Храм Христа Спасителя, Москва Можно найти немало примеров бегства святых из городов, однако, вера не только заставляет убегать из города, она может и приводить в город. Вспомним пророка Иону, проделавшего непростой путь в Ниневию – «город великий у Бога, на три дня ходьбы», «в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота». Египетские патерики сохранили трогательный рассказ об Иоанне Колове, который выходит из пустыни и приходит в город, чтобы спасти из публичного дома женщину, в прошлом помогавшую братии имуществом. Преподобный Антоний Великий, согласно житию, дважды покидает пустыню и приходит в Александрию – чтобы поддержать мучеников и защитить Православие. По преданию, Господь приводит Антония в Александрию, чтобы встретиться с сапожником; спросив, как он живет, святой услышал в ответ: «Ничего я не делаю, а лишь работая, смотрю на проходящих мимо людей и помышляю: все спасутся, один я погибну». Казалось бы, что может быть страшнее для пустынника, чем проводить каждый Божий день на улице большого города? Однако, именно здесь сапожник учится тому, чему не научился в пустыне Антоний. В начале XXI века мы празднуем соборы святых, просиявших в мегаполисах — к примеру, в Петербурге. Святой Иоанн Кроштадский был окружен толпами людей, и он служил этим толпам, создавая приюты, столовые и мастерские для тех, кто не мог прокормить себя сам. Обращаясь к блаженной Ксении , мы говорим: «в суете града великаго аки пустынница жила еси, молитвы к Богу возносящи непрестанно». Итак, даже «град великий» не может быть препятствием тому, чтобы создать пустыню внутри себя. Убегать бесмысленно; где бы ты ни был – в лесу, в пустыне, на острове — паломническая служба настигнет тебя, если захочет. В городе тебя не найти. В деревне ты живешь как в аквариуме; твои действия, твои слова обсуждаются и интерпретируются. В городе ты можешь быть незаметным, город дарит анонимность. В то же время, город дает возможность приготовления к Царству Божьему, где мы едва ли будем поодиночке.

http://pravmir.ru/chelovek-v-gorode-ot-v...

Господу Богу все возможно есть – не только отчаянного больного исцелить, но и мертвого воскресить. А посему все упование свое возложите вы на Господа Бога, у Которого и для вас, как и для всех, осталось милости много (прп. Антоний, 20). Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает (прп. Антоний, 20). Многие дела человеческие бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то хотя бы видимого успеха в этом деле он и не получил, Всеблагой Господь доброе намерение его вменяет ему в само дело. Если, по слову преподобного Исаака Сирина , и совершенство совершенных несовершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. Впрочем, ни в каком случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь сильны все привести к полезному концу. Не вотще Господь глаголет в святом Евангелии: Без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 ), и паки: Невозможное человекам возможно Богу ( Лк. 18, 27 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Все полезнее нам предавать суду Божию и во всем располагаться на всеблагой Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: «Человек предполагает, а Бог располагает». Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, как угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле. Только в настоящем положении для успокоения нашего крепко да держимся утешительного псаломского слова: Открой Господу путь свой и уповай на Него, и Он совершит: и выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень. Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление ( Пс. 36, 5–7 ) и весь псалом до конца (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Возложи на Господа печаль твою ( Пс. 54, 23 ). Это значит жить просто, и все упование возложить на Господа, и не рассуждать, что кто сделал, что и как будет. Царь Давид когда думал и рассуждал по-человечески, тогда дошел до безнадежного состояния, ни в чем не находил себе отрады: Размышлял, и малодушествовал дух мой ( Пс. 76, 4 ). А когда возложил упование свое на Бога, тогда был утешен: Вспоминал я Бога и веселился ( Пс. 76, 4 ) (прп. Амвросий, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ответственный за молодежную работу – штатный сотрудник приходской, благочиннической или епархиальной структуры, прошедший специальную подготовку для осуществления церковной работы с молодежью 7 . Приход – религиозная община христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме 8 . h8 II. Библейские и исторические основы церковной работы с молодежью Во все времена Церковь свидетельствует о Боге всем людям независимо от возраста. В текстах Ветхого и Нового Заветов присутствуют наставления, обращенные к подрастающему поколению. Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее ( Сир. 6:18 ). Веселись, юноша, в юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих: только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета ( Еккл. 11:9–10 ). Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукаваго. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца ( 1Ин. 2:13 ). Священное Предание и агиографическое наследие хранят примеры жизни молодых людей, с искренней и твердой верой отозвавшихся на голос Божий, прозвучавший в их сердцах. Пресвятая Богородица совсем юной отроковицей начинала Свое служение в Храме Господнем. Святой псалмопевец и царь Давид в юности был призван Господом. Святые юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил свято хранили веру в Единого Бога и упование на Его всесильную помощь перед лицом мучителей. Святой апостол Иоанн Богослов был самым юным и любимым учеником Христовым. Святой преподобный Антоний Великий юношей, услышав евангельский глас, оставил все и последовал в благословенную пустыню. Русские столпы монашества святые преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие в юном возрасте посвятили себя духовным подвигам, служа Богу и ближним. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб в молодости явили верность христианским идеалам, поставив их выше земного благополучия и даже собственной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

Например, со страхом, что он может стать жертвой медведей или волков. Однако он преодолел эти искушения, потому что был со Христом, и стал основателем Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Святой Антоний, основатель Киево-Печерской лавры и отец русского монашества, после подвижничества на горе Афон вернулся в Киевскую Русь и жил один в пещере. Как трудно ему, наверное, было жить и молиться во мраке и холоде пещеры. Они преодолели эти трудности, находясь рядом со Христом. Но Он обитает не в каждом сердце. Он Сам говорит, что у Него нет места, где преклонить голову. Ибо Он обитает в чистом сердце. Он не обитает в сердце, которое питается нечистыми помыслами, в сердце, которое высокомерно, судит и гневается на других. Преподобные Сергий и Антоний смогли перенести одинокую жизнь в лесу и пещерах, с Христом в сердце. Может быть, владыке, который построил первый монастырь в Японии, тоже было суждено прожить уединенную жизнь таким образом? Это было то, чего я никогда не смогла бы сделать, будучи городской девушкой и не имея в своем сердце места для Христа. 8 ноября 1956 г. Священническая хиротония. США, Нью-Йорк, Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Хиротонию совершил архиепископ Димитрий. Прот. Александр (Шмеман) держит диакона Петра Саяма под руку Владыка всем сердцем любил Иисуса Христа. В другой раз, когда мы навестили его группой из четырех человек, сидели вокруг него в столовой и разговаривали, он вдруг открыл Библию и прочитал: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, престолы и княжества, господства и власти. Другими словами, все вещи были созданы Им и для Него» (Кол, 1, 16). Когда он закончил читать, он был так тронут, что его голос немного дрожал, и он подчеркнул, что все было создано для Христа. Я знала, что для него Христос был всем. Это был отрывок из Писания, на который я тогда еще не обращала внимания. В другой раз он сказал нам: – Для меня не было другого пути, кроме как стать монахом. 20 февраля 1957 г. Нью-Йорк. Иерей Петр Саяма Затем он достал свою Библию, открыл ее и прочитал: – «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, верность, кротость, воздержание.

http://pravoslavie.ru/155646.html

Пришедши к преподобному Антонию Великому , он тихо постучал в дверь его келлии, и на вопрос его «что тебе надобно», отвечал: «Хочу быть иноком». Антоний, увидев, что пришелец уже стар, сказал ему: «Ты не можешь быть иноком, потому что у тебя не достанет сил для перенесения пустынных трудов и напастей; иди лучше в селение и работай». Когда же Павел обещал ему исполнять все, что он ему прикажет, то авва отвечал: «Я говорю тебе, что ты стар и не можешь быть монахом; если же хочешь монашества, то иди в монастырь, где есть много братий, которые могут понести немощь твою, а я живу здесь один и по пяти дней ничего не вкушаю; поэтому ты со мною жить не можешь». Сказавши сии слова, Антоний затворился в своей келлие и три дня потом не выходил из нее. В четвертый же день, раскрыв двери и увидев, что Павел не отходил от его кельи, хотел отогнать его от себя и повторил прежде сказанные ему слова. Но он оставался на том же месте и говорил: «Я умру здесь, а не отойду». Святой пустынник, зная, что старец не принес с собою ни хлеба, ни воды, и уже четвертый день остается без пищи, опасался, чтобы он не умер от голода, не привыкши так долго поститься. Поэтому, приняв его к себе, позволил ему подкрепить свои силы малым количеством пищи и сказал: «Ты можешь спастись, если будешь послушен и исполнишь все, что я повелю тебе». Павел отвечал ему: «Всё, что ты скажешь, отче, я готов исполнить». Преподобный Павел, поживши много лет в святой и богоугодной простоте своей, в глубокой уже старости преставился в Жизнь Вечную около 338 года. «Иже прост и невежа на земли бе, ныне премудрейший есть на небеси, паче всех любомудрцев мира сего, и с мудрыми Херувимы зрит Христа Божию силу и Божию премудрость: то бо есть мудрость правая, еже боятися Бога, и Ему в простоте духа и незлобии сердца работающи благоугождати. Молитвами, Господи, угодника Твоего препростого Павла умудри нас в делании заповедей Твоих: даждь нам начало премудрости, страх Твой имети, да страхом Твоим уклонившеся от зла, сотворим благое пред Тобою, и обрящем милость Твою вовеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В повести " Конь и его мальчик " есть замечательное разъяснение того, как познаются тайны Промысла. Девочка (в счастливом эпилоге) хочет узнать, что за судьба у ее знакомой. " Я рассказываю каждому только его историю " , — слышит она от Аслана ответ, охлаждающий любопытство. Так ставится предел одному весьма распространенному у религиозных людей искушению. Дело в том, что духовная взрослость человека определяется тем, в какой мере он готов оправдать выпавшие на его долю страдания. Но со своим пониманием (достойное по делам моим приемлю [ 3 ]) надо крайне осторожно входить в чужую жизнь. Если я скажу: " Моя болезнь выросла из моих грехов " , — это будет вполне трезво. Но если я решу зайти к заболевшей соседке, чтобы разъяснить ей, что вчера она сломала ногу, потому что позавчера не пошла в храм, — тут самое время вспомнить предупреждение Аслана. Вдобавок, оно весьма напоминает происшедшее с преподобным Антонием Великим. Он однажды вопросил: — Господи! Почему одни живут немного, а другие до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие богаты? Ответ, который получил Антоний, был прост: — Антоний! Себе внимай! [ 4 ] А ответ, который раз и навсегда получили мы все, был дан на Голгофе: Творец не стал объяснять зло или оправдывать его неизбежность, Он просто пошел на Крест... От Иова до наших дней человек хранит понимание того, что ответ на этот вопрос не может (и не должен) быть выражен в словах, потому что этот ответ слышат не ушами, а сердцем. Ты Тот, Кто кротко рушит над нами То, что мы строим, Чтобы мы увидели небо, — Поэтому я не жалуюсь. (Эйхендорф) В мире христианской мысли страдание и радость, жизнь и смерть оказались не абсолютно противопоставлены друг другу. Прошу извинить за эпатирующую формулировку, но в своей глубине христианство действительно настаивает на неизбежности самоубийства: человек не должен жить для самого себя, он призван дарить себя. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12 , 24–25).

http://zavet.ru/a/post_1288958224.html

Господь уже определяет, какие качества будут у того или иного человека. И будут люди, как пишет Антоний Великий, в которых любовь — как некое природное чувство, которое заставляет их действовать. «Слово Божие пришло к ним, и они без малейшего сомнения последовали за ним с готовностью, как праотец Авраам, — ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научился любить Бога (оказывается, Аврам научился любить Бога не от людей, его никто не учил этому! — О. С. ), но по закону, вложенному в природу его с самого зачатия…» 7 . Бог вкладывает в человека некий закон, который может научить и наставить нас на всякую правду Значит, Бог вкладывает в каждого человека некий закон, который может научить и наставить нас на всякую правду. Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 14-15). Преподобный Антоний пишет про Аврама: «… ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научился любить Бога, но по закону, вложенному в природу его с самого зачатия, Господь явился ему и сказал: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». И тот пошел, не усомнясь и не помедлив (давайте запомним это слово: «не помедлив» — О. С. ), но готовый к своему призванию. Он — образец того расположения духа, которое и доныне пребывает во всех, кто идет по его стопам. Трудясь и ища страха Божия в терпении и тишине, они достигают истинного рода жизни, поскольку души их готовы следовать за любовью Божией. Это первый род призвания» 8 . Есть богословское понятие в христианстве: призывающая благодать . «Призывающая благодать» — это такой тип благодати, который касается каждого человека: и верующего, и неверующего, и мусульманина, и иудея, и язычника. И очень важно дать ответ на ее призыв. Потому что Бог печется обо всем Своем творении. Филон Александрийский писал: «Великие натуры, свободные от страстей, как-то легко достигают истины».

http://pravoslavie.ru/98709.html

Когда преподобные отцы наши Антоний, Феодосий и Никон в темной пещере, как три светильника, сияли добрыми делами, достойным предстоянием пред престолом Святой Троицы, приходил к ним часто, наслаждаясь медоточных слов, исходящих из уст их, этот блаженный Варлаам. Происходя от благородных и Христолюбивых родителей, он был сын Иоанна, первого боярина князя Изяслава, и жены его Марии, внук славного и храброго Вышаты, правнук Остромира воеводы. Он сиял в юности своей и телесной крепостью и душевной чистотой. Сильно возлюбил он тех преподобных отцов, так что захотел жить с ними и бросить все в жизни этой, не вменяя ни во что славу и богатство. Его устрашило слышанное им среди прочих слов слово Господне: « Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие» ( Мф. 19:24 ). И вот, он пришел однажды к преподобному Антонию и открыл ему свою мысль, говоря: «Хотел бы я, отче, если Богу угодно, быть иноком и жить с вами». Отвечал ему старец: «Хорошо желание твое, чадо, и мысль твоя исполнена благодати, но смотри, чтоб богатство и слава мира этого не возвратили тебя назад. Ибо (по слову Господню) „никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия“ ( Лк. 9:62 )». И о многом другом беседовал старец на пользу блаженного, и сердце Варлаама распалялось еще более любовью к Богу, и так ушел он домой. На другой день после беседы со старцем он оставил не только родителей, но и обрученную уже с ним жену; одетый в светлую и богатую одежду, сел на коня и, окруженный шедшими вокруг него многочисленными слугами, ведшими коней, нагруженных добром, в великой славе подъехал к пещере. Когда преподобные вышли и поклонились ему, как кланяются вельможам, он также поклонился им до земли. И тогда, сняв с себя боярскую одежду, положил ее пред ногами преподобного Антония и также поставил пред ним нагруженных коней, говоря: «Это, отче, все сокровища, прелесть мира этого, делай с ними, что хочешь, а я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа... ( Флп. 3:8 ), и хочу жить с вами в этой пещере, и уже не возвращусь в мой дом». Преподобный же Антоний сказал ему: «Подумай, чадо, Кому обещаешься ты и Чьим хочешь быть воином. Ибо невидимо предстоят ангелы Божии, принимая обещания твои. Смотри, как бы отец твой, придя сюда с великой силой, не увел бы тебя против воли, и мы не будем в состоянии тебе помочь; ты же явишься пред Богом лжецом, отметником Его». Отвечал ему блаженный: «Верую Богу моему, отче, что, если мой отец захочет и мучить меня, я не вернусь к мирской жизни, и только прошу тебя скорее постричь меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   На другой день пришли с митрополитом Иоанном епископ Иоанн Черниговский, Исайя Ростовский, епископ Антоний Юрьевский, епископ Лука Белгородский, никем не званные, пришли они на чин освящения. И спросил их блаженный митрополит: «Почему пришли вы, когда вас не звали?» И отвечали епископы: «Владыка, посланец от тебя сказал нам, что четырнадцатого августа будет освящение церкви Печерской, и мы все должны быть с тобой на литургии. Мы не смели ослушаться твоего слова, и вот мы здесь». Антоний же, епископ Юрьевский, сказал: «Я был болен, и вот этой ночью вошел чернец ко мне и сказал мне: «Завтра освящается церковь Печерская, будь там». И только что услышал я это, как сразу выздоровел, и вот я здесь по повелению твоему».    Святитель хотел разыскать тех людей, которые звали их, и вдруг раздался голос: «Да исчезнет испытывающий предначертанное!» Тогда митрополит воздел руки к небу и сказал: «Пресвятая Богородица! как на Успение свое ты со всех концов вселенной собрала апостолов, в честь своего погребения, так и ныне, на освящение своей церкви, созвала ты их наместников и наших сослужебников!»    И все в ужасе были от великих чудес. Обошли вокруг церкви трижды и начали петь: «Поднимите, врата, верхи ваши», и не было никого в церкви, кто бы мог отпеть: «Кто есть сей Царь славы?», потому что все до одного вышли из церкви, дивясь приходу епископов. После долгого молчания вдруг из церкви раздался голос, похожий на ангельский: «Кто есть сей Царь славы?» Стали искать, что это за голоса, откуда они и чьи. Когда же вошли в церковь, то все двери были затворены, и ни одного человека не нашлось в ней. И стало ясно всем, что все свершается Божьим промыслом о той святой и божественной церкви.    После этого и мы скажем: «О бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! Кто познает ум Господень или кто может быть соратником Ему?» Господь да сохранит вас и будет блюсти вас во все дни жизни вашей молитвами Пречистой Богородицы и преподобных и блаженных отцов наших печерских, Антония и Феодосия, и святых черноризцев монастыря того. С ними же да удостоимся и мы получить милость в этом веке и в будущем о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава с Отцом и со Ссвятым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Когда собралась братия, сказал им великий Антоний: «Это, братия, Бог объединил нас, и благословение на нас Святой Горы, с которым меня постриг игумен Святой Горы, я же вас постриг, и да будет же на вас благословение, во-первых, от Бога и Пречистой Богородицы, во-вторых, от Святой Горы!» И сказал он им еще: «Живите теперь сами по себе, и я поставлю вам игумена, а сам пойду на другую гору и там останусь один. Ведь я уже и прежде привык уединяться». И поставил он игуменом Варлаама, а сам пошел на гору и выкопал себе другую пещеру, которая теперь под новым монастырем, в ней он и умер, живши в добродетели сорок лет, не выходив из пещеры, в ней же лежат честные мощи его, творящие чудеса и доныне.    Игумен же и братия продолжали жить в пещере. И умножилось их число, и не могли они уже в пещере вместиться, и задумали они рядом с пещерой поставить монастырь. И пришли игумен и братия к святому Антонию, и сказали ему: «Отче! Братии стало так много, что не можем поместиться в пещере, да благословит Бог и Пречистая Ббогородица, и твоя молитва, чтобы нам поставить маленькую церковь вне пещеры». И разрешил им преподобный. Они же поклонились ему до земли и вышли. И поставили церковку маленькую над пещерой во имя Успения Святой Богородицы.    И стал Бог, молитвами Пречистой Богородицы и преподобного Антония, умножать черноризцев, и братия, посоветовавшись с игуменом, решили построить монастырь. И пошли опять они к Антонию, и сказали ему: «Отче, братия умножается, и хотим мы построить монастырь». Антоний же возрадовался и сказал: «Благословен Бог за все, молитва Святой Богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами!» И сказав это, послал одного из братии к князю Изяславу, говоря так: «Княже благочестивый, Бог умножает братию, а местечко маленькое, просим у тебя, чтобы дал ты нам гору ту, что над пещерой». Князь же Изяслав, услышав это, обрадовался и послал к ним боярина своего, чтобы передать им гору ту.    Игумен же и братия заложили церковь большую и монастырь, обнесли оградой, и много келий поставили, и, поставив церковь, украсили ее иконами. И с тех пор прозвался монастырь Печерским, потому что черноризцы прежде жили в пещере. И с тех пор называется он Печерским монастырем, и на нем благословение Святой Горы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010