«Мы открываем постоянную экспозицию, тематика во многом связана с Отечественной войной 1812 года, поскольку и само здание Главного штаба посвящено победе над Наполеоном, — отметила куратор Анна Иванникова. — Сейчас в церкви установлен походный иконостас, заказанный императором Александром Первым в 1816 году, поскольку иконостас, который сопровождал императора во время военной кампании, был перевезен по его приказу в Вильно. Этот иконостас называли придворно-походным, он находился во дворце, и перед ним совершались богослужения, когда император был нездоров и не мог посещать храм. В 1826 году, после смерти Александра Первого, иконостас был перевезен в Александровский дворец Царского Села. Он был установлен в Малиновой гостиной, которая стала неглавной домовой церковью. Перед ним молилась и семья последнего российского императора Николая Второго. Иконостас поступил в Эрмитаж в 1956 году из Александровского дворца. Ценнейший экспонат — походный сундук с литургическим прибором, изготовленный по эскизам знаменитого архитектора Андрея Воронихина по распоряжению Александра Первого, сопровождал императора во время военной кампании 1813-1814 годов. Возможно, принимал участие в богослужении в 1814 году на площади Согласия в Париже по случаю полной победы над Наполеоном. Среди икон обращает на себя внимание образ Смоленской Богоматери с предстоящими преподобным Авраамием и мучеником Меркурием — небесными покровителями Смоленска. Внизу иконы — редчайшее для иконографии изображение разрушенного, горящего Смоленска, как он выглядел после ухода наполеоновских войск. Икона была заказана жителями Смоленска в дар полководцу Михаилу Кутузову, но вручить ее не удалось — в 1813 году он скоропостижно скончался. Икона какое-то время находилась в Успенском соборе Смоленска, а в 1815 году туда приехала дочь Михаила Илларионовича — Дарья Опочинина, которая захотела иметь этот образ в память о любимом папеньке. Она заказала список с иконы, который находился в Успенском соборе, а сейчас хранится в смоленском музее. А сама икона передавалась по наследству в семье Кутузова, и в Эрмитаж поступила от частного лица в 1945 году». 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5814654...

Двадцать первый день. [Поучение 2-е.] Преподобный Авраамий смоленский. (О зависти). I. Преподобный Авраамий, смоленский чудотворец, память коего совершается ныне, родился в Смоленске. В отрочестве он избегал детских игр, любя больше посещение храма Божия. А когда достиг совершеннолетия, то от брака отказался, потому что он имел расположение больше к иноческой жизни. Родители его вскоре умерли. Авраамий роздал имущество после них церквам и бедным, а сам стал носить самое бедное одеяние, и молил Бога указать ему путь спасения. Сделавшись затем иноком, он возлюбил духовное чтение и ревностно читал жития святых, особенно творения св. отцев: Златоустаго, Ефрема Сирина и других. «Жизнь земная, – говорил он, – война, а для войны нужны оружия, нужны познания опытныя: так для брани духовной нужно учиться многому у опытных св. мужей; нужно от них узнать, какое духовное оружие полезно в каком случае; от них же можем хорошо узнать и врагов наших». Будучи посвящен в священный сан, он со дня своего посвящения до самой кончины добровольно не пропускал ни одного дня без совершения божественной службы. Долгое время ничего не возмущало покоя душевного подвижника Христова. Наконец он подвергся зависти людской, от которой много и долго пришлось ему страдать. Настоятель монастыря поручил ему должность духовника, – к нему стали приходить и духовные, и миряне, чтобы послушать его богомудрых наставлений в духовной жизни. Целыя тошы народа собирались к нему. Это-то и было причиною тех гонений, которым подвергся он со стороны завистников. Злые люди возносили на преподобного разные клеветы и делали ему разные неприятности, вооружили против него самого настоятеля монастыря, и добились того, что он запретил ему беседовать с народом. Преподобный принужден был удалиться в Смоленск – в один бедный монастырь Св. Креста. Народ и здесь нашел любимца своего и целыми толпами стал собираться к нему послушать его добрых наставлений. Монастырь стал обогащаться. Наставления преподобного сильно действовали на сердца его слушателей особенно потому, что им соответствовала жизнь его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Авраамию Чухломскому, Галичскому чудотворцу, глас 4 От мирскаго мятежа изшед,/в тихое пристанище, преподобнаго Сергия обитель, притекл еси,/и тамо равноангельное житие пожив,/во страну Галичскую пришел еси,/идеже, веру Христову насаждая/и новокрещенныя люди от суеверий поганских очищая,/многи и велики подвиги подъял еси,/и, обители четыре создав,/иноков лики добре упасл еси/и ко Христу Спасу привел еси,//Егоже моли, преподобне отче Авраамие , спасти души наша. Перевод: От мирской суеты удалился в тихое пристанище, обитель преподобного Сергия, пришел ты, и там прожив жизнь, подобную ангельской, в землю Галичскую пришел, где насаждая Христову веру и новокрещенных людей от суеверий языческих очищая, многие и великие подвиги ты совершил и, создав четыре обители, монахов собрание отлично упас и ко Христу Спасителю привел ты, Его же моли, преподобный отче Авраамий, спасти души наши. Авраамию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах, глас 2 Велия веры исправления,/в пещернем затворе, яко на воде упокоения,/преподобне отче Авраамие, радовался еси,/огнем бо любве Божественным распалаем,/бдением и молитвою безстрастия достигл еси/и явился еси равноангельный на земли,//того молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Авраамию, архим. Ростовскому, глас 1 Просветився Божественною благодатию,/неверныя люди наставил еси к свету Богоразумия:/и по смерти сияя светлостию жития твоего,/источаеши исцеления притекающим с верою к тебе,/Авраамие отче наш,//Христа Бога моли даровати нам велию милость. Перевод: Просветившись Божественной благодатью, неверующих людей направил ты к свету Богоразумия, и после смерти сияя светом жизни твоей, источаешь исцеления приходящим с верой к тебе, Авраамий отче наш, Христа Бога моли даровать нам великую милость. Авраамию Смоленскому, глас 8 Днесь возсия нам память твоя, славне, яко солнце,/светозарно лучами озаряющая мир/и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая./Днесь Небесныя силы святых Ангел/и души праведных мысленно торжествуют, радующеся./Днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся:/отче преподобне Авраамие,/Христа Бога моли непрестанно//спасти град и люди, любезно тебе почитающия.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Глава 4. Преподобный Авраамий Смоленский Число Древнерусских житий домонгольского времени чрезвычайно скудно и соответственно скудны наши сведения о них. О некоторых мы имеем сказания, составленные много веков спустя и лишенные исторической достоверности. О других (немногих) – очень краткие древние записи или проложные статьи, дополненные и развитые впоследствии. Ни те, ни другие не могут служить источниками для суждении о характере и направлении духовной жизни. Все сведения о домонгольских монастырях указывают на их городской или пригородный характер. Настоятели их принимают живое участие в общественной жизни Руси; старцы являются излюбленными духовниками мирян. Отсюда можно было сделать косвенный вывод о том, что и святость в Древней Руси воспитывалась под преимущественным влиянием св. Феодосия. Среди святых преподобных, основателей монастырей домонгольской поры отметим наиболее чтимых: Авраамия Ростовского, Герасима Вологодского (если они действительно жили в эту эпоху), Антония (Римлянина) и Варлаама Хутынского в Новгороде, Ефрема Новоторжского (в Торжке). Из них лишь о преподобном Варлааме († 1142) имеем краткую запись, из которой, как впрочем и из летописи, видно, что он был сыном богатого боярина и удалившись в пустыню, в десяти верстах от Новгорода, на Хутыни, построил монастырь во имя Преображения Господня. Варлаам не был ни первым строителем монастырским в Новгороде, ни первым Новгородским святым. Но его посмертное почитание было так же велико в Новгородской земле, как св. Сергия Радонежского на Москве. С именем национального новгородского заступника связано много легенд, записанных в XV веке. В эпоху борьбы Новгорода с Москвой его мощи давали чувствовать свою силу москвичам, презрительно относившимся к новгородским святыням, и даже самому Грозному. Может быть, к концу домонгольской (или началу монгольской) эпохи относится жизнь и подвиг Никиты, «столпника» Переяславского. Позднейшее житие рассказывает о его грешной и лихоимной жизни в миру, сменившейся суровым покаянием. Он спасался в монастыре, в трех верстах от Переславля-Залесского в столпе (то есть в башне), обложив свое тело тяжелыми веригами. Убитый разбойниками, которые приняли за серебро блеск его вериг, Никита присоединил венец страстотерпца к подвигу преподобного. Житие приписывает ему особую власть над демонами, быть может, вдохновляясь образом тезоименитого ему великомученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Духовное просвещение, учение и письменность К оглавлению Для того, чтобы судить о состоянии духовного просвещения в нашем отечестве в обозреваемый нами период, мы имеем троякого рода данные. Это прежде всего отзывы современников о некоторых наших тогдашних иерархах и иноках, правда краткие и весьма немногие: митрополит Климент Смолятич был такой «книжник и философ», какого в Русской земле не бывало; митрополит Кирилл I был «учителен зело и хитр ученью Божественных книг» . Один из игуменов Смоленского Богородицкого монастыря, неизвестный по имени, где начал свои подвиги преподобный Авраамий Смоленский, был «хитр Божественным книгам, и вся сведый, и проходя», так что никто не смел пред ним «от книг глаголати». Сам Авраамий Смоленский любил с величайшею ревностию заниматься чтением священных и отеческих книг, «от всех избирая и списая ово своею рукою, ово многими писцы», и дана была ему благодать Божия «не токмо почитати, но и протолковати, яже мнозем несведущим, и от него наказаная всем разумети, и слышащим к сему из уст и памятию сказая, якоже ничто же ся от него не утаит Божественных Писаний, яко николиже умолкнуша уста его ко всем» . Во-вторых, это известия о бывших у нас тогда училищах, хотя довольно подробные, но, к сожалению, сохранившиеся только в сводной летописи Татищева. По словам его, смоленский князь Роман Ростиславич, будучи сам весьма ученым, понуждал к учению многих, и особенно, не желая иметь необразованных священников, устроял училища, содержал учителей, греков и латинян, и на все это до того истощал свои доходы, что по смерти его (1180) жители Смоленска должны были сделать добровольный сбор для погребения своего любимого князя. Галицкий князь Ярослав Владимирович († 1187), большой любитель книг и знаток языков, ревнуя о благоустроении церковного клира, искоренении в народе суеверий и распространении правых понятий о вере, вменял черноризцам в обязанность обучать детей грамоте и уделять на то часть монастырских доходов.

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

Алфавитный указатель имен святых, упоминаемых в месяцеслове Список сокращений: ап . – апостол; архиеп . – архиепископ; архим . – архимандрит; блж . – блаженный; блгв . – благоверный; вел . – великий; вмц . – великомученица; вмч . – великомученик; еп . – епископ; имп . – император; митр . – митрополит; мц . – мученица; мч . – мученик; мчч . – мученики; новомуч . – новомученик; патр . – патриарх; Печер . – Киево-Печерских; прав . – праведный; прмц . – преподобномученица; прмч . – преподобномученик; прп . – преподобный; прот . – протоиерей; равноап . – равноапостольный; Ростов . – Ростовских; свт . – святитель; сщмч . – священномученик. Аарон , первосвященник, прав. (20 июля/2 августа) Аввакум , пророк, из 12-ти малых пророков (2/15 декабря) Авенир Индийский , царь (19 ноября/2 декабря) Аверкий Иерапольский , равноап., еп., чудотворец (22 октября/4 ноября) Авив Едесский , диакон, исповедник, сщмч. (15/28 ноября) Авим Маккавей , мч. (1/14 августа) Авксентий Вифинский , отшельник, пресвитер, прп. (14/27 февраля) Авксентий Перцовский , Вологодский, прп. (12/25 июня) Авксентий Севастийский , Аравийский, пресвитер, сщмч. (13/26 декабря) Авкт , мч. (7/20 ноября) Авраамий Болгарский , Владимирский чудотворец, мч. (1/14 апреля; в Неделю о расслабленном) Авраамий Галичский , Чухломской, Городецкий, прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (20 июля/2 августа) Аврамий Затворник , Хиданский, пресвитер (29 октября/11 ноября) Аврамий Ростовский , архим., прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 29 октября/11 ноября) Аврамий Смоленский , прп., архим. (21 августа/3 сентября) Антоном Италийский , еп., сщмч. (12/25 сентября) Агав , ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Агапий Газский , Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Агапит Печерский , прп., врач безмездный, в Ближних (Антониевых) пещерах (1/14 июня; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Агапия Аквилейская , мц. (16/29 апреля) Агафия Панормская (Палермская), Сицилийская, дева, мц. (5/18 февраля) Агафодор Сардийский , мч. (13/26 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Житии святого повествуется о том, что его родителей звали Косма и Стефанида. В возрасте 8 лет он осиротел и обрел себе наставника - свящ. Бориса, принявшего после смерти жены постриг с именем Боголеп и ставшего строителем Троице-Сергиева мон-ря в Вел. Луках. В автобиографии М. сообщает, что был пострижен в этой обители иером. Боголепом, пробыл в мон-ре 7 лет, выполняя послушания келаря, казначея и пономаря, имел ученика Авраамия. Возымев настойчивое намерение жить отшельником, М. тайно ушел из мон-ря, взяв себе в спутники монастырского повара-мирянина. На расстоянии 60 верст от Вел. Лук они поселились в безлюдном месте, выкопав землянку. Первый опыт пустынножительства оказался трудным, и повар вскоре покинул М., сообщив о его местопребывании некоему местному жителю, к-рый стал приносить отшельнику пищу. Через нек-рое время М. отправил послание к иером. Боголепу, прося у него благословение жить в пустыни. Но Боголеп благословения не дал и приказал вернуться в общежительный мон-рь. Тогда М. покинул пустынь и пошел в Смоленск на поклонение иконе Божией Матери «Одигитрия». В Смоленске ему во сне явились преподобные Авраамий Смоленский и Ефрем с повелением жить в пустыни, где укажет Бог. Изыскивая место для пустынножительства, М. направился в новый Тихвинский Успенский мон-рь (основан в 1560), намереваясь далее идти в Поморье. В Тихвинской обители М. встретил своего ученика Авраамия, к-рый рассказал о находящемся среди болот Зеленецком о-ве. Над этим местом Авраамий видел сиявший на небе крест. М. поселился на острове, вскоре собралась братия и образовался Троицкий Зеленецкий мон-рь. В Житии есть некоторые подробности прихода М. на Зеленецкий о-в: получив благословение тихвинского игумена, он взял с собой 2 иконы - Св. Троицы и Тихвинский образ Божией Матери «Одигитрия». Проводником ему служил крестьянин Иосиф из с. Буборины, находившегося в 4 поприщах от Зеленецкого о-ва. В своей «памятце» М. упоминает о том, что принял сан игумена в Новгороде, и рассказывает о своих мистических видениях. После одного из видений государев дьяк Ф. Д. Сырков пожертвовал средства на строительство в мон-ре деревянной трапезной ц. в честь Благовещения.

http://pravenc.ru/text/2562456.html

Глава IV. Духовное просвещение, учение и письменность Для того, чтобы судить о состоянии духовного просвещения в нашем отечестве в обозреваемый нами период, мы имеем троякого рода данные. Это прежде всего отзывы современников о некоторых наших тогдашних иерархах и иноках, правда краткие и весьма немногие: митрополит Климент Смолятич был такой “книжник и философ”, какого в Русской земле не бывало; митрополит Кирилл I был “учителен зело и хитр ученью Божественных книг” 1868 . Один из игуменов Смоленского Богородицкого монастыря, неизвестный по имени, где начал свои подвиги преподобный Авраамий Смоленский, был “хитр Божественным книгам, и вся сведый, и проходя”, так что никто не смел пред ним “от книг глаголати”. Сам Авраамий Смоленский любил с величайшею ревностию заниматься чтением священных и отеческих книг, “от всех избирая и списая ово своею рукою, ово многими писцы”, и дана была ему благодать Божия “не токмо почитати, но и протолковати, яже мнозем несведущим, и от него наказаная всем разумети, и слышащим к сему из уст и памятию сказая, якоже ничто же ся от него не утаит Божественных Писаний, яко николиже умолкнуша уста его ко всем” 1869 . Во-вторых, это известия о бывших у нас тогда училищах, хотя довольно подробные, но, к сожалению, сохранившиеся только в сводной летописи Татищева. По словам его, смоленский князь Роман Ростиславич, будучи сам весьма ученым, понуждал к учению многих, и особенно, не желая иметь необразованных священников, устроял училища, содержал учителей, греков и латинян, и на все это до того истощал свои доходы, что по смерти его (1180) жители Смоленска должны были сделать добровольный сбор для погребения своего любимого князя. Галицкий князь Ярослав Владимирович († 1187), большой любитель книг и знаток языков, ревнуя о благоустроении церковного клира, искоренении в народе суеверий и распространении правых понятий о вере, вменял черноризцам в обязанность обучать детей грамоте и уделять на то часть монастырских доходов. Еще более замечательным ревнителем просвещения был великий князь владимирский Константин Всеволодович.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Преподобный Серафим - это русский " учительный старец " , через затвор и " умное " молитвенное делание обретший дар прозорливости для духовного врачевания душ человеческих. Тип " учительного старца " известен от начала русского монашества. Таковы: сам преподобный Феодосии Печерский, Исаакий Печерский, Авраамий Смоленский в домонгольское время. Позднее: преподобный Сергий и его ближайшие и отдаленные ученики - Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Димитрий Прилуцкий, Пафнутий Боровский, Филофей Псково-Елеазаровского монастыря. В этой " учительности " нужно различать две струи: учительность, простирающуюся на руководящие круги общества, заинтересованную национально-государственными вопросами, и учительность, избегающую суеты мира сего, интимно-аскетическую. Как известно, на этой почве у нас в XV веке развернулся спор глубочайшего общего значения: обладать ли русским монастырям земельными населенными имуществами, хозяйствовать ли на них, чтобы служить государству, или отречься от них, нищенствовать, но жить ради внутренней аскезы? Спор так называемых осифлянской и заволжской, или стяжательской и нестяжательской партий, повисший до сегодня теоретически неразрешенным над русским богословием. Истощенное в этом споре и потрясенное Смутным временем, русское иночество в XVII веке не выдвигает крупных учительных фигур. Отток живых и пламенных сил русского благочестия в старообрядческое движение также ослабил силы церковного монашества. Параллельно со старообрядчеством оживилось и подспудно влачившееся по монастырям богомильское еретическое предание. Эта зараза перенята была нами вместе с славянскими книгами из Болгарии с самого начала нашей Церкви в Х веке, вспыхивала затем в связи с ересью стригольников (XIV-XV вв.) и, наконец, запылала пожаром хлыстовщины с половины XVII века и скопчества в XVIII веке и захватила некоторые русские монастыри. Вследствие всего этого получилась в учительной деятельности нашего монашества с конца XVI до конца XVIII века полоса упадка, преодоленная только новым духовным оживлением и, можно сказать, возрождением его в XIX веке. Тогда как бы заново родилось, не столько для простого верующего народа, но особенно для русских культурных классов, так называемое " старчество " , в исторической раме какового и выступает светлый учительный старец Серафим. Как это случилось?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/288/...

Часть I. Преподобный Зосима (Верховский) – основатель Троице-Одигитриевского женского монастыря Семья Схимонах Зосима (Верховский) , в миру Захария, принадлежал к древнему дворянскому роду Смоленской губернии. Родоначальник рода, Адам Верховский, в 1620 году эконом Смоленских волостей, получил за службу привилии 13 на земли от польских королей Сигизмунда III и Яна Казимира. После того как Смоленский край вернулся в 1654 году под московскую корону, сын Адама, Ян Адам, принял святое крещение с именем Александр, и с тех пор все смоленские Верховские, исповедуя Православие, служили верой и правдой русскому государю в рядах Смоленской шляхты. Московские цари признали все привилии шляхты, полученные от польских королей, и род Верховских был внесен в родословную книгу Смоленской губернии наряду с представителями древнего дворянства. Внук родоначальника Павел Александрович Верховский был пожалован в стольники. 14 В 1701 году в родовой вотчине Верховских, в селе Богородицком под Смоленском, была отстроена новая деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы: «храм старинной архитектуры, форму имел креста, с небольшими окнами вверху, так что мрачен; иконостас – точная копия старинного византийского письма» 15 . В этом селе, в древнем монастыре во имя Богородицы на Селище, полагал начало иноческим подвигам и отправлял богослужения смоленский святой, преподобный Авраамий, подвизавшийся в XII веке. Будучи иеромонахом, он жил в пещере, вырытой в кургане на берегу реки. Позднее на кургане поставили часовню, а в храме в 1892 году устроили придел во имя преподобного Авраамия Смоленского, где вплоть до разрушения храма находилась самая почитаемая икона преподобного Авраамия 16 . Часовни и храма не стало в советское время, в начале 1930-х годов. Жизнь многих поколений Верховских была связана с этим храмом в течение двух столетий. Здесь вырос родитель Захарии. По-видимому, здесь бывал и юный подвижник и не раз вслушивался в рассказы и вглядывался в немые свидетельства подвигов чтимого по всей Смоленщине святого, особенно близкого и родного в Богородицком. Заметим, что на Смоленской земле встречались иконы «Одигитрии» с молящимися перед Нею смоленскими святыми Авраамием и Меркурием 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010