В Третьяковской галерее открывается выставка «Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника» 21 декабря 2010 г. 10:00 С 21 декабря 2010 года по 27 февраля 2011 года в Государственной Третьяковской галерее проходит выставка «Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника». Выставка является совместным проектом Третьяковской галереи и Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Приветствие организаторам и участникам выставки направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В рамках экспозиции впервые за последние полвека собраны произведения из ведущих музеев России, которые традиционно связываются с именем преподобного Андрея Рублева или могли быть созданы в его ближайшем окружении. Помимо икон, на выставке представлены иллюстрированные рукописные книги, а также фрагменты монументальной живописи, обнаруженные во время недавних археологических исследований. К открытию выставки опубликовано фундаментальное, более чем 600-страничное издание — каталог-альбом — итог многолетних исследований ведущих специалистов в области древнерусского искусства. Наряду с Третьяковской галереей и Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в выставке участвуют ведущие музеи страны — Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Государственный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, а также Сергиев-Посадский историко-художественный музей и Звенигородский историко-художественный музей. Представлены два фрагмента Царских врат (2-я четверть XV века) из собрания В.А. Логвиненко. Сведения о жизни и деятельности преподобного Андрея Рублева, несмотря на усилия нескольких поколений исследователей, остаются краткими и отрывочными. Самые ранние упоминания о нем можно найти в Троицкой летописи. Первое, под 1405 годом, — о работах над росписью великокняжеского Благовещенского собора в Московском Кремле: «… а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андреи Рублев, да того же лета и кончаша ю». Второе упоминание, под 1408 годом, гласит: «…мая в 25 начаша подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже в Владимире повелением князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андреи Рублев».

http://patriarchia.ru/db/text/1345705.ht...

Известные черты сходства с произведениями Андрея Рублева обнаруживают также миниатюры «Евангелия 1401 года» (Государственная библиотека им.Ленина) и «Переяславского Евангелия» (Государственная Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина) 53 . 3. Третий период -жизни и творчества Андрея Рублева (1425–1430 гг.) Лучшее из произведений Андрея Рублева – чудотворная икона Святой Троицы, находящаяся ныне в Государственной Третьяковской галерее 54 . Клинцовский иконописный подлинник сообщает, что «преподобный Андрей, Радонежский иконописец, прозванием Рублев, писаше многия святыя иконы, чудны зело и украшенны; бе той Андрей прежде живяше в послушании преподобнаго отца Никона Радонежского: той повеле ему при себе написати образ Пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему Сергию чудотворцу» 55 . Из этого сообщения мы можем, кажется, заключить, что Андрей Рублев, названный «Радонежским», вероятно, по причине первоначальной принадлежности к братии Свято-Троицкой обители, основанной преподобным Сергием Радонежским 56 , написал икону Святой Троицы в период полного расцвета своего таланта – после того, как написал уже «многия святыя иконы, чудны зело и украшенны». Слова о том, что прежде «той Андрей живяше в послушании преподобнаго Никона», имеют, по-видимому, характер вскользь сделанного замечания, имеющего целью уточнить образ взаимоотношений между игуменом и прославленным иконописцем указанием на их прежнюю близость. Надо полагать, что Рублев ко времени написания иконы Святой Троицы вышел уже из непосредственного подчинения обители преподобного Сергия, в связи с своим положением знаменитого московского мастера, находившегося в ведении великого князя; вероятно, он и числился теперь монахом подмосковного Спасо-Андроникова монастыря» 57 , однако любил, конечно, и обитель преподобного Сергия, как место своего пострига и долголетних иноческих трудов под духовным руководством преподобного Никона. Что слово «повеле» не следует понимать как приказание послушнику, можно, по-видимому, заключить из сопоставления приведенного нами свидетельства Клинцовского подлинника со следующим летописным указанием: «Бяше нужно бо и се нам есть помянути... яко исполнися желание преподобнаго отца настоятеля Никона. Умолени быша от него чюднии добродетельнии старцы и живописцы Данил и Андрея предномянутый... и яко украсиша подписанием церковь сию» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

также: Андрей Рублев: что в нем особенного? Рублев был из плеяды учеников преподобного Сергия. А о них известно, что они были настоящими подвижниками, значит, с высокой долей вероятности мы можем утверждать, что Рублев был таким же. В документах тех времен упоминается много разных иконописцев. Феофана Грека все знают — он, между прочим, работал вместе с Андреем Рублевым в Благовещенском соборе. Кто-то может быть вспомнит Даниила Черного, с которым Рублев работал во Владимире. Есть и менее известные имена: Исайя Гречин, Прохор с Городца. Однако именно Андрей Рублев был избран для написания такой важной иконы. Такую сложную тему могли доверить только человеку, который конгениален ей. Лишь он сможет понять ее глубину и изобразить ее. Но это, к сожалению, все, что мы можем сказать. Получается, образ Рублева в фильме Тарковского — это, по большей части, его личный режиссёрский взгляд? Конечно. Фильм Тарковского очень хороший, но он скорее рассказывает о человеке, который попадает в очень трудную эпоху. На мой взгляд, вопрос фильма таков: как христианину, тем более монаху, сохраниться в котле страшной истории, где люди убивают друг друга, сжигают города, где повсюду разорение, грязь, бедность? И вдруг — «когда б вы знали, из какого сора растут стихи!» То есть из какой страшной грязи, глубочайшей человеческой трагедии вырастают великие произведения искусства. Понятно, что Тарковский не собирался создавать реальный, исторический образ Рублева. Его больше интересует художник, который противостоит злу глубиной искусства, который свидетельствует, что в мире есть что-то другое, стоящее над его ужасом. Поэтому эту киноленту в первую очередь стоит рассматривать не как строгую историческую картину, а как попытку одного художника понять другого. Воинские подвиги не имеют никакого значения, если за ними не стоит очищение человеческой души. Поэтому и преподобный Сергий начал не с политики, не с войны, а с очищения и воспитания людей. И в этом смысле икона — важный артефакт, который противостоит тьме эпохи. Сам факт ее написания — подвиг.

http://foma.ru/sozertsaya-troitsu.html

И сейчас, когда мы смотрим фильм «Андрей Рублев» глазами людей, знающих Евангелие, Библию, нам много легче его воспринимать, потому что цитаты нами узнаваемы. А в то время «считывать» эти смыслы было труднее. Но Тарковский все сделал для того, чтобы люди поняли, о чем речь. Чудом остается сам факт, что в принципе дали снять такой фильм, как «Андрей Рублев» и показать его хоть где-то хоть как-то, потому что это свидетельство невероятной силы – о Евангелии, о Спасителе. Свидетельство вневременное, но именно в то время свидетельствовать о Христе было чем-то совершенно невероятным. Святое и грешное А как быть с колядками в ночь Ивана Купалы? Как объяснить этот эпизод? Тарковский не был очень церковным человеком. Он Русь того времени представлял по тем работам, с которыми он и Андрей Кончаловский могли познакомиться. Им помогал Савва Ямщиков. Для нас очень важно, что съемки проходили в том числе в Псково-Печерском монастыре. Многие сцены снимались в действующей обители, и, конечно, авторы фильма жили рядом со старцами, общались с духовными людьми. А старцы молились о них наверняка. Нет сомнений, что это чудо вообще произошло по их молитвам. Кроме того, старцы, я уверен, консультировали их, какие-то важные вещи говорили. Эпизод «Ночь Ивана Купалы» – это, конечно, очень личное видение самого Андрея Арсеньевича, его видение образа художника, судьбы художника, который впадает в различные искушения. Думается, тут тоже своего рода автопортрет. На себя примерял. Наверное, если бы в то время преподобный Андрей Рублев был прославлен, к его житию режиссер подходил бы осторожнее. Но перед нами фильм не о святости, а о судьбе художника. «Выбери Веселеила» Кадр из кинофильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» Очень интересна притча о колоколе. Мальчик всех обманывает: говорит, что знает секрет литья колоколов, мол, отец ему перед смертью передал. А на самом деле он секрета не знает. Но он берет на себя эту смелость – что-то сотворить. Это аллюзия из книги Исход, когда Господь говорит Моисею: «Для всех дел по постройке и украшению Храма, пошивке дорогих облачений, по устройству Ковчега Завета ты выбери себе Веселеила.

http://pravoslavie.ru/90549.html

Творчество преподобного Андрея Рублева в контексте русского Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв. Наталья Александровна Ложкина Преподобный Андрей Рублев. Иконописец И.В. Ватагина Исихастские споры, по мнению Г.М. Прохорова, стали точкой и встречи, и расхождения двух европейских Возрождений. По мнению ученого, русские исихасты – преподобные Сергий Радонежский, Стефан Пермский и другие – определяли судьбы Московского государства и создали идеологию Русского Православного Возрождения . Данная концепция нашла свое продолжение и развитие в нашем исследовании . Преподобный Андрей Рублев вошел в историю древнерусской культуры как великий мастер иконографии, гениально синтезировавший в своем творчестве художественно-эстетические достижения палеологовского Возрождения и духовно-нравственные смыслы просветительской деятельности преподобного Сергия Радонежского. Несомненно, что преподобный Андрей Рублев был одним из самых культурных, высокообразованных людей своего времени. Но едва ли заслуга в культурном развитии русского живописца принадлежала Феофану Греку. Подвижный образ жизни Феофана и свойственная его личности склонность к непрерывному расширению круга общения едва ли располагали к занятиям систематическим учительством. Наставничество, открывавшее ученику путь к проникновению в духовную суть византийской художественной традиции, процветало в стационарно стабильной и относительно замкнутой социокультурной среде художественных мастерских Византии. Таким образом, нам представляется более оправданным предположение, что художественное образование было получено Андреем Рублевым как на Руси от Феофана, так и непосредственно на родине византийской иконописи. Место пострижения преподобного Андрея Рублева достоверно неизвестно. Но вся его жизнь была связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и его дочерней ветвью – Спасо-Андрониковым в Москве. Покров с мощей преподобного Сергия. XV век. Музей «Ризница». Троице-Сергиева лавра Предание, восходящее к концу XVI в., утверждает, что преподобный Андрей Рублев был духовным чадом преподобного Никона Радонежского и, возможно, принял постриг в Троицком монастыре.

http://pravoslavie.ru/154839.html

По кончине преподобного Сергия ( 1392) труды по управлению обителью принял на себя преподобный Никон, поставленный на игуменство еще самим преподобным Сергием за б месяцев до его преставления. Однако вскоре «он отказался от игуменства, чтобы удалиться для упражнения подвигом безмолвия и в продолжении 6 лет был заменяем на игуменстве, которое потом опять воспринял, Саввою Дубенским (впоследствии Звенигородским) 9 . Художественное дарование Рублева было, конечно, замечено и новым игуменом. С целью содействовать развитию этого дарования его, по-видимому, часто отпускали в Москву, вернее, в Спасо-Андроников монастырь, который был тесно связан с жизнью Троицкой обители как основанной преподобным Сергием (учеником коего был святой Андроник) и в то же время находился лишь в трех-четырех верстах от Москвы 10 . Бывая в Москве, Рублев «имел возможность ознакомиться с работами Феофана Грека, который был тогда центральной фигурой всего московского искусства» 11 . Известно, что Феофан в 1395 г. расписал (вместе с Симеоном Черным) в Москве церковь Рождества Пресвятой Богородицы «на сенях» 12 , а в 1399 г.– Архангельский собор 13 . Ю. А. Лебедева считает вполне возможным, что Андрей Рублев принимал участие в этих работах, а, может быть, и в еще более ранних по времени (1392 г.) работах по росписи построенного Дмитрием Донским Успенского собора в Коломне 14 . К сожалению, все эти росписи до нас не дошли. В 1395 г. из города Владимира в Москву была привезена для реставрации чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Ю. А. Лебедева допускает, что в этой реставрации участвовал также и Рублев. Основанием к такому предположению она считает следующее соображение. В Государственном Русском музее хранится небольшая икона Божией Матери «Умиление», которая в старой инвентарной книге древнерусского отдела Музея значится как произведение, приписываемое Рублеву (а пометка, сделанная там же другой рукой, гласит: «Рублев, XIV век»). Эта икона, написанная несомненно кистью талантливого мастера, представляет собой как бы свободную переработку Владимирской иконы с внесением некоторых особенностей. Часть этих особенностей напоминает Донскую икону Божией Матери, написанную незадолго перед тем одним из русских учеников Феофана, в Москве и находившуюся, кажется, в Благовещенском соборе. Возможно, что облик только что реставрированной Владимирской иконы, сопоставленный с изображением Донской иконы, вдохновил Рублева написать икону «Умиление», в которой «так неожиданно сочетаются впечатления от двух замечательных произведений живописи и в то же время дается новое решение, не повторяющее знаменитых оригиналов...» Икона Божией Матери «Умиление» выполнена, по-видимому, во второй половине 90-х годов XIV в. и «является пока единственным произведением живописи этого периода, которое можно предположительно приписывать Рублеву» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

публикация//Фома. - – май 2014. – С.66-71. – (раздел « Культура »). Дмитрий Володихин . Крещение Руси: как это было . Иллюстрированный рассказ. Рисунки Екатерины Гавриловой//Фома. – Спецвыпуск. 2014/ОПК. – С.76-81. – (раздел « О чем рассказать детям: история »). Первая публикация//Фома. - – июль 2013. – С.22-27. – (рубрика « Тема номера. Два крещения Руси »).  О ЧЕМ РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ:               ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА (раздел). – С.82-105. (на заставке/С.82-83/в коллаже использовано фото Владимира Алексеева) Искусство: Наталья Иртенина . Преподобный Андрей Рублев: монах, иконописец, святой . Рисунки Елены Поповской. Ил.: Репродукция картины художника Г. Лисснера «Тохтамыш штурмует стены Кремля». РИА Новости; Шествие праведных в рай. Андрей Рублев, Даниил Черный. Деталь фрески. Успенский собор во Владимире. 1408; Страшный суд. Андрей Рублев, Даниил Черный. Фреска. Успенский собор во Владимире. 1408; Звенигородский чин Андрея Рублева: Архангел Михаил, Спас, апостол Павел; Троица. Андрей Рублев. 1425//Фома. – Спецвыпуск. 2014/ОПК. – С.84-91. – (раздел « О чем рассказать детям: искусство и литература », рубрика « Искусство »). К 700-летию преподобного Сергия Радонежского Анна Федорец . Михаил Нестеров : Как изобразить чудо ? Образ преподобного Сергия Радонежского на полотнах художника. Ил.: Картины М. Нестерова: Видение отроку Варфоломею. 1889-1890; Пустынник. 1889; Юность Сергия. 1897; Христос, благословляющий отрока Варфоломея. 1926; Преподобный Сергий. 1898; Труды преподобного Сергия. Триптих. 1897; Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским. 1898-1899. Редакция благодарит издательство «Белый город» за предоставленные репродукции//Фома. – Спецвыпуск. 2014/ОПК. – С.92-97. – (раздел « О чем рассказать детям: искусство и литература », рубрика « Искусство »). Литература: Православие в русской поэзии. Подборка стихов о православных праздниках (из антологии «Круг лета Господня». - М.: «Сретение», 2009). Ил.: Буря, дождь. Исаак Левитан. 1899; Русская зима. Лигачево. Константин Юон. 1947; Весна в деревне. Мануил Аладжалов (1862-1934); Степь (Нива). Архип Куинджи. 1875. Редакция благодарит издательство «Белый город» за предоставленные репродукции//Фома. – Спецвыпуск. 2014/ОПК. – С.98-105. – (раздел « О чем рассказать детям: искусство и литература », рубрика « Литература »). Имеется информационная справка, посвященная поэтической антологии « Круг лета Господня » (С.104). Содержание подборки:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

Немного имен дошло до нас от этого времени. Это закономерно: всегда православный художник считал своим долгом анонимное творчество. Дух Святой, а не грешный человек, по мысли мастера, был подлинным творцом написанной им иконы. Отсюда и традиция не подписывать произведений. И все же высоты, до которых поднялись несколько крупнейших мастеров Московской Руси, были столь велики, что народ благоговейно сохранил память об этих именах. Это, в первую очередь, великий Феофан Грек, вновь прививший русскому иконописному искусству традиции византийской живописи на исходе XIV в. Это преп. Андрей Рублев - в конце XIV - начале XV в.в. И наконец, во II половине XV в. это - знаменитый Дионисий. На нем великая эпоха церковного искусства практически заканчивается, что соответствует наметившемуся снижению уровня духовности на Руси и совпадает как со свидетельствующими о том же спорами о монастырском землевладении, так и с первым потрясением основ Русского Православия - ересью жидовствующих. Все упомянутые великие мастера - Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, - были очень тесно связаны с ведущими подвижниками своего времени. Это особенно наглядно видно на примере Андрея Рублева, который и сам причислен к лику святых, будучи непосредственным учеником преподобного Сергия, человеком его круга, преломившим духовную традицию Игумена всея Руси в иконописи. Об Андрее Рублеве впервые упоминают источники под 1405 годом. В летописи сообщается о его участии в работах по росписи великокняжеского Благовещенского собора в Московском Кремле. В связи с этим упомянуты мастера " Феофан Гречин, Прохор, старец с Городца да чернец Андрей Рублев " . Андрей Рублев упомянут здесь на 3-м месте, последним, следовательно, он был самым молодым и, возможно, учеником первых. Наличие фамилии у Андрея является редкостью для того времени и может служить свидетельством его принадлежности к аристократическим кругам. Во всяком случае в Москве известен боярский род Рублевых, с которым связано и название древнего подмосковного села Рублево.

http://sedmitza.ru/lib/text/436269/

— В современных публикациях и про икону «Троицы» сообщают «с большей вероятностью написана Рублевым». То есть без категоричности… — Да, есть и альтернативные версии. Мы знаем о том, что Даниил и Андрей Рублев работали в Троице-Сергиевом монастыре в двадцатые годы XV века и что они «украсили подписанием» (то есть расписали фресками) новый Троицкий собор, воздвигнутый по повелению преподобного Никона. Теоретически может быть оспорена даже одновременность этой ныне утраченной росписи и существующего иконостаса – ведь после написания фресок должно было пройти какое-то время, чтобы они просохли, и только после этого можно было устанавливать иконостас. Вдруг для работы над иконостасом были приглашены уже другие мастера? И отдельное допущение, что храмовая икона собора была исполнена вместе со всем остальным иконостасом, а не перенесена, например, из более раннего храма, как полагают некоторые исследователи. Наконец, не будем забывать, что авторство Рублева в отношении именно этой иконы удостоверяет достаточно поздний источник – «Сказание о святых иконописцах», появляющееся в составе иконописных подлинников лишь с конца XVII века. — С другой стороны, есть свидетельство Стоглавого собора 1551 года, где говорится, что «Троицу» надо писать, как Андрей Рублев. — Обратите внимание – просто как Андрей Рублев, а не как Андрей Рублев написал на храмовой иконе Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. То есть это, в строгом смысле, не ссылка на конкретный образ, а напоминание об особом варианте иконографии, который был создан этим художником. Мы опасались, что обнаружим на “Троице” только дописи — Но насколько икона «Троицы» сохранила первоначальную живопись, можно ли говорить о том, что это живопись раннего XV века, или это все уже позднейшие поновления и реставрации? — Да, сомнения в подлинности первоначальной живописи «Троицы» высказывали многие. Больше всего грешили на Василия Гурьянова, который впервые предпринял полноценную реставрацию иконы в 1904 году, расчистил ее настолько, насколько позволяли его возможности, а затем прописал вновь, приведя в требуемый «благолепный» вид. Не случайно историк искусства Николай Сычев в 1915 году довольно сурово прокомментировал эту реставрацию, заявив, что она не раскрыла, а по существу окончательно закрыла для нас «Троицу», поскольку взамен удаленных записей реставратор исполнил свои собственные.

http://pravmir.ru/kak-issledovali-ikonyi...

Дай Бог всем нам, стране нашей, народу нашему идти по пути, указанному такими подвижниками духа, каким был преподобный Андрей Рублев. Он соединял высочайшее мастерство с глубочайшей верой, труды с молитвой. Только посредством такой синергии – Божественного и человеческого – мы можем достигнуть процветания общества, культуры, нации. Благословение Господне да пребудет со всеми вами, любящими и ценящими образный и совершенный язык русской иконы. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси». Митрополит Волоколамский Иларион Митрополит Иларион также обратился к собравшимся: — Были времена, когда культура была отделена от Церкви, а Церковь от культуры, и между ними была возведена высокая и глухая стена. В эти годы искусство преподобного Андрея Рублева служило мостом между очень многими людьми и Церковью, которая была гонимой. А вот эти иконы запретить было невозможно. Как только о них ни говорили, какие сказки о них ни рассказывали, но самим только умозрением в красках, которое запечатлелось в этих иконах, они безмолвно свидетельствовали о непреходящей красоте православия, об истине православия. И самим присутствием на стенах в музеях они подготавливали то возрождение церкви, которое сегодня происходит. Преподобный Андрей Рублев был легендарным иконописцем уже при своей жизни. Некоторые считают, что и Рублевым он был прозван потому, что иконы его ценились очень дорого, за них платили не копейками, а рублями. Преподобный Андрей был известен и после своей смерти. Это один из немногих иконописцев, чье имя сохранилось в истории. Более того, он один из немногих людей, которого церковь прославила прежде всего благодаря его искусству, благодаря тем шедеврам, которые дошли от него и сохранились до наших дней. Сегодня преподобный Андрей Рублев стал символом иконописания, и он стал небесным покровителем всех наших иконописцев. В заключение Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова исполнил духовные произведения Николая Голованова. Выступление Московского Синодального хора

http://pravmir.ru/otkrytie-vystavki-andr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010