Ибо не всякий говорящий Мне: «Господи, Господи», – сказал Христос, – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего ( Мф. 7:21 ). И еще сказал: Многие скажут Мне в тот день: «Господи, не Твоим ли именем мы изгоняли бесов?» Но Я объявлю им: «Истинно говорю вам, не знаю вас, отойдите от Меня, делатели беззакония» ( Мф. 7:22–23 ). Поэтому всем нам, братья, и посредничествующим, и согрешившим, и самим желающим следует стремиться к примирению с Богом, чтобы ни посредничествующие не навлекли [на себя] гнев вместо награды, ни споткнувшиеся, ни стремящиеся примириться [с Богом] не получили врага и убийцу и лукавого советника вместо посредника. Ибо таковые услышат ужасающую угрозу: Кто вас поставил начальниками и судьями народа Моего? ( Исх. 2:14 ). И опять: Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф. 7:5 ). Бревно же – это какая-либо одна страсть или похоть, затемняющая око души. И опять: Врач! Исцели самого себя ( Лк. 4:23 ). И снова: Грешнику же говорит Бог: «Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое, и слова Мои бросаешь за себя?» ( Пс. 49:16–17 ). И Павел сказал: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим господином стоит или падает; Бог же силен через верного раба Своего восстановить его ( Рим. 14:4 ). По всему этому я трепещу и дрожу, братья и отцы мои, и увещаю всех вас, утверждая и самого себя через увещания к вам, не относиться презрительно к этим божественным и страшным для всех таинствам и не играть ни с тем, что не является игрушками, ни против души нашей из-за тщеславия, или славолюбия, или [желания] выгоды, или бесчувствия. Ибо случается, что ради того, чтобы быть названными «равви» или «отцы», вы принимаете чужие помыслы. Не будем, прошу, так бесстыдно, с легкостью похищать апостольское достоинство, [но будем] руководствоваться примером из земной [жизни], а именно: если кто будет уличен в том, что самовольно дерзнул принять на себя подобие посланника земного царя и управлять тем, что доверено [посланнику], делая [это] тайно, или впоследствии и открыто заявит о [своих] действиях, то и он, и споспешники и слуги его будут подвергнуты самым жестоким наказаниям для устрашения других, и он будет осмеян как безумный и бесчувственный больше всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Среди внутренних качеств и трудов, могущих привести к возвышению, Священное Писание, а также святые отцы и подвижники благочестия чаще упоминают следующие. Праведная жизнь Превозношение праведной жизнью и постом показано в евангельской истории о мытаре и фарисее: Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю ( Лк. 18:11–12 ). Как отмечают о фарисее толкователи, превозношение «скрывается от него под личиною благодарения Богу» 266 . О том, что соблюдение внешних правил христианской жизни может стать для человека причиной впадения в страсть гордости, говорит авва Евагрий Понтийский , утверждая, что гордый помысел «предстает пред теми, кои исправно живут, и начинает провозглашать их подвиги и собирать им дань похвалы у людей» 267 . Подобным же образом и преподобный авва Дорофей обращает внимание на то, что совершаемые труды могут рождать ложное представление о правильной жизни и приводить к возношению 268 . Поэтому следует заключить, что проходя поприще добродетельной жизни, стараясь соблюдать ревностное попечение о точном исполнении закона Божия, важно иметь трезвение, рассудительность и внимание к себе. Множество великих подвижников, по-настоящему обладающих великими дарованиями, приняли помысел, что достигли всего своим трудом, и погубили свои души. Тщательность Причиной возношения, как показывают святые отцы, становится и сознание того, что положенные труды (молитвы, участие в богослужении) совершаются с особым усердием и старанием, а потому подвизающимся важно смотреть «за собою в сем отношении и во время стояния в церкви и во время исправления дела послушания; потому что помыслы тщеславия и в это время обыкновенно нападают на ревнителей доброго действования, когда или по тому поводу, что они добре внимают псалмопению, или по тому, что молятся без блуждания ума туда и сюда…» 269 . Также и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин отмечал: «Иной искушается сим [тщеславием] по причине долгого сидения за чтением» 270 . О тщеславии того, кто замечает за собой, что «тщателен» 271 , говорил и преподобный авва Дорофей .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

15).    И Ахав, захватив царя Ассирийского Адера, помиловал его, вопреки тому, что было угодно Богу, и отпустил его с великими почестями; и Бог послал к Ахаву некоего пророка, сказавшего: «Так говорит Господь: за то, что ты выпустил из рук твоих человека-убийцу... душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа» (Ср.: 3 Цар. 20:26—34, 42).    Подобно тому и некий пророк сказал другу своему, «по слову Господа: бей меня. Но этот человек не согласился бить его. И сказал ему: за то, что ты не слушаешь гласа Господня, убьет тебя лев, когда пойдешь от меня. Он пошел от него, и лев, встретив его, убил его. И нашел он другого человека, и сказал: бей меня. Этот человек бил его до того, что изранил побоями» (3 Цар. 20:35—37). Что может быть удивительнее этого? Бивший пророка спасся, а пожалевший — пострадал. Уразумей же, что, когда Бог повелевает, не подобает размышлять о природе происходящего, но следует лишь повиноваться.    Поэтому все святые преподобные и богоносные отцы наши, пастыри и учители, умоляли благочестивых царей и князей, чтобы они истребляли еретиков.    Так, святые отцы Шестого Вселенского Собора обращались к благочестивому царю Юстиниану: «А ты, царь, позаботься вот о чем: если какие-нибудь остатки эллинского или иудейского еретического зла попадут в зрелую пшеницу, искорени их, как сорняки — да будут они исторгнуты и да очистится церковная нива горячей любовью к Богу царей и властителей, превзошедших ревнителя Финееса и поразивших грех копьем».    И святые отцы, собравшиеся в Иерусалиме, написали к Феофилу, царю греческому, пространный свиток, с такими словами: «Ты же, о царь, прислушайся к молитве смиренных, окажи милость Церкви своей, успокой церковные раздоры и прежде всего останови зловерных отступников, силою праведного своего царства, мышцею благочестия своего».    Так и первоначальник христиан православных, царь-апостол, великий Константин праведный окончательно низвергнул и осудил в заточение темного и богопротивного Ария, гневу тезоименитого, второго Иуду, с проклятыми его учениками, а также и всех, кто рассуждал подобным образом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В самом деле, ведь, остатки спаслись по избранию благодати: не по делам; иначе не было бы благодати. Зах.8:13–15 . И будет: как [некогда] вы были проклятием у народов, дом Иуды и дом Израиля, так [теперь] Я спасу, и вы будете благословением: не бойтесь, да укрепятся руки ваши. Ибо сие говорит Господь воинств: Как Я помыслил преогорчить вас, когда к гневу побудили Меня отцы ваши, говорит Господь, и Я не умилосердился: так, обратившись в эти дни, Я помыслил ниспослать благословение Иерусалиму и дому Иуды: не бойтесь. LXX: И будет: как вы были проклятием между народами, дом Иуды и дом Израиля, так Я спасу вас, и будете благословением: имейте твердую веру и укрепитесь в сердцах [или: руках] своих, ибо сие говорит Господь всемогущий: Как Я помыслил преогорчить вас, когда отцы ваши вызвали Меня на гнев, говорит Господь всемогущий, и Я не раскаялся; так приготовился Я и помыслил в эти дни, чтобы сделать благое для Иерусалима и дома Иуды: имейте твердую веру. – После построения храма Он обещает такое будущее, что подобно тому, как [прежде] дом Иуды и дом Израиля, т. е. два и десять колен, были между народами предметом проклятий, насмешливого свиста и поговорок, подобно сему, когда они будут спасены и возвращены в Иудею, они будут благословением для всех. Не бойтесь, говорит, воинственных врагов: твердо верьте в то, что обещаемое Господом через меня истинно. Да укрепятся руки ваши, исполняйте начатые работы. Причина укрепления [для них] есть божественное обетование: Сие говорит Господь всемогущий, для Которого нет ничего невозможного, Который может исполнить обещаемое. Подобно тому, как решил Я опечалить вас и предать плену, потому что отцы ваши вызвали Меня на гнев, и Я не умилосердился, – что LXX перевели словами: ο μετενησα, т. е. не раскаялся; на Еврейском это пишется словами nlo naamathi ( ); Я не умилосердился для того, чтобы через пленение исправить вас и наставить через всякие испытания и наказания; подобно этому в настоящее время Я решил ниспослать благословение Иерусалиму и дому Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И я также непрестанно днем и ночью воспоминаю о вас в молитвах моих и прошу Господа нашего, чтобы Он укрепил веру вашу, умножил добродетели ваши, утвердил мудрость вашу и навык различать истину от лжи и даровал вам духовного мужества более, нежели сколько вы имеете. Я непрестанно молюсь о вас, потому что я родил вас во Христе и вы сделались моими сынами. Так и апостол Павел, родивши духовно Тимофея, написал к нему следующие слова: непрестанно имам о тебе память в молитвах моих день и нощь: желая видети тя, поминая слезы твоя, да радости исполнюся ( 2Тим. 1:3–4 ). Дети мои, обратите внимание на сего апостола. Он занимался следующими тремя предметами в рассуждении Тимофея, которого родил духовно и который сделался его сыном: во-первых, днем и ночью воспоминал о нем, во-вторых, молился о нем, в-третьих, желал видеть его. Главным образом и я, возлюбленные мои, любя вас за правоту сердца вашего, в рассуждении вас делаю то же, что делал апостол Павел в рассуждении своем: я воспоминаю о вас, молюсь о вас и желаю видеть вас. Все сие я делаю потому, что познаю труды ваши, стенание ваше, скорбь сердца вашего, великое терпение и кротость вашу, и все ваши подвиги благочестия, которыми вы постоянно и мудро занимаетесь. Ибо всякий, кто упражняется в делах Божиих, должен упражняться в них при руководстве духа мудрости, потому что апостол Павел сказал: не даде нам Бог духа страха ( 2Тим. 1:7 ), но духа мудрости и силу любви. Посему Господь наш, от каждого из нас потребует отчета в том, были ли одушевляемы дела наши духовною мудростью. Дети мои, я прошу Господа, чтобы Он облегчил вам, чтобы опять мне прийти к вам и видеть вас. Я знаю, что и вы желаете видеть меня так же, как я вас. Вы знаете, что на земле ничто не может сравниться с любовью родителей к детям и детей к родителям: и те и другие всегда желают видеть друг друга. Если же плотские родители и дети имеют столь сильную любовь друг к другу, то не гораздо ли большую любовь имеют друг к другу отцы и дети духовные? Поскольку духовные отцы более значат, нежели отцы плотские, то первые всегда со страхом Божиим и любовию к Богу желают видеть детей своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Но, вы, конечно, скажете: «Легко так говорить, а как достигнуть сего?» Отвечаем, что легко и достигнуть сего, если будем учиться тому, как умирать, у святых; ибо они лучше всех изучили науку из наук, науку умирать, а потому в указанном случае всегда и могут дать нам урок спасительный. И вот, для того чтобы доказать перед вами истину слов наших, мы сейчас и предлагаем вниманию вашему один из таковых уроков и надеемся, что вы, выслушав оный, согласитесь с нами в том, что мы выше сказали вам. Когда преподобные отцы, в Синае и Раифе спасавшиеся, были окружены разбойниками и им оставалось жить несколько минут; тогда одни из них, сказано, терпели скорби доблественно, другие плакали, третьи молились и благодарили Бога; все же, кроме сего, друг друга утешали и все взывали: «Господи помилуй!» И в это время один из отцов, Павел, стал посреди церкви и сказал: «Послушайте меня, отцы и братия, грешнейшего и последнего из всех! Вам известно, что все мы из-за любви к Господу нашему Иисусу Христу отлучили себя от суетного мира и пребываем в скорбной сей пустыне, перенося алчбу и жажду и в последней нищете находясь. Вы знаете, что мы оставили всё земное и суетное для того, чтобы сделаться причастниками Царствия Небесного; а теперь вот ничего более не ждём, кроме смерти. Что же? Если Владыка наш хочет теперь освободить нас от этой суетной жизни и взять нас к Себе, то не скорбеть и малодушествовать нам нужно, а более всего радоваться. Что может быть вожделеннее и прекраснее для нас, как взирать теперь на славу Господню и смотреть на Его Божественное лицо? Вспомните, братья и отцы, как мы ублажали и прославляли святых мучеников; как всегда передавали друг другу о страданиях их и как всегда желали быть там, где они! И вот, время настало и для нас, и наше желание исполняется – быть с ними в будущем веке. Поэтому не будем малодушествовать, не будем скорбеть или ужасаться, но препояшем себя силою и смерть примем мужественно, и Бог милостиво примет нас в Своё Царство!» На эти слова все иноки воскликнули: «Как ты сказал, честной отче, так и поступим.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Подобно тому и некий пророк сказал другу своему, “по слову Господа: бей меня. Но этот человек не согласился бить его. И сказал ему: за то, что ты не слушаешь гласа Господня, убьет тебя лев, когда пойдешь от меня. Он пошел от него, и лев, встретив его, убил его. И нашел он другого человека, и сказал: бей меня. Этот человек бил его до того, что изранил побоями”(3 Цар. 20, 35–37.). Что может быть удивительнее этого? Бивший пророка спасся, а пожалевший — пострадал. Уразумей же, что, когда Бог повелевает, не подобает размышлять о природе происходящего, но следует лишь повиноваться. Поэтому все святые преподобные и богоносные отцы наши, пастыри и учители, умоляли благочестивых царей и князей, чтобы они истребляли еретиков. Так, святые отцы Шестого Вселенского Собора обращались к благочестивому царю Юстиниану: “А ты, царь, позаботься вот о чем: если какие-нибудь остатки эллинского или иудейского еретического зла попадут в зрелую пшеницу, искорени их, как сорняки — да будут они исторгнуты и да очистится церковная нива горячей любовью к Богу царей и властителей, превзошедших ревнителя Финееса и поразивших грех копьем”. И святые отцы, собравшиеся в Иерусалиме, написали к Феофилу, царю греческому, пространный свиток, с такими словами: “Ты же, о царь, прислушайся к молитве смиренных, окажи милость Церкви своей, успокой церковные раздоры и прежде всего останови зловерных отступников, силою праведного своего царства, мышцею благочестия своего”. Так и первоначальник христиан православных, царь-апостол, великий Константин праведный окончательно низвергнул и осудил в заточение темного и богопротивного Ария, гневу тезоименитого, второго Иуду, с проклятыми его учениками, а также и всех, кто рассуждал подобным образом. Позднее пресветлая звезда, преемник царя, Феодосий Великий, собрал Второй божественный Собор святых отцов, против Македония духоборца, Евномия и ариан, и проклял их, и осудил в заточение с бесчестием. И преемник его, по уму и по имени, Феодосий Младший, собрал в Ефесе святой Собор и низложил Нестория.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

– Принеси мне ножницы сюда. Служащий принес. Симеон сказал ему: – Благословен Господь, постриги этого, – и указал на Мину своим перстом, а около столпа стояли многие. Мина, изумленный словами святого и страхом великим объятый, нисколько не прекословил, уразумев, что Бог открыл старцу о нем. По пострижении же его сказал ему великий Симеон: «сотвори молитву, диаконе», и когда он сотворил молитву, сказал ему святой: «иди в Раифу, откуда ты вышел». Когда же тот стал говорить: «не могу я стерпеть срама от отцов», – сказал ему Симеон: – Имей мне веру, чадо, – в том, что было сейчас, нет тебе никакого срама, и отцы с миром примут тебя, и радость будет у них и веселье от твоего возвращения. И знай, что Бог покажет на тебе знамение, по которому узнаешь, что простил Он тебе грех твой, ибо неизреченна Его благодать. Когда пришел он в Раифу, отцы приняли его с распростертыми объятиями и оставили его в чине диаконском. В один же день воскресный, когда нес он животворящую кровь Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, – внезапно вытек у него глаз. И из этого знамения уразумели отцы, что простил ему Господь грех, по слову святого Симеона 5486 . Чудо, совершенное святым Симеоном над пресвитером Некий пресвитер сидел как-то в притворе церковном и читал Святое Евангелие. И вот злой дух пришел к нему в образе облака темного и мрачного и, как клобук, обвил его голову; и погас для него свет, и разум у него отнялся, и расслабли все кости его и не мог он говорить. Вошедшие нашли его лежащим замертво; и пробыл он в той болезни девять лет, и не мог повернуться на другой бок, если кто-нибудь не помогал ему. Домашние его, слышав о святом Симеоне, пошли к святому, неся болящего на постели, и, не дошедши трех поприщ до монастыря, остановились там на отдых. И святому Симеону, стоявшему на молитве, открыто было о пресвитере. В полночь призвал святой одного из учеников своих и сказал ему: – Возьми отсюда воды и ступай скорей; ты найдешь одного пресвитера, носимого на постели, покропи его водою этой и скажи ему: «Говорит тебе грешный Симеон: во имя Господа нашего Иисуса Христа встань и оставь постель твою и приходи ко мне на своих ногах».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Прп. Исаак Сириянин писал: «Лучше жить со зверями, чем с людьми худого поведения». Основной закон духовного совершенства – окружение себя обстановкой возвышающей, а не принижающей уровень души. Св. отцы говорили: «С преподобнымипреподобен будешь, а со строптивыми – развратишься». Ст. Амвросий: «Когда дикая лошадь присмотрится, что прочие лошади идут спокойно, тогда и сама пойдет в ряд. Так и человек», – добавляет старец. Важным условием для подражания является взаимная связь душ через любовь, симпатию и доверие. Особенно сильное подражание себе могут вызвать люди с сильной, целеустремленной волей и яркой индивидуальностью, а для христиан – подвижники, старцы, проповедники, духовные отцы и все праведники. Св. отцы советуют теснейшее сближение с людьми, у которых просвещенные души. Преподобный Иосиф Волоколамский говорит: «Следуй ему во всем, внимай словам его, делай приятное ему. Если ты нашел такого человека, будь покоен: ты нашел ключ к Царству Небесному». По словам архиеп. Антония, «та духовная сила, которая войдет в нас при общении со старцами, просветит и примирит нас с жизнью, ...будет заключаться не столько в самом содержании ответа (на наши вопросы), сколько в том обстоятельстве, что светящаяся в облике и речи душа старца перельется в нашу душу, и мы ощутим в себе совершенно новое, дотоле нам неведомое содержание». Схиархим. Софроний оговаривается: «Со святыми жить не всегда легко». Никакой святой не может освободить от необходимости личной борьбы с живущим в нас грехом. Освободить нас от труда и подвига он не может. И потому святой может показаться жестоким. Ап. Павел пишет: «Не обманывайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ). Или: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» Какая совместимость храма Божия с идолами? ( 2Кор.6:14 ). Господь говорит: «И потому выйдите из среды их и отделитесь – и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас» ( 2Кор.6:17 ). Ап. Павел: «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно»; и далее: «Если кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» ( 2Фес.3:6, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Со времени преподобного Сергия не было еще такого животворящего сдвига. Казалось, делание духовное, начавшись так дружно, расширится по всей земле нашей. Но иными путями повел Невесту Свою Жених Церковный. Сам испивший чашу смерти, Он и ей предлагает очистительные крестные муки. Вот она, оплеванная, заушенная, поруганная, возводится на Голгофу и, обнаженная, пригвождается ко Кресту. Для верных чад ее открывается путь исповедничества, мученичества, а главное – путь величайших скорбей и величайших лишений. Спросили однажды скитские отцы авву Исхириона: «Что сделали мы?» И он ответил: «Мы соблюдали заповеди Божии...» Отцы спросили: «Что сделают те, которые непосредственно последуют за нами?» Он ответил: «Они будут иметь делание вполовину против нашего». Отцы опять спросили: «А те, которые будут после них?» «Эти, – ответил авва, – отнюдь не будут иметь монашеского делания, но их постигнут напасти, и они, подвергшись напастям и искушениям, окажутся больше нас и больше отцов наших». Особые скорби, небывалые напасти – удел наших дней. В покаянном преодолении их – смысл нашей жизни. Отьятие видимой стороны христианства – главнейшее из всех лишений. Изгнание, заточение, горькие работы – ничто по сравнению с ним. Это отьятие храмов, по слову Божию, можно было бы предотвратить покаянием: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? ( Иоил.2:12–14 ). Но где мы слышали всеобщий призыв к покаянию, где видели архипастырей и пастырей, неотступно у жертвенников проливающих реки слез и подвизающих к тому же народ свой? Дипломатические таланты архиереев поставили выше слова Божия, на них возложили надежду, в них положили свое спасение. Ложно хотели сохранить царство Истины... И посмеялся Господь над ними и до конца изливает гнев свой. Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость? ( Иоил.1:16 ). Истощают, истощают до основаниявидимую сторону Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010