясь быть лучшим, он видал при молитвах ангелов и Самого Христа, и узнал день смерти своей». Преподобный Павел послушливый, приняв на себя иноческий образ в Печерском монастыре, безропотно выполнял послушание, какое ни назначал ему настоятель, и никогда не был праздным, во время свободное от послушания усердно молол жерновами, изнуряя тело свое. Преподобному Руфу послушливому кондак: «Честна смерть твоя, преподобне Руфе, пред Господем; честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси; тем тя почитаем, яко послушником образ и наставника». По древнему известию, выполняя послушания, постоянно заботился быть лучшим. Почил в затворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010