1923 (Антирелиг.);В. Васильев. История канонизации русских святых. 1893;Е. Е. Голубинский. История канонизации святых в Русской Церкви. 1903. Изд. 2-е (Из Чт. О. и. д.).Жития св. мучеников Бориса и Глеба. Изд. Д. И. Абрамовича (Отд. рус. яз. Рос. А. Н.). 1916. Другое изд. (фото-типич.);И. И. Срезневский. Сказания о св. Борисе и Глебе. 1860;А. А. Шахматов. Разыскания о древнейших русских литописных сводах. 1908;А. С. Богуславский. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности Нестора (Изв. отд. рус. яз. А. Н.). 1914. I;H. И. Серебрянский. Древнерусские княжеские жития. (Чт. О. и. д.). 1915. 3;М. Д. Приселков. Нестор Летописец. Петроград, 1923. К главе 2. Издания преподобного Феодосия. Чт. О. и. д. 1858. 3. 1879, 1. 1899;В. А. Чаговец. Жизнь и сочинения преподобного Феодосия. Киев (Унив. изв.). 1902. И отдельно;А. С. Богуславский. 1914. 1. 3. Д. И. Абрамович. Исследования о Киево-Печерском патерике. (Изн. отд. рус. яз. А. Н., 1901-1902). И отдельно. К главе 3. Патерик Киево-Печерского монастыря. Изд. Д. И. Абрамовича. 1911. Старое изд. В. А. Яковлева. Памятники русской литературы XII- XIII вв. 1872. Русский перевод Викторовой. 1870;В. А. Яковлев. Киевские религиозные сказания;А. А. Шахматов. Киево-Печорский патерик и Печерская летопись. (Изв. отд. рус. яз. II) 1897;Д. И. Абрамович, Uccлeдobahue;L. К. Goetz. Das Kiever Helilenklosler als Kulturzentrum des vormongolisclien Russlands. Passau. 1904;М. Д. Приселков. Очерки по церконно-политической истории Киевской Руги. 1913. К главе 4. Житие преподобного Авраамия Смоленского. Изд. Н. П. Розанова (Отд. рус. яз. Рос. А. Н.). Старое издание в " Православ. собеседнике " . 1859. 3;Ф. И. Буслаев. Исторические очерки. 1861. Т. I;Cmamья Редкова в " Смоленской старине " . Ч. I;Г. П. Федотов. Житие и терпение преподобного Авраамия Смоленского. (Православная мысль. Париж, 1930. Вып. 2). К главе 5. Издание княжеских житий см. в Летописях и у Н. И. Серебрянского. Древнекняжеские жития. 1915;В. Мансикка. Житие Александра Невского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1222...

Мощи преподобного Герасима были извлечены с места захоронения, положены в специально изготовленный гроб и помещены во Введенском трапезном храме. В чуде обретения мощей преподобного Герасима Болдинского вижу знак Божия благоволения, данный народу Смоленщины, который послужит к возрождению веры и благочестия, к процветанию и нашего древнего края, и всей Русской земли. Ходатайствую о признании дня обретения мощей преподобного Герасима Болдинского - 7/20 июля - праздником Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Возблагодарив Господа за явленную милость, выразившуюся в обретении честных мощей преподобного Герасима Болдинского, внести в Месяцеслов Русской Православной Церкви под 7/20 июля празднование памяти обретения честных мощей преподобного Герасима Болдинского. СЛУШАЛИ: Ходатайство митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла об открытии Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря в Смоленске и о назначении игумена Аркадия (Недосекова) настоятелем указанного монастыря. Справка. Смоленский Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь основан в XIII веке преподобным Авраамием (память 21 августа/3 сентября), прославленным на Московском Соборе в 1549 году. В 1610 году монастырь был разорен. Монашеская жизнь возобновилась лишь в 1658 году. В 1728 году при монастыре была учреждена семинария, монастырь получил название училищного и настоятелями его стали назначаться ректоры семинарии. В 1918 году монастырь был закрыт. В предвоенные годы территория монастыря принадлежала Белорусскому военному округу. Во время Великой Отечественной войны монастырь понес существенные потери: были разрушены трапезная Введенская церковь, святые врата, часть ограды и хозяйственных построек. В 1972-1974 годах Спасо-Преображенский собор монастыря был отреставрирован и передан под книгохранилище областной библиотеки. В остальных помещениях ныне располагаются медицинские учреждения. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в Смоленске. 2. Утвердить игумена Аркадия (Недосекова) настоятелем Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в Смоленске.

http://sedmitza.ru/lib/text/429499/

В месяцеслове нашей рукописи отмечены следующия не показанныя в современном Церковном Уставе памяти русских святых: сентября 5 – Глеб князь, «убиение в лето 6515;» сентября 7 – «преставися Прохор епископ Ростовский, новый чудотворец»; сентября 9 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 16 – «преставися Киприян митрополит Киевский всея Руси, новый чудотворец»; сентября 18 – «Аркадий архиепископ Великаго Новгорода, новый чудотворец»; сентября 24 – «преставися Авраамий, епископ Ростовский»; сентября 25 «память преподобныя матери нашея Ефросинии дщери святого великаго князя Михаила Черниговского»; сентября 29 – Авраамий Ростовский; октября 5 – Петр, Алексий и Иона митрополиты; октября 7 – Сергий «иже на Нурже, Вологодский новый чудотворец»; октября 12 – «Анфилогий (Амфилохий) новый Вологодский чудотворец (?), игумен Глушинский»; октября 15 – Евфимий архиепископ Новгородский; октября 15 – Иоанн архиепископ Суздальский; октября 19 – Димитрий Царевич. «Борис убьен бысть в лето 6525 июля в 24 день; Глеб убьен бысть в лето 6523 сентября в 5 день»; июля 27 – Николай Кочанов; августа 10 – Лаврентий юродивый Христа ради Калужский; августа 11 – «преставление благовернаго князя Даниила Невского чудотворца»; августа 13 – Максим юродивый Христа ради Московский; августа 21 – Ефрем преподобный Смоленский. Из славянских святых здесь отмечены следующие: сентября 16 – Людмила, баба Вечеслава Чешскаго; сентября 28 – Вечеслав князь Чешский; октября 14 – «Константин философ первый наставник словенскому языку и балгарскому, то есть чуден Констянтин нарицаемый Кирилл»; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 14 – Савва Сербский ; февраля 13 – Симеон Сербский, «отец Саввы епископа Сербского»; февраля 14 – Кирилл философ; апреля 4 – Авраамий Болгарский; мая 2 – Савва Сербский (?); мая 26 – «новоявленный страстотерпец Георгий, пострадавший в Средце граде за стафию»; июня 2 – Иоанн Сачавский; августа 16 – Иоаким Сардипольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Спасо-Авраамиев Богородицкий училищный), в Смоленске, основан в кон. XII или нач. XIII в. по благословению свт. Игнатия , еп. Смоленского. Первым настоятелем обители, являвшейся ктитореей свт. Игнатия, был назначен прп. Авраамий Смоленский . В годы игуменства преподобного обитель отличалась как материальным достатком, так и строгостью при приеме иноков. Преемником прп. Авраамия был архим. Ефрем , автор жития преподобного. Первоначально мон-рь назывался Богородицким (первая церковь, построенная в обители, освящена в честь Положения ризы Пресв. Богородицы), в источниках XVII в. его называют Авраамиевым, а после постройки в нем в 1755 г. Преображенской ц.- Спасо-Преображенским Авраамиевым. Сведения об обители с нач. XIII в. до возобновления ее в сер. XVII в. крайне скудны. Архим. Леонид (Кавелин) и В. С. Иконников предполагали, что автор описания паломничества в Иерусалим, совершенного из Смоленска в 70-х гг. XIV в., Агрефений, названный в тексте памятника архимандритом Богородицкого мон-ря, был настоятелем именно А. с. м. Возможно также, что обитель упоминается в донесении 1508 г., посланном гетманом кн. К. И. Острожским польск. кор. Сигизмунду I , где содержится просьба вернуть занятые гетманом во время смоленского похода деньги («У Аврама у Смоленску ж позычил есми тридцать коп грошей» - АЗР. СПб., 1848. Т. 2. 45). При строительстве Смоленской крепости, завершенном в 1602 г., обитель была включена в ее пределы. При взятии Смоленска поляками в 1611 г. мон-рь был разорен и обращен в католич. доминиканский училищный мон-рь, а в 1634 г.- упразднен. Воссоздан как правосл. обитель в 1654 г., после возвращения Смоленска в состав России. В 1658 г. А. с. м. стал архимандритией. С 1728 г. при обители размещалась Смоленская ДС, ректоры к-рой являлись настоятелями мон-ря. До сер. XVIII в. все сооружения мон-ря, в т. ч. и Ризоположенская ц., были деревянными. В 1755 г. (по др. данным, в 1765) был выстроен двухэтажный каменный собор (верхняя церковь - Преображенская, нижняя - во имя святых Авраамия и Меркурия чудотворцев); в 1773 г. возведена Введенская ц. В 70-80-х гг. XVIII в. в обители были построены семинарские корпуса, дом настоятеля, библиотечные и учительские кельи, вокруг построек сооружена ограда с башнями. В XIX в. по просьбе горожан к А. с. м. была приписана Благовещенская ц., построенная в 1840 г. на Молоховских крепостных воротах. В кон. XIX в. в обители располагался епархиальный свечной завод. По штатам 1764 г. А. с. м. был отнесен к числу второклассных. Во время Отечественной войны 1812 г. обитель была превращена французами в военный лазарет. Занятия в семинарии возобновились уже в сент. 1813 г. С сер. XIX в. в мон-ре ежегодно 6 и 21 авг. совершались крестные ходы в с. Богородицкое, к месту подвигов прп. Авраамия.

http://pravenc.ru/text/62896.html

   При описании замечательнейших церквей летописи довольно подробно перечисляют разные церковные вещи, и все ценные: сосуды золотые и серебряные, одежды или ризы, шитые золотом и жемчугом, Иерусалимы, т. е. ковчеги для хранения запасных даров, золотые с драгоценными камнями, лампады, паникадила, рипиды – золотые и серебряные, раки, кивоты, пелены и проч. Нет сомнения, что, по крайней мере при некоторых храмах, как и прежде, у нас употреблялись колокола. Из церковных одежд доныне сохранились в новгородском Софийском соборе мантия служебная святого Иоанна, архиепископа Новгородского, и в Хутынском монастыре – фелонь, подризник, епитрахиль и поручи преподобного Варлаама Хутынского. Мантия святителя Иоанна шита из материи василькового цвета наподобие рытого бархата, источники на ней атласные двух цветов – красного и белого, а скрижали – из красного бархата и на них два креста из золотосеребряной парчи. Фелонь преподобного Варлаама – из кофейного мухояра, оплечье у ней вишневого атласа, а на задней стороне – крестик из полосатой материи. Подризник того же преподобного – из материи кофейного цвета на крашенинной подкладке. Епитрахиль его же – кофейного мухояра, шит золотом и украшен жемчугом. Поручи его шиты золотом и шелком по тафте и украшены мелким жемчугом. Глава IV. Духовное просвещение, учение и письменность    Для того, чтобы судить о состоянии духовного просвещения в нашем отечестве в обозреваемый нами период, мы имеем троякого рода данные. Это прежде всего отзывы современников о некоторых наших тогдашних иерархах и иноках, правда краткие и весьма немногие: митрополит Климент Смолятич был такой “книжник и философ”, какого в Русской земле не бывало; митрополит Кирилл I был “учителен зело и хитр ученью Божественных книг”. Один из игуменов Смоленского Богородицкого монастыря, неизвестный по имени, где начал свои подвиги преподобный Авраамий Смоленский, был “хитр Божественным книгам, и вся сведый, и проходя”, так что никто не смел пред ним “от книг глаголати”. Сам Авраамий Смоленский любил с величайшею ревностию заниматься чтением священных и отеческих книг, “от всех избирая и списая ово своею рукою, ово многими писцы”, и дана была ему благодать Божия “не токмо почитати, но и протолковати, яже мнозем несведущим, и от него наказаная всем разумети, и слышащим к сему из уст и памятию сказая, якоже ничто же ся от него не утаит Божественных Писаний, яко николиже умолкнуша уста его ко всем”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Патриаршая грамота вручена игумении Спасо-Вознесенского женского монастыря г. Смоленска игумении Елисавете (Киселевой). Архиерей также преподнес ей крест, хранившийся в архиве митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Патриаршей грамоты удостоена насельница Спасо-Вознесенского женского монастыря г. Смоленска монахиня Варахиила (Чирцова). Ордена прп. Сергия Радонежского III степени удостоены предприниматели С.Е. Егоров и П.Н. Алексов. Медали преподобного Андрея Иконописца удостоены Т.В. Тихонова и Г.И. Новикова. Медалью преподобного Авраамия Смоленского награжден А.А. Макшеев, Е.О. Антонова, монахиня Аркадия (Шанина), монахиня Михаила (Конорова), монахиня Рафаила (Семенова), Г.В. Трофимова, В.С. Трофимова. Архиерейскими грамотами награждены Н. А. Сасова, М.В. Павлова, Н.В. Козлова, С.В. Быстрова, И.В. Усачева. Благодарственные грамоты также вручены А.Б. Лебедеву, А.В. Качанову.  Игумения Елисавета поблагодарила митрополита Исидора за заботу о святой обители и радость соборной молитвы, а также преподнесла в дар икону святителя Спиридона Тримифунтского. В продолжение празднования владыка Исидор и участники богослужения выпустили в небо белых голубей. Затем в нижнем храме Спасо-Вознесенской женской обители состоялась праздничная трапеза. Расположенный на Вознесенской горе города Смоленска Спасо-Вознесенский женский монастырь в первые века своего существования именовался Смоленским Вознесенским девичим монастырем. Обитель была основана в 1515 г. по повелению великого князя Московского Василия III. В 1610-1660 гг. в ней размещался монастырь ордена иезуитов. В 1665 г. обитель была вновь освящена и преобразована в женский православный монастырь. Строительство каменного соборного Вознесенского храма началось в 1692 г. В 1704 г. соборный двухэтажный храм был освящен, верхняя церковь — в честь Вознесения Господня, нижняя — в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1812 г. монастырь был разорен французскими войсками, позже вновь восстановлен и действовал до 1929 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В средние века богумильство (остатки древнего манихейства) имело огромное распространение в югославянских странах: Болгарии, Сербии, Боснии. Со славянского юга Русь взяла почти всю свою церковную литературу: не могла она не заимствовать и еретической, как об этом свидетельствуют еретические мотивы в произведениях народной поэзии: сказанияхлегендах и духовных стихах 23 . Против Св. Авраамия было выдвинуто весьма конкретное обвинение, – с какой долей доказательности, мы не знаем. В житии его, конечно, нет следов манихейства, ибо нельзя считать за манихейство суровый, мироотрешенный аскетизм. Если Авраамий читал богумильские книги, то по добросовестному заблуждению, как и большинство православных русских их читателей. В преданности его Церкви не может быть сомнений. Но, может быть, св. Ефрем прав был в оценке гонителей своего духовного отца и перед нами первая в русской истории картина столкновения свободной богословской мысли с обскурантизмом невежественной, хотя и облеченной саном толпы. Богословская, культура Авраамия находит свое объяснение в культурном расцвете Смоленска в ту эпоху. Но направление его интересов было иное. И в этом направлении, он предуказывает одно из основных религиозных призваний Руси. Незадачливая в богословии, скоро позабывшая греческую выучку, древняя Русь из всех богословских тем облюбовала себе одну: эсхатологическую. Уточняя сокровенное содержание его науки, мы получаем право сказать, что св. Авраамий был страстотерпцем православного гнозиса.» 24 Что сказать о других русских святых домонгольского периода? Они не представляют заслуживающих внимания новых духовных черт; некоторые из них шли по стопам Преп. Антония и святых аскетов Печерской лавры. Другие – большинство – являются духовными учениками Преп. Феодосия, так же, как он, принимая участие в· социальной жизни, так же, как он, становясь излюбленными духовниками мирян. Здесь достаточно назвать несколько имен: Авраамий Ростовский, основавший монастырь в Ростове; Антоний Римлянин; Никита Переяславский, затворившийся в башне, откуда его прозвище «столпник Варлаам Хутынский, живший в Новгороде и умерший в 1192 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этой духовной школе, мы видим, воспитывался в юности и Авраамий. И, однако, образ его резко и своебразно выделяется на этом палестинско-киевском фоне. Конечно, речь может идти лишь о духовных от тенках, с трудом находящих словесное выражение в житийном стиле. Тем не менее, при тесной близости смоленского и киевского жития, каждое отступление является сознательным и значительным. Всем известно, напр., что святой Феодосий посещал княжеские пиры, хотя и вздыхал, слушая музыку скоморохов. Но Авраамий «на трапезы и на пиры отрноудь не исходя, многых ради зазирании, яже бывают от места избирающих». (8, 18–20). Мотивировка, которая должна оправдать отступление от прототипа. Смиренные ризы Феодосия Авраамий сохранил и в годы зрелости: «ризы же по смирению любя, драгых велми бегая». (8, 17–18). Но о юродстве его мы больше ничего не слышим. Да и, что автор понимал под юродством, тогда еще столь мало известном на Руси? 15 Возможно, что именно высшую степень социального опрощения, связанную с унижением в глазах людей, – как оно изображается в житии св. Феодосия. Но, давая портрет своего святого в расцвете его духовных сил и накануне решающей борьбы его жизни, Ефрем под смиренными ризами Феодосия видит совсем иное аскетическое лицо: «Образ же блаженного и тело оудручено бяше, и кости его и состави яко мощи исщести, и светлость лица его блед имуще от великого труда и въздержания и бдения, от мног глагол». (8, 21–24). Не то совсем мы читаем о св. Феодосии: «Бяше бо и телом благ и крепок», свидетельствует Нестор, рассказывая о телесных тяжелых трудах святого (XIX) . Традиция телесной крепости и радостная светлость святого установлена еще Кириллом Скифопольским для св. Саввы и завещана Руси, – всем памятен образ преподобного Сергия. В эту традицию не укладывается бледный и изможденный смоленский аскет. А между тем этот образ борющегося аскета автор хочет запечатлеть в уме читателя, ибо именно здесь, а не в конце жития, он набрасывает его портрет; «Образ же и подобье на Великаго Василья: черноу браду таку имея, плешиву разве имея главу» (8–9). Ефрем хочет оставить потомству образ средовека, а не старца (после 50-летнего подвижничества), и позднейшим составителям «Иконописных подлинников» пришлось самим украшать св. Авраамия благолепной сединой. 16

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Авраамий Смоленский (+ 1221 ), архимандрит , преподобный . Память 21 августа и в Соборе Смоленских святых . Родился в Смоленске от богатых и благочестивых родителей. В школе он отличался способностями и любознательностью и очень любил ходить в церковь петь и читать. От брака он уклонился и по смерти родителей раздал их имение церквам и бедным, а сам решил вести жизнь нищего, прося при этом Бога указать ему путь к спасению. По внушению свыше он поступил в Богородичную обитель в 6 верстах от Смоленска (ныне с. Богородицкое ), где сохранились его пещера и остатки посаженного им дуба. Здесь он, исполняя послушание, изучал Священное Писание и жития святых и, окружив себя писцами, составлял назидательные статьи и сборники. Став иеромонахом , он ежедневно служил литургию и проповедовал, привлекая множество людей своим даром слова. Так прошло 30 лет. Его влияние на людей вызывало зависть. Игумен сначала воспретил ему проповедовать, а потом изгнал его из обители. Тогда он ушел в Смоленский монастырь Святого Креста . Но и здесь зависть не оставила святого мужа в покое: на него восстало все городское духовенство. " Он отвратил от нас наших детей духовных " ,- вопияли они и огласили его пред народом еретиком, чернокнижником, волхвом и лжепророком. Его схватили и представили на суде к смоленскому епископу Игнатию , куда прибыл и смоленский князь. Игнатий, желая прекратить мятеж народный, отослал Авраамия в прежний Богородицкий монастырь, воспретив ему литургисание. Тогда начались засуха и болезни. Молебны не помогали. Священник Лазарь сказал епископу, что, если не разрешать Авраамия, будут еще худшие беды. Епископ разрешил, просил у Авраамия прощения, и, по молитвам Авраамия, пошел обильный дождь. Так была доказана его правда, а епископ основал обитель в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы и настоятелем ее назначил Авраамия.

http://drevo-info.ru/articles/13623.html

   Житие преподобного Авраамия Смоленского сохранилось в большей целости и не представляет ничего такого, что было бы несообразно с обстоятельствами его происхождения. Сочинитель этого жития инок Ефрем, видимо, подражал, особенно в приступе, житию преподобного Феодосия Печерского, написанному Нестором, откуда заимствовал даже некоторые выражения. Подобно Нестору, он начинает свою повесть молитвою к Богу, хотя менее искусною: “О пресвятый Царю, Отче и Сыне и Святый Душе, искони сый, сотворивый веки, небо и землю, видимое и невидимое, и нас от небытия в бытие приведый! Ты не восхотел презреть нас во многой прелести мира сего, но послал для избавления нашего Своего Единородного Сына... Который родился от святой и Пречистой и неискусобрачной Приснодевы Марии бессеменно от Святого Духа, пожил на земле, как человек, потерпел страсть от твари Своей и вкусил смерть на Кресте, будучи бесстрастен и бессмертен по Божеству; был положен во Гроб, воскрес в третий день, явился Своим ученикам, уверил их многими знамениями и чудесами, вознесся на небеса, ниспослал оттуда Святого Духа на святых апостолов и чрез них просветил и научил истинной вере все народы, оставив им обетование: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Ныне, прежде написания (жития), молюсь Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий: молитвами Пресвятой и Пречистой Девы Марии, и всех небесных сил, и всех святых, даруй мне разум, просвещенный Твоею благодатию; даруй мне, худому и величайшему из всех грешников, начать светлый подвиг и написать житие бывшего игумена монастыря сего – святой Владычицы нашей Богородицы преподобного Авраамия, которого успение мы ныне празднуем, чтя его память”. Затем жизнеописатель, подобно Нестору, обращается к своей братии и выражается почти его же словами: “Так, братие, когда я воспоминал о житии преподобнаго и видел, что оно не описано никем, печаль одержала меня всякий день, и я молился Богу: “Господи! Сподоби меня написать все по порядку о житии богоносного отца нашего Авраамия, чтобы и имеющие быть после нас черноризцы, читая жизнеописание и видя такого доблестного мужа, восхвалили Бога, прославили угодника Его и укреплялись на дальнейшие подвиги, особенно же в этой стране, где явился такой муж и угодник Божий”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010