Скачать epub pdf МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ Во Христе «все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2,3 ) Под мудростью разумею созерцание Сущего ( 8, 338 ). Мудрость есть знание вещей Божественных... и человеческих, также и их причины ( 7, 168 ). Кто имеет небесные понятия о Боге, кто с высокой точки зрения исследовал законы творения и смог, по крайней мере отчасти, постичь благодать Божиего Промысла, тот велик... В таковых вселяется глас Господень. Ибо в подлинном смысле великий презирает все телесное, считая его не имеющим никакой цены по сравнению с невидимым. Никакое обстоятельство его не оскорбит, никакое страдание не сокрушит. Проступки негодных людей не приведут его в возмущение. Нечистота плоти не унизит его – он недоступен унизительным страстям, которые не могут коснуться его по причине высоты его мыслей. Святитель Василий Великий ( 4, 205 ). Не говори с гневом. Да будут слова твои, как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости. Слова мудрейших отцов наших были разумны и премудры, подобным было и молчание их. Преподобный Антоний Великий ( 82, 25 ). Кто вдается в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот поработился страсти любопытства и сильному увлечению мысленным пленением. Преподобный авва Исаия ( 82, 183–184 ). Беседы с тонкими исследователями Бога и чтение тонких исследований о Боге иссушают слезы и прогоняют от человека умиление. Читающий же жития и изречения отцов просвещает свою душу. Изречения безымянных старцев ( 82, 380 ). Христианская премудрость есть Христос, Сын Божий. Как говорит святой Павел: Он «сделался для нас премудростью от Бога» ( 1Кор. 1, 30 ). Он открывает нам тайну познания Небесного Отца. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). И «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11, 27 ). Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2, 3 ), говорит богомудрый Павел. Простой христианин, который научен догматам святой веры, гораздо мудрее, чем Платон и Аристотель и прочие языческие мудрецы. Кто из них уразумел то, что простой христианин познал верой? «Никто из властей века сего не познал» ( 1Кор. 2, 8 ) ( 104, 1150 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 После протеста архиепископа Амвросия власти Чернигова решили не устанавливать в городе идол языческого божества Симаргла 05.03.2010 Архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий (Поликопа) в связи с решением черниговского объединения «Громадська думка» построить в городе на территории Борисоглебского монастыря на Валу памятник языческому идолу Симарглу выступил с увещевательным письменным заявлением к общественным деятелям Чернигова . Владыку побудили обратиться к общественности города многочисленные жалобы и письма местных жителей с просьбой повлиять на ситуацию. В славянской мифологии Симаргл является зверем, псом-птицей, охраняющим царство мертвых. Владыка напомнил, что город Чернигов является одним из древнейших православных центров Киевской Руси, средоточием многих ее святынь, и поэтому не нуждается в языческом покровителе. Архиепископ напомнил, что идолопоклонство - это грех: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш» (Лев. 26:1). Владыка указал на то, что почитая идола как защитника города, жители, таким образом, отрекаются от таких его святых покровителей как преподобный Антоний Печерский, св. благоверные князь Михаил и боярин его Федор, святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, преподобный Лаврентий, святитель Филарет (Гумилевский). Архиепископ Амвросий напомнил общественности Чернигова о том, что никакие муки не могли заставить святых мучеников Святой Церкви Христовой поклониться языческим богам, и никакие гонения не смогли остановить христиан благовествовать всему миру об истинной вере. Он призвал жителей святого Чернигова беречь свою православную веру, ибо только она способна дать человеку радость вечной жизни с Богом. Владыка Амвросий отметил, что епархия неоднократно обращалась к городскому управлению с просьбой не осквернять святое место языческим идолом. Но, к сожалению, эти обращения как будто остались без внимания. После архипастырского заявления этот вопрос был обсужден на сессии Черниговского городского совета. Депутаты не поддержали языческий проект организации «Громадська думка» и отказали ей в разрешении на возведение памятника идолу в своем городе. Седмица.Ru Редакция текста от: 05.03.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/8004.html

л. 2 И тут вдруг некая сила исторгла его из среды мертвых, и он тотчас исцелился от ран и обрел себя целым и невредимым. И пришел он к блаженному Антонию, и рассказал ему историю дивную, так говоря: «Отец мой Африкан сделал крест и на нем написал красками образ Христа, соединяющий в себе божественное и человеческое, новой работы, что почитают католики, большой величины в десять Воздавая честь ему, отец мой возложил на чресла его пояс, весом в пятьдесят золота, а на главу его золотой венец. Когда же дядя мой Якун изгнал меня из владений моих, я взял пояс с Иисуса и венец с главы его; и он, обратившись ко мне, сказал: «Никогда, человече, не возлагай его на голову свою, неси же на уготовленное ему место, где созидается церковь Матери моей преподобным, тому в руки передай, чтобы он повесил над жертвенником моим». И я от страха упал, оцепенев, лежал как мертвый, встав же, поспешно взошел на корабль. И когда мы плыли, поднялась буря великая, так что все мы отчаялись остаться в живых; и начал я взывать: «Господи, прости меня, ибо из-за этого пояса уже погибаю, потому что взял его от честного твоего человеколюбия!» // л. 2 об. И тут увидел я церковь вверху и стал размышлять, что это за церковь. И раздался голос, обращенный к нам: «Которая будет создана преподобным во имя Божией Матери, – как видели мы, величиной и высотой, если измерить поясом тем золотым, будет двадцать в ширину, и тридцать в длину, и тридцать в высоту стены, с верхом – пятьдесят, – в церкви же этой ты положен будешь». И все мы прославили Бога и утешились радостью превеликой, избавясь от горькой смерти. И вот доныне не знал я, где создается церковь , величиной и красотой подобная показанной мне на море и на Альте, когда я находился уже при смерти, пока не услышал из твоих честных уст, что здесь мне быть положенным, в церкви, которая будет создана». И старец восхвалил Бога за это, говоря варягу: «Чадо, с этих пор не будешь ты называться Шимоном, но Симон будет имя твое». Призвав же святого Феодосия, Антоний сказал: «Симон, вот он хочет воздвигнуть такую церковь », – и отдал Феодосию пояс и венец. И с того времени //

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эта уникальность вещих снов и избранность их адресатов привели в тому, что в христианской традиции сложился общий скептический взгляд на ночные видения. … Во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты (Еккл 5:6), Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению (Сир 34:7), Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям (Сир 34:2), Гадания и приметы и сновидения — суета (Сир 34:5), — это лишь немногие цитаты из Библии, в которых содержатся предостережения против веры в сны. Сон Константина. Мильвия, А святые уже новозаветной христианской эпохи утверждают, что бесовские силы могут использовать сны, чтобы ввести людей в соблазн, подчинить себе и погубить. «Верующим не должно иметь предрассудков и снам верить; сны могут быть от врагов, для того чтобы смутить человека будущей случайностью. Без Промысла Божия или попущения ничто не может с нами случиться, то и надо утверждаться верой и с покорностью принимать, что случится, а снам не верить», — писал, например, преподобный Макарий Оптинский. А основатель монашества преподобный Антоний Великий увещевал: «Даже если благость Божия посылает нам видение, а мы его не принимаем, многовожделенный Господь наш Иисус не будет гневаться на нас. Ибо Он знает, что мы не приняли видение только потому, что остерегаемся бесовского обмана». Вообще же сновидения — или, по крайней мере, их подавляющая часть — явление чисто физиологическое . Современная наука изучает сон как вполне естественный для человека физиологический и психологический процесс, не имеющий отношения к мистике. Так, во время быстрого сна электрическая активность мозга сходна с состоянием бодрствования, в то время как мышечный тонус человека резко падает, так что спящий находится в полной неподвижности, «спит как убитый». В это время мозг упорядочивает и перерабатывает информацию, полученную в течение дня. Побочным продуктом этой переработки и выступают сновидения. Думать каждый раз, что за этим скрывается некая духовная реальность, не только не верно, но и вредно, и даже опасно. Если человек верит снам, особенно дурным, считая их вещими, он начинает тревожиться, нервничает, теряет трезвомыслие, начинает совершать ошибки и сам провоцирует негативные события в жизни. Поэтому опытные духовники советуют после пробуждения как можно скорее забыть то, что нам снилось, потому что мы живем не снами, а явью.

http://foma.ru/pravda-li-chto-s-chetverg...

Можно долго размышлять, почему заповеди о любви к Богу и к ближнему так неразрывно связаны друг с другом. Ничего не возразишь, например, на слова апостола Иоанна Богослова: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?  (1 Ин 4:20). Действительно, невозможно полюбить Бога, пока не научишься любить ближнего. Верно и обратное: невозможно по-настоящему любить ближнего, если не полюбил Бога, ведь самое драгоценное, что можно увидеть и полюбить в ближнем, как писал митрополит Сурожский Антоний (1914-2003), — это образ Божий, тот сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа , которым так дорожит в каждом из нас Сам Бог (1 Пет 3:4). «Любовь к человеку без любви к Богу есть самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку есть самообман», — так емко выразил обе эти истины преподобный Иустин (Попович) (1894–1979). А авва Дорофей (подвижник VI beka) наглядно изобразил взаимоотношения людей друг с другом и с Господом в виде колеса. Каждый из нас — ось, а Бог – центр; чем ближе мы сходимся друг с другом, тем ближе оказываемся к Богу. Но может быть, дело обстоит еще проще? Ведь любовь, говорит апостол Павел, — это дар, и даже высший из даров, который Бог вручает человеку, когда тот готов его принять. И человек, наделенный таким даром, — он любит всех . Это просто свойство любви. Он не может смотреть на мир как раньше, делить людей на тех, кто любви «достоин» и кто «недостоин». Он, как Серафим Саровский, готов услужить, уступить, принести себя в жертву всем и каждому, начиная с Бога и заканчивая разбойниками, пришедшими его грабить. Он живет любовью, изливает ее на всех одинаково — и в этом уподобляется Самому Богу, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных  (Мф 5:45). Любить только «некоторых» — невозможно, это будет просто не любовь. Именно такую мысль высказывает преподобный Максим Исповедник (ок. 580 — 662): «Совершенная любовь не разделяет единого естества человеков по различным их нравам, но… всех человеков равно любит: добрых любит как друзей, а недобрых — как врагов, благодетельствуя им, долготерпя, перенося ими причиняемое, отнюдь не отплачивая им зла, но даже страдая за них, когда случай востребует».

http://foma.ru/ljubit-boga-chto-jeto-zna...

Следует отметить, что существование нравственного закона у святителя иногда преобретает ярко выраженную космологическую окраску. Так, святой владыка напоминает, что сербский народ назвал Млечный Путь – Кумовой соломой. Святитель объясняет это так. В одном селе кум у кума украл солому. И хотя вора никто не схватил, по пути солома из охапки просыпалась и оставляла след. Это событие простой народ воздвиг на космическую высоту, сравнив огромное количество звезд с рассыпанной соломой. Но святитель в этой «народной догматике» 66 видит то, как простой народ понимает нравственный закон. Этот закон существует независимо от людей, и именно благодаря ему все тайное когда-нибудь станет явным, как грех кума 67 . Заметим, что учение о логосе, вложенном в естество твари, находится и в трудах других святых отцов. Так, преподобный Антоний Великий учит: «Как на листе в природе созданий читаю всегда Господне слово» 68 . «Бог от вечности видит и находит сообразыми с Своею премудростью и благостью Свои творения» 69 , – пишет святитель Филарет (Дроздов) . Это же учение можно встретить и в трудах святителей Григория Нисского 70 и Василия Великого . Последний, в частности, объясняя слова из 18 Псалма: «Небеса проповедуют славу Божию, о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс.18,2–5 ), говорит, что «небеса» и вся тварь «проповедуют славу Божию» тем, что следуют законам, установленным Творцом 71 . Интересно, что тема Логоса и логосов звучит и в трудах сербских богословов, которых можно назвать продолжателями духовного делания святителя Николая Сербского . Так, преподобный Иустин (Попович) учит: «Каждое живое существо неразрывно связано с первоисточником жизни, со Словом Божиим» 72 . В силу этого «каждая тварь, как логосное творение, непрестанно пишет Евангелие Слова – Господа Иисуса Христа. Его пишет каждый цветок, каждая травинка, кыждый мотылек, каждая птичка, а тем более человек – существо богоподобное, сообразное Христу» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вывод. Если гормональные контрацептивы приводят к таким страшным заболеваниям, как рак, тромбоз глубоких вен, лёгочная эмболия и бесплодие, не говоря уже о других, менее тяжёлых заболеваниях, и даже несут в себе угрозу жизни и матери, и ребёнка, то ясно, перед риском какой трагедии ставит себя женщина, идя на такой шаг. Брак и монашество – Есть ли сущностное различие между путями спасения в монашестве и браке? – Такого различия нет, ибо спасение любого человека совершается на основании одних и тех же заповедей и по одним и тем же духовным законам. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так выразил соотношение между тем и другим: «Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству». Правило 10-е Гангрского собора гласит: «Если кто из соблюдающих девство станет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет отлучён». Были случаи, когда даже великим подвижникам Господь указывал поучиться смирению у мирян. Так, преподобный Макарий Великий был послан Богом поучиться к двум замужним женщинам, а преподобный Антоний Великий с этой же целью – к александрийскому сапожнику. И тот, и другой увидели в этих живущих в миру людях пример такого осознания своей греховности, своего недостоинства, смирения, которого даже они сами не имели, и возблагодарили Бога за это научение. Хотя, конечно, возможности освобождения от страстей и достижения духовного совершенства в монашестве и в супружестве различны. Господь объяснил, при каком условии верующий может стать монахом не по форме, а по существу: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф. 19, 21 ). – Иисус Христос сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф. 16, 24 ). Из истории христианства мы знаем немало случаев, когда люди отвергались всего, в том числе и семьи, и становились подвижниками. Но священники говорят, что пока с тобой жена, благословения на монашество тебе никто не даст. Как этот вопрос можно решить?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

«Кто возделывает себя (доброю жизнию, подвигами), – говорит Преподобный Антоний Великий , – тому дастся (огненный) Дух навсегда и навеки. Пребудьте в молитве с приболезненным исканием от всех сердец ваших – и дастся вам. Ибо Дух обитает в правых сердцах. И Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны, – и будет у вас радость день и ночь; и будете в этом теле, как те, кои находятся в Царствии Небесном» 41 . А Преподобный Макарий так изображает отрадное состояние подвижника, живущего всецело во Христе: (Душа истинно боголюбивая и христолюбивая), – пишет он, – «уязвлена любовию небесного Духа, при помощи и благодати непрестанно возбуждает в себе пламенное стремление к небесному Жениху, вожделевает совершенно сподобиться таинственного и неизреченного общения с Ним во святыне Духа..., со всею несомненностью верует, что, очистившись Духом, освятившись душевно и телесно, сподобится стать чистым сосудом для принятия в себя небесного мира и обителию Небесного и истинного Царя Христа» 42 . В приложении к нашему пастырскому служению мысль этих святых подвижников очень ясна. Только тогда мы и можем быть истинными носителями высокого служения, когда всецело отдаемся Христу не только в своих поступках, но и в душевных настроениях, вручая наша жизнь была посильным отображением жизни Апостолов и самого Господа Иисуса Христа. «Не неради о своем даровании, живущем в тебе, – пишет Тимофею Апостол Павел. – Внимай себе и учению и пребывай в них: сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе» ( 1Тим. 4; 14, 16 ). Спасая себя доброю, угодною Богу жизнию (сокровенно со Христом в Боге), пастырь ведет ко спасению и тех, кто видит его жизнь и слушает его назидания. «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем Слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» ( 2Кор.2:15–17 ). Христос – конечное чаяние ветхозаветных праведников до дня явления в мир Христа, и ждали они этот день, как и говорит Господь: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался» ( Ин.8:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010