Есть только упоминание о заказчике (преподобный Никон Радонежский) и всё. Больше ничего об этой иконе не сказано, но кое-что мы можем косвенно реконструировать. Например, известно, что Рублев был монахом. Значит, жизнь он вел молитвенную. Может быть, он даже брал какой-то обет, перед тем как приступить к написанию «Троицы». Средневековые хроники и документы той эпохи крайне скупы на такую информацию. Это стало интересовать людей уже в Новое время. Рублев был из плеяды учеников преподобного Сергия. А о них известно, что они были настоящими подвижниками, значит, с высокой долей вероятности мы можем утверждать, что Рублев был таким же. В документах тех времен упоминается много разных иконописцев. Феофана Грека все знают — он, между прочим, работал вместе с Андреем Рублевым в Благовещенском соборе. Кто-то, может быть, вспомнит Даниила Черного, с которым Рублев работал во Владимире. Есть и менее известные имена: Исайя Гречин, Прохор с Городца. Однако именно Андрей Рублев был избран для написания такой важной иконы. Такую сложную тему могли доверить только человеку, который конгениален ей. Лишь он сможет понять ее глубину и изобразить ее. Но это, к сожалению, всё, что мы можем сказать. Кадр из фильма Андрея Тарковского «Андреи Рублев». 1966 — Получается, образ Рублева в фильме Тарковского — это, по большей части, его личный режиссерский взгляд?  — Конечно. Фильм Тарковского очень хороший, но он скорее рассказывает о человеке, который живет в очень трудную эпоху. На мой взгляд, вопрос фильма таков: как христианину, тем более монаху, сохраниться в котле страшной истории, где люди убивают друг друга, сжигают города, где повсюду разорение, грязь, бедность? И вдруг — «когда б вы знали, из какого сора растут стихи!» То есть из какой страшной грязи, глубочайшей человеческой трагедии вырастают великие произведения искусства. Понятно, что Тарковский не собирался создавать реальный, исторический образ Рублева. Его больше интересует художник, который противостоит злу глубиной искусства, который свидетельствует, что в мире есть что-то другое, стоящее над его ужасом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Источник фото wikipedia.org Преподобный Андрей Рублев 2 мин., 17.10.2015 Андрей Рублев Гениальный иконописец и великий мыслитель древней Руси жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь постепенно оправлялась и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. К числу последних относятся грустные события 1408 года, когда на русскую землю вторгся хан Едигей. Разорительное нашествие монголо-татар еще раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, только объединившись, они смогут окончательно избавиться от ига Орды. Подробности жизненного пути преподобного Андрея Рублева почти неизвестны. Как и всякий средневековый мастер, он не подписывал свои произведения. В летописях его имя упоминалось редко. Скорее всего он был потомственным, коренным ремесленником. Все, что мы сейчас знаем о его личной и творческой судьбе, свидетельствует — Рублев уроженец средней полосы России, тех мест, которые мы называем теперь Подмосковьем. Только здесь сохранялись его произведения, и дошедшие до нас, и известные по древним описям. И, наконец, в своей живописи Рублев продолжал глубинные и давние традиции именно этого края Ростово-Суздальской Руси. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Иконописец еще застал в живых преподобного Сергия Радонежского, любимый ученик которого преподобный Никон впоследствии заказал ему «Троицу». Мироощущение Рублева сформировалось в среде, воспитанной на Сергиевых заветах. В житии преподобного Сергия Радонежского сказано: «Андрей иконописец преизрядный и все превосходящ в мудрости зелне, седины честны имея». В такой атмосфере инок Андрей воспитывался не только на исторических примерах святости, но и на том, что видел сам — на примерах живых подвижников, окружавших его. Да и сам он почти двадцать лет, до самой смерти, вместе со своим другом и соратником по творчеству Даниилом Черным вел жизнь монаха-иконописца. Биография Андрея Рублева

http://foma.ru/prepodobnyiy-andrey-ruble...

Этой ностальгией, тоской по иному бытию, другой настоящей жизни пропитаны все картины Тарковского. В том числе «Андрей Рублев», пожалуй, самый знаменитый фильм мастера, в авторском варианте названный «Страсти по Андрею». «Андрей Рублев» Известно, что после выхода фильма на экраны современники иногда упрекали Тарковского в искажении исторических фактов – мол, «и Рублев не тот, и Русь не та». Не понимая того, что, как первый фильм режиссера не был, в привычном понимании, «фильмом о войне», так и «Рублев» – фильм не об истории, а о человеке в истории. Точнее, о человеке, взыскующем в истории настоящего – подлинного смысла жизни, любви и красоты и страдающем оттого, что, даже научившись креститься и говорить правильные слова, люди от всего этого могут быть далеки. Если они так же далеки от Бога и ближнего и любви к ним.   Неслучайно черно-белый фильм становится цветным в тот момент, когда камера и за ней зритель начинают вглядываться в «рублевские» иконы, узнавая изображенных на них птиц, зверей, постройки и людей, знакомых по другим кадрам. Авторы фильма словно говорят: «Посмотрите, каким красивым и совершенным был задуман этот мир, и, несмотря на все несовершенство окружающей жизни, он все еще светится любовью и красотой. Но это знание и это видение нельзя механически усвоить, просто по праву рождения в православной стране. Их необходимо выстрадать, пронеся через всю свою жизнь тоску по иному, совершенному миру и его подлинной красоте, как это сделал преподобный Андрей Рублев». Критики давно заметили, что все фильмы Тарковского тесно связаны. Настолько, что, как однажды сказала Наталья Бондарчук, все их можно объединить в один большой фильм. «Солярис», в котором актриса исполнила одну из главных ролей, не стал исключением. Своеобразным мостиком к нему могут служить слова о радости человеческого общения, прозвучавшие в одной из последних сцен «Рублева»: «Иногда встретишься с кем-то взглядом, и как будто причастился» . И снова перед нами фильм не о космосе, а о человеке в «космосе», пространстве всех его занятий, мыслей, убеждений, планов, стремлений, воспоминаний, чувств и переживаний. О том, что из всего многообразия окружающих человека явлений, прежде всего, «человеку нужен человек» или, говоря языком Евангелия, «ближний», которого, по Заповеди Божией, ему следует «возлюбить, как самого себя» (Мф. 22:39), и именно за это дать ответ.  

http://pravmir.ru/andrey-tarkovskiy-nost...

И именно таковой икона «Святая Троица» создавалась, в память и прославление преподобного Сергия Радонежского – борца с «ненавистной рознью мира сего», как назвал его преподобный Епифаний Премудрый. «Святая Троица» в качестве художественного символа эпохи свидетельствовала, что целостное культурное пространство Руси возрождено, и оно есть Дом, в котором царят любовь, самоотверженная жертвенность, человечность и свято оберегается драгоценное византийское наследие. Список литературы: Успенский Л.А . Богословие иконы Православной Церкви. – М.: 1989. Салтыков А.Л . О значении «Ареопагитик» в древнерусском искусстве (к изучению «Троицы» Андрея Рублева)//Древнерусское искусство XV–XVII вв. Флоренский П.А . Иконостас. – М.: 1994. Алпатов М.А . Андрей Рублев. – М.: 1972. Великие Минеи-Четьи. Сентябрь 9. – Стлб. 557–558. Грабарь И.Э . Андрей Рублев//Вопросы реставрации. Сб. 1. М., 1926. Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева. М., 1960., 62., С.38,илл. 4–6. Бояр   О. П . К вопросу о «звенигородском чине»//Древнерусское искусство XV – начала XVI веков. Т. 1. М., 1963. Ильин М. А . К датировке «звенигородского чина»//Древнерусское искусство XV – начала XVI веков. Т.1.М.,1963.С. 83–92. Лазарев В.Н . Андрей Рублев и его школа. М., 1966. Андреев М. И . Об иконографии Звенигородского чина//Реставрация и исследования памятников культуры.  Г.В.Попов.  Андрей Рублев. М.,2007. – Вып. 2. М., 1982. С. 45–51. Прохоров Г.М . Древняя Русь как историко-культурный феномен/Г.М. Прохоров. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. Ложкина Н.А . Две эпохи православного Возрождения. – Санкт-Петербург: Р-КОПИ, 2013. – 496 с.   Прохоров Г.М . «Некогда не народ, а ныне народ Божий…». Древняя Русь как историко-культурный феномен/  Прохоров   Г.М . – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. С.158–178.   Ложкина Н.А.  Две эпохи православного Возрождения. Санкт-Петербург: Р-КОПИ, 2013.   Грабарь И.Э . Андрей Рублев//Вопросы реставрации. Сб. 1. М., 1926. С. 192. Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева.

http://pravoslavie.ru/154839.html

В 1382 г. преп. Афанасий Высоцкий покинул обитель и последовал за митрополитом Киприаном сначала в Киев, а затем в Константинополь, откуда прислал в Высоцкий монастырь для нового храма Зачатья Богородицы семь икон деисусного чина, получившего название «Высоцкого». Высоцкий чин оставил значительный след в русской культуре: его автор был большим мастером, опиравшимся на богатые традиции и опыт, накопленный византийской живописью. В. Н. Лазарев сравнивал Высоцкий чин со знаменитым Звенигородским чином работы Андрея Рублева 173 . Не исключена возможность, что Андрей Рублев видел новые греческие иконы. Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV в.), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преп. Андрея Рублева. Сравнение Звенигородского чина с Высоцким чином помогает увидеть различие русской и византийской живописи в конце XIV– начале XV вв. и показывает, как и в каком направлении шла переработка Андреем Рублевым византийского наследия 174 . Архиепископ Сергий (П. А. Голубцов ), на основании нового прочтения текста «Сказания О святых иконописцах», сделал предположение, что Рублев мог стать иноком в Высоцком монастыре в 1380-х гг., где «быша в послушании у преподобного Никона» – ученика Афанасия Высоцкого, ставшего впоследствии, незадолго до смерти преп. Сергия Радонежского игуменом Троицкого монастыря. Возможно, в Серпухове, в Высоцком монастыре, в этом центре русско-византийских связей, начал Андрей Рублев путь художника. Так как Высоцкий монастырь был связан с греческими монастырями, инок Рублев мог участвовать в поездках в Константинополь. Предположение, что Андрей Рублев состоял учеником Феофана, основано на записи 1405 г., где оба их имени упоминаются совместно, причем первым идет Феофан. То, что Феофан оказал определенное и, может быть, немалое воздействие на Рублева, можно считать несомненным, хотя бы в силу того, что они сотрудничали какое-то время, и более молодой Андрей, конечно, внимательно наблюдал, как работает знаменитый грек. Однако никаких указаний на более тесное их взаимодействие и отношения по типу учитель-ученик не обнаружено. Наоборот, то, что в записи 1405 г. между ними упомянут еще один мастер – старец Прохор с Городца, не имевший касательства к Феофану, скорее наводит мысль об отсутствии таких отношений между Феофаном и Андреем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконы преподобного Андрея Рублева Иконы преподобного Андрея Рублева говорят о нем лучше всяких слов. 17 июля, 2013 Иконы преподобного Андрея Рублева говорят о нем лучше всяких слов. Содержание статьи Знаем ли мы житие преподобного Андрея Рублева? О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре. Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов. Загадка иконописца Андрея Рублева Справка: Андрей Рублев — один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных. Известный Режиссер Тарковский снял фильм «Андрей Рублев», где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия. Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.

http://pravmir.ru/ikony-prepodobnogo-and...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение. Память преподобного Андрея Рублева     Завтра Святая Церковь чтит память новопрославленного святого преподобного Андрея Рублева, который жил в пятнадцатом веке, следовательно, свыше пятисот лет тому назад, и при жизни почитался как выдающийся иконописец. О нем есть упоминания и в летописях, правда очень скупые и краткие. Неизвестно, откуда он родом, как он жил, как подвизался, как молился, – почти ничего неизвестно кроме того, что он был учеником преподобного Сергия и по его благословению написал «Троицу». Можно спросить: а на каком основании он канонизирован как святой? Дело в том, что примерно через восемьдесят-сто лет после покрытия олифой икона чернеет и изображение на ней перестает быть видно. Поэтому когда иконы, которые написал Андрей Рублев, потемнели, эти доски стали использовать для написания других икон, и память о его живописи исчезла из Церкви. Андрей Рублев был вновь открыт в двадцатом веке, когда его иконы расчистили. Расчистили – и ахнули: кто же мог создать такую красоту? Бросились к летописям и увидели, что в эти времена творил такой иконописец, ученик преподобного Сергия. И стало совершенно очевидно, что эти иконы могли быть созданы только им. Поэтому Андрей Рублев явился в двадцатом веке как бы заново. На каком же основании Церковь заключает о его святости? Это зиждется на одном-единственном аргументе, но это аргумент такой силы, против которого сказать уже ничего нельзя: за него говорят его иконы. Такую красоту мог создать только святой человек. И после того, как он написал свои иконы, было даже специальное Соборное постановление, чтобы писать только как Андрей Рублев. Хотя сам он отступал от канонов, существовавших в то время, но то, что он написал, стало каноном, то есть в переводе с греческого – правилом. Преподобный Андрей расписал много храмов в Москве, Звенигороде и других местах, но от его фресок сохранились только фрагменты. Он написал очень много иконостасов, но полностью ни один иконостас тоже не сохранился. Из Звенигородского иконостаса до нас дошло только несколько икон. Самая знаменитая – «Спас», которую отняли у Церкви, и она сейчас в Третьяковской галерее, и «Апостол Павел» и «Архангел Михаил» – тоже в Третьяковской галерее. Эти иконы каждый из нас должен обязательно увидеть, и не только увидеть, надо их знать, надо на них долго и долго смотреть, надо их очень хорошенько запомнить, особенно «Троицу», написанную по благословению преподобного Сергия и ставшую художественным изображением высокого богословия этого святого, который в честь Пресвятой Троицы основал свой монастырь – Троице-Сергиеву Лавру. Ее так и называли – дом Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

В 1408 г., как сообщает летопись, преподобный Андрей и Даниил расписывают Успенский собор во Владимире. Под этим годом летописи указывают: «Того же лета мая 25-го начата бысть расписываться великая и соборная церковь Пречистая Володимирская повелением великого князя, а мастеры Данило-иконник да Андрей Рублев». Высокая миссия была доверена Даниилу Черному и преподобному Андрею, который упоминается вторым, как более младший. Иконописцы достойно выполнили возложенное на них послушание. На протяжении XIV—XVII вв. память обоих иконописцев, в первую очередь святого Андрея, была окружена глубоким почитанием. В середине XVI в. Стоглавый Собор возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ Святой Троице как писал Андрей Рублев и «пресловущие греческие живописцы». Таким образом, святой Андрей поставлен в один уровень с теми «пресловущими», хотя в подавляющем большинстве безвестными византийскими художниками, которые выработали православный канон иконописи. Можно также думать, что идеальный образ иконописца, начертанный в 43-й главе Стоглава и широко распространившийся через иконописные подлинники, в немалой степени вдохновлен преданием о свя¬том Андрее, хорошо известном отцам Собора. Свидетельство о духовном признании святости преподобного Андрея находим в Строгановском иконописном подлиннике (кон. XVI в.). Этот подлинник был составлен, по-видимому, в среде придворных иконописцев и пользовался самым широким влиянием и авторитетом. Подлинник сообщает: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные, а прежде живяте в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу...» Здесь святой Андрей именуется преподобным (как, несколько ниже, и Даниил), все его иконы признаются особо благодатными; указывается на его принадлежность к духовной традиции святых Сергия и Никона. Имя святого Андрея (вместе с Даниилом) встречается и в древних месяцесловах.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Есть только упоминание о заказчике (преподобный Никон Радонежский) и все. Больше ничего об этой иконе не сказано, но кое-что мы можем косвенно реконструировать. Например, известно, что Рублев был монахом. Значит жизнь он вел молитвенную. Может быть, он даже брал какой-то обет, перед тем как приступить к написанию «Троицы», но точно мы ничего утверждать не можем. Средневековые хроники и документы той эпохи крайне скупы на такую информацию. Это стало интересовать людей уже в Новое время. Рублев был из плеяды учеников преподобного Сергия. А о них известно, что они были настоящими подвижниками, значит, с высокой долей вероятности мы можем утверждать, что Рублев был таким же. В документах тех времен упоминается много разных иконописцев. Феофана Грека все знают – он, между прочим, работал вместе с Андреем Рублевым в Благовещенском соборе. Кто-то может быть вспомнит Даниила Черного, с которым Рублев работал во Владимире. Есть и менее известные имена: Исайя Гречин, Прохор с Городца. Однако, именно Андрей Рублев был избран для написания такой важной иконы. Такую сложную тему могли доверить только такому человеку, который конгениален ей. Лишь он сможет понять ее глубину и изобразить ее. Но это, к сожалению, все, что мы можем сказать. – Получается образ Рублева в фильме Тарковского – это, по большей части, его личный режиссёрский взгляд? – Конечно. Фильм Тарковского очень хороший, но он скорее рассказывает о человеке, который попадает в очень трудную эпоху. На мой взгляд, вопрос фильма таков: как христианину, тем более монаху, сохраниться в котле страшной истории, где люди убивают друг друга, сжигают города, где повсюду разорение, грязь, бедность? И вдруг – «когда б вы знали из какого сора растут стихи!» То есть из какой страшной грязи, глубочайшей человеческой трагедии вырастают великие произведения искусства. Понятно, что Тарковский не собирался создавать реальный, исторический образ Рублева. Его больше интересует художник, который противостоит злу глубиной искусства, который свидетельствует, что в мире есть что-то другое, стоящее над его ужасом.

http://pravoslavie.ru/94430.html

Андрей Рублев. Преображение. Из праздничного чина. Начало XV в. (1410-е гг.?). Благовещенский собор Московского Кремля В отличие от Феофана, Рублев не противопоставляет духовную красоту материальной. Для него разнообразие мира – свидетельство бесконечного Божественного совершенства и величия. Человеческое тело – вместилище духа, и оно несет в себе Божественное начало. Но так же, как Феофан, Рублев стремится достигнуть воплощения красоты первоначального, нетленного человека. И так же, как и греческий мастер, Рублев стремится передать в образе красоты результат творческой деятельности преображенного человеческого духа. Феофан Грек в своем эстетическом видении исходит из идеи абсолютного торжества духа над материей. Он противопоставляет дух и материю, сталкивает две силы: активное духовное начало – Свет, и пассивное, темное начало, олицетворявшее «ветхую» (испорченную) человеческую душу и плоть. Победа над плотью означает всецелое преображение тела духом. Живопись Рублева имеет иную смысловую направленность – она проникнута идеей реальности преображенного человеческого естества. Действие Фаворского света проявляется в нерасторжимом единстве духа и плоти, так как, преображаясь вместе с душой, плоть наполняется светоносной энергией. Андрею Рублеву удалось воплотить свойственное русской ментальности оптимистическое мировосприятие с византийской духовно-смысловой доминантой исихастского идеала. Многим в этом отношении он был обязан Феофану Греку, с которым вместе работал. Но по складу своего лирического дарования Рублев был антиподом греческого мастера: для Андрея Рублева остались далекими суровые, полные драматизма феофановские образы. Одновременно, в произведениях Андрея Рублева присутствуют лишь деликатные семантические намеки на славянскую архаику. Русский художник выработал свой национальный совершенный художественный язык, и в XV веке, и в последующие времена его идеалы были ориентиром для многих русских иконописцев. На рубеже XIV–XV вв. Москва стала крупнейшим политическим и культурным центром Руси. Московские воеводы наряду с удельными князьями возглавили объединенные русские полки в сражении с войсками Мамая в 1380 г. на Куликовом поле. Как отмечает Г. М. Прохоров, «...на Куликовом поле одержало победу православно-христианское государство... С этого момента под этим знаменем Москва в течение ста лет объединяет всю Великую Русь» 171 . Московские князья являлись наследниками и продолжателями дела, начатого Димитрием Донским по укреплению Руси, и поддерживали Русскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010