Не потому, что [кто] плывет по морю, там [ему] непременно и конец; и не потому, что [другой] остается на суше, там [ему] приходится умирать; но как благой Бог наш от сложения мира определил время, место и образ [смерти], так и наступит конец каждого. Это я изложил не столько для тех, о которых [идет] речь (ибо я уже принял их ради [оказанного ими] по­слушания), но для всех слышащих, чтобы мы тщательно внимали себе и деятельно исполняли те обеты, которые мы дали пред Богом и избранными [Его] Ангелами, и не уклонялись, хотя бы то, что приказывается, представляло и смертельную опасность. Ибо так заповедают отцы, и прежде всех Василий Великий 262 . Живя таким образом, мы не умрем грехом, но будем жить правдою и получим Царствие Небесное во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 126. О том, что распятым для мира чрез истинное отречение и подчинение следует относиться с радостью к разлучению с телом Братия и отцы. Я немного занемог в настоящее время: поколебалось сердце мое, и казалось, что отойду от вас. Сколько же еще времени поживу я, смиренный? Вы видите, что видите: что и старость меня угнетает, и сверстники мои отошли, и по порядку мой предстоит конец. Что же? Печалиться ли об этом? Да не будет! Таинство смерти должно быть не печальным, но радостным. Пусть печалятся, если хотят, живущие по плоти, разлучаясь с женами и детьми, слугами и служанками, имуществом и деньгами и прочими привязанностями здешней жизни, которыми они и пленяются. Для нас же, которым, в силу истинного отречения и подчинения, распялся мир (ср. Гал.6:14 ) и остается только один крест, таинство смерти должно быть не печальным, но радостным. И что я говорю: «для нас»? И для всех христиан обязательно [следует] относиться с радостью к разлучению [с телом]. Ибо до пришествия Господа нашего Иисуса Христа смерть, чрез преступление Адама господствуя и царствуя над родом нашим, была страшна и отвратительна даже и для самих святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Не удивительно, что каких-нибудь рабов Божьих хулишь ты, когда отцы твои называли Вельзевулом самого Начальника рода. Ученик не больше учителя, и раб не больше господина своего. Если отцы твои поступали так с деревом зеленым, то чего ты не сделаешь с деревом сухим ( Лк. 23:31 )? Нечто подобное и у Малахии говорит устами твоими пошатнувшийся в вере народ: сказали: тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы ( Мал. 3:14–15 ). Потом Господь угрожает им днем суда, и, предвещая задолго то, что имеет быть между праведным и не праведным, говорит: и тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему (там же, ст. 18). Может быть, все это покажется тебе смешным, – тебе который услаждаешься комедиями, писателями лирическими и мимами Лентула; хотя я и не допускаю, чтобы, при крайней отупленности твоего сердца, оно было для тебя непонятным. Изречения пророков ты пренебрежешь; но Амос ответит тебе: за три и за четыре нечестия не отвращуся ли его, говорит Господь ( Ам. 1:3 )? Так как Дамаск, Газа, Тир, Идумея, аммониты и моавиты, равно иудеи и Израиль часто не хотели слушать предвещания Божия, направленныя к ним, чтобы возбудить их к покаянию; то Господь приводит справедливейшие причины своего гнева, которым имеет разразится, говоря: за три и за четыре нечестия не отвращуся ли его? Нечестиво, говорит он, мыслить злое: я снисходил. Непотребнее принять намерение привести в исполнение зло задуманное; и это я благосклонно прощал по своему милосердию. Неужели грех должен быть исполнен на деле, и милосердие мое должно быть попрано с гордостью? Однако и после того, как грех совершен, желая лучше покаяния грешника, чем смерти его, ибо не здоровые имеют нужду во враче, но больные ( Лк. 5:31 ), я простираю руку падшему и увещеваю забрызгавшегося своею кровию обмыться собственными слезами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Неизвестный. Ты приводишь слова преподобного Серафима. Но это идеал, созданный монахами. В нем содержатся все черты «умного делания». Об этом я еще буду говорить с тобой. Разве Христос ставил такую задачу перед Своими учениками? Разве христианский идеал нравственности похож на эту мистику? Духовник. Нет, именно этот идеал и есть конечная цель нравственной жизни каждого христианина. Так учит и Слово Божие, и святая Церковь, и святые отцы. Неизвестный. Не можешь ли ты указать мне, где именно говорится в Слове Божием и у святых отцов о «стяжании Святого Духа» как конечной цели нравственной жизни христианина? Духовник. Изволь. В Евангелии от Иоанна читаем: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7: 38–39). «И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14: 16–17). В посланиях апостольских читаем: «…любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 5). «Но вы не по плоти живите, а по духу, если только Дух Божий живет в вас… Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас… Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8: 9, 11, 14). Святые отцы с древнейших времен всесторонне раскрывают это учение, и святая Церковь хранит его как святую истину. Об этом я мог бы привести тебе множество свидетельств. Но по установленному у нас обыкновению не буду чрезмерно пользоваться цитатами для подтверждения своих слов. Я буду предполагать их тебе известными, а если они не известны тебе – ты потом можешь восполнить этот пробел в твоих познаниях. Но так как в данном случае ты и сам просил меня, я приведу тебе из многого того, что сейчас имею под руками. Святой Игнатий говорит, что совершенный христианин «имеет в себе Бога». Святой Ириней Лионский спрашивает: «Что сделает полная благодать Духа?» – и отвечает: «Она сделает нас подобными Ему».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

– Несомненно, что этот человек притягивал к себе людей, как целебный источник. Старец N. отдавал все, что имел и что не имел. У приснопамятного был жизненный принцип: доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ). Милосердная братия из пяти монахов жила в одной из калив скита Святой Анны. Когда отцы приходили к ним на всенощное бдение, братия наполняли их торбы (заплечные мешки) апельсинами и лимонами из своего сада. А другие отцы собирали плоды в своем саду и клали их прямо на главную тропу Скита. Всякий желающий, монах или мирянин, паломник или рабочий, мог свободно приобщиться милостыни отцов и взять в нужном количестве то, что ему требовалось. На длинных переходах и в часовенках даже сегодня можно встретить немного хлеба и оливок, оставленных для незнакомого утомленного путника. Это знаки братолюбивого афонского гостеприимства в Саду Пресвятой Богородицы, где монахи в пришельце видят Самого Христа, согласно Его слову: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня ( Мф.25:35 ). Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:40 ). В окрестностях монастыря Ватопед в скиту Колину 28 подвизался преподобный Агапий 29 , достойный делатель сугубой любви. Он попал в плен к туркам и, после того как двенадцать лет прослужил у турецкого господина, чудесным образом был освобожден Пресвятой Богородицей из темницы и возвратился на Афон к своему старцу. Однако старец укорил преподобного Агапия за то, что тот тайком ушел от своего господина. Преподобный сотворил послушание, возвратился назад и своей святостью подвиг турка и двух его сыновей прийти на Святую Гору, где они приняли от него Святое Крещение и были пострижены в монахи. Как призыв к пробуждению звучат в моих ушах и в моем «тяжко слышащем» и нечувственном сердце сладкогласные, исполненные любви и жажды богообщения слова мудрого учителя наших дней иеромонаха Афанасия Иверского: – Небесным наслаждением и вкушением неотмирного бытия бывает минута, когда человек помышляет о таинстве воплощенного Домостроительства, Божественном замысле о спасении человечества через Пресвятую Деву. Мария и Иисус, Иисус и Мария, эти два радостнейших и сладчайших имени – вот рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но не все грешники подвергнутся мучениям в одинаковой степени. Апостол говорит, что каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор.3:8 ). Соразмерно своим грехам одни из грешников будут осуждены на большие наказания, другие на меньшие. Эту истину возвестил Сам Спаситель, когда сказал, что раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше ( Лк.12:47–48 ), что фарисеи, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение ( Лк.20:47 ). Согласно со Священным Писанием святые отцы учили, что для грешников будут различные виды мучений. «Кто большее получил наставление, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем более мы сведущи, тем тяжелее будем наказаны за грехи». Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пьяница». Не будет конца жесточайшим мукам грешников. Слово Божие решительно и определенно говорит, что их мучения будут вечны и нескончаемы. Сам Спаситель засвидетельствовал, что после Страшного Суда Он скажет грешникам: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Святой апостол Павел учит, что грешники подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих ( 2Фес.1:9–10 ). Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что дым мучения грешников будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью ( Откр.14:11 ). Согласно со Священным Писанием и отцы Церкви исповедовали, что адские мучения вечны. «Ты грозишь мне, – говорил святой Поликарп своему мучителю, – огнем горящим временно и вскоре угасающим, потому что не знаешь об огне будущего Суда и вечного мучения, который уготован нечестивым». Святитель Кирилл Иерусалимский учит: «Если кто грешен, получит вечное тело, которое будет терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Нравственная цель в комментариях отцов Церкви является, как уже было сказано, очень близкой к домостроительной. Как можно заметить, святые отцы Православной Церкви в своих толкованиях избранного места у евангелиста Марка (и пар. Мф.24:36 ) усматривали в словах Спасителя еще и педагогическую или нравственную цель. На это указывали в своих толкованиях, например, такие авторы, как святители Афанасий Великий (Contr. arian. 3.49), Василий Великий 43 , Иларий Пиктавийский , блаженный Августин Иппонийский, святитель Иоанн Златоуст († 407), блаженный Феофилакт Болгарский . Очевидно, что главной задачей комментариев святых отцов было показать необходимость постоянной нравственной подготовки христиан к встрече с Господом, которая неизбежно наступит при завершении земных дней каждого человека, а не только при Его Втором и славном Пришествии. Святые отцы воспринимали этот фрагмент ( Мк.13:32 ) в общем контексте с его продолжением: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» ( Мк.13:33 ; пар. Мф.24:42 ). В качестве примера можно привести цитаты некоторых отцов. Во-первых, святителя Иоанна Златоуста , комментарии которого повлияли на многих позднейших авторов: «Объявив им почти самый час, опять предупреждает их вопросы об этом, желая, чтобы они были постоянно бдительны. Поэтому Он и говорит им: бодрствуйте, показывая тем причину, по которой не объявляет им о последнем дне. «Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Мф.24:43–44 ). Не говорит им о том часе, когда Он придет, для того, чтобы они бодрствовали и всегда были готовы. Желая же, чтобы они всегда были озабочены встречей с Ним и всегда добродетельны, сказал им, что придет тогда, когда не ожидают Его. Смысл слов Его таков: если бы люди знали, когда они умрут, то без сомнения позаботились бы об этом часе» 44 . В качестве второго примера можно привести мнение западного отца Церкви преподобного Илария Пиктавийского : «Христос избавил нас от необходимости тревожиться о том, когда настанет конец времен, сказав, что никому не известен тот день – ни ангелам, ни даже Ему Самому. О неизмеримая милость Божественной доброты! Разве Бог Отец отказал Сыну знать тот день, когда Сын говорит: «Все предано Мне Отцом Моим» ( Мф.11:27 )?.. Так Он дал нам обилие времени для покаяния, удерживая нас в беспокойстве от страха перед неопределенностью и избегая для этого выражения воли Своей относительно того дня кому бы то ни было» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

О, Боже праведный! не вниди в суд с рабом Твоим, так взывал пред Богом прор. Давид; – ибо не оправдится пред Тобою всяк живый. Если по одному правосудию Своему Ты будешь судить всякого раба, то праведным пред Тобою не окажется и тот, кто ничего худого не имел бы за собою. И праведник, сказано, едва спасется; но аще беззакония назриши: Господи! Господи! кто постоит? Посему и всякий святый умоляет Тебя: остави нам долги наши. И кто бы не вошел в отчаяние, если бы не было прощения во грехах? – но у Тебя прощение, дабы все благоговели к Тебе. И отцы земные любят миловать чад своих; Ты ли один благоутробный не пощадишь нас малодушных, которые и сами не знаем, что делаем? Ты повелел нам, чадам своим, прощать долги братиям, согрешившим против нас даже до седмидесяти раз седмерицею во всякий день: сии слова Твои ходатайствуют пред Тобою об отпущении грехов наших. Прости нас, Отче, без числа согрешающих всякий день, да исповедуем Твою благость, яко не по беззакониям нашим сотворил есть с нами, но яко по высоте небесней утвердил над нами милость Свою. Ей, Отче! да будет тако благоволение Твое; ибо Ты один безгрешен; мы же много согрешаем все 183 . Но у Тебя, как говорит пророк, очищение есть. Если столь любвеобилен Отец наш, что и грешников милует; то и мы, именующиеся Его детьми, должны также быть добросердечны и снисходительны даже и к врагам своим. Посему и Господь говорит нам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего небесного 184 . И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши; если же вы не прощаете, то и Отец ваш небесный не простит вам 185 . Ибо миловать милосердый Отец любит тех, которые и сами милуют других; не милующих же и всякие отцы наказывают, да не творят брань. Но любить тех, которые нас ненавидят, никто не может сам собою, как и Господь говорит: без Мене не можете творити ничесоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой), и поклонился до земли, и сказал «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего ( Быт. 18, 1–3 ). Хотя некоторые святые отцы (мученик Иустин Философ , святой Иларий Пиктавийский , Блаженный Феодорит , святитель Иоанн Златоуст ) полагали, что Аврааму явился только Сын Божий в сопровождении двух Ангелов, однако Святая Церковь , последуя мнению святителей Афанасия Великого , Василия Великого , святителя Амвросия и Блаженного Августина , все же считает, что патриарх Авраам удостоился преобразовательного видения Пресвятой Троицы. Последнее мнение нашло отражение в церковной гимнографии 305 и иконографии («Троица» преподобного Андрея Рублева). Другое общее указание на тайну Святой Троицы святители Афанасий Великий , Василий Великий и другие отцы видели в троекратном воззвании Серафимов к Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». При этом пророк слышал голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» (множ. число!) ( Ис. 6, 3,8 ). Параллельные места Нового Завета подтверждают мысль о том, что пророк Исаия удостоился откровения именно Божественной Троицы. Апостол Иоанн пишет, что пророк видел славу Сына Божия и говорил о Нем ( Ин. 12, 41 ); а Апостол Павел дополняет, что Исаия слышал глас Святого Духа, Который посылал его к израильтянам ( Деян. 28, 25–26 ). Таким образом, Серафимы троекратно славословили Царственную Троицу, избравшую Исаию на пророческое служение. Третью группу составляют свидетельства о конкретных Лицах Святой Троицы. Так, об Отце и Сыне говорится в Книге Псалмов: «Господь сказал Мне: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2, 7 ) – или: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня... из чрева (Отца) прежде денницы... рождение Твое» ( Пс. 109, 1, 3 ). О Третьем Лице Святой Троицы возвещается: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» ( Ис. 48, 16 ) – и в пророчестве о Мессии: «Почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Отношение к другому человеку, ближнему, как ценности, проявляется прежде всего во внимательности к нему – в оказании ему каких-то знаков почтения, уважения, любви: «Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам», – говорит апостол Павел ( Евр. 10:24 ). Эта внимательность к другому человеку и есть настроенность, направленность на него, видение его. И Ветхий и, особенно, Новый Завет , воспитывают в людях любовь и внимание друг ко другу. Святые отцы, преподобные проявляют такую внимательность к людям, к каждому человеку как образу Божию. Каждого приходящего к нему старец Серафим Саровский встречал словами «радость моя», а другой ныне живущий старец Кирилл говорит, что «на человека надо смотреть как на икону». Пример внимательности к человеку, даже согрешившему, дает апостол Павел: «Братия! если и впадет человек в такое согрешение, вы, духовные, исправляйте такого в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга и таким образом исполните Закон Христов» ( Гал. 6:1–2 ). Здесь звучит призыв быть внимательным и к себе – «наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным». Рассуждая о роли внимания или внимательности в духовной жизни можно выделить два аспекта: 1) невнимание к обману, греху, лукавым помыслам; 2) внимание в молитве как условие преуспевания в ней. Научая внимательности в духовной жизни, Священное Писание требует отвергаться от греха, зла, не внимать обману и обольстителям. Апостол Павел говорил, что «некоторые отступят от веры, внимая духам-обольстителям и ученикам бесовским» ( 1Тим. 4:1 ). «Не внимай иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» ( Тит. 1:14 ). «Отойди от зла (не внимай злу) и сотвори благо», – говорит Псалтырь ( Пс. 33:15 ). Внимание к помыслам есть признак жизни, полагал Иоанн Журавский, а отсутствие внимания, рассеянность и кружение помыслов – признак душевной смерти [Журавский Иоанн. 1996]. Такое «невнимание» греху и направленность личности на благо, Бога, ближнего – это свидетельство выбора свободной волей ценностей и помыслов жизни. Внимание и воля всегда тесно связаны, для развития внимания надо развивать волю, и это прекрасно понимали святые отцы. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают Его» ( Матф. 11:12 ) – поучали они своих духовных чад, призывая к волевому усилию, понуждению себя.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Писание предлагает путь правильного развития личности – «хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118: 9), то есть по закону Божиему. Также детям предписывается «повиноваться своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость». Необходимо соблюдение заповеди почитания отца и матери, и, как говорит апостол Павел, «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 1, 3). При этом он дает руководство отцам: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4). В другом послании апостол Павел призывает детей быть послушными родителям во всем, «ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3: 20). В целом библейская педагогическая традиция воспринимает дело развития личности как сложный многогранный процесс, сочетающий в себе строгость наказания и родительскую любовь. При этом основным элементом правильного гармоничного (духовного и физического) возрастания является его укорененность в вере в истинного Бога. Святые отцы также много внимания уделяли этой теме. Обязанность родителей – в учебе детей разуму и внушении им добрых правил. Если «родители не оказывают должного попечения», то «души детей будут взысканы от рук их» . Святитель Иоанн Златоуст также напоминает о том, что «мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей» , так как «мы отвечаем за их спасение» . Он же указывает главную цель развития личности: «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитать их в законе и учении Господнем. Кто прежде всего научится быть благочестивым, тот через это приобретет богатство и величайшую славу» . Так же указывал и преподобный Симеон Новый Богослов. Важность юного возраста отмечал святитель Василий Великий, говоря, что именно тогда «душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы», и именно тогда «надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру». Именно в это время, «когда раскроется разум и придет в действие рассудок», тогда «будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех» .

http://pravoslavie.ru/31258.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010