Нам представляется, что главное основание юродства во Христе надо искать не в этих текстах Священного Писания. Безумие, о котором в них идет речь, соответствует той переоценке ценностей, которая была совершена Христом и многократно описана в Евангелии (особенно Мф 18, 4; 20, 16; Мк 9, 35; 10, 44; Лк 14, 11). Безумие здесь понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом , если не по аналогии. В таком же духовном смысле преподобный Иоанн Кассиан давал наставление монаху: «[Следует, чтобы ты] был буй в мире сем, чтобы тебе сделаться премудрым» , а преподобный Симеон Новый Богослов отмечал: «Ученики мудрецов века сего считают учеников Божиих безумными…» . С тем же значением говорил преподобный Антоний: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: “Ты безумствуешь”, — потому что он не подобен им» . Итак, на разном основании считают безумными юродивых Христа ради и апостола Павла, когда он сам или другие называют его безумным. С точки зрения психиатрии поведение апостола Павла вполне здраво, а патологическое поведение юродивых, как нами было подчеркнуто выше, уподобляет их психически неуравновешенным или бесноватым/безумным. В дальнейшем мы покажем, что это безумие разыгрывается ими ради того, чтобы привлечь на себя все те унижения, которые изливаются на безумного почти в каждом обществе со стороны его сограждан. Как нам кажется, письменным источником, обосновывающим безумие во Христе, является тот широкий контекст, в котором было употреблено выражение: мы безумны Христа ради , то есть весь отрывок из Первого послания к Коринфянам (4, 9–13): Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

http://pravoslavie.ru/6093.html

Этот «смертоносный яд» может привести к болезни, а потом и к смерти человека. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15). Только ненависть, зависть, желание возвыситься над кем-то заставляют нас передавать чужие вести, клеветать, обесславливать ближнего. Но разве, сказав нечто порочащее о другом человеке, сможем мы сами стать или хотя бы выглядеть от этого лучшее. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего вы- носит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6, 45), — эти слова Спасителя обличают злословящего. Злые слова оскверняют нас, лишают славы, чести: «…а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф. 15, 18 — 20), — читаем в Евангелии. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36 — 37),— предупреждает нас Спаситель. А преподобный Ефрем Сирин объясняет: «Плохой отзыв о другом — праздное слово». Эти словесные, почти бесплотные грехи, считаются у нас легкими, неважными, на самом деле не так безобидны и не хуже «больших злодейств» смогут привести нас к гибели. «Злословие есть смерть души», — учат отцы Церкви. Под бесчисленными песчинками этих мелких ежедневных сплетен, укоров, злоречий душа мертвеет. Совесть, оглушенная нашими клеветами и сплетнями, становится неспособной слышать глас Божий. Кроме того, «за какие грехи телесные или душевные осудим ближнего, в те впадем сами, и иначе не бывает» (преподобный Иоанн Лествичник). Поэтому так важно хранить свой слух и уста от худых речей. «Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой,— учит преподобный Антоний Великий и продолжает: — Не приклони слуха, чтобы услышать зло о ближнем, будь другом человеков и стяжаешь жизнь». Конечно, нелегко обуздать язык свой.

http://pravmir.ru/o-grexax-yazyka/

Святитель Иоанн Златоуст Сожитие ваше должно быть чисто и свято, как свят союз Господа с Церковью; должно быть разумно, любовно и мирно и неразрывно. Ибо Сам Господь, вначале создавший человека, мужеский пол и женский, сочетавает мужа и жену в едину плоть для взаимной помощи в телесных и духовных нуждах и ради умножения рода человеческого. Преподобный Иларион Оптинский Сожитие ваше должно быть неразрывно — до гроба: любовь христианская любит до конца, а не на время, она тверда и постоянна. Будут искушения для вашей любви со стороны слабостей того или другого из вас, или от несходства характеров, привычек, или со стороны людей, со стороны исконного врага — преодолевайте мужественно эти искушения;  будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10: 16); не раздражайтесь, терпите, снисходите, крепитесь верою во Христе Иисусе, Который и да будет для вас... всегдашним примером святой любви, кротости, незлобия, терпения — вашею силою, вашим светом и Путеводителем, вашим Защитником и Спасителем до гроба. Преподобный Иларион Оптинский Благослови вас Господи на образ жизни, который всегда и воображался вами как лучший. Се Господь исполняет желание сердца вашего. Супружество имеет много утешений, — но сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтоб, когда придет что подобное, встречать то не как неожиданность. Теперь вы вдвоем. И радости сильнее, а скорби легче пополам делятся. Помоги вам Господи ничем не делиться, а все иметь общее — и сердце одно, путь один. Святитель Феофан Затворник Когда у мужа с женою лад, то не нужен им будет и клад. Преподобный Антоний Оптинский Возделывать и хранить рай И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке... И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. Быт: 2: 8, 15 Лучше блюдо зелени и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. Притч. 15: 17 Таинство брака очень важно, ибо оно утверждено Самим Богом, и первая обязанность супругов — любить друг друга и хранить верность до конца жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

И как роса есть родительница для маргаритов и рождает их в пучине морской, так и Бог через ту росу свидетельствовал, что святая обитель Печерская будет родительницей преподобных, которых она, как драгоценные Маргариты, родила в пещерах как в недрах морской, по сказанному Исаией: « Рождался ли народ в один день, как Сион, – едва начал родами мучиться, родил сынов своих» ( Ис. 66:8 ). Но, так как Бог показал также и огнем, по молитвам преподобного, то же место святой Печерской церкви – в этом видим такую причину. Огонь, по словам святого Дионисия, находится невидимо во всех вещах, если не действием, то силой. Посему Бог показал тем, что преподобные Печерские, которые будут жить на том месте, будут пребывать со всеми, если не телом, то духом и любовью, по слову апостола: « Хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами» ( Кол. 2:5 ). И как пламень огненный влечет в высоту всякую вещь, которую он охватил, так и Бог свидетельствовал тем, что преподобные привлекут от земных вещей к небесным живущих на месте том, предлагая им всегда слова апостолов: « Ищете горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол. 3:1–2 ). Наконец, огонь знаменует гнев и ярость Божию, а роса знаменует слезы на молитве, как говорит Моисей: « Польется как роса речь моя» ( Втор. 32:2 ). И Бог показал, что как вода тушит палящий огонь, так и слезные молитвы преподобных угасят ярость гнева Божия, как говорит псалмопевец: « Взывают праведники, и Господь слышит их» ( Пс. 33:18 ). Потому-то и было отмечено, по молитвам преподобного Антония, – место для основания святой Печерской церкви росой и огнем. Зная, братия, великую любовь преподобного отца нашего Антония ко святой обители, ублажая его, похвалим его словами, которыми некогда Маккавей восхвалил Иеремию: « Это братолюбец, который много молится о народе и Святой горе» ( 2Мак. 15:14 ). Иные, при основании храмов, размеряют место веревками, а преподобный отец наш Антоний Печерский, получив указание о месте, размерил землю, назначенную для храма Богородицы, золотым поясом, который дан был ему на это Симоном, сыном Африкана, князя Варяжского, о чем подробно пишется в житии его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Влияние монашествующих на церковную жизнь в VI веке продолжало расти. Но в предыдущем столетии Церковь столкнулась с обратной стороной этого явления – с попытками некоторых монахов и целых монастырей поставить себя вне церковной организации, вывести себя из-под канонической власти епископата. В особенно карикатурном виде эта угроза выявилась в необузданном и диком буйстве египетских и сирийских монахов на «разбойничьем соборе» в Эфесе. Халкидонский Собор противопоставил беззаконию лжехаризматиков, вступивших на скользкий путь самоуправства и произвола, дисциплинарные нормы, основанные на экклезиологических догматах о полноте ответственности преемников апостолов за духовное благо вверенного им народа Божия, подразумевающей неукоснительное подчинение епископам всех церковных учреждений, включая и монастыри. Каноны IV Вселенского Собора, пресекая самоуправство монахов, воспрещая им вмешиваться в дела церковного управления, способствовали тому, чтобы духовное горение инока, избравшего путь отречения от мира и его соблазнов, направлялось не на внешнюю активность, а внутрь себя, на созидание своей души, иными словами, чтобы инок шел путем, который положили в основание монашеского подвига его первоначальники – преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский. Если же монахи ради спасения живших в миру братьев о Христе и выходили за монастырскую ограду, то не для того, чтобы изменить внешний строй жизни – мирской и церковной, а чтобы открыть каждой душе, ищущей спасения, путь ко Христу, при этом некоторые из иноков брали на себя подвиг юродства во Христе, памятуя слова апостола Павла: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1: 26–29). Преподобные Симеон, Христа ради юродивый, и спостник его Иоанн В VI столетии в Палестине подвизались преподобные Симеон , прозванный Юродивым, и его сопостник Иоанн.

http://pravoslavie.ru/62545.html

Глинский старец Серафим (Романцев) считал, что для того, чтобы бороться с помыслами, нужно беречь себя от всех праздных разговоров: «Не от искры ли одной, иногда весьма малой и едва заметной, бывают великие пожары, и от малого зерна вырастает с течением времени великое дерево. Поэтому всемерно нужно остерегаться греховных мыслей и мечтаний, свободных слов и разговоров» . «Не давай воли уму твоему и языку, – писал старец, – заключи их, и будешь спокойна. Дай занятие уму твоему и языку и также глазам соответствующие твоей христианской жизни, то есть займись и используй свободное время чтением и молитвой, которой можно заниматься на всяком месте и во всякое время и при всех обстоятельствах» . Оптинске и глинские старцы особенно призывали беречь своё зрение. «Глаза береги, – говорит преподобный Анатолий Оптинский. – Аще око твоё соблажняет, изми е (Мф. 5, 29). Господь повелел. Борьбу себе навлечёшь, если не будешь беречь глаз и языка» . «Чего око не будет видеть и чего ухо ваше не будет слышать, то и на сердце ваше не взыдет» ,– говорит преподобный оптинский старец Антоний. При обуздании и сдерживании внешних чувств по святоотеческому учению также тщательно необходимо блюсти и воздерживать внутреннее чувство, то есть ум, который часто в своих греховных представлениях предшествует внешним чувствам и передаёт им свои греховные поползновения. Сам Господь говорил, что «светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф. 6:22–23). По толкованию святителя Иоанна Златоуста, слова Спасителя касались «порабощения и пленения ума» , что для многих было непонятно, и поэтому Господь употребил такое сравнение. «Что значит глаз для тела, то самое и ум для души, – объясняет святитель. – Как касательно тела мы наиболее заботимся о том, чтобы иметь здоровое зрение, так и касательно души преимущественно должны заботиться о здравии ума» . «Когда видишь, что находящееся внутри тебя пришло в сильное движение и влечёт безмолвствующий ум к страсти, то знай, что ум некогда предупредил сие: Он привёл это в действие и вложил в сердце» , – говорил преподобный Марк Подвижник.

http://bogoslov.ru/article/3220495

И как роса есть родительница для маргаритов и рождает их в пучине морской, так и Бог через ту росу свидетельствовал, что святая обитель Печерская будет родительницей преподобных, которых она, как драгоценные Маргариты, родила в пещерах как в недрах морской, по сказанному Исайей: " Рождался ли народ в один день, как Сион,- едва начал родами мучиться, родил сынов своих " (Ис. 66:8). Но, так как Бог показал также и огнем, по молитвам преподобного, то же место святой Печерской церкви - в этом видим такую причину. Огонь, по словам святого Дионисия, находится невидимо во всех вещах, если не действием, то силой. Посему Бог показал тем, что преподобные Печерские, которые будут жить на том месте, будут пребывать со всеми, если не телом, то духом и любовью, по слову апостола: " Хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами " (Кол. 2:5). И как пламень огненный влечет в высоту всякую вещь, которую он охватил, так и Бог свидетельствовал тем, что преподобные привлекут от земных вещей к небесным живущих на месте том, предлагая им всегда слова апостолов: " Ищете горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном " (Кол. 3:1-2). Наконец, огонь знаменует гнев и ярость Божию, а роса знаменует слезы на молитве, как говорит Моисей: " Польется как роса речь моя " (Втор. 32:2). И Бог показал, что как вода тушит палящий огонь, так и слезные молитвы преподобных угасят ярость гнева Божия, как говорит псалмопевец: " Взывают праведники, и Господь слышит их " (Пс. 33:18). Потому-то и было отмечено, по молитвам преподобного Антония, - место для основания святой Печерской церкви росой и огнем. Зная, братия, великую любовь преподобного отца нашего Антония ко святой обители, ублажая его, похвалим его словами, которыми некогда Маккавей восхвалил Иеремию: " Это братолюбец, который много молится о народе и Святой горе " (2 Мак. 15:14). Иные, при основании храмов, размеряют место веревками, а преподобный отец наш Антоний Печерский, получив указание о месте, размерил землю, назначенную для храма Богородицы, золотым поясом, который дан был ему на это Симоном, сыном Африкана, князя Варяжского, о чем подробно пишется в житии его.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Преподобный Макарии Великий видел, как во время ночной молитвы и псалмопения двух отшельников, из уст их исходила огненная вервь, досязавшая самого неба. Преподобный Исаак Сирин исчисляет множество примеров чудесной силы молитвы и прибавляет: «и аще кто вопросит, чего ради во время сие точно (т.е. молитвы) бывают сия великая и неизглаголанная дарования, речем, яко в сие время множае всякого времене человек уготовлен и собран есть еже внимати Богови, и желая и чая от Него милости. Во время молитвы, Богови единому внимает разум ума, и к Нему простирает вся движения своя и моления от сердца со тщанием и теплотою всегдашнею приносит Ему. И сего ради в сие время, в неже единственнейше есть попечение в души, подобает от Него источатися Божественному умилостивлению» 70 . Чудодейственную силу и могущество молитвы испытали на себе святые подвижники, осененные Духом Святым. А потому и нас они непрестанно побуждают обращаться с молитвой к Богу, для получения благодати и небесных даров её» 71 . Живая вера, выражаясь молитвой, кроме того должна быть еще и деятельной. То есть для получения благодати, кроме веры и молитвы, необходимо еще и собственное старание наше об исправлении себя. «Если человек захочет сварить какие-нибудь овощи на огне, то раздувает его, доколе он не разгорится; после чего огонь получает уже естественную силу свою и производит в воде кипение. Так, говорит преподобный Антоний, и вы, если заметите, что души охладевают, старайтесь снова согреваиь и пробуждать их слезами и покаянием» 72 . «Скажет кто-нибудь, говорит Василий Великий , что писано: всяк, иже призовет имя Господне, спасется ( Иоил.2:32 ); итак, призывающему довольно для спасения и одного призвания имени Господня, Такой человек пусть послушает апостола, который говорит: Но как призывать Того, в Кого не уверовали? ( Рим.10:14 ). Если же ты веруешь, то послушай, что говорит Господь: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. ( Мф.7:21 ) 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

Истина очевидна! Если дело своего спасения мы строим на Нем (на Христе), то устоим и в день Суда, если нет, то падение наше будет велико. Блаж. Иероним писал: «Основание… есть едино Господь наш Иисус Христос. На этом устойчивом и крепком, имеющем силу в себе самом основании созидается Церковь Христова. А на подвижном песке, не могущем сплотиться и подчиниться одной связи, созидается слово еретиков для того, чтобы низвергнуться». Мы должны бояться сойти с нашего основания, потому что в одиночку нам не справиться со свирепыми врагами – демонами. Но пока мы во Христе, никто и ничто не может повредить нам, если только мы сами не повредим себе. Сказано: «…ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). Итак, если мы уверовали в силу Божественной Любви и Милосердия и обретаем для себя надежду на спасение только во Христе, тогда вместе с ап. Павлом мы можем воскликнуть: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8:38–39 ). И 7-я глава оканчивается словами: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Мф. 7:28–29 ). Источники и литература 1 . Святая Библия. М.: – РБО, 2000. 2 . Новый Завет . СПб, – РБО. На греческом языке с подстрочным переводом на русский язык, 2001. 3 . Антоний Великий , Преподобный. Добротолюбие. Кн. 1. М.:– изд. Сретенского монастыря, 2004. 4 . Ефрем Сирин , Преподобный. Творения. Кн. 4. Калуга, – изд. Ул. Московская 256, 2003. 5 . Иероним Стридонский , Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М.: – изд. Учебно-информационного экуменического центра ап. Павла. 6 . Симеон Новый Богослов , Преподобный. Кн. 1. М.: – изд. «Правило веры», Сретенский монастырь, 2003. 7 . Феофилакт Болгарский , Блаженный. Святое Евангелие и Апостол с толкованием текста. М.: – изд. «Ковчег», 2002. 8 . Георгий (Тертышков), архиман. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского . Кн. 1, 2. Рязань, – изд. «Зерна», 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010