Когда у мужа был выходной, и супруги оставались дома, они часто ссорились и в раздражении говорили друг другу много обидного. Не в силах сдержать гнев, муж уходил из квартиры, чтобы прийти в себя. Возле подъезда, на лавочке, когда погода была хорошая, часто сидела старушка в то время, как её маленькая собачка бегала неподалёку. И вот муж заметил, что иногда эта собачка злобно лает на него, а иногда, когда он возвращается с работы, не обращает никакого внимания. Он решил спросить старушку о странном поведении её собаки. - Ах, мой дорогой, - рассмеялась старушка. - Моя воспитанница хорошо чувствует людей, которые разгневаны или раздражены, и всегда лает на них. А когда люди спокойны, она их даже не замечает. " Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. " (Иак. 3:14) Злой дух Однажды к святому Антонию Великому пришёл Дьявол и начал рыдать. - Кто ты и что с тобой случилось? - спросил преподобный. - Святой отец, - ответил Дьявол, - я не человек, я - злой демон. - Что же тебе нужно? - Ничего более, - отвечал злой дух, - кроме того, чтобы ты спросил Господа, примет ли он покаяние Дьявола? - Иди домой пока, а завтра я тебе дам ответ, - сказал святой. В тот же вечер преподобный Антоний молился Господу. - Господи! Открой мне, недостойному рабу твоему, простишь ли ты человека, превзошедшего грехами демонов? Антоний думал, что у него был грешник, назвавший себя демоном по смирению! Вдруг перед святым предстал Ангел божий и сказал: - Зачем ты молил Господа за Дьявола? Ведь он приходил искушать тебя! - Я этого не знал, - ответил Антоний. - Почему же Господь не открыл мне этого? - Не смущайся, - ответил Ангел. - Когда к тебе искуситель придёт снова, то скажи ему: " Ты - древнее зло, ты - сама гордость. Как же ты можешь принести достойное покаяние? Древнее зло не делается новым добром! " Сказав это, Ангел скрылся. На другой день Дьявол снова явился в образе плачущего человека. Когда святой Антоний передал ему слышанное от Ангела, злой дух засмеялся и сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

Например, блаженный Августин в своей автобиографической книге «Исповедь» рассказывает эпизод, в котором повествуется о духовном переломе в его жизни. Напомню вам, когда Августину было уже за 30, он изучал христианство, он уже был известным ритором, философом, много книг написал, и был убежден в истинности христианства, но еще не стал членом Церкви. И однажды этот молодой человек гулял по саду и услышал голос, как бы детский: «Толе леге, толе леге» - бери и читай. Он сначала думал, что это дети вокруг играют, но детей не было. И тогда он понял, что ему Бог говорит: «Бери и читай». А что читать? А он оставил на скамье в саду томик апостола Павла. Он вернулся, открыл текст. И наугад прочел: «Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям, ни пьянству, ни сладострастию, распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоть». Это из послания к Римлянам. И когда он закончил читать, он понял, что это лично ему Бог говорит. И какой-то, как он пишет, свет убежденности влился в его сердце. И он отныне решил поменять свою жизнь. Антоний Великий мне вспоминается. Когда он еще жил в миру, он зашел как-то в храм. Священник читал Евангелие, известное место: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за мной». И вот каким-то образом Антоний, который тысячу раз слушал это место, почувствовал, что Христос в данный момент с ним говорит. Понимаете? И вот он раздал имущество и, действительно, ушел в пустыню. Преподобный Павел Препростый, был такой святой, ученик Антония Великого, услышал однажды, как Антоний читал Псалтирь: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Он послушал, встал и ушел. И не появлялся несколько лет. Когда он вернулся, Антоний его спросил: «Где ты был?». Он говорит: «Учился не ходить на совет нечестивых. Давай, что там дальше». Много очень случаев можно приводить. Вот фундаментальный вопрос – такие вещи бывают только со святыми? Или так должно быть со всеми христианами? Так вот, по-моему, ответ очевиден – так должно быть со всеми христианами.

http://radonezh.ru/2023/09/29/missioner-...

В истории Церкви  много подобных случаев. Например, блаженный Августин в своей биографической книге «Исповедь» рассказывает эпизод, в котором повествуется о духовном переломе в его жизни. Когда Августину было уже за 30, он был известным ритором, философом, много книг написал, и был убежден в истинности христианства, но еще не стал членом Церкви. И однажды этот молодой человек гулял по саду, и услышал как бы детский голос: «Бери и читай». Он сначала думал, что это дети вокруг играют, но потом понял, что ему говорит Бог. А что же читать? Он вспомнил, что оставил на скамье в саду томик апостола Павла. Вернулся, открыл текст, и наугад прочел:  «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированию, ни пьянству, ни сладострастию, ни распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоть» (Рим.13,13-14). И когда он закончил читать, он понял, что это ему лично Бог говорил, и он отныне решил поменять свою жизнь. Еще Антоний Великий вспоминается. Когда он жил в миру, зашел однажды в храм. Священник читал Евангелие, очень известное место: «если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф.19,21). Каким-то образом Антоний, который тысячу раз слышал раньше этот стих, почувствовал, что в данный момент с ним говорит Христос. И он раздал имущество и ушел в пустыню. Преподобный Павел Препростый, святой ученик Антония Великого, услышал, как однажды Антоний читал Псалтирь: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» (Пс.1,1). Он послушал, встал, ушел, и не появлялся несколько лет. Когда он вернулся, Антоний спросил: «где ты был?» - а тот в ответ: «учился не ходить на совет нечестивых». Можно еще много подобных случаев привести.  Уместен вопрос: такие вещи бывают только со святыми, или так должно быть со всеми христианами? Ответ очевиден: так должно быть со всеми христианами, то есть по мере вчитывания в библейские строки человек должен познавать волю Божию о себе.

http://radonezh.ru/2019/09/27/poznanie-v...

90. Если человек любит Бога всем сердцем, всем умом и всею силою своею, то при­обретает страх Господень; от страха рождаются слезы, а от слез – мужество. 91. Свободен тот, кто не рабствует сластям и чувственным удовольствиям, но душою в рассуждении и целомудрии господствует над плотью. 92. Свободен и блажен тот, кто в чистоте и презрении временного. 93. Прп. Антоний Великий в письмах к духовным чадам пишет: «любовь побуждает меня молить Бога, чтобы Он дал и вам тот огненный Божественный Дух Свой, Который я принял от Него. Если вы хотите получить Его Духа так, чтобы Он пребывал в вас всегда, то принесите в жертву Богу тело свое, старайтесь приобрести смирение сердца, день и ночь возносите мысли свои на небо, ищите сего огненного Духа с чистотою сердца – тогда вы получите Его. Когда Он будет жить в вас, то откроет вам высокие тайны. Дух истребит в вас страх к людям, зверям и вещам. Он будет источником радости небесной. Вы тогда молить Бога будете не о своих только душах, но и о других, как Моисей о народе: Аще убо оставиши им грех их, остави; аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси ( Исх. 32, 32 )». 94. Братия спросила авву Антония, который был близок к смерти, о конце мира. Святой сказал им: «Вы видите первый мир, который Бог истребил за блудодеяния и насилия, какие были среди них (людей того времени), подобным образом, Содом и Гоморру Бог истребил некогда за блудодеяния и немилосердие. Так и конец этого мира будет при сих трех вещах: если насилия умножатся среди людей и если блуд умножится среди монахов – вот конец мира. Если вы увидите старых монахов, покидающих пустыни и монастыри и в городах пре­бывающих в домах мирян с женщинами, а молодых монахов пребывающих в обителях дев, и мужей пустыни, любящих есть и пить, и увидите монахов торгующими, покупающими, продающими по подобию мирян – вот конец света – не будет покоя для мира, но только скорбь и бедствие до скончания века сего». 95. Авва Антоний говорил: «Я молил Бога однажды показать мне помощь, которая окружает монахов, и когда я еще молился, я увидел огненные светильники и лик Ангелов, окружающих монаха, хранящих его как зеницу ока, и пришел с неба глас, говоривший: «Не оставляйте его, пока он в теле». И увидев такую помощь, окружающую человека, я вздох­нул, говоря: «Горе тебе, Антоний! Эту великую помощь Бог тебе назначил, а ты постоянно нерадив»».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

198. Однажды пришли старцы к авве Антонию; между ними был и монах Иосиф. Старец, желая искусить их, завел речь от Писания и стал спрашивать объяснение у каждого, начиная с младших. Каждый давал объяснение по своему разумению, а старец находил объяснение каждого неудовлетворительным; потом, обратясь к монаху Иосифу, сказал ему: «Ты как объяснишь это слово Писания?» Иосиф отвечал: «Я не знаю». Тогда авва Антоний сказал: «Однако монах Иосиф нашел тот путь, на котором говорят не знаю» [ 185 ]. Святые наставники иноков, желая, чтоб Священное Писание служило всецелым руководством в монашеском жительстве, вместе с тем желали, чтоб иноки, зная его по букве, наиболее изучали делами [ 186 ], особливо смирением. Это видно в житии преподобного Досифея [ 187 ], Иоанна Дамаскина [ 188 ] и других. 199. Однажды блаженный Антоний молился в келлии своей, — и был к нему глас: «Антоний! ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии». Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному ему мужу, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику: «Поведай мне дела твои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню». Кожевник отвечал: «Не знаю за собою, что б я сделал когда-либо и что-либо доброе; но этой причине, вставая рано с постели моей, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города, от большого до малого, войдут в Царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце моем прежде, нежели лягу спать». Услышав это, блаженный Антоний отвечал: «Поистине, сын мой, ты, как искусный ювелир [ 189 ], сидя спокойно в доме твоем, стяжал Царство Божие; я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты, выражаешь словами твоими» [ 190 ]. Глубина смирения есть вместе и высота преуспеяния. Нисходя в бездну смирения, восходим на небо. Покушающийся взойти на небо без посредства смирения низвергается в бездну самомнения и погибели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Один из отцов Церкви, святитель Кирилл Иерусалимский предполагал, что неверие апостола было связано с огромной внутренней радостью, которая при этом сочеталась со страхом столкнуться в итоге с еще более горьким разочарованием. Фома, как бы мы сказали сейчас, не верил своему счастью. Кроме того, апостол мог бояться, что его друзья видели не Христа, а галлюцинацию, призрак. Потому он настаивал: «пока не вложу»… В каком-то смысле это было научное требование наглядности, доказуемости. Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании на Евангелие от Иоанна отмечает: «Смотри, он не сказал: я не верю глазам, но присовокупил: " если не вложу руки моей " ». Принципом сомнения апостол хотел испытать факт веры, то есть чудо. И когда его собственные глаза увидели воскресшего Учителя, и он услышал от Него: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин 20:27), то, уже ни в чем не сомневаясь, воскликнул: Господь мой и Бог мой (Ин 20:28). Эти слова апостола часто воспринимается прямолинейно — как простое признание. Но уже упомянутый блаженный Феофилакт указывает, что за ним открывается и нечто более важное: Фома исповедовал во Христе две природы. Сказав «Господь мой», апостол обратился к Нему как к своему господину, учителю, признавая в Нем человека. Сказав же «Бог мой», Фома исповедовал во Христе Его божественную природу. Так за сомнением открылось богословие. Мнимый инок «Горе мне, дети мои, горе мне грешному, мнимому иноку!» – воскликнул, обращаясь к монахам своего монастыря, преподобный Антоний Великий (ок. 251–356 гг.) незадолго до своей кончины. Невероятно слышать подобное от основателя христианской монашеской традиции. Откуда зародилось такое отношение к себе у того, кто уже, казалось бы, достиг высочайшей праведности? И из жизнеописания святого мы знаем, что сам Антоний однажды мысленно допустил, что на земле нет другого настолько совершенного инока, как он. Тогда старец услышал голос: «Антоний! Есть один раб Божий, который пришел сюда прежде тебя и который совершеннее чем ты». Святой тотчас вышел из своей пещеры и отправился на поиски этого праведника. Так он встретился с преподобным Павлом Фивейским (ок. 228 — ок. 341). Интересно, что подобный случай в жизни святого был не первым. Так, однажды великому подвижнику был голос, что он не вошел еще в меру святости одного сапожника, который живет в Александрии. Преподобный тут же покинул пустыню и так познакомился с никому не известным праведником.

http://foma.ru/kak-somnevalis-svyatyie.h...

Пещеры – убежище для боящихся; в древесные и каменные расселины укрываются птицы, голуби и горлицы, боящиеся орла и ястреба, и так говорит невесте Дух Святой: « Голубица моя в ущелье скалы, под кровом утеса» ( Песн. 2:14 ). И зайцы, заслышав лай собак, укрываются в каменных пещерах, как говорит псалмопевец: « каменные утесы – убежище зайцам» ( Пс. 103:18 ). И Соломон вещает в притчах: « горные мыши – народ слабый, но ставят домы свои на скале» ( Притч. 30:26 ). Так и преподобный отец наш Антоний Печерский, чтоб сохранить себя от гордыни, которая является царицей грехов, как орел – царь птицам, от любостяжания, которое похищает и присваивает себе чужое, от нечистоты и всякого невоздержания плотского, – страстей, которые уподобляются псам, устремился в пещеры, как в надежное и тихое место, о чем в древности предвозвестил Бог через пророка Исаию: « В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор...» ( Ис. 2:20–21 ). И так, что Исаия показал в пророчестве, то преподобный Антоний – на деле, избирая себе пещеры убежищем от всех грехов. Пещеры суть жилище тех, чья жизнь многоплодна, ибо в каменных пещерах и расселинах дерев пчелы собирают мед, птицы вьют гнезда, как говорит пророк: « Даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая на земле ассирийской, и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и по расселинам скал...» ( Ис. 7:18–19 ). Чем же был святой отец наш Антоний Печерский, как не пчелой или не птицей? Пчелой он был по трудам смирения, чистоты и благодати. Птицей же он был по легкости к нестяжанию; множество добродетелей его были ему перья; скор был полет его к милостыне и высоко парил он в поучении и богомыслии. И потому подобало ему жить в пещерах, во исполнение добродетелей пчелы и птицы, образ которых он носил на себе. Между птицами некоторые превосходят других полетом, так что скрываются с глаз людских, достигая парением облаков, и первая из таких птиц – орел. И преподобный отец наш Антоний Печерский множеством добродетелей и богоугодным житием вознесся на такую высоту, что во время подвижнической жизни своей не виден был человеческим очам, и теперь, по смерти его, не могут быть видны святые его мощи: скрывались при жизни от глаз человеческих, и по смерти подобает им быть скрытыми от нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хитро изменяя способы борьбы, они если не могут прельстить человека помыслами, то пытаются обольстить или запугать его призраками, принимая образ то женщины, то скорпиона, то превращаясь в какого-нибудь великана, высотою с храм, в целые полки воинов или в какие либо другие призраки, которые все исчезают по первом же совершении крестного знамения. Если в этом узнают их обольщение, то они являются прорицателями и силятся, подобно пророкам, предсказывать о будущих событиях. Если и в этом случае они потерпят посрамление, то на помощь себе в борьбе призывают уже самого своего князя, корень и средоточие всяческого зла. Много раз преподобный отец наш Антоний Великий рассказывал и о являвшемся ему точно таком же дьявольском образе, который предносился просвещенному Богом взору Иова: «глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя» (Иов.41:9–10). В таком страшном виде являлся князь бесовский. Он хотел бы мгновенно погубить весь мир, но в действительности не имеет никакой силы: всемогущество Божие укрощает его, подобно тому, как животное управляет уздой, или как свободу пленника уничтожают оковы его. Он боится и крестного знамения и добродетельной жизни праведников, и святой Антоний так говорит об этом: — Великую силу, возлюбленные братья, имеют против диавола чистая жизнь и непорочная вера в Бога. Поверьте моему опыту, — для сатаны страшны бодрствование живущих по воле Божией людей, их молитвы и посты, кротость, добровольная нищета, скромность, смирение, любовь, сдержанность, больше же всего — их чистосердечная любовь ко Христу. Высоко превозносящийся змей сам хорошо знает, что он осужден на попирание его ногами праведников, по слову Божиему: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию» (Лк.10:19). Преподобный Антоний рассказал для душевной пользы слушателей и вот что еще: — Сколько раз бесы нападали на меня под видом вооруженных воинов и, принимая образы скорпионов, коней, зверей и различных змей, окружали меня и наполняли собой помещение, в котором я был.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Преподобный Силуан Афонский Из «Отечника» святителя Игнатия (Брянчанинова): " Авва Антоний, приникая в глубину судов Божиих, вопросил Бога так: Господи! для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? для чего одни бедны, а другие богаты? для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны? Тогда пришел к нему глас: Антоний! себе внимай! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их. " Антоний Великий, преподобный (около 251— 356) — раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Любовь 10 августа 2015, 19:58 Намерения целует Бог, В Библии правда нет случаев когда святой обобрал богатого и роздал нищим, зато есть случаи когда отьявленные убийцы которые убивали и брали для себя становились святыми (напр разбойник на кресте) Робин Гуд не верил в Бога. читатель 10 августа 2015, 19:29 Соборное послание святого апостола Иакова. Глава 5, ст.1-4. " Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. " Сергий 10 августа 2015, 19:14 Владимиру. К сожаленью, Вам скажут, что это благой поступок, потому что храм потом освящается, люди там молятся, принимают крещение и прочее. А по сути, конечно же: всё, построенное на гнилом основании, рухнет, не принеся благих плодов. Бог праведен и отвращается от всех " благих " дел, в которых принимал участие сатана. Но здесь есть хитрая ловушка для нашей падшей природы: большинство людей надеются не дожить до того времени, когда рухнут гнилые основания их дел. Анна Коробкова 10 августа 2015, 18:32 Спаси Господи! Как вовремя для меня пришлась эта статья. Размышляла над данным героем, раздумывая, как объяснить детям сущность его поступков. Лично мне в детстве этот персонаж был очень симпатичен (оттого мне немного грустно), но у меня в голове мир реальной духовности и мир вымышленный шли параллельно, не пересекаясь совершенно (сама этому удивляюсь). У моих детей же возникают непонимания. А я сердцем чувствую, что нехороши поступки Робина Гуда, но объяснить не смола бы. Поэтому очень благодарна автору.

http://pravoslavie.ru/81217.html

Благословив таким чудотворением и выбор места, и начало работ церковных во святой Печерской обители, преподобный Антоний стал приготовляться сам к отшествию в Церковь нерукотворенную, вечную, в небесных обителях, о которой святой Иоанн написал в Откровении: " Господь Бог Вседержитель - храм его " (Отк. 21:22). Так назначила Небесная Царица при явлении Своем во Влахерне, говоря мастерам: " Сей Антоний только благословит вас на дело, ибо отходит в вечный покой, Феодосий же последует за ним на второй год " . Но в каком приготовлении имел нужду для честной смерти в Господе преподобный отец наш Антоний, который, проводя добродетельную жизнь в пещере, как в вечном гробе, мог сказать с апостолом: " Я каждый день умираю " (1 Кор. 15:31)? Также каждый день, неложными устами, он говорил с пророком: " Уготовахся и не смутихся сохранити заповеди Твоя " . Уже готовый в сердце своем к смерти и не смущаясь уже о делах своих, был только смущен он тем, чтоб не оставить в унынии Богоизбранное свое стадо, так что над преподобным исполнилось слово апостольское: " Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас " (Флп. 1:24). Но видя, что время разрешения и отделения души от тела уже приспело, он утешал чад своих, обещая им, что и по отшествии своем не оставит того святого места, на котором подвизался; но будет всегда надзирать за ним и посещать, заботясь о нем и помогая живущим в нем и притекающим к нему с верой. И вот какое благонадежное обещание, высшее всякого наследия, оставил он на святом месте своем. Он обещал молитвами своими ходатайствовать, чтоб, как он сам, умирая на этом месте, расстается с жизнью полный чувств покаяния, с несомненной верой о помиловании чтоб так же сподобились и все, упокоевающиеся тут, имеющие к нему любовь - отходить в покаянии и получить помилование. Пробыв во второй пещере своей 16 лет, он окончил в ней свое временное житие и отошел к бесконечному, в десятый день месяца июля, в год от создания мира 6581, от Рождества Христова 1073, на 90-м году своего рождения, в княжение Святослава Ярославича князя Киевского и в царствование Романа Диогена царя Греческого.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010