В.Н. Топоров Том 1 Книга посвящена исследованию святости в русской духовной культуре. Данный том охватывает три века – XII-XIV. от последних десятилетий перед монголо-татарским нашествием до победы на Куликовом поле, от предельного раздробления Руси на уделы до века собирания земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. В этом историческом отрезке многое складывается совсем по-иному, чем в первом веке христианства на Руси. Но и внутри этого периода нет единства, как видно из широкого историко-панорамного обзора эпохи. Святость в это время воплощается в основном в двух типах – святых благоверных князьях и святителях. Наиболее диагностически важные фигуры, рассматриваемые в этом томе, – два парадоксальных (хотя по-разному) святых – «чужой свой» Антоний Римлянин и «святой еретик» Авраамий Смоленский, относящиеся к дотатарскому времени, епископ Владимирский Серапион, свидетель разгрома Руси, сформулировавший идею покаяния за грехи, окормитель духовного стада в страшное лихолетье, и, наконец и прежде всего, величайший русский святой, служитель пресвятой Троицы во имя того духа согласия, который одолевает «ненавистную раздельность мира», преподобный Сергий Радонежский. Им отмечена высшая точка святости, достигнутая на Руси. Содержание Из ранних русско-западных встреч Антоний Римлянин – новгородский святой в «Житии» Литература Преподобный Авраамий Смоленский Об одном типе святости: Авраамий Смоленский Авраамий Смоленский и глубинные книги Примечание Литература Погибель рускыя земли. Вызов времени. Проповеди Серапиона Владимирского . Примечания Литература Жизненное дело Сергия Радонежского. XIV век на Руси: историческая панорама «Житие» Сергия Радонежского и его составитель Епифаний Премудрый Выбор Епифания Детство Сергия. От уныя връсты. На пороге Пострижение. Начало иноческой жизни Начало игуменства Монастырское строительство: Сергий – реформатор русского монашества Год великого испытания Последние годы Сергия Некоторые итоги Приложения Московские митрополиты XIV века Сергий Радонежский в текстах Куликовского цикла Сергий в «Слове похвальном» Епифания. Автопортрет автора. Стиль Образ Сергия Радонежского в иконописных источниках – «Моленные» иконы Сергия. – «Троица» Андрея Рублева Примечания Литература Читать далее в формате pdf   Читать далее Источник: В.Н. Топоров. Святость и святые в русской духовной культуре. Том 1. Первый век христианства на Руси. М.: " Гнозис " , Школа " Языки русской культуры " , 1995. — 875 с. — (Серия: Язык. Семиотика. Культура) ISBN: 5-88766-022-8. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие прп. Авраамия было написано Е., по-видимому, после 1237 г., поскольку автор просит Бога «рассыпать и расточить... измаилтескыя языкы» (очевидно, речь идет о монг. нашествии на Русь в 1237-1242). Житие известно в 2 редакциях в списках не ранее кон. XV в. Первая редакция представлена 13 списками, из них самый ранний - ГИМ. Увар. 350. Вторая редакция насчитывает 11 списков, наиболее ранние и исправные из них - ГИМ. Син. 997, РНБ. Соф. 1492. Обе редакции восходят к недошедшему протографу Жития. Житие прп. Авраамия известно также в сокращенном варианте в Прологах. В лит-ре неоднократно отмечалась зависимость Жития прп. Авраамия от трудов прп. Нестора (Житие прп. Феодосия Печерского, Чтение о Борисе и Глебе, поучение «о казнях божиих» в ПВЛ под 1068 г.). Кроме того, Е. постоянно обращается к Свящ. Писанию, использует сюжеты переводных и оригинальных Житий (Житий свт. Иоанна Златоуста, прп. Саввы Освященного, прп. Авраамия Затворника и др.), ссылается на сб. «Златая чепь», делает выписку из «Повести некоего духовного отца к духовному сыну» (выписка не отождествлена). В заключительной части сочинения Е. противопоставляет праведность прп. Авраамия греховности своей жизни. Агиограф укоряет себя за то, что он бывал «пиан, и веселяся, и глумяся в неподобных делех, иже в правду бых празден», слишком часто находился в «дремании» и «многе сне», посещал пиры, предавался «плясаниам» с бубнами и сопелями. Одной из целей самообвинения является желание подчеркнуть строгость подвига прп. Авраамия: «Он рогоже положи и постелю жестоку, аз же постелю мяхъку и теплу» (ПЛДР. С. 98). В Житии прп. Авраамия Е. проявил себя как искусный ритор, талантливый и свободно использующий традицию агиограф. На миниатюре в утраченной смоленской рукописи XVII в., изображающей прп. Авраамия и Е. ( Розанов. 1912. Вклейка), последний представлен как схимник. О схиме Е. также свидетельствует иконописный подлинник: «Преподобныи Ефрем, Смоленскии чюдотворец: в схиме, сед, брада Антония Римлянина Новгородскаго, ризы преподобническия, а инде пишет: аки Сава Освященныи» (Там же. С. 164).

http://pravenc.ru/text/182093.html

Житие, написанное учеником Авраамия Ефремом, по предположению исследователей появилось уже после татарского нашествия (1237), поскольку автор призывает Бога уничтожить «измаилтескыя языкы». Ефрем был не менее начитанным книжником, чем его учитель, о чем свидетельствуют разнообразные источники, использованные в житии. В жизнеописании Авраамия приводятся параллели из житий Саввы Освященного, Иоанна Златоуста , Феодосия Печерского . Из «Жития Феодосия Печерского » Нестора Ефрем приводит две выписки, причем одна из них, во вступлении, отличается буквальной точностью; установлено также, что молитва, составляющая первую половину предисловия к житию, является переделкой молитвы из «Жития Бориса и Глеба»; в сочинении Ефрема отразилось также «Житие Авраамия Затворника», которое принадлежит перу Ефрема Сирина . Автор жития приводит пример из древнерусского сборника «Златая цепь» и делает выписку из «Повести некоего духовного отца к духовному сыну». Наряду с «Посланием Климента Смолятича пресвитеру Фоме», замечательными архитектурными памятниками «Житие Авраамия Смоленского» свидетельствует о высокой культуре и образованности жителей Смоленского княжества в XII–XIII вв. Текст жития публикуется по изданию С. П. Розанова: «Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему». СПб., 1912, с. 1–24, по списку ГИМ, собр. Уварова, 350, лл. 322–343. Исправления сделаны по спискам: РНБ, Софийское собр., 1492 (лл. 56–93 об.); ГИМ, Синодальное собр., 997 (лл. 1073–1083). В двух случаях, где текст явно испорчен, исправления сделаны по другим спискам в соответствии с указаниями С. П. Розанова. ЖИТИЕ И ТЕРПЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО АВРААМИЯ, ПРОСВЕТИВШЕГОСЯ ВО МНОГОМ ТЕРПЕНИИ, НОВОГО ЧУДОТВОРЦА СРЕДИ СВЯТЫХ ГОРОДА СМОЛЕНСКА Господи, благослови. О пресвятой царь, Отец и Сын и Святой Дух, слово Божье, царь, который всегда был, сотворивший небо и землю, видимое и невидимое, приведший нас из небытия в бытие; не захотел он нас оставить во многих соблазнах этого мира, но послал для нашего избавления своего единственного Сына. Ибо Святой Дух говорит устами пророка: «Не ходатай, не ангел нас освятил, но сам преклонил небеса, и снизошел»; и родился без семени у святой, пречистой и невинной приснодевы Марии от Святого Духа, и пожил на земле как человек, и претерпел мучения от тех, кого сам сотворил, и познал смерть на кресте, будучи нестрастным и бессмертным божеством, и положен был в гроб, и воскрес в третий день, явился своим ученикам и утвердил их, и показал ученикам многие знамения и чудеса, и взошел на небо к Отцу, и сел справа от него, и послал свой Святой Дух святым апостолам, и через них просветил все народы и научил их истинно веровать и славить Бога, и, наставляя, вот что сказал; «Вот, я с вами во все дни до скончания века».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После начальной молитвы, Ефрем обращается к Житию св. Феодосия. Житие св. Авраамия. Житие св. Феодосия. ...светлый подвиг жития и терпения начати, еще о житьи блаженого Аврамиа, бывшаго игумена мо настыря сего святыя Владычица нашея Богородица, егоже день оуспениа ныне празднующи память чтем. Се же, братия, въспоминающу житие преподобного и не сущу написану, печалью по вся дни обдержим бых и молихся Богу. «Господи, сподоби мя вся по ряду писати о житьи богоносного отца нашего Авраамия, да и по нас сущии черноризци, приемше наказание и почитающе ти видеша (яще) мужа доблесть, въсхвалят Бога и, оугодника его прославляющи и на прочии двиг оукрепяться, паче же в стране сей, яко так мужь явися, оугодник Божий. (2, 4–13). начатой слову списаниа положи, еже о житии преподобнаго отца Феодосиа, бывша игумена монастыря святыя Владычицы нашея Богородице, его же день оуспениа ныне празднующе и память чтем, се же яко же, о братие, вспоминающю житиа преподобнаго, не суще списано ни от кого же, печалию по вся дни съдержим бых и моляхся Богу, да сподобит мя вея по ряду списати о житии богоносного отца нашего Феодосиа, да и по нас сущии черноризцы, приимщи писание и почитающи ти видяще мужа доблесть, восхвалят Бога и оугодника его прославлюще на крепкий подвиг оукрепятся, наипаче же, яко во стране сей таков сий муж явися и оугодник Божий. (I-11). Слова «в стране сей», полные смысла в житии св. Феодосия (первого русского преподобного) и связанные с любимой идеей Нестора, перенесены в житие св. Авраамия механически. К началу XIII века христианская Русь имела уже не только своих святых, но и свой (Печерский) патерик. Следы этой чужой идеи еще раз пробиваются в конце смоленского жития в заключительной молитве: «възвесели н о в ы я люди, избранное стадо», несомненно навеянные Нестором (22, 13). Но возвращаемся к прологу. Покидая Нестора на выписанных нами словах, Ефрем непосредственно с ними смыкает Несторову же (Ш) молитву: «хотящу же ми начати... в векы» (2, 14–20). Но из опущенного им в прологе Нестора он хочет использовать драгоценные строки и делает это в месте, нарушающем последовательность рассказа, производящем впечатление вставки. Это как-бы второй, новый пролог, в середине жития, перед изображением драматического поворота в судьбе святого. Непосредственно за описанием наружности св. Авраамия, Ефрем обращается: за помощью к Нестору.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В настоящее время строения в монастыре сем находятся следующие: 1 . СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Богоявления Господня, от чего монастырь именуется и ещё и Богоявленским, с приделами во имя Преподобного Авраамия и св. Иоанна Богослова, построена в 1553 году Царём Иоанном Васильевичем. В соборе сем почивают мощи Пр. Авраамия поверх земли в серебро-позолоченной раке, при коей находится крест от того жезла 1 , которым Преподобный Авраамий сокрушил вышеупомянутого идола Велеса. Св. мощи Преподобного обретены по свидетельству с совосследованием Псалтири в 6518/1010 году, Октября 29. В рукописи же, хранящейся в том монастыре, сказано что «в том 6518 году Октября 29 дня святые мощи его положены были подле алтаря на правой стороне, гроб же его явился и обретены св. мощи нетленными в дни Великого Князя Всеволода Юрьевича Владимирского, внука Мономахова. 2) ЦЕРКОВЬ во имя Введения Пресвятой Богородицы. 3) ЦЕРКОВЬ над святыми воротами во имя св. Николая Чудотворца. Построена бывшим Ростовским помещиком Алексеем Мещериновым в 1691 году. 4) КЕЛЬИ Настоятельские каменные, а братские деревянные. 5) ОГРАДА вся каменная. Этот монастырь был прежде степенью первым в Ростовской Епархии и управлялся Архимандритами. До учреждения Штатов за ним было 1.413 душ крестьян, а с того времени находится он во втором классе. Прибавление из VI тома См. дополнение в ч. V, от стр. 718 2 Авраамиев Галицкий Новозаозерский монастырь См. Новозаозерский Авраамиев. Авраамиев Городецкий Чухломский монастырь См. Городецкий Авраамиев Чухломский. Авраамиев Смоленский Училищный монастырь Мужской 2 класса. Находится внутри города Смоленска, именуется он Авраамиевым по имени первого Архимандрита, бывшего в оном, а Смоленским – по городу. Строением начат монастырь этот в начале двенадцатого по Р. X. столетия при Великом Князе Смоленском Мстиславе, сыне Владимира Всеволодовича Мономаха, трудами и попечением первого Епископа Смоленского Игнатия, жившего около 1128 года. Но после от нашествий Поляков был разорён. По возвращению же Смоленска под Российскую державу вновь устроен Государем Царём Алексеем Михайловичем; и как в грамоте от оного Государя 1658 года, Марта 24, к Боярину и Воеводе Князь Петру Алексеевичу Долгорукому значится, велено быть Архимандрии; вследствие чего и посвящён был туда Архимандрит Аарон. В 1732 году учреждена в нём Семинария при Преосвященном Епископе Гедеоне, и с того времени Авраамиевский монастырь именуется училищным.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Все собранные сведения епископ послал на рассмотрение в Святейший Правительствующий Синод. К тому времени обстановка в стране изменилась. Рассмотрев дело, Синод прислал в Суздаль указ от 17 апреля 1755 года, в котором говорилось: «Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальской стране пастырие благочестивии, и по скончании всея жизни пребыли и ныне пребывают нетленными, то, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы и оставить в таковом же как ныне были состоянии и почитании». Получив указ 27 августа того же года, епископ Порфирий в свою очередь оповестил о нем свою паству и распорядился: «Оных святителей Феодора и Иоанна епископов во всех священнослужениях, где принадлежит, воспоминать неотменно, и память оных святителей празднество по церковному чиноположению повсегодно исправлять — святителю Феодору июня в 8-й день, святителю Иоанну — октября в 15-й день, как издревле в оные дни оные празднества исправлялись…» 20 августа 1879 года честные мощи святителей Феодора и Иоанна, по указу Светейшего Синода, были переложены в новые серебряные раки, устроенные усердием суздальцев. В честь этого события было установлена празднование. Август 21 Авраамий Палеостровский, преподобный Преподобный Авраамий Палеостровский — ученик и последователь прп. Корнилия Палеостровского, Олонецкого (память 19 мая/1 июня) — совершал иноческие подвиги в XV веке на уединенном острове Палий Онежского озера. Из жизнеописания прп. Корнилия известно, что его ученик прп. Авраамий в своей подвижнической жизни во всем уподоблялся своему учителю и духовному наставнику. Преподобный Авраамий, совершивший погребение своего наставника, был впоследствии, после своей блаженной кончины, удостоен чести погребения рядом с прп. Корнилием в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы Палеостровской обители. В тот же день совершается память святителя Сармеана, Католикоса Грузии. Авраамий Смоленский, преподобный Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного суда, родился в 1172 году в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога, чтобы даровал Он наследника роду их и всему имению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Авраамия Печерского (XII-XIII вв.). Авраамий Галичский Чухломской, Городецкий, игумен († 1375). Ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского, после долгих лет искуса был удостоен священнического сана. Стремясь к совершенному безмолвию, он в 1350 испросил у своего учителя благословения удалиться в галичскую страну, населенную чудскими племенами. Пребывая в пустынных местах, он обрел сиявшую неизреченным светом икону Божией Матери («Умиление» Галичская, или Чухломская; празднуется 28 мая/10 июня, 20 июля/2 авг., 15/28 авг.). По просьбе Галичского кн. Димитрия Авраамий принес икону в город, где от нее совершились многочисленные исцеления. Преподобный основал монастырь близ Чухломского оз., на месте явления чудотворной иконы. Новоустроенная Успенская обитель стала источником просвещения местного чудского населения. Прп. Авраамий прославился от Бога даром чудотворений, он неоднократно спасал город Галич от моровой язвы, засухи и непогоды. На иконах он изображается держащим в руках образ Пресвятой Богородицы. Память прп. Авраамию отмечается 20 июля/2 авг. Авраамий Смоленский (ок. 1171–1221), святой. Родился в Смоленске. По преданию, был иконописцем. Согласно его житию, после смерти святого остались 2 иконы его письма: «Страшный Суд» и «Изображение мытарств, проходимых душою по смерти», которые до нас не дошли. Авсень (Баусень, Таусень, Усень, Говсень, Овсень, Овсей), в дохристианской Руси языческое божество, связанное с Новым годом, со сменой времен года, с началом весеннего солнечного цикла и возрастания плодородия, воплощал в себе начало года – прибытка (урожая). Имя этого божества упоминалось еще в н. XX в. в песнях-колядках, или овсеневых песнях, распеваемых во время праздника на стыке старого и нового года, по церковному календарю в день Василия Великого (Васильев вечер, 1/14 янв.). Во время пения овсеневых песен поющие обыкновенно бросали зерна разного хлеба и овса, которые затем собирали и хранили до весеннего посева. В Малороссии в этот вечер комнату уставляли снопами: снопы клали и на самый стол, а посреди них ставили большой пирог; жена просила мужа «исполнить закон».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский. Январь, 29 1194 XIII в. Преподобный Авраамий Трудолюбивый, Печерский. Август, 21 XII-XIII вв. Благоверный князь Олег Брянский. Сентябрь, 20 XIII в. Благоверный князь Владимир и благоверная княгиня Агриппина, Ржевские чудотворцы. Июль, 15 XIII в. Преподобный Лука, Эконом Печерский. Ноябрь, 6 XIII в. Преподобные Константин и Косма Косинские, Старорусские. Июль, 29 XIII в. Преподобный Мардарий, затворник Печерский. Декабрь, 13 XIII в. Святитель Иоанн, епископ Ростовский. Январь, 17 1213 Преподобный Авраамий Смоленский. Август, 21 1221 Преподобный Антоний Дымский. Июнь, 24 1224 Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский. Май, 10 1226 Благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы. Июнь, 25 1228 Мученик Авраамий Болгарский. Апрель, 1 1229 Благоверный князь Феодор Новгородский. Июнь, 5 1233 Преподобный Ефрем Смоленский. Август, 21 1238 Мученик Меркурий Смоленский. Ноябрь, 24 1238 Благоверный князь мученик Василий (Василько) Ростовский. Март, 4 1238 Благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский, мученически убиенный на реке Сити. Февраль, 4 1238 Благоверная княгиня мученица Евпраксия Псковская. Октябрь, 16 1243 Блаженная Великая княганя Феодосия. Май, 5 1244 Мученики и исповедники: благоверный князь Михаил и болярин его Феодор, Черниговские чудотворцы. Сентябрь, 20 1246 Благоверный князь Василий Ярославский. Июль, 3 1249 Преподобномученик Елисей Лавришевский. Октябрь, 23 ок.1250 Преподобная Евфросиния Суздальская. Сентябрь, 25 1250 Благоверный князь Святослав, во святом крещении Гавриил, Юрьевский и сын его Димитрий. Февраль, 3 1253 Благоверный князь Константин Ярославский. Июль, 3 1257 Преподобный Ксенофонт Робейский. Июнь, 28 1262 Благоверный Великий Князь Александр Невский. Ноябрь, 23 1263 Мученик Благоверный Князь Роман (Ольгович) Рязанский. Июль, 19 1270 Святитель Серапион, епископ Владимирский. Июль, 12 1275 Преподобный Киприан Устюжский. Сентябрь, 29 1276

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

В 2016 году удостоен права ношения набедренника. Авраамиев монастырь — один из древнейших монастырей Смоленска, основан в начале XIII века епископом Игнатием. Обитель прославилась после того, как сюда пришел преподобный Авраамий. На протяжении ряда веков монастырь являлся духовно-просветительским центром Смоленска. В 1609-1611 годах монахи монастыря активно участвовали в обороне Смоленска от польского войска. После падения города поляки подвергли монастырь разграблению. Его возрождение началось лишь после освобождения Смоленска. Роль обители как роль духовно-просветительского центра возросла после размещения на ее территории основанной в 1728 году Смоленской духовной семинарии. Примерно в середине XVIII века на пожертвования купца Бориса Пискарева здесь был возведен двухэтажный каменный храм с престолами во имя Преображения Господня, преподобного Авраамия и Меркурия Смоленского. Храм получил название Преображенского, а монастырь стал называться Спасо-Авраамиевым. После захвата в 1812 году французами Смоленска монастырь, как и за 200 лет до того при поляках, подвергся разграблению. В начале ХХ века монастырь относился к первоклассным. В обители было два храма с пятью престолами: соборный храм Преображения Господня и Введенский храм. Главной святыней монастыря были мощи прп. Авраамия Смоленского. После революции монастырь был закрыт, власти открыли в нем концентрационный лагерь. Все, кто жил в монастыре, были уничтожены. Мощи преподобного Авраамия бесследно утрачены. Позже монастырские здания передали военному ведомству. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений подверглась разрушению. В 2000 году решением Священного Синода Смоленский Спасо-Авраамиев монастырь был вновь открыт. 16 ноября 2008 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освятил престол и совершил первую Литургию в нижней церкви Спасо-Преображенского собора. В 2013 году было завершено возвращение монастыря Церкви; были переданы настоятельские и монашеские кельи, а также две башни Смоленской крепостной стены — Авраамиева и Заалтарная, и прясла между ними.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Радуйся, твердый град, оберегаемый и хранимый десницей Бога-Вседержителя! Радуйся, пречистая дева, Матерь Божья, а город Смоленск всегда светло радуется о тебе, гордится тобой, избавляемый тобой от всякой беды! Радуйся, город Смоленск, избавляемый от всех постигающих тебя зол молитвами пресвятой Богородицы, и всех небесных сил, и всех святых! Радуйтесь, апостолы и пророки, мученики и святители, преподобные, праведники и все святые в день и в память святого успения преподобного Араамия! Радуйтесь, пастухи и наставники Христова стада, патриархи, епископы, архимандриты, игумены, священники, и дьяконы, и весь монашеский чин, и честные монахи, и умершие во Христе, и те, которые еще живут о Боге и о Господе в христоименитой вере, светло радуйтесь, ликуя, в память успения преподобного Авраамия! Радуйтесь в честное успение богоносного отца Авраамия, христолюбимые и богохранимые цари и князья, и судьи, богатые и славные, и нищие о Боге, уже умершие во Христе и еще здравствующие о Господе, и люди,– скажу так,– любого возраста, мужчины и женщины, юноши и старцы! Радуйтесь повсюду о Господе, многочисленные нищие, убогие, слепые и хромые, больные и все просители, которые не имеют, где голову преклонить, которые претерпели голод, наготу, зиму, которые претерпели многие страшные напасти и скорби и на море, и на суше, обиженные и прогнанные, и ограбленные несправедливо вельможами и неправедными судьями,– которые все это вынесли и претерпели ради Господа нашего Иисуса Христа с похвалой и благодарностью! Радуйтесь теперь и вы, отошедшие от этого света и преставившиеся, а также живущие еще с терпением о Боге, веселитесь, и радуйтесь, и ликуйте в святого успения богоносного отца Авраамия! Радуйтесь, города Сион и Иерусалим, в котором Господь по своей воле был распят, и претерпел крестные муки и смерть, и воскрес за наше спасение и избавление, радуйтесь и Христовы церкви, Господа нашего Иисуса Христа, и ты, мать всех церквей! Радуйтесь, все святые и честные места окрест Иерусалима и скиты преподобных! Ведь это дома святых, в которых они славно пожили, а теперь веселятся о Господе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010