Поэтому эту киноленту в первую очередь стоит рассматривать не как строгую историческую картину, а как попытку одного художника понять другого. Воинские подвиги не имеют никакого значения, если за ними не стоит очищение человеческой души. Поэтому и преподобный Сергий начал не с политики, не с войны, а с очищения и воспитания людей. И в этом смысле икона – важный артефакт, который противостоит тьме эпохи. Сам факт ее написания – подвиг. – У отца Павла Флоренского в книге «Иконостас» есть интересная мысль, что «Троица» Рублева – это единственное, самое убедительное доказательство бытия Божия. – Да. Он даже глубже сказал: «Если есть «Троица» Рублева – значит, есть Бог». – А как понять эту фразу? – Для современного человека это звучит странно, но всматриваясь в эту икону, мы понимаем, что это Откровение, превышающее все наши представления. Такое нельзя придумать. Это не фантазия. А значит за этим образом стоит какая-то иная реальность – божественная. Человек, который живет верой в Бога, написавший такую икону, не мог посвятить всю свою жизнь галлюцинации. Кадр из фильма «Андрей Рублев», реж. Андрей Тарковский      В житии Андрея Рублева есть одна интересная ремарка. Когда они с Даниилом Черным работали вместе, то подолгу сидели и просто созерцали иконы. Не писали, не молились, а просто смотрели, как бы пребывая перед иконами, питаясь ими. Они хотели услышать голос Бога, увидеть божественные образы, которые потом смогут воплотить в красках. Конечно, отец Павел Флоренский через эту мысль указывал, что за «Троицей» открывается самодостаточная реальность. Ее человек придумать не способен. – Почему на протяжении пятисот лет Андрея Рублев нигде в святцах не упоминается, и официально Русской Православной Церковью он был канонизирован только в конце прошлого века? – Если быть точнее в 1988 году, на Поместном Соборе в связи с тысячелетием Крещения Руси. На самом деле Андрей Рублев всегда был почитаем как святой в Троице-Сергиевой лавре. Сохранились даже иконы, где он изображается среди других лаврских святых.

http://pravoslavie.ru/94430.html

Küppers L. Göttliche Ikone: Vom Kultbild der Ostkirche. Düsseldorf, 1949. S.51. См.: Цветков И., протоиерей. Указ. соч. Мюллер Л.К вопросу о догматическом содержании «Троицы» святого Андрея Рублева//Контекст. Литературно-теоретические исследования. 1990. М., 1990. С. 88–110. О различных позициях, занятых упомянутыми здесь исследователями «Троицы» в рассматриваемом вопросе, см. также: Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1959. С. 23; Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966. С. 36, 61; Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Т. 1. С. 287; Воронов Л., протоиерей. Андрей Рублев — великий художник Древней Руси//БТ. Сб. 14. М., 1975. С. 90; Вздорнов Г.И. Новооткрытая икона «Троицы»… С. 147 (примеч. 80), С. 148 (примеч. 82); Троица Андрея Рублева. Антология… С. 12—14, 75—76, 97, 105, 115; Салтыков А. Иконография «Троицы» Андрея Рублева//Древнерусское искусство: XIV—XV вв. М., 1984. С. 83—84; Смирнова Э.С. Московская икона XIV—XVII веков. Л., 1988 С. 23, 277—278. См.: Воскресное чтение. Киев, 1841, 5. С. 17—21. У о. Иоанна Мейендорфа вариант перевода: «...один Господь, Один от Одного, Бог от Бога, Образ и Подобие Божества...» (Мейендорф И., протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс—Москва, 1992. С. 110). Цит. по: Флоровский Г., протоиерей. Восточные отцы IV-ro века. 2-е изд. М., 1992. С. 40.Здесь св. Афанасий повторяет, по сути, слова из «Символа веры» св. мученика Лукиана Антиохийского, который называет Сына «неотличным образом Божества Отца»; этот «Символ» был использован во II-й формуле Антиохийского Собора 341 года (см.: Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. М., 1994. С. 57—59). Св. Григорий Богослов. Слово (стихотворение) 2//Он же. Собрание творений в 2-х томах. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 2. С. 51. Св. Григорий Нисский. Против Евномия//PG, t. 44. Col. 636. Св. Василий Великий. О Святом Духе//Творения Святых Отцев. Год четвертый. Кн. 2. М., 1846. С. 300.

http://pravoslavie.ru/49214.html

с 17 по 22 октября проходит Международная научная конференция «Андрей Рублев и мир русской культуры» Калининград, 18 октября 2010 г. " Троица " Рублева В какой традиции возводятся православные церкви в Калининградской области? Зачем следовать канонам в храмостроительстве? Каких школ придерживаются современные иконописцы и что за иконы можно увидеть в храмах? Ответы на эти и другие вопросы прозвучат 17-22 октября 2010 г. в рамках Международной научной конференции «Андрей рублев и мир русской культуры», которая пройдет в Калининграде. Организаторы мероприятия: Калининградская епархия и Российский государственный университет имени И. Канта при поддержке Генерального Консульства Литвы в Калининграде, Министерства культуры Калининградской области и финансовой поддержке фонда «Русский мир». Участники конференции – духовенство Вильнюсской епархии РПЦ, научные и музейные специалисты, представители общественных организаций и учебных заведений России, Литвы, Хорватии, Венгрии. Открытие конференции состоится 17 октября в 15:00 в конференц-зале Кафедрального собора Христа Спасителя. Это первая конференция в Калининградской области, посвященная церковному искусству. В современном мире роль иконы возрастает. Художники по-своему «прочитывают» древность - традиции иконописания Византии или эпохи Андрея Рублева. Осмыслить тенденции в современном церковном искусстве, обсудить богословские проблемы в иконографии приглашенные специалисты предлагают калининградским иконописцам, художникам, студентам, священникам. Лекции и работа по секциям пройдут в Калининградской епархии и в РГУ имени Канта с 17 по 19 октября. С 20 октября мероприятие будет продолжено в Литве. Конференция сопровождается работой выставки «Современная иконопись и храмостроительство». Участники выставки: Калининградская епархия (Выставка фотографий «Современное церковное искусство Калининградской области»); Вильнюсская епархия (Выставка фотографий «Иконописцы Литвы»); Калининградский областной историко-художественный музей (Выставка икон «Современная реставрация древней иконы»); Иконописная мастерская во имя преподобного Алипия Печерского в Москве под руководством Татьяны Владимировны Трубниковой (Выставка икон и фотографий); Творческая архитектурная мастерская «Дабор» в Пензе под руководством Дмитрия Александровича Борунова (Фотовыставка); Клайпедская школа им. Андрея Рублева («Икона и иконописец в творчестве детей. Из фондов международного конкурса «Славянский родник»). Помимо просветительского характера, мероприятие призвано объединить ученых - историков, филологов, культурологов, богословов, искусствоведов и педагогов России и русского зарубежья. 18 октября 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/42144.html

Чтобы понять мотив и раскрыть очередное дело, священник ставит себя на место преступника; Подборка инфрмационных сведений : Наталья Трауберг, знаток и переводчик Честертона, пишет о рассказах так…; Большое отличие рассказов Честертона от классических детективов…; Отец Браун впервые появляется в рассказе «Сапфировый крест»…; Прототипом отца Брауна стал священник Джон О’Коннор…; Рассказы три раза были экранизированы…; 7 фактов о Гилберте Честертоне. Подготовил Кирилл Баглай ]. Ил.: Фотопортрет писателя; Первое издание сборника рассказов «Неведение отца Брауна». Cassell & Co., London, 1911; Недавняя экранизация рассказов Честертона – сериал «Отец Браун» (Великобритания, 2013); Священник Джон О’Коннор; Честертон с Бернардом Шоу и Хилэром Беллоком//Фома. - – октябрь 2016. – С.74-75. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Книга »).                           КУЛЬТУРА (раздел). – С.76-87. «Троица» Рублева: самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи . О тайнах «Троицы» рассказывает Ирина Языкова , заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии. Беседовал Тихон Сысоев . Ил.:[Перед «Троицей» Андрея Рублева]. Фото Владимира Трефилова/РИА Новости; Андроников монастырь в Москве, где инок Андрей Рублев расписывал фресками Спасский собор. Фото Lodo27/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0; Оклад иконы «Святая Троица». Фото Александры Мудрац/ТАСС; Кадр из фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». 1966; Преподобный Андрей Рублев. Современная икона//Фома. - – октябрь 2016. – С.76-83. – (раздел « Культура »). Имеется иллюстрированная информационная врезка « Символы, изображенные на иконе » (С.82). Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Александр Кушнер. « Прочти прислушавшись.. .» Подборка стихотворений («Кого бы с полки взять? Всех знаю наизусть…»; «Учитель, врач, механик, офицер…»; «Как мы стихами восхищаемся…»; «Нет утешенья, оправданья, прощенья ужасам земным...»; Поле в Прибыткове/«Поле в Прибыткове было в люпинах …»/;   «Не в том беда, что мысль, а в том беда, что слово…»; «Плачет старик у разбитой стены…»).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-162...

3 Вся последующая книжная культура Троице-Сергиевой Лавры своим началом имеет божественное научение грамоте Преподобного Сергия. Некоторые исследователи полагают, что круг чтения Преподобного Сергия и его ближайших учеников (аскетические отцы: авва Дорофей , Иоанн Лествичник , Исаак Сирин ) сменился к XVI–XVII векам на чтение святого Иоанна Златоуста по причине духовного упадка. Это мнение представляется ошибочным. Круг чтения времени Преподобного Сергия показывает келейную жизнь его учеников; круг чтения XVI–XVII веков показывает общественное служение иноков Лавры. Поскольку Троице-Сергиева Лавра стала средоточием общецерковной жизни, постольку в чтении иноков выдвинулся тот святой отец, которого именуют «уста Церкви». Источник и ранней, и поздней книжности Троицкой обители один: научение отрока Варфоломея грамоте через Ангела-старца. 4 «По замыслу прозорливого открывателя Троичного культурного идеала России [все в Троицком монастыре] должно было стать благоприятным условием для «взирания» на храм Пресвятой Троицы и созерцания в нем первообраза Божественного единства. Отныне Троичное храмоздательство связывается с именем Преподобного Сергия, и не без причины Троичные храмы имели обычно Сергиевские приделы. Но если храм был посвящен Пресвятой Троице, то должна была стоять в нем и храмовая икона Пресвятой Троицы, выражающая духовную суть самого храма, так сказать, осуществленное в красках имя храма. Трудно при этом представить, чтобы ученик ученика Преподобного Сергия, так сказать, духовный внук его, почти ему современный, работавший уже при его жизни и, вероятно, лично знавший его, осмелился бы заменить композицию Троичной иконы, бывшую при Преподобном и им утвержденную, самочинной композицией того же первообраза» (42, с. 17–18). «Андрей Рублей воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально-твердое и непоколебимо верное, видение мира. Но чтобы увидеть этот мир, чтобы вобрать в свою душу и в свою кисть это прохладное, живительное веяние духа, нужно было иметь художнику пред собой небесный первообраз, а вокруг себя – земное отображение, быть в среде духовной, в среде умиренной. Андрей Рублев питался как художник тем, что дано ему было. И потому не преподобный Андрей Рублев, духовный внук Преподобного Сергия, а сам родоначальник земли Русской – Сергий Радонежский должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти. В иконе Троицы Андрей Рублев был не самостоятельный творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобный Сергием. Это – второй символ русского духа: под знаком его развертывается дальнейшая русская история» (42, с. 20–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Преподобный Андрей Рублев Преподобный Андрей Рублев: История в картинках Андрей Рублев. Звенигородская история Созерцая «Троицу» Благоверного князя Андрея Боголюбского Андрей Боголюбский: Трудный путь к единству Святителя Андрея Критского, архиепископа Почему святителю Андрею Критскому молятся как преподобному? Великий канон Преподобной Марфы Антиохийской, матери Симеона Дивногорца   Обретение мощей преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца   Православные праздники 18 июля Преподобного Афанасия, игумена Афонского Афон Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца Преподобный Сергий Радонежский в миру имел имя Варфоломей. С детских лет он веровал в Бога. После смерти своих благочестивых родителей жил в глухом лесу, где основал вместе с 12 иноками Троице-Сергиеву лавру. В то время святой предсказал победу русским войскам в борьбе с татарским игом. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского, который одержал победу в Куликовской битве. Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобной мученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой) Княгиня Елисавета была женой великого князя Сергея Александровича Романова. После его убийства она первая поехала собирать останки мужа, просила у царя о помиловании преступника, увившем его. Елисавета открыла Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. Всю свою жизнь она посвятила благотворительности и помощи больным и обездоленным. Елизавета Федоровна Романова Дармштадтские принцессы при русском дворе Православные праздники 19 июля Собор Радонежских святых Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобных Сисоя Великого и Сисоя, схимника Печерского   Православные праздники 20 июля Преподобной Евфросинии (в инокинях Евдокии), великой княгини Московской Святая Евдокия была женой Дмитрия Донского и имела 12 детей. После смерти мужа она надела вериги, наложила на себя пост и стала каждый день ходить в церковь. Она построила женский монастырь в Кремле, несколько храмов в Переяславле-Залесском, занималась благотворительной деятельностью. Евфросиния способствовала перенесению чудотворной иконы Владимирской Божией Матери в Москву, тем самым отвратив нашествие Тамерлана на Москву.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Священная тишина Троицы Что написал преподобный Андрей Рублев на своей самой известной иконе 27 мая, 2018 Что написал преподобный Андрей Рублев на своей самой известной иконе Трое за столом. В центре Некто в одеждах Христа – красная рубашка и лазурный плащ. Если это Христос, почему Его иконный лик так необычен? Образ Отца, лик Духа Святого. Чаша. Что внутри? Что происходит в этот момент? Архимандрит Савва (Мажуко) Дом. Дерево. Скала. И Три Чаши в окладе неба. Икона жертвенной немоты. Образ удивленного молчания. Икона Троицы не в числе чтимых икон. Кто слышал об исцелениях у Троицы? О толпах паломников к творению Рублева? Это шедевр не для всех. Он открывается только тем, кто научился смотреть и слышать. Не святым и не праведникам, а искалеченным душам, уязвленным красотой. Немощным грешникам, «книжным детям», которые видят иначе и мучаются смыслами, мудрецам, всегда чреватым истиной и никогда не могущим ее родить, детям Валаама, у которых только и есть, что открытое око . Начало двадцатого века озарилось откровением о Троице: рублевская икона начала говорить, вернее, нашлись люди, способные ее услышать. Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его (Числ. 24:15-16). У каждой иконы есть своя музыка. Она идет откуда-то из глубины. Достаточно затаиться, разрешить образу говорить и быть готовым слушать. И будет чудо: обнажится сокровенная жизнь образа, икона зазвучит и даже запоет. Только один образ всегда молчит, потому что художник удалил из него все, что может проговориться. Творение болтливо, и если ты дерзаешь написать портрет Того, Кто Не Создан, будь готов принять Его оглушительную немоту. Преподобный Андрей Рублев, скромный инок Сергиева монастыря, писал икону в похвалу своему наставнику, который с детства посвятил себя служению Святой Троице. – Как написать образ Троицы? – Есть канон: явление ангелов у дуба Мамврийского старцу Аврааму. Это традиционное изображение, богатое своим библейским символизмом, многофигурное и избыточное. Вот ангелы с посохами, вот дуб, и шатер, и старушка Сарра, и упирающийся теленок, которого вяжут отроки патриарха. Известный сюжет! Икона гостеприимства!

http://pravmir.ru/svyashhennaya-tishina-...

Неизъяснимый мир «Троицы» Рублева Из статьи священника Павла Флоренского «Троице-Сергиева Лавра и Россия» 7 июня, 2005 Из статьи священника Павла Флоренского «Троице-Сергиева Лавра и Россия» Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом и не крила, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального мира, и нам, в порядке эстетическом, важно не то, какими средствами достиг иконописец этой обнаженности ноуменального и были ли в чьих-либо других руках те же краски и те же приемы,- а то, что он воистину передал нам узренное им откровение. Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь — более небесную, чем само земное небо, да, эту воистину пренебесную лазурь, несказанную мечту протосковавшего о ней Лермонтова, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг пред другом покорность — мы считаем творческим содержанием Троицы. Человеческая культура, представленная палатами, мир жизни — деревом и земля — скалою, — все мало и ничтожно пред этим общением неиссякаемой бесконечной любви: все — лишь около нея и для нея, ибо она — своею голубизною, музыкой своей красоты, своим пребыванием выше пола, выше возраста, выше всех земных определений и разделений — есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего. Андрей Рублев воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально-твердое и непоколебимо-верное видение мира. Но чтобы увидеть этот мир, чтобы вобрать в свою душу и в свою кисть это прохладное, живительное веяние духа, нужно было иметь художнику пред собою небесный первообраз, а вокруг себя — земное отображение,- быть в среде духовной, в среде умиренной. Андрей Рублев питался как художник тем, что дано ему было. И потому не преподобный Андрей Рублев, духовный внук преподобного Сергия, а сам родоначальник земли Русской — Сергий Радонежский должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти.

http://pravmir.ru/neizyasnimyiy-mir-troi...

Архив Пн Московский Синодальный хор исполнил в Ватикане ораторию «Андрей Рублев» 22 января 2019 г. 17:45 20 января 2019 года в Ватикане впервые в истории Римско-Католической Церкви состоялся концерт в честь святого, канонизированного Русской Православной Церковью. Музыкальное мероприятие состоялось в кафедральном соборе Рима — главной папской базилике Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме и было приурочено к тридцатилетию прославления в лике святых великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева. Московский Синодальный хор совместно с хором Римской епархии и итальянским симфоническим оркестром «Fideles et Amati» исполнили ораторию «Андрей Рублев» современного итальянского композитора монсеньора Марко Фризины, который во время исполнения был за дирижерским пультом. Концерт открыл Московский Синодальный хор, который представил сольно два произведения митрополита Волоколамского Илариона «Херувимская песнь» и «Во царствии Твоем». Дирижировали художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист России Алексей Пузаков и художественный руководитель Молодежного Синодального хора Михаил Котельников. Идея провести в Ватикане совместный российско-итальянский концерт духовной музыки, посвященный Андрею Рублеву, принадлежит автору оратории. Проект был поддержан Департаментом культуры города Москвы, Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, Посольством России в Ватикане и Папским Латеранским университетом. «Российской стороне показалась важной идея совместного исполнения современной итальянской музыки, посвященной русскому иконописцу. В творчестве Андрея Рублева мы видим ориентиры традиционных христианских ценностей любви и взаимопонимания», — отметил художественный руководитель Московского Синодального хора Алексей Пузаков. Важность состоявшегося события для российско-ватиканских и православно-католических отношений подчеркнул в своем слове и Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации при Святом Престоле А.А. Авдеев.

http://patriarchia.ru/db/text/5358403.ht...

Рубрики Коллекции Как жены-мироносицы изменили мир О женском предназначении, о женщине в истории, о женской любви и свободе, а так же о том как всё это отражается в мировом искусстве а через него в нас самих — в новой встрече «Женского клуба» говорит кандидат культурологии, искусствовед, специалист по русской иконописи Ирина Языкова. Женский клуб — это подкаст про женщин, женскую природу и её особенности, про реализацию себя в профессии, семье и социальной жизни. К нам приходят героини, которые многого достигли и готовы… 01.05.2023 «Искусство как диалог с Богом» — открытая лекция Академии журнала «Фома» Смотрите первую лекцию из цикла по живописи «Как искусство говорит о Боге? Разбираем все от икон до современных арт-проектов» с известным культурологом и специалистом — Ириной Языковой. 10.06.2022 Образ Александра Невского в иконографии на примере икон собора свт. Николая в Вене Никольский собор в Вене начинали строить в 1893 году при Александре III, закончен он был при Николае II и освящен в 1899 году. Оба храма, входящие в соборный комплекс, посвящены святым покровителям государей: нижний — Александру Невскому, верхний — святителю Николаю Мирликийскому, и образы этих святых присутствуют в соборе, причем в очень разнообразной иконографии. 13.01.2022 22.02.2021 Андрей Рублев: что в нем особенного? «Писать как Андрей Рублев» — такую инструкцию для русских иконописцев утвердил в 1551 году московский Стоглавый собор. Но как именно писал Андрей Рублев? Что такого уникального было в его стиле? И почему его работы до сих пор считаются непревзойденными шедеврами иконописного искусства? Разобраться в этом нам помогает заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола… 16.07.2021 Созерцая «Троицу». Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи Кто, кроме преподобного Андрея, имел отношение к созданию великого образа? Что означают символы за спинами ангелов и окошечко в престоле? Для кого оставлено четвертое место за престолом, и как можно «общаться» с этой иконой? О тайнах «Троицы» читателям «Фомы» рассказывает заведующая кафедры христианской культуры Библейско-богословского института св. Апостола Андрея (ББИ) и преподавателем Коломенской духовной семинарии, Ирина Константиновна Языкова.

http://foma.ru/authors/jazykova-irina

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010